Иоанн Дунс Скот. Барельеф на двери юж. портала Кёльнского собора 2-я пол. XX в. Скульптор Э. Матаре Иоанн Дунс Скот. Барельеф на двери юж. портала Кёльнского собора 2-я пол. XX в. Скульптор Э. Матаре Предложенная выше схема обучения И. Д. С. в Оксфорде в общих чертах разделяется большинством современных исследователей, однако в ней не учтены два предположения относительно данного периода жизни И. Д. С., часто встречающиеся в исследовательской лит-ре. Во-первых, на основании нек-рых косвенных свидетельств предполагается, что И. Д. С. покидал Оксфорд и либо учился в Кембридже, либо читал там лекции по «Сентенциям» Петра Ломбардского. Некоторые ученые называют в качестве возможной датировки обучения И. Д. С. в Кембридже время между 1284 и 1288 гг. (см.: Brampton. 1964. P. 18; De Boni. 2008. P. 8, 12-13). Исследователи, придерживавшиеся 2-й версии, предлагали 2 возможные датировки: либо И. Д. С. читал курс теологии сразу после получения степени обученного бакалавра, непосредственно перед отъездом в Париж в 1302 г., т. е. в 1301 г., либо он преподавал в Кембридже позднее, во время изгнания из Франции в 1303-1304 гг. ( Wolter. 1993. P. 10). Во-вторых, была выдвинута гипотеза, что И. Д. С. между 1293 и 1297 гг. неск. лет учился в Париже ( Callebaut. 1924; Little. 1932. P. 571-572; Bali . 1965. P. 10-11). В ее пользу предлагался тот аргумент, что, согласно уставу Парижского ун-та, лекции по «Сентенциям» в нем мог читать лишь тот, кто прошел курс обучения в ун-те определенной длительности (в общем случае 8 лет, однако в особых случаях этот срок мог сокращаться). Поскольку по прибытии в Париж в 1302 г. И. Д. С. сразу начал читать лекции по «Сентенциям», вероятной представлялась гипотеза, что он уже до этого какое-то время обучался в Париже. Однако позднее предположение об обучении И. Д. С. в Париже было оспорено рядом ученых ( Brampton. 1964; Meier. 1952. S. 220-221; Wolter. 1993. P. 8-9). Несмотря на это, утверждения о том, что И. Д. С. нек-рое время обучался в Парижском ун-те, продолжают встречаться и в совр. исследовательской лит-ре ( Courtenay. 1995. P. 154-158; ср.: Апполонов. 2001. С. V), причем окончательно доказать недостоверность этого мнения на основании имеющихся сведений невозможно (совр. аргументы см.: Vos. 2006. P. 26, 54), поэтому вопрос о том, был ли И. Д. С. до 1302 г. в Париже, остается спорным ( Sheppard. 2002. P. 308-311; M ö llenbeck. 2008. S. 24-25). Возможно, что именно в это время И. Д. С. познакомился с Гонсальвом Испанским, к-рый преподавал в то время в Париже, а впосл. стал генералом францисканского ордена ( Callebaut. 1929. P. 355; Bali . 1965. P. 11).

http://pravenc.ru/text/471161.html

Новосиб., 1999; Хаховская Л. Н. Деятельность РПЦ на Охотском побережье (XIX - нач. ХХ вв.)//Магадан: годы, события, люди: Тез. докл. науч.-практ. конф., посвящ. 60-летию г. Магадана, Магадан, 15-16 июля 1999 г. Магадан, 1999. С. 19-20; она же. Из истории строительства Тауйской Покровской церкви//Христианство на Дальнем Востоке: Мат-лы междунар. науч. конф., Владивосток, 19-21 апр. 2000 г. Владивосток, 2000. Ч. 1. С. 93-96; она же. Из истории РПЦ на Охотском побережье (XIX - нач. ХХ в.)//Диковские чт.: Мат-лы науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию со дня рожд. чл.-кор. РАН Н. Н. Дикова. Магадан, 2001. С. 171-176; она же. Охотские церкви в XIX - нач. XX в. (Гижигинская, Тауйская, Ямская и Ольская)//Мат-лы по истории Севера Дальнего Востока. Магадан, 2004. С. 5-25; Ист. исследования на Севере Дальнего Востока: Сб. ст. Магадан, 2000; Бацаев И. Д., Козлов А. Г. Дальстрой и Севвостлаг ОГПУ-НКВД СССР в цифрах и док-тах. Магадан, 2002. Ч. 1: 1931-1941; Ч. 2: Дальстрой и Севвостлаг НКВД СССР в цифрах и док-тах (1941-1945); Бацаев И. Д. Особенности промышленного освоения Северо-Востока России в период массовых полит. репрессий (1932-1953): Дальстрой. Магадан, 2002; он же. Очерки истории Магаданской обл. (нач. 20-х - сер. 60-х гг. XX в.). Магадан, 2007; Жуков Н. Н. Конфессиональная деятельность РПЦ на территории севера Тихоокеанского региона России в XIX в.: Дис. Магадан, 2002; Дударенок С. М. и др. Особенности религ. ситуации Магаданской обл. (60-90-е годы ХХ века)//Религиоведение. М., 2003. 2. С. 34-49; Вернувшийся домой: Жизнеописание и сб. трудов митр. Нестора (Анисимова)/Авт.-сост.: О. В. Косик. М., 2005. 2 т.; Дударенок С. М. Политика советской власти в отношении религ. организаций, 1960-1980-е гг.//Россия и АТР. Владивосток, 2005. 2. С. 123-135; Орехов А. А. Модели приморской адаптации Берингоморья и Охотоморья (канчаланская и древнекорякская культуры)//Российский Дальний Восток в древности и средневековье: Открытия, проблемы, гипотезы. Владивосток, 2005. С. 319-356; Ткалич А.

http://pravenc.ru/text/2561168.html

по религиоведению: Тезисы докл. и сообщ. – Севастополь, 2001. – С. 12 (4 мужских погребения на некрополе Алмалык); Радочин В.Ю. Антропологические материалы из погребений V–IX вв. могильника у с. Лучистое//МАИЭТ. – 2003. – Вып. 10. – С. – С. 165 (6,2 % от общего числа исследованных черепов); Иванов A.B. О практике искусственной деформации черепов... – С. 73,74; Иванов A.B. О практике искусственной деформации головы... – С. 78–79. 745 Кропоткин В.В. Могильник Суук-Су... – С. 193; Соколова К.Ф. Антропологические материалы из раннесредневековых могильников Крыма//История и археология средневекового Крыма. – М., 1958. – С. 63; Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. Крепость драгоценностей: Кырк-Ор. Чуфут-Кале. – Симферополь, 1993. – С. 26–27; ср.: Зиневич Г.П. Антропологические материалы... – С. 133,135. 749 Репников Н.И. Раскопки Эски-Керменского могильника в 1928 и 1929 гг.//ИГАИМК.1932.– Т. 12. – Вып. 1–8. – С. 179; Айбабин А.И. Об этнической атрибуции... – С. 118–120; ср.: Новиченков В.И., Новиченкова Н.Г. Об исторической топографии «готской земли»... – С. 37–39, рис. 2. 751 Айбабин А.И. Этническая принадлежность могильников Крыма IV – первой половины VII вв. н.э.//СА. – 1977. – – С. 194; Масякин В.В. Готы//От киммерийцев до крымчаков. – Симферополь, 2004. – С. 69–70. 754 Борисова В.В. Могильник у высоты «Сахарная головка» (по раскопкам и разведкам 1951 и 1953 гг.)//X сб. – 1959. – Вып. 5. – С. 190; Зиневич Г.П. Антропологические материалы средневековых могильников... – С. 33 (в Скалистинском могильнике в VII–IX вв. число таких погребений сокращается до одного из 20, тогда как в VI–VII вв. их было здесь в пять раз больше); Рабочин В.Ю. Антропологические материалы... – С. 165 (исследователь подчеркивает, что из погребений IX в. в могильнике у с. Лучистое не получено ни одного деформированного черепа, однако связывает это «с недостаточным количеством вскрытых погребальных сооружений этого времени»). 755 Репников Н.И. Некоторые могильники области крымских готов//ИАК. – 1906. – Вып.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Grumel Les regestes des actes du Patriarcat de Constantinople/Éd. par V. Grumel , V. Laurent, J. Darrouzes. Paris, 1932–1991. Mansi J. D. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio, in qua praeter ea quae Ph. Labbeus et G. Cossartius... et novissime N. Coleti in lucem edidere, ea omnia insuper suis inlocis optime disposita exhibentur, quae J. D. Mansi... evulgavit... 1–31. Florentiae, Venetiis, 1759–1798; 32–48. Parisiis, 1902–1915; 49–53. Lpz., Arnhem, 1923–1927 (Graz, г 1960–1961). Orientalia Christiana Analecta. R., 1935-. Кн. серия. Orientalia Christiana Periodica. R., 1935-. The Oxford Dictionary of Byzantium 1–3/Ed. by A. P. Kazhdan. N. Y, Oxford, 1991. Oriens Christianus: Hefte fiir die Kunde des christlichen Orients 1–8. L P z., 1901–1911; ser. n. 1–20/22.1911–1924 (1925); 3 ser. 1–36. 1921–1939 (1939/1941); 4 ser. 1–37. Wiesbaden, 1953; 29–65.1981; 66-, 1982-. Parole de l’Orient. Kaslik, Liban, 1970-. Patrologiae cursus completus 1–161/Accurante J.-P. Migne. Series graeca. Parisiis, 1857–1866. Кн. серия. Revue des Études Augustiniennes. Paris, 1955-. Revue des études byzantines. Paris, 1943-. Prosopographisches Lexikon der Phlaiologenzeit/EIrsg. v. E. Trapp et al. Bd. 1–12; Registerband. Wien, 1976–1996. Prosopographie der mittelbyzantinischen Zeit/Erstellt. v.R.-J. Lilie et al. Abt. 1: 641–867. Bd. 1–7. B., N. Y., 1998–2001. Pauly-Wissowa Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft/Von A. F. Pauly. Stuttgart, 1839; von G. Wissowa. Stuttgart, 1890–1980. Sources Chretiennes. Paris, 1940-. Кн. серия. StPatr Studia Patristica (отд. сборники с доп. продолжающейся нумерацией в общей серии TU). Oxford, В., N. Y., Leuven, 1957-. Thesaurus Linguae Graecae. Irvinë University of California, 1972– (включая версию TLG E [CD] и TLG on-linë . Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur/Begriindet v. O. von Gebhard, A. Harnack. Lpz., B., 1882-. Библиографические указатели БУ ТСО Библиографический указатель к «Творениям святых отцов в русском переводе» (1843–1854 гг.)/Под ред. А. Г. Дунаева, иером. Дионисия (Шленова) ; предисл. иером. Дионисия (Шленова)//БВ 2003. 3. С. 276–349; Библиографический указатель к «Творениям святых отцов в русском переводе» (1872–1917 гг.): (С приложением документов из истории ТСО)/Под ред. А. Г. Дунаева, иером. Дионисия (Шленова) ; предисл. иером. Дионисия (Шленова)//БВ 2005–2006. 5/6. С. 493–627.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

1058 См.: Репников Н.И: Эски-Кермен в свете археологических разведок 1928–1929 гг.//Готский сборник: ИГАИМК..– 1932. –.Т. 12..– Вып. 1–8. – С. 134–138; Баранов И.А: Таврика в эпоху раннего средневековья. – К, 1990. – С.57 Sidorenko К А. Procopius» of. Caesarea: consenting the Dory Region and the Long Walls of Byzantine Cherson//Acts, 18th International Byzantine Congress, Collected Papers: Main and Communications, Moscow, 1991. – Vol. 2: History/Archaeology, Religion and Theology. – Sheperdstown,1996. – P. 94–95; Сидоренко В.А. «Готы» области Дори Прокопия Кесарийского и «длинные стены» в Крыму//МАИЭТ –.1991. – Вып. 2 – С. 116–117; Сидоренко В.А. К вопросу о Фуллахи Доросе//МАИЭТ. – (1994) 1995. – Вып.4, – С; 587. 1059 Кадеев В.И, Сорочан С.Б. Экономические связи... – С. 86; Герцен А:Г. Исследование Мангупской крепости//АО 1981 года. – М., 1983. – С. 251–-252; Сидоренко В.А. Исследование склепов горы Мангуп//АО 1982 года. – М., 1984. – С. 329–330; Бармина Н.И. Историческое место Мангупской базилики в христианской архитектуре Тарики: ДиС .... канд. ист. наук/Институт археологии АН УССР. – М., 1983. – С. 50,74–75, 88–89,137; Герцен А.Г. Дорос-Феодоро (Мангуп): от ранневизантийской крепости к феодальному городу//АДСВ. – Екатеринбург, 2003. – Вып. 34. – С. 97–98. 1061 Герцен А.Г., Науменко В.Е. Керамика IX–XI вв. из жилого комплекса на мысе Тешкли-Бурун//АДСВ. – Екатеринбург, 2001. – Вып. 32. – С. 132. 1062 Репников Н.И. Партенитская базилика//ИАК.– 1909.–Вып.32–С. 137, рис.46–48,50;Бармина Н.И. Историческое место... – С. 54–55,108–109; Якобсон A.A. Из истории раннесредневековой архитектуры в Крыму.//Мангупская базилика//СА. – 1940. – Т. 6. – С. 214–215,218–219, рис. 8; Тиханова М.А. Базилика//Материалы по археологии Юго-Западного Крыма. МИА. – 1953. – – С. 337–338; Якобсон A.A. Раннесредневековый Херсонес. – С. 123, прим. 1; С. 195; Боданинский У.А., Засыпкин Б.Н. Чуфут-Кале (по материалам раскопок 1928–29 гг.)//Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии. – Симферополь, 1929. – Т. 30 (60). – С. 175–177, рис. 4–5; Веймарн Е.В. О двух неясных вопросах средневековья Юго-Западного Крыма//Археологические исследования средневекового Крыма. – К., 1968. – С. 60–61, рис. 14; Якобсон A.A. Раннесредневековые сельские поселения Юго-Западной Таврики//МИА. – 1970. – – С. 121; Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. Крепость драгоценностей. Кырк-Ор. Чуфут-Кале. – Симферополь, 1993. – С. 24; Герцен А.Г. К проблеме типологии средневековых городищ Юго-Западной Таврики//Византия и средневековый Крым. – Симферополь, 1995. – С. 86; Гайдукевич В.Ф. Памятники раннего средневековья в Тиритаке//СА. – 1940. – Т.6. – С. 198–199.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 72 г. крепость оставалась единственным не покорившимся Риму местом в стране. Подошедший 10-й рим. легион во главе с Флавием Сильвой окружил скалу стеной и построил вокруг неск. наблюдательных пунктов и лагерей (сохр. следы 8 лагерей). С запада естественное всхолмление было увеличено и превращено в осадный пандус для выдвижения тарана высотой более 70 м (сохр. до наст. времени). В 73/74 г. римляне пробили брешь в стене, после чего Элиезер призвал оставшихся защитников крепости (960 чел.) покончить с собой. Ссылаясь на рассказ 2 уцелевших женщин, спрятавшихся с детьми в пещере, Иосиф Флавий описывает события в М. накануне сдачи крепости защитники собрали и сожгли все ценное (кроме съестных припасов, чтобы враг не думал, что они испугались голода), затем убили жен и детей, после чего выбрали по жребию 10 чел., к-рым предстояло убить остальных. Один из 10 оставшихся также по жребию убил своих собратьев и поджег крепость, а затем покончил жизнь самоубийством. После падения крепости здесь стоял рим. гарнизон (до 111). В V-VI вв. на вершине М. возник мон-рь с небольшой церковью, к-рая имела мозаичный пол, трапезную и кухню. Изучение Широкоизвестная благодаря рассказам Иосифа Флавия, М. одной из первых в Палестине привлекла внимание ученых. В 1838 г. амер. ученые Э. Робинсон и И. Смит идентифицировали ее на местности; в 1842 г. амер. миссионер С. Вулкотт и англ. худож. У. Типпинг (иллюстратор брит. издания «Иудейской войны»), посетив М., оставили ее описания и рисунки. В 1851 г. франц. исследователь Ф. де Сольси раскрыл здесь остатки визант. церкви с мозаичным полом. Он первым снял план крепости и рим. лагеря (план издан в 1875), к-рый уточнил К. Р. Кондер. В 1867 г. англ. военный инженер Ч. Уоррен впервые поднялся в крепость с вост. стороны по упоминаемой Иосифом Флавием Змеиной тропе. В 1909 г. А. В. Домашевски и Р. Э. Брюннов вновь исследовали остатки рим. лагерей; в 1932 г. раскопки М. вел А. Шультен (Германия). С 50-х гг. XX в. работы возглавили израильские археологи: была исследована система водоснабжения крепости и раскопан один из рим. лагерей (1953, Ш. Гуттман, А. Алон); установлены очертания крепостных сооружений и план цитадели (1955, М. Ави-Йона, Н. Авигад; 1956, Й. Ахарони , Гуттман). Основные археологические работы на М. провел И. Ядин (1963-1965) в рамках международной экспедиции, коллектив которой включал сотни добровольцев. Была расчищена почти вся застроенная часть скалы, предпринята попытка восстановления древних построек. В результате работ историка иродианской архитектуры Э. Нецера (1989, 1995-2001) и других ученых были открыты новые строительные фазы, получены эпиграфические материалы эпохи иудейской войны, подробно освещено устройство рим. лагерей. Архитектура и археология

http://pravenc.ru/text/2562538.html

195 Белов Г. Д. Раскопки в северной части Херсонеса в 1931–1933 гг. – С. 225–232, рис. 42, 43, 50, 53; Белов Г. Д. Отчет о раскопках Херсонеса в 1932 г. – Табл.9; ср.: Болгов H. Н. Культурный континуитет... – С. 30, 31, рис. 11. 197 См.: Белов Г. Д. Отчет о раскопках в Херсонесе в 1965 г.//Архив НЗХТ. – Д. 858 I–U. – Л. 13, рис. 39. 198 Белов Г. Д. Раскопки Херсонеса в 1961 г.//СХМ. – 1963. – Вып.З. – С. 57–58; Голофаст Л. А. Стекло ранневизантийского Херсонеса//МАИЭТ. – 2001. – Вып.8. – С. 112–113, комплекс 13; Ранневизантийские сакральные постройки... – С. 59. 199 Белов Г. Д. Раскопки Херсонеса в 1934 г. – Симферополь, 1936. – С. 20, 29–31; Белова-Кудь Л. Н. Монеты из раскопок Херсонеса в 1934 г. – С. 148. 200 Отчет Заведующего раскопками в Херсонесе за 1893 год//ОАК за 1893 г. – СПб., 1895. – С. 53. Этот случай нахождения мощехранилища под престолом храма не учтен в ценном исследовании H. Е. Гайдукова. Он же заставляет с сомнением отнестись к его основному выводу о том, что такие отверстия в базиликах делали исключительно крестовидной формы, а в крестовых храмах – прямоугольной. Видимо, форма мощехранилища не была столь жестко детерминирована конструктивным типом церкви, освященной через положение мощей (ср.: Гайдуков H. Е. Отверстия для вложения мощей... – С. 63). 201 Рыжов С. Г. Отчет о раскопках «Северной базилики» в 1981 г.//Архив НЗХТ. – Д. 2226. – Л. 2. 205 Завадская И. А. Некоторые проблемы датировки комплекса Уваровской базилики Херсонеса//БИАС – Симферополь, 1997. – Вып.1. – С. 304–311; Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Херсонес... – С. 116–132. 206 Лавров П. Жития херсонских святых в греко-славянской письменности//Памятники христианского Херсонеса. – М., 1911. – Вып. 2. – С. 128, гл. 3. В переводе, выполненному с сокращениями по списку XVI в., эта важная деталь опущена (Слово на перенесение мощей Климента Римского : Пер. И. Калиганова//Родник златоструйный. Памятники болгарской литературы IX–XVIII веков. – М., 1990. – С. 312). 208 Подр. см.: Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Херсонес... – С. 120–132, 136–137, план-схема, 43, 44.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Л. 6, рис. 21,1,2; Седикова A.B. Отчет о раскопках водохранилища в Херсонесе в 1993 году. – А. 7, рис. 4. 1752 Лейтон А.К. Технические характеристики транспортных средств раннего средневековья. – М., 1970.– С. 2–5. 1754 Кадеев В.И. История и археология Причерноморья: Статьи разных лет. – Харьков, 2000. – С. 74–75,84. 1755 Домбровский О.И., Паршина Е.А. О раннесредневековой застройке территории античного театра//СХМ. – I960. – Вып. 1. – С. 37. 1759 Баранов И.А. Таврика в составе Хазарского каганата: Автореф. дис.... д-ра. ист. наук. – К., 1994. – С. 18, 19; Сорочан С.Б. О торгово-экономической политике Византии в Таврике VII–IX вв.//Проблемы археологии древнего и средневекового Крыма. – Симферополь, 1996. – С. 116–117, 120; Романчук А.И. Очерки... – С. 108. 1760 РоманчукА.И. Значение археологических исследований в Херсонесе для выявления особенностей развития византийского провинциального города II Античный и средневековый город: Тезисы докладов VII Сюзюмовских чтений. Севастополь, 25 августа – 4 сентября 1994 г. – Екатеринбург; Севастополь 1994. – С. 12. 1762 См.: Сорочан С.Б. Византия и хазары в Таврике: господство или кондоминиум?//ПИФК. – М.; Магнитогорск, 2002. – Вып. 12. – С. 509–543. 1763 Хвостова К В. Количественный подход в средневековой социально-экономической истории. – М., 1980. –С. 123. 1764 Репников Н.И. Эски-Кермен в свете археологических разведок 1928–1929 гг.//ИГАИМК.1932. – Т. 12. С. 199; Айбабин А.И. Этническая история... – С. 119–120,143,148, рис. 58,1; Герцен А.Г. Мангуп: Город в крымском поднебесье. – Симферополь, 2001. – С. 12; Герцен А.Г., Махнева-Чернец О.А. «Пещерные города» Крыма. – Симферополь, 2004. – С. 131, 135, 139. 1765 Могаричев Ю.М. Пещерные сооружения средневековых городищ Юго-Западного Крыма (вопросы классификации, хронологии, интерпретации)//Проблемы истории «пещерных городов» в Крыму. – Симферополь, 1992. – С. 66–67; Могаричев Ю.М. Средневековый Крым//Древний и средневековый Крым. – Симферополь, 2000, – Ч. 1. – С. 139–140. 1766 А.И.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Потом мы переехали в Тикси, потому что жилье на полярке закрыли, да и Олегу надо было нормально в школу ходить — ему приходилось каждое утро ездить за семь километров. А в непогоду мы занимались дома, потому что школа и дорога закрывались. Так здесь все живут, поэтому дети выросли очень ответственными — привыкли работать самостоятельно. Сестра пять лет назад уехала в Воркуту. Я ее отсюда почти что выгнала: «Куда-нибудь уезжай, ты уже большая девочка!». Тем более, она и сама считала, что я ее слишком опекаю… Сын закончил в 2001 году школу и уехал в Москву. Там выучился в МИГАИК, институте геодезии и картографии. За последние десять лет объездил всю страну с командировками. Сначала работал в Москве, а в этом году перебрался в Краснодар, где живет мой отец. Теперь и я могу собираться куда-нибудь на материк — я не смогла бы уехать отсюда, зная, что здесь остаются сестра и сын. Прогноз погоды для Тикси Я работаю в таком направлении метеорологии, как наблюдательная сеть. Это наблюдения по определенной программе, по ней работают в разных странах: в одно и то же время метеорологи во всем мире выходят на площадку и снимают показания. Затем синоптики наносят эти данные на синоптическую карту, и после этого можно проводить анализ и делать прогноз. Конкретно мой отдел (правда, у меня в подчинении всего один человек) занимается подготовкой режимного материала для составления климатических справочников. Полярная станция в Тикси, 1970-80-е гг. Справочники готовятся поэтапно: сначала данные заносятся в таблицы, из таблиц складываются ежемесячники, из ежемесячников составляют ежегодники, а уже из них — климатические справочники, обобщающие наблюдения хотя бы за десяти — двадцатилетний период. Чем дольше ведутся наблюдения, тем климатический справочник более ценен. У нас в Тикси наблюдения ведутся с 1932 года. Уже можно сделать наблюдения об изменениях в климате. В последнее время есть небольшой тренд в повышение температуры. На фоне этого повышения могут быть пики: годы, когда выскакивают аномальный холод и аномальное тепло.

http://pravmir.ru/narisuem-budem-zhit/

бьет по родному лицу — описание эпизода с похвалой труду ремесленника и критикой техники, столь эффективно пережитого Николаем Вершининым, во многих выражениях почти дословно совпадает с формулировками одного из разделов «Дополнения к «Диалектике мифа»» (см.: Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М, 2001. С. 263—265). Близкий образ рисуется также при передаче светских разговоров, состоявшихся в фантастической избушке где–то в Сокольниках («Мне было 19 лет», гл. 6). 199 СССР — столп и утверждение мирового идеализма — аллюзия к названию известного трактата о. Павла Флоренского «Столп и утверждение истины. Опыт православной феодицеи в двенадцати письмах» (М., 1914). 200 «Медленным шагом Рабочий народ» — цитата из популярного в революционных кругах сатирического стихотворения, впервые опубликовано в газете «Искра» (1901) за подписью «Нарцисс Тупорылов» (Л. Мартов, он же Ю. О. Цедербаум). 201 первый по размерам в мире Канал — приводимые далее характеристики объема строительства существенно расходятся с приведенными в заключительной главе книги «Беломорско–Балтийский Канал имени Сталина. История строительства 1931—1934 гг.», которая вышла из печати в январе 1934 года (шлюзов — 19, плотин — 15, дамб — 49, общая длина пути 227 км); указанное расхождение позволяет приблизительно датировать повесть началом 1934 года, так как автор скорее всего сверился бы с книгой, отметившей важную веху в его жизни. 202 «Душой Чтоб бытию причастным быть» — стихотворение Гёте «Одно и всё» (1821) в переводе Н. Н. Вильмонта; юбилейное собрание сочинений Гёте в 13 томах печаталось в СССР с 1932 года и открывалось томом «Лирика», куда входило и данное стихотворение. 203 Имеются в виду участники философской дискуссии (1925—1930), проходившей сугубо в рамках марксистских схем. Одну сторону — «диалектиков» — представляли Деборин А. М. (1881–1963) и Луппол И. К. (1896–1943), «механистов» — Варьяш А. И. (1885–1939). 204 «Деритесь за Канал, как черти!» — типичный образец служебной лагерной риторики или, говоря словами одного из советских литераторов, высказывания «в той манере патетической конкретности, которая присуща всем оперативным беломорстроевским приказам — этой мало изученной, но интересной литературе» (см.: Беломорско–Балтийский Канал имени Сталина. М., 1934. С. 396); приведем для примера еще один лозунг из того же источика: «Превратам зимний январь в жаркий, победный июнь!» (с. 420). 205

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010