Об интенсивном процессе засекречивания жизни советских людей свидетельствовал тот факт, что в 1936 г. перечень сведений, составлявших государственную тайну, включал 372 циркуляра, а через год к ним прибавилось еще 300 556 . Тотальная цензура свирепствовала не только на воле, но и за колючей проволокой. На всех номерах лагерных газет стоял один из грифов следующего содержания: «Распространение газеты вне лагеря воспрещается»; «За пределы лагеря не выносить»; «Не подлежит распространению за пределы лагеря». Сотни цензоров бдительно следили, чтобы в гулаговскую прессу не просочились случайные, пусть даже косвенные сведения о географии лагеря, об адресе редакции, о характере работ, выполняемых заключенными. Тема секретности стала особенно актуальной в 1938–1939 гг. в период борьбы «с последствиями вредительства в системе НКВД». «Документы, с которыми мы имеем дело, все секретные, есть менее секретные, и более секретные, но секретные абсолютно все документы», – подчеркивал в своем выступлении на партийном собрании ГУЛАГа в августе 1938 г. начальник ГУЛАГа И.И. Плинер 557 . Такая всеобщая секретность требовала больших материальных затрат, ведь вся секретная корреспонденция доставлялась специальными курьерами. Только за 1940 г. фельдсвязью НКВД СССР было перевезено 25 млн секретных пакетов. При этом центральный аппарат фельдсвязи доставил 675 тыс. секретных пакетов и перевез 537 т грузовой секретной корреспонденции, за что 274 курьера НКВД получили правительственные награды 558 . Кроме того, сотрудники наркомата, имевшие доступ к особо секретным документам, получали специальную надбавку к зарплате, что являлось хорошим стимулом для упрочения режима секретности. В ГУЛАГе под категорию «особо секретно» подходили, прежде всего, сведения о работе 3-го отдела (оперативного) и 2-го (учетно-распределительного), об агентурной работе, отдельные вопросы санитарного отдела, работа отдела топливной промышленности, а также все сведения о вторых железнодорожных путях, строившихся силами заключенных преимущественно на Дальнем Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Палмер Вильям (1811–1879) — лорд, английский богослов. Побывал в России в 1840–1841 гг., свои впечатления описал в книге «Заметки о посещении Русской Церкви» (Palmer W. Notes of a visit to the Russian Church in the year 1840–1841. SPb. 1882). Кроме того, состоял в длительной переписке с А.С. Хомяковым. Первоначальным его намерением было перейти в Православие, но его соглашались принять только при условии безусловного принятия православного учения и отречения от заблуждений англиканской Церкви. В конечном итоге Палмер принял католичество. Пальмов Иван Саввич (1855–1920) — русский славист, академик. Пантелеимон Целитель (ск. в 305) — великомученик. Парийский Лев Николаевич (1892–1972) — до революции окончил Московскую Духовную Академию, в 20–е гг. отбывал заключение, в 40–е гг. работал в Патриархии в должности секретаря и бухгалтера. С 1950 г. — в Ленинграде; преподаватель, позднее — профессор Ленинградской Духовной Академии. Паркев (Мартиросян) (р. 1954) — архиепископ Арцахский, член Синода Армянской Апостольской Церкви. Парфений (ск. 1868 г.) — иеромонах, постриженник Афона, духовный писатель. Парфенов Дионисий Федорович (1900–1991) — ректор МИИТа в 1939–1951 гг. Патриарх — см. Алексий (Симанский). Пафнутий Боровский (ск. в 1477 г.) — преподобный. Петр — святой первоверховный апостол. Петр I Алексеевич Великий (1672–1725) — русский царь, император Всероссийский (с 1721 г.). Пий XII  (Евгенио Пачелли) (1876–1958) — Папа Римский (в 1939–1958 гг.). Пимен (Извеков) (1910–1990) — Святейший Патриарх Московский и всея Руси (в 1971–1900 гг.). Принял постриг в 1927 г., был регентом в храме Пимена Великого, с 1932 г. — иеромонах, регент Дорогомиловского Богоявленского собора. Во время Великой Отечественной войны был призван в действующую армию, в 1946–49 гг. служил в провинции, в 1949 г. назначен наместником Псково–Печерского монастыря, с 1950 г. архимандрит, в 1954–1957 гг. — наместник Троице–Сергиевой Лавры, в 1957 г. хиротонисан во епископа Балтского, в 1958–1960 гг. — епископ Дмитровский, в 1961 г. — архиепископ Тульский, в 1962–1963 г. — митрополит Ленинградский, с 1963 — митрополит Крутицкий и Коломенский.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Симон (Ивановский), архп. Винницкий и Брацлавский Родился I февраля 1888 года в Тульской епархии. В 1912 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Пострижен в монашество. С 7 сент.1912 г. – помощник смотрителя Иркутского духовного училища. 28 авг.1913 г. – помощник смотрителя Кременецкого духовного училища. С 2 сент.1916 г. – помощник смотрителя Сумского духовного училища. 24 марта 1924 года хиротонисан во епископа Кременецкого, вик.Волынской епархии, Польской автокефалии. С 15 апр.1939 г. – епископ Острожский, вик.Волынской епархии. 24 марта 1941 года возведен в сан архиепископа. Принадлежал к Польской автокефалии. Возвратился в лоно Матери-Церкви. С 1942–1944 гг. – архиепископ Черниговский и Нежинский. С 1945 г. – архиепископ Полтавский. С 1947 г. – епархией не управлял. С июля 1955 года назначен временно управляющим Днепропетровской епархией. С 17 окт.1955 г. – архиепископ Винницкий и Брацлавский. 12 февраля 1958 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. 14 авг.1961 года уволен на покой, согласно прошению. Проживал в г.Виннице. Литература: «Церк. Вед.» 1912, 38, стр.357. -«- 1913, 4, стр.18. -»- 1913, 36, стр.451. - " - 1916, 39, стр.351. «Правда о религии в России». МП, 1942, стр.9, 63. «Русск.Прав.Церк. и Вел.От.война». Сборн.церк.документ. 1941 года, стр.67, 68. фПС I, 198, стр.8. ФПС IV, стр.7. ФПС М, 178. Дополнения к Кат-ЕС. “Именнойсписок ректор. и инспектор. дух.академ. и семинар.на 1917 год», стр.154. “Журнал Засед. Св. Синода” II от25.Χ11.1951. 18 от 17.X.1955. 2 от 5.III.1959. “ЖМП” 1943, 4, стр.1. -“- 1944, 1, стр.7. -“- 1956, 6, стр.4. -“- 1955, 11, стр.3. -“- 1958, 1, стр.25. -“- 1958, 3, стр.5. -“- 1958, 5, стр.18. -“- 1958, 7, стр.18. -“- 1958, 12, стр.6. -“- 1959, 1, стр.14. -“- 1960, 6, стр.29. -“- 1961, 4, стр.7. -“- 1961, 6, стр.27. -“- 1961, 8, стр.31. -“- 1961, 9, стр.4. Теодорович Т.П. «К сорокалетию пастырства», ч.1, стр.72, 308. ЕВ Simon (Simeon Vasil’evi) stammte aus einer Priesterfamilie. Nach Abschluß der Geistlichen Schule und des GS in Tula trat er in die GA Moskau ein. Er soll in Haft gewesen sein. Gestorben am 1.2.1966 in Vinnica. N in MP 1966,5 ,21–25; StdO 1966,7 ,29f. Literatur: Vest.russ.ehr.dv. 40(1956)38. W. Alexeew, Russian orthodox Bishops in the Soviet Union 46. W.Alexeev – Th.Stavrou, The Great Revival 156. A. Sviti, Prav. Cerkov‘ v Pol‘se 185, 194, 195. F. Heyer, Die orthodoxe Kirche 69, 140, 161, 168, 175, 181–18U, 191, 216, 222, 237. G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland 76, Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

16. Филофей Синайский (ИАБ, 4. 1854-1859). «Главы о трезвении» (Capima de temperantia - CPG, N 7864. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 515-525. 1958. Τ. 2. Σ. 274-286. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 3. С. 401-420). Пролог к «Главам», опущенный в «Д.», издан в патрологии Миня (PG. 98. Col. 1369). Пресв. Илия Экдик. Гравюра. 50-е гг. ХХ в. Пресв. Илия Экдик. Гравюра. 50-е гг. ХХ в. 17. Илия Экдик . «Цветослов мысленный». «Главы познавательные» (Ανθολγιον γνωμικν. Κεφλαια γνωστικ - CPG, N 6080, 7716; ИАБ, 6. 203-209. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 529-536, 537-548. 1958. Τ. 2. Σ. 289-298, 299-314; PG. 127. Col. 1129-1176; 90. Col. 1401-1461. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 3. С. 423-440 - 241 глава, нумерация сплошная по PG. 90). В рукописях главы, вошедшие в «Цветослов...», приписываются помимо Илии Экдика также прп. Максиму Исповеднику, Иоанну Карпафийскому и Нилу Синайскому. Прп. Никодим и свт. Феофан писали о возможности отождествления автора глав с Илией Критским, составителем толкований на слова свт. Григория Богослова (нач. XII в.). Среди совр. ученых это предположение получило неоднозначную оценку ( Laurent. 1958. P. 121-123; Disdier. 1932. P. 17-43). 18. Феофан Монах. «Лествица» (Κλμαξ - ИАБ, 6. 1895. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 549-550. 1958. Τ. 2. Σ. 315-317; Порфирий (Успенский), еп. История Афона. Т. 3. Ч. 1. К., 1877. С. 609-615. Рус. пер.: Порфирий (Успенский), еп. История Афона. Т. 3. Ч. 2. СПб., 1892. С. 211-216). В рус. «Д.» «Лествица» не была включена, возможно, как сочинение неизвестного автора. Петр Дамаскин. Гравюра. 50-е гг. ХХ в. Петр Дамаскин. Гравюра. 50-е гг. ХХ в. 19. Петр Дамаскин. «Книга 1-я». «Книга 2-я» (Βιβλον α. Βιβλον β - ИАБ, 6. 210-213. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 555-654, 654-695. 1960. Τ. 3. Σ. 5-111, 112-168. Рус. пер.: Петр Дамаскин, св. мч. Творения/Пер.: А. И. [архим. Ювеналий (Половцев)]. М., 1874. С. X, 229, 133). Прп. Никодим оценил книги Петра Дамаскина как «возглавление священного бодрствования... круг в круге, уплотненное Добротолюбие в Добротолюбии» (Θιλοκαλα. 1960. Τ. 3. Σ. 4). Атрибуция одного из фрагментов 1-й кн. Симеону, митр. Евхаитскому, предложенная в одной из рукописей, скорее всего недостоверна ( Gouillard. 1939. P. 269).

http://pravenc.ru/text/ Добротолюбие ...

13. С. 73-97; 14. С. 118-154; 15. С. 85-100; 16. С. 91-121; 1982. 17. С. 91-114; 18. С. 104-124; Васильева О. Ю. С именем Дмитрия Донского//ЖМП. 1990. 5. С. 45-50; она же. РПЦ в политике Сов. гос-ва в 1943-1948 гг. М., 1999; Одинцов М. И. Гос-во и церковь в России: ХХ в. М., 1994; он же. Религ. организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1995; он же. РПЦ в ХХ в.: История, взаимоотношения с гос-вом и обществом. М., 2002; Кашеваров А. Н. Гос-во и церковь: Из истории взаимоотношений Сов. власти и РПЦ: 1917-1945 гг. СПб., 1995; Кондакова Н. И. Духовная жизнь России и Великая Отечественная война 1941-1945 гг. М.; Рязань, 1995; Религ. организации Сов. Союза в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Мат-лы «круглого стола», посвящ. 50-летию Победы, 13 апр. 1995 г. М., 1995; Шкаровский М. В. РПЦ и Сов. гос-во в 1943-1964 гг.: От «перемирия» к новой войне. СПб., 1995; он же. Петербургская епархия в годы гонений и утрат, 1917-1945. СПб., 1995; он же. РПЦ при Сталине и Хрущеве: (Гос.-церк. отношения в СССР в 1939-1964 гг.). М., 1999; Яковлев А. Н. «По мощам и елей». М., 1995; Якунин В. Н. За веру и Отечество. Самара, 1995; он же. Положение и деятельность РПЦ в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Самара, 2001; он же. Внешние связи Моск. Патриархии и расширение ее юрисдикции в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Самара, 2001; он же. РПЦ на оккупированных территориях СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Самара, 2001; Православная церковь на Украине и в Польше в ХХ ст., 1917-1950: Сб. М., 1997; Цыпин. История РЦ; Чумаченко Т. А. Гос-во, правосл. Церковь, верующие, 1941-1961 гг. М., 1999; Власть и церковь в СССР и странах Вост. Европы, 1939-1958: Дискуссионные аспекты: Сб. ст. М., 2003. М. И. Одинцов Рубрики: Ключевые слова: КОМИССИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОТДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА при ЦК РКП(б) - ВКП(б), орган партийно-гос. власти, ответственный за религ. политику в СССР в 1922-1929 гг. АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/text/150063.html

После присоединения Л. к СССР в 1940 г. католич. учреждения и издания были закрыты. Было конфисковано все имущество приходов, мн. священники и верующие подверглись репрессиям и ссылке. В период нем. оккупации мн. католич. учреждения возобновили свою деятельность. Фак-т католич. богословия вышел из состава Латвийского ун-та и стал отдельным церковным учебным заведением. Но преследование католиков продолжилось и при нем. оккупационных властях. В послевоенный период католич. Церковь наряду с др. конфессиями подвергалась жесткому давлению со стороны советских властей: из компетенции Церкви были изъяты школы, запрещено преподавание теологии в ун-тах, прекращена работа католич. печатных изданий, большая часть храмов была закрыта, мон-ри упразднены, значительная часть церковного имущества конфискована. За 1944-1958 гг. репрессиям подверглись более 60 представителей латыш. католич. духовенства, при этом поводом для ареста нередко служило неразглашение тайны исповеди. В 1950 г. закрыта Рижская семинария. Церковь св. Марии Магдалины в Риге. XIII - XIX вв., 1939 г. Фотография. 2010 г. Церковь св. Марии Магдалины в Риге. XIII - XIX вв., 1939 г. Фотография. 2010 г. В 1947 г. архиеп. А. Спринговичс рукоположил 2 епископов - Петра Стродса и Казимира Дульбинскиса; последний в 1949 г. был осужден на 10 лет, в 1954 г. был вновь арестован после досрочного освобождения и до 1989 г. был отстранен властями от служения в храме. После смерти И. В. Сталина ситуация несколько улучшилась: в 1956 г. из заключения и ссылки вернулись 27 священников, была вновь открыта Рижская ДС. В 1958 г. умер архиеп. А. Спринговичс, после чего Рижскую кафедру занимали апостольские администраторы: Стродс (1958-1960) и Ю. Вайводс (1964-1990). Вайводсу была поручена также пастырская опека католиков всех советских республик, кроме Литвы. В 1983 г. Вайводс был возведен в сан кардинала-священника. В 1972 г. Рижская семинария получила статус межреспубликанской, а в 80-х гг. было снято ограничение на количество поступающих.

http://pravenc.ru/text/2463151.html

Автор предложил свою периодизацию, хотя и она отчасти условна. Необходимо отметить, что курс правительства в определенной степени менялся и внутри выделенных временных промежутков. В целом советскую государственную политику по отношению к религиозным организациям можно разделить на десять основных этапов: 1917–1920, 1921–1928, 1929–1938, 1939–1943, 1943–1948, 1948–1953, 1953–1958, 1958–1964, 1965–1988, 1988–1991 гг. Они во многом совпадают с переломными этапами в истории государства и общества. И такое совпадение не случайно, поскольку церковная политика всякий раз по-своему отражает внутреннюю политику властных структур в целом; со своей стороны, и Церковь никогда не отделяла себя от интересов общества. До сих пор в историографии отсутствует достаточно разработанная аргументация смены курса религиозной политики. В книге подробно исследована эта проблема применительно к избранному периоду 1939–1964 гг., состоящему из пяти этапов. Так, в 1948 г. повлияло резкое падение заинтересованности властей в международных акциях Русской Церкви: крах средиземноморских планов И. Сталина (Греция, Турция, Израиль) и, соответственно, утрата острого интереса к Восточным Патриархам; в основном завершилось и выполнение Московской Патриархией своей «миссии» в странах народной демократии; неудачей закончились планы создания «Православного Ватикана», что ярко проявилось в ходе совещания глав автокефальных церквей 1948 г. и т. п. Кроме того, существовал комплекс внутриполитических причин: переключение внимания И. Сталина к новому витку внутриполитической борьбы, чисток и репрессий, вынужденные уступки части партийного аппарата, не понимающей и неприемлющей послаблений Церкви, некоторые кадровые перестановки и т. д. Вообще «благополучие» Московской Патриархии в первое послевоенное восьмилетие в существующих исторических трудах явно преувеличивается. В этот период преобладал сугубо прагматический подход. Как только острая заинтересованность пропала, с осени 1948 г. и до смерти И. Сталина правительство не разрешило открыть ни одного храма, участились аресты священнослужителей. Соответственно охарактеризовывался каждый переход к новому этапу и основные их особенности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[xxxiv] Шкаровский М. В. Русская православная церковь и религи­озная политика советского государства в 1943–1964 годах. СПб., 1996; Его же. Русская Православная Церковь при Ста­лине и Хрущеве. М., 1999 (переиздания в 2000 и 2005); Его же. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 2010.. [xxxv] Якунин В. Н. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. С. 83. [xxxvi] Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941-1961 гг. М., 1999; Ее же. Советское государство и Русская Право­славная Церковь: история взаимоотношений (40-е – первая по­ловина 50-х гг.). Дисс... канд. исторических наук. М., 1994. [xxxvii] Шкуратова И. В. Советское государство и Русская православная церковь: проблемы взаимоотношений в области внешней и внутренней политики в послевоенные годы. М., 2005. [xxxviii] Волокитина Т. В., Мурашко Г. П., Носкова А. Ф. Москва и Восточная Европа. Власть и Церковь в период общественных трансформаций 40-50-х годов XX века. Очерки истории. М., 2008; Одинцов М. И. Вероисповедательная политика советского государства в 1939-1958 гг.//Власть и Церковь в СССР и странах Восточной Европы. 1939-1958 гг. М., 2003. [xxxix] Кашеваров А. Н. Государство и церковь: из истории взаимоотношений Советской власти и Русской православной церкви 1917-1945 гг. СПб, 1995. С. 118-138; Его же. Печать Русской Православной Церкви в XX веке. Очерки истории. СПб., 2004; Его же. Церковная печать в годы Великой Отечественной войны//Клио. СПб. 2010. 2 (49). С. 156-160. [xl] Кнышевский П. Н. Истоки тотального шпионажа//Государственная безо­пасность и демократия, 1993. 2. С. 30-52; Волкогонов Д. А.Сталин и религия//Наука и религия. 1989. 2. С. 10-11. [xli] Шимон И. Я. Отношения советского государства и Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Дисс... докт. ист. наук. М., 1995; Белкин А. И. Государственно-церковные отношения в Мор­довии в 20-х – начале 60-х годов XX века (на материалах рус­ского православия). Дисс... канд. ист. наук. Саранск, 1995; Горбатов А. В. Церковно-государственные взаимоотношения в Кемеровской области (1943-1969 гг.). Дисс... канд. ист. наук. Кемеро­во, 1996; Гущина А. В. Эволюция отношений государстваи Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Дисс... канд. ист. наук. М., 1996; Сахарова Л. Г. Государственная политика по отношению к Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.(По материалам Горьковской и Ки­ровской областей). Дисс... канд. ист. наук. Киров, 2000; Тюрина Л. В. Государство и Русская Православная Церковь: эволюция отношений. 1917-2000 гг. Дисс... канд. ист. наук. Курск, 2000 и др.

http://religare.ru/2_93917.html

Свято-Никольский собор (Кемерово) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Деревянная Никольская церковь построена на средства прихожан в 1920-х, закрыта в 1939 году, возвращена верующим в 1945. Проводилась реконструкция в 1970 и в 1982. В процессе вторичной реконструкции все деревянные стены заменены кирпичными. В 1987 церковь получила статус собора. Содержание История [ править править код ] О ныне действующей Никольской церкви есть предание, что в прошлом столетии некий зажиточный татарин, переплывая р. Томь, стал тонуть, и закричал: «Русский бог, спаси меня! Построю церковь!». Он доплыл до того места, где сейчас стоит Никольский храм. И свое обещание выполнил – построил храм в честь святителя Николая. Первая деревянная однопрестольная Никольская церковь была построена в селе Усть-Искитимском (ныне г. Кемерово) в 1846 г., вторая – в 1890 – 1895 гг., в 1913 г. была расширена. Она была разрушена в конце 1919 г. красными партизанами. На прежнем месте в 1921 г. прихожане построили новый деревянный Никольский храм, занятый, по договору с местными властями, обновленцами. Предположительно в 1928 г. на улице Гончарова староцерковной общиной тихоновцев была построена другая деревянная Никольская церковь, но и ее закрыли в 1939 г. Здание Никольской обновленческой церкви с 1935 г. приспособили под зерносклад, а сама община распалась в 1938 г. Только 14 мая 1945 г. после многочисленных настойчивых просьб приходу было возвращено это последнее здание церкви в бессрочное и бесплатное пользование. Новым настоятелем стал протоиерей Симеон Сорокуз, проводивший службы вместе с иеромонахом Феодором. Большую роль в возвращении и возрождении храма сыграл в те годы церковный староста Василий Пономарев. После закрытия в 1959 г. в левобережной части города Кемерово Знаменской церкви главным храмом Кемеровского благочиния становится Никольская церковь. На долгие годы храм стал единственным пристанищем православных города. Часто менялись благочинные, не выдерживая жесткого давления и преследований со стороны властей. В памяти потомков навсегда сохранились имена клириков Никольской церкви тех лет: 1945 г. – о. Симеон Сорокуз, 1946 – 1948 гг. – о. Феодосий Борисов, 1948 – 1949 гг. – о. Иоанн Покровский, 1949 – 1950 гг. – о. Николай Юдин, 1950 – 1953 гг. – о. Константин Лукин, 1953 г. – о. Павел Грибанов, 1953 – 1956 гг. – о. Михаил Благовидов, 1956 – 1957 гг. – о. Владимир Малофейчик, 1957 – 1958 гг. – о. Михаил Соболев, 1958 – 1959 гг. – о. Василий Герасимчук, 1959 г. – о. Борис Запольский и о. Владимир Юнацкевич, 1960 г. – Прокопий Костенов, 1961 – 1966 гг. – о. Михаил Иванов. Бессменным настоятелем храма и благочинным с 30 июля 1966 г. является протоиерей Алексий Курлюта.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Никольск...

В годы Второй мировой войны Ватикан занимался поисками новой ориентации, что в дальнейшем сказалось на деятельности Римских пап Uoahha XXIII и Павла VI, которые обновили церковную жизнь Римско-Католической Церкви. §4. Краткий обзор деятельности римских пап XX–XXI веков Папа Пий Х (1903–1914 гг.) Во время своего понтификата папа Пий Х провел реформу в римской курии, сократив существовавшие до него 37 конгрегаций до 19. Он способствовал созданию Кодекса католического права, который был утвержден папой Бенедиктом XV в 1917 году. Пий Х решительно выступал против модернистских течений в Римо-Католической Церкви. В 1951 году он был причислен к лику святых. Папа Бенедикт XV (1914–1922 гг.) Бенедикт XV создал в 1917 году особую конгрегацию по делам Восточных Церквей, которая должна была добиваться подчинения католицизму всех христианских Церквей на Балканах, Ближнем Востоке, а также Русской Православной Церкви, при нем заметно активизировалась миссионерская деятельность Ватикана в Азии, на Ближнем Востоке и в Африке, были установлены дипломатические отношения с Китаем (1918), Францией (1920) и странами Прибалтики. Папа Пий XI (1922–1939 гг.) При Пие XI было подписано Латеранское соглашение (1929), в силу которого был решен «римский вопрос». После подписания Латеранского договора о создании государства Ватикан папа предпринял строительство новых зданий и перестройку старых в Ватикане. За время понтификата Пия XI было заключено 18 конкордатов с разными государствами, опубликовано 30 энциклик, установлено 128 новых диоцезов, созданы десятки новых учреждений при курии, в том числе астрономическая обсерватория и Ватиканская Академия наук. Папа Пий XII (1939–1958 гг.) Пий XII был избран на кафедру Римской Церкви 12 марта 1939 года. Он стремился к тому, чтобы духом католицизма были проникнуты все стороны в области человеческой деятельности, что очень характерно для Рима. От него осталось значительное количество (20 томов) булл, энциклик и публичных обращений учительного, истолковательного характера к самым разнообразным группам людей. Известны его энциклики: «Humani generis» (Род человеческий) (1950), «Evangelii praecone» (Евангельское провозглашение) (1951). В последней энциклике папа выразил мысли о необходимости «отуземить» Римско-Католическую Церковь в Азии и Африке, создав кадры духовенства местного происхождения. Папа Пий XII канонизировал пап Пия X, Пия XI и Иннокентия I. Он провозгласил 1 мая церковным праздником, а покровителем трудящихся праведного Иосифа Обручника. В 1950 г. папа установил второй мариальный догмат о воскресении и телесном вознесении Девы Марии на небо. Папа Иоанн XXIII (1958–1963 гг.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010