1)  300 тыс. рублей в год взноса от Митрополии составляет всего лишь 0,07 % общей суммы содержания Духовных Академии и Семинарии, и это пособие имело свое значение лишь при начале существования Академии в первые годы и 2)  Расход на содержание Академии и Семинарии, простирающийся ныне почти до 4-х миллионов рублей в год, по изложенным мною в рапорте от 30. XI -1950 г. за 3361/2 основаниям, без всяких дотаций от Патриархии (хотя бы в суммах, представляемых Патриархии от епархий, входящих в район обслуживания их Ленинградской Духовной Академией и Семинарией), является для одной Ленинградской Митрополии – непосильным, и я почтительнейше ходатайствую пред Вашим Святейшеством о принятии части расходов по содержанию Ленинградской Духовной Академии и Семинарии на средства Патриархии.   8 февраля 1951 г. г.Ленинград Вашего Святейшества усердный слуга и богомолец  митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий [cxxi] . Подробнее См.: Григорий (Чуков), митр. Речь при открытии Ленинградской духовной академии и преобразовании Богословско-Пастырских курсов в Ленинградскую духовную семинарию 14 октября 1946 г. (См.: http://www.bogoslov.ru/text/482385.html ); Святитель Григорий, просветитель Великой Армении – небесный покровитель епископа Русской Православной Церкви эпохи гонений XX века: духовно-исторические параллели. (См.: http://www.bogoslov.ru/text/2041545.html ). Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров – Совете министров СССР/под ред. Н.А.Кривовой. Т.1.1945-1953 гг. С.42. Григорий (Чуков), митр. Дневник. Рукопись. Фрагменты. (Далее – дневник). Архив Историко-богословское наследие митр. Григория (Чукова) © Л.К.Александрова СПб.2016 (далее – Архив митр. Григория). [iv] Предположительно – Казанский Феодор Павлович (- Москва, 8 августа 1948), протоиерей (г. Москва): Казанский В., протоиерей. У могилы протоиерея Феодора Павловича Казанского (8 авг. 1948 г.)//ЖМП. 1949. 8. С. 62. [v] Из лиц, которых митр. Григорий собирался привлечь для работы в Учебном комитете, согласно его дневниковой записи от 2 апреля 1946 г.: «Думаю пригласить членами С.В.Савинского, о. Ал.Соколова и секретарем – о. Клеонида. Первые двое были преподавателями семинарии, последний - кандидат богословия. Надо представить проект организации», – в результате обсуждения в Св. Синоде в состав вошел только проф. С.В.Савинский.//Архив митр. Григория; Л.Н.Парийский – в 1946 г. секретарь патриарха Алексия I, регент в Крестовой церкви, бухгалтер Патриархии, секретарь Хозяйственного управления и редакции «Журнала Московской Патриархии»; с апреля 1946 г. до 1 апреля 1952 г. и со 2 октября 1954 г. по ноябрь 1955 г. – секретарь Учебного комитета. С августа 1950 г. по август 1967 г. – инспектор ЛДА, профессор кафедры патрологии и практического руководства для пастырей в ЛДС.

http://bogoslov.ru/article/4888315

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Тихвинский монастырь Днепропетровска при архиепископе Гурии (Егорове). Закрытие обители в 1959 году В статье магистра теологии, специалиста Научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Дмитрия Владимировича Павлова рассказывается об участии архиепископа Днепропетровского и Запорожского Гурия (Егорова) в жизни единственного в епархии женского монастыря в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Эта обитель, основанная в 1860-х годах, была закрыта в 1924 году, повторно открыта во время немецкой оккупации в 1942 году и снова закрыта в 1959 году. Статья В октябре 1955 г. архиепископ Гурий (Егоров) был назначен управляющим Днепропетровской и Запорожской епархией . На середину 1955 г. в епархии действовали 293 православных прихода — 183 в Днепропетровской области и 110 в Запорожской . В Днепропетровске функционировал единственный в епархии женский монастырь в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Этой обители архиепископ Гурий уделял особое внимание на протяжении всего периода служения на Днепропетровской кафедре. Тихвинской монастырь был основан в 1860-х гг. за чертой города Екатеринослава как женский общежительный. По данным на 1907 г., монастырь имел 725 десятин земли, в нем проживало 200 монахинь и послушниц; к моменту закрытия монастыря в 1924 г. — до 350 насельниц. В 1924–1942 гг. монастырь не действовал, в зданиях обители были размещены детские учреждения . Храм Святой великомученицы Варвары Тихвинского монастыря. Днепропетровск. Вторая половина 1950-х гг. Открылся монастырь во время немецкой оккупации. По сведениям днепропетровского уполномоченного по делам РПЦ, в 1942 г. «бывшие монахини захватили пять помещений и снова основали монастырь с церковью, обустроив под молитвенное помещение клуб школы-интерната» . В обитель вернулся чудотворный Тихвинский образ Божией Матери, хранившийся после закрытия монастыря на частной квартире у одной из монахинь. Главный монастырский собор Вознесения Господня был отремонтирован, но в 1942 г. после единственного богослужения он был взорван неизвестными. В монастыре действовали два храма: главный — в честь Тихвинской иконы Божией Матери с приделом святой равноапостольной Марии Магдалины и зимний — во имя святой великомученицы Варвары. Монастырь не имел прихода и по этой причине нуждался в финансовой поддержке .

http://bogoslov.ru/article/6177073

патриархом Юстинианом ( Мариной; 1948-1977). Все 6 греко-католич. архиереев отказались перейти в Православие и 28-29 окт. были арестованы; их содержали в мон-ре Кэлдэрушани (др. высокопоставленные представители духовенства также были арестованы и помещены в Нямецкий в честь Вознесения Господня мужской монастырь и в др. правосл. обители; с 1950 греко-католиков содержали в тюрьме в Сигету-Мармацией, предназначенной для политических заключенных). 8 нояб. уже арестованный еп. Ю. Хоссу был смещен с должности. После этого греко-католич. епископы неоднократно отказывались от предложений патриарха Юстиниана и др. правосл. архиереев перейти в Православие и вернуться на кафедры (нек-рые униат. клирики, принявшие Православие, впосл. стали архиереями в РумПЦ). Тем временем власти организовали сбор подписей за переход униатов в Православие. Президиум Великого национального собрания издал декрет 358 о запрете греко-католич. культа и конфискации имущества греко-католич. Церкви (1 дек. 1948). С этого времени Румынская греко-католическая Церковь официально перестала существовать, все храмы были переданы РумПЦ. Мн. греко-католич. архиереи, отказавшиеся перейти в Православие, действовали подпольно, продолжая рукополагать священников и епископов; они подвергались арестам и преследованию. Большая часть арестованных в 40-х гг. XX в. и позже архиереев погибли в тюрьмах от истощения и болезней, при этом особая жестокость была проявлена к епископам Василе Афтение (умер от пыток или был убит 10 мая 1950 в тюрьме Вэкэрешти) и Юлиу Хоссу (содержался в заключении с 1948 до кончины в 1970). В то же время католич. епископами лат. обряда были тайно рукоположены новые униат. архиереи Йоан Плоскару (1948), Йоан Драгомир (1949) и Александру Тодя (1950); в дек. 1949 г. заключенные греко-католич. епископы рукоположили Йоана Кертеша (освобожден в 1955, вновь находился в заключении в 1956-1964) и Тита Ливиу Кинезу (умер в заключении). Литургия, проведенная на улице Клужа 12 авг. 1956 г. греко-католич. священниками Василе Киндришем и Изидором Гюрко в присутствии ок.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

В 1962–1964 гг. по различным пунктам этой статьи к разным срокам заключения было приговорено более 200 человек, среди которых “истинно-православные христиане”, то есть лидеры и представители групп церковного подполья, оппозиционных Русской Православной Церкви Московского Патриархата, по численности занимали третье место после пятидесятников и свидетелей Иеговы 21 . Характерно, что, как отмечалось в обзоре судебной практики по этой статье, подготовленной в июле 1965 г. Верховным судом РСФСР, очень часто уголовному преследованию по статье 227 верующие подвергались только за принадлежность к незарегистрированной (порой — недавно снятой с регистрации) церковной группе, а также — за хранение религиозного самиздата. Такую практику Верховный суд считал неверной и направлял дела таких лиц на пересмотр с целью отмены или смягчения приговора 22 . Однако столь жёсткий репрессивный натиск на членов церковного подполья был прерван отставкой Н. С. Хрущёва, когда гонения на Церковь в своих крайних формах были прекращены. Уже 21 ноября 1964 г., то есть через пять недель после заседания Президиума ЦК КПСС, решившего судьбу его первого секретаря, в Центральный комитет партии поступило письмо председателя Совета по делам религиозных культов А. Пузина, который не только предлагал исправить “ошибки” в отношении верующих, но и разрешить зарегистрировать фактически действовавшие религиозные общества и группы, то есть вернуться к той практике в отношении подполья, что существовала в 1955–1957 гг. В январе 1965 г. последовало постановление Президиума Верховного совета СССР “О некоторых фактах нарушения социалистической законности в отношении верующих” 25 , к которому примыкал очень симптоматичный секретный указ Президиума ВС СССР “О снятии ограничений по спецпоселению с участников сект и членов их семей”, под который, наряду с другими, подпадали такие члены оппозиционного церковного подполья, как “истинно-православные христиане” и “инно­кенть­евцы” 26 . Тем самым эти представители церковного подполья более не рассматривались властью как исключительно опасные “антиобщественные элементы”. Отношение к нелегальной церковной жизни смягчилось, но к легализации незарегистрированных общин, как предлагал А. Пузин и как это было в 1940-е гг. и в середине 1950-х гг., новые веяния не привели. Продемонстрировав отход от одиозных форм хрущёвского курса, новое партийное руководство не собиралось отказываться от его общей антицерковной направленности. По-прежнему, хотя и с меньшей интенсивностью, закрывались православные храмы. По-прежнему органы госбезопасности зорко следили за деятельностью организаторов домашних молений, пресекая “планы противника по созданию новых легальных и нелегальных церковно-сектантских формирований”. Такая тенденция в государственно-церковных отношениях в целом оставалась неизменной вплоть до начала 1980-х гг. 27 .

http://pravmir.ru/tserkovnoe-podpole-v-1...

А сейчас скажу только о том, что эта книга разделена на три части. В первой части (1950–1955 гг.) описана жизнь восьми дивных мужей; во второй части (1955–1960 гг.) раскрываются судьбы тринадцати старцев-тружеников и в третьей части – одиннадцати человек. Всего в книге дается жизнеописание тридцати двух человек. Ко всему этому добавлю: пусть читатель не смущается и не обижается на меня из-за скудости сведений об указанных лицах. Тем более что я не имею намерения описывать полную биографию того или иного старца. Это мне не под силу. Да и сведений таких теперь «с огнем» не найдешь. В своих воспоминаниях я коснусь только последних лет жизни этих людей, то есть того времени, которое они провели в земном Доме Святой Троицы у Преподобного Сергия. Вот об этих последних годах их жизни, не касаясь детства и  юности, я расскажу моим добрым читателям. Хочется сказать, что я никакой иной цели не преследую, когда пишу эти воспоминания, кроме одной, самой заветной, самой святой, самой высокой, – сколько-нибудь помочь моим милым и дорогим читателям озариться светлым стремлением к небесной жизни, окрылиться, согреться благодатным теплом от святых людей, которые, как и мы все, совсем еще недавно жили с нами, ходили, страдали, терпели, радовались, унывали, а вот теперь их нет уже среди нас, они ушли, воспарили в иной мир. Хочется, чтобы читатель хорошенько понял суету этой земной жизни и с большим стремлением и энергией взялся за спасение своей души. Если эти мои бедные строки коснутся близко чьей-либо души, если они вызовут в каком-либо сердце горячее желание спасения, если они вызовут в чьем-либо взоре слезы умиления и тихие благодатные воздыхания – цель моих денных и нощных трудов будет достигнута, и лучшей награды мне никакой не надо. Введение Была тихая лунная ночь. Дремучий бор как бы заснул, задремал. Только высокие сосны тихо покачивали своими шапками, показывая тем, что лес бодрствует, что он не спит в эту дивную таинственную ночь. На опушке темного леса приютилась маленькая келейка; она кажется совсем крошечной по сравнению с могучими соснами и елями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Михаил (Чуб), еп. Лужский. Фотография. 1954 г. (Чуб Михаил Андреевич; 18.02.1912, г. Царское Село С.-Петербургской губ. (ныне Пушкин в черте С.-Петербурга) - 25.04.1985, г. Тамбов), архиеп. Тамбовский и Мичуринский. Род. в семье диакона (впосл. протоиерея) Андрея Трофимовича Чуба (1880-1960). С детства посещал храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Детское Село (ныне Пушкин), в к-ром служил отец. В 1930 г. окончил 10-летнюю школу в г. Детское Село, поступил в Заочный гидрометеорологический ин-т. С 1932 г. работал лаборантом во Всесоюзном ин-те растениеводства в Детском Селе, в 1933-1935 гг.- библиотекарем-переводчиком в Детскосельском сельскохозяйственном ин-те. В марте 1935 г. был выслан вместе с родителями из Ленинградской обл. на 5 лет в Казакскую (Казахскую) АССР. Работал преподавателем в Карагандинском филиале Новосибирского ин-та повышения квалификации хозяйственников и переводчиков. В 1936 г. ссылка в Казахстан была отменена. Проживал в г. Рыбинске Ярославской обл. Поступил в Заочный ин-т иностранных языков, к-рый окончил в 1940 г. Владел французским, немецким, английским, шведским, латинским, древнегреческим и древнееврейским языками. Преподавал иностранные языки в Рыбинске: в средних школах, техникумах, в железнодорожном клубе, на учительских курсах. Был преподавателем Рыбинского танкового уч-ща (1942-1943 и 1945-1947). В 1943-1945 гг. работал в школе-типографии, был начальником охраны лесов Рыбинского межрайонного лесхоза. Во время войны перенес дистрофию. Награжден медалями «За победу над Германией» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Осенью 1947 г. переехал в Ленинград. В том же году поступил в ЛДА. После 1-го курса академии сразу перешел на 3-й, окончив 2-й курс экстерном. На 4-м курсе начал преподавать историю Древней Церкви во 2-м классе Ленинградской ДС как ассистент на кафедре общей церковной истории. Большое влияние на формирование его богословских интересов оказал 1-й научный руководитель проф. А. И. Сагарда . Студент Михаил Чуб был близко знаком с иеросхим. прп. Серафимом (Муравьёвым) Вырицким и прот. А. А. Кибардиным , ставшим его духовным наставником. В 1950 г. окончил академию со степенью кандидата богословия за соч. «Святой Мефодий Олимпийский. Его жизнь, творения и богословие». 11 июня того же года рукоположен Лужским еп . Симеоном (Бычковым) во диакона целибатом, 12 июня - во иерея; назначен священником домового академического храма во имя св. ап. Иоанна Богослова. С сент. 1950 по 1 февр. 1955 г. преподавал курс общей церковной истории в Ленинградской ДС, особое же признание коллег и студентов получил его курс лекций по истории Древней Церкви, к-рые он стал читать в ЛДА с 1953 г. как доцент кафедры патрологии. С 1952 г. привлекался председателем ОВЦС Крутицким и Коломенским митр. Николаем (Ярушевичем) к международной церковной работе.

http://pravenc.ru/text/Чуб.html

Зимин внес значительный вклад в источниковедение истории Церкви. Ученый опубликовал ряд древнерусских произведений, связанных с ранним периодом христианства на Руси, напр. «Память и похвала Иакова Мниха и Житие князя Владимира по древнейшему списку» . Подготовил к печати делопроизводственные материалы Иосифо-Волоцкого монастыря , ряд документов в изд.: «Акты феодального землевладения и хозяйства» (М., 1956. Ч. 2). В инициированной Зиминым и им же издаваемой сер. «Памятники русского права» (1952. Вып. 1; 1953. Вып. 2; 1955. Вып. 3; 1956. Вып. 4; 1959. Вып. 5) было опубликовано значительное число церковно-правовых актов: Уставы равноап. кн. Владимира Святославича и кн. Ярослава Владимировича (ПРП. 1952. Вып. 1), Уставная грамота св. кн. Ростислава Мстиславича 1137-1150 гг. в редакции 1150 г., грамоты новгородских князей XII в. на села и земли новгородским Юрьеву, Пантелеимонову и Антония Римлянина мужским монастырям (Там же. 1953. Вып. 2). Зимин исследовал историю «Краткого собрания» ханских ярлыков, в т. ч. определявших взаимоотношения Русской Церкви и монгольских властей (ПРП. 1955. Вып. 3), уточнил датировку отдельных документов и всей коллекции. Вместе с изд. «Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси кон. XIV - нач. XVI в.» (М., 1952-1964. 3 т.) названные публикации составили прочный фундамент для изучения средневекового периода истории Русской Церкви. Зимин был редактором и составителем многих других сборников исторических документов, сопровождавшихся его статьями и комментариями . Публикация источников привела Зимина к разработке ряда вопросов дипломатики и генеалогии, в т. ч. в сфере церковной истории. Перу исследователя принадлежат многочисленные источниковедческие статьи, в т. ч. посвященные церковным документам: «Актовые подделки Троице-Сергиева монастыря 80-х гг. XVI в.» , «Переписка старцев Иосифо-Волоколамского монастыря с Василием III» , «Выпись о втором браке Василия III» и др. В 1963 году Зимин подготовил к изданию хронологический перечень актов архива суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, на основе данного перечня в 1998 г. были опубликованы грамоты обители за 1506-1608 гг.; в последние годы жизни Зимин обратился к изучению жалованных грамот Спасо-Евфимиева монастыря. Методику генеалогического анализа Зимин активно использовал при комментировании актов, изучении княжеской и боярской аристократии, монашества, дьячества и др. социальных слоев русского средневекового общества. В нач. 1950-х Зимин читал курс дипломатики в Историко-архивном институте, приобщил к ее изучению С. М. Каштанова.

http://drevo-info.ru/articles/13677326.h...

Судя по известным сегодня источникам, закрытие монастырей в конце 1950-х — 1960-е гг. так же, как в 1920-х гг., действительно привело к тому, что большая часть их бывших насельников так или иначе пополняла ряды нелегального монашества. Наиболее ярким и хорошо описанным примером является Глинская пустынь, часть монахов которой после закрытия монастыря в 1961 г. перебралась на Кавказ и поселилась как в городах, так и в кельях в горах. Здесь они пользовались покровительством митрополита Тетрицкаройского (Грузин­ской Православной Церкви) Зиновия (Мажуги) — постриженника Глинской пустыни. Это были маленькие незаметные группы (судя по всему, вместе жили не более двух монахов), которые — в отличие от насельников “домашних” монастырей более раннего периода — практически не оказывали влияния на религиозную жизнь сельской или городской округи. Это, правда, не касалось нескольких особенно почитаемых глинских старцев, к которым паломники ехали со всей страны 36 . Но влияние этих пастырей покоилось на их личном духовном авторитете, а не на той роли, какую играли в церковной жизни нелегальные монастыри. Вместе с тем в этот период и по меньшей мере до 1970-х гг. в Русской Православной Церкви сохранялась и практика рукоположения отдельными архиереями тайных священников для окормления подпольных общин, известная в 1920–1930-х гг. 40 . По пути тайного священства теперь шли люди, для которых семинария и регистрация в Совете по делам религий по тем или иным причинам были закрыты: учёные, бывшие советские служащие, члены подпольных религиозных кружков и т. п. Сейчас доподлинно известны имена двух тайных священников, рукоположенных в послевоенные годы. Это протоиерей Николай Иванов (1904–1990), рукоположенный в 1955 г. в Саратове архиепископом (позднее — митрополитом) Гурием (Егоровым), и священник Глеб Каледа (1921–1994), который был рукоположен в 1972 г. в Ярославле учеником митрополита Гурия и в прошлом тоже тайным священником митрополитом Иоанном (Вендлан­дом). Отец Николай Иванов с 1956 г.

http://pravmir.ru/tserkovnoe-podpole-v-1...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Молитва патриарха 19 ноября состоялось погребение Святейшего Патриарха Сербской Православной Церкви Павла, который почил 15 ноября 2009 года. Портал «Богослов.Ru» публикует статью преподавателя МДАиС Ю.В. Максимова о новопреставленном Предстоятеле Сербской Православной Церкви, о его жизни и патриаршем служении, а также молитву, которую он оставил своей пастве. Статья Сегодня состоялось погребение Сербского Патриарха Павла, который почил 15 ноября сего года. Представляется уместным кратко рассмотреть основные вехи его долгого жизненного пути. Его Святейшество патриарх Павел, сорок четвёртый Предстоятель Сербской Православной Церкви, родился 11 сентября 1914 года в селе Кучанцы. В то время оно находилось на территории Австро-Венгерской империи, а сейчас находится в Хорватии. Мирское имя его было Гойко Стойчевич. Отец его был серб, а мать — хорватка, оба они умерли, когда их сын был ещё младенцем, и воспитывала его тётя. Будущий патриарх с детства был слаб здоровьем, потому его не привлекали к обычным деревенским работам, но отправили учиться. В 1929 г. он окончил гимназию в Белграде, затем поступил в семинарию в Сараево, которую окончил к 1936 г. Вернувшись в столицу, Гойко поступил сразу на медицинский и на богословский факультеты Белградского Университета — первый он оставил после второго курса, а второй окончил как раз перед началом Второй мировой войны. Во время войны по приглашению своего школьного друга будущий патриарх поселился в монастыре Святой Троицы на Овчаре, затем преподавал Закон Божий детям беженцев в местечке Баня Ковиляча. В это время он тяжело заболел, врачи диагностировали туберкулёз и предрекали, что осталось ему лишь три месяца жизни. Гойко перешёл в монастырь Вуян и здесь получил от Господа исцеление. Уже после войны, в 1946 г. он принял монашество с именем Павел в Благовещенском монастыре и тогда же был рукоположен в диаконский сан. С 1949 по 1955 гг. служил и подвизался в обители Рача, где нес различные монастырские послушания. В 1950/1951 учебном году преподавал в Призренской семинарии в честь святых Кирилла и Мефодия. Рукоположен в сан иеромонаха в 1954 г. Затем с 1955 по 1957 гг. изучал Священное Писание Нового Завета и литургику на Богословском факультете в Афинах.

http://bogoslov.ru/article/507675

Стефан (Никитин), епископ Будущий епископ Стефан (в миру Сергей Алексеевич Никитин) родился 15 сентября 1895 г. В Москве 716 . В 1922 г. окончил медицинский факультет Московского университета. По специальности врач-невропатолог. Был прихожанином храма свт. Николая в Клённиках. В 1931 г. арестован по групповому «делу Бориса Холчева ». В Красновишерском лагере работал врачом, заведовал медпунктом. В 1933 г. освобожден. Епископ Афанасий тайно рукоположил его во иерея священника в период 1925–1927 гг., по другим сведениям в 1934–1935 гг. После освобождения священник Сергий Никитин поселился в г. Карабаново неподалеку от г. Александрова. Работал врачом-невропатологом, тайно служил. Святитель Афанасий, также вышедший на свободу после туруханской ссылки, в это время нелегально проживал в д. Горушка Петушинского р-на Владимирской обл., часто выезжая к многочисленным друзьям. Сохранились свидетельства Е. В. Апушкиной и И. С. Мечёвой 717 о близком общении Сергея Алексеевича Никитина с Владыкой Афанасием в этот период (до ареста святителя Афанасия в 1936 г.). С 1950 г. служил в г. Курган-Тюбе, с 1953 по 1955 г. настоятель храма в Самарканде. С 1955 г. – в Ташкенте. Затем служил в Тихвинском женском монастыре в Днепропетровске. В 1959 г. епископ Днепропетровский и Запорожский Гурий (Егоров) совершил монашеский постриг о. Сергия. В этом же году о. Стефан возведен в сан архимандрита. Назначен настоятелем крестовой митрополичьей церкви в Минске. 7 апреля 1960 г. Святейший Патриарх Алексий с сонмом архиереев хиротонисал его во епископа Можайского, викария Московской епархии. Одновременно назначен председателем хозяйственного управления Московской Патриархии. В конце 1961 г. епископ Стефан перенес инсульт. 9 апреля 1962 г. по прошению уволен на покой. После некоторого восстановления здоровья назначен временно управляющим Калужской епархией. После освобождения епископа Афанасия из Зубово-Полянского дома инвалидов протоиерей Сергий периодически приезжал к Владыке из Средней Азии, а затем из Днепропетровска, где служил старшим священником Свято-Тихвинского женского монастыря. Между ними существовала регулярная письменная связь. «Жду карабановского врача. Очень он хороший», – писал святитель Ольге Александровне Остолоповой.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010