В целом, на основании приведенных документов можно видеть, что часть из них существенно дополняет представление об известных событиях процесса государственно-церковных отношениях 1930-х гг. в СССР. Так, при освещении вопроса о смене епархиальной власти в Ленинграде в 1933 г. ценным представляется сопоставление церковно-административных линий сщмч. Серафима (Чичагова) и сменившего его митрополита Алексия (Симанского). Указ Заместителя Патриаршего Местоблюстителя от 2 апреля 1929 г. дополняет картину усилий, предпринимавшихся митрополитом Сергием, с одной стороны, в противостоянии с церковной оппозицией, а с другой, в политике умиротворения гонителей. Уже известные методы ущемления гражданских прав священнослужителей и активных мирян в начале 1930-х гг. могут быть дополнены материалами, обнаруженными в ЛОГА. Статистические данные о разных проявлениях церковной жизни в Ленинграде и области за 1935-1936 гг. свидетельствуют, что гонения до этого времени не приводили еще к катастрофическому слому легальных церковных структур и религиозности русского народа. В архивах Петербурга отложилось значительное количество документов, свидетельствующих о реакции в церковной среде на обсуждение и принятие Конституции 1936 г. и последующие проведение выборов в Верховный Совет, причем внушительный объем этих документов совершенно несопоставим с довольно скромной проработкой этого вопроса в историографии. Документы за 1938 г. подтверждают наличие, с одной стороны,  катастрофической убыли духовенства после «большого террора», а с другой, заметного оживления церковной жизни в последние предвоенные годы, хотя и в чрезвычайно стесненных обстоятельствах. Опираясь на указанные в настоящей статье данные, можно выявить и ранее не рассматривавшиеся в историографии обстоятельства государственно-церковных отношений. Так, анализ функций инспекторов исполкомов по вопросам культов раскрывает их важную роль в механизме противодействия правозащитным усилиям Комиссии по вопросам культов на местном уровне в начале 1930-х гг. Материалы петербургских архивов за 1933-1934 гг. дают право охрактеризавать период с середины 1933 г. по декабрь 1934 г. в Ленинграде как время ослабления интенсивности антицерковных акции и перехода местных советских властей от прямых гонений к рутинной антирелигиозной работе. Указанные в статье документы ленинградского епархиального церковного управления свидетельствуют о том, что под жестким диктатом государства церковные власти были вынуждены сами ограничивать приходскую и богослужебную жизнь.

http://bogoslov.ru/article/411565

Господи, слава Тебе! Но не погаснет над церковью Крест. Господи, слава Тебе! 1929 Господа пойте Сердце весне откройте – Воскресли леса и реки! Господа пойте и превозносите Его вовеки! Как пахнет уже листвой-то, Природа открыла веки! Господа пойте и превозносите Его вовеки! Кукушка кричит далеко, На гулкой лесной просеке… Господа пойте и превозносите Его вовеки! Трепет возник какой-то И в травке, и в человеке. Господа пойте и превозносите Его вовеки! 1930 Как поле утренней росою Ты милостью покрыл меня. Я – как Израиль столп огня – Твой образ вижу пред собою. На землю, как прозревший, я Гляжу счастливыми глазами, Как вновь отверстыми ушами Внимаю гимнам бытия. Как Товий ангелом храним, Я осенен добром людским, Как Даниил во рву у львов Спасен от смерти и оков. Но что во мне? Идут года, Живу, не принося плода. О, как смоковницу меня Не иссуши к исходу дня. 1932 Как Ты решаешь, так и надо Любою болью уязви. Ты нас ведешь на свет и радость Путями скорби и любви. Сквозь невозвратные утраты, Сквозь дуновенье черных бед В тоске взмывает дух крылатый И обретает в скорби свет. Из рук Твоих любую муку Покорно, Господи, приму. С ребенком смертную разлуку, Темницу, горькую суму. И, если лягу без движенья, Когда я буду слеп и стар, Сподоби даже те мученья Принять, как благодатный дар. Как Ты решаешь, так и надо. Любою болью уязви. Ты нас ведешь во свет и радость Путями скорби и любви. 1934 «Образ Всех Скорбящих» Ты потому скорбящим радость, Что испытала свет скорбей, Ты знаешь: боль и счастье рядом. Без страха чашу скорби пей. Кладешь ласкающую руку На голову, благая Мать, И на врачующую муку Идешь и нас сопровождать. 1934 Как дерево в саду Ты подстригал меня Побеги счастья все срезал, не дав развиться. Угас ребенок мой, что был мне краше дня. Рассыпалась семья, и вот я сам в темнице. О я люблю Тебя, Отцовская рука, Мне наносящая пронзительные раны. И сердце полнит мне блаженство, не тоска. Люблю Тебя, люблю, и в гимнах славить стану. (1938–1956) Благовещенье В день Благовещенья весна благоуханна,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СЕМЕНОВА НАДЕЖДА ВАСИЛЬЕВНА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Надежда Васильевна Семёнова ( 1865 - 1938 ), мученица Память 25 апреля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской Родилась 8 сентября 1865 года в городе Воскресенске (ныне город Истра ) Звенигородского уезда Московской губернии. Крещена в младенчестве в Вознесенском храме города Воскресенска . Впоследствии Надежда была прихожанкой, а затем с 1928 года старостой этого храма. Обучение Надежда проходила в расположенном рядом с упомянутым храмом училище. С приходом советской власти ее представители начали борьбу с верующими Воскресенска, добиваясь закрытия Вознесенского храма. В 1922 году властями из храма были изъяты богослужебные сосуды, серебряные части Евангелий, четыре креста и другая церковная утварь. 10 мая 1934 года в храм явилась назначенная местными властями комиссия с целью признать храм аварийным и непригодным для дальнейшего использования без произведения капитального ремонта. После осмотра комиссия потребовала в течение месяца снести купол храма и построить плоскую кровлю, снять колокола и разобрать верхний ярус колокольни. Члены приходского церковного совета пытались оспорить решение комиссии, обращаясь в различные инстанции вплоть до Президиума ВЦИКа. Основную ответственность за обращение взяли на себя Милица Кувшинова , Евдокия Кузьминова и Надежда Семёнова. 14 февраля 1937 года молодой комсомолец Павел Щапов написал донос в Истринский районный отдел НКВД, заявив, что в доме, где он живет как квартирант, хозяйка дома Надежда Васильевна Семёнова держит связь со священниками и агитирует за религию, а впоследствии на допросе добавил, что Надежда якобы критически отзывалась о деятельности советских властей.  После тайного расследования и опроса других людей 21 августа 1937 года Надежда Васильевна была арестована и заключена в Таганскую тюрьму в Москве.  11 ноября 1937 года тройка УНКВД по Московской области приговорила ее к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 16 декабря она прибыла этапом в Тайшетлаг Иркутской области. Скончалась 8 мая   1938 года в 6-м лагпункте Тайшетлага и была погребена на Акулынетском кладбище в Тайшетском районе. Причислена к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской решением Священного Синода РПЦ от 12 марта 2024 года. Использованные материалы Редакция текста от: 19.03.2024 17:28:47 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13681896.h...

С 1930 по 1938 г. выходило иллюстрированное приложение к газете - «L " Illustrazione Vaticana» (также под рук. Далла Торре). С 1934 г. издавался еженедельник «L " Osservatore romano della domenica» (Воскресный Римский обозреватель), в 1951 г. переименованный в «L " Osservatore della Domenica» (Воскресный обозреватель) (в 1979 он был преобразован в простую вставку в газету и в 2007 перестал выходить). В 1939 г. заместитель гос. секретаря Ватикана Дж. Б. Монтини (папа Римский Павел VI в 1963-1978) создал при Ватикане пресс-бюро, руководство которым возложил на главных редакторов «O. R.». Столкновения с фашистскими властями усилились с 1938 г., когда газета выступила с критикой расовой политики фашистского режима, и особенно с началом второй мировой войны - в связи с независимой трактовкой военного конфликта. Тираж газеты вырос до 100 тыс. экз., однако мн. номера подвергались секвестрованию. «O. R.» не публиковала военные бюллетени и в годы войны под давлением фашистского правительства была вынуждена сократить тиражи. В 1960 г. директором газеты стал Р. Манцини (при нем и до 80-х гг. XX в. газета воздерживалась от комментариев в отношении политики Итальянского гос-ва), в 1978 г.- В. Вольпини, в 1984 г.- М. Аньес, с 2007 г. (и по наст. время) директором «O. R.» является Дж. М. Вьян. С 2007 г. первая и последняя страницы «O. R.» публикуются в цвете. В 2008 г. членом редакции стала женщина, Сильвия Гуиди. В наст. время в газете работают ок. 30 редакторов и 70 адм. и технических работников; с 1937 г. их духовным окормлением занимается орден салезианцев . «O. R.» освещает деятельность Папского престола и является одним из 3 офиц. источников новостей о ней наряду с Радио Ватикана и телевидением CTV (Centro Televisivo Vaticano). Газета публикует полностью тексты папских документов, офиц. документы Папского престола, информацию о деятельности Папского престола и Римско-католической Церкви во всем мире. В «O. R.» имеются рубрики, посвященные международным событиям, культуре, внутреннему положению в Италии, местным новостям.

http://pravenc.ru/text/2581649.html

В февр. 1921 г. в Тифлис вошли части 11-й Красной Армии, была установлена советская власть, груз. меньшевистское правительство эмигрировало и вывезло наиболее ценные музейные экспонаты за границу. Е. вместе с супругой, Ниной Полторацкой, в качестве хранителя ценностей выехал во Францию, где бедствовал и голодал, пережил болезнь и смерть (1931) жены. Он читал лекции в парижском Азиатском об-ве, публиковал статьи во франц. и англ. периодике, издал ряд значительных трудов («Грузинские рукописи Парижской национальной библиотеки и 20 знаков грузинской тайнописи» (1933), «Археологическая экспедиция в Лечхум-Сванети в 1910 г.» (1937), «Археологическая экспедиция в Кола-Олтиси и Чангли в 1907 г.» (1938), «Список царей и католикосов Никорцминдской рукописи» (1938) и др.). Был избран членом Нумизматического об-ва Франции (1922) и парижского Азиатского общества (1925). Груз. древности, хранившиеся сначала в Марселе, считались собственностью груз. правительства. Ими заинтересовались представители Британского музея и Метрополитен-музея (Нью-Йорк), их попытки приобрести хотя бы часть сокровищ встречали категорический отказ Е. В нач. 1933 г. груз. правительство в эмиграции было объявлено вне закона, Правительство Франции посредством судебного процесса объявило груз. ценности «бесхозным имуществом» (май 1934). Фонд был реквизирован, надзор за ним поручили чрезвычайному агенту правительства Франции П. Жодону, который перевез фонд в помещение Французского национального банка в Париже. Несмотря на это, Е. ходатайствовал о возвращении сокровищ в груз. музеи, в 1935-1936 гг. через груз. ученого В. Беридзе неск. раз обращался к Правительству ГССР с просьбой поставить перед Правительством Франции вопрос о репатриации груз. сокровищницы. При посредничестве представителей советской власти и дипломатического корпуса (председатель Совнаркома Грузии Г. Мгалоблишвили, зам. наркома иностранных дел СССР Н. Крестинский, начальник управления Народного комиссариата иностранных дел А. Нейман) Е. в июле 1936 г. удалось передать ТГУ 2,3 тыс. книг из б-ки фонда ( Сургуладзе. 1977. С. 267).

http://pravenc.ru/text/187687.html

– За весь период проживания в Коломне, с 1934 года, ни с кем в очень хороших и тесных отношениях не была, ни плохих отношений у меня ни с кем не было. Отношения с соседями – Белоконь, Никифоровой и Быковой – у меня были неплохие, так что ссор ни с кем не имела, – ответила монахиня Мстислава.  – Следствием установлено, что вы, Фокина, имея враждебное отношение к ВКП(б) и советской власти, в период проживания в Коломне проводили контрреволюционную агитацию, несмотря на прошлую судимость. Следствие требует от вас признания.  – То, что я была судима в 1931 году, этого я не отрицаю. Во время проживания в Коломне я никакой контрреволюционной агитации среди граждан, проживающих рядом со мной, не проводила.  – Ваша враждебность к ВКП(б) и советской власти и контрреволюционная агитация подтверждена свидетельскими показаниями допрошенных по вашему делу. Вам зачитываются выдержки из показаний свидетелей.  И следователь зачитал ей выдержки из показаний, но все их монахиня Мстислава отвергла одно за другим.  2 марта 1938 года тройка УНКВД по Московской области приговорила монахиню к расстрелу, после приговора она была перевезена в Таганскую тюрьму в Москве. Монахиня Мстислава (Фокина) была расстреляна 10 марта 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на Бутовском полигоне под Москвой.  В 1939 году один из братьев монахини Мстиславы, Андрей, не зная, что его сестра расстреляна, подал жалобу в прокуратуру на бессудное ее осуждение; в жалобе он указал, что его сестра была религиозной, но контрреволюционной агитации не вела. Помощник прокурора Московской области по спецделам Алексеев на это ответил, что монахиня Мстислава виновной себя не признала, очных ставок ее со свидетелями не проводилось, но поскольку свидетели показали против нее, жалобу Андрея Семёновича Фокина следует оставить без удовлетворения.  Архимандрит Дамаскин (Орловский) Библиография   Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Февраль». Тверь. 2005. С. 414-417 Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

http://fond.ru/kalendar/278/mstislava/

В 1918 - 1922 гг. И. неоднократно подвергался арестам, был дважды судим по обвинению в контрреволюционной деятельности (30 нояб., 28 дек. 1918, оба раза оправдан за недоказанностью обвинения). Последний раз был арестован 4 сент. 1922 г., обвинен в антисоветской деятельности, приговорен к пожизненной высылке за границу (см.: Документы ВЧК-ГПУ-НКВД//Собр. соч. Доп. т.: Дневник. Письма. Документы. С. 373-439). Через неск. дней вместе с женой отбыл в Германию в составе большой группы рус. ученых, философов и литераторов на пароходе «Обер-бургомистр Хакен» (т. н. философский пароход). Берлин (1922-1938) Обосновавшись в Берлине, И. активно включился в жизнь рус. эмиграции. Обращаясь к рус. профессорам-изгнанникам на торжественном вечере нем. Красного Креста и об-ва по изучению Вост. Европы 14 нояб. 1922 г., он отмечал, что Отечество - понятие не столько географическое или этнологическое, сколько духовное, к-рое он определяет как «целостность духовно-национальной культуры». Поэтому лишить такого Отечества человека духовного невозможно: «Где бы я ни был и что бы ни делал, мое Отечество всегда во мне как духовная сущность моей души, меня самого» (Собр. соч. Т. 9/10. С. 233-234). Тема духовного Отечества - одна из ключевых тем И. в период эмиграции. И. был одним из основателей берлинского Рус. научного ин-та, состоял его профессором, в 1923-1924 гг. был деканом юридического фак-та. Прочитал 12 систематических лекционных курсов (на рус. и нем. языках), в т. ч. по энциклопедии права, истории этических учений, введению в философию и эстетику, истории греч. философии, учению о правосознании, философии Гегеля и др., а также отдельные курсы - «Религиозная идея восточного Православия», «О духовных причинах революции в России», «Современная русская изящная литература», «Сущность и судьбы коммунизма», «О формах государственного устройства», «Основы советского государства»; вел семинары и практические занятия, выступал с эпизодическими лекциями. В 1934 г. был уволен из ин-та за отказ преподавать в соответствии с новой национал-социалистической программой (включавшей в т. ч. антиевр. пропаганду среди студентов). В 1924 г. избран членом-корреспондентом Славянского ин-та (School of Slavonic Studies) при Лондонском ун-те. В 1926 г. прочитал доклад в Кенигсбергском ун-те «О правосознании и правопорядке в современной России», в целом по вопросам советоведения и россики в 1926-1938 гг. выступил ок. 200 раз в Германии, Латвии, Швейцарии, Бельгии, Чехии, Австрии (на рус., нем., франц. языках). Мн. тексты его выступлений были напечатаны в виде статей и брошюр. Среди последних - «Коммунизм или частная собственность?: Постановка проблемы» (1929), «Против безбожия» (1931, в 3 ч.: «Преследование христиан в советском государстве», «Смысл безбожия» и «Союз безбожников», впосл. была переведена с нем. языка на французский и издана в Швейцарии под названием «Борьба советской власти против религии»), «Яд, Дух и сущность большевизма» (1932).

http://pravenc.ru/text/389451.html

В этом году Рутерфорд установил иное правило: местные собрания могли предлагать несколько кандидатур на пост своего руководителя, Сторожевая Башня рассмотривала, а зональный представитель Сторожевой Башни принимал решение, кто из них на самом деле станет руководите-лем. Таким образом, с 1938 года все руководители собраний стали назначаться из Центра. В оправдание этого порядка, Сторожевая Башня продолжает говорить: Сияние света в «Сторожевой башне» 1 и 15 июня 1938 года позволило увидеть, что служители в собрании должны не избираться, а назначаться, и притом теократическим путём. Свет, озарение, прогрессивное откровение и тому подобное – это способ объяснения этого и других произвольных действий Сторожевой Башни. Подробнее на эту тему мы скажем ниже. Однако здесь стоит обратить внимание, что в 1935 году на основе «вспышки света» в мозгу второго президента Джозефа Рутерфорда возникло учение, что именно в том, 1935-м, году закончилось избрание небесных членов организации свидетелей Иеговы. За исключением 144 тысяч небесных членов, остальные являются земными. Небесные члены – это «малое стадо» свидетелей Иеговы. После того как их избрание закончилось в 1935 году, нового избрания больше не будет. Может произойти только замена новыми тех небесных, которые отступят или не сохранят своего достоинства. Об этом мы тоже скажем ниже. Не менее важным для свидетелей Иеговы есть также учение Рутерфорда о том, что главная цель для Бога – не искупление человечества, а оправдание Своего имени. Рутерфорд провозгласил это в книге «Иегова» в 1934 году. На странице 320 он говорит: Бог усмотрел, что смерть Иисуса Христа, его возлюбленного сына, должна была предоставить выкуп или цену искупления для человечества, однако (Божья, Н.П.) благость и любовная доброта к человечеству – второстепенны для оправдания имени Иеговы. Вторя этому, современные лидеры Сторожевой Башни настаивают: Со временем сияние света позволило видеть, что главным намерением Иеговы было не спасение людей, а оправдание Своего владычества. Стало ясно, что главной темой Библии было не искупление, а Царство, потому что именно оно выступит за оправдание владычества Иеговы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

В 1939 г. Законом «О регулировании отношений между помещиками и крестьянами» были по существу закреплены феодальные отношения в деревне, основанные на аренде крестьянами помещичьей земли и воды. Была проведена судебная реформа (1927-1929) и введен новый Гражданский кодекс (1939). За судебной реформой последовала реорганизация Мин-ва юстиции, разрабатывались и утверждались новые Уголовный и др. кодексы, базировавшиеся на европ. образцах. Созданный в 1928 г. Национальный банк И. стал выполнять функции государственного и в 1930 г. получил права эмиссии от Шаханшахского банка. В 30-х гг. протекционистское законодательство (в т. ч. о монополии внешней торговли) создало предпосылки для роста иран. текстильной и перерабатывающей промышленности. В тот же период общее число фабрично-заводских и железнодорожных рабочих на объектах Англо-пакистанской нефтяной компании (АПНК) и рыбных промыслах увеличилось почти в 3 раза. В условиях мирового кризиса 1929-1933 гг. в их среде подпольно действовали профсоюзы под руководством коммунистов. В 1928-1938 гг. в И. планомерно строились шоссейные дороги, связавшие окраины страны с центром. Трансиран. железная дорога соединила берега Персидского зал. и Каспия. В 1934 г. в Тегеране были основаны ун-т и педагогический ин-т. За 1936-1940 гг. численность школ и учащихся возросла почти вдвое. Тем не менее до 1930-1932 гг. продолжались вооруженные столкновения с кочевниками Белуджистана, Хорасана, Хузестана, Лурестана и Бахтиарии. В итоге перекочевки были запрещены, в племенных зонах было восстановлено военное управление, а верхушка номадов полностью разгромлена. В 1937-1938 гг. было введено единообразное адм. деление на останы, шахрестаны и бахши, управление к-рыми вверялось военным и чиновникам, лояльным к новой династии. Процессам ассимиляции способствовал и курс на насаждение иран. национализма. Господствующее место в идеологии режима занимал мотив возрождения древнего величия И. (наименование Пехлеви для царствующей династии, переименование мн.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Эти и им подобные свидетельства бытования паламитских текстов на Руси и в XV, и в XVIII веке, могут дать богатый материал новому поколению богословов и исследователей византийско-славянской культурной традиции для уяснения связей фессалоникийского святителя с его «духовными предками», выразительных средств его мысли и их отражения в других языках, деятельности русских центров книгописания. Тонкие, истлевающие нити связывают XIV век с ХХ-ым, и потому так важно как можно полнее осветить их лучами христианско-исторического сознания. В этом тоже проявится, пользуясь выражением Керна, наше «послушание творчества», живая связь с началоположниками «умного делания» – и незримо соткутся новые узоры ослепительной ризы духовного мира. В богомудрых исканиях, творческих дерзновениях и радостном о Господе мироотвержении «людям грядущим» еще долго будет служить подспорьем книга архимандрита Киприана «Антропология св. Григория Паламы » – непререкаемое свидетельство бескорыстного подвижничества русского ученого монашества. август 1995 2 Биографические сведения об архим. Киприане взяты мною из следующих источников: Зернов Н. Русское религиозное возрождение XX века. Paris, 1991, с. 352–353; Двадцатипятилетний юбилей Православного Богословского Института в Париже. 1925–1950. Paris, 1950, с. 22–23 (Оттиск из «Церковного Вестника Западно-Европейского Экзархата», 4 (25), июнь-июль 1950 г.). 4 Киприан, архим. Четверть века//Двадцатипятилетний юбилей Православного Богословского Института в Париже, с. 8–9. 5 Вряд ли она могла принадлежать другому лицу. Позднее в этом журнале о. Киприан напечатал статью «Пастырская проблематика» 58, 1938–39 г.) и рецензию на книгу о. Ф.Мерсенье «Молитва Церквей византийского обряда» 55, 1938). Рецензией И.Смолича журнал откликнулся на книгу о. Киприана об о. Антонине Капустине , вышедшую в 1934 г. в Белграде 52, нояб. 1936 – март 1937 г.). 9 He говоря уже о бросающемся в глаза преобладании западных примеров и цитат из католических авторов, в этой книге немало бесспорных черт латинского клерикализма и сакраментологии. Тем не менее, нельзя не признать, что она довольно адекватно описывает и в немалой степени формирует пастырское сознание 2-ой половины XX века. См. также: Гостев А., свящ. Проблема пастырского богословия сегодня в свете наследия архимандрита Киприана (Керна) .//Культурное наследие российской эмиграции. 1917–1940. Кн. I. М., 1994, с. 269–274.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010