Том I. Духовные движения семнадцатого века – предисловие к новому изданию Мой покойный супруг профессор Сергей Александрович Зеньковский (1907–1990) заинтересовался русскими старообрядческими писателями – протопопом Иваном Нероновым, иноком Епифанием, протопопом Аввакумом, братьями Денисовыми – в 1950-х годах, когда начинал свою академическую карьеру в США на отделении славяноведения Университета штата Индиана (1950–1954). В основном именно благодаря своим исследованиям по старообрядчеству он был приглашен читать лекции на отделении славянских языков и литератур Гарвардского университета (Кембридж, штат Массачусетс) и стал научным сотрудником Русского исследовательского центра Гарвардского университета (1954–1958). Сергей Александрович изучал старообрядчество в библиотеках Гарвардского университета, в Нью-Йоркской публичной библиотеке, в Библиотеке Конгресса, а в 1960-х и 1970-х годах – в библиотеках Хельсинки, Вены, Рима, Москвы и Ленинграда. Эти научно-исследовательские поездки финансировались грантами Совета по исследованиям в области общественных наук Social science research council (лето 1960 г.), Американского философского общества (1963), Фонда Джона Саймона Гуггенхайма (1965–1966), Американского совета познавательных обществ American Council of Learned Societies (1972, 1975:1979) и Фулбрайтовскими стипендиями (1973:1977). В течение этих научных поездок профессор Зеньковский собрал достаточно материалов для своей книги " Русское старообрядчество: духовные движения семнадцатого века» (впервые опубликована в 1970 году в Мюнхене издательством Wilhelm Fink Verlag), а также, для второго тома, который к моменту смерти Сергея Александровича в марте 1990 года остался в набросках. Мой покойный супруг оказался слишком занятым своими преподавательскими обязанностями в Стетсонском университете (1958–1967) и в Университете Вандербилта (1967–1977), равно как и прочими научными обязательствами, чтобы успеть самому подготовить рукопись к печати. В последний год своей жизни он, открыв дверь стенного шкафа, указал мне на ящик: " Второй том!» После смерти Сергея Александровича я открыла ящик и разобрала эти материалы. Рукопись написана, в основном, по-русски, многое от руки, и для ее подготовки к изданию требовался не только специалист по старообрядчеству, но и тот, кто мог бы разобрать почерк моего покойного супруга.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

13. Обермайер Г. Доисторический человек. СПб., 1913. 14. Расмуссен К. Великий санный путь. М., 1958. 15. Религии наименее культурных племен. Сборник. М., 1931. 16. Религиозные верования народов СССР. Сборник, 1-2. М., 1931. 17. Соловьев В. Мифологический процесс в древнем язычестве. — Собр. соч., т. 1. СПб., 1914. 18. Его же. Первобытное язычество. — Собр. соч., т. VI, с. 174-233. 19. Тейлор Э. Первобытная культура. М., 1939. 20. Токарев С. Сущность и происхождение магии. — ТИЭ, т. 52. М., 1959. 21. Его же. Первоначальные формы религии. М., 1963. 22. Формозов А. Памятники первобытного искусства на территории СССР. М, 1966. 23. Фрэзер Д. Золотая ветвь. В. 1-4. М., 1928. 24. Хайтун Д. Тотемизм, его сущность и происхождение. Душанбе, 1958. 25. Харузина В. Этнография. В. 1. Верования малокультурных народов. М., 1909. 26. Шебеста П. Среди карликов Малакки. Л., 1928. 27. Шредер Л. Сущность и начало религии. 1909. 28. Штернберг Л. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936. 29. Элькин А. Коренное население Австралии. М., 1952. 30. Burton W. G. P. Luba Religion and Magic in Custom and Belief. 1961. 31. Beth К. Religion und Magic bei den Naturvolkern. 1914. 32. Dikshit. The Mother Goddess. Poona, 1943. 33. Durkheim E. The Elementary Forms of the Religious Life. N. Y., 1961. 34. Eliade M. Shamanism: Archaic Techniques of Ecstasy. 1962. 35. Howitt A. The natives Tribes of South-East Australia. London, 1904. 36. Koppers W. Urmensch und sein Weltbild. Wien, 1950. 37. Lang A. Magic and Religion. London, 1901. 38. Radin P. Die Religionserfahrung der Naturvolker. 1951. 39. Schmidt W. Geschichte der Gottesidee. В I. 1912.   Общие труды по истории Востока и Греции Источники 1. Геродот. История, в девяти книгах. Пер. Г. Стратоновского. M., 1972. 2. Древний мир Востока. Под ред. Б., И. Бороздина. M., 1917. 3. Зовы древности. Гимны, песни и замыслы древних. Пер. К. Бальмонта. СПб., 1908. 4. Хрестоматия по истории древнего Востока. Под ред. В. Струве, Д. Редера. M., 1963. 5. Хрестоматия по истории древнего мира, т. 1-2. Под ред. В. Струве. M., 1950.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

На этом наша беседа была закончена. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Крымской области А. Гуськов Из отчетно-информационного доклада уполномоченного за 1958 год 12 января 1959 г. [... ] Чтобы решить главный вопрос работы, как изучение деятельности церкви и их служителей, я принимал все меры к тому, чтобы установить нормальные деловые отношения с архиепископом Лукой и его секретарем Карвовским, священнослужителями, церковными исполнительными органами, партийными, советскими, профсоюзными и комсомольскими организациями. На мой взгляд, этот вопрос решен правильно, хотя на этом пути встречалось немало и трудностей, особенно с Лукой, о чем убедительно свидетельствует приложенная к отчету справка от 29 ноября 1958 года 26 . Однако необходимо сообщить, что Лука после нашей с ним последней беседы стал внешне относиться ко мне менее, если можно так выразиться, агрессивно, и, по заявлению секретаря епархии Карвовского, сожалеет о такого рода разговоре со мной и приглашал меня, как только будет время, зайти к нему. Я Карвовскому ответил, чтобы он передал Луке, что я при первой же возможности постараюсь его навестить. Однако считаю своим долгом еще раз заявить, что с архиепископом Лукой работать исключительно тяжело, и необходимо более настойчиво ставить вопрос о его замене, как совершенно больного и беспомощного старца, которому нужно давно уйти на покой. Фактически работать мне приходится не с ним, а с его окружением, о чем я уже писал раньше. Архиепископ Лука под влиянием окружающих его священников-западников отдал в последнее время указание по епархии производить крещение взрослых, что раньше делалось только в кладбищенской церкви города Симферополя. [ ... ] В 1959 г. необходимо больше поработать со священниками, архиепископом Лукой и его окружением по вопросам прекращения крещения взрослых, добиваясь через беседы, доклады, лекции, печать, радио, индивидуальную работу того, чтобы вообще свести крещение взрослых до минимума или совсем на нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

В 1948–1949 гг. наряду с материальными стимулами (зачеты рабочих дней, улучшенное питание, денежные премии, поселение в хорошо оборудованном бараке и т.п.), администрация лагерей стала широко практиковать моральное поощрение заключенных: публичное объявление благодарности, награждение грамотами, красными вымпелами на бараках и т.п. На московских стройках нередко можно было увидеть такие плакаты- " молнии»: «8 апреля звено Брызгалова выполнило задание на 665%, заработало на каждого члена звена по 110 рублей. Бригада 18 – бригадир Поджаров – выполнила дневное задание на 465%. Привет мастерам высокой производительности труда, равняйтесь по передовикам!» «Сегодня, 16 апреля, звено Новосадова выполнило дневную норму на 800%. Заработало на каждого члена звена по 159 руб. 49 коп. Привет мастерам высокой производительности труда!» 790 В «передовых» лагерях встречались заключенные, выполнившие в течение года двух-, четырех– и даже пятилетнюю производственную программу. Конечно, таких рекордистов среди миллионов заключенных было немного. Сотни тысяч гулаговцев, обессиленных и голодных, по-прежнему не выполняли даже заниженные нормы выработки. В финансовых документах 3-го Управления ГУЛАГа отмечалось, например, что во втором полугодии 1950 г. 28,5% работающих заключенных не выполняли норму выработки и получали гарантированную заработную плату в размере 10%, т.е. они не покрывали своим заработком стоимости своего содержания. Основная причина такого положения – физическая слабость заключенных и неудовлетворительная организация труда на производстве 791 . Аналогичная ситуация была и в Главасбесте МВД, где зарплату в виде 10%-ного гарантированного минимума получали в конце 1950 г. 30,7% работающих заключенных, 25,8% имели до 75 руб., 13,9% – от 75 до 100 руб., у остальных заключенных заработная плата, начисленная к выдаче на руки, была выше 100 руб., и только у одного человека она превысила 750 руб. 792 Проведенные в конце 1940-х – начале 1950-го года мероприятия экономического и политического характера, в которых активное участие приняли политотделы ГУЛАГа, дали свои результаты: на этот период пришелся пик роста производительности подневольного труда, заметно повысилась рентабельность предприятий МВД, многие лагеря и стройки частично отказались от запланированных государственных дотаций, почти повсеместно наблюдалось выполнение годовых планов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Основная задача этих и других специализированных производственных управлений заключалась в руководстве производственной деятельностью входивших в состав этих главков лагерей, строительств и предприятий НКВД-МВД. Главные лагерно-производственные управления, чья деятельность базировалась преимущественно на принудительном труде заключенных, обладали относительной самостоятельностью. ГУЛАГ по отношению к ним выполнял, в основном, функции, связанные с обеспечением режима содержания и изоляции заключенных, руководил учетом, распределением и перераспределением заключенных всех лагерей НКВД-МВД, обеспечивал лагеря продуктовым и вещевым довольствием, руководил оперативной работой в лагерях и охраной. В самом Главном управлении исправительно-трудовых лагерей и колоний МВД СССР производственными вопросами занималось 4-е (производственное) Управление, переименованное 3 февраля 1948 г. в 3-е Управление ГУЛАГа, в состав которого входили такие отделы, как промышленный, плановый, лесной, сельскохозяйственный, капитального строительства, снабжения и сбыта и др. Списочный состав заключенных в лагерях и колониях, подведомственных 3-му Управлению ГУЛАГа, включал на конец 1950 г. 1 181 065 человек. По данным бухгалтерского отчета за 1950 г., из этого количества на различных работах использовалось 726 399 заключенных (61,5%), в том числе на работах своего главка – 266 202 человека, на работах других хозяйственных органов – 458 295, в подсобных и вспомогательных хозяйствах – 1902 человека. Важно обратить внимание, что на работах не применялся труд большой группы заключенных – 454 666 человек (38,5% от общего числа заключенных), т.е. почти полмиллиона. Из этого числа заключенных, не занятых в производственной сфере, были заняты в хозобслуге 118 379 человек, не работали по болезни – 79 623, не использовались на работах по разным причинам (отсутствие конвоя, из-за непредоставления работы, содержащиеся в карцерах и др.) – 54 951 заключенный, «прочие неработающие» составляли 201 713 человек. Эта последняя группа включала в себя неработающих инвалидов и стариков – 164 651 человек и содержащихся в пересыльных тюрьмах – 37 062 человека. Для сведения добавим, что средняя стоимость содержания одного списочного человеко-дня в ГУЛАГе составляла в 1950 г. 13 руб. 80 коп. 739 Анализ бухгалтерской отчетности, представленной нами здесь только за один год по графе «трудовое использование контингента», позволяет отчетливо увидеть, почему давняя мечта советского руководства о самоокупаемости лагерей так никогда и не стала реальностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Значительную группу дел в лагерных судах составляли дела о бандитизме (ст. 59 3 УК РСФСР). Впервые обобщение судебной практики по этой категории дел было осуществлено осенью 1947 г. Тогда старший консультант Управления лагерных судов Е.А. Новикова написала в своей докладной записке: «Несмотря на то что бандитизм широкого распространения в исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД не имеет, появилась необходимость в изучении судебной практики ... так как даже единичные случаи бандитизма представляют повышенную опасность» 876 . В этом же документе отмечалось, что, начиная с января 1946 г., поступление дел о бандитизме неуклонно растет. За 1946 г. и первое полугодие 1947 г. к уголовной ответственности по статье 59 3 было привлечено 1678 заключенных. Из них лагерные суды признали виновными 1609 человек, причем 325 бандитов (20,2%) приговорили к расстрелу. Подавляющее большинство осужденных попали в ГУЛАГ за бандитизм, убийство, разбой, хищения, злостное хулиганство, и только 34 человека ранее были осуждены за «контрреволюционные преступления». До конца 1940-х годов при квалификации дел о бандитизме у судей, как правило, не возникало затруднений. Личность обвиняемого, характер и мотивы его действий – все подтверждало факт бандитизма. Ситуация изменилась в 1950 г. Первое, что бросалось в глаза при анализе судебной практики, это резко возросшее количество дел о бандитизме. В 1949 г. в лагерные суды поступило 960 таких дел в отношении 1977 человек, в 1950 г. заведено 1433 дела в отношении 2504 человек. Но более важными были не количественные изменения, а качественные. Наряду с обыкновенным бандитизмом в ГУЛАГе появился новый вид лагерной преступности – так называемый «политический бандитизм», получивший значительное распространение в особых лагерях. В отличие от обычных бандитов, которые в подавляющем большинстве случаев действовали на почве вражды и убивали заключенных, принадлежащих к другой, враждующей с ними, воровской группировке, а также из личной неприязни, «политические бандиты» руководствовались совсем иными побуждениями. Среди них не было уголовников, большинство имели одну судимость и отбывали наказание по политическим статьям. Анализируя дела о бандитизме, поступившие из Горного особого лагеря в начале 1950-х годов, лагерный судья отмечал: «Особенности Горного лагеря по убийствам и бандитским проявлениям заключаются в том, что в нем нет враждующих группировок» 877 . Другой судья, проанализировав деятельность «бандитских группировок» в Песчаном особом лагере в 1951–1952 гг., констатировал: «Нападений за принадлежность к одной из враждующих групп не было ни одного случая». Он также пришел к выводу, что бандиты избивали и убивали «тех заключенных, которых они подозревали как оповещателей оперативных работников отделов МВД и МГБ лагеря» 878 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здесь, нарушив хронологию повествования, скажем несколько слов о дальнейшей судьбе командора «Черного легиона». После реабилитации (все члены «Черного легиона» впоследствии были реабилитированы «за отсутствием состава преступления») Юрий Степанов остался на Воркуте, где до этого отбывал наказание. Здесь, на Севере, он работал геологом на шахте, заслужил почет, уважение, орден Трудового Красного Знамени, три шахтерские «Славы». Написал и защитил докторскую диссертацию и не без гордости говорил в середине 1970-х годов, что он единственный доктор наук на всю Воркуту. Но, несмотря на это, Бен, по словам А.В. Трубецкого, «во многом остался все таким же любителем блатного пошиба». Вспоминая в 1975 г. совместное пребывание в камере 46, Юрий Степанов сказал Трубецкому, что однажды тот его сильно обидел, заявив, что «бежать за границу – это жизненная ошибка» 700 . Судя по тому, как долго бывший «легионер» помнил обиду, он придерживался на этот счет другого мнения. К началу 1950-х годов в Советском Союзе не осталось, наверное, ни одного крупного города, где бы чекисты не обнаружили молодежной крамолы. Что стояло за всеми этими разоблачениями? В 1950 г. в Москве проходило следствие по делу нелегальной студенческой группы под названием «Коммуна». Попытаемся проследить по документам, как фальсифицировались материалы следствия, каков характер выдвинутых обвинений и в чем причина, побудившая следователей пойти по пути обмана и подлога? Чтобы иметь полное представление об этой организации, ее целях и задачах, приведем две версии событий. Одна из них изложена в материалах Центральной комиссии по реабилитации. Автором другой является полковник госбезопасности И.В. Шумаков, проводивший в 1950 г. следствие и отправивший московских студентов в ГУЛАГ. Как было установлено проверкой архивно-следственных дел, которая осуществлялась уже в 1956 г., в ноябре 1949 г. в МТБ СССР поступило заявление от одного из профессоров Московского государственного университета им. Ломоносова о том, что его сына – студента МГУ – товарищи по учебе пытались вовлечь в нелегальную организацию, именуемую «Коммуной».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Советском Союзе в послевоенные годы также начало распространяться движение иеговистов, несмотря на усиленные репрессии против них. Согласно Пентону, два фактора способствовали этому: во-первых, проповедь возвратившихся из немецкого плена многих советских солдат, которые приняли учение Сторожевой Башни в концлагерях, и, во-вторых, присутствие свидетелей Иеговы в областях, которые до войны принадле-жали Польше, Чехословакии и Румынии, а после войны были присоединены к Советскому Союзу. Оказавшись в Советском Союзе, свидетели Иеговы тех областей начали распространять своё учение среди населения. Важная часть деятельности Общества Сторожевой Башни – это регулярное проведение многолюдных конгрессов. Как мы говорили выше, это происходило с успехом для свидетелей Иеговы в 20-х и 30-х годах в Америке. Затем, в 40-х и 50-х годах, впервые за два десятилетия президенства Кнорра, значение и влияние конгрессов в Америке значительно увеличилось. Первый конгресс в послевоенное время состоялся в городе Кливленде, штат Огайо, на котором присутствовало свыше 80 тысяч человек. Однако три последующие, состоявшиеся в городе Нью-Йорке в 1950-м, 1953 и 1958 годах, превзошли ожидания Сторожевой Башни. На первом из них присутствовало почти 124 тысячи человек, на втором 215 тысяч человек и на третьем почти 254 тысячи людей. На последнем конгрессе в Нью-Йорке присутствовали делегаты из 123 стран и океанских островов. На всех этих конгрессах выступал Натан Кнорр и его близкие друзья с проповедью «Евангелия» о грядущем Царстве и вечной жизни на земле для новообращённых с 1935 года. Они совершали крещения и в своих проповедях, как правило, осуждали все традиционные, протестантские и евангельские церкви. Джеймс Пентон написал следующее о конгрессе в Нью-Йорке в 1958 году: С 27 июля по 3 августа тысячи и тысячи делегатов из 123 стран и морских островов присутствовали на сессиях, выслушивая одну речь за другой, произносимые лидерами общества. Затем, в среду 30 июля в общем 7123 мужчин и женщин были крещены в купальном месте Океанского пляжа в холодных водах Лонгайленда. Некоторые из крестителей замерзли от холодной воды и были вымучены, крестив своих новых братьев. Но общество могло похвалиться тем, что (в тот день, Н.П.)было крещено на 4136 человек больше, чем в день Пятидесятницы. Затем, в следующую среду вице-президент общества Фред Франц прочитал декларацию, которая была после чтения принята 194 418 присутствовавшими мужчинами, женщинами и детьми, провозглашающую, что самый предосудительный класс людей на земле сегодня – это священнослужители христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

509 A.F.C. Wallace, Religion: An Anthropological View (New York: Random House, 1966). См. также главы, написанные Стенли Хайманом (Hyman) и лордом Регланом (Raglan) в книге: Myth: A Symposium, ed. Thomas A. Sebeok (Bloomington: Univ, of Indiana Press, 1958). 510 Хорошее описание функций обряда см. в книге: Roger Schmidt, Exploring Religion (Belmont, CA: Wadsworth, 1980), chap. 8. 511 Мирча Элиаде, Священное и мирское. (Москва, 1994), гл. 2; G. van der Leeuw, Religion in Essence and Manifestation, trans. J.E. Turner (London: Allen & Unwin, 1938), chap. 60. 513 Eugene d " Aquili, «Senses of Reality in Science and Religion: A Neuroepistemological Perspective», Zygon 17 (1982): 361–384: «Neuroepistemology», in The Encyclopedia of Religion, ed. Mircea Eliade (New York: Macmillan, 1987). 515 Gerd Theissen, Biblical Faith: An Evolutionary Approach, trans. J. Bowden (Philadelphia: Fortress Press, 1985). 518 Frederick J. Streng, Understanding Religious Life, 2d ed. (Belmont, CA: Belmont Publishing. 1976). p. 50. 519 См., напр.: Walther Elchrodt, Man in the Old Testament, trans. К. and R. Gregor Smith (London: SCM Press, 1951); Frederick C. Grant, An Introduction to New Testament Thought (Nashville: Abingdon Press, 1950), pp. 160–170. 520 См. Reinhold Niebuhr, The Nature and Destiny of Man (New York: Charles Scribner " s Sons, 1943), 1:173–177. 523 Paul Tillich. The Shaking of the Foundations (New York: Charles Scribner " s Sons, 1948), pp. 153–163; Systematic Theology (Chicago: Univ, of Chicago Press, 1957), 2:44–78. 525 Oscar Cullmann, Immortality of the Soul or Resurrection of the Dead? (New York: Macmillan, 1958), p. 30. 526 Lynn de Silva, The Problem of Self in Buddhism and Christianity (London: Macmillan, 1979), p. 75. 528 David Kelsey, «Human Being», Robert Williams, «Sin and Evil», in Christian Theology, 2d ed., ed. Peter Hodgson and Robert King (Philadelphia: Fortren Press, 1985). 529 См. Ian G. Barbour, Technology, Environment and Human Values (New York: Praeger, 1980), chap. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/reli...

Родился Николай Иванович 27 июля 1926 г. на Волге, в селе Вязовый Гай Куйбышевской области, в семье потомственных русских крестьян-хлебопашцев. Прадед-богатырь был ветераном русско-турецких войн, кавалером трех Георгиевских крестов. В 17 лет 29 ноября 1943 г. пришел в военкомат с просьбой отправить добровольцем на фронт. Был зачислен в 1-ю военно-морскую школу первоначального обучения, 1 января 1944-го принял присягу. Курсанты рвались на фронт, но готовили летчиков-истребителей уже основательно, не бросали в бой «желторотиков». Только в августе 1947 г. Москвителев сдает выпускные экзамены в Ейском Военно-морском ордена Ленина авиационном училище летчиков имени И.В. Сталина и направляется на Балтийский флот в 4-й гвардейский истребительный авиаполк, где летает на Р-39 («Аэрокобра») и Р-63 («Кингкобра»). В 1950 г. отозван в родное училище в качестве летчика-инструктора, за четыре года обучил отлично летать на самолетах Ла-7 и МиГ-15 40 курсантов. Затем, как лучший методист, был назначен в Центр боевой подготовки и переучивания руководящего летного состава морской авиации СССР (Рига). Стал старшим штурманом авиационного полка. Выполнял сложнейшие задания, такие как фотографирование авиабазы НАТО на о. Готланд, перехват разведчика «Канберра» на предельном потолке для МиГ-19 первых серий, в ходе которого на высоте 16000 м при стрельбе остановились оба двигателя... В 1957 г. во время перегонки в Ахтубу для последующих испытаний уникального самолета «Аналог» после разгерметизации кабины на высоте 12000 м, как он сам пишет: «Вновь спасли меня в безвыходной почти ситуации сильный организм, реакция и летное счастье...» В 1958-1963 гг. - командир 62-го истребительного авиаполка, выполняет самые сложные и рискованные полеты. В 1958 мирном году награжден боевым орденом Красного Знамени. В 1960 г. полк передается из морской авиации в 8-ю Отдельную армию ПВО, которой командовал первый трижды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации А.И. Покрышкин. Прославленный ас вскоре отмечает молодого командира полка. Н.И. Москвителев вспоминает: «Прежде всего, Александр Иванович ценил в людях порядочность. Однажды он сказал мне слова, которые ошеломили меня и врезались навсегда в память: " Запомни, Николай Иванович! Если и дальше будешь таким же порядочным человеком, при всех твоих других качествах, я вижу в будущем в тебе крупного авиационного начальника. Понял? " Я только головой кивнул, дух перехватило, даже не смог вымолвить " спасибо " . С тех пор в самых трудных ситуациях - в служебной деятельности или в полете - помню и свято выполняю наказ А.И. Покрышкина.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010