èpidlik T., Monasticisme : Oriental – since 1453, in The New Catholic Encyclopedia 9 (1967) 1043–48. èpidlik T., Orthodoxe ( Spiritualité ), DS 11 (1982) 972–1001. Добродетели Alfaro J., Adnotationes ad tractatum de virtutibus, Roma 1959. Bauernfeind Ο., ρετ, in Kittel 1 (1965) 1219–1228. Dupont J., Les Béatitudes, Bruges 1954. Grégoire de Nazianze, OCA 189 (1971) 57–74. Grinten F. van den, Die natürliche und übernatürliche Begründung des Tugendlebens bei Clemens von Alexandrien, Roma-Bonn 1948. Kalchreuter H., Die Mesotes bei und vor Aristoteles, Tübingen 1911. Konstantinou E.G., Die Tugendlehre Gregors von Nyssa im Verhältnis zu der Antik-Philosophischen und Jüdisch-Christlichen Tradition, Würzburg 1966. Michael (Konstantinides), архиеп., Вера, надежда, любовь, молитва (на греч. яз.), Афины? 1950. Michaelis G., Die Entwickelung s stuf en in Platos Tugendlehre, Barmen 1893. Michel A., Vertu, DThC 15,2 (1950) 2739–2799. Stelzenberger J., Die Beziehung der frühchristlichen Sittenlehre zur Ethik der Stoa, München 1932, cc. 307–354. Милосердие Armstrong А. H. – Markus R. A., Christian Faith and Greek Philosophy, London 1960, cc. 79–96. Barsotti D., La dottrina delVamore nei Padri délia Chiesa fino a Ireneo, Milano 1963. . Bliemel J., Agape im Frühchristentum. Eine ethisch-historische Untersuchung, Roma 1941. Colson J., Agapè, charité chez saint Ignace d’Antioche, Paris 1961. Cossu G. M., Il motivo formale délia carità in S. Basilio Magno, in Bollettino délia Badia greca di Grottaferrata 14 (1960) 3–30. Farges J. – Viller M., La charité chez les Pères, DS 2 (1953) 523–569. Frazier W. B., The Pre-eminence of Divine Mercy according to the Greek Fathers, Roma 1959. Hausherr I., Philautie, OCA 137 (1952). Horn G., L’amour divin. Note sur le mot < Kabiersch J., Untersuchungen zum Begriff der Philanthropia bei dem Kaiser Julian, Wiesbaden 1960. Kirchmeyer J., Grecque (Église), DS 6 (1967) 857 слл. Laurent Μ. Μ., Réalisme et richesse de Г amour chrétien. Essai sur Eros et Agapè, in Studia Regina Mundi 1 (1961).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Славянские авторы Arsenev N. S., La piété russe, Neuchâtel 1963. Behr-Sigel Г., Nil Sorskij (Saint), DS 11 (1982) 356–367. Behr-Sigel E., Prière et Sainteté dans l’Êglise russe, Paris 1950. Benz E., Russische Heiligenlegenden, Zürich 1953. Bolsakov S., I mistici russi, Torino 1962. Fedotov G. C., A Treasury of Russian Spirituality, London 1950. Fedotov G. C., The Russian Religious Mind, Cambridge 1946. Grunwald C. de, Quand la Russie avait des saints, Paris 1958. Kologrivof I., Essai sur la sainteté en Russie, Bruges 1953; итал. пер., Brescia 1958; новое итал. изд. I Santi russi, Milano 1977. Rouët de Journel M. J., Monachisme et Monastères russes, Paris 1952. Saint Nil Sorsky.., Творения в переводе Sr. Sophia M. Jacamon, Bellefontaine 1980. Smolitsch I., Das altrussische Mönchtum (11–16 Jahrhundert), in Das östliche Christentum, 11, Würzburg 1940. Smolitsch I., Russisches Mönchtum, Entstehung, Entwicklung und Wesen (988–1917), Там же, 1953. Špidlik T., I grandi mistici russi, Roma 1977. Špidlik T., Influsso dei mistici russi nella letteratura russa moderna, in Mistica e misticismo oggi.., Roma 1979, cc. 133–150. Špidlik T., La spiritualità russa, Roma 1981. Špidlik T., Slavi orientali (spiritualità degli), DESp 2, cc. 1738–41. Špidlik T., Tratti salienti délia spiritualità slava, in The Common Christian Roots of the European Nations, Firenze 1982, cc. 102–105. Tyszkiewicz S. – Belpaire Th., Ecrits d’ascètes russes, Namur 1957. Tyszkiewicz S., La spiritualité orthodoxe russe, in A. Ravier (ed.) La mystique et les mystiques, Paris 1965, cc. 463–518. Tyszkiewicz S., Moralistes de Russie, Roma 1951. Поселянин E., Русские подвижники 10-го века, Санкт-Петербург, 1910. Федотов Г.П., Святые древней Руси, Париж, 1931. Премудрость Barucq А. – Grelot С., Sagesse, VTB, 1170–1178. Bulgakov S., The Wisdom of God, London 1937. Crouzel H., Origène et la «connaissance mystique», Paris 1961, cc. 451 слл. Festugière A. J., Le sage et le saint, in La Vie intellectuelle 27 (1934) 390–408.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

221 Baumstark A. La liturgia romana e dell " Esarcato. Roma, 1904; Liturgie comparee. Principes et methodes pour l " etude historique des liturgies chretiennes. Chevetogne; Paris, 1953. 222 Dix G. The Shape of Liturgy. Westminster, 1943 (последнее переиздание: London: Continuum, 2001. Мир англиканства постоянно проявлял особый интерес к истории литургии. Словарь, составленный учеными различных христианских конфессий: The study of liturgy/С. Jones, G. Wainwright, E. Yarnold. London, 1978. 223 Jungmann J. Missarum sollemnia. Wien, 1948 (многократно переиздан на немецком и переведен на различные языки: французский: Paris, 1951–1954; итальянский: Monferrato: Casale, 1952–1953; английский: New-York, 1950). 225 Paris, 1961; полностью новое издание, как всегда, подготовлено Мартимором (Paris, 1983 и далее) (переводы). 226 В семи томах, подготовлен: Pontificio Istituto Liturgico SanAnselmo. Monferrato: Casale, 1974–1990. Литургический институт подготовил новый объемный словарь: Scientia liturgica, Manuale di liturgia. 5 vol. Casale Monferrato. 1998–1999; английский перевод: Collegeville, 1997–2000. Труд является плодом интернационального сотрудничества. Что касается исторических аспектов, то, возможно, предпочительней Anamnesis. Кроме того: Liturgia. Dizionari San Paolo 2./D. Sartore, A.M. Triaca, C. Cibien. Cinisello Balsamo, 2001 (переработанное издание 1983 г.). 228 Kretschmar G. Die Geschichte des Taufgottesdienst in der alien Kirche//Leitourgia. Vol. V. Kassel, 1970. P. 1–378. 229 Righetti M. Manuale di storia liturgica. 4 vol. Milano, 1945–1949, второе дополненное издание: 1950–1953, последнее переиздание: 1998. 230 On Pascha: with the fragments of Melito and other material related to the quartodecimans/Translated, introduced and annotated by Alistair Stewart-Sykes. Crestwood: St. Vladimir " s Seminary Press, 2001. 232 Roberts С. H., Capelle D. B. An early euchologium. The Der-Balizeh papyrus enlarged and reedited. Louvain, 1949; Van Haelst J. Une nouvelle reconstitution du Papyrus liturgique de Der-Balizeh//Eph. Theol Lovaniensis 45 (1969). P. 444–455 (Biblioth. Eph. Theol. Lovaniensis 27 P. 201–212).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nas...

[франц. Dupont] Жак (19.12.1915, Льеж - 10.09.1998, Оттиньи), бельг. католич. библеист и богослов. В окт. 1933 г. поступил в бенедиктинский мон-рь Синт-Андрисабдей (св. Андрея) в Брюгге. Богословское образование получил в мон-ре Шевтонь, в аббатстве Кейзерсберг (Мон-Сезар), на богословском фак-те Лёвенского (Лувенского) ун-та; изучал филологию в Восточном ин-те (Лёвен). В 1946 г. в Лёвенском ун-те получил степень д-ра богословия за дис. «Премудрость Божия по Посланиям апостола Павла» (Sophia Theou dans les Épîtres de St. Paul. Louvain-la-Neuve). В 1949 г. в том же ун-те получил степень магистра богословия за дис. «Гнозис. Религиозное познание по Посланиям апостола Павла» (Gnôsis: La Connaissance Religieuse dans les Épîtres de St. Paul. Louvain). С 1949 по 1950 г. учился в Высшей практической школе в Париже (École Pratique des Hautes Études), где защитил дис. «Со Христом: Союз со Христом согласно апостолу Павлу» (Syn Christôi: L " Union avec le Christ suivant St. Paul. Bruges, 1952). В 1951 г. обучался во Французской библейской и археологической школе (École Biblique et Archéologique Française). Читал лекции по новозаветной экзегезе: в 1950-1967 гг.- в мон-ре св. Андрея в Брюгге, в 1954-1955 гг.- на богословском фак-те бенедиктинского Папского ун-та св. Ансельма в Риме (Pontificio Ateneo S. Anselmo), с 1969 г.- в мон-ре Камальдоли, в монашеских общинах Венеции, Болоньи, Палермо, Милана и др. городов Италии, а также в Папском библейском ин-те (в качестве «приглашенного профессора» (visiting professor)). По просьбе католич. епископов и монашеских общин читал лекции в Конго (1969), Бразилии, Чили. С 1954 г. член Об-ва исследователей НЗ (Societas Novi Testamenti Studiorum), 38-е общее собрание к-рого (1984, Базель) возглавлял в качестве председателя (в этой должности состоял в 1984-1985). Как эксперт (peritus) принимал участие в заседаниях Ватиканского II Собора . Один из основателей (в 1968) Павлинианского коллоквиума (Colloquium Paulinum) - регулярных собраний исследователей Посланий ап. Павла в аббатстве св. Павла в Риме; был председателем 7-го коллоквиума, посвященного 1 Кор 12-14 (1981). В 1971 г., покинув фламандский мон-рь св. Андрея в Брюгге, присоединился к франкоязычной общине св. Андрея в Оттиньи. С 1972 по 1989 г. член Папской библейской комиссии . Председатель 24-го Лёвенского библейского коллоквиума (22-24 авг. 1973) на тему «Иисус и истоки христологии» (Jésus aux Origines de la Christologie. Gembloux; Leuven, 1975, 19892). В 1987 г. в Канаде в Монреальском ун-те Д. была присуждена докт. степень honoris causa.

http://pravenc.ru/text/180830.html

10 октября 1948 года на полигоне Капустин Яр был проведен успешный пуск первой ракеты " Р-1 " (советской копии " А-4 " ) с максимальной дальностью 270 км. Через четыре года отечественный аналог " A-4 " ( " Р-1 " , другой индекс - " 8А11 " ) принимается на вооружение Советской армии, что было оформлено в виде совершенно секретного постановления Совета министров СССР от 25 ноября 1950 года. Серийное производство " Р-1 " было налажено в Днепропетровске, и летом 1952 года СССР имел уже четыре бригады особого назначения РВГК, вооруженные этими ракетами. Вслед за " Р-1 " появился усовершенствованный вариант " русской ФАУ " - ракета " Р-2 " , поступившая на вооружение в 1953 году (в том же году ракеты " Р-2 " были переданы Китаю). Дальность полета " Р-2 " составляла 600 км - в два раза больше, чем у " Р-1 " . В августе 1950 года выходит правительственное постановление об упразднении " немецкого " филиала НИИ-88 и возвращении депортированных немецких специалистов на прежнее местожительство [lxvii]. С помощью немецких ученых советские специалисты, работая над " Р-1 " и " Р-2 " , приобрели бесценный опыт, в том числе в области налаживания технологии ракетного производства. Этот опыт позволил коллективу С.П. Королева уже без помощи немецких коллег в рекордно короткие сроки разработать и запустить в серию оснащенные ядерными боевыми частями оперативно-тактическую ( " Р-11 " ), стратегическую средней дальности ( " Р-5 " ) и межконтинентальную ( " Р-7 " ) баллистические ракеты. А " Р-7 " в свою очередь послужила исходной моделью для создания космических ракет-носителей семейства " Спутник " - " Восток " - " Союз " [lxviii]... Любопытный момент - немецкие специалисты, работавшие на Западе, положительно оценивали преемственность отечественных и немецких ракет. В то время как " самостоятельное " фантазирование американцев их явно удручало [lxix]. Для интересующихся подробностями советских секретных " миссий " , занимавшихся поиском и исследованием немецких высоких технологий, приводим следующую ссылку на сайт где представлены крайне любопытные документы, проливающие свет на отечественную механику этого увлекательного процесса.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЫЛЕВСКИЙ [болг. Дилевски] Николай Михайлович (10.11.1904, г. Чугуев Харьковской губ.- 23.10.2001, София), проф., филолог, лингвист, основатель болг. русистики. В 1915 г. поступил в Петровско-Полтавский кадетский корпус, после окончательного закрытия корпуса в 1919 г. вернулся в Чугуев, но вскоре был вынужден покинуть Россию вместе с отступавшими частями армии ген. Врангеля. До февр. 1921 г. жил на о-ве Халки, потом переехал в Стамбул и поступил в рус. Крестовоздвиженскую гимназию. В 1922 г. гимназия вместе с преподавательским и ученическим составом была перемещена в Болгарию в г. Пештера. В 1925 г. Д. окончил гимназию с серебряной медалью и 16 окт. записался на медицинский фак-т Софийского ун-та, но через семестр перевелся на историко-филологический фак-т. С 1928 г. был стипендиатом болг. правительства, которое выделило 2 стипендии особо выдающимся студентам рус. происхождения. В 1930 г. окончил историко-филологический фак-т Софийского ун-та по специальности «славянская филология». В 1930-1931 гг. проходил стажировку в 3-й муж. гимназии в Софии. С сент. 1931 г. преподаватель болгарского языка и лит-ры в педагогическом уч-ще в г. Неврокоп (ныне Гоце-Делчев). С 1934 по 1972 г. лектор Софийского ун-та, читал курсы «Русский язык» и «Историческая грамматика русского языка», доцент (1948), профессор (1955). Защитил канд. дис. «Сложные глагольные основы в современном русском языке» (1948), докт. дис. «Основные проблемы устойчивости/подвижности русского ударения» (1954). В 1951-1971 гг. зав. кафедрой рус. языка Софийского ун-та, в 1951-1955 гг. зам. декана филологического фак-та. В 1967 г. специализировался в МГУ. Основные научные интересы Д. затрагивали историю и лексикологию рус. и болг. языков, русско-болг. языковые параллели и различия, русско-украинско-болг. культурные и лит. связи. Помимо многочисленных лингвистических исследований написал учебники: Курс грамматики современного русского языка: Фонетика (София, 1950); Русская граматика (София, 1950, 1952, 1964, 1972, 1978, 1985); Краткий очерк истории и исторической грамматики русского языка (София, 1951, 1953). Более 35 публикаций Д. посвятил лексическому и стилистическому комментированию и разъяснению «темных мест» «Слова о полку Игореве» (библиографию Д. по этому вопросу см.: Буланин Д. М. Дылевский Н. М.//Энциклопедия «Слова о полку Игореве». СПб., 1995. Т. 2. C. 152-155).

http://pravenc.ru/text/180744.html

156 В личном деле Б. В. Вадковского ясно указано: «В настоящее время отменяется преподавание греческого языка в 1-м классе Семинарии и на 3-м курсе Академии» (26 октября 1949 г.) (Архив МДА. Личное дело Б. В. Вадковского. С. 12). 158 Иван Николаевич Хибарин (1892– †5 декабря 1977 г.). Еще до революции закончил историко-филологический факультет Московского университета, затем учился на естественном отделении физико-математического факультета. В 1920-е, 1930-е гг. занимался научной работой в учебных заведениях г. Москвы в основном по второй специальности. Преподавал латинский язык в 1 Медицинском институте (1943–1945). Хотя обладал огромной эрудицией, преподавал порученные ему языки (английский и греческий) бессистемно. В результате в 1952 г. освобожден от преподавания греческого. Подробнее см.: Пушков 2002. С. 206–208. 160 Вадковский Б. В.//Там же. С. 36. Здесь же указано, что он занимался переводом «части греческого текста» сочинения Михаила Пселла De omnifari doctrine, критически изданного Л. Г. Вестерлинком в г. Ниймеген (Голландия) в качестве диссертации (Utrecht, 1948). См. программу в: Архив МДА. Программы по греческому. С. 139–140. Возможно, что время для научных занятий появилось в связи с уменьшением учебной нагрузки Б. В. 162 Доктусов Н. П.//Там же. С. 30. Большее внимание Н. П. Доктусов обращал на преподавание Священного Писания Нового Завета и на подготовку магистерской диссертации. Преподавание церковно-славянского (в 1-м и 2-м классах Семинарии) и латыни велось по остаточному принципу. 163 «Постановили: 2. Отзывы о программах по Св. Писанию Нового Завета, Библейской Истории, Догматическому и Нравственному Богословию, Практическому руководству для пастырей, Русской Церковной Истории, Истории и обличению раскола и сектантства, Церковному пению и Греческому языку – утвердить и программы по перечисленным предметам признать типовыми только после изменения их в соответствии с указаниями отзывов» (ЖС МДАиС 9 от 8 июня 1950 г. С. 28). 169 23 июня 1950 г. Л. Н. Парийский писал патриарху Алексию I: «Вчера состоялся магистерский диспут Доктусова Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

S. 23−42; Idem. Arabische Übersetzung eines altsyrischen Evangelien textes und die Sure 21, 105 zitierte Psalmen übersetzung. ОС 3, 9 (1934). S. 165−188, 278−279; Peters С. Der Text der soghdischen Evangelienbruchstücke und das Problem der Pešitta. ОС З, 11 (1936). S. 153−162; McHardy W. D. Sigla for the Syriac Versions of the New Testament. JTS 47 (1946). P. 177−180; Vööbus A. Researches on the Circulation of the Peshitta in the Middle of the fifth Century. Pinneberg, 1948; Idem. Neue Ergebnisse in der Erforschung der Geschichte der Evangelien texte im Syrischen. Pinneberg, 1948; Idem. The old Syriac Version in a new Light and urgent Tasks in textual Criticism of the New Testament. Apophoreta Tartuensia. Stockholm, 1949; Idem. The oldest extant Traces of the Syriac Peshitta. Mus. 63 (1950). P. 191−204; Idem. La première traduction arménienne des Evangiles. Rech. Sc. Rel. 37 (1950). S. 581−586; Idem. Neue Angaben über die text geschichtlichen Zustände in Edessa in den Jahren ca 326−340. Stockholm, 1951; Idem. Neuentdeckte Text material zur Vetus Syra. Theologische Zeitschrift 7 (1951). S. 30−38; Idem. A critical apparatus for the Vetus Syra. Journal of Bibl. Liter. 70 (1951). P. 123−128; Black M. Z. Geschichte des syrischen Evangelien textes. ThLZ 77 (1952). S. 705−710; Idem. The Text of the Peshitta Tetraevangelium. Studia Paulina in honorem J. de Zwaan septuagenarii. Haarlem, 1953. P. 20−27; Voöbus Α. Das Alter der Peschitta. OC 38 (1954). S. 11−40; Delecat L. Die syropalästinische Übersetzung der Paulusbriefe und die Peschitta. NTS 3 (1957). S. 223−233; KlijnA. F. Die Wörter «Stein» und «Felsen» in der syrischen Übersetzung. ZNTW 50 (1959). S. 99−105; Emerton J. A. Τo aima Moy the ΔΙΑΘΗΚΗΣ. The evidence of the Syriac Version. JTS 13 (1962). P. 111−116; Idem. Binding and loosing – forgiving and retaining. JTS 13 (1962). P. 325−31. О Филоксеновом пересмотре Нового Завета см. § 108. Б. Другие книги Нового Завета. Послания ап. Павла и Деяния апостолов цитируются и упоминаются св.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

В 1927 г. начала работу Конференция баптистских церквей Дельты, Монагас и Гуаяны, насчитывающая в наст. время 4100 чел. В кон. 40-х гг. XX в. в стране начали работать миссионеры юж. Б.; в 1951 г. была сформирована Национальная баптистская конвенция, объединяющая в наст. время 25 тыс. чел. (250 общин). Первой баптист. миссией в Перу стала миссия Ирландского баптистского зарубежного миссионерского об-ва в 1927 г., чья деятельность привела к созданию в 1952 г. Союза баптистских церквей Юж. Перу; в наст. время в союз входят 5 тыс. чел. (130 общин). В 1936 г. в стране начала работу Baptist Mid-Missions, к-рая в наст. время объединяет 25 тыс. чел.; юж. Б. появились в Перу в 1950 г., а в 1966 г. уже создали Евангельскую баптистскую конвенцию Перу (13 тыс. чел., 200 общин); в стране также действуют и др. миссии из США: Баптистские миссии веры, Ассоциация баптистов за всемирную евангелизацию, Американская баптистская ассоциация, Баптистские международные миссии и Баптистское библейское содружество. В Эквадоре миссионеры Южной баптистской конвенции появились в 1950 г.; в 1972 г. была создана Баптистская конвенция Эквадора (в наст. время 17 тыс. чел., 220 общин). В стране действуют Международное баптистское содружество, Библейское баптистское содружество и Baptist Mid-Mission (все из США), к-рые объединились в Баптистское миссионерское содружество (31 община и 18 миссий). Большинство крупных баптист. национальных конвенций Лат. Америки и являются членами Союза баптистов Лат. Америки, к-рый, в свою очередь, входит в Баптистский всемирный альянс . Первым Б. на Багамских о-вах был раб Ф. Спенс, к-рый в 1780 г. прибыл туда вместе со своими хозяевами - брит. лоялистами из Сев. Америки. Спенс начал проповедовать среди местного населения и основал общину в г. Нассау. В наст. время Багамская национальная баптистская миссионерская и образовательная конвенция объединяет 55 тыс. членов (свыше 200 общин) и является крупнейшей деноминацией в стране. Дж. Лил, раб, освобожденный брит. армией и покинувший с ней Сев.

http://pravenc.ru/text/77510.html

Das Sprachengebet. Wort des Glaubens, Feldkirchen. S. 4. Цит. по: Бюне В. Указ. соч. С. 192. 58 Goodman F. D. Glossolalia/Encyclopedia of Religion, Vol. 5 (New York: Macmillan Publishing House, 1987). P. 563. 60 См. Eliade M. Shamanism: Archaic techniques of ecstasy. L.: Penguin Books, copyright 1964, 610 p. 64 Goodman F. D. Glossolalia/Encyclopedia of Religion. Vol. 5. N.Y.: Macmillan Publishing House, 1987. P. 564. 65 Goodman F. D. Glossolalia/Encyclopedia of Religion. Vol. 5. N.Y.: Macmillan Publishing House, 1987. P. 564. 73 Гамбл Н. Вопросы жизни. Практическое введение в христианство. М., 1997. С. 90. Замечательный совет по расширению словарного запаса! 93 На самом деле, около трех тысяч – см.: Документы Второго Ватиканского Собора. М.: Паолине, 1998. С. 471. 98 O’Connor E. D. The Pentecostal Movement and the Catholic Church. Notre Dame, Indiana, 1971. P. 291–293. 130 Лучшей «неофициальной» биографией Хейгина можно назвать Simmons D. H. Hagin – Heretic or Herald of God? A Theological and Historical Analysis of Kenneth E. Hagin’s Claim to Be a Prophet. Master’s thesis, Oral Roberts University, 1985. 135 Hagin K. I Believe in Visions. Old Tappan, NJ: Fleming H. Revell, 1972. P. 9. Далее как Visions. 151 Footprints on the Sands of Time: The autobiography of William Marrion Branham. Jeffersonville, Ind.: Spoken Word Publications, 1975. P. 2, 21, 93. Далее kakFoomprinms… 152 Lindsay G. William Branham: A Man Sent from God. Jeffersonville, Ind.: William Branham Publisher, 1950. P. 30. 153 Lindsay G. William Branham: A Man Sent from God. Jeffersonville, Ind.: William Branham Publisher, 1950. P. 31. 154 Stadsklev J. William Branham: A Prophet Visits South Africa. Minneapolis, Minn.: Julius Stadsklev Publisher, 1952. P. 9–11. 156 Цит. по: Dyck C. William Branham: The Man and His Message. Saskatoon: Western Tract Mission, 1984. P. 41. 161 Adler K. William Branham: His Life and Teachings. Holbrook, N.Y.: Narrow Way Ministries, 1986. P. 3–5. 162 Koch K. E. Between Christ and Satan.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pjatides...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010