Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Иванов Иван Спиридонович; 6.02.1912, Псков - 17.11.1966, Киров), еп. Кировский и Слободской. Из семьи ремесленника. С 1926 г. псаломщик в псковской ц. во имя святых Константина и Елены, позднее служил в других храмах Пскова. В 1927 г. окончил неполную среднюю школу, в 1933 г.- муз. школу по классу скрипки в Пскове, в 1936-1938 гг. учился 2 курса на вокальном отд-нии Ленинградского муз. техникума им. П. И. Чайковского. Окончил бухгалтерские курсы, с кон. 1938 г. работал бухгалтером в городском жилищном управлении. Во время Великой Отечественной войны после оккупации Пскова нем. войсками 30 июля 1941 г. стал певчим, а 2 июля 1942 г.- псаломщиком в псковском Троицком кафедральном соборе. 6 июня 1943 г. рукоположен целибатом во диакона Патриаршим экзархом Прибалтики Виленским и Литовским митр. Сергием (Воскресенским) , служил в псковском Троицком соборе. 22 авг. 1943 г. митр. Сергием рукоположен во иерея к храму свт. Николая погоста Любятово под Псковом. Активно помогал партизанам. 7 марта 1944 г. вместе с прихожанами вывезен немцами в Шяуляйские трудовые лагеря (Литва), но вскоре был освобожден по ходатайству митр. Сергия. С кон. марта до 11 окт. 1944 г. в составе «Внутренней православной миссии в Литве» (см. Псковская миссия ) окормлял рус. беженцев в г. Кретингене (Крятинге). После прихода советских войск вернулся в кон. окт. 1944 г. в Псков. В 1945 г. был арестован, но после проведенной проверки освобожден. За участие в партизанском движении награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Был одним из организаторов восстановления разрушенного во время войны Троицкого собора Пскова, стал в 1946 г. его настоятелем. С 1948 г. служил в храмах Ленинграда, был благочинным одного из городских благочиннических округов. В 1950 г. окончил заочно Ленинградскую ДС. С 1953 г. священник Спасо-Преображенского собора Ленинграда. В 1954 г. окончил заочно Ленинградскую ДА со степенью кандидата богословия, был возведен в сан протоиерея. С 1957 г. ключарь Троицкого собора Александро-Невской лавры. 7 июня 1958 г. по благословению Патриарха Алексия I Псковским и Порховским еп. Иоанном (Разумовым ; впосл. митрополит) в пещерной Успенской ц. Псково-Печерского мон-ря пострижен в монашество с именем Иоанн в честь св. прор. Иоанна Предтечи. 22 нояб. назначен настоятелем храма во имя св. Иова на Волковом кладбище Ленинграда. В 1959 г. возведен в сан игумена, 20 нояб. 1962 г.- в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/469480.html

Кроме регулярных номеров, вышло 4 специальных: в 1948 г. (в связи с юбилейными торжествами по поводу 500-летия автокефалии  Русской Православной Церкви и Московским совещанием Предстоятелей и Представителей автокефальных Православных Церквей), в 1963 г. (к 50-летию архиерейского служения Патриарха Алексия I ), в 1995 г. (к 5-летию Патриаршего служения Алексия II ) и в 1997 г. (в связи со 125-летием Среднеазиатской епархии и ее посещением Предстоятелем Русской Православной Церкви). Первый состав редколлегии Журнала состоял из четырех человек: ответственным редактором был Святейший Патриарх Сергий, членами редакционной комиссии — митрополиты Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский) — будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич) , а также архиеп. Горьковский и Арзамасский Сергий (Гришин; скончался через месяц после выхода первого номера Журнала); ответственным секретарем — прот. Александр Смирнов. После кончины Патриарха Сергия 15 мая 1944 года во главе Журнала стал Патриарший Местоблюститель, а затем и Святейший Патриарх Алексий I. В 1946 г. его сменил на этом посту митр. Крутицкий и Коломенский Николай, который руководил Журналом до 1960 г. Ответственными секретарями издания при нем были: прот. Александр Смирнов (до июля 1949 г.), проф. ЛДА Л.Н. Парийский (август 1949 г. — июнь 1950 г.), проф. МДА А.И. Георгиевский (июль 1950 г. — декабрь 1953 г.); А.В. Ведерников (1954-1962 гг.). Активное участие в редактировании Журнала в течение почти 50-ти лет (с 1954 г.) принимал ответственный секретарь ОВЦС А.С. Буевский. С 19 сентября 1960 г. по 14 мая 1963 г. председателем редколлегии Журнала был епископ Подольский (впоследствии митр. Ленинградский и Новгородский) Никодим (Ротов) , ответственным редактором — доцент ЛДА А.Ф. Шишкин, членами редколлегии: протоиереи Виталий Боровой и Всеволод Шпиллер, а также Н.П. Иванов, Е.А. Карманов, П.В. Уржумцев и А.С. Буевский (ЖМП, 1960, 10, с. 5; 1979, 4, с. 25).  2 января 1962 г. ответственным редактором Журнала был назначен архим. (впоследствии митр. Волоколамский и Юрьевский) Питирим (Нечаев) , к-рый возглавлял его почти 33 года. Ответственными секретарями редакции в это время были: Е.А. Карманов (1963 г. — август 1981 г.), В.П. Овсянников (сентябрь 1981 г. — 1985 г.); проф. МДА К.М. Комаров (1986 г. — январь 1992 г.). В 1985-1992 гг. зав. редакцией Журнала была А.Г. Чулюкина.

http://patriarchia.ru/db/text/5306940.ht...

Патриаршего Местоблюстителя в Москве. Взял на себя попечение об оккупированной части Псковской Новгородской и Ленинградской области, где было открыто свыше 200 храмов. Инициатор основания Псковской Православной миссии, объединившей более 400 приходов Северо-Запада России. Убит 28 апреля 1944 г. неизвестными, одетыми в немецкую форму. Похоронен в Риге на Покровском кладбище. Сергий (Ларин Сергей Иванович) (1908–1967), архиепископ. В 1930 г. окончил Богословский обновленческий институт. С 1926 г. – обновленческий дьякон, с 1930 г. – священник. В 1933 году, разведясь с женой, постригся в монашество. Иеромонах Тихвинского обновленческого монастыря в Ленинградской области, член и секретарь Тихвинского викариального обновленческого управления. Арестован в декабре 1933 г. и в 1934 г. приговорен условно к 3-м годам заключения в лагерь. В 1934 году – настоятель Петропавловской единоверческой (обновленческой юрисдикции) церкви на Волховстрое Ленинградской области. В 1935 году исполнял обязанности настоятеля Пантелеймоновской церкви г. Ленинграда. Арестован в 1935 г. и приговорен к 3-м годам лагерей. Наказание отбывал в Дмитровлаге. В 1937 году – в Москве в обновленческой церкви Пимена Великого . Возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Воскресенского кафедрального обновленческого собора в Сокольниках и благочинным обновленческих церквей г. Москвы. В октябре 1941 года хиротонисан в обновленческого епископа Звенигородского, викария Московской епархии. С мая 1943 года – епископ Ташкентский и Среднеазиатский. В декабре 1943 года принес покаяние. Принят в лоно Русской Православной Церкви как монах. Тогда же рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. С марта 1944 года – третий священник Ильинской церкви г. Загорска Московской области. В августе 1944 года хиротонисан во епископа Кировоградского, викария Одесской епархии. В 1945 году временно управлял Одесской епархией, оставаясь епископом Кировоградским. В 1946 году назначен епископом Одесским и Кировоградским. В этом же году переименован в епископа Херсонского и Одесского. С октября 1947 года – епископ Ростовский и Таганрогский. С февраля 1948 года переименован титул на епископа Ростовского и Новочеркасского. С декабря 1949 года освобожден от управления Одесской епархией и временно назначен управляющим Житомирской епархией. С декабря 1949 года утвержден епископом Житомирским и Овручским. С марта 1950 года назначен епископом Гродненским и Брестским. В феврале 1951 года уволен на покой. С апреля 1952 года утвержден епископом Тульским и Белевским. С февраля 1954 года назначен епископом Астраханским и Сталинградским. С июля 1959 года – епископ Омский и Тюменский. С апреля 1961 года – архиепископ Пермский и Соликамский. С октября 1962 года – архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, экзарх Средней Европы. С мая 1964 года – архиепископ Ярославский и Ростовский. С мая по июнь 1965 года – времен но управляющий Вологодской епархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1944 г. эвакуировался в Варшаву, затем через Словакию в Германию. В 1946 г. «собором» поликарповцев возведен в сан «митрополита» и провозглашен главой УАПЦ. Переехал во Францию. С 1950 г. жил в окресностях Парижа. Скончался 22 октября в мест. Оле-су-Буа под Парижем. Полторацкий , Николай Петрович (1921–1990). Родился 16 февраля в Стамбуле в семье русских эмигрантов. Философ, литературовед. Специалист по трудам И.А. Ильина и Н.А. Бердяева . С 1955 г. жил и работал в США. Скончался в ночь с 14 на 15 октября в Ленинграде от разрыва сердца. Похоронен в Св.-Троицком монастыре в Джорданвиле. Полчанинов , Ростислав Владимирович. Родился в 1919 г. в России. В 1920 г., когда Белая армия покидала Крым, вместе с родителями оказался в Югославии. Закончил русскую гимназию в Сараево и продолжил свое образование в Белградском университете на Юридическом факультете. Во время Второй Мировой войны был отправлен на работу в Германию, откуда совершил побег и через Варшаву и Ригу приехал в Россию. С 1943 г. работал в Псковской православной миссии в качестве учителя церковной школы. В 1944 г. вместе с семьей эмигрировал в Германию, а в 1951 г. – в США. Автор воспоминаний о Псковской миссии. Польский , протопресвитер Михаил (1891–1960). Родился 6 ноября в станице Новотроицкой Кубанской области в семье псаломщика. Окончил Ставропольскую Духовную Семинарию (1914) и по ее окончании работал противосектантским миссионером. Священник (1920). В 1921 г. поступил в Московскую Духовную Академию, которая вскоре была закрыта. В 1923 г. арестован и после тюремного заключения был сослан в Соловецкий лагерь, а в 1929 г. – на 3 г. в Зырянский край. В 1930 г. бежал из ссылки и покинул Россию, перейдя российско-персидскую границу. Сначала попал в Палестину, потом (1938–1948) был настоятелем прихода в Лондоне (РПЦЗ). В 1948 г. переезжает в США, служил в кафедральном соборе в Сан-Франциско (ушел на покой в 1959 г.), где скончался 21 мая. Помазанский , протопресвитер Михаил (1888–1988). Родился 6 ноября в с. Корысть (Волынская губерния) в семье священника. Окончил Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия (1912). Преподаватель в ровенских гимназиях (1916–34). Священник (1936), зачислен в клир Варшавского кафедрального собора (до 1944 г.). После эвакуации из Варшавы 4 года жил в лагерях для Ди-Пи в Германии. С 1949 г. вместе с семьей переехал в США. Преподавал в Свято-Троицкой Духовной Семинарии в Джорданвиле греческий и церковно-славянский языки, а также догматическое богословие. Протопресвитер (1962). Скончался 4 ноября. Похоронен на кладбище Свято-Троицкого мужского монастыря в Джорданвиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

К кон. 1946 г. в Новгородской обл. насчитывалось 36 приходов (в городах - 2 собора, 4 церкви; в сельской местности - 30 церквей), был зарегистрирован 31 священнослужитель. В связи с тем что после освобождения Новгорода Михаило-Архангельский собор (не действовал с осени 1941) был занят под жилье, городские власти предоставили общине верующих Николо-Дворищенский собор (освящен 25 нояб. 1945). До закрытия в сент. 1962 г. он оставался единственным действующим храмом города. Большинство ходатайств верующих об открытии храмов и мон-рей власти игнорировали (в епархиальном отчете за 1948 г. приведено 38 таких заявлений (Арх. С.-Петербургской епархии. Ф. 1. Оп. 12а. Д. 3)). Так, в 1946 г. жители дер. Косино Старорусского р-на просили открыть один из храмов бывш. Николо-Косинского мон-ря для богослужения и возобновить мон-рь, однако ходатайство было отклонено исполкомом Новгородского обл. совета. В 1945 - нач. 1947 г. верующие с. Верёхнова (ныне деревня Волотовского р-на) безуспешно ходатайствовали перед властями о возобновлении богослужений в ц. во имя вмч. Феодора Стратилата, действовавшей во время оккупации. В янв. 1947 г. верующим удалось провести 12 общеколхозных собраний в соседних населенных пунктах. Все собрания приняли резолюции об открытии храма: в 9 случаях единогласно, а в 3 - абсолютным большинством голосов. Резолюции вместе с 3 коллективными заявлениями 22 мая доставили в Совет по делам РПЦ. 31 мая Совет дал указание уполномоченному по Новгородской обл. оформить регистрацию церкви и не препятствовать богослужениям. Одновременно местные власти «приняли меры» к организаторам колхозных собраний. В 1947 г. было открыто 5 церквей, в 1948 г.- одна. В 1949 и 1950 гг. с регистрации сняли по 1 приходу (в с. Передольское Батецкого р-на и в с. Углы Шимского р-на); с тех пор их число в течение 10 лет не изменялось. В 1944 - нач. 50-х гг. продолжались аресты представителей духовенства, притом, что его численность была крайне мала. В 1944-1945 гг. Военный трибунал войск НКВД приговорил к 10 годам ИТЛ священников Петра Кононова, Михаила Никитина, Николая Светлова, Николая Соловьёва; в 1949 г. были арестованы иером. Иосиф (Софронов; освобожден в 1955, подвергался арестам в 1959 и 1985) и свящ. Василий Чуприн, в апр. 1953 г. арестован свящ. Иоанн Преображенский.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Сергий (Ларин Сергей Иванович); (11 марта 1908 – 12 сентября 1967). Родился в семье почтового служащего. С 1915 учился в Петроградской 5-й гимназии, которую окончил как 37-ю советскую школу 2-й ступени в 1926. Прослушал курс лекций в историческом лектории при историко-филологическом факультете Ленинградского университета. Уклонился в обновленчество. Окончил обновленческий Ленинградский Богословский Институт (1930). С 1925 – иподиакон и псаломщик Казанского собора в Ленинграде, с 1926 – диакон. 1930 – священник Скорбященской церкви на Стеклянном заводе, затем служил в других церквах Ленинграда. 1933 (после развода) пострижен в монашество в Тихвинском большом монастыре. Член и секретарь Тихвинского викариального управления. 1934 – настоятель Петропавловской единоверческой церкви на Волховстрое, 1935 – и. о. настоятеля Пантелеимоновской церкви Ленинграда, с 1937 служил в церкви св. Пимена в Москве. 1938 – архимандрит, настоятель Воскресенского собора Москвы, благочинный обновленческих церквей Москвы. С 11 октября 1941 – епископ Звенигородский, второй викарий Московской епархии, с 8 мая 1942 – и. о. председателя Московского Епархиального управления, затем управляющий: Московской епархией, с 5 мая 1943 – епископ Ташкентский и Самаркандский. 27 декабря 1943 принес покаяние и принят монахом. Рукоположен во иеродиакона и иеромонаха, с марта 1944 – третий священник Ильинской церкви Загорска. С 15 августа 1944 – епископ Кировоградский, викарий Одесской епархии, с 1946 – епископ Одесский и Кировоградский, с декабря 1946 – епископ Херсонский и Одесский, управляющий Кировоградской и Николаевской епархией, с 21 октября 1947 – епископ Ростовский и Таганрогский (с февраля 1948 – и Новочеркасский). 19 октября 1949 освобожден и назначен временно управляющим Житомирской епархией, с 13 декабря 1949 – епископ Житомирский и Овручский, с 17 марта 1950 – Гродненский и Брестский, с 2 апреля 1952 – Тульский и Белевский, с 9 февраля 1954 – Астраханский и Сталинградский, с 27 июля 1959 – Омский и Тюменский, с 3 апреля 1961 – архиепископ Пермский и Соликамский, с 10 октября 1962 – Берлинский и Среднеевропейский. 11 мая 1963 награжден правом ношения креста на клобуке, с 20 мая 1964 – архиепископ Ярославский и Ростовский. 30 марта 1961 к. б. Московской ДА.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1985. 114. Обложка РПЦЗ издавала центральные официальные журналы «Церковные ведомости» (Сремски-Карловци, 1922-1930) и «Церковная жизнь» (1933-1944 в Югославии, 1947-1950 в Мюнхене, далее в США), в к-рых публиковались послания Соборов и Синода РПЦЗ и др. документы; епархиальные: «Святая Земля» при Русской духовной миссии в Иерусалиме (Иерусалим, 1934-1940), «Сим победиши» Бразильской епархии (Сан-Паулу, 1955-1967), «Церковное слово» Австралийско-Новозеландской епархии (Кройдон, 1955-.), «Церковный голос» Западноевропейской епархии (Версаль, 1955-1957), «Вестник Западноевропейской епархии Русской Зарубежной Церкви» (Женева, 1974-1991; с 1978 г. «Вестник Западноевропейской епархии Русской Церкви за рубежом»), «Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви за границей» (Мюнхен, 1986-.), «Православный вестник Нью-Йоркской и Канадской епархий» (Н.-Й.; Монреаль, 1987-1993). Духовно-просветительные журналы издавались монастырями и приходами РПЦЗ: «Православная Русь» при джорданвиллском во имя Св. Троицы мон-ре (Ладомирова, 1928-1940 (в 1928-1934 выходил как газ. «Православная Карпатская Русь»); Джорд., 1949-.), «Хлеб небесный» при харбинском в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ре (Харбин, 1926-1946), «Путь Христов» (Харбин, 1929), «Православная жизнь» (прил. к ж. «Православная Русь») (Джорд., 1950-.), молодежный ж. «Православный благовестник» (Сан-Франциско, 1962-1969), детский ж. «Детство во Христе» (прил. к ж. «Православная Русь») (Ладомирова, 1935-1940; с 1939 «Детство и юность во Христе»), возобновилось издание ж. «Русский паломник» (Чико (США); М., 1990-.). Выпускались также богословские, пастырские и миссионерские Ж. д.: «На страже Православия» (Лондон, 1939), «Православный путь» (богословско-философский ежегодник, прил. к ж. «Православная Русь») (Джорд., 1951-.), «Православное обозрение» (Монреаль, 1960-1986), «Русский пастырь» при Свято-Троицкой джорданвиллской духовной семинарии (Сан-Франциско, 1988-2003). Приходы, находившиеся в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского) (впосл.

http://pravenc.ru/text/182371.html

Один из организаторов IV Всеамериканского Собора в 1924 г. в Детройте, принявшего неканоническое решение о временной автономии Православной Церкви в Америке. В 1925 г. овдовел. В 1933 г. принял монашеский постриг с именем Леонтий. 10 июля того же года был рукоположен митр. Платоном (Рождественским) , еп. Феофилом (Пашковским ; впосл. митрополит) и еп. Алексием (Пантелеевым) во епископа Чикагского. В 1938 г. попечением Л. были основаны духовные семинарии, ставшие центрами православного образования в Америке,- Свято-Владимирская в Нью-Йорке (Л. занимал в ней пост декана (ректора) в 1955-1962) и Свято-Тихоновская в Саут-Кейнане (шт. Пенсильвания). Л. пригласил в США для научной работы и преподавания в семинариях протопр. А. Д. Шмемана, проф. С. С. Верховского, проф. А. А. Боголепова, протопр. И. Ф. Мейендорфа и др. В 1944 г. Л. возглавлял юбилейный комитет по празднованию 150-летия Православия в Америке. В нояб. 1945 г. был возведен в сан архиепископа. Постановлением Синода РПЦ от 12 дек. 1947 г. оказался под запрещением «за противление к воссоединению с Матерью-Церковью» и «незаконное анафематствование» архиеп. Макария (Ильинского), принятого в общение с МП в янв. 1946 г. в сане епископа Бруклинского. В 1950 г., после смерти митр. Феофила (Пашковского), Л. был выбран предстоятелем Североамериканской митрополии на VIII Всеамериканском Соборе, проходившем с 5 по 8 дек. 1950 г. в Нью-Йорке, с титулом «Митрополит всея Америки и Канады». В 1954 г. удостоен степени доктора богословия. Похоронен в мон-ре свт. Тихона Задонского в Саут-Кейнане. Соч.: Книга пророка Аввакума: Введение и экзегесис: Канд. дис. К., 1900; Brief an M. Evlogij (Georgievskij)//ЦВЗЕЕ. 1934. 8. С. 8-10; Жизнь и труды митрополита Леонтия. Н.-Й., 1969; Лик Пушкина: Речи, чит. на торжеств. заседании Богословского ин-та в Париже. П., 19772; The Seven Gifts: Address on the Occasion of the Elevation to the Rank of Archpriest of Fr. Alexander Schmemann (1953)//SVTQ. 1984. Vol. 28. N 1. P. 25-31; Религиозные мотивы в творчестве А. С. Пушкина//Сб. ст. иерархов РПЦ об А. С. Пушкине. Minneapolis, 1986. С. 61-84.

http://pravenc.ru/text/2463527.html

В 1944 г. верующим в Татарской АССР был возвращен 1 храм, в 1945 г.- 10 храмов, в 1946 г. еще 3, в т. ч. Николо-Низская ц. в центре Казани, ставшая кафедральным собором. Епархиальное управление разместилось в 2-этажном деревянном доме на ул. Лесгафта, где находилось до 1975 г. В связи с жалобами духовенства на действия республиканского уполномоченного Совета по делам РПЦ Н. Клочкова Совет по делам РПЦ при СМ СССР 19 апр. 1950 г. рассматривал факты администрирования в отношении Церкви, верующих и духовенства в Татарской АССР (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 601). Дворцовая ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Казанском кремле. 1-я пол. XVIII в. Фотография. 2000 г. Дворцовая ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Казанском кремле. 1-я пол. XVIII в. Фотография. 2000 г. Решением Свящ. Синода от 26 дек. 1957 г. в удовлетворение ходатайства духовенства и верующих Марийской АССР Казанскому и Чистопольскому архиеп. Иову (Кресовичу) определено именоваться Казанским и Марийским, в связи с чем 2-й кафедрой епархии стал Воскресенский собор в столице Марийской АССР Йошкар-Оле (в 1919-1927 Краснококшайск, ранее Царёвококшайск). У архиеп. Иова возникали конфликты с властями, что констатировал в характеристике архиерея от 24 июля 1958 г. уполномоченный по делам РПЦ по Татарской АССР В. Сафин. 24 апр. 1960 г. по обвинению в уклонении от уплаты налогов, выдвинутому по инициативе уполномоченного по делам РПЦ по Татарской АССР, архиеп. Иов был приговорен к 3 годам лишения свободы. В 1960-1975 гг. епархией управлял Михаил (Воскресенский ;с 25 февр. 1963 в сане архиепископа). У последнего также были проблемы в отношениях с местными властями, 2 дек. 1960 г. владыка написал Патриарху рапорт о своем конфликте с уполномоченным Совета по делам РПЦ. Эти проблемы во многом вызваны тем, что еп. Михаил наряду с др. архиереями был не согласен с удалением клириков от участия в церковных советах (см. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 18 июля 1961 г. ). В 1958-1962 гг. в Казанской епархии были закрыты 6 храмов, из них 3 в Татарской АССР (осталось 13) и 3 в Марийской АССР (осталось 8). В Татарской АССР были закрыты церкви в селах Новомордове Куйбышевского р-на (1958), Тюрнясеве Тельмановского (ныне Нурлатского) р-на, Тавели Таканышского р-на (обе в 1962). В Марийской АССР совместными усилиями властей и благочинного республики прот. Георгия Козлова, вскоре снявшего с себя сан, в сент. 1960 г. был закрыт 2-й кафедральный храм епархии - Воскресенский собор в Йошкар-Оле. После этого статус 2-го кафедрального собора получила церковь, освященная в честь Рождества Пресв. Богородицы в с. Семёновка Медведевского р-на Марийской АССР (ныне в черте г. Йошкар-Ола), в которую по указу еп. Михаила (Воскресенского) от 15 дек. 1960 г. были перенесены престол и богослужебная утварь из Воскресенского собора. В 1961 г. в связи с упразднением Ижевской и Удмуртской епархии ее приходы были присоединены к К. е. (Ижевская епархия возобновлена в 1988).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

13 N. Struve, Les Chretiens en URSS (Paris, 1963); M. Spinca, The Church in Soviet Russia (New York, 1956); W. Kolarz, Religion in the Soviet Union (London, 1961). 14 D. Pospielovsky, The Russian Church under the Soviet Regime, 1917–1982 (New York, 1984), p. 425. 15 J. Curtiss, The Russian Church and the Soviet State, 1917–1950 (Boston, 1953); C. Grunwald, The Churches and the Soviet Union (New York, 1962). 17 База данных Свято-Тихоновского Гуманитарного университета «За Христа пострадавшие»/www.pstbi.ru; Яковлев А.Н. По мощам и елей. М., 1995. С. 94–95. 19 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), ф. 17, оп. 125, д. 44, л. 76; Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб), ф. 9324, оп. 2, д. 1, л. 75, 108 и др. 21 Катакомбная Церковь – собирательное понятие для обозначения различных групп и течений Русской Православной Церкви, которые не признали советскую власть и в 1920-е – начале 1930-х гг. ушли в подполье. Наиболее влиятельными и многочисленными течениями среди катакомбников были возникшие в середине 1920-х гг. под руководством архиепископа Уфимского Андрея (Ухтомского) истинно-православные христиане (ИПХ) и созданная в 1927 г. под руководством митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых) Истинно-Православная Церковь (ИПЦ), называемая также иосифлянским движением. Расцвет деятельности катакомбников пришелся на 1930– е гг., затем их число значительно уменьшилось, но отдельные общины сохранились вплоть до падения советской власти в 1991 г. 23 Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский Иван Николаевич, 18671944). Закончил Петербургскую Духовную Академию, с 1901 – епископ Ямбург- ский, с 1917 – митрополит Владимирский, с 1924 – митрополит Нижегородский, с 10.12.1925 – Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. В 1927 г. вместе с членами Временного Синода при нем выпустил декларацию о лояльности советской власти. С 1937 – Патриарший Местоблюститель, 8.09.1943 избран Патриархом. Скончался 15.05.1944 в Москве. 25 Обновленческий раскол в Русской Церкви возник при поддержке советских властей в мае 1922 г., после ареста Патриарха Московского и всея России Тихона и первоначально охватил более половины всех приходов. После освобождения Патриарха в 1924 г. обновленчество быстро пошло на спад и в дальнейшем охватывало мене 20 % православных общин, окончательно исчезнув в 1945–1946 гг. Еще один церковный раскол «слева» – григорианский возник при активной поддержке советских властей в 1926 г., но оказался еще менее успешным и полностью исчез в 1944–1945 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010