На вторую Пражскую конференцию в Апреле 1959 года приехало уже 90 человек, в том числе около трети из капиталистических государств. Казалось, что у движения большое будущее. II конференция обсудила вопросы о введении всемирного «дня покаяния», приурочив его к дате атомной бомбардировки Хиросимы, об организации в 1961 году Вселенского Христианского мирного Собора, переименовав его затем во Всемирный конгресс. Как видно из заявления главы Русской делегации на конференции митрополита Минского и Белорусского Питирима, важнейшей задачей было приглашение на конгресс ВСЦ, объединявшего в основном протестантов и последователей Англиканской Церкви. На католиков с самого начала особых надежд не возлагалось. 641 Всемирный Совет Церквей привлекал повышенное внимание ЦК КПСС и КГБ, рассчитывавших использовать эту влиятельную организацию в своих целях, ещё с середины 1950-х годов. 27 Октября 1956 года Президиум ЦК принял постановление о разрешении Московской Патриархии послать делегацию для встречи и обсуждения с руководством ВСЦ вопроса об участии Русских представителей в работе данной организации. Уже была достигнута договорённость о том, что встреча должна состояться в Январе 1957 года в Париже. Однако, действия советских войск в Венгрии сорвали ее проведение. Первые официальные переговоры об установлении контактов довольно успешно прошли 7 Августа 1958 года в Утрехте. Было принято совместное коммюнике и обсуждён план взаимоотношений – присутствие наблюдателей Патриархии на заседаниях ЦК ВСЦ и приглашение его генерального секретаря в СССР. Между тем, руководство Русской Церкви в тот период отказывалось вступить в члены ВСЦ, придерживаясь тезиса, что именно Православие есть продолжение неразделённого Христианства. 22 Августа митрополит Николай заявил Г. Карпову, что речь может идти только о представительстве наблюдателей. Впрочем, и председатель Совета придерживался того же мнения. В Августе-начале Сентября 1959 года представители Московской Патриархии впервые присутствовали на ежегодной сессии ЦК Всемирного Совета Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Важнейшим звеном начала атаки на религию оказалось секретное постановление ЦК КПСС от 4 Октября 1958 г. «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды». В нём всем партийным, общественным организациям и государственным органам предписывалось развернуть наступление на «религиозные пережитки» советских людей. По тотальности намечаемых мер эта акция не имела прецедента. В соответствии с указаниями ЦК и лично Хрущёва 16 Октября Совет Министров СССР принял первые антицерковные постановления: «О монастырях в СССР» и «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей». В первом из них монастырям запрещалось применять наёмный труд, предусматривалось значительное уменьшение земельных наделов, а также сокращения самого количества обителей. Кроме того, вновь вводились отменённые в 1945 году налог со строений и земельная рента, резко повышались ставки налога с земельных участков. 634 Антирелигиозная кампания не случайно началась с гонений на монастыри. Их духовная роль всегда являлась чрезвычайно важной в России. Они были и оставались местами паломничества, где можно исповедаться и получить духовный совет старца, центрами духовной поддержки верующих, национальными источниками веры. И во второй половине XX столетия Православные монастыри сохраняли свою привлекательность. Например, только одна Почаевская Лавра в Тернопольской области за 1957–58 годы получила от верующих 11.024 посылки и более 16 тысяч денежных переводов на сумму 3,4 млн. рублей. Среди поступивших в конце 1950-х годов в Закарпатские обители 84,6% составляли люди моложе 30 лет. 635 Кроме того, монастыри не имели «двадцаток» из мирян для своего правового представления перед властями. Таким образом, стремясь к их ликвидации, советское руководство пыталось поразить слабое в правовом отношении звено Церкви и лишить массы верующих важной части их духовного окормления. Поход на монастыри быстро набирал темпы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О том же, какие «драконовские» решения правительства вскоре увидят свет, руководство Церкви осталось в неведении. Важнейшим звеном начала атаки на религию оказалось секретное постановление ЦК КПСС от 4 октября 1958 г. «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды " ». В нем всем партийным, общественным организациям и государственным органам предписывалось развернуть наступление на «религиозные пережитки» советских людей. По тотальности намечаемых мер эта акция не имела прецедента. В соответствии с указаниями ЦК и лично Хрущева 16 октября Совет Министров СССР принял первые антицерковные постановления: «О монастырях в СССР» и «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей». В первом из них монастырям запрещалось применять наемный труд, предусматривалось значительное уменьшение земельных наделов, а также сокращения самого количества обителей. Кроме того, вновь вводились отмененные в 1945 г. налог со строений и земельная рента, резко повышались ставки налога с земельных участков 996 . Антирелигиозная кампания не случайно началась с гонений на монастыри. Их духовная роль всегда являлась чрезвычайно важной в России. Они были и оставались местами паломничества, где можно исповедоваться и получить совет духовника, центрами духовной поддержки верующих, национальными источниками веры. И во второй половине XX столетия православные монастыри сохраняли свое значение. Например, только одна Почаевская Лавра в Тернопольской области за 1957–1958 гг. получила от верующих 11 024 посылки и более 16 тыс. денежных переводов на сумму 3,4 млн. рублей; среди поступивших в конце 1950-х гг. в Закарпатские обители 84,6% составляли люди моложе 30 лет. 997 Кроме того, монастыри не имели «двадцаток» и мирян для своего правового представления перед властями. Таким образом, стремясь к их ликвидации, советское руководство пыталось поразить слабое в правовом отношении звено Церкви и лишить массы верующих важной части их духовной пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1946–1952 гг. в Саратове заключенные построили уникальный комплекс заводов военно-промышленного назначения, в который вошли: завод по производству станочного оборудования и полуфабрикатов из тугоплавких металлов, завод по производству специальных ламп для радиолокационных установок, радиоприемников и телевизоров, завод по производству мощных генераторных ламп и научно-исследовательский институт электровакуумной промышленности. Осуществляло строительство специально созданное управление лагерей «Саратовстрой», а поскольку оно входило в структуру Главпромстроя МВД, то наряду с трудом заключенных широко использовался труд военно-строительных частей (тоже, по сути, подневольный). Одновременно с военно-промышленными объектами были построены: благоустроенный жилой поселок из 52 домов, 3 школы десятилетки на 2100 учащихся, больничный городок, детские сады, ясли, магазины, поликлиника. Везде подведены центральное отопление, газ, свет, водопровод, канализация. Так с помощью лагерно-промышленного комплекса в условиях послевоенной разрухи и всеобщего обнищания рос, набирал силу и социальные привилегии советский военно-промышленный комплекс (ВПК). Строго секретное спецстроительство велось в широчайших масштабах по всей стране. Оно было связано, в первую очередь, с развитием ВПК и, в частности, с осуществлением атомного проекта. Профессор И.Н. Головин, непосредственный участник работ по созданию советской атомной бомбы в 1940-х годах, первый заместитель И.В. Курчатова в 1950–1958 гг., свидетельствовал, что труд заключенных при осуществлении атомного проекта использовался «в широчайших масштабах!» «Все стройки, рудники, «Атомграды», даже наш институт в Москве (тогда лаборатория 2), – вспоминал ученый, – на всех этих объектах работали заключенные». В здании современного клуба размещалась тюрьма, «оно было огорожено высокой глухой стеной, на углах – вышки с автоматчиками». По словам Головина, «сооружение, в котором был пущен первый атомный реактор (как тогда говорили, котел), соседние здания – все возводилось руками заключенных». Первыми строителями Международного центра ядерных исследований в Дубне также были заключенные. «На наших стройках, – рассказывал ученый, – их были многие тысячи. Все специалисты это видели и обо всем знали... Сейчас это кажется невероятным, но когда возникала нехватка строителей и Берия говорил: «Что ж, завтра подошлем дополнительный контингент», это воспринималось спокойно» 800 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С., 1970. Т. 1 — 3. Камбурова-Радкова Румяна. Рилският манастир през възраждането. С., Държавно издателство. Наука и изкуство. С., 1972. Кацарски Н., архим. Приносът на Рилския манастир за поддържанете на българо-съветската дружба//Църковен Вестник. 1970. Бр. 20. Кирил, митроп. Пловдивски. Гости на Руската Църква. Пловдив, 1949. Кирил, митроп. Натанаил, митрополит Охридски и Пловдивски (1820 — 1906). С, 1952. Кирил, митроп. Паисий, митрополит Пловдивски в в църковно-народната борба (f1872). Пловдив, 1948. Кирил, митроп. Панарет, митрополит Пловдивски (1805 —1883). С., 1950. Кирил, Патриарх. Българомохамедански селища в Южни Родопи. С., 1960. Кирил, Патриарх. Българската екзархия в Одринско и Македония след Освободителната война 1877 -78 гг. С., 1969. Т. I; С., 1970. Т. II. Кирил, Патриарх. Граф Н. П. Игнатьев и Българският църковен въпрос. — С., 1958. Кирил, Патриарх. Екзарх Анфим (1816 —1888). С., 1956. Кирил, Патриарх. Католическата пропаганда сред българите през втората половина на XIX век. С., 1962. Кирил, Патриарх. Принос към Болгарския църковен въпрос. С., 196.1. Кирил, Патриарх. Принос към униатство в Македонии след Освободителната война. С., 1968. Кирил, Патриарх. Съпротивата срещу Берлинския договор. Кресненского въстание. С., 1955. Киселков В. Житието на св. Теодосий Търновски като исторически паметник. С., 1926. Киселков В. Жития на св. Кирила и Методия. С., 1945. Киселков В. Митрополит Григорий Цамблак. С., 1943. Киселков В. Патриарх Евтимий. С., 1938. Киселков В. Проуки и очерта по старобългарска литература. С., 1956. Климент (Рилец), архим. Връзките на Рилския манастир с Русия през XIX век//Духовна култура. С, 1957. Кн. 5 -6, 8; 1958. Кн. 5 -6. Климент (Рилец), архим. Рилски братя — възпитаници на руските духовни учебни заведения//Духовна култура. С., 1959. 7—8. Куев К. Миграция на старобългарската книга//Славяни. С., 1970. 10. Лозов Д. Екзарх Стефан. Живот, апостолство, творчество. С., 1947. Максим, Патриарх Български. На Господнята нива. С., 1975. Маринов Д.

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Зеньковский Сергей Александрович Сергей Александрович Зеньковский (1907 — 1990) —  славист, историк русской культуры, видный исследователь духовных движений в России XVI—XIX веков. Основной плод его многолетней работы в этой области — фундаментальный труд «Русское старообрядчество». В 20 году покинул Россию. Окончил Школу экономики в Праге по отделению экономической истории (1927) и Университет Сорбонна по отделению восточноевропейской и современной истории (1930). Получил степень доктора философии в Карловом университете в Праге (1942) (тема диссертации — русская политика в Синьцзяне во второй половине XIX — начале XX вв. В 1930-1939 гг. работал в различных технических фирмах в Париже, затем в 1939-1944 гг. преподавал в Коммерческой академии в Праге, а в 1945-1949 гг. — в Мюнхенском университете. В 1949 г. переехал в США. Преподавал русский язык и литературу на отделении славистики Университета штата Индиана в г. Блумингтон (1950-1954), в 1954-1958 гг. читал лекции и вел научную работу в Русском исследовательском центре Гарвардского университета, в 1958-1960 гг. преподавал русскую историю в Стетсоновском университете (Де-Лэнд, шт. Флорида). В 1960-1962 гг. профессор славянского и восточного отделения Университета штата Колорадо (г. Боулдер), в 1962-1967 гг. — вновь профессор истории в Стетсоновском университете, где заведовал также и русским отделением. В 1967-1977 гг. профессор отделения славянской культуры в Университете Вандербилта (г. Нэшвилл, шт. Теннесси). Вышел в отставку в звании заслуженного профессора и поселился во Флориде. Находясь на пенсии, работал профессором-исследователем в Стетсоновском университете (1977-1983). С 1982 по 1985 гг. член академического совета Кеннановского института углубленных русских исследований при Центре международных исследований им. Вудро Вильсона в Вашингтоне. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/zen...

С, 1952. Кирил, митроп. Паисий, митрополит Пловдивски в в църковно–народната борба (+1872). Пловдив, 1948. Кирил, митроп. Панарет, митрополит Пловдивски (1805 —1883). С., 1950. Кирил, Патриарх. Българомохамедански селища в Южни Родопи. С., 1960. Кирил, Патриарх. Българската екзархия в Одринско и Македония след Освободителната война 1877 -78 гг. С., 1969. Т. I; С., 1970. Т. II. Кирил, Патриарх. Граф Н. П. Игнатьев и Българският църковен въпрос. — С., 1958. Кирил, Патриарх. Екзарх Анфим (1816 —1888). С., 1956. Кирил, Патриарх. Католическата пропаганда сред българите през втората половина на XIX век. С., 1962. Кирил, Патриарх. Принос към Болгарския църковен въпрос. С., 196.1. Кирил, Патриарх. Принос към униатство в Македонии след Освободителната война. С., 1968. Кирил, Патриарх. Съпротивата срещу Берлинския договор. Кресненского въстание. С., 1955. Киселков В. Житието на св. Теодосий Търновски като исторически паметник. С., 1926. Киселков В. Жития на св. Кирила и Методия. С., 1945. Киселков В. Митрополит Григорий Цамблак. С., 1943. Киселков В. Патриарх Евтимий. С., 1938. Киселков В. Проуки и очерта по старобългарска литература. С., 1956. Климент (Рилец), архим. Връзките на Рилския манастир с Русия през XIX век//Духовна култура. С, 1957. Кн. 5 -6, 8; 1958. Кн. 5 -6. Климент (Рилец), архим. Рилски братя — възпитаници на руските духовни учебни заведения//Духовна култура. С., 1959. Куев К. Миграция на старобългарската книга//Славяни. С., 1970. Лозов Д. Екзарх Стефан. Живот, апостолство, творчество. С., 1947. Максим, Патриарх Български. На Господнята нива. С., 1975. Маринов Д. История на българската литература. Пловдив, 1887. Мечев К. Григорий Цамблак. С., 1969. Мизов Н. Православието в България. (Теоретике–историческо осветление). С.: Изд–во на Бълг. акад. на науките, 1974. (Българска акад. на науките. Ин–т по философия). Миларов С. Н. И стория на българский народ 679 — 1877 г. Пловдив, 1885. Милев Александър. Гръцките жития на Климент Охридски. Увод, текст, превод и обяснителни бележки.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Патриарх Иерусалимский Венедикт (1958-1980) (версия для печати)/Православие.Ru Патриарх Иерусалимский Венедикт (1958-1980) Православие.Ru , 21 января 2003 г. Иерусалимский патриарх Венедикт, в миру Василий Пападопулос, родился в никомидийской деревне Чеснейро в 1892 году. В 1906 году семья Пападопулосов перехала в Иерусалим. В 1914 году Василий закончил Иерусалимскую семинарию. 3 декабря 1914 года принял монашеский постриг с именем Венедикт, а на следующий день был рукоположен в диаконы митрополитом Птолемаидским Келадионом. В период удаления Блаженнейшего Дамиана со Священным Синодом из Иерусалима Венедикт последовал за ними в Дамаск и неотступно служил при патриархе. В 1917 году Венедикт направляется в Лозанну в качестве представителя Иерусалимского Патриархата на Всехристианской Конференции о вере и порядке. С 23 декабря 1918 года находился на службе в Патриархии и исполнял обязанности патриаршего протодиакона. 9 сентября 1921 года синодальным решением Венедикт направляется в Афины для обучения на юридическом и богословском факультетах Афинского Государственного Университета. В феврале 1929, после успешного завершение курса высшего образования, Венедикт назначается экзархом Святого Гроба в Афинах. В октябре того же года он был рукоположен в священники и возведен в сан архимандрита. За семь лет своего служения на этом поприще Венедикт внес большой вклад в развитие и строительство экзархата, рекламу Святых Мест среди населения Греции, а также собрал большие денежные средства на нужды Святого Гроба. 17 февраля 1946 года Венедикт отзывается в Иерусалим и назначается постоянным членом Священного Синода. 27 февраля 1947 года он становится председателем комитета Святого Гроба по вопросам недвижимости, а в 1950 году - председателем комитета финансов. В этот период своего служения Венедикт принес особенную пользу Патриархату. Ему удалось возвратить Братству Святого Гроба ряд зданий и другую недвижимость. Эти старания были оценены Священным Синодом и позже вознаграждены по достоинству.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Ведерникова Елена Яковлевна Архив семьи Ведерниковых. Урожд. Браславская. Родилась в 1899 г. в еврейской семье. После революции эмигрировала во Францию. В 1930-х гг. была крещена протоиереем Андреем Сергиенко с именем Ольга. Училась иконописи у известного иконописца Григория Круга. В 1950-х гг. вернулась в Россию. Работала секретарем в Московской Патриархии. В 1950-х гг. вышла замуж за А. В. Ведерникова. Скончалась 9 января 1972 г. 1. 25 июля 1957 г. 25.7.1957 Ваше Высокопреосвященство, Дорогой Владыко! Позвольте мне поблагодарить Вас за Ваше ласковое письмо, которое своим вниманием очень меня тронуло. Вы так мало знаете меня, но в Вашем добром сердце нашлось для меня столько неподдельной ласки. Спасибо Вам за них, узнаю истинного архипастыря. Хотела я написать, что не заслужила сего, но всегда думала о том, что «заслуженная любовь» менее драгоценна – по мудрой нашей народной истине: «не по хóрошу мил, а по млу хорош»! Понимаю, что кредит мне открыт в Вашем сердце в большой мере через любовь Вашу к Анатолию Васильевичу. Но постараюсь не обмануть Вас и сама. Что касается Вашего пожелания поручить мне столь ответственный участок, могу только снова благодарить за доверие, но предоставить дальнейшее решение этого вопроса Председателю Комиссии и Редактору, но полагаю, что будущее само за себя ответит. Я же, зная свои силы, не преувеличиваю своих возможностей. Все это сложится и решится без моего участия! Всё мы собираемся с Анатолием Васильевичем навестить Вас, съездить к Вам в Петушки. Но Вы сами видите, в каком он состоянии перегрузки и утомления; а я вдобавок к этому еще вижу его здесь трудящимся над тем, чтобы к концу лета приспособить это новое наше земное пристанище к зимовке в нем; а это дело нелегкое. Даже у отца его мы не были больше года, хотя он и живет в 200 километрах от Москвы – не может, не умеет А[натолий] В[асильевич] вырваться для себя. Поэтому и утомлен так, что отдает все свои силы. А у нас здесь уже и сейчас, несмотря на полную неналаженность и неблагоустройство, очень хорошо – ели, птички, широкие горизонты и тишина. Когда устроимся – милости просим!

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Павлова К. В., 1974. Могильники у деревень Мольничи и Сулятичи//КСИА. Вып. 139. Падин В. А., 1985. «Большой курган» старого Трубчевска//СА. Памятники литературы Древней Руси XII в. 1980. М. Памятники литературы Древней Руси XIII в. 1981. М. Панова Т. Д. 1989. О назначении мелкой деревянной антропоморфной скульптуры X–XIV вв.//СА. Пастернак Я., 1944. Старий Галич. Льbib. Пастернак Я., 1961. Apxeoлoriя Ykpaihu. Торонто. Пашуто В. Т., 1950. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М. Пашуто В. Т., 1970. Монгольский поход в глубь Европы//Татаро-монголы в Азии и Европе. М. Пекарська Л. В., Пуцко В. Г., 1989. Дabhьopycьki ehkoлniohu в збipцi музею icmopii м. Kuiba//Археология. Пескова Л. А., 1980. Древний Изяславль//КСИА. Вып. 164. Петегирич В. М., 1980. Из истории экономических и культурных связей Галицко-Волынской Руси в X–XIII вв. (по археологическим данным)//Славянские древности. Киев. Петрухин В.Я., 1975. Ритуальные сосуды из курганов Гнездова и Чернигова//Вестник МГу. История. Петрухин В. Я., 1978. О картине мира у скандинавов-язычников//Скандинавский сборник. Вып. 17. Таллин. Петрухин В. Я., Чернецов А. В., 1991. Конференция «Древнерусское язычество и его традиции»//СА. Nickoba Т. О., 1988. Скарбы стародавнього Изяславля//Apxeoлoriя. Плетнева С. А., 1958. Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях//МИА. Плетнева С. А., 1964. О построении кочевнического лагеря – вежи//СА. Плетнева С. А., 1967. От кочевий к городам. М. Плетнева С. А., 1973. Древности черных клобуков//САИ. Вып. EI–19. Плетнева С. А., 1974. Половецкие каменные изваяния//САИ. Вып. Е–2. Плетнева С. А., 1989. На славяно-хазарском пограничъе. М. Плетнева С. А., Афанасьев Г. Е., Винников А. З., Флеров B. C., 1979. Советско- Болгарско-Венгерская экспедиция//АО. 1978. М. Повесть временных лет. 1950. М.; Л. Покровская Л. В., 1983. Земледельческая обрядность//Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Т. 4: Исторические корни и развитие обычаев. М. Полубояринова М. Д., 1987. Керамика городища Слободка//Никольская Т. Н. Городище Слободка XII–XIII вв. М.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010