Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве Государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 годах Источник Содержание От издательства От автора Глава I. Государственно-церковные отношения в СССР – объект исторического исследования §1. Задачи исследования, терминология, методологическая основа §2. Характеристика источников §3. Русская Православная Церковь и государственная религиозная политика в 1917–1938 гг Глава II. Изменение Государственно-церковных отношений в годы второй Мировой войны §1. Положение Русской Церкви накануне Великой Отечественной войны (1939–1941 гг.) §2. Патриотическая деятельность Московской Патриархии §3. Религиозное возрождение на оккупированной территории СССР §4. Ликвидация обновленческого и григорианского расколов §5. Религиозная политика советского государства в годы войны Глава III. Церковное сопротивление в СССР §1. Иосифлянское движение §2. Катакомбное движение §3. Религиозные диссиденты Глава IV. Московская Патриархия на Международной арене §1. Русская Церковь в центре «большой политики» §2. Ослабление внешнеполитической активности Патриархии §3. Новая активизация международной деятельности Церкви Глава V. Государственно-церковные отношения в 1945–1965 гг §1. Временное «перемирие» 1945–1953 гг §2. Укрепление позиций Патриархии – 1953–1957 гг §3. Снова «война» – 1958–1964 гг Заключение     редакционная коллегия тома: кандидат искусствоведения, доцент, протоиерей Валентин ЧАПЛИН (Крутицкое Патриаршее Подворье, Москва) профессор Дмитрий Владимирович ПОСПЕЛОВСКИЙ (Университет Западного Онтарио, Канада) профессор Вильям ван дер БЕРКЕН (Теологический факультет Утрехтского Университета, Голландия) профессор Эрих БРИНЕР (Институт «Вера во втором мире», Швейцария) кандидат исторических наук Александр Юрьевич ПОЛУ НОВ (Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова) Илья Владимирович СОЛОВЬЕВ (Крутицкое Патриаршее Подворье, Москва) Валентин Арсеньевич НИКИТИН (Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Религиозную политику властных структур СССР и их отношения с Московской Патриархией в избранный для нашей книги период, по мнению автора, можно разделить на 5 основных этапов. В 1939–1943 гг. произошел отказ от курса на истребление духовенства, была постепенно свернута атеистическая пропаганда, Патриархия впервые начала использоваться государственными органами для распространения советского влияния на западных границах страны. Но диалогом отношения Церковь – государство еще не стали. Ситуация существенно изменилась в 1943–1948 гг. В это время руководство СССР, не располагая ядерным оружием, для реализации своих широкомасштабных международных планов было вынуждено активно использовать деятельность Церкви. В сложившихся относительно благоприятных условиях Патриархия сумела заметно расширить свое влияние в стране. Но в то же время между ней и правительством существовала лишь видимость взаимопонимания. Для И. Сталина было важным поставить Церковь под жесткий контроль, сделать ее послушно управляемой в своей политической игре. Это особенно ярко проявилось на третьем этапе – в 1948–1953 гг. Как только международная деятельность Московской Патриархии ограничилась участием в просоветском движении за мир, все возможности для дальнейшего роста числа ее приходов тут же были ликвидированы. Более того, стала целенаправленно проводиться политика вытеснения Церкви из общественной жизни, правда, без афиширования смены курса. 1953 г. послужил началом нового этапа. Хотя государственная религиозная политика «потеплела» лишь с конца 1954 г., но явное оживление церковной деятельности в стране стало ощущаться на год раньше. Вплоть до середины 1958 г. Патриархия, используя общее смягчение политического климата, внутрипартийную борьбу, в целом успешно расширяла свое влияние. На 1958–1964 гг. приходится завершающий этап. Вновь в государственно-церковных отношениях начал преобладать административно-силовой подход, резко активизировалась атеистическая пропаганда. В связи с принятыми планами построения коммунистического общества над религиозными организациями нависла угроза полного уничтожения. В то же время существенно расширилась международная деятельность Московской Патриархии, что и явилось одной из основных причин прекращения антицерковных акций сразу же после смещения Н. Хрущева в октябре 1964 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЗАРОЛИ [итал. Casaroli] Агостино (24.11.1914, Кастель-Сан-Джованни близ Пьяченцы - 09.06.1998, Рим), кард., гос. секретарь Папского престола (1979-1990). Род. в семье портного. Начальное духовное образование получил в ДС еп-ства Пьяченца в Бедонии, а также в коллегии Альберони в Пьяченце, по окончании к-рых 27 мая 1937 г. рукоположен во пресвитера. В 1937-1939 гг. учился в Риме в Папской церковной академии и в папском Латеранском ун-те, где получил степень доктора канонического права (1939). С 1940 г. сотрудник архива Конгрегации чрезвычайных церковных дел Государственного секретариата Папского престола. 4 янв. 1945 г. папой Римским Пием XII возведен в достоинство тайного камергера. В 1947 г. окончил курсы усовершенствования при Итальянском обществе по международным организациям в Риме. С 1950 г. совмещал пастырское служение в Риме с духовным окормлением тюрьмы для малолетних преступников «Casal del Marmo» и ин-та «Villa Agnese», содействовавшего их социальной реабилитации. В 50-е гг. XX в. занимался в Государственном секретариате вопросами, связанными с Лат. Америкой, являлся помощником секретаря Конгрегации чрезвычайных церковных дел архиеп. Антонио Саморе. 22 дек. 1954 г. папой Пием XII возведен в достоинство прелата папского двора. С 1957 г. выполнял обязанности церковного консультанта Римской группы Христианского союза предпринимателей. В 1958-1961 гг. преподавал в Папской церковной академии в Риме. 24 февр. 1961 г. папа Римский Иоанн XXIII назначил К. на должность помощника секретаря (субсекретаря) Конгрегации чрезвычайных церковных дел. В марте 1961 г. и марте 1963 г. К. возглавлял делегации Ватикана на конференциях ООН в Вене по вопросам о дипломатических и консульских сношениях. Кард. А. Казароли. Фотография. 1990 г. Кард. А. Казароли. Фотография. 1990 г. По поручению папы Иоанна XXIII в марте 1963 г. из Вены К. совершил поездки в Будапешт и Прагу для установления контактов с коммунистическими правительствами Венгрии и Чехословакии.

http://pravenc.ru/text/1319862.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАПСКИЙ БИБЛЕЙСКИЙ ИНСТИТУТ [Итал. Pontificio Istituto Biblico], высшее учебное заведение Римско-католической Церкви, центр исследований в области библеистики . Основан папой Римским Пием X (1903-1914) апостольским посланием «Vinea electa» от 7 мая 1909 г. С момента основания П. б. и. находился под патронажем ордена иезуитов : 1-м ректором был Л. Фонк (1865-1930), нем. библеист и богослов, консультант Папской библейской комиссии . 1909-1936 гг. С 1909 г. в адм. отношении П. б. и. зависел от Папской библейской комиссии, в ведении которой находились аттестация и присвоение ученых степеней выпускникам ин-та. 15 авг. 1916 г. папа Римский Бенедикт XV (1914-1922) апостольским посланием «Cum Biblia sacra» признал за П. б. и. право присвоения выпускникам степени лиценциата, а 30 сент. 1928 г. папа Римский Пий XI (1922-1939) motu proprio «Quod maxime» учредил консорциум Григорианского университета , П. б. и. и Восточного папского института , что означало предоставление П. б. и. автономии с правом присвоения докторской степени, а также его подчинение напрямую Папскому престолу. Важной вехой в истории П. б. и. стало основание 7 авг. 1932 г. наряду с библейским (Facolma Biblica) факультета исследований Др. Востока (Facolma Orientalistica), состоявшего из 4 секций: семитской, ассириологической, египтологической и санскрито-иранистической. 1937-1964 гг. В связи с необходимостью углубленного изучения ближневост. языков и археологии Св. земли (см. в статьях Археология библейская , Археология христианская ) в июле 1927 г. открылся филиал П. б. и. в Иерусалиме (действует в наст. время). В 1937 г., когда П. б. и. возглавлял А. Беа (кардинал с 1959; его имя носит Центр иудейских исследований при Григорианском ун-те в Риме (Centro «Cardinal Bea» per gli Studi Guidaici)), в ответ на критику со стороны консервативно настроенных ученых ин-т вступил в новый период своего развития, для к-рого характерно стремление к защите собственной научно-экзегетической парадигмы. Энциклика папы Римского Пия XII (1939-1958) «Divino Afflante Spiritu» от 30 сент. 1943 г. стала практическим руководством дальнейшей деятельности П. б. и. и имела целью постепенный переход к экзегезе, принимающей во внимание историческую перспективу анализа священного текста. Кард. А. Беа был главным разработчиком декларации «Nostra aetate» , принятой 28 окт. 1965 г. Ватиканским II Собором и заложившей основы совр. иудео-христ. диалога. Данная программа реализуется в П. б. и. и др. папских ин-тах библейского профиля в рамках учебного процесса, в т. ч. обмена студентами между христианами и иудеями. 1964-1965 гг. (II Ватиканский Собор) до настоящего времени

http://pravenc.ru/text/2578953.html

Шкаровский М. В. Глава I. Государственно-церковные отношения в СССР – объект исторического исследования §1. Задачи исследования, терминология, методологическая основа Основной целью монографии было изучение процесса развития государственно-церковных отношений в СССР, выявление их характера в избранный период (1939–1964 гг.). Представленная работа является первым опытом комплексного исследования, обобщения и осмысления истории этих отношений. При ее написании ставились следующие задачи: 1) определение факторов, влияющих на государственную религиозную политику, что частично позволит спрогнозировать и дальнейший курс; 2) выделение ее этапов и их основных характеризующих черт, изучение эволюции конституционно-правовой базы и деятельности специальных органов, непосредственно осуществлявших данную политику; 3) исследование репрессивных акций по отношению к духовенству и мирянам – их форм, масштабов, последствий; 4) определение реакции Московской Патриархии на действия государственных органов, степени самостоятельности ее руководства, меры вовлечения в «большую политику»; 5) выяснение внутренних эволюционных процессов идеологии Русского Православия, характера качественных изменений структуры церковного управления и вероучения; 6) изучение отражения религиозной политики правительства, гонений на Церковь в общественной и культурной жизни страны; 7) рассмотрение проблемы сопротивления в Русском Православии и его воздействия на курс властей. Существенным специальным вопросом исследования является выявление определяющих факторов религиозной политики. Некоторые из них уже изучались ранее – идеологический, внешнеполитический и др., но в основном частично. Важно проследить взаимное влияние международных акций и внутриполитического положения Русской Церкви. Ряд факторов указывается и изучается впервые, например, экономический. Так, в конце 1950-х гг. Н. С. Хрущев активно искал источники пополнения государственного бюджета – за счет вооруженных сил, колхозов и т. п. Одним из таких источников было ограбление Церкви. Новая волна наступления на религиозные организации в 1958 г., по-существу, началась с многократного увеличения налогов, изъятия части их имущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М.В. Шкаровский Православие при социализме Скачать epub pdf Содержание Введение Глава I. Государственно-церковные отношения в СССР – объект исторического исследования §1. Задачи исследования, терминология, методологическая основа §2. Историография проблемы §3. Характеристика источников §4. Русская Православная Церковь и государственная религиозная политика в 1917–1938 гг Глава II. Изменение государственно-церковных отношений в годы II Мировой войны §1. Положение Русской Церкви накануне Великой Отечественной войны (1939–1941 гг.) §2. Патриотическая деятельность Московской Патриархии §3. «Религиозное возрождение» на оккупированной территории СССР §4. Ликвидация обновленческого и григорианского расколов §5. Религиозная политика советского государства в годы войны Глава III. Церковное сопротивление в СССР §1. Иосифлянское движение § 2. Катакомбная Церковь §3. Религиозные диссиденты Глава IV. Московская патриархия на международной арене §1. Русская Церковь в центре «большой политики» §2. Ослабление внешнеполитической активности Патриархии §3. Новая активизация международной деятельности Церкви Глава V. Государственно-церковные отношения в 1945–1964 гг §1. Временное «перемирие» 1945–1953 гг §2. Укрепление позиций Патриархии – 1953–1957 гг §3. Снова «война» – 1958–1964 гг Заключение     Введение В последние годы в России, впервые после Октябрьской революции, коренным образом изменилось отношение к различным конфессиям, и к православной церкви в частности. Происходит интенсивный процесс ее возрождения, остро стоит необходимость строительства новой государственной религиозной политики, преодоления груза наследия. Практически во всех странах СНГ пересматриваются казавшиеся еще недавно окончательно решенными такие вопросы как: принципы взаимоотношений государства и религиозных организаций, школы и церкви, роль и место религии в социально-политической и духовно-нравственной жизни общества; армия и Церковь ; законодательство о свободе совести. В настоящее время в самых различных слоях и группах населения России распространены представления о том, что возрождение страны невозможно без опоры на традиционные духовные ценности российского общества, сформировавшегося под влиянием православия. Такие взгляды естественны, поскольку Православная Церковь сыграла особую роль в формировании и развитии российского государства, культуры и нации в целом. Русская Церковь с ее богатейшим опытом духовно-просветительной и благотворительной деятельности призвана внести весомый вклад в восстановление традиционных нравственных ценностей и преемственности наших тысячелетних культуры и государственности. Этому благотворному процессу способствует и начавшийся диалог между государством и Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Алатырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская Пятницкая церковь Карта и ближайшие объекты Трехпрестольная церковь Казанской Божией Матери с приделом Святой мученницы Параскевы, нареченной Пятницы. Построена на средства прихожан в 1779 г. вместо сгоревшой старой деревянной в 1754 г. Колокольня с приделом прп. Кирилла Новозерского Чудотворца в 1887 - 1890 гг. построена на " иждивение " алатырского купца 2-ой гильдии К.Н. Попова, позднее его усыпальница. Колокольня выполнена в так называемом псевдорусском стиле. Это четырехъярусное строение высотой до 40 м. Нижние два яруса являются четвериками, на которых находятся два восьмириковых яруса. Она имеет богатое декоративное убранство, выполненое главным образом за счет применения тесаного кирпича. Разновидностей его насчитывается до полутора десятков. Отдельные элементы кирпичного декора мастера покрыли известковым раствором, что придает им вид белого камня, которым облицован цоколь. Толщина стен первого яруса достигает 166 см. Чуть поменьше до 110 см - толщина стен у здания церкви. Также у комплекса церкви есть подземных ход, вход находится в восточной стене южного придела церкви. Слева от церкви находится двухэтажный дом, построенный в 1887 г. на средства того же купца и подаренный церковно-приходской школе и церковному попечительству. Комплекс располагался на Старо-Базарной площади на пересечении улиц Московскойи Симбирской (теперь площадь Октябрьской революции). В церкви находились чудотворные иконы и святые мощи. В 1925 г. произошла опись церковного имущества большевиками, после чего они были утеряны. Церковь закрыта в 1930-х гг. В 1939 г. церковь была перестроена под мельницу, был настроен 2 этаж. У колокольни были снесены два придела, с северной и южной стороны, от которых сохранились следы и незначительные участки стен, позднее колокольня была приспособлена для учебных прыжков с парашютом, одновременно в ней находилась пожарная каланча. В 1957 г. церковь была признана памятником архитектуры. В 1958 г. весь окружающий квартал церкви снесли, и на его месте построили завод " Электроприбор " , после этого в здании церкви была тарная мастерская этого завода. До начала 1990-х гг. здания церкви использовались для подсобных нужд завода. 

http://sobory.ru/article/?object=04992

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТЕОС Альварес [испан. Mateos Álvarez] Хуан Хосе (15.01.1917, Сеута - 23.09.2003, Малага), иезуит, католич. литургист и библеист. Род. в семье испан. офицера Хуана Хосе Матеоса, проходившего военную службу в Сев. Африке, и его супруги Марии Альварес. По окончании средней школы изучал медицину в ун-тах Мадрида и Гранады, однако был вынужден прервать занятия во время гражданской войны (1936-1939). 1 февр. 1940 г. поступил в новициат ордена иезуитов в г. Кадис (Андалусия). В 1942 г. принес простые обеты и начал изучение гуманитарных наук в г. Эль-Пуэрто-де-Санта-Мария (1942-1944), с 1943 г. исполняя обязанности инспектора курса. Получив философское образование в коллегии Нуэстра-Сеньора-дель-Рекуэрдо в Мадриде (1944-1947), где он был также регентом хора, М. приступил к прохождению 2-летней педагогической практики в Ин-те Массимилиано Массимо в Риме. Затем в течение 4 лет изучал богословие в папском Григорианском университете . 18 марта 1951 г. рус. католич. архиепископ восточного обряда Александр Евреинов рукоположил М. во пресвитера. За неск. лет до этого предполагалось, что М. будет осуществлять свое служение в Румынии, однако еще в 1948 г. коммунистические власти юридически ликвидировали Румынскую греко-католическую Церковь. В связи с этим 1952-1953 гг. М. провел в Париже, где занимался изучением текстов суточного круга византийского богослужения . После прохождения терциата в Австрийской пров. Об-ва Иисуса М. вернулся в Рим (1954) и приступил к подготовке докторской диссертации в Восточном папском институте . В 1956-1958 гг. жил в Ираке, где изучал литургические рукописи Сирийской яковитской Церкви . М. установил, что практику богослужения, принятую в Тикрите, центре мафрианата этой Церкви (см. ст. Мафриан ), следует рассматривать в качестве особого обряда. 2 февр. 1957 г. принес торжественные обеты. 13 июня 1959 г. защитил диссертацию, посвященную ночной и утренней службам Халдейской католической Церкви (см. ст. Восточно-Сирийский обряд ), с оценкой «summa cum laude» и получил должность профессора вост. литургики в Восточном папском ин-те. Кроме того, М. преподавал в др. папских ун-тах: Григорианском и Урбанианском, а также в папском литургическом ин-те св. Ансельма. В качестве приглашенного преподавателя читал курсы в ун-те Леопольдвиля (ныне Киншаса, Демократическая Республика Конго) (1962), в Ин-те восточнохристианских исследований им. папы Иоанна XXIII при Фордемском католическом ун-те в Нью-Йорке (1965, 1967), в Бостонском колледже (1967, 1968), в Ун-те Сан-Франциско (1969), в семинариях Маланкарской Церкви и Сиро-Малабарской католической Церкви в Коттаяме (шт. Керала, Индия) (1969), в Восточно-азиатском ин-те для священников в Маниле (1969, 1971, 1973, 1975, 1976). В 1964-1972 гг. исполнял обязанности главного редактора ж. «Orientalia Christiana Periodica».

http://pravenc.ru/text/2562574.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кард. А. Оттавиани. Фотография. Октябрь. 1958 г. [Итал. Ottaviani] Альфредо (29.10.1890, Рим - 3.08. 1979, там же), кард., представитель католич. традиционализма; занимая должность асессора, а затем просекретаря верховной Конгрегации Sanctum Officium (впосл. Конгрегация вероучения), в 30-50-х гг. XX в. оказывал влияние на политику Папского престола. Род. в семье пекаря. Начальное образование получил в школе конгрегации братьев христ. школ. Продолжил обучение в Высшей папской рим. семинарии, по ее окончании был рукоположен во пресвитера (18 марта 1916) и назначен каноником рим. ц. Санта-Мария-ин-Козмедин. Защитил диссертации и получил докторские степени по богословию, философии, каноническому и гражданскому праву (in utroque iure). Преподавал церковное право в Высшей папской рим. семинарии, философию в Урбанианской коллегии Конгрегации пропаганды веры (ныне папский Урбанианский ун-т). В 1926-1928 гг. ректор папской Богемской коллегии (ныне коллегия св. Иоанна Непомуцкого) в Риме; при нем началось строительство нового здания коллегии (с 1953 кардинал-протектор этого учебного заведения). В 1919 г. О. начал службу в Римской курии, сначала в должности минутанта Конгрегации пропаганды веры, с авг. 1921 г.- минутанта 1-й секции (чрезвычайных дел) Гос. секретариата и Конгрегации чрезвычайных церковных дел. 15 марта 1922 г. папа Римский Пий XI (1922-1939) пожаловал О. достоинство сверхштатного тайного камергера, 31 мая 1927 г.- достоинство прелата папского двора. В февр. 1928 г. переведен на важные дипломатические должности в Римской курии - субсекретаря Конгрегации чрезвычайных церковных дел и субсекретаря по чрезвычайным делам Гос. секретариата. Участвовал в подготовке Латеранских соглашений (11 февр. 1929), присутствовал при подписании этого документа кард. П. Гаспарри и председателем Совета министров Италии Б. Муссолини. За заслуги в нормализации отношений Папского престола с рядом европ. государств О. получил награды: Большой крест португ. ордена Христа (янв. 1931), Большой крест итал. королевского ордена святых Маврикия и Лазаря (март 1932), почетный знак «За заслуги перед Австрийской республикой» (нояб. 1933). В 1933 г. присутствовал на подписании конкордатов с Австрией и Германией.

http://pravenc.ru/text/2581735.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Лазарь (Швец), митр. Симферопольский и Крымский. Фотография. 2015 г. (Швец Ростислав Филиппович; род. 22.04.1939, с. Комарин Кременецкого повята Волынского воеводства, Польша (ныне Кременецкий р-н Тернопольской обл., Украина)), митр. Симферопольский и Крымский. Из крестьянской семьи. В 15 лет поступил послушником в Свято-Духовский скит Почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы мужской лавры , затем 2 года нес послушание в Жировицком (Жировичском) в честь Успения Пресв. Богородицы монастыре . В 1957 г. поступил в Минскую ДС. В 1958-1961 гг. проходил срочную военную службу. В 1964 г. окончил Одесскую ДС, в 1968 г.- ЛДА. В 1968-1971 гг. обучался в аспирантуре МДА и работал референтом ОВЦС. По окончании аспирантуры трудился в киевском филиале ОВЦС. 5 марта 1971 г. рукоположен целибатом во диакона, 12 марта - во иерея, служил в киевском в честь Покрова Пресв. Богородицы женском монастыре и в киевском Владимирском кафедральном соборе. 25 июля 1975 г. был переведен в клир Аргентинской и Южноамериканской епархии , где исполнял послушание секретаря Аргентинского еп. Платона (Удовенко ; с 1977 архиепископ). В 1978 г. возведен в сан протоиерея. 20 марта 1980 г. определен епископом Аргентинским и Южноамериканским, патриаршим экзархом в Центр. и Юж. Америке. 1 апр. в Почаевской лавре пострижен в монашество с именем в честь прп. Лазаря Муромского, 7 апр. возведен в сан архимандрита. Епископскую хиротонию Л. 18 апр. в киевском Владимирском кафедральном соборе возглавил Киевский митр. Филарет (см. ст. М. А. Денисенко ). Во время пребывания Л. на Аргентинской кафедре было основано представительство Московской Патриархии при Благовещенском кафедральном соборе в Буэнос-Айресе, построен храм во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, в г. Ланус (пров. Буэнос-Айрес), создан архиерейский хор. 20 июня 1985 г. возведен в сан архиепископа. В 1988 г. в честь 1000-летнего юбилея Крещения Руси Л. добился переименования во имя равноап. кн. Владимира одной из площадей Буэнос-Айреса, на к-рой был установлен памятник св. князю. С июня по окт. 1985 г. управлял Ивано-Франковской и Коломыйской епархией , затем был вторично назначен архиепископом Аргентинским и Южноамериканским.

http://pravenc.ru/text/2462537.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010