Кроме регулярных номеров, вышло 4 специальных: в 1948 г. (в связи с юбилейными торжествами по поводу 500-летия автокефалии  Русской Православной Церкви и Московским совещанием Предстоятелей и Представителей автокефальных Православных Церквей), в 1963 г. (к 50-летию архиерейского служения Патриарха Алексия I ), в 1995 г. (к 5-летию Патриаршего служения Алексия II ) и в 1997 г. (в связи со 125-летием Среднеазиатской епархии и ее посещением Предстоятелем Русской Православной Церкви). Первый состав редколлегии Журнала состоял из четырех человек: ответственным редактором был Святейший Патриарх Сергий, членами редакционной комиссии — митрополиты Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский) — будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич) , а также архиеп. Горьковский и Арзамасский Сергий (Гришин; скончался через месяц после выхода первого номера Журнала); ответственным секретарем — прот. Александр Смирнов. После кончины Патриарха Сергия 15 мая 1944 года во главе Журнала стал Патриарший Местоблюститель, а затем и Святейший Патриарх Алексий I. В 1946 г. его сменил на этом посту митр. Крутицкий и Коломенский Николай, который руководил Журналом до 1960 г. Ответственными секретарями издания при нем были: прот. Александр Смирнов (до июля 1949 г.), проф. ЛДА Л.Н. Парийский (август 1949 г. — июнь 1950 г.), проф. МДА А.И. Георгиевский (июль 1950 г. — декабрь 1953 г.); А.В. Ведерников (1954-1962 гг.). Активное участие в редактировании Журнала в течение почти 50-ти лет (с 1954 г.) принимал ответственный секретарь ОВЦС А.С. Буевский. С 19 сентября 1960 г. по 14 мая 1963 г. председателем редколлегии Журнала был епископ Подольский (впоследствии митр. Ленинградский и Новгородский) Никодим (Ротов) , ответственным редактором — доцент ЛДА А.Ф. Шишкин, членами редколлегии: протоиереи Виталий Боровой и Всеволод Шпиллер, а также Н.П. Иванов, Е.А. Карманов, П.В. Уржумцев и А.С. Буевский (ЖМП, 1960, 10, с. 5; 1979, 4, с. 25).  2 января 1962 г. ответственным редактором Журнала был назначен архим. (впоследствии митр. Волоколамский и Юрьевский) Питирим (Нечаев) , к-рый возглавлял его почти 33 года. Ответственными секретарями редакции в это время были: Е.А. Карманов (1963 г. — август 1981 г.), В.П. Овсянников (сентябрь 1981 г. — 1985 г.); проф. МДА К.М. Комаров (1986 г. — январь 1992 г.). В 1985-1992 гг. зав. редакцией Журнала была А.Г. Чулюкина.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5306942...

Один из организаторов IV Всеамериканского Собора в 1924 г. в Детройте, принявшего неканоническое решение о временной автономии Православной Церкви в Америке. В 1925 г. овдовел. В 1933 г. принял монашеский постриг с именем Леонтий. 10 июля того же года был рукоположен митр. Платоном (Рождественским) , еп. Феофилом (Пашковским ; впосл. митрополит) и еп. Алексием (Пантелеевым) во епископа Чикагского. В 1938 г. попечением Л. были основаны духовные семинарии, ставшие центрами православного образования в Америке,- Свято-Владимирская в Нью-Йорке (Л. занимал в ней пост декана (ректора) в 1955-1962) и Свято-Тихоновская в Саут-Кейнане (шт. Пенсильвания). Л. пригласил в США для научной работы и преподавания в семинариях протопр. А. Д. Шмемана, проф. С. С. Верховского, проф. А. А. Боголепова, протопр. И. Ф. Мейендорфа и др. В 1944 г. Л. возглавлял юбилейный комитет по празднованию 150-летия Православия в Америке. В нояб. 1945 г. был возведен в сан архиепископа. Постановлением Синода РПЦ от 12 дек. 1947 г. оказался под запрещением «за противление к воссоединению с Матерью-Церковью» и «незаконное анафематствование» архиеп. Макария (Ильинского), принятого в общение с МП в янв. 1946 г. в сане епископа Бруклинского. В 1950 г., после смерти митр. Феофила (Пашковского), Л. был выбран предстоятелем Североамериканской митрополии на VIII Всеамериканском Соборе, проходившем с 5 по 8 дек. 1950 г. в Нью-Йорке, с титулом «Митрополит всея Америки и Канады». В 1954 г. удостоен степени доктора богословия. Похоронен в мон-ре свт. Тихона Задонского в Саут-Кейнане. Соч.: Книга пророка Аввакума: Введение и экзегесис: Канд. дис. К., 1900; Brief an M. Evlogij (Georgievskij)//ЦВЗЕЕ. 1934. 8. С. 8-10; Жизнь и труды митрополита Леонтия. Н.-Й., 1969; Лик Пушкина: Речи, чит. на торжеств. заседании Богословского ин-та в Париже. П., 19772; The Seven Gifts: Address on the Occasion of the Elevation to the Rank of Archpriest of Fr. Alexander Schmemann (1953)//SVTQ. 1984. Vol. 28. N 1. P. 25-31; Религиозные мотивы в творчестве А. С. Пушкина//Сб. ст. иерархов РПЦ об А. С. Пушкине. Minneapolis, 1986. С. 61-84.

http://pravenc.ru/text/2463527.html

«Журнал Московской Патриархии». 1943 г. 2. Обложка «Журнал Московской Патриархии». 1943 г. 2. Обложка В 1935 г. с усилением в СССР гос. давления на религ. орг-ции издание было прекращено. Во время Великой Отечественной войны политика государства изменилась. 4 сент. 1943 г. на встрече И. В. Сталина с митрополитами митр. Сергий (Страгородский) среди проблем Церкви назвал отсутствие периодического издания. Сталин согласился с необходимостью издания церковного журнала. 1-й номер возобновленного ЖМП вышел 12 сент. 1943 г., в день восшествия митр. Сергия на Патриарший престол. Вплоть до кон. 80-х гг. журнал оставался единственным правосл. периодическим изданием на территории РСФСР и объединял всех, кто писали на церковные темы. С момента возобновления он выходил ежемесячно (за исключением 1994-1996). Кроме того, было подготовлено 6 специальных выпусков: в 1948 г. (в связи с юбилейными торжествами по поводу 500-летия автокефалии РПЦ и Московским совещанием Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей), 1963 г. (к 50-летию архиерейского служения Патриарха Алексия I ), 1968 г. (к 50-летию восстановления Патриаршества в РПЦ; номер был напечатан в 1971), 1995 г. (к 5-летию Патриаршего служения Алексия II ), 1997 г. (в связи со 125-летием Среднеазиатской епархии и ее посещением Предстоятелем РПЦ) и 1999 г. (к 70-летию со дня рождения Патриарха Алексия II). Тираж 40-х гг. составлял 15 тыс. экз. и постепенно увеличивался, в 1989 г. достиг 32 тыс. экз.; в последующие годы в связи с экономическими трудностями тираж снизился: в 1995 г. он составил 3 тыс. экз.; далее вновь начал возрастать (в 2008 - 9 тыс. экз.). Главными редакторами журнала были Патриарх Сергий (1943-1944), Патриарший Местоблюститель, впоследствии Патриарх Алексий I (1944-1946), Крутицкий митр. Николай (Ярушевич) (1946-1960), Подольский еп. (впосл. Ярославский архиеп.) Никодим (Ротов) (1960-1961), архим. (впосл. Волоколамский митр.) Питирим (Нечаев) (1962-1994), Бронницкий еп. (впосл. архиепископ) Тихон (Емельянов) (1995-2000), прот. В. Силовьев (с 2001). Обязанности ответственного секретаря выполняли прот. А. П. Смирнов (1943-1949), Л. Н. Парийский (1949-1950), А. И. Георгиевский (см. Георгиевские ) (1950-1953), А. В. Ведерников (1954-1962), Е. А. Карманов (1963-1981), В. П. Овсянников (1981-1985), К. М. Комаров (1986-1994), Е. С. Полищук (1995-1996), М. В. Жилкина (с 1996). В 1943 г. в редколлегию помимо Патриарха Сергия входили Ленинградский митр. Алексий (Симанский), Киевский митр. Николай (Ярушевич) и Горьковский архиеп. Сергий (Гришин) . В 60-х гг. XX в. в редколлегии состояли протоиереи Виталий Боровой и Всеволод Шпиллер , свящ. Николай Иванов, А. Ф. Шишкин и др. В 1985-1994 гг. зав. редакцией была А. Г. Чулюкина. Активное участие в редактировании ЖМП в 50-90-х гг. принимал ответственный секретарь ОВЦС А. С. Буевский , в 60-90-х гг.- П. В. Уржумцев .

http://pravenc.ru/text/182369.html

1933-1989 годы 7 сент. 1933 г. на Винницкую кафедру был назначен еп. сщмч. Александр (Петровский) , в 1934 г. он был членом Временного Патриаршего Свящ. Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергии (Страгородском) , 2 июня 1937 г. переведен на Харьковскую кафедру. В управлении В. е. его сменил архиеп. Иннокентий (Тихонов) , к-рый 29 окт. того же года был арестован, в нояб. расстрелян в Виннице. Неизвестно, были ли назначения на Винницкую кафедру в 1938-1941 гг. В 20-30-х гг. титул Винницких носили обновленческие (см. Обновленчество ) «епископы»: Иоаким Пухальский (1925-1926), Иоанн Славгородский (март 1926 - 22 июля 1936), Павел Циприанович (1 янв. 1927 - май 1928), Дмитрий Михальчук (14 сент. 1928 - март 1930), Николай Поликарпов (июль 1936 - 14 дек. 1937). В 1927 г. титул епископа Винницкого носил Сергий, находившийся в григорианском расколе . В окт. 1936 г. Винницкий облисполком издал постановление, в к-ром определялся порядок сноса часовен и крестов на перекрестках и дорогах, что послужило толчком для массового уничтожения правосл. памятников в Винницкой обл. В 1937 г. в епархии (в то время включала в себя территорию Винницкой и Хмельницкой областей) действовали 245 храмов. Храмы начали вновь открываться в годы Великой Отечественной войны . В марте 1944 г. в В. е. действовали 839 церковных общин, 4 жен. мон-ря (к 1955 остались 2 - браиловский во имя Св. Троицы и барский в честь Покрова Пресв. Богородицы), на приходах служили 405 священнослужителей. В авг. 1941 г. большинство правосл. епископов, оказавшихся на оккупированной нем. войсками территории Украины, собрались на Собор в Почаевской лавре и провозгласили создание автономной УПЦ во главе с митр. Алексием (Громадским) , к-рая находилась в каноническом общении с Московской Патриархией. Митр. Алексий заботился о замещении пустующих кафедр, 5 авг. 1942 г. во епископа Винницкого был хиротонисан архим. Евлогий (Марковский). После освобождения Винницкой обл. от нем. захватчиков (нач. 1944) В. е. включилась в общецерковное патриотическое движение по сбору средств на нужды фронта, к нач. 1945 г. епархия собрала более 2 млн р. В 1944 г. епархией управлял еп. Максим (Бачинский), к-рого сменил еп. Варлаам (Борисевич ; 13 мая 1945 - 3 янв. 1946). При еп. Варлааме для обеспечения приходов духовенством были организованы богословско-пастырские курсы, на к-рые в 1945/46 г. поступили 40 чел. В марте 1944 г. возобновилось закрытие храмов в Винницкой обл., как открытых во время оккупации, так и действовавших до войны. К 1 янв. 1950 г. в В. е. действовали 717 церквей, к 1 янв. 1957 г.- 601. Гонения усилились в 60-х гг. (см. ст. Хрущёв Н. С.): в 1961 г. количество приходов в епархии сократилось с 513 до 425, в следующем году - до 384. В 1962 г. в Виннице был закрыт кафедральный Преображенский собор, кафедральным стал собор Рождества Пресв. Богородицы. В нач. 1970 г. в В. е. действовало 337 приходов, в к-рых служил 151 священник. 1989-2012 годы

http://pravenc.ru/text/158694.html

Любопытный факт из этой эпохи: иконостас первого в Бельгии православного храма, устроенного княгиней Анной Павловной в Брюсселе в 1816 году, был взят ею при переезде в Гаагу в 1830 году, где он находился в новом православном храме более ста лет до тех пор, пока в 1939 году не был переслан настоятелем Гаагского храма обратно в Бельгию, но уже в Антверпен . К слову, именем одного из прихожан местного русского храма, авиаконструктора Г.В. Иванова, названа улица Жорж Ивановлаан в антверпенском предместье Дерне. В 1935 году брюссельская община РПЦЗ начала строить храм в древнерусском стиле. После перерыва, вызванного Второй мировой войной, строительство возобновилось и завершилось к 1951 году, когда храм во имя праведного Иова Многострадального освятил первый настоятель – святитель Иоанн (Максимович, 1896–1966), трудившийся в 1951–1962 годах на Брюссельской кафедре. Этот храм, воздвигнутый в память царя-мученика государя Николая Александровича, считается самым красивым православным храмом Бельгии. Вторая мировая война и немецкая оккупация страны нанесли сильный удар по русской общине, которая разделилась на противников и сторонников Гитлера. 22 октября 1940 года после литургии гестаповцами был арестован архиепископ Александр и этапирован в Германию. Был выслан из Брюсселя служивший там о. Андрей Насальский (1899–1955). Православные приходы в Антверпене, Генте и Лёвене прекратили свое существование, храм в Льеже был разрушен во время бомбардировки в 1944 году и лишь девять лет спустя русская община смогла построить здесь новую церковь. После войны возвращается из заключения архиепископ Александр (Немоловский) и в 1946 году вместе с приходом брюссельского храма святителя Николая переходит под омофор Патриарха Московского. В 1950-е годы православное присутствие в Бельгии значительно пополняется за счет эмигрантов из Греции, ввергнутой в нищету из-за гражданской войны. Прибывшие греки открывают более десяти новых приходов по всей территории Бельгии. В 1960 году Бельгийскую кафедру Московского Патриархата вместо почившего владыки Александра занимает епископ Василий (Кривошеин, 1900–1985), бывший афонский монах и известный богослов. По его инициативе были созданы три православные общины, в которых богослужения совершались на французском языке, и один монастырь, насельниками которого стали фламандцы.

http://pravoslavie.ru/4137.html

День скорбной памяти Во время Великой Отечественной войны Вершигора был заместителем командира по разведке партизанского соединения С.Ковпака, командовал 1-й Украинской партизанской дивизией, которая совершила в 1944 г. рейд в Польшу и Неманский рейд. В 1944 г. за успешное проведение рейдов и особые заслуги в развитии партизанского движения на Украине генерал-майору Вершигоре Петру Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В числе других наград Вершигоры два ордена Ленина, орден Красной Звезды и другие ордена и медали. В 1947-1954 гг. Петр Петрович преподавал в Академии Генштаба. Вершигора стал известен как автор документальной повести «Люди с чистой совестью» (1946), которая была удостоена Сталинской премии. Однако под давлением ортодоксальной критики писателю пришлось подвергнуть книгу переработке в духе официозного представления о войне (1951). В своей первоначальной редакции она предлагает интересный и явно достоверный рассказ о боевых действиях во вражеском тылу. Повесть, выдержанная как рассказ от первого лица, в свое время была очень популярна. Вершигора также автор книги «Военное творчество народных масс» (1961) по истории партизанского движения. «Карпатский рейд» (1950) и «Рейд на Сан и Вислу» (1959) – заключительные книги эпопеи «Люди с чистой совестью». В 1960 г. вышел сборник рассказов «Иван-герой», в 1962 г. – роман «Дом родной». П.П.Вершигора умер в 1963 г. Сегодня также день памяти первого летчика-космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (1934-1968). Гагарин – первый в мире летчик-космонавт, родился 9 марта 1934 г. в д.Клушино Гжатского района Смоленской области в семье колхозника. Детство Юрия было нелегким. Семи лет мальчик поступил в школу, но учиться не пришлось. Началась Великая Отечественная война. Враг приближался к Москве, он уже оккупировал Гжатск и прилегающие села. Гитлеровцы бесчинствовали, разрушали и грабили, издевались над мирными жителями. Брата Юры, Валентина, и сестру Зою, как и многих советских юношей и девушек, угнали в фашистскую неволю. Семье пришлось переселиться из дома в землянку. Юра всем своим детским сердцем ненавидел захватчиков и, как мог, вредил им. После окончания войны семья Гагариных переехала в Гжатск. Юрий сразу же пошел в школу, учился на «отлично».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/27/de...

Мф. 5, 17 ] (Сибиу, 1940), Христос в Ветхом Завете (Сибиу, 1944), Исследование Ветхого Завета (Бухарест, 1955). Социальными проблемами в Ветхом Завете занимался и отец Афанасий Негоица ( Социальные институты в Ветхом Завете в журнале Studii Theologice II, 1950). Многочисленные работы на ветхозаветные темы оставил и отец Владимир Прелипцеану ( Пророк Аввакум , введение, перевод, комментарий, 1934; Значение Ветхого Завета , 1938; Пророческое призвание в Ветхом Завете , 1943; Пророки и лжепророки в Ветхом Завете; Социальные проблемы Ветхого Завета //Studii Theologice I, 1949; Исследование Ветхого Завета , в сотрудничестве с Неагом и Барном. Бухарест, 1955; Актуальность морального и социального учения Книги Иисуса сына Сирахова//Studii Theologice VII, 1955, и т. д.) 563 . В конце упомянем и отца Мирчеа Хиалда, который занимался вопросом ветхозаветных жертв ( Жертвоприношение пасхального Агнца . Карансебаш, 1939; Ебед яхве . Там же, 1940; Мелхиседек . Там же, 1946) и социальными вопросами (Моральные и социальные установки в Книге Притч Соломоновых; Моральные и социальные должности по Десятословию//Studii Theologice VII, 1955; VIII, 1956). Он занимался и вопросом второканонических книг (Книги анагиноскомена в Ветхом Завете//Orthodoxia XIV, 1962) 564 . Из ветхозаветников XX века в православной Болгарии особенно выделяется своими работами профессор Ив. С. Марковски 565 . Его самая известная работа – Общее введение в Священное Писание Ветхого Завета (София, 1932) и Специальное введение в Священное Писание Ветхого Завета (второе, дополненное и переработанное, издание вышло в Софии в 1957 году, первое – в 1936 году). Как сам Марковски говорит в предисловии к своему Специальному введению , он во время своей работы пользовался в основном немецкими источниками; из православных он использовал только работы русского Юнгерова. В конце своего Общего введения Марковски кратко излагает учение о библейской герменевтике, необходимости ее изучения и представляет ее краткую историю и теорию толкования (с.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Иванов Иван Спиридонович; 6.02.1912, Псков - 17.11.1966, Киров), еп. Кировский и Слободской. Из семьи ремесленника. С 1926 г. псаломщик в псковской ц. во имя святых Константина и Елены, позднее служил в других храмах Пскова. В 1927 г. окончил неполную среднюю школу, в 1933 г.- муз. школу по классу скрипки в Пскове, в 1936-1938 гг. учился 2 курса на вокальном отд-нии Ленинградского муз. техникума им. П. И. Чайковского. Окончил бухгалтерские курсы, с кон. 1938 г. работал бухгалтером в городском жилищном управлении. Во время Великой Отечественной войны после оккупации Пскова нем. войсками 30 июля 1941 г. стал певчим, а 2 июля 1942 г.- псаломщиком в псковском Троицком кафедральном соборе. 6 июня 1943 г. рукоположен целибатом во диакона Патриаршим экзархом Прибалтики Виленским и Литовским митр. Сергием (Воскресенским) , служил в псковском Троицком соборе. 22 авг. 1943 г. митр. Сергием рукоположен во иерея к храму свт. Николая погоста Любятово под Псковом. Активно помогал партизанам. 7 марта 1944 г. вместе с прихожанами вывезен немцами в Шяуляйские трудовые лагеря (Литва), но вскоре был освобожден по ходатайству митр. Сергия. С кон. марта до 11 окт. 1944 г. в составе «Внутренней православной миссии в Литве» (см. Псковская миссия ) окормлял рус. беженцев в г. Кретингене (Крятинге). После прихода советских войск вернулся в кон. окт. 1944 г. в Псков. В 1945 г. был арестован, но после проведенной проверки освобожден. За участие в партизанском движении награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Был одним из организаторов восстановления разрушенного во время войны Троицкого собора Пскова, стал в 1946 г. его настоятелем. С 1948 г. служил в храмах Ленинграда, был благочинным одного из городских благочиннических округов. В 1950 г. окончил заочно Ленинградскую ДС. С 1953 г. священник Спасо-Преображенского собора Ленинграда. В 1954 г. окончил заочно Ленинградскую ДА со степенью кандидата богословия, был возведен в сан протоиерея. С 1957 г. ключарь Троицкого собора Александро-Невской лавры. 7 июня 1958 г. по благословению Патриарха Алексия I Псковским и Порховским еп. Иоанном (Разумовым ; впосл. митрополит) в пещерной Успенской ц. Псково-Печерского мон-ря пострижен в монашество с именем Иоанн в честь св. прор. Иоанна Предтечи. 22 нояб. назначен настоятелем храма во имя св. Иова на Волковом кладбище Ленинграда. В 1959 г. возведен в сан игумена, 20 нояб. 1962 г.- в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/469480.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мелхиседек (Лебедев), архиеп. Брянский. Фотография. 2015 г. (Лебедев Василий Михайлович; 26.01.1927, дер. Нов. Черкасово Егорьевского у. Рязанской губ. (ныне Шатурского р-на Московской обл.) - 8.06.2016, г. Подольск Московской обл.), архиеп. Брянский и Севский. Из крестьянской семьи. В детстве вместе с родителями посещал приходскую церковь, в 6 лет научился читать на церковнославянском, читал и пел на клиросе до закрытия храма в 1937 г. В 1944 г. окончил ремесленное училище в г. Рошаль Московской обл. и начал работать слесарем на заводе в Кашире Московской обл. Осенью 1946 г. поступил в МДС. По окончании семинарии 18 июля 1950 г. рукоположен Можайским еп. Макарием (Даевым ; впосл. архиепископ) во диакона, 21 июля - во иерея. Назначен священником Преображенской ц. с. Бесова Каширского р-на Московской обл. В дек. того же года переведен в Пятницкую ц. с. Туголес (ныне Шатурского р-на). В февр. 1955 г. назначен настоятелем Воскресенской ц. с. Молоди Чеховского р-на Московской обл. Под его руководством в храме были проведены ремонтные и реставрационные работы, расписаны боковые приделы и алтари, однако во время организованной в стране в правление Н. С. Хрущёва антирелигиозной кампании Воскресенская ц. была закрыта. В янв. 1961 г. свящ. В. М. Лебедев был назначен настоятелем Богородице-Рождественской ц. г. Орехово-Зуева и благочинным храмов Орехово-Зуевского окр. Московской епархии. В 1962 г. брак свящ. В. М. Лебедева распался из-за ухода его жены. В том же году он поступил в МДА. В 1963 г. принят в Троице-Сергиеву лавру . В том же году Ленинградским и Ладожским митр. Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество с именем Мелхиседек и направлен на послушание на Троицкое Патриаршее подворье в Переделкине. В 1965 г., по окончании 3 курсов академии, решением Свящ. Синода РПЦ назначен епископом Вологодским и Великоустюжским. Окончил МДА, сдав оставшиеся экзамены экстерном. 17 июня 1965 г. Ленинградский и Ладожский митр. Никодим возглавил хиротонию М. в лаврском Успенском соборе. На Вологодской кафедре М. проявил себя энергичным и деятельным архиереем. Регулярно служил в кафедральном соборе, выступал с яркими проповедями, его службы всегда привлекали много верующих, в т. ч. молодежь. Неск. раз объехал все храмы епархии, особо обращал внимание на посещение бедных приходов, к-рым оказывал необходимую помощь; принимал меры к привлечению в храмы иереев с хорошей богословской подготовкой. Сам продолжал заниматься церковной наукой. В 1967 г. защитил в МДА дис. «II Ватиканский Собор: Историко-критический обзор» и получил степень кандидата богословия.

http://pravenc.ru/text/2562930.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕЛИКАН [Англ. Pelikan] Ярослав Ян (17.12.1923, Акрон, шт. Огайо - 13.05.2006, Хамден, шт. Коннектикут), амер. патролог, историк Церкви, лютеран. пастор, принявший православие. Жизнь и труды П. род. в традиционной лютеран. семье, эмигрировавшей в США в 20-х гг. XX в. Его отец был родом из Чехословакии (ныне Словакия), мать - из Воеводины (ныне автономный край Сербии). Базовое образование получил в колледже Конкордия в г. Форт-Уэйн (шт. Индиана). Продолжил обучение в бакалавриате семинарии Конкордия в г. Сент-Луис (шт. Миссури), обнаружив интерес к изучению исторической теологии и христ. доктрины. В 1944 г. П. поступил в Школу богословия Чикагского ун-та, где ему в 1946 г. была присвоена докторская степень за написанную под рук. проф. В. Паука диссертацию о М. Лютере и «Братском исповедании» (1535) Евангелической церкви чешских братьев . В том же году П. женился на Сильвии Бурика и был посвящен в сан пастора. П. начал академическую карьеру с должности преподавателя курсов по интеллектуальной истории в Ун-те г. Валпарейзо (шт. Индиана) (1946-1949). В 1949-1953 гг. в семинарии Конкордия он читал курсы по истории догматов до Реформации , а также по истории теологии с реформационного по совр. период. 1950 год был ознаменован для П. выходом в свет его первой кн. «От Лютера к Кьеркегору: Исследования по истории теологии» (From Luther to Kierkegaard), ставшей продолжением диссертационной работы. В 50-60-х гг. П. участвовал в работе североамер. секции комиссии «Вера и церковное устройство» Всемирного Совета Церквей . В 1953-1962 гг. П. был профессором Чикагского ун-та, читал годичный цикл лекций по курсу «История христианской мысли». В качестве главного редактора П. работал над англ. переводом трудов Лютера (Luther " s Works. St. Louis, Vol. Совместно с Г. Леманном перевел 22 тома издания (гл. обр. экзегетические работы). В 1959 г. вышла в свет кн. «Загадка римского католицизма» (The Riddle of Roman Catholicism), за которую П. в 1961 г. был удостоен Абингдонской премии.

http://pravenc.ru/text/2579932.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010