С 50-60-х гг. XX в. ведущее место в ирл. музыке занимают композиторы авангардного направления, многие из них обращаются к муз. жанрам и текстам христианской традиции. А. Дж. Поттер (1918-1980) написал неск. сочинений на богослужебные тексты: Missa brevis Lorica Sancti Patricii (Краткая месса «Латы святого Патрикия») (1936/1940), Missa brevis (1949), «Hail Mary» (Радуйся, Мария) для меццо-сопрано, тенора, смешанного хора и оркестра (1966), «Stabat Mater» (1973), «Ave Maria» для голоса и фортепиано (1975), а также «Concerto da chiesa» (Церковный концерт) для фортепиано с оркестром (1952), во многом основанный на хоральных мелодиях и выдержанный в псевдо-барочном стиле. Дж. Виктори (1921-1995), одному из наиболее плодовитых и часто публикуемых ирландских композиторов XX в., принадлежит ряд духовных произведений как богослужебного, так и внебогослужебного назначения: «Hymnus vespertinus» (Вечерний гимн) для сопрано и хора (1965); «Songs of Praise» (Песни хвалы) для хора, ударных и органа (1967); кантата «Civitas nova» (Новый град) для сопрано, тенора, хора и органа (1968); «Sing to the Lord» (Пойте Господу (Пс 98); песнопение после причастия) для 2 хоров и органа (1970); неск. произведений для смешанного хора и органа - Mass for Christmas Day (Месса на Рождество) (1974), Mass of the Resurrection (Пасхальная месса) (1977), O Antiphons (О-Антифоны) (1978); масштабная реквием-кантата «Ultima rerum» (Последнее) (1975-1981) для солистов, детского, камерного, смешанного хоров и оркестра, выходящая за рамки традиц. богослужебного текста; «St Patrick " s Confession» (Исповедь св. Патрикия) для хора и ударных (1987); «The Gospel According to St. Luke» (Евангелие от Луки) для чтеца, смешанного хора, флейты, английского рожка и арфы (1989). Дж. Уилсон (1922-2005), ирл. композитор англ. происхождения, написал «A Canticle for Christmas» (Рождественское песнопение; op. 26) для детского хора и инструментального ансамбля (1967), «Carmen Carmeliticum» (Песнь кармелитов; op. 47) для сопрано, струнного трио и фортепиано (1971) и Missa brevis (Op. 55) для 3 голосов и органа (1973).

http://pravenc.ru/text/674067.html

ПРИМЕЧАНИЯ: Данная статья является дополненным и исправленным воспроизведением публикации: Иванов А.А. " Он был лучше своей репутации... " Владимир Пуришкевич глазами современников: штрихи к портрету политического деятеля//КЛИО. Журнал для ученых. 2004. N2 (25). С. 227- 231. Тэффи. Публика; ее же. Карьера Сципиона Африканского. Саша Черный. Злободневность; Стихи Маршака см. в кн. Бардадым В. В.М.Пуришкевич на Кубани. Штрихи к политическому портрету//Бардадым В. Кубанские портреты. Краснодар, 1999. С. 91-92, С. 95. Красильщиков А. Евреи Октября и Марина Цветаева//Еврейское слово. 2004. N5 (178) Степанов С.А. Черная сотня в России 1905-1914 гг. М., 1992. С. 91. Глинка Я.В. Одиннадцать лет в Государственной думе. 1906-1917. Дневник и воспоминания. М., 2001. С. 225. Маклаков В.А. Вторая Государственная дума. (Воспоминания современника). London, 1991. С. 193-194; Его же. [Вступительная статья]//Из дневника В.М.Пуришкевича. Убийство Распутина. Париж, 1923. С. 7. Новиков М.М. От Москвы до Нью-Йорка. Моя жизнь в науке и политике. Нью-Йорк, 1952. С. 183. Глинка Я.В. Указ. соч. С. 51. Мансырев С. [Заключение]//Пуришкевич В.М. Дневник " Как я убил Распутина " : Репринтное воспроизведение издания 1924 г. М., 1990. С. 99-100. Маклаков В.А. Вторая Государственная дума... С. 194. Гессен И.В. В двух веках. Жизненный отчет//Архив русской революции. Берлин, 1937. Т. XXII. С. 241, 243. Любош С.Б. Русский фашист Владимир Пуришкевич. Л., 1925. С. 13-14. Кирьянов И.К. Владимир Митрофанович Пуришкевич: депутат-фракция//Консерватизм: идеи и люди. Пермь, 1998. С. 117. Любош С.Б. Указ. соч. С.10-11. Глинка Я.В. Указ. соч. С. 51. Степанов С.А. Черная сотня. М., 2005. С. 119. Берг Л.С. Автобиографическая записка//Памяти академика Л.С. Берга. Сборник работ по географии и биологии. М.-Л., 1955. С. 10. Архипов И. Кривое зеркало Российского парламентаризма. Традиция " политического скандала " : В.М. Пуришкевич//Звезда. 1997. N 10. C. 112-113. [Степанов С.А.] В.М. Пуришкевич.//Политическая история России в партиях и лицах. М., 1993. С. 322.

http://ruskline.ru/analitika/2005/05/28/...

Хронологическая статья Кирика//Хрестоматия по истории русского языка: 2-е изд/сост. С. П. Обнорский, С. Г. Бархударов. М., 1952. Ч. I. С. 265–276. Публикация типографским шрифтом «Учения» Кирика Новгородца по Погодинскому списку. Herberstein S. Rerum Moscoviticarum commentarii. Basiliae, 1556. Извлечения из Особой редакции. Исследования Бобынин В. Состояние математических знаний в Росси до XVI века/В. Бобынин//Журнал министерства народного просвещения. 1884. Ч. 232, апр. С. 185–191. Богомолов Н. В. Очерки о российской педагогической математике/Н. В Богомолов. М., 2006. С. 9–12. Болгарский Б. В. Очерки по истории математики/Б. В. Болгарский. Минск, 1979. С. 269–271. Буняковский В. Я. Арифметика/В. Я. Буняковский//Энциклопедический словарь, составленный русскими учеными и литераторами. СПб., 1862. Т. V, отд. 1. С. 350–351. Водов В. Еще один след западного влияния в «Вопрошении Кирика Новгородского »?/В. Водов//От Древней Руси к новой России: Юбилейный сборник, посвященный член-корр. Я. Н. Щапову. М., 2005. С. 134–138. Востоков А. Х. Описание русских и славянских рукописей Румянцевского музеума./А. Х. Востоков. СПб., 1842. С. 39–40. Гаврюшин Н. К. «Поновление стихий» в древнерусской письменности/Н. К. Гаврюшин//Отечественная общественная мысль эпохи Средневековья. Киев, 1988. С. 208–212. Гиппиус А. А. «Русская Правда» и «Вопрошание Кирика» в Новгородской Кормчей 1282 г.: (к характеристике языковой ситуации древнего Новгорода/А. А. Гиппиус//Славяноведение. 1996. 1. С. 49–51. Глухов А. Г. Знаток счетной мудрости (Кирик Новгородец)/ Г. Глухов//Библиография. 1997. С. 48–53. Глухов А. Г. Русь книжная/А. Г. Глухов. М., 1979. С. 64. Гнеденко Б. В. Очерки по истории математики в России/Б. В. Гнеденко. М. ; Л., 1946. С. 13–15. Горчаков М. И. К истории епитимийных номоканонов (пенитенциалов) православной церкви: Из отчета о XVI присуждении наград графа Уварова/М. И. Горчаков. СПб., 1874. С. 16–20. Голубинский Е. Е. История русской церкви. 2-е изд./ Е. Е. Голубинский . М., 1901. Т. 2, п/т 1. С. 792–793, 849–851.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Alex. Strom. VI 17. 150. 3). Достигший этого состояния человек «становится неким богом» (θες κενος γνεται), т. е. образом и подобием Бога, в полноте отображающим Первообраз (Paed. III 1. 1. 5). Говоря об обожении человека, К. А. отличал понятие «Бог» ( θες; с артиклем), относимое только к Творцу, от понятия «бог» (θες; без артикля), к-рое может по способу аналогии применяться к тварным существам. Так, «богами» у К. А. называются высшие ангельские силы, первые после Сына, непрестанно созерцающие Бога в небесном мире; согласно К. А., после полного «очищения» гностик будет жить на небесах «по Богу с богами» (см.: Strom. VII 10. 56. 1 - 57. 5). В силу этого у К. А. обожение нередко обозначается как достижение равноангельного состояния, или даже «преображение» в ангельскую природу (см.: Strom. VI 13. 105. 1; Eclog. proph. 57; ср.: V ö lker. 1952. S. 603-604). Однако, вопреки мнению некоторых совр. исследователей (см., напр.: Bucur. 2009. P. 42-51), уподобление ангелам само по себе не объясняет всех смыслов обожения, а скорее является побочным следствием уподобления Богу, поскольку приближающийся к Богу человек в своем движении неизбежно достигает той стадии, на которой пребывают небесные духи, и в этом смысле становится «равным» им (ср.: Butterworth. 1916. P. 159). Библейское основание как для того, чтобы говорить о становлении человека богом, так и для именования «богами» небесных духов К. А. видел в словах из Псалтири: «Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы» (Пс 81. 6; об интерпретации этого места у К. А. и др. раннехрист. писателей см.: Hoek. 1998; Mosser. 2005). Комментируя их, К. А. отмечал, что, исполняя данные в НЗ заповеди о любви к Богу и ближнему, «гностик получает возможность стать богом» (см.: Clem. Alex. Strom. IV 23. 149. 9). Опираясь на это же место ВЗ, а также на рассуждения ап. Павла в НЗ (см.: Рим 8. 14-17), К. А. подчеркивал в обожении принципиальный христ. аспект, связанный с усыновлением человека Богом. Поскольку христианин в церковных таинствах и в личном подражании соединяется с воплощенным Сыном Божиим, Иисусом Христом, он получает право именоваться «усыновленным» во Христе сыном Бога: «Он усыновил нас и желает называться только нашим Отцом, но не Отцом непокорных» (Protrept.

http://pravenc.ru/text/Климента ...

Kniazev A. L " Institut Saint-Serge. De l " académie d " autrefois au rayonnement d " aujourd " hui. P., 1974. L " église orthodoxe de Meudon. Meudon, 1998. Mnoukhine L., Struve N, Lossky V. L " émigration russe. Chronique de la vie scientifique, culturelle et sociale en France (19211940): En 4 t. P., 19951997. Mnoukhine L., Struve N, Lossky V. L " émigration russe. Chronique de la vie scientifique, culturelle et sociale en France (19401975): En 4 t. P., 20002004. Raeff M. A Cultural History of the Russian Emigration (19191939). New York: Oxford University Press, 1990 (русск. пер.: Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции. 19191939. М., 1994). Seide G. Geschichte des russischen orthodoxen Kirche im Ausland von des grundung bis in die Gegenwart. Wiesbaden, 1983. Seide G. Verantwortung in der Diaspora. Die Russische Orthodoxe Kirche im Ausland. München, 1989. Seide G. Monasteries and Convents of the Russian Orthodox Church Abroad. An Historical revew. München, 1990. Споменица православных свештеника 19411945 жертва фашистичког режима и палих у НОБ. Белград, 1960. Struve N. 70 ans d " émigration russe (19191989). Paris: Fayard, 1997. Williams G. Culture in Exil. Russians Emigres in Germany, 18811941. Ithaca: Cornell University Press, 1972. Zacharov B. No Snow on Their Boots – About the First Russian Emigration to Britain. Cheshire: Basileus press, 2005. Zander L. Ust of Writings of professors of the Russian Theological Institut in Paris. P., 1952. Vol. 1; 1963. Vol. 2. Zernov N. Russian Religious Renaissance of the 20th Century. N.Y.: Harper & Row, 1963. Zernov N. (сост.) Russian emigre authors: a Bibliographical Index and Bibliography of their Works on Theology, Religious Philosophy, Chruch History and orthodox Culture. 19211973. Boston: G.K. Hall, 1973. Читать далее Источник: Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе 1920-1995 : Биографический справочник/Антуан Нивьер. - Москва : Русский путь ; Париж : YMCA-PRESS, 2007. - 574 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Красильщиков А. Евреи Октября и Марина Цветаева//Еврейское слово. 2004. N5 (178) Степанов С.А. Черная сотня в России 1905-1914 гг. М., 1992. С. 91. Глинка Я.В. Одиннадцать лет в Государственной думе. 1906-1917. Дневник и воспоминания. М., 2001. С. 225. Маклаков В.А. Вторая Государственная дума. (Воспоминания современника). London, 1991. С. 193-194; Его же. [Вступительная статья]//Из дневника В.М.Пуришкевича. Убийство Распутина. Париж, 1923. С. 7. Новиков М.М. От Москвы до Нью-Йорка. Моя жизнь в науке и политике. Нью-Йорк, 1952. С. 183. Глинка Я.В. Указ. соч. С. 51. Мансырев С. [Заключение]//Пуришкевич В.М. Дневник " Как я убил Распутина " : Репринтное воспроизведение издания 1924 г. М., 1990. С. 99-100. Маклаков В.А. Вторая Государственная дума... С. 194. Гессен И.В. В двух веках. Жизненный отчет//Архив русской революции. Берлин, 1937. Т. XXII. С. 241, 243. Любош С.Б. Русский фашист Владимир Пуришкевич. Л., 1925. С. 13-14. Кирьянов И.К. Владимир Митрофанович Пуришкевич: депутат-фракция//Консерватизм: идеи и люди. Пермь, 1998. С. 117. Любош С.Б. Указ. соч. С.10-11. Глинка Я.В. Указ. соч. С. 51. Степанов С.А. Черная сотня. М., 2005. С. 119. Берг Л.С. Автобиографическая записка//Памяти академика Л.С. Берга. Сборник работ по географии и биологии. М.-Л., 1955. С. 10. Архипов И. Кривое зеркало Российского парламентаризма. Традиция " политического скандала " : В.М. Пуришкевич//Звезда. 1997. N 10. C. 112-113. [Степанов С.А.] В.М. Пуришкевич.//Политическая история России в партиях и лицах. М., 1993. С. 322. Троцкий Л.Д. Политические силуэты. М., 1990. С. 149. См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч. М., 1972. Т. 14. С. 542; Витте С.Ю. Воспоминания. М., 1960. Т. 2. С. 498, Т. 3. С. 333; Троцкий Л.Д. Указ. соч. С. 133. Цит. по: Архипов И. Указ. соч. С. 118. Новиков М.М. Указ. соч. С. 18-184. Мансырев С. Указ. соч. С. 99-100; Владимир Митрофанович Пуришкевич (1870-1920)//История Государства Российского. Жизнеописания: ХХ век. М., 1999. Кн. 1. С. 170. Исторический архив. 1959. N4. С. 150.

http://ruskline.ru/analitika/2005/05/28/...

Указ. соч. С. 129, 157-158..     [xxx] Щербатов А.П., Криворучкина-Щербатова Л.Право на прошлое. М., 2005. С. 368.     [xxxi] Протоиерей Сергий Гаккель. Указ. соч. С. 157-158, 174.     [xxxii] Варшавский В.С. Незамеченное поколение. Нью-Йорк, 1956. С. 289.     [xxxiii] Дон-Аминадо.Наша маленькая жизнь: Стихотворения. Политический памфлет. Проза. Воспоминания. М., 1994. С. 679.     [xxxiv] Федотов Г.П. Указ. соч. С. 317, 329.     [xxxv] Черняев В.Ю. Русские узники Компьенского лагеря и их судьбы. С. 216.     [xxxvi] Кривошеин Игорь Александрович. Родился в 1899 г. в семье известного российского государственного деятеля А.В. Кривошеина, сподвижника П.А. Столыпина и генерал-лейтенанта П.Н. Врангеля. Окончил в 1916 г. Пажеский корпус, штабс-капитан лейб-гвардии Конной артиллерии. С 1919 г. - в Добровольческой армии, офицер гвардейской конной артиллерии, штабс-капитан, участник боев под Перекопом, эвакуирован в октябре 1920 г. в Константинополь. В Париже в 1922 г. окончил факультет физико-математиче­ских наук Сорбонны и в 1923 г. Высшую электротехническую школу, работал инженером-электриком. Член Российского общевоинского союза, Совета Торгпрома и партии младороссов. В июне 1941 г. был интернирован во Фронт-Сталаг-122, через 6 недель освобожден. Вновь подвергался аресту нацистами в 1944 г., отправлен в германский концлагерь, после освобождения из концлагеря Дора в апреле 1945 г. был избран председателем Содружества русских добровольцев, партизан и участников Сопротивления во Франции, в 1946-1947 гг. издавал «Вестник участников Сопротивления» («Вестник русских доброволь­цев, партизан и участников Сопротивления»), принял советское гражданство. В ноябре 1947 г. в группе 24 советских граждан власти Франции депортировали его в советскую оккупационную зону Германии. С февраля 1948 г. работал в Ульяновске инженером электропромышленного завода, а в сентябре 1949 г. после ареста стал узником внутренней тюрьмы МГБ, с 1952 г. - заключенный в Марфинской «шаражке» (вместе с Л. Копелевым, А.

http://bogoslov.ru/article/2044123

Лит.: Библиогр. справочники и обзоры: Kohlhase T. , Paucker G. M. Bibliographie gregorianischer Choral. Regensburg, 1990. (Beitr. z. Gregorianik; 9-10); Addenda I. Regensburg, 1993. (Ibid.; 15-16) [ежег. доп. в ж.: Plainsong & Mediaeval Music. Camb., 1992-.]; Hiley D. Writings on Western Plainchant in the 1980s and 1990s//Acta musicologica. Basel, 1997. Vol. 69. P. 53-93; idem. Chant [Электр. ресурс]. Дискогр.: Weber J. F. A Gregorian Chant Discography. Utica (N. Y.), 1990. 2 vol. [ежег. доп. в ж.: Plainsong & Mediaeval Music. Camb., 1992-.]. Периодич. и продолж. изд.: Paléographie musicale: Les principaux manuscrits de chant grégorien, ambrosien, mozarabe, gallican. Solesmes, 1889-. [факс. изд. рукописей]; Monumenta Musicae Sacrae: Coll. de manuscripts et l " études. Macon, 1952-1981 [факс. изд. рукописей]; Études grégoriennes. Solesmes, 1954-.; Monumenta Monodica Medii Aevi. Kassel, 1956-. [транскрипции певч. памятников]; Journal of the Plainsong and Mediaeval Music Society. Englefield Green (Surrey), 1978-1990; Beiträge zur Gregorianik. Regensburg, 1985-.; Studi gregoriani. Cremona, 1985-.; Monumenta Palaeographica Gregoriana. Münsterschwarzach, 1985-. [факс. изд. рукописей]; Plainsong & Mediaeval Music. Camb., 1992-. Совр. церк. певч. книги: Liber responsorialis: pro festis I. classis et communi sanctorum juxta ritum monasticum. Solesmes, 1894; Graduale sacrosanctae Romanae ecclesiae. R., 1908; Antiphonale sacrosanctae Romanae ecclesiae. R., 1912; Liber usualis missae et officii pro Dominicis et festis I vel II. classis. R., 1921 [мн. переизд.]; Antiphonale monasticum pro diurnis horis. Tournai etc., 1934; Graduale sacrosanctae Romanae ecclesiae […] restit. et ed. Pauli VI. Solesmes, 1974; Ordo missae in cantu: Missale Romanum, auctoritate Pauli PP. VI promulgatum. Solesmes, 1975; Psalterium monasticum. Solesmes, 1981; Graduale triplex, seu Graduale Romanum Pauli PP. VI cura recognitum & rhythmicis signis a Solesmensibus monachis ornatum: neumis Laudunensibus (cod. 239) et Sangallensibus (cod. San Gallensis 359 et Einsidlensis 121) nunc auctum/[Ed. E. Cardine]. Solesmes, 1979; Antiphonale Romanum. Vol. 2: Liber hymnarius cum invitatoriis & aliquibus responsoriis. Solesmes, 1983; Antiphonale monasticum. Solesmes, 2005.

http://pravenc.ru/text/григорианским ...

Необходимо упомянуть об изданиях трех католических библеистов, Генриха Фогельса (H.J. Vogels, издание Нового Завета 1920, 41995), Августина Мерка (A. Merk, издание Нового Завета 1933, 34 1986) и Хосе Бовера (J.M. Bover, издание Нового Завета 1943, 35 1968), которые вслед за фон Зоденом придерживаются византийского, или церковного, типа текста. Следует отметить также две большие программы новозаветных текстологических исследований, которые в настоящее время ещё не принесли всех обещанных плодов. Это International Greek New Testament Project, где задействованы английские и американские библеисты, и Novi Testamenti editio critica major, организованная Институтом текстологии Нового Завета в Мюнстере. В рамках первой программы до настоящего времени (2006) издан обстоятельный обзор разночтений новозаветных рукописей трех синоптических Евангелий. Вторая, мюнстерская программа выпустила на настоящий момент все разночтения новозаветных рукописей по Соборным посланиям (1997–2005). Перечень изданий XX века можно завершить упоминанием об Эберхарде Нестле (Eberhard Nestle), который на основе публикаций Тишендорфа, Весткота Хорта и Бернарда Вайса осуществил ставшее самым популярным в наше время издание Нового Завета (с 1898 года и далее). С 13-го издания 1927 года эту работу продолжил его сын Эрвин Нестле (Erwin Nestle), а с 21-го издания (1952) развил и обогатил новыми данными из папирусов и других рукописей Курт Аланд (Kurt Aland), директор Института текстологии Нового Завета в Мюнстере ( 1994). С 1993 года в свет выходит 27-е издание, которое обычно называют Nestle-Aland, принятое для изучения Нового Завета в университетах по всему миру. Издание Nestle с 1904 года использовалось Британским библейским обществом в качестве основы для переводов Нового Завета на другие языки вместо принятого до того времени Textus Receptus. В настоящее время Объединенные библейские общества (United Bible Societies) приняли за основу для переводов критический текст, первое издание которого вышло в 1966 году (The Greek New Testament) и который весьма незначительно отличается от текста Nestle-Aland. 3-е издание его (1975) вовсе совпадает с текстом 26-го издания Nestle-Aland, опуская только подробный критический аппарат, не представляющий практической ценности для переводчиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Ireland. Dublin, 1942; Bieler L. Was Palladius Surnamed Patricius?//Studies: An Irish Quarterly Rev. Dublin, 1943. Vol. 32. N 127. P. 323-326; idem. The Mission of Palladius: A Comparative Study of Sources//Traditio. Camb., 1948. Vol. 6. P. 1-32; Grosjean P. Notes d " hagiographie celtique//AnBoll. 1945. Vol. 62. P. 65-130; idem. Paladius episcopus... qui Patricius//Ibid. 1952. Vol. 70. P. 317-326; Mulchrone K. The Old-Irish Form of Palladius//J. of the Galway Archaeol. and Hist. Society. Galway, 1946/1947. Vol. 22. P. 34-42; Binchy D. A. Patrick and His Biographers: Ancient and Modern//Studia Hibernica. Dublin, 1962. N 2. P. 7-173; Heinzelmann M. Gallische Prosopographie 260-527//Francia. Sigmaringen, 1982. Bd. 10. S. 667-668; Thompson E. A. Who Was Saint Patrick? Suffolk, 1985; Ó Cróinín D. New Light on Palladius//Peritia. Turnhout, 1986. Vol. 5. P. 276-283; idem. Who was Palladius «First Bishop of the Irish»?//Ibid. 2000. Vol. 14. P. 205-237; Sharpe R. Medieval Irish Saints " Lives: An Introd. to Vitae Sanctorum Hiberniae. Oxf., 1991; Dumville et al. Saint Patrick, A. D. 493-1993. Woodbridge, 1993; Byrne F. J., Francis P. Two Lives of Saint Patrick: «Vita Secunda» and «Vita Quarta»//The J. of the Royal Society of Antiquaries of Ireland. Dublin, 1994. Vol. 124. P. 5-117; Charles-Edwards T. Early Christian Ireland. Camb., 2000; Чехонадская Н. Ю. Еще раз о смерти Конхобара//Атлантика: Зап. по ист. поэтике. М., 2001. Вып. 5. С. 81-102; Keogh R. M. Palladius: Bishop or Phantom?//Studia Hibernica. 2005. N 33. P. 7-27; Barret A. A. Saint Germanus and the British Missions//Britannia. L., 2009. Vol. 40. P. 197-218; Clancy T. The Cults of Saints Patrick and Palladius in Early Medieval Scotland//Saints " Cults in the Celtic World/Ed. S. Boardman et al. Woodbridge, 2009. P. 18-40; Holmes S. M. Catalogue of Liturgical Books and Fragments in Scotland before 1560//The Innes Rev. Glasgow, 2011. Vol. 62. N 2. P. 127-212; Imhoff H. The Different Versions of «Aided Chonchobair»//Ériu.

http://pravenc.ru/text/2578731.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010