Все слуцковеды, слуцкофилы (и не только они) утверждают, что «Бог» и «Хозяин» созданы либо в преддверии XX съезда КПСС, либо позже. Лишь всегда оригинально-невежественный Евгений Евтушенко, как и Данкова, сделал Слуцкого антисталинистом ещё при жизни вождя. Давид Самойлов, полемизируя с Евтушенко, настаивал, что эти стихотворения «написаны после смерти (Сталина. – Ю.П.), ещё до XX съезда. Там все глаголы в прошедшем времени. Про одно произведение кто-то сказал: “там все глаголы врут”. У Слуцкого все глаголы говорят правду» с. 92]. Об этих и других стихах поэта о Сталине скажем во второй главе, сейчас предоставим слово самому Слуцкому. Он как человек умный и дальновидный оставил свою версию столь принципиального вопроса. В мемуаре «После войны» говорится: «Любил ли я тогда Сталина? А судьбу любят? Рок, необходимость – любят? Лучше, удобнее для души – любить. Говорят, осознанная необходимость становится свободой. Полюбленная необходимость тоже становится чем-то приемлемым и даже приятным. Ценил, уважал, признавал значение, не видел ему альтернативы и, признаться, не искал альтернативы. С годами понимал его поступки всё меньше (а во время войны, как мне казалось, понимал их полностью). Но старался понять, объяснить, оправдать. Точного, единственного слова для определения отношения к Сталину я, как видите, не нашёл. Всё это относится к концу сороковых годов. С начала пятидесятых годов я стал всё труднее, всё меньше, всё неохотнее сначала оправдывать его поступки, потом объяснять и наконец перестал их понимать» с. 210]. В этом отрывке слишком много довольно расплывчатых характеристик, не свойственных для такого «заземлённого», конкретного человека, как Борис Слуцкий. И всё же не вызывает сомнений: перелом в его отношении к Сталину произошёл в начале 1950-х годов. В данном мемуаре Слуцкий не сообщает, что в деятельности вождя вызвало у него частичное, затем полное непонимание. Также остаётся не прояснённым вопрос: начало 1950-х – это 1950-1952-е или какой-то конкретный год?

http://ruskline.ru/opp/2023/04/18/stihi_...

Значительную группу дел в лагерных судах составляли дела о бандитизме (ст. 59 3 УК РСФСР). Впервые обобщение судебной практики по этой категории дел было осуществлено осенью 1947 г. Тогда старший консультант Управления лагерных судов Е.А. Новикова написала в своей докладной записке: «Несмотря на то что бандитизм широкого распространения в исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД не имеет, появилась необходимость в изучении судебной практики ... так как даже единичные случаи бандитизма представляют повышенную опасность» 876 . В этом же документе отмечалось, что, начиная с января 1946 г., поступление дел о бандитизме неуклонно растет. За 1946 г. и первое полугодие 1947 г. к уголовной ответственности по статье 59 3 было привлечено 1678 заключенных. Из них лагерные суды признали виновными 1609 человек, причем 325 бандитов (20,2%) приговорили к расстрелу. Подавляющее большинство осужденных попали в ГУЛАГ за бандитизм, убийство, разбой, хищения, злостное хулиганство, и только 34 человека ранее были осуждены за «контрреволюционные преступления». До конца 1940-х годов при квалификации дел о бандитизме у судей, как правило, не возникало затруднений. Личность обвиняемого, характер и мотивы его действий – все подтверждало факт бандитизма. Ситуация изменилась в 1950 г. Первое, что бросалось в глаза при анализе судебной практики, это резко возросшее количество дел о бандитизме. В 1949 г. в лагерные суды поступило 960 таких дел в отношении 1977 человек, в 1950 г. заведено 1433 дела в отношении 2504 человек. Но более важными были не количественные изменения, а качественные. Наряду с обыкновенным бандитизмом в ГУЛАГе появился новый вид лагерной преступности – так называемый «политический бандитизм», получивший значительное распространение в особых лагерях. В отличие от обычных бандитов, которые в подавляющем большинстве случаев действовали на почве вражды и убивали заключенных, принадлежащих к другой, враждующей с ними, воровской группировке, а также из личной неприязни, «политические бандиты» руководствовались совсем иными побуждениями. Среди них не было уголовников, большинство имели одну судимость и отбывали наказание по политическим статьям. Анализируя дела о бандитизме, поступившие из Горного особого лагеря в начале 1950-х годов, лагерный судья отмечал: «Особенности Горного лагеря по убийствам и бандитским проявлениям заключаются в том, что в нем нет враждующих группировок» 877 . Другой судья, проанализировав деятельность «бандитских группировок» в Песчаном особом лагере в 1951–1952 гг., констатировал: «Нападений за принадлежность к одной из враждующих групп не было ни одного случая». Он также пришел к выводу, что бандиты избивали и убивали «тех заключенных, которых они подозревали как оповещателей оперативных работников отделов МВД и МГБ лагеря» 878 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

418 См. примеч. 14,25; ср.: Dölger F. Chronologisches und Diplomatisches zu den Urkunden des AthoskJosters Vatopedi//Byzantinische Zeitschrift. 1939. Bd. 39. 419 Напр.: Дуйчев И. Проучвания върху българското средновековие. София, 1945. С. 40–41; Ангелов Д. Принос към народнистите и поземелни отношения в Македония (Епирски деспотат) през първата четвърт на XIII в.//Известия на Камората на народна култура. София, 1947. Т. 4. 3; Anastasievic D., Ostrogorsky G. Les Koumanes pronoïaires//Mélanges H. Grégoire. Bruxelles, 1951. Vol. 3. P. 9–29; Липшиц E. Э. Из истории славянских общин в Македонии в VI-IX вв.//Академику Б. Д. Грекову (сб. статей). М., 1952. С. 49–54. 420 Moravcsik Gy. Byzantinoturcica. Berlin, 1958. Bd. 1. S. 211; Извори за българската история. София, 1968. Т. 14. С. 140–146. 422 Так, в соответствии с Акт. Лавр. РК в работе Д. Моравчика (Byzantinoturcica. S. 211 ) приводится дата Акт. Лавр. 44 (=37 Акт. Лавр. РК) 1081 г., что неверно; а Акт. Лавр. 66 (=47 Акт. Лавр. РК) ошибочно определяется как акт Алексея I Комнина, а не Андроника I, как правильно. В результате этого вопрос об оседлости куманов ставился применительно к концу XI, а не к концу XII в. См.: Dölger F. Zur Texgestaltung... S. 34–35, 44–47, 63; Дуйчев И. Указ. соч. С. 43. 423 Напр., Акт. Рос. 19 теперь датирован 1044 г.: Lemerle P. Note sur trois documents athonites et sur trois fonctionnaires du Xle siècle//Revue des Etudes Byzantines. 1952. T. 10. P. 110–111. 424 Мошин В. Русские на Афоне и русско-византийские отношения в XI–XII вв.//Byzantinoslavica. 1947. T. 9. C. 55–85; 1950. T. ll.C . 32–60 (переизд.//Из истории русской культуры (статьи по истории и типологии русской культуры)/Сост. А. Ф. Литвина, Ф. Б. Успенский. М., 2002. Т. 2. Кн. 1 (Киевская и Московская Русь). С. 309–357). 425 Thomson ]. The origins of the principal Slav Monasteries on Athos: Zografon, Pantelemones and Chelandarion//BS1. 1996. T. LVI1. P. 310–350; Кистерев C. H. Русские книги Афона и Константинополя в Москве, Твери и Новгороде в конце XIV – первой трети XV в.//MOSXOBIA. 1. М., 2001. С. 219–227; ТуриловА. А. и др. Афон//П. Э. М., 2002. T. IV. С. 146– 177 и др. (см. ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ч. в Горьковской обл., было осуждено свыше 20 чел.). 29 дек. 1950 г. Совет по делам РПЦ при СМ СССР потребовал от уполномоченного по Горьковской обл. А. М. Богданова изучить очаги активизации в подаче заявлений на открытие церквей и места нелегальных служб, а также проследить их взаимосвязь (Там же. Д. 601. Л. 133). В директиве отмечался рост числа нелегального духовенства и нелегальных мест служб как в Горьковской обл., так и в соседних Рязанской и Ивановской областях. В 1952 г. уполномоченный Богданов получил указание усилить борьбу с нелегальными молитвенными собраниями и незарегистрированными общинами правосл. толка. За связи с катакомбниками, в частности за совершение богослужений для нелегальных общин в Выксе, в 1952 г. был почислен за штат настоятель храма в г. Кулебаки прот. Николай Архангельский, к-рый отмечал, что окормлял нелегальные общины с ведома архиеп. Корнилия (Попова). В нач. 1953 г. был арестован глава незарегистрированной общины в с. Великий Враг Кстовского р-на Коноплёв. В нач. 50-х гг. в с. Мотызлей Вознесенского р-на действовала община «истинно православных христиан», которая соблюдала конспирацию, начинала службу на рассвете, все члены общины носили вышитые кресты. Связанная с ней община действовала в пос. Шаприха того же района. В этот же период уполномоченный изучал деятельность общины в селе (ныне рабочий поселок) Воротынец. Также в 1953 г. выявлена община в с. Семьяны Воротынского р-на. В 1957 г. в условиях смягчения религ. политики властей в регионе было зафиксировано максимальное количество незарегистрированных религ. орг-ций. Как писал в отчете от 1 окт. 1957 г. уполномоченный Богданов, в 30 районах области насчитывалось 242 нелегальные правосл. общины. Уполномоченный Совета по делам РПЦ при СМ СССР по Арзамасской обл. И. Г. Кораблёв сообщил в докладе от 8 янв. 1957 г., что в 32 районах области насчитывается 224 незарегистрированные правосл. общины, деятельность 25 катакомбных общин была пресечена в Арзамасской обл. в 1956 г. Т. о., в 1957 г.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

Ю.В. Откупщиков Литература Абаев В. И. 1949. Осетинский язык и фольклор. Т. I. М.; Л. 1952. О принципах этимологического словаря//ВЯ. 1957. Опыт этимологии славянского МДЬ//Езиковедски изследвания в чест на академик Стефан Младенов. София. 1960. Как русское уклад «сталь» помогло выяснить этимологию осетинского ændon »сталь»//ЭИРЯ. Вып. I. Абдрахманов М. А., Гордеева О. И. 1962. О взаимодействии русских говоров и языка томских татар//Сб. работ историко-филол. факультета Томского гос. ун-та. Томск. Азарх Ю. С. 1961. Существительные женского рода с суффиксом -ядь в русском языке//Материалы и исследования по русской диалектологии. Вып. II. М. Алексеев М. П. 1941. Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей: 2-е изд. Иркутск. Английские путешественники в Московском государстве в XVI в. М., 1937. Отв. ред. Н. Л. Рубинштейн; перев. Ю.В. Готье. Ахунзянов Э. М. 1968. Русские заимствования в татарском языке. Казань. Ачарян P.A. 1952. О составлении этимологического словаря славянских языков//ВЯ. Баранникова Л. И. 1972. Сущность интерференции и специфика ее проявления//Проблемы двуязычия и многоязычия. М. Барроу Т. 1976. Санскрит. М. Бартольд В. В. 1904. Отчет о командировке в Туркестан//Зап. Восточного отделения русского археолог, об-ва. Τ. XV. Белецкий A. A. 1950. Принципы этимологических исследований. Киев. 1972. Лексикология и теория языкознания (ономастика). Киев. Бенвенист Э. 1955. Индоевропейское именное словообразование. М. Берг С. Л. 1974. Критические заметки о топонимических взглядах В. А. Никонова//Географическая среда и географические названия. Л. Бернштейн С. Б. 1961. Очерк сравнительной грамматики славянских языков. М. 1974. Очерк сравнительной грамматики славянских языков. Чередования. Именные основы. М. Блаватская Т. В. 1959. Очерки политической истории Боспора в V–IV вв. до нашей эры. М. Блаватский В. Д. 1964. Пантикапей. М. 1985. Античная археология и история. М. Блинова О. И. 1972. Лексическая мотивированность и некоторые проблемы региональной лексикологии//Вопросы изучения лексики русских народных говоров. Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Стратегический курс хрущевской команды на военно-политические, экономические и даже идеологические уступки Западу обозначился уже вскоре после кончины Сталина. И, естественно, получил моральную, и не только, поддержку в «логове империализма». Вспомним наиболее знаковые тому подтверждения: Запад отмолчался при вводе советских войск в Венгрию осенью 1956-го, США, Великобритании и Франции отказались от военной конфронтации с СССР в 1956-1957 годах в Сирии («Дамаск под защитой «Жданова») и Египте. В Китае базы и прилегающие к ним районы были переданы в аренду СССР сроком на 30 лет согласно заключенному 14 августа 1945 года двустороннему Договору о дружбе и союзе. До этого в течение 40 лет то были японские владения, захваченные в ходе войны с Россией в начале века. 14 февраля 1950 года одновременно с заключением Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР на 30 лет было подписано дополнительное соглашение о Порт-Артуре, предусматривающее совместное использование тамошней базы до декабря 1952-го включительно. Но в связи с корейской войной и усилением военного присутствия США в Дальневосточном регионе китайское правительство в середине августа 1952 года обратилось к СССР с просьбой продлить пребывание советских войск в Порт-Артуре на срок, подлежащий уточнению в ходе дополнительных консультаций. Москва согласилась, и 15 сентября был подписан соответствующий документ. Однако 12 октября 1954 года правительства СССР и КНР заключили по инициативе Хрущева другое соглашение, предусматривавшее, что советские военные объекты и воинские части досрочно - к ближайшей весне - выводятся из Дальнего и Порт-Артура. Что и было осуществлено к концу мая 1955-го. Притом, заметим, военные базы США-НАТО продолжали приближаться не только к китайским, но и к советским границам на Дальнем Востоке. А тогдашние президенты США Трумэн и Эйзенхауэр, командующие американскими войсками на Дальнем Востоке Макартур и Риджуэй признавали, что только советское военное присутствие в Маньчжурии (Порт-Артур, Дальний) в первой половине 50-х не позволило разгромить Северную Корею и вторгнуться в Китай.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/2/zap...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАМАРА [Песоа Камара; португ. Pessoa Câmara] Элдер (7.02.1909, Форталеза, шт. Сеара, Бразилия - 27.08.1999, Ресифи, шт. Пернамбуку, там же), католич. архиеп. Олинды и Ресифи (Бразилия). Род. в многодетной семье. Отец К., журналист, разделял либеральные и антиклерикальные взгляды; мать, учительница начальных классов, была глубоко верующая. В 1923 г. К. поступил в коллегию лазаристов , продолжил обучение в ДС еп-ства Форталеза, по окончании к-рой 15 авг. 1931 г. был рукоположен во пресвитера. В том же году назначен преподавателем катехизиса в лицее Сеары, участвовал в работе Лиги католич. учителей Сеары и в создании Лиги католич. рабочей молодежи. В 1933 г. организовал профсоюз католич. рабочих женщин, в том же году начал сотрудничество с орг-цией «Интегралистское действие», идейно схожей с итал. фашизмом, занимал пост секретаря по вопросам образования в местном отд-нии движения. В 1935 г. губернатором штата К. назначен директором департамента народного просвещения в шт. Сеара. В 1936 г. переехал в Рио-де-Жанейро. Был назначен директором департамента религиозного образования в Мин-ве образования и здравоохранения, участвовал в разработках учебных программ по религ. образованию и катехизации в школах. Под влиянием работ Ж. Маритена и бесед с архиеп. Рио-де-Жанейро кард. Себаштьяну Леме да Силвейрой К. пересмотрел политические взгляды и отошел от деятельности в движении интегралистов. С 1947 г. являлся вице-ассистентом браз. «Католического действия» , с 1949 г. возглавлял ж. «Catequética», сотрудничал с ж. «Revista Brasileira Eclesiástica». В 1950 г. совершил поездку в Рим, где обсуждал с про-госсекретарем Папского престола пресв. Дж. Б. Монтини (впосл. папа Римский Павел VI ) возможность создания конференции браз. епископов. Архиеп. Э. П. Камара. Фотография. 1999 г. Архиеп. Э. П. Камара. Фотография. 1999 г. 3 марта 1952 г. папа Римский Пий XII назначил К. титулярным епископом Сальдитанским, вспомогательным епископом архиеп-ства Рио-де-Жанейро. Епископское рукоположение, совершенное 20 апр. 1952 г., возглавил архиеп. Рио-де-Жанейро кард. Жайми ди Барруш Камара. В том же году при поддержке пресв. Дж. Б. Монтини К. основал Национальную конференцию епископов Бразилии (CNBB) и стал ее 1-м генеральным секретарем. Совместно с еп. Тальки (Чили) Мануэлем Ларраином выступил перед папой Пием XII с инициативой создания совещания епископов Лат. Америки. 2 апр. 1955 г. К. был возведен в сан архиепископа. В том же году он стал одним из организаторов Международного евхаристического конгресса в Рио-де-Жанейро (см. Евхаристические конгрессы ). Участвовал в подготовке и проведении 1-й Генеральной конференции латиноамериканского епископата (Рио-де-Жанейро, 25 июля - 4 авг. 1955), по итогам к-рой был создан Совет епископов Лат. Америки (CELAM). С 1958 по 1965 г. был вице-президентом CELAM.

http://pravenc.ru/text/1320189.html

29 июня 1953 г. (какое совпадение - в эти же дни, 26 июня, был по официальной версии арестован, а по неофициальной - застрелен Лаврентий Берия) британский Комитет по борьбе с коммунизмом (его возглавлял замминистра иностранных дел) создал спецгруппу, главной задачей которой были планирование и проведение операций Лиотэ, ведение психологической войны, спецопераций, т. е. воздействие на психологию и культурные коды (сознание, подсознание, архетипы) противника, прежде всего - его политической и интеллектуальной элиты. Психологические спецоперации, поясняет Станислав Лекарев, - «это симбиоз целенаправленного и планомерного использования высшим государственным руководством скоординированной агрессивной пропаганды, идеологических диверсий и других подрывных политических, дипломатических, военных и экономических мероприятий для прямого или косвенного воздействия на мнения, настроения, чувства и в итоге на поведение противника с целью заставить его действовать в нужном направлении». Речь, таким образом, идёт о манипуляции поведением индивидов, групп, целых систем с целью их подрыва (реализация комплекса «Лиотэ» имеет отношение к волнениям в Берлине в июне 1953 г., в ещё большей степени - к венгерским событиям: с 1954 г. венгерских «диссидентов» тайно перевозили в британскую зону Австрии, откуда после 3-4-дневных курсов их возвращали в Венгрию - так готовили боевиков для восстания 1956 г.). Совет по психологической стратегии был одной из структур ведения психоисторической войны. Показательно, что в рамках Совета существовала группа «Сталин», цель - анализ возможностей отстранения Сталина от власти (Plan for Stalin " s passing from power). По-видимому, в какой-то момент интересы западной верхушки и части высшей советской верхушки совпали, тем более что объективно в 1952 г. Сталин активизировал давление как на первых, так и на вторых. Понимая значение психологической войны, борьбы в сфере идей и пропаганды, а также решая прежде всего ряд важнейших внутренних проблем, Сталин в 1950-1952 гг.

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/18/...

P. 337–355; Lemerle P. Invasions. P. 303 sv. См. тж. следующее примечание. 202 См.: Charanis P. The Chronicle of Monemvasia and the Question of the Slavonic Settlements in Greece//DOP 5 (1950). P. 141–166. Ср. ниже: с. 256, прим. 4. 203 О хронологии см.: Baynes N.H. The Date of the Avar Surprisë A chronological study//BZ 21 (1912). P. 110–128. 204 О фемном устройстве см.: Gelzer . Themenverfassung; Diehl . Régime des thèmes; Успенский . Военное устройство; Brooks E.W. Arabic Lists of the Byzantine Themes//JHS 21 (1901). P. 67–77; Кулаковский . История. Т. 3. С. 387–431. Особенно важно: Stein . Studien. S. 114–140 и Ein Kapitel. S. 50–89. Ср.: Honigmann . Ostgrenze. S. 43 ff., 64 ff. В последние годы появилось большое число исследований, посвященных возникновению фемного строя; особенно оживленно вопрос о времени возникновения обсуждался в работах: Pertusi A. Costantino Porfirogenito «De thematibus». Città del Vaticano, 1952 (комментарий к новому изданию книги о фемах; особ. р. 103 sg.); Idem . Nuova ipotesi sull " origine dei «temi» bizantini//Aevum 28 (1954). P. 126–150; Idem . La formation des thèmes byzantins//Berichte zum XI. Internationalen Byzantinisten-Kongreß. Bd. I. München, 1958. P. 1–40; Baynes N.H. The Emperor Heraclius and the Military Theme System//English Historical Review 67 (1952). P. 380–381; Ensslin W. Der Kaiser Herakleios und die Themenverfassung//BZ 46 (1953). S. 362–386; Ostrogorsky G. Sur la date de la composition du Livre des Thèmes et sur l’époque de la constitution des premiers thèmes d " Asie Mineure//Byz 23 (1953). P. 31–66; Ostrogorsky G. Berichte zum XI. Internationalen Byzantinisten-Kongreß. München, 1958. Korreferate, 1 –8; Haussig H. – W. Anfänge der Themenordnung//Finanzgeschichte der Spätantike/Hrsg. H. Altheim, R. Stiehl. Frankfurt am Main, 1957. S. 82–114; Karayannopoulos J. Die Entstehung der byzantinischen Themenordnung. München, 1959 (о ней моя рецензия в: Vierteljahrschrift für Sozial- und Wirtschaftsgeschichte 47 (1960). S. 261–263). – О происхождении слова «фема»: Κυριακδης Σ. Πς λξις θμα φθασεν ες τν σημασαν τς στρατιωτικς περιοχς//EEB Σ 23 (1953). Z. 392–394 и λληνικ 13 (1954). Σ.339; Dölger F. Zur Ableitung des byzantinischen Verwaltungsterminus θμα//Historia 4 (1955). S. 189–198.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Королевский дворец в Триполи. 1923 г. В нояб. 1949 г. ГА ООН приняла решение о подготовке к признанию независимости Л. до нач. 1952 г. Национальное учредительное собрание, имея равное число представителей от Триполитании, Киренаики и Феццана, начало работу в дек. 1950 г., в окт. 1951 г. приняло конституцию, объявлявшую Соединенное Королевство Ливия федеративным гос-вом, а в дек. утвердило Идриса на троне (с именем Идрис I) и сформировало федеральное правительство. Новое гос-во представляло собой ограниченную монархию - федерацию Триполитании, Киренаики и Феццана; в каждой из областей функционировало собственное правительство. Из 2 палат парламента выборной была только нижняя. Оппозиция жестко подавлялась на основании Закона 1952 г. о запрете политических партий, декрета 1955 г., предоставлявшего правительству право введения ЧП, Закона 1956 г. об ограничении собраний и демонстраций и запрещении забастовок. К нач. 50-х гг. XX в. Л. считалась одной из беднейших стран Африки. Подавляющее большинство жителей было неграмотным (на 1954 - более 87%), многие вели кочевой или полукочевой образ жизни или существовали за счет сельскохозяйственного труда. В основном земля находилась в руках латифундистов и шейхов племен - главной опоры королевского режима, а большинство селян владели мелкими участками или были безземельными. С принятием арабского языка в качестве официального итальянский, ранее весьма популярный, особенно среди образованных ливийцев, уступил место англ. языку, позиции к-рого укрепились за годы правления брит. администрации (1943-1951) и позднее, благодаря доминированию англо-амер. капитала. Пользуясь тяжелым положением Л., Великобритания и США в обмен на существенную экономическую и техническую поддержку навязали ей неравноправные соглашения: британско-ливийский договор (июль 1953) предусматривал военную взаимопомощь сроком на 20 лет, в т. ч. финансовое содействие королевству Л. в обмен на право пребывания здесь брит. подразделений; американо-ливийское соглашение (сент. 1954) предоставило США право арендовать территории под военные базы (крупнейшая - Уилус-Филд в Меллахе), полностью контролируемые Пентагоном, а американские ВВС получили право полета над любой частью территории Л.

http://pravenc.ru/text/2110469.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010