митрополит Владимир (Сабодан) Иностранная литература 1 . Alexis (Van der Mensbrügghe). L’Eglise comme domaine de la seigneurie du Christ selon la vue orthodoxe. Messager de l’Exarchat n. 38/39. Алексий (Ван дер Менсбрюгге). Церковь как сфера господства Христа с православной точки зрения. 2 . Asmussen H.-Brandenburg A., Wege zur Einheit, Osnabrück, 1960. Асмуссен Г.-Бранденбург A. Пути к единству. 3 . Aulen G. Ein Buch von der Kirche, Göttingen, 1951. Аулен Г. Книга о Церкви. 4 . Balthasar H. U., Sponsa Verbi, Einsiedeln, 1961. Бальтазар. Невеста Слова. 5 . Barauna G., Uber die Kirche. Bd I-II, Freiburg, 1966. Барауна Г. О Церкви. 6 . Baum G., That they May Be One, London, 1958. Баум Г. Да будут едино. 7 . Beckmann J., Steck K.G., Viering F., Von Einheit und Wesen der Kirche, Göttingen, 1960. Бекманн И., Стек К.Г., Виринг Ф. О единстве и сущности Церкви. 8 . Boegner М.Р., Le probleme de l’unite chretienne, 1946. Бёгнер М.П. Проблема христианского единства. 9 . Bonhoeffer D., Sanctorum communio, München, 1960; Auflage, 1930. Бонхоффер Д. Общение святых. 10 . Brandreth H.R.T., Unity and Reunion; a Bibliography, Toronto, 1948. Брандрет. Единство и воссоединение. 11 . Broutin P., Mysteriun ecclesiae. Paris, 1947. Брутен П. Таинство Церкви. 12 . Brunner E., Das Missverständnis der Kirche. Zürich, 1951. Бруннер E. Искаженное понимание Церкви. 13 . Brunner P., Pro Ecclesia I. Berlin – Hamburg, 1962, 213–224. Бруннер П. В защиту Церкви. 14 . Butler B.C., The Idea of the Church. Baltimore – London, 1962. Бутлер В.К. Идея Церкви. 15 . Caper J., Um die Einheit der Kirche. Wien, 1940. Каспер И. К вопросу о единстве Церкви. 16 . Chamberas P.A., Some aspects of the ecclesiology of father Georges Vasilievich Florovsky in the heritage of the early Church OCA 195. Roma, 1973, p.421–436. Шамбера П.А. Некоторые аспекты экклезиологии о. Георгия Васильевича Флоровского, в наследие нашей Церкви. 17 . Champion L.G. The Church of the NT. London, 1951. Чампион Л.Г. Церковь Нового Завета. 18 . Cioffari G.O.P. La sobornost nella teologia russia. Bari, 1978.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

Митрополит Лавр в алтаре соборного храма Сретенского монастыря. Фото: Г. Балаянц/Православие.Ru В день Торжества Православия отошел ко Господу Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Лавр. Успение Владыки именно в этот день – знак благоволения Божия, знак подлинного торжества единой неразделенной Русской Церкви. Но нам хочется вспомнить сегодня о Владыке Лавре как о примере доброго пастыря, которого, увы, часто всем нам недостает. В день Торжества Православия, которое всегда отмечается в первое воскресенье Великого поста, отошел ко Господу Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Лавр. Ранее сообщалось, что в последние дни митрополит чувствовал недомогание, однако точная причины его смерти пока не объявлена. Владыка простудился, чувствовал себя слабо во время последнего богослужения в пятницу, кашлял, но никто не ожидал его смерти. Общее настроение после этой утраты было исчерпывающе выражено в официальном сообщении сайта Зарубежной Церкви: «Новопреставленный Высокопреосвященнейший Владыка Лавр «подвигом добрым подвизался, течение скончал, веру соблюл и победителем многолетнего разделения в Русской Церкви явился». Вся жизнь Владыки Лавра (в миру — Василия Шкурлы) – это подвиг и служение. Он родился 1 января 1928 года в селе Ладомирово (ныне Словакия) на Пряшевской Руси. С 1939 года жил при монастыре преподобного Иова Почаевского в Ладомирово, основанного иноками Почаевской лавры, а в 1944 году стал послушником монастыря. В 1946 году эвакуировался вместе с монастырем в Джорданвилль (США). Принял постриг с именем Лавр в честь св. мученика Лавра в 1948 году. С 1954 года до самой кончины преподавал в Свято-Троицкой семинарии. 13 августа 1967 года рукоположен во епископа Манхэттенского, викария Восточно-Американской епархии и назначен секретарем Архиерейского Синода. 18 июля 1976 года утвержден настоятелем Свято-Троицкого монастыря и управляющим Сиракузско-Троицкой епархией; с 12 октября 1967 года – правящий архиерей. Одновременно – ректор Свято-Троицкой семинарии. С 1981 года – архиепископ Сиракузский и Троицкий.

http://pravoslavie.ru/36539.html

Москва. Донской монастырь. Малый собор Донской иконы Божией Матери. Малый (старый) собор Донского монастыря Карта и ближайшие объекты Собор Донской Иконы Божией Матери, ныне именуемый Малым, или старым собором, был построен в 1591-1593 гг. Есть предположение, что его строителем был московский зодчий Федор Конь. Первоначально храм состоял из одного основного бесстолпного объема, почти квадратного в плане, с одной шлемовидной главой и несколькими ярусами кокошников – «огненным» завершением. Главный престол церкви был устроен в честь Похвалы Богородицы, и изначально сам храм звался Похвалынским, но вскоре за ним закрепилось название, данное прихожанами по особо чтимой иконе – Донской Божией Матери. В 1679 г. были пристроены шатровая колокольня и двустолпная трапезная «о 12 окнах». В это же время собор и приделы были заново расписаны мастерами Оружейной палаты Леонтием Чулковым и Федором Евтиевым, а также поставлен иконостас, отчасти сохранившийся до наших дней. До того в храме сохранялись фрески работы итальянского живописца Клаудио, и по свидетельству от 1651 г. дьяка Ивана Тимофеева одна из икон в иконостасе изображала Бориса Годунова «красками как только святым подобает». При Романовых вместе с перестройкой храма была убрана и эта икона. В 1748 г. был переложен барабан и шлемовидная глава заменена на луковичную. В советское время, когда в конце 1920-х гг. храм был закрыт, в нем был музейный зал. После Великой Отечественной войны, в 1946 г., он снова открылся как храм, и до 1960-х гг. в нем проводились регулярные службы и даже была установлена мироварная печь. Раз в несколько лет на Святой неделе с понедельника по среду здесь варили святое миро для всех приходов; это продолжается и поныне – Донской монастырь снабжает миром все русские приходы. В 1948-1950 гг. проводилась реставрация древнего собора; при реставрации были восстановлены многие части храма, хотя не все – окна самой старой части здания были растесаны так сильно, что восстановлению не подлежали. Пол был поднят по сравнению с изначальным почти на 50 см.

http://sobory.ru/article/?object=03428

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Спешите идти за Христом! «Спешите идти за Христом!» — сборник проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого), произнесенных им в Симферополе в 1946-1948 гг. «Возлюби Господа всем сердцем, истреби остаток любви к миру, не оглядывайся, не вспоминай о прошлой жизни, когда мало думал о Боге, думал, как получше, повеселее прожить. О жизни прежней забудь и не забудь отречься от дел прежней жизни. Никогда не говори: сегодня поживу так, как прежде, займусь тем, чем прежде, а завтра всё это оставлю. Если так думать, за Господом не пойдешь. И завтра скажешь то же. Представишь себе и завтра картины покинутой гобой жизни, и завтра отложишь жизнь новую на завтра. А совесть будет напоминать: оставь сейчас, сейчас же оставь. И будет совесть твердить свое, напоминать одно и то же. Если не слушаться голоса совести, то он замолчит совсем, и то, что откладывал на завтра, останется отложенным навсегда. Не будет забыто то, что должно быть забыто. Правильно сказано, что оглядывающийся назад не будет надежен для Царствия Божия. Кто возложил руку свою на плуг, не должен оглядываться. Нужно смотреть только вперед; вперед, всегда вперед и, вознеся сердце свое к Богу, идти за Христом. Спешите, спешите — спешите идти за Христом. Жизнь коротка, — и потому спешите идти за Христом.» Спешите идти за Христом Печаль яже по Бозе и печаль мирская 1946 г. Печаль бо яже по Бозе покаяние нераскаянно во спасение соделовает, а мира печаль смерть соделовает» (2 Кор. 7, 10). Это глубокие-глубокие слова святого апостола Павла из его Второго послания к Коринфянам. Нужно вникнуть в эти слова: что такое печаль яже по Бозе и что такое печаль мирская? Печаль ради Бога — это то настроение, с которым жили все святые, это прежде всего тяжкая-тяжкая скорбь о своих собственных грехах. Это также непрерывная скорбь о том, что мы видим в мире: что люди нечестивые, не верующие во Христа, живут так, как научает их жить сатана; они и знать не хотят пути Христова. Печаль по Бозе — печаль о той неправде, о воровстве, убийстве, разврате, лжи — страшной лжи, всё пропитывающей лжи, среди которой жили и живут люди всех исков. Печаль по Бозе — печаль об участи наших детей, нашей молодежи, которая не знает ничего о Боге, которая живет без Бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

После реставрации Малый собор Донского ставропигиального мужского монастыря вновь распахнул свои двери для прихожан, паломников и гостей древней московской обители. После реставрации Малый собор Донского ставропигиального мужского монастыря вновь распахнул свои двери для прихожан, паломников и гостей древней московской обители. Первый собор монастыря во имя Донской иконы Божией Матери, ныне именуемый Старый или Малый, построен в 1593-1596 годах мастерами боярина Бориса Годунова. В 1677-1678 годах к первоначальному небольшому бесстолпному храму пристроили приделы во имя преподобного Сергия Радонежского и великомученика Федора Стратилата в память разгрома татаро-турецких войск под градом Чигириным. Трапезная (1673 г.) и шатровая колокольня (1679 г.) завершили ансамбль храма. Именно в Малом соборе Донского монастыря 30 марта/12 апреля 1925 года был погребен святитель Тихон, Патриарх Всероссийский. В 1930 годы собор закрыли, и в нем разместилось общежитие Метрополитена. В 1946-1950 годы были проведены работы по реставрации фасадов и интерьеров храма по проекту Н.Н.Соболева. При реставрации в храме установили иконостас из разрушенной церкви во имя Харитона Исповедника, что в Огородниках. В 1948 году Святейший Патриарх Алексий I в преддверии совещания Предстоятелей Автокефальных Православных Церквей, которое должно было пройти в Москве, ходатайствовал об открытии церкви в Донском монастыре, «где находится могила Патриарха Тихона», приписав ее к храму Ризоположения на Донской улице. Вопрос решился положительно, и в храме по праздничным дням возобновились богослужения. С этого же времени здесь стало совершаться мироварение, так как в трапезной части храма была устроена мироваренная печь для приготовления Святого мира для всех приходов Русской Православной Церкви. В процессе реставрационных работ в те годы были восстановлены завершение храма пирамидой кокошников, ступенчатые своды перекрытия четверика основного объема и ниши внутри храма, воссозданы белокаменные порталы. В 1991 году Донской монастырь возвратили Русской Православной Церкви. Вскоре в Малом соборе в результате поджога случился пожар, после которого храм отремонтировали, а в феврале 1992 года в трапезной части храма были обретены святые мощи Патриарха Тихона. В середине 90-х годов над местом погребения святителя возведена изукрашенная сень.

http://pravmir.ru/v-malom-sobore-donskog...

Рычково. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Богородице-Рождественская церковь в селе Рычково Белозерского района. Она была построена в 1910 году. Здание было каменным, а его площадь составляла 238,1 м2. Страховая стоимость храма оценивалась в 1948 году в 45 тыс. руб. Церковь закрылась в 1930 году по решению облисполкома. Помещение использовалось под зерносклад. Была вновь открыта в 1947 г. по просьбе 980 верующих, которые, начиная с лета 1946 года подавали заявления местным властям, и пять раз посетили уполномоченного Совета по делам РПЦ по Курганской области. В первые послевоенные годы храм работал успешно. Здесь имелся трехъярусный иконостас с дорогостоящими иконами, возвышающийся под купола, прекрасно пел церковный хор. Храм посещали не только прихожане Белозерского, но и верующие Мостовского, Мокроусовского, Курганского районов и города Курган. 5 августа 1961 года Белозерский райисполком принял постановление о том, чтобы церковь в селе Рычково закрыть, здание храма опечатать до особого указания с последующим переоборудованием его под клуб. 15 августа того же года Курганский облисполком утвердил это решение, а 5 октября 1961 года Совет по делам РПЦ при СМ СССР закрыл церковь и снял общину с регистрации. 22 сентября 1961 года в шесть часов утра из храма начался вывоз имущества. Присутствовавшие при этом верующие пожилого возраста крестились и плакали. Иконостас был отправлен в областной краеведческий музей, иконы и облачения священников - на склад райисполкома. Церковные святыни (антиминс, святые дары и дарохранительница) были отправлены епископу Свердловскому и Курганскому Флавиану. Здание храма было переоборудовано не под клуб, как предполагалось ранее, а под колхозный зерносклад. В настоящее время церковь находится в полуразрушенном состоянии. В 1901 г. жители деревень Рычковой, Русковой и Редькиной подали прошение в Тобольскую духовную консисторию о разрешении им построить деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в д. Рычковой. В том же году невдалеке от селения на западной стороне деревни на горе около бывшей березовой рощи жителями было отведено место под строительство. Одновременно начался сбор средств прихожан и добровольных пожертвований.

http://sobory.ru/article/?object=14579

Скачать epub pdf Архиереи Русской Православной Церкви (1917–1997) Список составлен в Церковно-научном Центре «Православная энциклопедия» по кн.: Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно). Erlangen, 1979–1989. 6 т.; Иоанн (Снычев). Топография архиерейских кафедр русской православной церкви периода с 1893 г. по июнь 1963 г. Куйбышев, 1963 (машинопись); Общий алфавитный список православных и раскольнических епархий 1917–1946 гг.//Губонин М. Е. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти 1917–1943. М., 1994.; Иоанн (Снычев), митр. Состав Российской Православной Церковной иерархии. 1962–1994. Куйбышев; СПб., 1973–1994. Отсутствие данных о служении и гибели части епископата за 1920–1940-е гг. обусловлено современным состоянием исследования и публикации архивных материалов и следственных дел репрессированных священнослужителей. В наст. список не включены лица, получившие хиротонию в раскольничьих или схизматических группировках, а также в других православных Церквах (кроме случаев, когда они воссоединялись с Московской Патриархией). В данном списке приняты следующие специальные сокращения: Конст. П.– Константинопольский Патриархат; МП – Московская Патриархия; РПЦ – Русская Православная Церковь (Московский Патриархат); РПЦЗ – Русская Православная Церковь за рубежом (карловацкий раскол); ПАЦ – Польская Автокефальная Церковь (неканоническая до 22.06.1948). Тихон (Белавин) с 13.08.1917 митр. Московский и Коломенский; с 21.11.1917 Патриарх Московский и всея России; с 16.05.1922 по 15.06.1923 в заключении; † 7.04.1925. Сергий (Страгородский) с 10.08.1917 архиеп. Владимирский и Шуйский; с 28.11.1917 в сане митрополита; с 16.06.1922 в обновленческом расколе; 27.08.1923 принес публичное покаяние; с 18.03.1924 митр. Нижегородский; с 10.12.1925 Заместитель патриаршего Местоблюстителя; с 30.11.1926 в заключении; с 27.03.1927 вновь вступил в права Заместителя патриаршего Местоблюстителя; с 27.04.1934 Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский; с 11.09.1943 Патриарх Московский и всея Руси; † 15.05.1944.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Скачать epub pdf Предисловие Мы надеемся, что в будущем, когда возстанет Святая Русь, будет написана история Русской Зарубежной Церкви, как хранительницы Святого Русского Православия в годы нашей страшной смуты. Эта же книга пусть послужит некоторым небольшим материалом для истории нашей Церкви. Здесь помещены сохранившияся у меня записи того, что было мною произнесено или написано в церкви или при различных обстоятельствах церковной жизни. Моя церковная работа в Америке началась с 17/30 ноября 1946 года, когда я вместе с 12 иноками братства преп. Иова Почаевского , из Ладимирова в Пряшевской Руси, прибыл в Соединенные Штаты, присоединившись к братству в Европе. Глава монастыря Преосвященный Серафим прибыл сюда немного раньше, к концу Кливландского собора. Происходввший в это время Кливландский собор разрушил единство русской церковной жизни в Америке, которое было создано десять лет тому назад. Владыка Виталий отечески нас принял, оставил меня в Нью Иорке в Епархиальном управлении в должности секретаря и иеродиакона Пимена для служения в соборе на Бронксе, а остальных монахов отправил в Св. Троицкий монастырь в Джордалвилле, очень нуждавшемся в пополнении братства. 14/27 июня 1948 года, по представлению владыки Виталия, я был возведен в сан епископа Флоридского с назначением меня викарным епископом Северо-Американской и Канадской епархии, возстанавливавшейся после Кливландского собора и теперь принимавшей духовенство и беженцев (Дипи) из Европы и создававшей новые приходы и впоследствии епархии. Владыка Виталий сосредоточил свое внимание главным образом на устройстве и управлении Св. Троицкого монастыря, на меня возложил работу по епархиальному управлению под его руководством. С кончиной взадыки Виталия, последовавшей 8/21 марта 1960 года, такия же обязанности, но с титулом Вашингтонского и Флоридского и с возведением меня в сан архиепископа оставались на мне и при покойном митрополите Анастасии и при здравствующем владыке Филарете, как первоиерархов и епархиальных архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Экуменизм. Экуменическое движение Цель и история экуменизма 1942. Васильева О. Ю. Государство, Русская Православная Церковь и экуменизм: исторические аспекты проблемы//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 115–118. 1943. Декларация Ассоциации ревнителей Великой Схизмы им. кардинала Гумберта и патриарха Михаила Керул-лария//Страницы. 1996. 2. С. 141–146. Иронические замечания в адрес противников экуменизма. 1944. Замен К. Развитие стремлений к Вселенской Церкви [во Франции, Германии, Англии и Швеции]: Обзор духовной жизни протестантизма/К. З.//ВРЗЕПЭ. 1953. 14. С. 114–119. 1945. Робертсон Р. Дж., свящ. Отношения католиков и православных в посткоммунистической Европе: призраки прошлого и задачи на будущее//АиО. 1994. 1. С. 82–104. 1946. Свидлер Л. Межрелигиозный диалог: истоки, проблемы, перспективы: Беседы с профессором религиоведения Университета Темпл, основателем и главным ред. журн. «Экуменические исследования» Л. Свидлером/Беседу вел: М. Сергеев//Страницы. 2000. Т. 5. 3. С. 452–461. 1947. Секачев В., диак. Греко-католичество в экуменической перспективе//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 38–42. 1948. Соловьев И. В. [Рец. на кн.:] Православие и экуменизм: Документы и материалы/ОВЦС МП. М., 1998//ЦиВр. 1998. 2(5). С. 173–175. 1949. Трауберг Н. Л. [Рец. на кн.:] Крифт П. Экуменический джихад=Kreeft P. Ecumenical jihad. San Francisco: Ignatius Press, 1996//Страницы. 1996. 4. С. 147–150. 1950. Уляхин В. Н., свящ. Русская Православная Церковь и экуменическое движение XIX-XX вв.//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 31–37. 1951. Уляхин В. Н., свящ. К вопросу об экуменическом движении в России в XIX в.//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 61–64. 1952. Чернышева О. В. Современный шведский экуменизм//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 220–226. См. также 1447, 1470, 1842, 1893, 2494, 2824, 2914. Проблема соединения Церквей 1953. Бьянки Э. Мы верим, что возможна монашеская жизнь католиков и православных вместе: Беседа с Энцо Бьянки/Беседу вел: А. Э. Бодров; Пер. с итал.: С. Файн//Страницы. 1997. Т. 2. 4. С. 622–628.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тверь. Церковь Екатерины при Императорском путевом дворце. Карта и ближайшие объекты В 1671-1763 гг. на месте Императорского путевого дворца находился архиерейский дом. В 1763 г., во время большого пожара в Твери, дом сгорел. В 1764 г. под присмотром московского архитектора П. Р. Никитина и его помощников П.И. Обухова и М.Ф. Казакова началась разборка обгоревшего архиерейского дома и строительство нового Путевого дворца для Екатерины II. Дворец был построен к весне 1767 г., на тот момент без выступающих вперед павильонов. К 1778 г. дворец был полностью достроен и отделан внутри. В западном павильоне 24 ноября 1778 г., в день тезоименитства Екатерины II, была освящена домовая церковь во имя святой великомученицы Екатерины. Иконостас для дворцовой церкви был привезен из Аничкова дворца, его оборудованием занимался архитектор Штенгель, ставший впоследствии тверским губернским архитектором. Восточный павильон был временно приспособлен тверским архиереем Платоном Левшиным под консисторию. В начале XIX века Путевой дворец стал резиденцией принца Георга Ольденбургского, генерал-губернатора Твери, Новгорода и Ярославля и по совместительству директора Главного управления путей сообщения. Для него дворец был капитально переделан архитекторами К.И. Росси и его помощникам О. Бове и З. Дылдиным. В Екатерининской церкви установили новый иконостас по проекту К.И. Росси и И. Базетти. Д.Б. Скотти написал 14 образов и фреску «Взятие Богоматери на небо», интерьер храма расписал И. Андреев. В 1864-1871 гг. Путевой дворец был вновь перестроен по проекту архитектора А. И. Резанова. В 1897 г. западный павильон передали историческому музею. В 1898 г. дворец стал резиденцией тверских губернаторов. Во время Великой Отечественной войны здание Путевого дворца было сильно повреждено. В 1946-1948 гг. проведена реставрация под руководством сначала И. Е. Бондаренко, затем Н. Я. Колли. В настоящее время в здании размещается государственный объединенный историко-архитектурный и литературный музей и Тверская областная картинная галерея.

http://sobory.ru/article/?object=22390

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010