Вероятно, после войны стар-дцы собирались на обществ. молитву в жилом доме в дер. Чеховщизна. В 1938 в дер. Богданцы был построен каменный храм заботами Прокофьевых, А.М. Шмурягина, пожертвовавшего землю под храм; в 1939 небольшую ссуду предоставил ЦСС Литвы. Храмовый праздник - Св. Николы (22 мая). В это время служили наст.: Н.И. Васильев, Е.В. Филипов, Е. Фитингов, а в 1934-1943 - Иван Назаров, преподаваший с 1935 Закон Божий в школе для детей стар-дцев. В 1924 БО насчитывала 405 прихожан, в 1937 - ок. 500, в 1949 - ок. 600. Местные староверы славились как прекрасные плотники и столяры, жили в мире и согласии с окружающими литовцами. В нач. войны между Германией и СССР нацисты казнили коммунистов, комсомольцев, расстреляли в Купишкской вол. сотни невинных евреев, также 23 жит. дер. Багдонис (В память о жертвах 1941-1947 в дер. построен памятник). Особенно пострадали семьи Антиповых, Архиповых, Широковых, Мурниковых. И позднее дер. теряла жит. Во время антисов. движения сопротивления угрозам и казням подверглись прежде всего те, кто поддерживал или сочувствовал сов. власти. Некот. прихожане пострадали от сталинских репрессий, были вывезены в Сибирь (впоследствии реабилитированы). В 1940-е БО возглавлял наст. Ефимий Никитин (с сент. 1943), Попков, З.А. Сидоров (до 1949), осужденный на 10 лет за " антисов. деятельность " ; в 1950 утвержден зам. наст. Ф. А. Ветренко, в 1950-е служил наст. Фаддей Иванович Жемчугов. Позже своего дух. о. не было, но общину опекал наст. И. Самуйлов из Федоришек, С. Т. Скоробогатов, обслуживавший в сер. 1970-х еще несколько общин, с 1984 - наст. Г.С. Мурников, быв. ее головщик (1960-1983) и служивший тогда в Рокишкской общине. В конце 1990-х в дер. Багдонис жило 12 рус. и немало литов. семей. Кроме того, прихожане общины проживают в окрестных дер. и хуторах, а также в Купишкисе. Дальнейшему подъему БО препятствует ее малочисленность, отсутствие своего наст. Ныне в общине ок. 60 прихожан; некот. из них постоянно в дер. не живут. Богослужения совершаются изредка, преимущественно во время престольного праздника, когда собирается большая часть прихожан. Общину обслуживает Рокишкский наст. А. М. Кудряшов. Предс. совета БО (2003) - Анна Мурникова.

http://sobory.ru/article/?object=37336

В комедии «Свои люди сочтемся» купец Самсон Силыч Большов, не считаясь с желаниями дочери своей Липочки, собирается отдать ее замуж за приказчика своего Подхалюзина: «За кого велю, за того и пойдет. Мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю». В комедии «Бедность не порок» купец Гордей Карпыч Торцов хочет переехать из провинциального города в Москву; чтобы там пускать пыль в глаза: «Один в четырех каретах поеду», говорит он, дав волю своей фантазии. Особенно хорош купец Тит Титыч Брусков в комедии «В чужом пиру похмелье». Он не говорит, а рычит: «Настасья! смеет меня кто обидеть?» Настасья Панкратьевна отвечает: «Никто, батюшка Кит Китыч, не смеет вас обидеть. Вы сами всякого обидите».«Я обижу, я и помилую, а то деньгами заплачу. Я за это много денег заплатил на своем веку». Жизнь среди таких деспотов и самодуров источник ______________ Короленко В. Г. История моего современника. М., 1938. Кн. II. Гл. 1. См. обстоятельную монографию В. Ермилова «А. П. Чехов» (2–е изд. 1949). Обстоятельные сведения о жизни и творчестве Островского содержатся в книге А. И. Ревякина «А. Н. Островский» (М., 1949). В ней исправлены многие ошибки, встречающиеся в прежних биографиях Островского. не только комических сцен, но и печальных драм, как, например, и «Грозе», где молодая женщина Катерина протестует против гнета самоубийством. Как объяснить грубое самодурство, иногда выражающееся в совсем уж нелепых поступках, например, когда разгулявшаяся в роскошном ресторане компания начинает бить дорогую посуду, зеркала, все, что попадает под руку? Как это ни странно, в таких поступках выражается примитивная форма любви к свободе. Возвышенный характер имеет любовь к свободе тогда, когда человек любит свободу как принцип, который должен быть положен в основу жизни всякой личности. Такой человек заботится не столько о своей свободе, сколько о том, чтобы не стеснять свободу других людей и отстаивать свободу как принцип общественной жизни. У грубых эгоистических натур свободолюбие выражается лишь в требовании: «Моему нраву не препятствуй». Богатство разнуздывает прихоти такого человека, и он становится самодуром, угнетающим прежде всего наиболее близких к нему людей, членов своей семьи и всех, кто зависит от него. Островский, как великий художник, вскрывает мотивы поведения самодура. В комедии «Не все коту масленица» купец Ахов говорит: «Ведь богатство-то чем лестно? Вот чем: что захотел, что задумал только все твое». Ему более 60 лет; он хочет жениться на двадцатилетней девушке и говорит ей: «Как мне вздумается, так себя и поверну; я все могу, могущественный я человек». Привыкнув удовлетворять свои прихоти, самодур иногда и сам не знает, чего ему через несколько минут захочется. Богатый подрядчик Хлынов в комедии «Горячее сердце» говорит: «Ты почем мою душу можешь знать, когда я сам ее не знаю, потому это зависит, в каком я расположении».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

С подачи Хрущева, 23 февраля 1937 года, на Пленуме ЦК, где решалась проблема вредительства, и узаконивались меры по борьбе с троцкистами и другими двурушниками, приняли секретное постановление: «ЦК ВКП/б/считает, что метод физического воздействия должен обязательно применяться и впредь, в виде исключения, в отношении явных и не разоружившихся врагов народа, как совершенно правильный и целесообразный метод». 31 января 1938 года Политбюро, протоколом «Об антисоветских элементах» установило дополнительные нормы репрессирования. В 1938 году на крови десятков тысяч людей он становится секретарём ЦК Украины , а в 1939 г. – членом Политбюро. Среди самых активных инициаторов репрессий в тридцатые годы был Хрущёв, так на одной из заявок кровожадного партократа о расстреле 30-40 тысяч жителей Украины, усмиряя его людоедские запросы, Сталин написал: «Уймись дурак». С подачи Хрущёва, Политбюро ЦК ВКП (б) 5 марта 1940 года постановило: «Дела о находящихся в лагерях для военнопленных 14700 человек, бывших польских офицеров, чиновников, помещиков, полицейских…, а также дела об арестованных и находящихся в тюрьмах Западных областей Украины и Белоруссии в количестве 11000 человек членов различных шпионских, диверсионных, контрреволюционных организаций, помещиков, фабрикантов, бывших польских офицеров, чиновников и перебежчиков — рассмотреть в особом порядке, с применением к ним высшей меры наказания — расстрела». По приказу Хрущева дела расстрелянных польских граждан уничтожили. Была оставлена только одна папка, в которой документы, обличающие Хрущева, были уничтожены и заменены на обличающие в этом преступлении Сталина и Берия. Во время Великой Отечественной войны Хрущев был членом военных советов ряда фронтов, в 1943 г. получил звание генерал-лейтенанта. В период с 1944 до 1947 гг. работал Председателем Совета Министров Украинской ССР, затем вновь избран первым секретарём ЦК КП (б) Украины. В 1949 г. стал первым секретарем Московского областного и городского комитетов партии и секретарем ЦК КПСС.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/29/ka...

Согласно закону о гражданстве СССР 1938 г. все бывшие граждане Российской Империи, не утратившие советского гражданства в период до 1938 г., являются гражданами СССР. В соответствии с более ранними декретами Советского Правительства, на территории различных стран посольствами и консульствами СССР проводилась регистрация бывших граждан Российской Империи, и некоторые из категории этих граждан (участники белогвардейских организаций, чиновники царской службы и так далее) лишились гражданства СССР (декрет ВЦИК от 15 декабря 1921 г.) В свое время были установлены сроки регистрации бывших граждан Российской империи в консульствах или посольствах Советского Союза на территории различных стран было издано целый ряд указов о восстановлении в гражданстве СССР лиц либо утративших, либо лишенных гражданства, при чем согласно этим указам восстановление в гражданстве СССР на территории ряда стран в том числе во Франции, в Бельгии, в Китае и в других странах, проводилось местными консульскими учреждениями Советского Союза без утверждения Президиумом Верховного Совета СССР. Монахини и паломницы, находящиеся в Израиле, имеют таким образом все основания быть восстановленными в гражданстве СССР, поскольку на территории Палестины до создания государства Израиль не было никаких консульских учреждений Советского Союза, и они, естественно, не могли своевременно зарегистрироваться в этих учреждениях и восстановить свое гражданство. С организацией миссии СССР в Израиле все эти граждане подали заявления еще в 1949 г. о приеме их в гражданство СССР и таким образом в настоящее время есть все основания принять их в гражданство СССР, поскольку никаких данных, которые давали бы основания для лишения их гражданства СССР, не имеется (по заявлению МГБ СССР, никаких компрометирующих материалов против этих граждан не имеется). Исходя из этого, МИД считает целесообразным сейчас решить положительно вопрос о принятии этими гражданами гражданства СССР с выдачей им, как это принято во всех странах за границей, совзагранвидов, не дающих права на въезд в СССР без специального разрешения.

http://bogoslov.ru/article/6174122

Отрешенный прежде от повседневной действительности, я увидел, чем дышат люди, чем интересуются, каков дух и искания современного общества. Страдания закладывают в душу прекрасный фундамент исправления, закаляют в добрых навыках, учат неприхотливости и простоте. Частности же моей жизни промыслительно складывались так, что ударяли в самые уязвимые места моей души ради их уврачевания Неуместно сейчас заниматься подробным описанием моей личной лагерной жизни. Наверное, это составило бы обстоятельный труд. Но пока за лучшее считаю предаться молчанию о прошлом и исканию трех жизненных благ: мудрости, благочестия и добродетели. Только три этих спутника последуют за мной по смерти в вечность». Первый лагерный срок оказался лишь началом крестного пути монаха Вениамина. С 1932 по 1938 год он – сверхштатный священник с обязанностями псаломщика во Владимире. Нелегально бывает в Москве, готовит магистерскую диссертацию «Божественная любовь». В июне 1938-го – новый арест, тюрьма в Иваново, «запрещенные методы ведения следствия» (так будет сказано впоследствии в документах о реабилитации) и в итоге – признательные показания о членстве в организации со странным названием: «Всесоюзное братство ученых нелегальных монашеских объединений» (не знаю, надо ли доказывать, что осуждение человека, оказавшегося в руках палачей, с нашей стороны невозможно). Восемь лет лагерей, Устьвымлаг, Коми. В 1946 году в жизни измученного узника начинается светлая полоса: он освобожден по состоянию здоровья, принят в братство Троице-Сергиевой лавры, зачислен преподавателем патрологии в МДА, защищает ту самую диссертацию о Божественной любви, становится профессором. Много служит, проповедует, люди идут к нему потоком… Но уже в 1948 начинаются вызовы на допросы в НКВД. Допросы почему-то всегда ночные. Но и в храме, и на лекции в академии архимандрит Вениамин всегда вовремя. Февраль 1949 года – третий арест и ссылка на поселение в целинный Казахстан. Из письма духовным детям – Тихону Пелиху (будущему протоиерею) и его супруге Татьяне Борисовне: «Главное – знаете, что тяжело? Это всегдашняя скованность зависимостью от колхозного режима.

http://pravoslavie.ru/157890.html

Учёбу на пятом курсе продолжил в Саратовском университете, который окончил в 1929 году. Получив диплом, Фёдор Григорьевич работал участковым врачом в селе Кисловка Нижневолжского края (1929), затем — в селе Отобая Гальского района Абхазской АССР (1930—1933) и в больнице имени Мечникова в Ленинграде (1931—1933). В 1937 году Ф.Г. Углов поступил в аспирантуру Ленинградского государственного медицинского института усовершенствования врачей. Среди его первых научных работ были статьи «О гнойниках прямой мышцы живота при брюшном тифе» (1938), «К вопросу об организации и работе хирургических отделений на далекой периферии» (1938). После защиты кандидатской диссертации на тему «Смешанные опухоли (тератомы) пресакральной области» (1939) Ф. Г. Углов работал ассистентом (1940—1943), доцентом (1944—1950) кафедры хирургии этого института. В 1949 году он защитил докторскую диссертацию на тему «Резекция лёгких». Во время советско-финской войны Фёдор Григорьевич служил старшим хирургом медсанбата на Финском фронте. После начала Великой Отечественной войны на протяжении всех 900 дней блокады Ленинграда он работал в осаждённом городе хирургом, начальником хирургического отделения одного из госпиталей. Выжил, по собственному признанию, благодаря тому, что в течение месяца замещал директора госпиталя и имел обязанность снимать пробу с еды для больных на кухне. С 1950 года Фёдор Григорьевич преподавал в 1-м Ленинградском медицинском институте (ныне — Санкт-Петербургском государственном медицинском университете имени академика И.П. Павлова). С 1950 по 1991 год руководил кафедрой госпитальной хирургии 2 с клиникой Первого Ленинградского медицинского института, до 1972 г. был директором ВНИИ пульмонологии МЗ СССР, создал большую хирургическую школу. Фёдор Григорьевич любил читать историческую литературу, работать на садовом участке, бывать на природе, собирать грибы, кататься на лыжах. В последние годы жизни увлекался народным целительством и нетрадиционной медициной (в основном, рефлексотерапией). Практиковал ежедневные обливания холодной водой. Будучи крещён ещё в детстве, в конце жизни стал глубоко верующим православным христианином.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/28/si...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛЬЕВ Александр Александрович (22.09.1867, С.-Петербург - 30.05.1953, Вашингтон), византинист, арабист, исследователь истории Причерноморья, один из родоначальников научного византиноведения в США. Окончил историко-филологический фак-т С.-Петербургского ун-та. Начав образование как арабист и тюрколог, по совету своего учителя востоковеда В. Р. Розена стал специализироваться по истории Византии под рук. В. Г. Васильевского . В 1897-1900 гг. был командирован в Париж в качестве стипендиата С.-Петербургского ун-та, был стажером Русского археологического института в К-поле (1899). В 1902 г. вместе с Н. Я. Марром посетил мон-рь вмц. Екатерины на Синае, изучая араб. и греч. рукописи. Защитив в 1902 г. докт. диссертацию, в 1903 г. работал в Италии. Проф. Юрьевского (Тартуского) ун-та (1904-1912), приват-доцент (1912-1917) и экстраординарный проф. (1917-1925) Петроградского ун-та, проф. и декан славяно-исторического фак-та 1-го Петроградского гос. педагогического ин-та, председатель РАИМК (1920-1925), чл.-кор. РАН (с 1919). Однако все возраставшая изолированность византиноведения в Сов. России от мировой науки, серьезные препятствия в проведении исследований, большие материальные трудности заставили В., оказавшегося в 1925 г. в командировке в Германии и Франции, переехать в США (1925-1928) и остаться за границей. Этому способствовали и идейные убеждения ученого, далекого от марксизма и не принявшего чуждый для него политический режим, а также его личные качества: любовь к путешествиям и перемене мест. Работая в Европе и Америке, В. стремился продолжать общение с коллегами в России, вел переписку и делал все возможное, чтобы не порывать связей с АН и ун-том, хотя с кон. 20-х гг. это стало практически невозможно для человека, причисленного к эмигрантам. В нач. 1926 г. по рекомендации друга В. акад. М. И. Ростовцева он стал проф. Висконсинского ун-та в Мадисоне (США), где проработал до 1938 г., сначала временно, затем в штате. Оставив ун-т по возрасту и уйдя на пенсию, В. успешно продолжал свои исследования и в 1944 г. был приглашен в центр византиноведения при Гарвардском ун-те Дамбартон-Окс в Вашингтоне в качестве старшего исследователя; с 1949 г. имел звание почетного исследователя.

http://pravenc.ru/text/149811.html

Родился 3 января 1900 г. в погосте Поля Демяновского уезда Новгородской губ. в семье священника. Окончил Старорусское духовное училище, в 1913 г. поступил в Новгородскую духовную семинарию, но не окончил ее в связи с закрытием. Служил в церкви псаломщиком, регентом. В 1920 г. был призван в Красную армию, где служил до 1922 г. В 1922 г. был привлечен к суду вместе с отцом, протоиереем Дмитрием Успенским, который был арестован по ложному обвинению в хищении из Никольского храма. В том же году поступил в Петроградский богословский институт, где учился у профессора А. А. Дмитриевского . Затем в 1925 г. поступил на Ленинградские высшие богословские курсы. Защитил кандидатскую диссертацию и был оставлен на курсах профессорским стипендиатом. В 1928 г. поступил в техникум Государственной академической капеллы. В 1926 г. женился на Наталии Ивановне Шторр. В конце 1929 г. она была арестована за помощь своему свекру и была выслана в Иркутскую область. В 1932–1937 гг. учился в Ленинградской консерватории, получил специальность музыковеда. С 1937 г. преподавал на Государственных курсах музыкального образования им. Н. А. Римского-Корсакова, с 1938 г. В Ленинградской консерватории. Был директором Ленинградского музыкального педагогического училища до его закрытия в 1942 г. В 1941–1945 гг. являлся начальником отряда противовоздушной обороны (ПВО), был тяжело контужен. В результате он получил инвалидность II группы. В 1942 г. был регентом в Николо-Богоявленском соборе Ленинграда. Член Поместного Собора Русской Православной Церкви 1945 г. В 1946 г. он защитил в Ленинградской консерватории диссертацию на тему «Лады русского севера» и был удостоен степени кандидата искусствоведения. С 1947 г. преподавал в Ленинградской духовной академии, доцент по кафедре литургики, профессор (с 12 июня 1947 г.). Одновременно руководил регентскими классами при Ленинградских духовных школах. 22 июня 1949 г. защитил диссертацию на тему «Чин всенощного бдения в Греческой и Русской Церквах», за которую был удостоен степени магистра богословия. К концу 1953 г. им была написана докторская диссертация «Профессиональная музыка в России до XVII века», отвергнутая по идеологическим соображениям (решением совместного заседания кафедр марксизма-ленинизма и теории музыки), обвинен в «пропаганде церковщины». Николаю Дмитриевичу пришлось уйти из консерватории. Докторская диссертация под названием «История богослужебного пения Русской Церкви (до середины XVII в.)» была представлена на рассмотрение ученого совета Московской духовной академии. 10 августа 1957 г. за этот труд ему была присуждена степень доктора церковной истории. В 1956 г. был приглашен для работы в Богослужебно-календарную комиссию при Священном Синоде. Член Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 г. 772 Скончался 23 июля 1987 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Как и многие харбинские эмигранты, вдохновленные победой Советского Союза в войне, Евгений Николаевич принял в 1946 г. советское гражданство. Вскоре он собирался выехать к сыну в Сан-Франциско, но в 1948 г. вместе с митрополитом Нестором (Анисимовым) был арестован китайскими властями и передан советским органам и этапирован в Москву. По обвинению в связях с иностранной разведкой Сумароков был приговорён к десяти годам лагерей и отправлен в Степлаг. Скончался в 1949 г. и захоронен на кладбище 2-го лагерного отделения Степлага (ныне Спасск Карагандинской области) Оценивая труды Е.Н. Сумарокова, как исследователя, писателя и редактора, следует отметить, что его вклад в духовное просвещение русской эмиграции был очень весомым. Об этом свидетельствует не только количество написанных и вышедших в свет православные изданий, но, главным образом, содержание и глубина его исследовательских работ. Евгений Николаевич активно публиковал свои труды по истории церкви в харбинской прессе, среди которых были и статьи научно-просветительского характера в журнале «Хлеб небесный». Этот православно-монархический и духовно-нравственный ежемесячный иллюстрированный журнал сегодня можно рассматривать как исторический документ, в котором публиковались статьи харбинского духовенства и просвещенных мирян по различным тематикам, отражающим церковную жизнь эмиграции. Журнал был главным изданием Харбинской епархии, полиграфическая база которого располагалась в Казанско-Богородицком мужском монастыре. Создание «Хлеба небесного» были инициировано архиепископом Харбинским и Маньчжурским Мефодием (Герасимовым) в 1926 г. В 1935 г. журнал был закрыт правительством Маньчжоу-го, а в 1936 г. стал выходить отдельными номерами и прошёл официальную регистрацию как периодическое издание. В 1938 г. его редактором был назначен Евгений Николаевич Сумароков , внесший большой вклад в развитие и распространение журнала. Под его руководством объем некоторых номеров составляли свыше ста страниц (например, 11 за 1939 год), не считая выходившего отдельно приложения «Детское чтение». «Хлеб небесный» сделался одним из ведущих церковных периодических изданий русской эмиграции, и пользовался популярностью в эмигрантской среде во всём мире, считался едва ли не самым лучшим из всей церковной периодики русской эмиграции. После вхождения Харбинской епархии в ведение Московской Патриархии и образования ВосточноАзиатского Экзархата в 1946 г. журнал был переименован в «Вестник Восточно-Азиатского Экзархата»

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Действительно, начало 1930-х годов и на Урале было связано с закрытием храмов под предлогом борьбы с «противниками сплошной коллективизации». Наиболее распространенным поводом для начала преследований священнослужителей, как правило, было то, что духовники напоминали пастве о значении постов и церковных праздников. Но все же политические репрессии 1932–1935 годов еще не имели таких необратимых последствий, как в последующем: во многих местах верующим удавалось отстоять храм, а приговоры в отношении духовенства и клира не представляли прямой угрозы для жизни. Именно 1937 год стал роковой чертой: статистические данные свидетельствуют о совершенно особом характере «большого террора». Сравнение общего числа репрессированных в Перми представителей духовного сословия за 1937 год и за предшествующий период дает следующие результаты: в 1937 году по материалам архивно-следственных дел на сегодня проходит 175 персоналий, а за время с 1918 до 1936 год включительно – 185. Правда, надо принимать во внимание и то, что документы архива не отражают действительной статистики «красного террора» 1918 года, поскольку в большинстве случаев убийства совершались «явочным порядком», без протокола (пример тому – история Белогорского монастыря) и в числе 185 дел содержится лишь часть протоколов, осевших в архивах Пермской ЧК. Но по формальному признаку год «тотальной зачистки» дает почти такое же количество персоналий, как предшествующие 20 лет. (1938 год добавит к указанной выше цифре еще 19 дел священнослужителей – «остаток» по сравнению с предыдущим, а в период с 1939 по 1949 год, по предварительным данным, репрессиям подвергнется 45 священников, и в их числе – вернувшиеся из мест заключения). Следующей особенностью является заметное ужесточение приговоров. Из 175 случаев – 132 заканчиваются резолюцией: «Расстрелять». Если в 1932–1935 годах обычной мерой наказания по статье 58-10 УК была ссылка, реже – заключение сроком от 3 до 5 лет, то в 1937 году по той же статье «высшая мера» значительно преобладает даже над более суровым при сопоставлении с предыдущими годами приговором: «10 лет исправительно-трудовых лагерей».

http://pravoslavie.ru/58976.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010