прот. Владимир Сорокин Часть XI. 1939–1954. Председатель Учебного Комитета После смерти матушки Валентины Дмитриевны (1/14 августа 1939 г.) отец Николай несколько раз получал предложение от Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия постричься в монашество и принять сан епископа. Но протоиерей Чуков не решался на этот шаг. Слишком крепкая связь была у него с детьми, он хотел быть свободным, чтобы в любой момент пойти на их зов. В первый месяц Отечественной войны, в 1941 году, ушел на фронт старший сын и, по-видимому, пропал без вести. Он был участником Первой мировой войны. Но тогда он вернулся жив и невредим. Во время блокады Ленинграда погибли два сына и дочь. Один сын был артист, другой юрист, дочь пианистка. 30/17 декабря 1941 года умер сын Борис, в апреле 1942 года умерли сын Александр и дочь Вера. 10 декабря 1941 года из г. Ульяновска Патриарший Местоблюститель Блаженнейший митрополит Сергий пишет о. Николаю: «Я Вас давно имею в виду, а теперь как будто приходит время не только иметь ввиду, но и поставить Вам на вид один вопрос. Кто Вас видел недавно, говорят, что Вы до сих пор сохраняете почти прежнюю бодрость. Зачем же Вам сидеть на каком-то инвалидском положении. Мне же как будто улыбается возможность использовать Ваши силы более производительно для Церкви Божией. Я разумею архиерейство и, конечно, с принятием монашества... Препояшьте, как муж, чресла и выходите на делание. Буду ждать от Вас ответа и хотелось бы утвердительного, но да будет во всем воля Божия, а не наша» 438 . По получении такого предложения о. Николай сразу же отправляет митрополиту Сергию ответ: «Мотивы моего отказа от предложения митрополита Сергия от 10 декабря 1941 г.: 1. Моя „репрессивность“, заранее ставящая меня в положение „подозреваемого“, а мое „смертничество“ грозит при всяком инциденте и аресте привести к расстрелу. 2. В настоящее время всякое активное проявление церковности идет в разрез с господствующим материалистическим мировоззрением и, как таковое, рассматривается как антисоветское, контрреволюционное; а это естественно ведет за собой те или иные репрессии. В этом убеждают факты: поголовная высылка всего духовенства (по крайней мере, в Саратове), многих монашествующих (особенно женщин), как и мирян-церковников и особенно архиереев (в Саратове высланы арх. Афанасий, арх. Серафим, еп. Вениамин).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРПОВ Георгий Григорьевич (7.06.1898, Кронштадт С.-Петербургской губ.- 18.12.1967, Москва), советский гос. деятель, председатель Совета по делам РПЦ при Правительстве СССР в 1943-1960 гг. Из рабочей семьи. Окончил начальную городскую школу (1911) и школу ремесленных учеников (1915) в Кронштадте. В 1915-1918 гг. работал слесарем на Электромеханическом заводе Кронштадтского военного порта. С февр. 1918 г. служил на красном Балтийском флоте, был машинистом на военном транспорте «Аргунь». С янв. 1920 г. член РКП(б). В июле 1921 г. стал комиссаром на транспорте «Борго», затем председателем парткома канонерки «Хивинец». Поступил в Петроградский ун-т, но не закончил учебу. Г. Г. Карпов. Фотография. 1940-е гг. Г. Г. Карпов. Фотография. 1940-е гг. С июля 1922 г. на службе в органах госбезопасности. В 1922-1933 гг. помощник уполномоченного, уполномоченный, старший уполномоченный, оперуполномоченный, помощник начальника отд-ния Постоянного представительства ОГПУ в Ленинградском военном окр. В 1933-1935 гг. помощник начальника, зам. начальника УНКВД Карельской АССР. В 1935-1938 гг. помощник начальника отделения, зам. начальника отделения, начальник отделения УГБ НКВД по Ленинградской обл. Капитан госбезопасности (март 1936). В 1938-1939 гг. начальник Псковского окружного отдела НКВД. Был переведен в Москву для работы в центральном аппарате органов госбезопасности. В 1939-1941 гг. зам. начальника отделения, начальник отделения, зам. начальника отдела НКВД (февр.-авг. 1941 НКГБ). Майор госбезопасности (май 1941). В дек. 1941 г. назначен начальником 4-го отдела («по борьбе с церковной и сектантской контрреволюцией») Секретно-политического управления НКГБ. С мая 1943 г. начальник 5-го отдела («по борьбе с духовенством всех конфессий») 2-го управления НКГБ. Полковник госбезопасности (февр. 1943). Занимался организацией встречи И. В. Сталина и наркома иностранных дел В. М. Молотова с патриаршим местоблюстителем митр.

http://pravenc.ru/text/1681145.html

А.А. Кострюков Глава 11. Русская Церковь в годы Второй мировой войны § 1. Русская Церковь в 1939 –1941 гг. Вторая мировая война укрепила положение Церкви в Советском Союзе. В соответствии с секретным приложением к пакту Молотова – Риббентропа 23 августа 1939 г. Восточная Европа была разделена между Германией и Советским Союзом. Война началась 1 сентября вступлением на территорию Польши германских войск. 17 сентября восточную границу этой страны перешла и Красная армия. Польша как независимое государство перестала существовать. К Советскому Союзу были присоединены обширные территории Западной Украины и Западной Белоруссии со своими епархиями и монастырями. На присоединенной территории было несколько православных иерархов – находившийся на покое архиепископ Пантелеймон (Рожновский), архиепископ Кременецкий Алексий (Громадский), епископы Полесский Александр (Иноземцев) и Луцкий Поликарп (Сикорский). Все эти иерархи вошли в подчинение Московской Патриархии. Вскоре были совершены и новые хиротонии. Во епископа Пинского был поставлен Вениамин (Новицкий), во епископа Львовского – Пантелеймон (Рудык), во епископа Житомирского – Дамаскин (Малюта). На очереди была Прибалтика. В сентябре 1939 г. советское руководство предложило «Пакт о взаимопомощи» эстонскому правительству. В страну вошла Красная армия, и уже в августе 1940 г. Эстония была присоединена к Советскому Союзу. Одним из активных сторонников идеи о присоединении Эстонской Церкви к Московскому Патриархату был епископ Иоанн (Булин). В марте 1941 г. Эстонская Церковь во главе с митрополитом Александром (Паулусом) воссоединилась с Российской Церковью. Подобным образом дела обстояли и в Латвии. В июне 1940 г. ей был предъявлен ультиматум с требованием отставки правительства и введения в страну советских войск. Опасаясь кровопролития, латвийское правительство выполнило эти требования. Уже 21 июля 1940 г. была провозглашена Латвийская Советская Социалистическая Республика, в августе включенная в состав Советского Союза. Вскоре был решен вопрос и с Латвийской Церковью. Возглавлявший ее митрополит Августин (Петерсон) был принят в Московский Патриархат и сразу ушел на покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИТОВСКАЯ И КОВЕНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ РПЦ, епархия для православных приходов Литовской Республики и Виленского воеводства Польши, существовала в 1928-1941 гг. (в 1928-1939 Литовская, Виленская и Ковенская митрополия с центром в Каунасе (Литва), с 21 окт. 1939 по 24 марта 1941 Л. и К. м., с 24 марта 1941 Виленская и Литовская епархия в составе Прибалтийского Экзархата (см. Экзархат Латвии и Эстонии )). 1917-1923 гг. Разделение дореволюционной Виленской и Литовской епархии было обусловлено военными событиями 1918-1920 гг., когда независимой Литве угрожали войска Германии, Советской России, затем Польши. В янв. 1917 г. Синод принял решение об отпуске сумм на обустройство временного помещения для Литовской консистории, эвакуированной в г. Дисна Виленской губ. (ныне Витебская обл. Белоруссии). В связи с избранием архиеп. Литовского и Виленского свт. Тихона (Белавина) митрополитом Московским и Коломенским Елевферий (Богоявленский) , еп. Ковенский, вик. Литовской епархии, указом Синода от 28 июня 1917 г. был назначен управляющим Литовской епархией. Еп. Елевферий участвовал в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , в кон. 1918 г. приехал в Вильну. После подписания 3 марта 1918 г. Брестского мирного договора в Вильну начали возвращаться учреждения Литовской епархии, ранее эвакуированные в Дисну, Москву и С.-Петербург. Однако далеко не все хотели ехать в пострадавший от войны город. Часть служащих Литовской консистории, находившейся в эвакуации в Москве, создали «епархиальный исполком», к-рый принял ряд постановлений. 21 июня 1918 г. последовало решение Синода о возвращении консистории в пределы Литовской епархии. Решением Синода от 22 нояб. Литовская консистория была ликвидирована, поскольку одновременно с консисторией существовал Литовский епархиальный совет, состав к-рого был утвержден 4 окт. 1918 г. 13 июня 1918 г. Синод принял решение о возвращении Виленского жен. ДУ из Владимира в Вильну. Возникла проблема с реэвакуацией Литовской ДС: власти Вильны отказались вернуть семинарии здания, возвращение семинарии стало возможным в 1919 г. В нояб. 1918 г. Литовское епархиальное управление переехало из Дисны в Вильну. 1 янв. 1919 г. был утвержден состав выборного Литовского епархиального совета во главе с правящим архиереем.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

Боснийские новомученники Икона новомученников Дабро-боснийской епархии Православная Церковь в Боснии и Герцеговине в XX веке не раз претерпевала тяжелые испытания: Первая мировая война и террор австро-венгерских войск и полиции, геноцид в годы существования марионеточного усташского Независимого государства Хорватия (1941-1945) и террор партизан Тито, коммунистические репрессии послевоенных лет, и, наконец, тяжелая и кровопролитная гражданская война 1992-1995 гг. Разделяя судьбу со своей паствой Сербская Церковь в годы всенародных страданий явила миру целый сонм новомучеников и исповедников веры Христовой. Данью их подвигу стала новая канонизация мучеников и исповедников Православия на этих просторах. Канонизация новопрославленных святых, пострадавших за веру во время Первой и Второй мировой войны и террора коммунистов состоялась в мае 2005 года в монастыре Житомислич (Босния и Герцеговина), где в тот момент проходило очередное заседание Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви. Мы приводим лишь краткие сведения о жизни и страданиях новопрославленных святых. Пресвитер Момчило Гргучевич родился в 1906 году в Фоче (Србинье). В 1928 году закончил семинарию в Сараево, в 1929 году рукоположен в сан дьякона, а затем священника. Служил приходским священником в Челебичах до своей мученической кончины 29 ноября 1945 года. За Время второй мировой войны неоднократно приговаривался к смерти, но по милости Божьей оставался жив. В ноябре 1945 года, уже после окончания войны был схвачен коммунистами и казнен. По одной из версий ему отсекли голову, которую потом как трофей отнесли в здание Общины в Челебичах. Спустя 45 лет его сын Василий перенес останки отца и похоронил около церкви в Челебичах. Священник Доброслав Блажевич родился в 1916 году в Високом. Закончил семинарию в Сараево, в 1939 году рукоположен в диакона и священника. В июне 1941 года был схвачен усташами. Зверски убит на дороге в Бугойно. Тело не найдено. Протоиерей Милан Божич родился в 1885 году в Гламоче. Закончил Рельевскую семинарию. В 1909 году рукоположен в сан диакона, а затем священника. Во время Первой мировой войны был арестован австрийскими оккупационными властями и томился в заключении в Травнике, Зенице и Араде. В мае 1941 года был арестован усташами в Сараево, а затем отправлен в Загреб, где содержался вместе со священномучеником митрополитом Дабро-Боснийским Петром (Зимоньичем). Был отправлен в концлагерь Даница, а затем в Госпич, где в ночь с 1 на 2 июля 1941 года принял мученическую кончину.

http://pravoslavie.ru/41279.html

М. В. Шкаровский Скачать epub pdf 4. Создание и деятельность Белорусской Православной Церкви А. Развитие религиозной жизни в Белоруссии в первые месяцы войны 4 сентября 1941 – 2 апреля 1942 гг. Возрождением Русской Церкви можно назвать религиозную жизнь в оккупированной Белоруссии. Здесь, как и на Северо-Западе России, уже в конце лета 1941 г, началось быстрое восстановление закрытых храмов, причем при воссоздании церковной организации значительную роль сыграло духовенство западной части республики, в 1939 г. оказавшееся на советской территории. Патриарший Местоблюститель миф. Сергий назначил в июле 1941 г. экзархом Белоруссии архиеп. Пантелеймона (Рожновского). К этому архиерею за отсутствием других вариантов и обратилось германское командование, поставив при переговорах условия организовать Церковь самостоятельно без сношений с Москвой или Варшавой и с названием «автокефальная национальная Белорусская Православная Церковь ». Владыка принял эти условия с оговоркой, по существу полностью противоречащей им: отделение может состояться только после того, как Белорусская Церковь организуется, созреет для автокефалии и оформит это отделение канонически, т. е. с разрешения Московской Патриархии 221 . В октябре архиепископ занял восстановленную Минскую кафедру и в ноябре переехал в Минск. С самого начала Белорусской Церкви пришлось столкнуться с двумя попытками внести разделение в ее паству. Первая исходила от главы автокефальной Православной Церкви в Генерал-губернаторстве митр. Дионисия, который, как бывший руководитель Польской Православной Церкви, считал себя вправе распоряжаться церковными делами в Белоруссии и на Украине. По требованию нацистов он признал автокефалию Белорусской Церкви, но на заседании возглавляемого им Синода в Варшаве 9 сентября 1941 г. было решено выдвинуть для нее трех кандидатов во епископы. Из них первоначально наибольшую активность проявил пронемецки настроенный иеромонах Владимир (Финковский). В конце концов планы митр. Дионисия в Белоруссии, в отличие от Украины, потерпели полную неудачу, хотя один из намеченных кандидатов – архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Шкаровский М. В. Глава II. Изменение Государственно-церковных отношений в годы второй Мировой войны §1. Положение Русской Церкви накануне Великой Отечественной войны (1939–1941 гг.) В конце 1938 г. период открытого, активного наступления на Церковь подходил к своему завершению; появились первые симптомы намечавшегося изменения прежней линии. Неудача планов искоренения религии была очевидна. После отстранения от руководства НКВД Н. И. Ежова в рамках общего пересмотра многих следственных дел были освобождены и сотни священнослужителей, в том числе несколько архиереев: архиепископ Иоанн (Соколов) , епископ Иосиф (Чернов) и др. В закрытых циркулярах различных административных органов стали появляться указания проявлять сдержанность в ликвидации храмов. Отчасти это было связано с постепенным общим изменением курса советского правительства с интернационально-коммунистического на национально-патриотический. Подобные перемены начались вскоре после прихода к власти в Германии фашистов, но в конце 1930-х гг. они значительно усилились. Так, в 1937 г. ведущий советский исторический журнал «Историк-марксист» опубликовал статью о значении Крещения Руси. Автор ее, известный историк С. В. Бахрушин, давал положительную оценку этому событию, открывшему для России современный ей мир европейской культуры через посредничество развитого государства, центра науки и культуры того времени, каким была Византия 237 . Даже журнал «Безбожник» в свете исполнения 950-летия одного из известнейших событий в истории России был вынужден пойти тем же путем и в номере 5 за 1938 г. выступил со статьей Грекулова «Крещение Руси». С этих пор подобное отношение к христианизации Русского государства стало официальной советской доктриной. В 1938 г. был поставлен знаменитый фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский», прославлявший святого князя, мощи которого в мае 1922 г. оказались вскрыты, а через 4 месяца изъяты из Троицкого собора Александро-Невской Лавры и переданы в антирелигиозный музей 238 и т. д. Но вплоть до осени 1939 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве Государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 годах Источник Содержание От издательства От автора Глава I. Государственно-церковные отношения в СССР – объект исторического исследования §1. Задачи исследования, терминология, методологическая основа §2. Характеристика источников §3. Русская Православная Церковь и государственная религиозная политика в 1917–1938 гг Глава II. Изменение Государственно-церковных отношений в годы второй Мировой войны §1. Положение Русской Церкви накануне Великой Отечественной войны (1939–1941 гг.) §2. Патриотическая деятельность Московской Патриархии §3. Религиозное возрождение на оккупированной территории СССР §4. Ликвидация обновленческого и григорианского расколов §5. Религиозная политика советского государства в годы войны Глава III. Церковное сопротивление в СССР §1. Иосифлянское движение §2. Катакомбное движение §3. Религиозные диссиденты Глава IV. Московская Патриархия на Международной арене §1. Русская Церковь в центре «большой политики» §2. Ослабление внешнеполитической активности Патриархии §3. Новая активизация международной деятельности Церкви Глава V. Государственно-церковные отношения в 1945–1965 гг §1. Временное «перемирие» 1945–1953 гг §2. Укрепление позиций Патриархии – 1953–1957 гг §3. Снова «война» – 1958–1964 гг Заключение     редакционная коллегия тома: кандидат искусствоведения, доцент, протоиерей Валентин ЧАПЛИН (Крутицкое Патриаршее Подворье, Москва) профессор Дмитрий Владимирович ПОСПЕЛОВСКИЙ (Университет Западного Онтарио, Канада) профессор Вильям ван дер БЕРКЕН (Теологический факультет Утрехтского Университета, Голландия) профессор Эрих БРИНЕР (Институт «Вера во втором мире», Швейцария) кандидат исторических наук Александр Юрьевич ПОЛУ НОВ (Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова) Илья Владимирович СОЛОВЬЕВ (Крутицкое Патриаршее Подворье, Москва) Валентин Арсеньевич НИКИТИН (Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.В. Щелкачев, И.Е. Мельникова Часть первая. Деятельность свящ. Александра Киселева в Германии Деятельность свящ. Александра Киселева в Германии в период Великой Отечественной войны (19411945 гг.) 6 Эмиграция семьи Киселевых из Эстонии в Германию В 1941 г. отец Александр с семьей навсегда покинул Эстонию, куда его еще подростком привезли родители, спасаясь от революционных событий в России. Семья Киселевых не планировала переезжать в Германию даже после ввода советских войск в Эстонию в октябре 1939 г. Ввод советских войск был воспринят и русскими и эстонцами отрицательно – «эстонцы теряли свою свободу, русские попадали опять под власть, с которой сражались и от которой бежали». 7 В Эстонии начал свою деятельность НКВД, проводивший обыски, аресты тысяч граждан. Были арестованы соратники отца Александра по РСХД: И.А. Натовский, Н. Пенькин, Т. Дезен. Все они прошли годы тюрем, после чего были расстреляны. На отъезд Киселевых в Германию повлияло несколько обстоятельств. Одно из них – переживание за судьбу детей, за их воспитание в атеистическом советском обществе. Но главным было другое – преследования и гонения Церкви в Советской России стали реальностью и для православия в Эстонии. Отец Александр считал необходимым противостоять советской системе, и возможность противостояния гонителям он видел в служении России на не оккупированной советской властью территории, т.к. «под прессом советской власти бороться с ней невозможно». 8 Основной мотив отъезда Киселевых – желание быть полезными родине, бороться за ее освобождение. В 1941 г. Киселевы решаются уехать. После подписания Германией и СССР договора о ненападении в 1939 г., известного как пакт Молотова-Риббентроппа, у части советских немцев появилась возможность выезда из СССР. Но ни отец Александр, ни матушка Каллиста не имели немецких корней. Киселевы направились в комиссию, которая занималась отправкой прибалтийских немцев в Германию, но комиссия уже заканчивала свою работу. У пристани стоял последний пароход, отправлявшийся в Германию. Единственное, что Киселевы могли предъявить комиссии, это письма отца матушки Каллисты, который работал когда-то врачом на Волге, где было много немецких поселений. Член комиссии, просмотрев предъявленные письма, неожиданно разрешил выезд. Пропустил Киселевых при посадке на пароход и советский офицер таможенного контроля, несмотря на обнаруженные им при досмотре чемодана отца Александра Евангелие, крест и епитрахиль. Отец Александр, вспоминая это событие, задавался вопросом, что это было:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М. В. Шкаровский Скачать epub pdf Глава I. Русская Православная Церковь в планах нацистов на территории III Рейха и Балкан 1. Антихристианская сущность нацистского режима А. Планирование создания новой религии около 1939 – 1 ноября 1941 г. С самого момента своего возникновения национал-социализм не был чисто политическим движением. Значительная часть его создателей и руководителей воспринимала нацизм как новое мировоззрение и, в конечном итоге, как основу для новой веры, которая расчистит себе путь пропагандой и насилием и придет на смену всем религиям мира. До реальной разработки планов создания государственной религии III рейха дело дошло в конце 1930-х гг. Авторы посвященных этой теме работ обычно пишут о будто бы разработанных главным идеологом НСДАП А. Розенбергом параграфах устава нацистской Церкви с заменой Библии книгой Гитлера «Моя борьба» и т.п. 30 Подобные утверждения восходят к документу, якобы добытому американской разведкой, о котором говорилось в речи президента США Ф. Рузвельта от 28 октября 1941 г. Правительство Германии ответило публикацией официальной ноты, опровергавшей утверждения президента. Подлинность зачитанных Рузвельтом материалов действительно вызывает большие сомнения и, скорее всего, не выдерживает критики. Примерно в то же время ведомство Розенберга разработало совершенно другой план. Он был найден составителем сборника в хранящемся в архиве делопроизводстве данного ведомства, и в свете других соответствующих документов именно этот план представляется подлинным. Вскоре после разработки он действительно стал выполняться на практике. 1 31 . Из разработанного ведомством рейхслейтера Розенберга «Плана национал-социалистической религиозной политики» Берлин, около 1939 г. [...] В. Цель борьбы Цель борьбы между национал-социализмом и церковью заключается в создании государственной религии, какой ее знали в Древней Греции: соединение музыкально-спортивных мероприятий, с одной стороны, и государственных праздников, с другой, – в форме торжественных представлений, соревнований и государственных актов. Наряду с государственной религией существует религиозная свобода в частной жизни. С. Средства борьбы

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010