История Крестинского демонстрирует неоднозначность или даже лиминальность агентов и осведомителей — их пограничное положение между социальными группами. Находясь между двумя реальностями (социалистической и религиозной), будучи частью обеих, он не принадлежал ни одной из них. Часто сотрудничество было опасной игрой, нарушающей границы между двумя враждебными социальными системами, потому что агент мог одновременно бросить вызов сакрализованным нормам советской реальности и нарушить нормы и иерархии религиозного сообщества, из которого он вышел. Как мы увидим дальше, агент мог писать резкие и полные религиозного смысла донесения, он мог открыто и не боясь проповедовать, при этом разрушая существующую систему руководства в своей религиозной организации. Подобная лиминальность и неоднозначность сотрудничества с органами также демонстрирует, что несмотря на свои устоявшиеся радикальные теократические позиции, некоторые свидетели Иеговы, по крайней мере в 1950-х гг., искали компромиссы и альтернативы во имя сохранения своей веры. В середине 1950-х гг. в среде свидетелей Иеговы в западной Украине работало около 200 агентов и осведомителей (на примерно 8 000 верующих). Я смогла проследить истории пятидесяти из них. Почти все они имели трагическую судьбу: одни потеряли связи со своими семьями (их родители, дети или супруги были либо высланы, либо репрессированы), другие за спиной имели опыт лагерей, третьи будут осуждены после их работы с органами. Многие были завербованы под давлением: «негласно снять [то есть задержать без официального ордера на арест], допросить и принять решение о вербовке или аресте», — подобная фраза предшествовала многим историям сотрудничества. Как выразительно пишут об этом Венер и Рахи-Тамм, это было «предложение, от которого они не могли отказаться: сохранить свободу (или жизнь) в обмен на информацию» . Как и донесения агента Крестинского, другие агентурные донесения были либо «причесанными» копиями несохранившихся оригиналов, либо записывались со слов агента. Их печатал на машинке оперативник, работавший с данным агентом, часто с использованием специальных бланков агентурных донесений. Поэтому к агентурным донесениям как к историческому источнику надо относиться с особой осторожностью: они написаны бюрократическим языком и полны стандартизованных формулировок. Однако, несмотря на это, агентурные донесения могут иногда рассказать нам о жизни и настроении агента, о его отношениях с оперативником, его эмоциональном состоянии. Иногда в донесениях доходят диалоги и даже споры с оперативником . Учитывая рабочую нагрузку рядового сотрудника спецслужб (в его ведении могли находиться двадцать и более агентов, с которыми он должен был регулярно встречаться), он не всегда имел возможность или способность производить чекистски-корректные тексты по результатам встреч с ведомыми им агентами. Часто мы можем встретить разноголосицу, в которой слышны аутентичные голоса тех, кто столкнулся с репрессивной машиной советских спецслужб.

http://bogoslov.ru/article/6172462

(о нем см. ниже, с. 244). Из работ Марру, после фундаментального исследования об Августине, упомянутого выше, с. 243 примеч. 4, стоит привести, по крайней мере: Marrou H.-I. Histoire de l " education dans l " antiquite (Paris, 1955). Пьер Курсель является автором фундаментального исследования о знании греческого языка на Западе в позднюю античность: Courcelle P. Les lettres grecques en Occidente de Macrobe a Cassiodore (Paris, 1948 2 ), и другого труда: Recherches sur les confessions de Saint Augustin (Paris, 1950), внесшего новое слово в изучение Августина по запутанному вопросу об обращении Августина в платонизм и христианство, а, стало быть, по проблеме его религиозного формирования. Пьер Нотен, одаренный острым критическим чутьем, порой даже слишком острым, вновь поставил в 1950-е гг. проблему Ипполита, о котором см. выше, с. 220, примеч. 6. Его работа Nautin P. Origene. Sa vie et son oeuvre (Paris, 1977) является основополагающей для реконструкции биографии Оригена . Ж. Фонтэна следует упомянуть прежде всего в связи с его исследованием Fontaine J. Isidore de Seville et la culture classique dans l " Espagne visigothique, вышедшего в трех томах, опубликованных в Париже в 1959 г.; Н. Гино – за его фундаментальный труд Guinot N. L " exegese de Theodoret de Cyr (Paris, 1995). О Пепене см. ниже, с. 232 и примеч. 4 на стр. 235–236. 470 Марсель Ришар занимался прежде всего проблемами позднего восточного богословия, от Афанасия и Феодорита и далее, уделяя особое внимание монофизитским и дифизитским учениям того времени; он добился в этой области важных результатов. В то же время менее удачными кажутся его исследования об авторах III в. (Ипполит, Павел Самосатский). Обширная коллекция многих его исследований была опубликована в издании Opera Minora. В 3 т. Turnhout; Leuven, 1977). 471 Из научных трудов Г. Чадвика, характеризующихся широким спектром тем, которые всегда рассматриваются с изяществом и образцовой ясностью, отметим следующие: Chadwick H. Early Christian Thought and the Classical Tradition.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nas...

Во время голода 1921-1922 гг. в Советской России помощь голодающим оказывали неск. орг-ций брит. и амер. К.: «Международная помощь друзей» была одной из первых орг-ций, прибывших в Поволжье. «Комитет служения американских друзей» также включился в эту программу помощи голодающим, но, будучи частью амер. организации по оказанию гуманитарной помощи, они должны были работать независимо от квакерского Лондонского ежегодного собрания. Штаб-квартира амер. К. в 20-х гг. ХХ в. находилась в Сорочинске. В окт. 1921 г. группа амер. К. достигла тех мест, к-рые они позже назвали «безлюдными пределами смерти»; к концу года они уже кормили 50 тыс. чел. ежедневно (до апр. 1923). Продовольствие прибывало неск. раз в неделю по Ташкентской железной дороге из Лондона (2 месяца в пути) или из Америки (5 месяцев в пути) (подробнее об этом периоде работы К. см. McFadden, Nikitin. 2000). В 1921-1931 гг. в Москве существовал международный офис К., к-рый координировал их работу в СССР. В дальнейшем российско-квакерские отношения свелись к единичным контактам отдельных энтузиастов, стремившихся в Россию для продолжения миссии помощи (инженер А. Уотс, амер. доктор Г. Тимбрес и его жена Ребекка). Были в России и немногочисленные рус. К., хотя свидетельств об их деятельности сохранилось мало. Э. Бернштейн участвовал в еженедельных богослужениях маленькой группы К., поддерживая регулярные контакты с О. К. Толстой, невесткой писателя, к-рая была членом РОД. Группа эта исчезла в 30-х гг. XX в. В 1949 г. «Комитет служения американских друзей» выпустил буклет «Соединенные Штаты и Советский Союз», свидетельствующий об интересе к СССР со стороны К. В 1950 г. брит. К. создали «Комитет восточно-западных отношений». В 1951 г. Лондонское годовое собрание отправило 7 брит. К. в Россию с визитом доброй воли. В 1955 г. СССР посетили 6 амер. К. из «Комитета служения американских друзей». После второй мировой войны «Восточно-западный комитет британских друзей» и «Комитет служения американских друзей» предпринимали неоднократные попытки расширить дружеские связи с СССР для смягчения напряженных отношений в период «холодной войны». Нек-рый прогресс в этом направлении был достигнут в период, когда 1-м секретарем ЦК КПСС был Н. С. Хрущёв (1953-1964). Так, в 1960 г. в Ленинграде прошел 1-й семинар, организованный совместно «Комитетом служения американских друзей» и советским «Комитетом молодежных организаций». Советско-брит. отношения рассматривались на заседаниях «Квакерского комитета служения миру» и «Восточно-западного комитета британских квакеров». В 1964 г. на годовом собрании К. Великобритании У. Бартон прочитал лекцию «Моральный вызов коммунизма», где среди прочих тезисов нашли отражение усилия К. отыскать позитивные моменты в налаживании добрососедских отношений с СССР.

http://pravenc.ru/text/1684005.html

В. Илюшенко в своем вступительном слове отметил, что о. Александр накануне своей гибели предупреждал о грядущих испытаниях для России. Те цитаты из выступлений священника, которые привел ведущий, свидетельствуют, что о. Александр провидел не только тектонические перемены 1990-х гг., но и то, что последует за ними: нынешние события, по мнению В. Илюшенко, говорят о «кризисе духа», о «национальной катастрофе». О. Александр видел выход в «новом Ренессансе», ориентированном на гуманизм, укорененный в духе. «Надо не потреблять культуру, а делать все для утверждения нравственных корней культуры», -- говорил он в 1989 г. Слова о. Александра дают надежду на «светлые перспективы России», несмотря ни на что, заключил ведущий. Протоиерей Александр Борисов, друг и преемник о. Александра Меня, поделился с собравшимися некоторыми фрагментами его книги об Апокалипсисе. Выступавший выбрал те цитаты из древнего мистического текста, которые в комментариях о. Александра Меня звучат абсолютно актуально в наши дни. О. Александр Борисов напомнил, что его старший собрат называл последнюю новозаветную книгу «книгой надежды». Юрий Пастернак представил фрагменты из книги, которая готовится к выходу, -- «Цветочки» о. Александра Меня» (по аналогии с «Цветочками Франциска Ассизского» -- сборником преданий о жизни святого). Составитель зачитал воспоминания родных о. Александра, его духовных чад. В этих «цветочках» отражено не только мудрое духовное руководство пастыря, но и его искрометное чувство юмора. А жена о. Александра Наталья Федоровна Григоренко вспоминала, что однокурсники прозвали его «Мень сумчатый» -- он везде носил с собой сумку, в которой лежала Библия. А. Мень на военных сборах (1950-е гг.). Фото с сайта http://www.alexandrmen.ru/ Не расставался он с ней и на военных учениях: в перерывах между строевой подготовкой и стрельбищами студент Александр Мень писал свои первые богословские сочинения даже в окопах, «по пять минут». Об этом свидетельствуют его письма к будущей жене (1955-58 гг.) из Иркутска, куда был переведен Пушной институт. В студенческой стенгазете в те годы появилась карикатура, изображающая «Меня сумчатого» в рясе и с крестом – это была реакция на вердикт экзаменационной комиссии, которая не ставила Меню выше тройки за блестящие ответы по философии, поскольку «нутро у него – немарксистское». Эти письма, дающие представление о напряженной работе, изучении Писания и христианской литературы, об отношении будущего священника к окружающим, вскоре будут изданы Фондом Александра Меня, о чем сообщила редактор книг о. Александра Роза Адамянц.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

С присоединением западных территорий свидетели Иеговы стали объектом внимания со стороны советских спецслужб. Помимо массовых арестов, обысков, двух депортаций свидетелей Иеговы (в 1941 и 1951 гг.) из Украины, Молдовы, Беларуси, Латвии, Литвы и Эстонии, советские органы безопасности пытались также внедрить свою агентуру в подпольную организацию. С середины 1950-х гг. и по крайней мере до конца 1970-х гг. КГБ в своих ежегодных отчетах заявлял, что руководящий комитет «иеговистов» на территории Советского Союза был под их контролем, то есть в его состав входили один или более так называемых агентов влияния, чья задача заключалась в проведении внутренней политики, согласованной с советскими инстанциями . Эта статья посвящена реконструкции одной из секретных операций, проводившихся в рамках агентурного дела под кодовым названием «Термиты». Операция была начата украинскими спецслужбами в 1951 г., спустя несколько месяцев после массовой депортации свидетелей Иеговы из западных областей СССР, и прекращена в 1954 г., вскоре после смерти Сталина и реорганизационных реформ органов безопасности. Целью спецоперации была вербовка членов подпольной организации свидетелей Иеговы и внедрение своей агентуры, а также создание легендированного краевого бюро (руководящий совет свидетелей Иеговы в стране на тот период). Секретный план заключался в том, что спецслужбы должны были возглавить свидетелей Иеговы в Советском Союзе, перехватить их каналы с зарубежными представительствами и внедрить свою агентуру в международный руководящий комитет свидетелей Иеговы, расположенный в то время в Бруклине. Общество Сторожевой башни, Библии и трактатов (Watch Tower Bible and Tract Society, официальное название главного управления организации свидетелей Иеговы) в конечном счете должно было стать каналом советской контрразведки.  «Агентурные разработки» советских спецслужб в отношении религиозных организаций были типичной тактикой в советской религиозной политике в послевоенный период. Нелегальные религиозные группы становились особым объектом множества региональных и централизованных агентурных дел.

http://bogoslov.ru/article/6172462

Другой геолог русского происхождения Г. Шуберт долгие годы был начальником геологической службы Королевства Марокко. К следующему поколению русских ученых, работавших в Северной Африке, следует отнести Андрея Павловича Овтрахт, специалиста по изучению руд В Марокко работал также Георгий Осипович Шероцкий. С 1931 года в течение почти сорока лет он производил работы по гидрогеологии, преподавал минералогию и петрографию в горной школе в Рабате и горном отделении школы инженеров и опубликовал петрографический словарь. Больших успехов добились русские ученые в Северной Африке и в такой близкой к геологии науке, как почвоведение. В настоящее время почвоведение преподается практически во всех университетах мира и высших специальных учебных заведениях. Но основу и основу процесса по изучению почв положили русские ученые. Наиболее известным из них является Василий Васильевич Докучаев (1848-1903 гг.) Ученик этого талантливого ученого Владимир Константинович Агафонов развил эту область науки и создал целую русскую школу почвоведов. При содействии и непосредственном участии В.К. Агафонова (1863-1955 гг.) была составлена первая почвенная карта Франции и частично Северной Африки. Его почвенная карта Туниса была представлена на международном конгрессе в 1935 г. В 1937 г. вышел его капитальный труд " Почвы Туниса " . Из этой плеяды вышел другой ученый соратник В.К. Агафонова - Г. Журавский, который также посвятил свои изыскания почвам Туниса. Георгий Мелентьевич Брысин известен как геолог, работавший в Марокко, но также он много сделал и в отношении изучения почв в этой стране. В других местах русские ученые почвоведы пользуются заслуженным уважением за свои труды. Относительно других отраслей науки, в которых русские ученые добились заметных результатов, можно упомянуть следующее: В Тунисе достаточно известны были труды зоолога проф. А.Т. Васильева. Выдающееся положение в научном мире занимал Борис Петрович Уваров (1888-1970 гг.). Он считался самым большим специалистом по саранче и прямокрылым насекомым, как известно для стран Африканского континента эта проблема является весьма актуальной. В своей работе о саранче Б.П. Уваров указал источник и развитие нашествий саранчи и благодаря, его основательному труду, был создан международный план борьбы с этим бедствием. Начиная с 1945 г. Б.П. Уваров стоял во главе Центрального бюро борьбы с саранчой. Он был избран в 1950 г. членом Британской академии наук

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/401/...

Наметившаяся в первые послевоенные годы нормализация отношений гос-ва с религ. орг-циями закончилась в кон. 40-х гг. С нач. 50-х гг. наблюдаются рост запретительных мер и усиление антирелиг. пропаганды. 25 апр. 1955 г. председателям районных советов депутатов трудящихся были направлены распоряжения председателя Совета министров Кабардинской АССР К. Тлостанова, в к-рых предписывалось не допускать «использования верующими бывших зданий мечетей и пустующих в настоящее время для совершения в них общественных намазов» (Там же. 89. Л. 5-6), препятствовать совершению молитв на кладбищах или в домах колхозников. При этом в ежегодных информационных отчетах уполномоченного СДРК по Кабардино-Балкарской АССР отмечалось «отсутствие снижения религиозности среди населения». Более того, давление на верующих порой приводило к обратным результатам. Уполномоченный СДРК Л. Аисов указывал, что отказы местных органов власти в разрешении верующим проводить общественные намазы «разжигают религиозный фанатизм и создают нездоровые настроения у верующих советских граждан» (Там же. 104. Л. 16). В 1950-1954 гг. на территории Урожайненского р-на действовали религ. группы «Тарикат» из женщин-кабардинок преклонного возраста; деятельность групп была окончательно пресечена в 1957 г. В связи с возвращением в регион балкарцев в 1957 г. встал вопрос о строительстве мечетей в балкарских поселениях. К уполномоченному СДРК по Кабардино-Балкарской АССР поступило ходатайство о постройке молитвенного дома на средства верующих в с. Советском (ныне Безенги), уполномоченный ответил отказом. В мае 1964 г. жители с. Кызбурун-1 (ныне Атажукино) обращались к Генеральному секретарю ЦК КПСС Н. С. Хрущёву с просьбой об открытии мечети и также получили отказ. В нояб. 1958 г. ЦК КПСС принял постановление «О мерах по прекращению паломничества к так называемым святым местам», в ходе реализации которого на территории республики была выявлена могила «святого шейха» в с. Баксанёнок. Хотя могила не пользовалась особым почитанием, уполномоченный потребовал не допускать туда паломников. В 1962 г. в К.-Б. имелось более 70 незарегистрированных мусульманских священнослужителей. Кроме того, в каждом населенном пункте жили старики, выполнявшие религ. обряды: похороны, чтение Корана на поминках, бракосочетание. Недостаток в зарегистрированных служителях культа признавал уполномоченный СДРК.

http://pravenc.ru/text/1319736.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРЮМЕЛЬ Грюмель [франц. Grumel] Венанс (1890 - 5.08.1967, Париж), франц. византинист, историк Церкви; мон. ордена ассумпционистов . Получил образование по специальности философия и теология. В нач. 20-х гг. XX в. нек-рое время прожил в Греции среди переселенцев из М. Азии, изучая язык, культуру и религию общин, сохранивших традиции малоазийского христианства. Интересовался философией Вл. С. Соловьёва. В 1920-1925 гг. преподаватель греко-болг. семинара в Стамбуле. С 1922 г. сотрудник ж. «Echos d " Orient», издававшегося в то время в Кадыкёе (греч. Халкидон), пригороде Стамбула, и затем переведенного в Бухарест. С 1925 г. секретарь франц. Ин-та визант. исследований в Бухаресте. В 1950-1952 гг. профессор школы религ. права при Католическом ин-те в Париже. С 1955 г. сотрудник национального центра научных исследований Франции. С 1966 г. член Академии наук, лит-ры и искусств Савойи. Основная сфера научных интересов Г.- вероучение, история Восточных христ. Церквей, преимущественно история взаимоотношений Церквей Рима и К-поля. На протяжении всей жизни Г. оставался верен идеям объединения Римско-католической Церкви с вост. христианством и сделал многое для исследования истории схизмы между Православием и католичеством. Этой теме посвящены циклы статей Г. о фотианской схизме IX в., о схизме 1054 г. и попытках ее преодоления в XI-XIII вв. По проблеме фотианской схизмы Г. вступил в полемику с Ф. Дворником, отстаивая устоявшееся в католич. науке мнение о патриархе Фотии как о сложном и подверженном перемене взглядов политическом деятеле, к-рый наряду со стремлением к реализации общецерковных интересов того времени по необходимости был склонен вести и политические интриги, преследуя собственные интересы. В вопросе о последствиях схизмы 1054 г. Г. стал одним из авторов концепции, согласно к-рой значение 1054 г. для церковного раскола было минимальным и во многом он был преодолен последующими контактами между Церквами К-поля и Рима 2-й пол. XI-XII в. Г. связывал схизму с последствиями 4-го крестового похода и захватом К-поля в 1204 г., к-рый породил недоверие к зап. христианам у широких слоев правосл. визант. и восточноевроп. общества.

http://pravenc.ru/text/168219.html

Винцентас Борисявичюс был расстрелян, Тяльшяйский еп. Пранцишкус Раманаускос, Кайшядорский еп. Теофилюс Матулёнис и Вильнюсский архиеп. М. Рейнис арестованы или сосланы. Администратором Каунасского архиеп-ства, Вилкавишкского и Кайшядорского еп-ств стал капитульный викарий каноник Юозапас Станкявичюс, завербованный Мин-вом госбезопасности, а администратором Вильнюсского архиеп-ства - Панявежский еп. К. Палтарокас, избравший тактику непротивления советской власти. Был существенно изменен и состав курий (нек-рые их члены были репрессированы). В 1944-1954 гг. были репрессированы 366 католич. священников, обвиненных в основном в антисоветской деятельности и связи с вооруженным подпольем. Оставшихся на свободе стремились завербовать органы госбезопасности. В 1946 г. были закрыты католич. семинарии в Вильнюсе, Тяльшяе и Вилкавишкисе, в 1945 г. установлен лимит учащихся Каунасской ДС до 150 чел., в 1949 г. уменьшенный вдвое. В 1950-1953 гг. были репрессированы или уволены наиболее квалифицированные преподаватели, в академической среде проводилась вербовка агентов органов госбезопасности, не допускались к обучению наиболее талантливые студенты, были запрещены преподавание иностранных языков и закупка иностранной лит-ры. Религ. орг-ции мирян (в т. ч. атейтининков) были ликвидированы, но они продолжали действовать в подполье. В сер. 50-х гг. XX в. наблюдалось нек-рое смягчение политики советской власти по отношению к католич. Церкви, с одной стороны, из-за уже прошедших к этому времени репрессий, устранивших наиболее активных противников режима, с другой - у властей появилась заинтересованность в использовании католич. Церкви как инструмента собственной политики, в частности международной. Вместе с тем сохранялись существенные ограничения деятельности католич. Церкви, с к-рыми ей приходилось бороться. Так, в 1955 г. после многолетнего перерыва были напечатаны католич. молитвословы и календари, но при этом власти еще долгое время не давали публиковать новый катехизис. В сер.- 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Наступившие после смерти Сталина перемены в СССР послужили толчком к аналогичным изменениям в политической линии болг. коммунистов. Прекратили существование трудовые лагеря, были снижены цены на предметы первой необходимости и т. п. В 1954 г., после начала «оттепели» в СССР, Червенков, ассоциировавшийся в Б. со сталинизмом, был лишен власти и затем исключен из партии. С того времени и до конца советской эпохи во главе страны находился Т. Живков. Как и др. социалистические страны, Б. была членом Совета экономической взаимопомощи (СЭВ); с 1955 г. наряду с др. странами Вост. Европы участвовала в организации Варшавского договора. В то же время отношения Б. с ее соседями на Балканах, прежде всего с членами НАТО Грецией и Турцией, оставались напряженными; с 1950 по 1959 г. были разорваны дипломатические отношения с США. 2-я пол. XX в. для Б. стала эпохой политической стабильности, обеспеченной монопольным правлением компартии. Однако постепенно происходило накопление различных социальных проблем, вызванных отсутствием в обществе демократических свобод, бюрократическим управлением экономикой. С сер. 80-х гг. происходила либерализация политической жизни, что в нояб. 1989 г. привело к отставке Живкова и вскоре к потере власти компартией, к-рую заменил Союз демократических сил (СДС). Современная Б. В июле 1991 г. была принята новая конституция, провозгласившая Б. унитарным, демократическим и правовым гос-вом. Политическая жизнь Б. в 90-х гг. определялась соперничеством СДС и Болгарской социалистической партии (БСП, преобразована в 1990 из компартии), представители к-рых сменяли друг друга на ключевых постах гос-ва. С 1990 г. страну возглавляет президент (первый президент Б.- П. Младенов; с янв. 2002 г.- Г. Пырванов). С 2001 г. пост премьер-министра занимает бывш. царь Симеон II. Основное направление внешней политики Б.- стремление к интеграции с западноевроп. сообществом. С 1992 г. Б. является членом Совета Европы; в будущем предполагается ее вступление в Европейский союз. В нояб.

http://pravenc.ru/text/149669.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010