Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГУСЕВИЧ Владимир Андреевич (1902, г. Тотьма Вологодской губ.- 1978, Киев), историк, археолог, исследователь центров культуры средневек. Руси - Пскова, Вел. Новгорода и Киева. Окончил Педагогический ин-т в Ленинграде (1925) и аспирантуру ГАИМК (1929) по специальности археолог-искусствовед, был оставлен при ГАИМК в качестве старшего научного сотрудника, в 1931 г. направлен в Псковский музей (1931-1935), одновременно преподавал историю в Псковском педагогическом ин-те. С 1935 г. как зам. директора по науке Управления новгородских Гос. музеев возглавлял исследования памятников истории и культуры Новгорода. С 1941 г. был в эвакуации; в 1943 г. призван на фронт. После окончания войны участвовал в широкомасштабных исследованиях памятников зодчества и археологических раскопках под рук. М. К. Каргера , проводимых на Украине. В 1945-1946 гг. возглавлял научные исследования в музее-заповеднике Киево-Печерской лавры, в 1947-1962 гг. был зав. отделом славяно-рус. археологии Института археологии АН УССР. Инициатор археологических раскопок в Новгороде, исследователь Подола, Чернигова, Путивля, Канева, Выря, Вьяханя, Остёрского городка, Воина. В 50-70 гг. XX в. занимался вопросом происхождения древнерус. городов. Автор 48 научных публикаций. Соч.: Живопись кон. XV ст. в Привологодском районе//Северные памятники древнерус. живописи. Вологда, 1929. С. 13-22; Новый архитектурный тип в рус. зодчестве XVI и XVII ст.//Сб. ГАИМК/Бюро по делам аспирантов. Л., 1929. Т. 1. С. 93-100; Древний Псков// Платонов Н. И., Богусевич В. А. Современный и древний Псков. Псков, 1932. С. 27-44; Стены Староладожской крепости [XV-XVI вв.]//НИС. 1937. Вып. 2. С. 124-125; Раскопки на Ярославовом дворище//Там же. 1938. Вып. 3/4. С. 183-210 (совм. с А. А. Строковым и Б. К. Мантейфелем); Вновь открытые фрески рус. мастеров XIV в.//Там же. 1938. Вып. 3/4. С. 216-218; Раскопки в новгородском Кремле в 1939 г.//Там же. 1939. Вып. 5. С. 3-17 (совм. с А. А. Строковым и Б. К. Мантейфелем); Магдебургские врата XII в.//Там же. 1939. Вып. 6. С. 22-29; Археологические исслед. Новгорода. Новгород, 1939. С. 32 (совм. с А. А. Строковым); Новгород Великий/Под ред. Б. Д. Грекова, Л., 1939. С. 256 (совм. с А. А. Строковым); К вопросу о реставрации Волотовской церкви//НИС. 1940. Вып. 7. С. 48-54; Споруда XI ст. у дbopi киïвського мumponoлima//Apxeoлoriя. К., 1961. С. 105-113. Лит.: Археология. 1980. 33. С. 111. Ю. Р. Савельев Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСЕЕВ Леонид Васильевич (род. в 1921), историк-археолог, специалист по истории и культуре Зап. Руси, д-р исторических наук ЗАБЕЛИН Иван Егорович (1820 - 1908), историк, искусствовед, археолог, коллекционер, один из основателей Исторического музея (ныне Государственный Исторический музей)

http://pravenc.ru/text/149623.html

1932 г. он вновь говорил о свободе творчества. 3 апр. 1933 г. в ред. «Нового мира» во время обсуждения творчества П. Н. Васильева К. обозначили как врага народа, его произведения оценили как контрреволюционные, с «пространной, путаной философией» (Новый мир. 1934. 6. С. 221, 225). В 1935 г. при подготовке 3-го пленума Правления Союза писателей А. А. Сурков в письме Горькому определил К. советским только по паспорту, а не по духу ( Пастернак Е. Б. Борис Пастернак: Мат-лы для биографии. М., 1989. С. 515). Не имея возможности печатать свои произведения, К. занимался в 30-х гг. поэтическими переводами. В 1931 г. он работал над вогульским эпосом и написал поэму «Мадур Ваза-победитель» (вольная обработка поэмы М. А. Плотникова «Янгал-Маа» (Новый мир. 1932. 7-8; М.; Л., 1933; М., 1936). Вышла в свет книга переводов «Сараспан» (М., 1936), вольная обработка части киргиз. эпоса «Манас» - поэма «Алмамбет и Алтынай» (М., 1936). Осознавая невозможность открытого противостояния злу, К. сформулировал для себя этический принцип неучастия во зле. В соответствии с ним он отказывался подписывать коллективные письма против «врагов народа», в 1934 г. хлопотал об улучшении условий жизни высланного в Нарымский край Клюева, в 1935 г. вопреки предупреждениям на неск. дней принял у себя (в писательском доме в Нащокинском пер.) Л. Н. Гумилёва и т. п. 31 июля 1937 г. К. был арестован по обвинению в принадлежности к контрреволюционной орг-ции «Трудовая крестьянская партия». 8 окт. того же года приговорен Военной коллегией Верховного Суда СССР к смертной казни, был расстрелян в тот же день. Семью К. известили о приговоре к 10 годам заключения без права переписки. Погребен в общей могиле на территории Нового кладбища московского Донского мон-ря. Точное место захоронения не установлено. Соч.: Песни: Печаль-Радость. Лада. Бова. М., 1911; Потаенный сад. М., 1913, 1918; Дубравна. М., 1918; Кольцо Лады. М., 1919; Гость чудесный: Избр. стихотворения. М.; Пг., 1923; Домашние песни. М.; Пг., 1923; Сахарный немец.

http://pravenc.ru/text/1841524.html

Алексий (Кузнецов) с 20.03.1917 еп. Сарапульский, вик. Вятской епархии; с 1918 г. еп. Сарапульский (правящий); с 1927 г. в сане архиепископа; в 1931–1932 и в 1935 гг. временно управ. Свердловской епархии; с 22.11.1933 архиеп. Пензенский; с 27.03.1934 архиеп. Тобольский; с 14.05.1934 архиеп. Сарапульский, но в управ. вступил с 22.10.1935; в дек. 1937 г. арестован; расстрелян 9.01.1939. Алексий (Кутепов) 1.12.1988 хирот. во еп. Зарайского, вик. Московской епархии; с 30.12.1988 в сане архиепископа; с 20.07.1990 архиеп. Алмаатинский и Казахстанский (с 30.01.1991 Алмаатинский и Семипалатинский). Алексий (Орлов) 3.06.1923 хирот. во еп. Бугумильского, вик. Самарской епархии; с 1923 г. в обновленческом расколе; с 1924 г. после покаяния еп. Курганский; с 16.09.1937 еп. Мамалыжский, вик. Сарапульской епархии; с 11.02.1931 еп. Енотаевский; с 5.06.1931 еп. Сызранский; с 24.08.1931 еп. Омский; с 11.08.1933 в сане архиепископа; с авг. 1935 г. епархией не управ. Алексий (Палицын) 28.03.1926 хирот. во еп. Можайского, вик. Московской епархии; с 1941 г. архиеп. Волоколамский; с 1942 г. архиеп. Куйбышевский и Сызранский; † 8.04.1952. Алексий (Пантелеев) 6.02.1927 хирот. во еп. Сан-Францисского; позднее еп. Аляскинский; с 1947 г. архиеп. Омский и Тарский (Омский и Тюменский); † 4.09.1948. Алексий (Сергеев) 20.05.1935 хирот. во еп. Каширского; в 1936 г. еп. Серпуховской; с 5.08.1937 еп. Вологодский; с 16.08.1937 еп. Егорьевский, вик. Московской епархии; с 1.09.1937 еп. Ивановский; с 1938 г. в расколе; с 1939 г. запрещен в священнослужении и предан архиерейскому суду; с дек. 1940 г. прощен и назначен еп. Тульским; с 1941 г. архиеп. Кишиневский; с 1942 г. архиеп. Уфимский; с сент. 1942 г. архиеп. Рязанский; с 11.07.1943 управ. Калужской и Тульской епархиями; с мая 1944 г. архиеп. Ярославский; с 13.01.1941 архиеп. Курский и Белгородский; с 3.06.1948 архиеп. Челябинский и Златоустовский (указу не подчинился); с 2.07.1948 на покое; с 24.08.1948 архиеп. Челябинский и Златоустовский; с 17.03.1950 архиеп. Калининский и Кашинский; с 29.07.1954 на покое; с 14.03.1957 архиеп. Алмаатинский и Казахстанский; с 20.02.1958 на покое; † 6.04.1968.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Глеб (Покровский), архиепископ Свердловский и Ирбитский Родился 8 апреля 1881 года. Окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1904 году рукоположен в сан иерея. До 1923 года сведений не имеем, по всей вероятности священствовал в Московской епархии. 23 дек.1923 года хиротонисан Святейшим Патриархом Тихоном во епископа Михайловского, вик. Рязанской епархии. С 4 апр.1925 года епархией не управлял. 19 окт.1928 года уволен на покой. С 8 июля 1932 года – епископ Соликамский, вик. Пермской епархии. С 16 июня 1933 года – епископ Пермский. 9 июля 1934 года возведен в сан архиепископа. В 1935 г. – архиепископ Свердловский. С сентября 1935 года епархией не управлял. Год смерти неизвестен. Литература: «ЖМП” 1934, 22, стр.4. «Церк. обновл.» 1924, 4–5, стр.22. ФПС I, 190, стр.7. ФПС II, стр.4. ФПС IV, стр.3. ФПС V, 61. ФАМ I, 77, стр.7. Von 1923 bis 1926 war er auf den Solovki-Inseln inhaftiert. 1937 wurde er erschossen. Literatur: M. Pol‘skij, Novye mueniki I, 168; II, 128. Regel‘son 452 , 533 , 543 , 553. Gleb (Smirnov Ivan Ivanovi) EB von Orel und Brjansk Geboren am 23.8.1913 in Orechovo-Zuevo, Gouv. Moskau, sein Vater war der Protoierej Ioann Petrovi Smirnov, auch seine Vorfahren waren Geistliche. 1917 siedelt die Familie ins Dorf Zacharovo, Gouv. Rjazan‘ über. Er besuchte die Mittelschule in Rjazan‘, dann die tech­nische Schule in Moskau und konnte 1935 sie als technischer Leiter abschließen. Bis 1953 arbeitete er als Vw in einem Unternehmen in Rjazan‘ und in der obl. Rjazan‘. 22 .9.1953 Diakonweihe durch M Nikolaj ufarovskij. 11 .11.1957 Priesterweihe. Er diente als Diakon und Priester in Rjazan‘, in Michajlov und im Dorf Letovo, Ep. Rjazan‘. Seit 1965 ist er Protoierej. 1960 wird er Witwer. Ab 12.9. 1973 ist er Vorsteher der Boris-Gleb-Kathedrale in Rjazan‘ und Sekretär der Eparchieverwaltung. 4 .5.1976 Mönchsweihe, 5.5.1976 Archimandrit. 7 .5.1976 Ernennung zum В von Orel und Brjansk. 9 .5.1976 Bischofsweihe durch den Patriarchen u.a. Hierarchen. 7 .9.1978 Erhebung zum EB. Literatur: mP 1976,7,10–12. StdO 1976,9,3. mP 1978,11,2. mP 1978,12,6. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Не менее интересны также послания, письма и резолюции митр. Сергия по различным вопросам церковной жизни, в том числе связанные с расколами и разделениями, происходившими в 1930-х гг. в СССР и в русской церковной диаспоре. То же относится к определениям Священного Синода (наряду с текущими печатались и некоторые постановления за 1928-1930 гг.), касающимся конкретных дисциплинарных проступков священнослужителей (таких определений больше всего), общих вопросов канонической дисциплины, вопросов богослужебной практики и оргвопросов. Определения по каноническим вопросам особенно ярко характеризуют сложную обстановку 1930-х гг., в том числе характерное для тех лет расстройство церковно-епархиальной жизни, падение церковной дисциплины, понижение уровня богословской подготовки и упадок канонического сознания в среде пастырей и архипастырей, зачастую не прошедших академической школы; по этой причине большое место в синодальных определениях отводилось мотивировке принимаемых решений, отчего некоторые определения превращались в настоящие богословские экскурсы, например, определение «О мироварении» (о дне освящения св. Мира) от 29 марта 1932 года 9-10). В 1935 г. с усилением в СССР государственного давления на религиозные организации издание было прекращено. В 1943 г. в условиях изменившегося отношения власти к Русской Православной Церкви Журнал был возобновлен; символично, что первый номер вышел 12 сентября 1943 года, в день восшествия на Первосвятительский престол, пустовавший почти два десятилетия, Святейшего Патриарха Сергия. С тех пор и до сего дня Журнал выходит ежемесячно (исключением являются 1994-1996 гг.). Его тираж, составлявший в 1940-х годах 15 000 экз., постепенно увеличивался, дойдя к 1989 г. до 32 000 экз.; в последующие годы в связи с экономическими трудностями начального периода перестройки тираж снизился, составив в 1995 г. всего 3000 экз.; далее вновь начал возрастать (в 2008 г. — 9000 экз.). В 1940-х гг. объем каждого номера варьировался в зависимости от наличного материала от 22 до 104 стр., составляя в среднем 60 стр.; в 1950-х гг. — в среднем 72 стр.; в 1960-1980-х гг. — 80 стр.; в 1990-х гг. — 88 стр.; к 2008 г. он достиг 96 стр.

http://patriarchia.ru/db/text/5306940.ht...

Сегодня также день памяти заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Сергея Николаевича Анохина, скончавшегося в 1986 году. Он родился 19 марта 1910 г. в Москве в семье служащих. В 1926 г. окончил 7 классов средней школы, был рабочим. В 1928 г. Сергей окончил автомобильные курсы, работал шофёром. В 1930г. Сергей окончил Московскую планерную школу, в 1931 г. Высшую лётно-планерную школу в Коктебеле, в 1932 Центральную лётную школу Осоавиахима, и в 1935 г. Высшую парашютную школу. В 1935-1940 гг. Анохин занимался подготовкой лётчиков и парашютистов в Турции. В 1940-1941 гг. работал в Центральном аэроклубе командиром планерного звена, отряда, авиаэскадрильи. В 1941-1943 гг. служил командиром лётно-испытательного отряда Опытно-испытательного полигона ВДВ. Провёл испытания планеров. Во время Великой Отечественной войны Анохин до 1943 г. командир лётного отряда 19-й гвардейской воздушно-десантной бригады (Калининский фронт); совершил несколько боевых вылетов в тыл врага к партизанам на планерах. С сентября 1943 г. по август 1962 г. Анохин находился на лётно-испытательной работе в ЛИИ. Выполнил первый полёт и провёл испытания «302П» в планерном варианте (1943), Як-7Б с ПВРД ДМ-4С (15.05.1944), Як-3ПД (1945). Провёл исследования по влиянию перегрузок на организм и работоспособность лётчика в полёте. 17 мая 1945 г. во время проведения контрольных испытаний Як-3 на прочность Анохин получил тяжёлые ранения, в результате которых потерял левый глаз, однако в декабре 1945 г. вновь вернулся на лётно-испытательную работу. Летчик выполнил первый полёт и провёл испытания Як-25, Як-30, Як-50, планеров А-13, А-15, «Амур». Анохин испытывал также Як-19, ЛЛ-1 и ЛЛ-2, МиГ-15, Су-15 («П»), Як-20, Ту-104, Ту-16. Он принимал участие в испытаниях большого количества опытных самолётов различных ОКБ. В 1953 г. Герой Советского Союза Анохин стал лауреатом Государственной премии СССР. В 1959 г. ему присвоено звание Заслуженный лётчик-испытатель СССР. Награждён 3 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, 3 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями, иностранной медалью. В 1962-1964 гг. Анохин был заместителем начальника комплекса по методическим вопросам. В 1964 г. он ушел в отставку, работал в ОКБ-1 (НПО «Энергия») на различных должностях. Похоронен Анохин на Новодевичьем кладбище. Его именем названы улица в Жуковском и малая планета.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/15/de...

Под судом никогда не был и административным взысканиям ни разу не подвергался. На военной службе не был, т.к. в годы Гражданской войны и в годы Отечественной войны был освобожден от воинской повинности по состоянию зрения. Высшим образованием и теми знаниями, которые я приобрел, я обязан Московской Духовной Академии, ее наставникам и ее исключительно ценной библиотеке, которой я неустанно пользовался с 1917 года по 1932 год. Моих наставников, когда-то учивших меня, я смог по мере моих сил отблагодарить тем, что, в свою очередь, обучал их детей в средних учебных заведениях. Теперь же мне очень хотелось бы отблагодарить и мою Alma Mater, посвятив ей все мои силы, как только я смогу и сумею, в оставшиеся мне годы жизни. 29 января 1954 г., Загорск Сергей Волков 263 Печатается по авторской машинописи, имеющей заголовок: Сергей Волков. Материалы для книги «Эрмитаж» (1913–1935 гг.). «Вехи». (Даты и события.), датируемой концом 1945 года, поскольку этот год указан в подзаголовке, а изложение событий обрывается на конце его осени. Содержит развернутый план воспоминаний с 1913 по 1919 год включительно и с 1935 по осень 1945 г. Соответствующий план, охватывающий 1920–1934 гг., в бумагах С.А. Волкова не обнаружен, как не найден и так называемый «Московский дневник», упомянутый им несколько раз, к которому относятся его справки по некоторым персонажам, на отдельном листке вместе с подготовительными материалами и выписками для воспоминаний о МДА: они даны в тексте после перечня событий 1919 г. (Веревкина, Гирс, Левковы, Липатовы, Матвеевы, Спасские и пр.). Собственно тексту в оригинале предшествует любопытная автобиографическая справка, впоследствии дополненная и расширенная Е.А. Коневым, увязывающая воедино хронологию и топографию жизни С.А. Волкова, которую я привожу, опуская даты рождения и смерти. Места жительства: 1) село Маврино Московской губ., Богородского уезда, Ивановской волости (1899–1904 гг.); 2) Черкизово под Москвой (весна–осень 1904 г.); 3) с. Савино и с. Петровское, Московской губ., Богородского уезда (1905 r.); 4) с. Огуднево Московской губ., Богородского уезда (1906–1909 г.); 5) в Сергиевом Посаде (Загорске) Московской губ./обл. – с 1909 г. и до конца жизни. Кроме того: 6) Москва, Волков пер. 1 (лето и осень 1919 г.) и 7) быв. Гефсиманский скит (МООСО) (осень, зима, весна 1942/1943 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

Бройдо Григорий Исакович (Герш Ицкович) (1883–1956) – советский государственный деятель. Член РСДРП с 1903 г., примыкал к меньшевикам. С 1918 г. большевик. В 1921–1923 гг. зам. наркома по делам национальностей. Организатор и первый ректор Коммунистического университета трудящихся Востока (1921–1926). В 1933–1934 гг. первый секретарь ЦК КП Таджикистана. В 1934–1941 гг. зам. наркома просвещения РСФСР. Кандидат в члены ЦК ВКП(б) (1934–1939). Автор трудов по национальному вопросу. В 1941 г. репрессирован. Амнистирован в апреле 1953 г., реабилитирован в 1955 г. Броннер Вольф Моисеевич (1876–1939) – организатор здравоохранения, врач, революционный деятель. Родился в г. Верхнеудинске Забайкальской обл. Учился на медицинском факультете Томского университета (1894–1899), откуда был исключен за участие в студенческих беспорядках. Медицинское образование завершил в Берлине (1900). Активно участвовал в революционной деятельности. Большевик с 1904 г. С 1918 г. работал в Наркомздраве, руководил организацией борьбы с венерическими заболеваниями в РСФСР. По его инициативе организован Государственный венерологический институт в Москве (1921). С 1924 г. редактор журнала «Венерология и дерматология». В 1931–1935 гг. зав. кафедрой кожных и венерических болезней Центрального института усовершенствования врачей, директор Государственного венерологического института (1932–1937). Зав. иностранным отделом Наркомата здравоохранения СССР. Арестован в 1937 г. Расстрелян, реабилитирован в 1956 г. Бубнов Андрей Сергеевич (1884–1938) – советский партийный и государственный деятель. Родился в Иваново-Вознесенске. Был исключен из Московского сельскохозяйственного института за революционную деятельность. Член РСДРП с 1903 г. Член ЦК партии (1917–1918, 1924–1938). В 1924–1934 гг. член Оргбюро ЦК РКП(б)–ВКП(6б). В 1922–1924 гг. зав. Отделом агитации и пропаганды ЦК РКП(б). В 1924–1929 гг. нач. Политуправления РККА, член РВС СССР. С сентября 1929 г. нарком просвещения РСФСР. В 1937 г. арестован. Расстрелян. Реабилитирован в 1956 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Казем-Бек Александр Львович (19021977) – родился в г. Казани в старинной дворянской семье. Окончил Ревельскую немецкую гимназию. В 1919 г. эмигрировал. Учился в университетах Белграда и Мюнхена, в Высшей школе политических и социальных наук в Париже. В 1923 г. избран председателем Главного совета объединения русской молодежи. Создатель и лидер Союза младороссов, преобразованного в 1935 г. в Младоросскую партию, одним из лозунгов которой был девиз «Царь и Советы». Перед Отечественной войной по его инициативе в Париже действовали «собеседования круглых столов», в которых участвовали многие русские общественные 239 деятели, заявлявшие о необходимости борьбы всех русских против Германии, если последует ее нападение на СССР. В июне 1940 г. был отправлен французскими властями в концлагерь, откуда был вызволен благодаря усилиям влиятельных общественных и политических деятелей. После освобождения выехал в США. В 1941 г., с началом Отечественной войны, объявил о роспуске Младоросской партии. В Америке активно сотрудничал в газете «Новая заря» (г. Сан-Франциско). В 1944 г. был приглашен в Йельский университет преподавать русский язык и литературу, в 1946 г. в Коннектикутский колледж в г. Нью-Лондоне. В 1954 г. подал просьбу о принятии советского гражданства. В 1956 г. приехал в СССР. Работал в «Журнале Московской Патриархии». В 1962 г. назначен старшим консультантом в Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата. Каледин Алексей Максимович (18611918) – генерал от кавалерии, атаман Донского казачьего войска и глава войскового правительства с 1917 г. Карагеоргиевичи. В 18081813, 18421858 гг. княжеская, а с 1903 г. – королевская династия в Сербии, в 19181929 гг. в Королевстве СХС, в 19291945 гг. в Югославии. Фактически правили до 1941 г. Караджич Вук (17871864) – виднейший деятель эпохи Сербского Возрождения. Кассиан ( Сергей Сергеевич Безобразов ; 18921965) – епископ. Родился в С.-Петербурге. В 1914 г. закончил С.-Петербургский университет. В 19181920 гг. профессор Туркестанского университета. В 19211922 гг. преподавал в Православном Богословском Институте в Петрограде. В 1922 г. эмигрировал. В 19231924 гг. преподавал в Белградском университете. В 19251965 гг. профессор Православного Свято-Сергиевского Богословского Института в Париже. В 1932 г. принял монашеский постриг. Во время второй мировой войны жил на Афоне. В 1947 г. хиротонисан во епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сочинения Петридиса «Хорал и вариации 2 на «Христос воскресе»» для струнных (1939/41-1943) ( Slonimsky et al. 1997) и «Хорал и вариации 1 на «Господи сил»» для струнных (1940) основаны на известных правосл. песнопениях. В качестве тем использованы гармонизованные мелодии визант. церковных распевов, а вариации представляют собой их полифоническую разработку. Произведения Петридиса «Византийская жертва» (Βυζαντιν θυσα) (1934-1935 или 1936), переработанная в 1958-1964 гг., и оратория «Святой Павел» для чтеца, 4 солистов, хора и оркестра (1950) также обнаруживают влияние византийского пения. А. Евангелатос. Фотография. Кон. XX в. А. Евангелатос. Фотография. Кон. XX в. Пониридис, современник Петридиса, использовал элементы греч. церковного пения в произведениях «Три византийские мелодии» (Τρα βυζαντιν μλοι), op. 1 (1922), op. 2 (1938) и «Кассия» (Κασσιαν), «византийская» кантата для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра (1939). В музыке Пониридиса связь с церковнопевч. искусством проявляется в звуковысотной и ритмической областях ( Merakos). Влияние церковного пения также слышно в произведении композитора того же времени Евангелатоса «Византийская мелодия для струнного оркестра» (1936). Хотя автор не цитирует ясно и полностью церковную мелодию, он включает в произведение элементы, близкие к певч. традиции: фоновое звучание, напоминающее исократиму, к-рое высвечивает мелодию с преобладающим поступенным движением, формульность мелодического материала, обороты, близкие к церковным напевам. М. Каломирис. Фотография. 40-е гг. XX в. М. Каломирис. Фотография. 40-е гг. XX в. Ведущий представитель греч. национальной композиторской школы Каломирис написал неск. произведений, включающих гармонизации церковных распевов. Его «Религиозные песни», 3-я ч. соч. «Приношения греческой молодежи: Песни для школьных, армейских и рабочих хоров» (1917-1955),- это собрание гармонизаций песнопений визант. традиции (нек-рые из них присутствуют в виде обработок и в др. произведениях Каломириса). В течение XX в. гармонизации греч. церковных мелодий, часто для голосов a cappella (в т. ч. предназначенные для богослужения), делали и др. значительные композиторы: Э. Риадис (1880-1935), К. Сфакианакис, Н. Ламбеле (1864-1932), Т. Георгиу, Э. Яннидис, Т. Зес (род. в 1927), Т. (Р.) Папаконстантину (1948-1969) и др.

http://pravenc.ru/text/180654.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010