Движение «неокружников» до сих пор имеет группы своих сторонников в Орехово-Зуевском и Раменском р-нах. В Орехово-Зуеве община «неокружников» в 1945 г. занимала Рождество-Богородичный храм (освящен в 1908 епископами Московской архиепископии, закрыт в 1938, в период Великой Отечественной войны возобновил свою деятельность под окормлением свящ. Саввы Буянова, проживавшего в г. Киржаче Владимирской обл.). Власти отказали руководителю общины И. И. Евстигнееву в продлении регистрации, 11 дек. 1945 г. храм был передан Московской архиепископии, общину возглавил свящ. Стефан Чертихин. Др. «неокружнические» приходы действовали в селах Чулково (зарегистрирован в 1946) и Токарево (зарегистрирован в 1947); фактически обе общины во главе с настоятелями Мартинианом Салиным и Петром Ананьевым не прекращали деятельность. Не смогли зарегистрироваться руководители «неокружников» Подмосковья довоенного периода: вернувшиеся из ссылок в сер. 40-х гг. XX в. свящ. Димитрий Абрамов (окормлял общины в селах Запонорье и Данилово), свящ. Савва Буянов (окормлял общины в Орехово-Зуеве, в Хотеичах, в 1949 вторично был выслан из М. о.), начетчик Лев Лушников. Они служили нелегально. В с. Андронове храм с 1946 г. числился как «неокружнический», но настоятель, свящ. Гавриил Афонин, в 1947 г. воссоединился с Московской архиепископией и в том же году получил регистрацию. В апр. 1949 г. власти закрыли храм в Токареве. В Чулкове «неокружнический» храм сгорел в 1952 г., община была снята с регистрации в 1960 г. На рубеже 40-х и 50-х гг. XX в. властями были отмечены 5 нелегальных общин «неокружников»: в селах Рахманово и Данилово Павлово-Посадкого р-на, в селах Степановка и Хотеичи Куровского р-на и в с. Коломенском Ленинского р-на. Лидером «неокружников» Подмосковья являлся священник из Чулкова Даниил Золотарёв. Уполномоченный Совета по делам религ. культов в отчетах не назвал небольшие группы «неокружников» в селах Новохаритоново и Пласкинино Раменского р-на, где до сих пор живут отдельные последователи данного направления, часть из них перешли к беглопоповцам. В селах Степановка, Устьяново и в ряде других продолжали собираться на богослужения лужковцы . Русская древлеправославная церковь (РДЦ, беглопоповцы)

http://pravenc.ru/text/2564194.html

   Круглик Лия Петровна, в девичестве Мизгирева, родилась в 1938 г. в Рязани. В 1964 г. окончила Ленинградский политехнический институт. Инженер-физик, преподаватель МИИСП. С 1966 г. в браке с о. Дамианом Кругликом.    Речь идет о иеромонахе Всеволоде (Баталине). См. комментарий 45.    Кабо Владимир Рафаилович родился в 1925 г. в Москве. Учился на историческом факультете МГУ, этнограф, специалист по первобытным обществам. 7 октября 1949 г. был арестован и осужден на 10 лет. Отбывал заключение в Каргопольлаге. Освобожден по амнистии 30 августа 1954 г. С 1957 г. работал в ЛО ИЭ АН СССР. С 1990 г. проживал в Австралии. Скончался 4 июня 2009 г.    Кабо В. Р. Дорога в Австралию. Воспоминания. New York, 1995.    Левитин-Краснов Анатолий Эммануилович (1915—1991) — известный церковный писатель, диссидент, в 1930—40-е гг. — деятель обновленчества. Несколько раз арестовывался, в 1949 г. осужден на 10 лет ИТЛ и отбывал заключение в Каргопольлаге, откуда в 1953 г. был переведен в Гаврилову Поляну, где и встретился с о. Иоанном Крестьянкиным.    Левитин-Краснов А. Э. Рук Твоих жар. Тель-Авив, 1979.    Преподобный Иоанн Пустынник — древний святой IV в., много лет жил в колодце, подвизаясь в посте и молитве. Память совершается 11 апреля н. ст.    Речь идет о письмах, адресованных Г. В. Черепановой и М. Г. Ветвицкой. Через них о. Иоанн связывался с духовными чадами и друзьями. Они стали главными помощницами батюшки в период заключения: собирали посылки, выполняли поручения, ездили в лагерь.    Дедушкой в письмах о. Иоанн называл митрополита Николая (Ярушевича).    Речь идет о сестре о. Иоанна Татьяне Михайловне Крестьянкиной. 5. Не может град укрытися верху горы стояй...     Бог благословил его на путь бездомного странника на 12 лет. Все эти годы отец Иоанн будет с небольшим саквояжем переходить из села в село, от одной церкви к другой, из церковной сторожки в деревенскую избу.    Ушли в прошлое пять лет сокровенной жизни в непрерывном напряженном внимании к себе, ко всему окружающему с молитвенным воплем пред Лицем Божиим. Отец Иоанн за все благодарил Господа. Душа его познала и чувства, проистекающие от единого источника — святыни, и немощь человеческую, и глубину человеческого падения даже до ада преисподнего при богозабвении. Личный живой духовный опыт борьбы с врагом спасения стал тем некрадомым богатством, с которым батюшка вышел из вынужденного «затвора». Предаваясь вполне воле Божией, отец Иоанн не нарушал мира души своими желаниями. Он отправился к митрополиту Николаю, чтобы из его уст услышать Божие определение о своей дальнейшей жизни. Владыка Николай благословил иерея Иоанна в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. И опять поманила его надежда о монашестве, но, как и в первый раз, ненадолго.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В конце XIX века при соборе был учрежден отдельный эстонский притч из священника и псаломщика, совершавший службы на эстонском языке. В 1908 году был устроен отдельный приход с храмом. При соборе существовало попечительство. В 1915 году был осуществлен капитальный ремонт собора. Торжественное освящение обновленного собора 27 сентября 1915 года совершил епископ Ковенский Елевферий (Богоявленский) — родной брат настоятеля собора. В 1920 году для служб в зимнее время в крипте собора был устроен нижний храм во имя св. Иоанна Крестителя. Он был освящён 24 октября 1920 г. митрополитом Вениамином (Казанским). В 1922—1923 годах причт собора присоединился к обновленчеству. Богослужения в соборе были прекращены в феврале 1938 года, в связи с арестом всех его священнослужителей, хотя официально он был закрыт по постановлению Леноблисполкома от 11 мая 1939 года. Имущество собора было конфисковано. Иконостас, разобранный на дрова, был приобретён и сохранён жительницей Гатчины прихожанкой собора Варварой Филипповной Прозоровой (1876—1957). В 1939-1940 годах в здании начали сооружать межэтажное перекрытие, при этом колонны в интерьере были вырублены от пола на половину высоты. Осенью 1941 года после оккупации города немецкими войсками в подвальном приделе собора были возобновлены богослужения. В 1944 году, когда Гатчина была освобождена воинами Советской Армии, соборный приход был зарегистрирован как «фактически действующий». Собор посетил митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) и благословил начало ремонта верхнего храма. Вскоре там был устроен временный фанерный иконостас. 30 декабря 1946 года в нижнем храме, настоятелем Николо-Богоявленского морского собора Ленинграда протоиереем Павлом Тарасовым был освящён небольшой правый придел во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали». А главный придел нижнего храма во имя Иоанна Крестителя, после установки нового иконостаса, был заново торжественно освящён 31 октября 1948 года епископом Лужским Симеоном (Бычковым). Полное восстановление собора осуществлялось позднее, в 1946—1949 годах. В результате реставрационных работ интерьеру собора почти полностью возвращен первоначальный облик. Иконостас, сохранённый В. Прозоровой, был возвращён на прежнее место. 30 октября 1949 года центральный придел собора был торжественно освящён митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым).

http://azbyka.ru/palomnik/Павловский_каф...

Plzenská 5 080 01 Prešov tel: 091/772 22 60 091/772 58 30. Подготовка кандидатов в священство было актуальной проблемой для Чешской и Мукачевско-Прешовской епархий уже в период между Первой и Второй мировыми войнами. Молодые люди, желающие получить богословское образование, отправлялись на обучение в Сербию (семинарии в Сремских Карловцах, Битоли, Сараеве, богословский факультет в Белграде) или в Румынию. Так, например, в 1938 году в Югославии находились на обучении в духовных учебных заведениях 29 студентов из Подкарпатской Руси. Свято-Сергиевский богословский институт в Париже был недоступен, главным образом, в силу финансовых причин. В 1920-х годах действовали также курсы по подготовке духовенства в самой Чехословакии (в Оломоуце и в Закарпатье). В Восточной Словакии планировалось открыть Семинарию. Однако этот план не был реализован из-за начавшейся войны. В период немецкой оккупации православные курсы приобрели особую важность, так как контакты с Сербской Православной Церковью были нарушены. После окончания Второй мировой войны и создания Экзархата Московской Патриархии в Чехословакии организация духовных школ стала одной из первоочередных задач. В 1948 году в Карловых Варах была открыта Православная Духовная Семинария, первым ректором которой стал протоиерей Алексий Витвицкий, настоятель карловарского храма святых апостолов Петра и Павла. Семинария работала в Карловых Варах лишь один учебный год(1948/1949), после чего была переведена в Прагу, где также был проведен один учебный год (1949/1950). В 1950 году Семинария была преобразована в Православный богословский факультет и перенесена в Словакию в город Прешов. Причиной переезда факультета в Прешов стало воссоединение в 1950 году с православием униатов Восточной Словакии, в связи с чем проблема духовного просвещения бывших греко-католиков стала особенно актуальной. В Прешове факультет разместился в здании бывшей греко-католической академии (существовала с 1880 года). Указанная Академия была закрыта, а ее студенты распущены. В 1968 году после восстановления Греко-католической церкви была предпринята попытка восстановить ее образовательные структуры в Восточной Словакии, но она не увенчалась успехом. Униатские студенты в крайне ограниченном количестве (2-4 человека в год) принимались на обучение на Кирилло-мефодиевский римо-католический богословский факультет в Братиславе.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Публицистический характер носит работа о. Михаила «О духовном состоянии русского народа под властью большевизма» (Белград, 1938 г.). К работам по экзегетике относится исследование о. Михаила «Книга Песнь Песней Соломона» («Православный путь», 1953 г.), а также замечательное предисловие и все примечания к «Четвероевангелию», составленному А.С. Ананьиным, под редакцией протопр. Михаила Польского (Джорданвилль, 1951 г.). Догматико-апологетический труд о. Михаила, которому он посвятил последние годы жизни, имел задачей изложение системы органического православного богословия. К сожалению, эта книга осталась недописанной и неизданной. §3. Учение 1.      Богу было угодно, чтобы первый мартиролог новомучеников и исповедников Российских составил протопресв. Михаил Польский . Будучи сам исповедником веры, видевшим на Соловках и в Зырянском крае страдания и смерть многих новых мучеников, о. Михаил свидетельствует о них с особой силой личного опыта. За всю предшествующую историю Русской Церкви было прославлено всего около ста мучеников. С началом гонений на Церковь от безбожников-большевиков, число пострадавших за веру в России стало мериться тысячами. О. Михаил пишет: «Наша Церковь не только заполнила пробел своей истории и не в начале, а в конце тысячелетнего своего существования восприняла мученичество... но и завершает общий подвиг Вселенской Церкви» (Протопресв. М. Польский , «Новые мученики Российские», т. I, Джорданвилль, 1949 г.). Будучи первопроходцем на этом новом этапе отечественной агиографии, о. Михаил обратил внимание прежде всего на святых царственных мучеников, а также на наиболее известных святителей, пастырей и мирян. Вместе с тем, о. Михаил отмечает, что число новомучеников огромно и дело их постепенного прославления принадлежит будущему. «Мы имеем великое и славное воинство новых страдальцев, – пишет о. Михаил. – Младенцы и отроки, старцы и взрослые, князья и простые, мужи и жены, святители и пастыри, монахи и миряне, цари и их подданные составили великий собор мучеников Российских, славу нашей Церкви. Если места страданий и кончины мучеников всегда делались священными и особо чтимыми, то вся земля Российская освятилась их кровью» (Протопресв. М. Польский , «Новые мученики Российские», т. I, Джорданвилль, 1949 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Достаточно реальным (при наличии ходатайств) в этот период могло быть открытие еще как минимум 3-5 приходов в добавление к имеющимся 15. С 1948 г. же года, как показало «закрытие» практически восстановленного и готового к освящению Троицкого храма г. Иркутска, открытие новых приходов стало практически абсолютно невозможным на несколько десятилетий. Часть 4. Иркутская епархия под управлением архиеп. Палладия (Шерстенникова) (1949-1958) Архиепископ Палладий (Шерстенников) 21 февраля 1949 г., как было сформулировано в указе, «ввиду неподходящих климатических условий для здоровья и преклонного возраста (74 года)», архиепископ Ювеналий был назначен на Омскую кафедру , а из Омска в Иркутск был переведен архиепископ Палладий (Шерстенников) (1896-1976; c 1968 г. – митрополит). Ему довелось управлять епархией как раз в те годы, когда отношение власти к Церкви в целом заметно охладилось, прекратилось открытие храмов, но, с другой стороны, церковно-государственные отношения носили «нейтрально-ограничительный» характер и являлись несколько неустойчивыми в силу перемен и борьбы «в верхах» Советского государства. Будущий архиепископ Палладий родился в 1896 году в Вятской губернии в семье священника. Окончил Вятскую духовную семинарию (1916) и Казанскую духовную академию (1923, полный курс без написания выпускной работы), 2 курса медицинского факультета Казанского университета (был отчислен в 1922 г. как «служитель культа»). В Казани рукоположен в диакона (1921), во священника, пострижен в монашество (1922), возведен в сан архимандрита (1924), был настоятелем в нескольких Казанских монастырях. Хиротонисан во епископа Елабужского, викария Казанской епархии (1930). В 1930-1939 гг. занимал ряд викарных и самостоятельных кафедр, возведен в сан архиепископа (1938). Будучи архиепископом Калининским, 15.08.1939 арестован и 04.03.1940 г. осужден на 8 лет ИТЛ. Отбывал срок на Колыме . Архиеп. Анатолий (Кузнецов) вспоминал: «Я помню, каким Владыка Палладий приехал после лагеря: кожа да кости! Это страшно, что он пережил, не дай Бог попасть туда!» .

http://pravoslavie.ru/44165.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГНЕДИЧ Петр Викторович (2.01.1906, г. Мариамполь Сувалкской губ., ныне Мариямполе, Литва - 19.08.1963, Ленинград), прот., проф. МДА. Род. в семье юриста. Окончил Туапсинский промышленный техникум, в 1927-1930 гг. учился на Высших лит. курсах в Москве, в 1930-1932 гг. окончил 2 курса Калининского педагогического ин-та. Работал библиотекарем в научных б-ках, бухгалтером в ряде учреждений. Являлся членом общины сщисп. прот. Сергия Мечёва при храме во имя свт. Николая в Клённиках, духовным сыном сщмч. Василия Надеждина . Прот. П. В. Гнедич. Фотография. Нач. 60-х гг. ХХ в. Прот. П. В. Гнедич. Фотография. Нач. 60-х гг. ХХ в. 15 апр. 1932 г. Г. был арестован в Москве «как активный член маросейской общины». Постановлением Секретного политического отдела ОГПУ от 22 апр. 1932 г. обвинялся в участии в «контрреволюционной организации Истинно-православная церковь» (по ст. 58 п. 11 УК РСФСР). «Я принадлежу к Православной Церкви,- отвечал он следователю.- Отношение сов. власти к Православной Церкви, как то: закрытие храмов, монастырей, отобрание мощей, икон, высылка духовенства - я считаю ошибочным, потому что вызывается подозрениями Церкви в контррев. замыслах, основанных на отношении Церкви к власти до революции, которых (замыслов) в настоящее время я не знаю. В Москве я посещал разные храмы, чаще был: Ник. Чудотв. в Соломенной сторожке, Никола Явленный на Арбате, Георгия на Неполье и Никола в Кленниках... Никаких разговоров контррев. характера и, в частности, разговоров о том, что сов. власть производит гонения на религию и духовенство, я нигде и ни с кем не проводил...» (ЦА ФСБ. Д. Р-39811. Л. 82 об.- 83). Постановлением особого совещания при Коллегии ОГПУ 16 мая 1932 г. Г. был приговорен к 3 годам ссылки, к-рую отбывал в Алма-Ате. После освобождения в 1938 г. Г. поселился в Новгороде. В 1946-1949 гг. обучался в МДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия за сочинение с обзором рус. богословской лит-ры, посвященной догмату искупления. Работа получила высокую оценку прот. С. Савинского . В 1949 г. Г. был рукоположен во иерея (позже протоиерей), нек-рое время служил в Ташкентском кафедральном соборе. В 1950-1955 гг. по приглашению Ленинградского митр. Григория (Чукова) работал в ЛДА помощником библиотекаря, затем был доцентом по кафедрам догматического богословия и гомилетики. Одновременно служил в Троицкой ц. на проспекте Обуховской Обороны в Ленинграде, в 1955 г. полностью перешел на приходскую работу. Много проповедовал, интенсивно занимался литературно-богословскими трудами. Опубликовал ряд статей в «Журнале Московской Патриархии» , в 1956-1959 гг. подписывал их псевдонимом свящ. П. Викторов.

http://pravenc.ru/text/165181.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Образована решением Синода от 5-6 окт. 2011 г. в пределах Красноярского края. Включает 5 епархии: Красноярскую и Ачинскую , Енисейскую и Лесосибирскую , Канскую и Богучанскую , Минусинскую и Курагинскую , Норильскую и Туруханскую . Правящий архиерей - митр. Пантелеимон (Кутовой ; на кафедре с 5-6 окт. 2011). Центр митрополии - Красноярск. На 1 янв. 2014 г. в митрополии имелось 17 благочиний, 134 прихода, 6 монастырей (3 мужских, 3 женских), 238 священников. Православие проникло в Сибирь вместе с первыми рус. поселенцами в нач. XVII в. Значительную роль в его распространении сыграли туруханский Мангазейский во имя Св. Троицы мужской монастырь, енисейский в честь Преображения Господня мужской монастырь и енисейский в честь Иверской иконы Божией Матери женский монастырь . В 1620 г. была учреждена Тобольская епархия - 1-я правосл. епархия в Сибири (см. Тобольская и Тюменская епархия ), включавшая всю территорию совр. К. м. После создания в 1822 г. Енисейской губ., согласно указу Синода от 24 февр. 1824 г., «для единообразного соединения в порядке с гражданским управлением и по причине отдаленности Енисейского духовенства от Тобольска» приходы на ее территории вошли в состав Иркутской епархии (см. Иркутская и Ангарская епархия ),а в 1834 г.- в состав новообразованной Томской и Енисейской епархии (см. Томская и Асиновская епархия ). В 1861 г. из Томской епархии была выделена Енисейская и Красноярская епархия (см. Красноярская и Ачинская епархия ) с кафедрой в Красноярске. В сент. 1922 - янв. 1938 г. Красноярскую кафедру занимали обновленцы. В кон. 20-х гг. XX в. управление церковными областями претерпело изменения. Дробление дореволюционных епархий на мелкие самостоятельные церковные единицы было зафиксировано определением заместителя патриаршего местоблюстителя и Временного Патриаршего Свящ. Синода от 27 дек. 1928 г. В результате Красноярская, Минусинская и Ачинская епископии, действовавшие до этого неофициально, получили права самостоятельных. Во 2-й пол. 30-х гг. началось массовое закрытие храмов, в результате чего церковная жизнь фактически прекратилась. К 1941 г. на территории края не осталось ни одного действующего храма. В 1942 г. была воссоздана Красноярская епархия, но она просуществовала лишь до 1949 г. В 1949 г. приходы края на правах благочиния были включены в состав Новосибирской и Барнаульской епархии (см. Новосибирская и Бердская епархия ). Красноярская епархия была воссоздана по определению Поместного Собора РПЦ 8 июня 1990 г.

http://pravenc.ru/text/2458969.html

Поселившись в Новгороде, работал в различных учреждениях. В этот период семья Б. подружилась с «лишенками» - Т. Н. и Н. Н. Гиппиус, работавшими в кремлевском музее. 29 июля 1938 г. Б. был арестован по обвинению в участии в контрреволюционной организации ленинградского духовенства и организации диверсионной группы для взрыва Новгородского кремля и Софийского собора. Следствие велось с применением «конвейера», допросов «с пристрастием» и т. п. Весной 1939 г. Б. в тяжелом состоянии был доставлен в тюремную больницу. 7 мая 1939 г. дело в связи с арестом Н. И. Ежова было прекращено, 9 мая Б. был освобожден. Поселившись с семьей в Покров-Мологе, в 2 км от пос. Пестово Новгородской обл., работал бухгалтером в районной больнице. В 1944 г. архиеп. Григорием (Чуковым) был принят в клир Московской Патриархии и 25 сент. 1945 г. назначен 2-м священником собора св. ап. Павла в Гатчине Ленинградской обл. На Пасху 1946 г. возведен в сан протоиерея. В результате реставрационных работ, непосредственное руководство к-рыми осуществлял Б., зданию собора и его интерьеру к 1949 г. почти полностью был возвращен первоначальный облик, задуманный архит. Р. И. Кузьминым . 1 нояб. 1949 г. Б. был назначен настоятелем Павловского собора. Он восстановил торжественное празднование перенесения в Гатчину Мальтийских святынь . В нижнем храме Б. устроил новый придел - в честь особо чтимой иконы Божией Матери «Утоли моя печали», во время немецкой оккупации Гатчины в период Великой Отечественной войны этот образ был найден невредимым в обгоревшем доме. 10 июня 1955 г. Б. был назначен настоятелем мариенбургской Покровской ц. (Гатчинский р-н), к-рой также вернул прежнее благолепие, благоустроил и прилегающую к храму территорию, привел в порядок небольшое кладбище. В окормляемую им общину входили мн. бывш. иосифляне, почитавшие его как старца. Богослужения в Покровском храме совершались строго по уставу, без сокращений, что привлекало многочисленных богомольцев. В нач. 60-х гг. в храме иногда служил простым священническим чином митр. Пимен (Извеков) , впосл. Патриарх. С апр. 1967 по 27 мая 1974 г. Б. состоял членом Ленинградского епархиального совета. Весной 1976 г. переведен за штат, остался почетным настоятелем Покровского храма. Награжден орденами св. равноап. кн. Владимира 2-й степени и 31 дек. 1982 г., к 90-летнему юбилею,- св. прп. Сергия Радонежского 2-й степени. Похоронен за алтарем Покровской ц.

http://pravenc.ru/text/77854.html

И лишь в 1958 году вышла ее книга «Стихотворения», затем в 1961 — «Стихотворения. 1909–1960» и, наконец, в 1965 — сборник «Бег времени», в котором, хоть и в урезанном виде, было напечатано «Кого когда-то называли люди» (правда, его первая публикация состоялась двумя годами раньше, в 1963 году, в журнале «Новый мир» — те же четыре последние строки). Автор Анна Ахматова — одна из виднейших русских поэтов прошлого века, ее имя стоит в одном ряду с Есениным, Маяковским, Пастернаком, Цветаевой, Мандельштамом. Писала она исключительно лирику (и любовную, и гражданскую, и философскую, и религиозную). Родилась Ахматова в 1889 году под Одессой, в семье морского инженера Андрея Горенко. Спустя год семья перебралась под Санкт-Петербург, в Царское Село. В десятилетнем возрасте Анна тяжело заболела, была при смерти — и вот этот ранний, детский опыт ощущения смерти повлиял на все ее дальнейшее поэтическое творчество. Первый сборник стихов у нее вышел в 1911 году, с 1914 года после выхода сборника «Четки» к ней пришла известность. Особенности ее поэзии (как ранних стихов, так и поздних) — глубокая психологичность, тонкость оттенков мыслей и чувств, использование классического стихосложения. В 1903 году, в Царском Селе, еще будучи гимназисткой, она познакомилась с юношей на три года ее старше — Николаем Гумилевым. Так начались их сложные отношения, завершившиеся в 1910 году браком, который, впрочем, распался в 1918 году (тогда-то, после развода, она и взяла себе фамилию Ахматова, хотя стихи под этой фамилией публиковала и раньше). В 1912 году у них родился сын Лев (в будущем — известный ученый-историк и мыслитель). И личная судьба, и творческая биография Ахматовой сложились очень непросто. После развода с Гумилевым Анна Андреевна дважды еще была замужем. В 1921 году Гумилева расстреляли, третий ее муж, Николай Пунин, был репрессирован в 1949 году и в 1953 умер в лагере, сына, Льва Гумилева, арестовывали трижды — в 1935, 1938 и 1949 годах. Ахматову не печатали с 1923 года по 1934, а потом, после постановления 1946 года о журналах «Звезда» и «Ленинград», ее надолго, до конца 50-х годов, вычеркнули из литературы.

http://foma.ru/o-chem-stihotvorenie-ahma...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010