- 2. - С. 15-17. 6. Владыка Михаил также подвергался гонениям, арестам и ссылкам. О его непростой судьбе см.: Веденеев Д. В борьбе за единство православной Украины. Страницы жизни Патриаршего Экзарха [Эл. ресурс]. - Режим доступа: 7. ОГА СБУ. - Ф. 16. - Оп. 1. - Д. 32. - Л. 1-3; В. Балицкий возглавлял НКВД и органы госбезопасности УССР в 1924-1930 и 1934-1937 гг., в 1931-1934 гг. - заместитель председателя ОГПУ СССР. Расстрелян 27 ноября 1937 г. Не реабилитирован. 8. Антоний (Василий Панкеев, 1892-1938), епископ Белгородский, священномученик (с 2000). Уроженец Херсонщины, воспитанник Одесской духовной семинарии. Расстрелян в июне 1938 г. на Дальнем Востоке. Онуфрий (Гагалюк, 1888-1938), священномученик (с 2000), расстрелян одновременно с владыкой Антонием. 9. ОГА 16. - Оп. 30. - СБУ. - Ф. 16. - Оп. 1. - Д. 32. - Л. 3. Священномученика владыку Василия (Зеленцова) расстреляли 7 февраля 1930 г. 10. ОГА СБУ. - Ф. 16. - Оп. 30. - Д. 68. - Л. 182, 188. 11. ОГА СБУ. - Ф. 16. - Оп. 30. - Ф. Д. 68. - Л. 152. 12. ОГА СБУ. - Ф. 6. - Д. 71156фп. - Л. 57. 13. ОГА СБУ. - Ф. 16. - Оп. 30. - Ф. Д. 68. - Л. 154. 14. ОГА СБУ. - Ф. 6. - Д. 71156 фп. - Л. 54-56. 15. Предчувствуя арест, А.Успенский имитировал самоубийство в Днепре, бежал из Киева, укрываясь в разных городах СССР по чужим документам. Был объявлен во всесоюзный розыск, арестован на Урале и 27 января 1940 г. расстрелян. Не реабилитирован. Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам: 02.06.2021 10.11.2020 09.11.2020 05.11.2020 05.03.2020 Бывший СССР 05.04.2024 05.04.2024 05.04.2024 05.04.2024 04.04.2024 Последние комментарии 06.04.2024 00:13 05.04.2024 20:56 05.04.2024 20:36 05.04.2024 20:21 05.04.2024 19:54 05.04.2024 18:06 05.04.2024 14:50 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/opp/2018/fevral/22/s_...

В 1764 г. монастырь был упразднен, его собор обращён в приходской храм. Архитектурный комплекс бывшего Распятского-Новорождественского монастыря состоит из храма, колокольни над западными Святыми вратами, ограды и восточных врат. Собор в честь Распятия Господня был заложен в 1718 г., однако строительство прервалось в 1721 г. и было завершено лишь в 1749-1751 гг. По задумке храмоздательницы, княжны Назареты Матвеевны Гагариной, собор планировалось сделать копией возводимого тогда в Санкт-Петербурге Петропавловского собора. Однако казнь отца Н.М. Гагариной (сибирский губернатор М.П. Гагарин был казнен в 1721 г. за " лихоимство " ) прервала постройку. Был возведен лишь первый этаж. Строительство было завершено в 1749-1751 гг. по новому проекту. Причт состоял из священника, диакона,псаломщика, пономаря и просвирни, не имел нареканий по службе, члены причта имели церковные и государственные награды. На 1916 г. в здании колокольни располагалась церковноприходская школа. Храм был закрыт в 1931-32 гг. после смерти настоятеля. Здание было передано медицинскому училищу, устроившему здесь общежитие: одноэтажный храм внутри разделен на два этажа, уничтожены все возможные следы культового предназначения здания. Со второй половины 2000-х гг. храм возвращен верующим. Возобновлены богослужения. Каменная однокупольная шестистолпная церковь. В XIX в. стены были покрыты штукатуркой и срублен первоначальный декор. В таком виде внешние формы храма дошли до настоящего времени. Существующий вид - шестистолпный односветный объем под глухим восьмигранным барабаном со шпилем. Среди элементов декора - треугольные фронтоны входов и штукатурные обрамления окон с полуциркульным архивольтом. Надвратная церковь-колокольня выстроена из кирпича во второй половине XVIII века. Основание трехъярусного здания занимают святые ворота с двумя калитками и помещение надвратной церкви. Выше поднимается четверик колокольни, несущий восьмигранник звона. Композиционная основа сооружения близка московской Сухаревой башне. В детальном убранстве использованы пилястры, рустовка углов, фигурные наличники, филенки. Уникальный памятник архитектуры барокко, одна из высотных доминант центра города, длительное время находится в бесхозном состоянии, вследствие чего пришел в аварийное состояние. Храм-колокольня в 1980-е гг. утратил все крыши, лишился значительной части архитектурного убранства (в частности, почти всех белокаменных карнизов, в нескольких местах пробиты своды) и продолжает разрушаться.

http://sobory.ru/article/?object=02941

структуры и высших органов управления Старообрядческой поморской церкви (СПЦ) (ныне Древлеправославная поморская церковь (ДПЦ)) Л. и оформление центров «старой веры» в Каунасе (1922-1944), затем в Вильнюсе (с кон. 1944). 6 мая 1922 г. в Каунасе состоялся 1-й Вселитовский съезд старообрядцев, избравший высший орган управления СПЦ между съездами,- Центральный старообрядческий совет (ЦСС). В следующем году при ЦСС начала работу духовная комиссия из 5 наставников, к-рая решала дисциплинарные вопросы. 20 мая 1923 г. были опубликованы «Временные правила, регулирующие отношения между старообрядческой организацией Литвы и правительством Литвы», т. о. деятельность СПЦ в Л. получила юридическую основу. С 1925 г. литов. правительство регулярно выделяло ЦСС в Л. финансовую помощь, наставники за ведение метрических книг получали зарплату из бюджета. В 1923 г. в Л. проживало более 32 тыс. старообрядцев-поморцев, в сер. 30-х гг. XX в.- свыше 42 тыс. поморцев (почти 2% жителей страны). В 20-30-х гг. XX в. в Л. состоялось 8 старообрядческих съездов. Старообрядческая моленная в честь Успения Пресв. Богородицы и арх. Михаила. 2013 г. Фотография. 2014 г. Старообрядческая моленная в честь Успения Пресв. Богородицы и арх. Михаила. 2013 г. Фотография. 2014 г. В 1922-1940 гг. ЦСС сыграл огромную роль в объединении поморских общин и упрочении юридического положения СПЦ в Л. ЦСС объединял более 50 общин, каждая из к-рых имела своего наставника, созывал вселитов. съезды староверов и наставников в Каунасе, оказывал помощь в ремонте и строительстве молитвенных домов (было построено не менее 9). ЦСС проделал значительную работу по упорядочению ведения метрических книг в общинах (с 1923 велись на литов. яз., позже на литов. и рус. языках). Организовывались церковные и молодежные хоры, помощь получили сотни членов общин. При содействии ЦСС в 1929-1940 гг. в Каунасе работало Старообрядческое жен. благотворительное об-во. Важным достижением было проведение в 1931-1933 гг. Литовских старообрядческих духовных курсов в Каунасе.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

29 Вадим Васильевич Овчинников 1921 г. рождения. Сын двоюродного брата о. Иоанна, Василия Николаевича Овчинникова, и внук крёстной Параскевы Иларионовны, – приходился о. Иоанну племянником. Инженер-строитель, жил в Орле. Скончался в 1993 г., похоронен на Крестительском кладбище в одной ограде с Константином Михайловичем Крестьянкиным. 30 Храм Рождества Христова в Измайлове построен в конце XVII в. В годы гонений храм не закрывался. Главная святыня – чудотворный список Иерусалимской иконы Божией Матери. 31 Митрополит Николай (Ярушевич Борис Дорофеевич, 1892–1961) – с 1944 г. митрополит Крутицкий и Коломенский, управляющий Московской епархией. Постоянный член Священного Синода, ближайший советник и помощник Патриарха в решении всех общецерковных вопросов. С 1946 г. – председатель вновь созданного Отдела внешних церковных сношений при Священном Синоде. Деятельный, образованный, инициативный человек. Пользовался большим авторитетом как у духовенства, так и среди мирян. В июне 1960 г. уволен на покой в связи с ухудшением состояния здоровья. Скончался в декабре 1961 г. Погребён в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. 32 Протоиерей Михаил Николаевич Преферансов родился в 1864 г. в селе Алферьево Клинского уезда Московской губернии, в крестьянской семье. В 1891 г. окончил Московскую духовную семинарию, служил в храмах Московской епархии. В 1929 г. был первый раз арестован, но вскоре освобождён. В 1930-х гг. служил в церкви Знамения Божией Матери в Перове. В 1938 г. был вновь арестован, а в 1939 г. освобождён. В 1944 г. уже был настоятелем храма Рождества Христова в Измайлове в сане протоиерея. Умер в феврале 1947 г. 33 Храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище построен в 1824 г. В 1925 г. храм был захвачен обновленцами. В 1944 г. при распаде обновленчества церковь Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище первая вернулась под омофор Московской Патриархии. 34 Протодиакон Сергий Павлович Туриков родился 25 сентября 1885 г. в селе Шереметьевка Сызранского уезда Симбирской губернии, в крестьянской семье. Окончил городское училище, служил в армии на Дальнем Востоке, где и были замечены его вокальные способности. С Дальнего Востока он был направлен в Петербург для поступления в консерваторию. Музыкальное образование не закончил, т.к. с началом Первой мировой войны был призван в армию. За мужество и отвагу был неоднократно награждён и стал полным георгиевским кавалером. В 1922 г. в Москве рукоположен во диакона. Подвергался арестам в 1931 и 1932 гг., был сослан на три года в Казахстан (ссылку отбывал в Алма-Ате). В 1940-х гг. служил в Москве в сане протодиакона, затем в Свято-Троицкой Сергиевой лавре в сане архидиакона. С 1952 г. снова служил в Москве сначала в Преображенской церкви на Преображенской площади, затем в храме Всех святых на Соколе. Многие поколения диаконов учились у него служению. Скончался 26 июня 1962 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

В документах 30-х гг. XX в. З. в. называется как вик-ством Свердловской епархии (с 1931), так и самостоятельной епархией. Противоречие объясняется в первую очередь изменением епархиального деления в кон. 20-х гг., после издания определения Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия и Временного Патриаршего Синода от 27 дек. 1928 г. об учреждении в Патриаршей Церкви церковных округов в соответствии с новым гражданским административно-территориальным делением страны на области и округа и о предоставлении особых полномочий архиереям главных городов церковных округов. Территория Уральской обл. была разделена на 2 церковных округа - Свердловский и Челябинский (в 1933 на территории Уральской обл. в подчинении митр. Сергия (Страгородского) имелось 8 епархий, объединявших 681 приход, и ставропигиальная единоверческая община; в Златоустовской епархии насчитывалось 8 приходов; см.: Лавринов. 2007. С. 134). З. в., сохраняя статус полусамостоятельной епархии, вошло в Свердловскую церковную область, правящий архиерей к-рой получил полномочия обл. архиерея (в обязанности обл. архиерея входили попечение о епархиях его области, оставшихся без епископа, до разрешения вопроса Патриархией; выяснение и сообщение Патриархии количества, статуса и границ имеющихся в области епархий с указанием входящих в их состав районов, а также количества правосл. приходов в каждой из них; превращение имеющихся на территории области полусамостоятельных епархий в самостоятельные). 17 янв. 1934 г. постановлением ВЦИК Уральская обл. была разделена на 3 области: Свердловскую с центром в Свердловске, Челябинскую с центром в Челябинске и Обско-Иртышскую с центром в Тюмени. Определением от 12 марта 1934 г. Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия и Временного Патриаршего Синода полномочия обл. архиереев были расширены. Теперь обл. архиерей имел право посещать епархии для ознакомления с местной церковной жизнью, мог назначать временно управляющих на вдовствующие кафедры. Кроме того, он получил полномочия требовать от архиереев области отчеты о состоянии их епархий. Указанные определения высшей церковной власти и их проведение в жизнь, очевидно, и стали причинами неопределенности статуса бывш. вик-ств, приобретших в 20-х гг. некоторые права самостоятельных епархий, в т. ч. З. в. 28 марта 1934 г. вышел указ митр. Сергия и Временного при нем Синода о перераспределении границ уральских епархий. Весной того же года Свердловский и Ирбитский архиеп. Макарий (Звёздов) передал 167 «тихоновских» приходов в Челябинскую церковную область, которая была разделена на 3 епархии: Челябинскую (95 приходов), Курганскую (40 приходов) и Златоустовскую (32 прихода) (Объединенный ГА Челябинской обл. Ф. Р-274. Оп. 3. Д. 4254. Л. 58-65, 100, 103, 110).

http://pravenc.ru/text/199911.html

По ряду признаков (моделировка, золотные швы, орнамент па нимбе Марии, обильное использование жемчуга) она близка к другой суздальской пелене с аналогично исполненной надписью на подкладке: кнжны елены сисевы 506 . Жемчужный же узор на каймах повторяет орнамент более ранней суздальской пелены «Богоматерь Знамение» 507 . Все это, а также происхождение пелен заставляет отнести их к одной и той же мастерской суздальского Покровского монастыря 508 . ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Покровского монастыря 1597. С. 15. Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 17, 18971; Георгиевский 1927. С. 18–19. Табл. X, рис. 1. 32. ПЕЛЕНА БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ (СМОЛЕНСКАЯ) Суздаль, мастерская Покровского монастыря (?), вторая половила XVI в. Атлас (XVI в., Италия), тафта (XVI в., Восток), шелковые, льняные, серебряные и золотные пряденые нити, серебро, камни; ткачество, шитье, тиснение. 34х28 Вклад княжны Елены Сисеевой в суздальский Покровский монастырь. Поступила из Владимирского музея в 1931 г. 509 Инв. ТК-2562 Кат. 32 На среднике подвесной пелены к небольшой моленной иконе по малиновому атласу вышито поясное изображение Богоматери с чуть повернутой головой к Младенцу, сидящему на ее левой руке. Младенец изображен прямоличным, благословляющим простертой рукой, в другой его руке – свернутый свиток. Личное шито некрученым песочного цвета шелком «в раскол» местами «по форме» с оттенениями серым шелком на лбу, вокруг глаз, по абрису ликов, на шеях и суставах рук. Черты ликов отмечены коричневым, белки глаз – белым. Одежды шиты пряденой золотной нитью с тонкой цветной прикрепой (швы – «черенок», «ягодка с одним стежком»). Складки отмечены золотной «веревочкой». Нимбы зашиты пряденым золотом: «городком» у Младенца и простым швом с рельефным растительным орнаментом у Богоматери, в который среди извивающихся веток в кругах были вшиты пять камешков (сохранилось два красных камня). По фону средника, зашитому серебром с серой прикрепой, выполнен рельефный золотой узор в виде вьюнка и остролистых клейм.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Index Leonianus. Индексы 1590 и 1593 гг. были напечатаны, но никогда не применялись. См.: Hilgers J. Der Index der verbotenen Bucher: In seiner neuen Fassung dargelegt und rechtlich-historisch gewurdigt. Freiburg im Breisgau, 1904 (penp.: Freiburg im Breisgau, 1987). Конгрегация Списка была упразднена в 1917 г. с изданием motuproprio Alloquentes Proxime папы Бенедикта XV, после чего списком стала вновь заниматься Святая Конгрегация Римской инквизиции, или Святейший Кабинет, а с 1965 г. – созданная в соответствии с motu proprio папы Павла VI Integrae servandae Конгрегация распространения веры (propaganda fide), которую первым возглавил Альфредо кардинал Оттавиани, один из самых консервативных прелатов своего времени; до своего избрания папой главой Конгрегации был Йозеф кардинал Ратцингер. Правила чтения книг были вновь переработаны и помещены в новый Кодекс канонического права (Codex luris Canonici). Список продолжал регулярно обновляться и после 1917 г. Последнее, 32–е издание Index librorum prohibitorum вышло в 1948 г. Туда попали 4 000 книг, запрещенных из–за ереси, аморальности, элементов порнографии и т.д. В разное время в Список входили сочинения Эразма Роттердамского, Иоганна Кеплера, Джордано Бруно, Галилея, Нострадамуса, Лоренцо Валла, Данте Алигьери, Николо Маккьявелли, Боккаччо, Лоренса Стерна, Даниэля Дефо, Коперника, Бальзака, обоих Дюма (отца и сына), Сервантеса и др. (полный список авторов, попавших в список, см. в: Martinez de Bujanda J., Richter M. Op. cit.). В Списке были, например, труды болландистов; «Диспуты» ( Disputationes de controversiis christianae fidei adversus hujus temporis haereticos. Рим, 1581–1593) известного богослова–полемиста и гуманиста, одного из 32 учителей Католической церкви [о чем объявил папа Пий XI (1922–1939) в 1931 г.] иезуита Роберта кардинала Беллармина (1542–1621), исполнявшего должность Великого инквизитора Католической церкви (он, кстати, осудил Галилея и учение Коперника), который был канонизирован в 1930 г. («Диспуты» Беллармйна на котороткое время попали в Индекс, главным образом, за мысль о том, что теоретически и папа может быть еретиком, хотя в тот же момент, когда это случится, еретик перестанет быть папой; столь смелая диалектика не понравилась деспотичному Сиксту V (1585–1590), который считал, что она ограничивает священные папские полномочия); сочинения Марии Фаустины Ковальски (1905–1938), в 2000 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 291. Л. 98–99. Движение серафимовцев было известно также в 1870-х гг. в Псковской губернии. Бросается в глаза типологическое сходство учения и ритуалистики серафимовцев с движениями нового хлыстовства (см. ниже), широко распространенными в 1920–1940-х гг. См.: Христианство . Энциклопедический словарь. В 3 тт. Т. 2. М., 1995. С. 547–548. 17 Никольская З. А. К характеристике течения так называемых истинно-пра­во­славных христиан//Вопросы истории религии и атеизма. Т. 9. Современное сектантство и его преодоление. По материалам экспедиции в Тамбовскую область в 1959 г. М., 1961. С. 181–183. Устав Православной Церкви знает только один акафист – Пресвятой Богородице, читаемый в 5-ю субботу Великого поста (“Похвала Богородицы”). Другие акафисты, строго говоря, предназначены лишь для внебогослужебного употребления. См. Архимандрит Киприан (Керн) . Литургика. Гимнография и эортология. М., 1997. С. 32–34. 19 Демьянов А. И. Истинно-православное христианство . Критика идеологии и деятельности. Воронеж, 1977. С. 117–118; Никольская З. А. К характеристике течения так называемых истинно-православных христиан. С. 178–179. 20 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 181. Л. 12–12 об., 13; Демьянов А. И. Истинно-православное христианство . С. 116–117; Никольская З. А. К характеристике течения так называемых истинно-православных христиан. С. 179. 28 Панченко А. А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М., 2002. С. 258. 31 Подробнее см. Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. С. 10–152. 32 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943. М., 1994. С. 165, 169; Митрополит Сергий (Страгородский) . О полномочиях Патриаршего Местоблюстителя и его Заместителя//Журнал Московской Патриархии в 1931–1935 годы. М., 2001. С. 21. Ср. замечание одного из деятелей оппозиции: “В январе 1934 г. я возвратился в Уфу здесь митр Сергия не признают, у нас автокефалия, до собора мы признаем и подчиняемся м Петру Крутицкому”. – Цит. по: Шкаровский М. В. Иосифлянство. С. 146.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1921 г. Вологодский еп. сщмч. Александр (Трапицын) под давлением властей и агитаторов обновленского толка вынужден был уйти на покой, в 1923 г. он был арестован и сослан. Кафедру занял еп. Александр (Надеждин), в нояб. 1922 г. присоединившийся к обновленчеству . Обновленцы захватили Софийский собор, 1 авг. 1922 г. открыли епархиальное управление, в 1922-1923 гг. издавали в Вологде журнал. Приходы, сохранившие верность Патриарху св. Тихону, перешли под временное управление викарного Вельского еп. сщмч. Николая (Караулова) . 29 марта 1925 г. состоялось собрание вологодского духовенства и мирян, верных канонической Церкви, на к-ром Вологодским архиепископом был избран Сильвестр (Братановский) , управлявший В. е. до 1928 г. После перевода архиеп. Сильвестра на Калужскую кафедру В. е. возглавил архиеп. Амвросий (Смирнов) , арестованный в 1931 г. С этого времени епархией в течение 2 лет управлял Кронштадтский еп. Венедикт (Плотников ; 4 апр. 1933 возведен в сан архиепископа, 16 июня назначен архиепископом Вологодским, через 4 месяца переведен в Новгородскую епархию). Последний предвоенный Вологодский еп. Георгий епархией фактически не управлял, в сент. 1940 г. был уволен на покой. До 1945 г. Вологодская кафедра не замещалась. Воскресенский собор в Вологде. 1772–1776 гг. Архит. Златицкий. Фотография. 2004 г. Воскресенский собор в Вологде. 1772–1776 гг. Архит. Златицкий. Фотография. 2004 г. В 1923 г. в Вологде была зарегистрирована 41 община. Вскоре началась масштабная кампания по закрытию храмов: в нач. 1924 г. были закрыты Софийский собор, в к-ром предполагали устроить филиал антирелиг. музея, Спасо-Всеградский собор, Иоанно-Предтеченская Рощенская, Никольская Сенноплощадская и Афанасиевская (через нек-рое время разрушенная) церкви и еще 12 храмов и 3 часовни. 19 дек. 1924 г. в стенах упраздненного Кириллова Белозерского мон-ря был основан Кирилло-Белозерский музей-заповедник. В эти же годы были разрушены первые храмы. Все религ. общины Вологды должны были в срочном порядке ремонтировать храмы, в противном случае либо договор на пользование церковным имуществом расторгался, либо община должна была «добровольно» отказаться от храма. В 1928 г. в Вологде под разными предлогами было закрыто 5 церквей, с марта 1929 по март 1930 г.- 32 храма, в 1932-1937 гг. было снесено 6 храмов. К 1938 г. Патриаршей Церкви принадлежали кладбищенские нижний храм Рождество-Богородицкой ц. и Лазаревский храм, обновленцы служили в Воскресенском соборе, в кладбищенской Введенской ц., часть к-рой использовали также григорианцы, и в верхнем храме Рождество-Богородицкой ц. 5 марта 1938 г. были закрыты обновленческие Воскресенский собор, Введенская ц., 2 дек. 1938 г.- холодный храм (2-й этаж) ц. Рождества Богородицы, вскоре и Лазаревская ц. К 1940 г. в Вологде действовал только храм в честь Рождества Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/155162.html

25 Покровский Александр Иванович – выпускник Московской духовной академии. В 1900 г. защитил магистерскую диссертацию «Библейское учение о первобытной религии», в 1916 – докторскую «Соборы древней церкви первых трёх веков». В 1917–1918 – член Поместного собора Русской православной церкви. Уклонился в обновленческий раскол, участник обновленческих соборов 1923 и 1925 гг. 26 Донатизм – раскольническое движение, возникшее в Карфагенской церкви в IV в. Причиной раскола стала реакция части христиан на поведение клириков, которые во время гонений Диоклетиана пошли на сотрудничество с имперскими властями. Донатисты считали, что святость истинной церкви зависит от совершенства ее служителей, готовых претерпеть мученичество за веру. 27 Донатизм – см. примечание 26. 28 «Кревияс (криевияс) циня» («Российская борьба») – латышская коммунистическая газета, выходившая в России в 1918–1930 гг. 29 Исправление внесено, поскольку, судя по смыслу, в газете допущена явная опечатка. 30 Не совсем точная цитата из трагедии А.Н. Майкова «Два мира». 31 Стихотворение А.Н. Майкова. 32 Согласно современной топонимике – вентспилскому. 33 Имеется в виду Маргерс Скуениекс, в декабре 1926 г. возглавивший Латвийское правительство. В январе 1928 года вышел в отставку. Вновь возглавлял правительство в 1931–1933 гг. Занимал также должности министра финансов и министра внутренних дел. После присоединения Латвии к СССР был арестован, в 1941 году расстрелян. 34 «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» ( Пс. 1: 1–2 ). 35 Калнин (Калниньш) Паулс – депутат Сейма всех созывов. В 1925–1934 – председатель Сейма. Председатель ЛСДРП. 36 В данном месте в тексте исправлена явная опечатка. В газетном тексте: «Что, снова не хватает? – снова несутся...» 37 К. Иллос и М.Герценштейн – депутаты I Думы от партии кадетов, оба еврейского происхождения. Были убиты черносотенцами. 38 Бредис Фридрих Андреевич (1888–1918) – участник Первой мировой войны, полковник, командир 1-го Усть-двинского латышского стрелкового полка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010