Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОКТУСОВ Николай Петрович (20.02.1883, с. Солодники Черноярского у. Астраханской губ.- 27.07.1959, Москва), проф. МДА, инспектор МДАиС, зам. председателя ОВЦС МП. Род. в семье священника, учился в Астраханских ДУ и ДС, затем в КазДА, к-рую окончил в 1907 г. со степенью канд. богословия за работу «Второе послание к Солунянам св. ап. Павла (Опыт экзегетического анализа)» и правом на соискание степени магистра без дополнительных устных испытаний. По решению Совета академии Д. был оставлен профессорским стипендиатом на кафедре Свящ. Писания НЗ. В 1907-1908 гг. прослушал краткосрочный курс отд-ния словесности при историко-филологическом фак-те Казанского ун-та для преподавателей средних учебных заведений. В 1908-1909 гг. преподавал лит-ру, лат. и рус. языки во 2-й и в 3-й жен. гимназиях, а в 1910-1919 гг.- в 1-й муж. гимназии г. Царицына. В 1919 г. директор 1-й муж. гимназии по выборам. С 1919 г. лектор Царицынского ун-та на педагогическом отд-нии. С 1920 г. преподавал те же предметы в г. Новороссийске. В 1920 г. состоял председателем Педагогического совета Новороссийской гимназии по выборам. В 1920-1923 гг. преподавал в рабочем техникуме г. Туапсе. Д. был преподавателем и лектором военных школ: школы красноармейских частей 10-й армии (1919), школы красноармейцев при 31-й дивизии 3-го батальона 3-го стрелкового полка 32-й бригады (1920) и Морской обороны вост. сектора Чёрного м. (1921-1923). В 20-х гг. Д. переехал в Москву. Преподавал на рабочем фак-те при Московском химико-технологическом институте им. Д. И. Менделеева (1923-1933), во Всесоюзном ин-те журналистики (1931-1938), в Ин-те красной профессуры (1933-1938), в Московском ин-те истории, философии и лит-ры (1938-1941), а также на Центральных газетных курсах (1938-1939, 1942-1944) и в Московском техникуме машиностроения им. С. Орджоникидзе (1942-1944). В 1944 г. Д. был приглашен в число преподавателей открывшихся Правосл. богословского ин-та и Богословско-пастырских курсов в Москве, преобразованных в авг. 1946 г. в МДАиС. В янв. 1947 г. Аттестационная комиссия Московской Патриархии под председательством митр. Николая (Ярушевича) утвердила Д. в звании доцента. Он быстро включился в научно-богословскую работу и, еще будучи доцентом, начал вести самостоятельный академический лекционный курс Свящ. Писания НЗ, основываясь на разработках проф. Н. Н. Глубоковского . Также преподавал в академии слав. и лат. языки, а с 1954 г.- факультативный курс основ педагогики. По воспоминаниям преподавателей и студентов, «всех слушавших лекции Николая Петровича поражала широта его эрудиции в области его новой специальности, именно эрудиции, а не просто начитанности», «он мог основательно ответить на любой вопрос - не только богословский». В 1949 г. Д. купил у одного из московских коллекционеров собрание старинных крестиков, положившее начало музею при воссозданном Церковно-археологическом кабинете.

http://pravenc.ru/text/178764.html

Воронеж. Собор Владимира равноапостольного. Владимирский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Владимира равноапостольного Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:Между 1896 и 1909. Год утраты:1931 (взорван) Архитектор:А.А. Кюи (автор проекта), А.М. Баранов (производство работ) Ссылки:   Адрес: Воронеж, улица Кольцовская. Сквер, ограниченный улицами: Кольцовская, 9 Января, Свободы и Революции 1905 года (район " Луча " ). Координаты: 51.662691, 39.187177 Проезд:от жд вокзала нужно доехать до ост " Луч " автобусы: 6, 6М, 120, 20Б, 10А, 26А, 113, 113КТ, 113КШ. от Центрального автовокзала : 80, от юго-западной автостанции: 120. от левобережного автовокзала: 6, 6М. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Идея воздвигнуть это грандиозное сооружение родилась в 1888 году, в 900-летнюю годовщину принятия христианства на Руси. В память о достославном событии воронежцы решили посвятить церковь святому князю Владимиру (ок. 960-1015). 30 июня 1888 года епископ воронежский Вениамин (Смирнов) сообщил городской думе о намерении епархии учредить новый храм и просил отмежевать для него подобающий земельный участок. Удобных мест для строительства думе виделось несколько: Новоконная площадь на пересечении улиц Большой Девицкой (ныне 9 Января) и Лесных дворов (ныне Кольцовская), место близ вокзала - между земской больницей и железной дорогой, назывались еще Кольцовский сквер и Сенная площадь (сейчас стадион на ул. Студенческой). Проект строительства церкви выполнен в 1889 году губернским архитектором А.А. Кюи. Старший брат композитора и военного инженера Цезаря Кюи, Александр Антонович жил и работал в Воронеже с 1854 года. Он принимал участие в создании монумента Петру I (1860), увенчал вторым этажом Александринский детский приют (ул. К. Маркса, 45), построил несколько жилых домов. А.А. Кюи в молодости учился в Академии художеств у Константина Тона, творца так называемого византийского стиля. Классическим образцом этого направления является известный храм Христа Спасителя в Москве, взорванный в 1930-е гг. и возрожденный на рубеже тысячелетий. В архитектуре Владимирского собора черты византийского стиля четко просматривались. Пятиглавый, без колокольни, со сложным лепным декором фасадов, он имел размеры 17 на 15 сажен (36 на 32 м).

http://sobory.ru/article/?object=35371

Скачать epub pdf Недавно в «Издательстве имени святителя Игнатия Ставропольского» вышли «Воспоминания «смертника» о пережитом» протоиерея Михаила Чельцова . В предисловии к книге рассказывается, что он, в 1922 г. проходя по одному делу со священномучеником митрополитом Вениамином, был приговорен к расстрелу, но помилован и принял свой мученический венец позже – в ночь на Рождество 1931 г. К сожалению, излагая биографию протоиерея, автор преди­словия ничего не говорит о том, что о. Михаил был обновленцем – не в позднейшем смысле слова, означающем участника обновленческого раскола, а в первоначальном, как член «Союза церковного обновления» – знаменитой группы 32-х священников, опубликовавших в 1905 г. записку «К церковному собору», дополнявшую со стороны священников известные «Отзывы епархиальных архиереев» по вопросу о церковной реформе. Символично, что большинство членов этой группы не примкнуло к «обновленцам» 20-х годов, но сохранило, подобно протоиерею Михаилу Чельцову , верность патриарху Тихону. Предлагаемая вниманию читателей «Православной общины» статья написана в 1907 г., когда слово «обновленец» еще не было скомпрометировано связью с преступной и богоборческой властью и не стало презрительной кличкой. Сейчас, когда слово это вновь оказывается у всех на устах, полезно узнать, какое содержание вкладывали в него люди, его создав­шие и запечатлевшие свою верность Богу и Церкви своей мучениче­ской кровью В качестве приложения мы даем отрывок из его же статьи 1928 г. «В чем причина церковной разрухи 1920–1930 гг.», где о. Михаил, вглядываясь в прошлое и рисуя картину петербургской церковной жизни начала ХХ в., объясняет, почему причины обновленческого раскола 20-х годов нельзя искать в деятельности петербургских обновленцев – священников, вдохновленных идеей благодатного обновления церкви. Наоборот, благодаря сложившейся в Санкт-Петербургской епархии атмосфере церковной свободы в условиях человеческих отношений епископа со священниками привела к тому, что даже в первые годы советской власти в этой епархии сохранялись мир и взаимопонимание, церковная дисциплина и послушание.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Cheltso...

Спас-Коркодино. Церковь Спаса Преображения. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кирпичная однокупольная церковь в стиле ампир с отдельно стоящей колокольней, выстроенная на средства С.П. Фонвизина в 1826-1858 гг. Приделы Михаило-Архангельский и Никольский. Закрыта в 1931 г., разобрана на кирпич в 1956 г. (по другим данным в 1958). В 2008-2009 гг. построена небольшая церковь-часовня, есть планы восстановления храма. Часовня в честь Преображения Господня построена рядом с фундаментом разрушенного храма. 29 сентября 2012 года на временный храм-часовню был водружен крест. Здесь же лаконичный плакат, на котором запечатлен храм в его былом великолепии, и две даты: построен в 1828 году; разрушен в 1956 году. В 1815 году на деньги помещика Сергея Павловича Фонвизина, родственника знаменитого писателя Дениса Ивановича Фонвизина, началось строительство каменной церкви в стиле ампир с двумя приделами. Придел во имя святителя Николая Чудотворца был освящен 29 июля 1828 года, а придел во имя Архангела Михаила — 20 июля 1831 года. В 1892 году деревянную церковь аккуратно разобрали, а древние иконы перенесли в каменный храм. С трехъярусной колокольни открывался прекрасный вид на Клинско-Дмитровскую гряду, на живописные холмы и леса, на долину реки Лутосни, извивающейся среди прибрежного кустарника. Архитектуру храма отличали чистота линий и строгость пропорций. Внутри вся церковь была расписана. Отапливался храм тремя голландскими печами. Трехъярусная колокольня, высотой до верха карниза 32 метра, имела форму столпа. На ней было 6 колоколов. С колокольни открывался прекрасный вид на Клинско-Дмитриевскую гряду. Рядом с церковью находились деревянные постройки: дом священника, дом просфорницы, а также построенные в 1893 году дом псаломщика и церковная сторожка. В 1906 году в церкви служили священник Феодор Березкин, диакон Александр Ильинский и пономарь Гавриил Воронцов. После 1906 года — священники Василий Благовещенский, Василий Соколов и Феодор Некрасов, а также псаломщик Дмитрий Замыслов. 19 ноября 1922 года в Преображенской церкви начал свое диаконское служение священномученик Василий Крылов. После трехлетнего диаконского служения в Спас-Коркодино, отец Василий был рукоположен во священника к этой же церкви и прослужил до ее закрытия 5 февраля 1931 года.  13 апреля 1938 года отец Василий был арестован и приговорен к расстрелу. Священник Василий Крылов был расстрелян 1 июля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. В 2000 году причислен к собору новомучеников и исповедников Российских.

http://sobory.ru/article/?object=42695

Кировск. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи (новая). Иоанно-Предтеченская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Усекновения главы Иоанна Предтечи Год постройки:не ранее 2015. Ссылки:   Адрес: Ленинградская обл., г. Кировск, ул. Набережная, д. 6а Координаты: 59.881358, 30.982109 Проезд:автобусом от м. Дыбенко; электричкой с Московского ж/д вокзала до станции Невдубстрой, далее автобусом до автостанции. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Вновь образованная община верующих г. Кировск для богослужений с 1992 года временно использовала переоборудованное старое деревянное складское здание. Проект нового храма из современных стройматериалов, на основе стального несущего каркаса, разработал в 1997-1998 гг. арх. П.И. Лошаков. К началу лета 1998 года выполнен нулевой цикл строительства, однако в связи со сменой городской администрации и нехваткой средств работы были заморожены. В связи с этим, в 1-й пол. 2000-х гг. временная церковь была расширена, ныне представляет собой протяжённый барачного вида корпус с имитирующей восьмерик на четверике одноглавой надстройкой посередине. Обустроен в 1992 в здании, переоборудованном для совершения богослужений. Освящен 13 марта 2000 прот. Станиславом Малиновским. Новый храм строится с 1998 (арх. П.И. Лошаков, Е.В. Иванова). В центре Кировска возводят храм. Городом он стал недавно, в 1953 году, до этого числился посёлком строителей ГРЭС им. С.М. Кирова. Основан в 1931 году как посёлок Невдубстрой. Стройка развернулась на берегу Невы, рядом с действующей церковью. Маленькая часовня около автовокзала г. Кировска существует уже довольно давно, а вот большая церковь усекновения главы Иоанна Предтечи Тихвинской Епархии строиться стала в 2016 году. Благословение получил лишь третий предпроект – двухэтажное здание площадью более 500 кв. м и высотой 32 м. За основу был взят храм в честь Святой Троицы в Самаре (архитектор Ю.И. Харитонов). 31 мая 2016 года был положен первый кирпич, а полгода спустя – построен нижний этаж, в 2017 году – второй этаж, в 2018 году возвели своды и пять арочных барабанов: большой – в центре, и четыре малых – по углам. 18 августа по благословению епископа Мстислава, отец Богдан совершил малое освящение нижнего храма, а затем провел всенощное бдение. На следующий день – в праздник Преображения Господня состоялась первая Божественная Литургия. С 19 августа 2018 года службы в нижнем храме стали постоянными.

http://sobory.ru/article/?object=49510

Незнань (Пирогово). Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Каменная церковь, построенная вместо сгоревшей в 1809 г. деревянной на средства Редриковых и Панковых. В 1840 г. пристроены Митрофановский и Казанский приделы. Сломана в сер. ХХ в. На всех сайтах фактически указано, что ничего не сохранилось. На высоком берегу речки Незнани рядом с с.Пирогово находится погост Незнань. В 1809 г. на средства помещиков Редрикова и Панова здесь построена каменная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. К приходу храма относились сёла: Пирогово, Калитино, Волохово, Малое Грызлово, Глебово и Трухачёво. С 1890 г. при церкви существовала школа. По данным 1925 г., в Пирогове значилось 32 двора, 116 жителей, 25 садов, 5 колодцев. В 1931 г. храм закрыли и приспособили под зерносклад (организовали колхоз «Горки»)... Деревня начала пустеть после большого пожара, случившегося в 1940 г. Выгорела почти вся деревня. В 1960 гг. село Пирогово попало в число неперспективных. Около 1980 г. село прекратило своё существование. В 1983 г. здесь было организовано одно из садово-огородных товариществ Пущино – «Пирогово». Уже тогда на месте храма, рассказывают, были руины. Часть стен, сохранившаяся крупица храма (N54° 45.695′, E37° 44.460′), стали опорами для бочки. http://alxlav.ru/?p=1288; http://sobory.ru/forum3/viewtopic.php?t=27226 Приход села Незнани находится в 67 вер. от. Тулы. в 30 в. от Каширы, при речке того же названия, в местности лесистой и богатой ключами и родниками. О времени возникновения прихода сведений не сохранилось. Относительно же происхождения названия села, существует такая догадка. Среди лесных дебрей, покрывавших некогда эту местность, возник поселок, вдали от проезжей дороги; вследствие местных неудобств, его обитатели редко сносились с соседними селениями, и их, заброшенный в лесной глуши поселок, мало кому быль известен, отчего этому поселку и дано название Незнани. Приход, кроме села, составляют деревни: Пирогово, Калетино, Глебово, Малое Грызлово, Трухачево, Волохово и Новоселки, из коих самая отдаленная Трухачево в 7-ми верстах от храма. Общее население прихода 534 м. п. и 561 ж. пола. В приходе есть раскольники в числе 4 д. безпоповщинского толка. Кроме земледелия, многие из прихожан занимаются отхожим промыслом: работают на фабриках, заводах, столярничают, слесарничают и т. д.

http://sobory.ru/article/?object=23360

Новости Скончался один из старейших архиереев РПЦ митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава Причина смерти – двусторонняя пневмония 01.06.2020 10:32 Фото: cheb-eparhia.ru Чебоксары, 1 июня. На 90-м году жизни скончался глава Чувашской митрополии митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава (Кедров). Митрополит Варнава был госпитализирован в городскую больницу и переведен в реанимацию, у него диагностирована двусторонняя пневмония, сообщает пресс-служба Чувашской митрополии . Владимир Викторович Кедров, будущий митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, родился 21 апреля 1931 года в селе Высокое Рязанского района Рязанской области. Происходил из священнического рода, ведущего свое начало от XVII века. В 1945 году получил среднее образование. С 1951 по 1953 гг. был пономарем с. Бахмачеево Рязанской обл. Мервинского района у своего дяди прот. Петра Смирнова. В 1953-1955 гг. иподиаконствовал у Рязанского архиепископа Николая (Чуфаровского; +1967), помогал при ремонте Рязанского Борисо-Глебского кафедрального собора. В мае 1955 года вступил в число братии Троице-Сергиевой Лавры. 10 декабря того же года наместником Лавры архим. Пименом (Извековым, впоследствии Патриархом) в Сергиевском Трапезном храме пострижен в монашество с именем в честь святого ап. Варнавы. 18 января 1956 года назначен ризничным Лавры. Патриарх Алексий I (Симанский) рукоположил монаха Варнаву 15 февраля 1956 года в Богоявленском Патриаршем соборе г. Москвы в сан иеродиакона, а 9 марта 1957 года в Крестовой церкви в патриарших покоях Лавры – в сан иеромонаха. В 1960 году возведен в сан игумена, награжден крестом с украшениями в 1963 году. В праздник преп. Сергия 8 октября 1965 года возведен в сан архимандрита. С 1970 по 1974 годы архимандрит Варнава нес послушание благочинного Лавры и состоял исполняющим обязанности наместника Лавры с 1970 по 1973 годы. После смерти Патриарха Алексия I вошел в комиссию по ревизии Патриарших покоев и по проведению Поместного собора для избрания нового Патриарха. Член Поместного Собора 1971 года от братии Троице-Сергиевой Лавры.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАНОВ Алексей Иванович (12.05.1890, с. Смердово Ковровского у. Владимирской губ.- 3.10.1976, Ленинград), церковный историк, библеист. Из крестьянской семьи. Окончил Шуйское ДУ (1901-1905), Владимирскую ДС (1905-1911), Петроградскую ДА (1911-1915), оставлен в академии профессорским стипендиатом на кафедре истории Византийской Церкви (1915-1917). Одновременно учился в Петроградском историко-археологическом ин-те, который окончил в 1917 г., в 1916-1918 гг. посещал в качестве вольнослушателя занятия на историко-филологическом фак-те Петроградского ун-та. В 1914 г. под рук. акад. Ф. И. Успенского занимался в Русском историко-археологическом ин-те в Стамбуле. За курсовое соч. «Кирилл I Лукарис, Патриарх Константинопольский» получил степень канд. богословия. Первой опубликованной работой И. стала написанная на основе архивных материалов ст. «Епископ Владимирский Павел (1763-1769)» (Владимирские ЕВ. 1910. 31. С. 557-562; 32. С. 580-585). А. И. Иванов. Фотография. 50-е гг. XX в. А. И. Иванов. Фотография. 50-е гг. XX в. В 1918 г. И. преподавал в петроградских гимназиях. С 1919 г. работал инструктором по охране памятников и старины во Владимирском отделе народного образования, затем зав. подотделом искусств. В 1921 г. по инициативе И. во Владимире был возрожден губ. музей, И. стал его директором (1921-1926). Благодаря усилиям И. были учтены и взяты под гос. охрану памятники белокаменного зодчества, гражданской и церковной архитектуры Владимиро-Суздальской земли, в губернии создана сеть музеев, организованы археологические раскопки в Ковровском и Судогодском уездах. В 1-й пол. 20-х гг. И. являлся активным членом Владимирского губ. научного об-ва по изучению местного края, затем опубликовал ряд краеведческих работ (Кляземский городок, бывш. удельный г. Стародуб. Владимир, 1926; Город Владимир на Клязьме. Владимир, 1927; Город Ковров в прошлом и настоящем. Ковров, 1928), в т. ч. в «Трудах Владимирского государственного областного музея», в «Трудах губернского научного общества по изучению местного края», в ж. «Наше хозяйство»; преподавал во Владимирском педагогическом ин-те, в Муромцевском сельскохозяйственном техникуме. 25 июля 1931 г. И. был арестован вместе с др. владимирскими краеведами и архивистами, обвинен в организации «музейной контрреволюционной подгруппы», в создании в музее «антисоветского церковного архива», в «пропаганде» находящихся в музее мощей, в содержании и ремонте на гос. средства действующих и закрытых церквей и мон-рей под видом их реставрации, в поддержке связи с «контрреволюционной профессурой» Москвы и Ленинграда. 3 нояб. 1931 г. И. был освобожден (реабилитирован 17 марта 1989).

http://pravenc.ru/text/200477.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО Заставка к Евангелию от Луки. Евангелие Хитрово. Ок. 1400 г. (РГБ. Ф. 304. III. 3/М. 8657. Л. 103) Заставка к Евангелию от Луки. Евангелие Хитрово. Ок. 1400 г. (РГБ. Ф. 304. III. 3/М. 8657. Л. 103) Евангелие Хитрово (РГБ. Ф. 304. III. 3/М. 8657), лицевая рукопись времени прп. Андрея Рублёва, получившая название по имени последнего владельца Б. М. Хитрово; памятник древнерус. книжного искусства. Относится к типу служебных Евангелий (Евангелие (полный апракос) с месяцесловом). Это рукопись большого формата, в 1° (32,2×24,8 см), написанная на пергамене (299 л.) уставом в 2 столбца. По палеографическим признакам датируется кон. XIV - нач. XV в. Переплет XVII в.- доски, обтянутые бархатом 2 цветов: с золотисто-зелеными цветами и узорами рытого бархата по атласному малиновому полю. На верхней крышке серебряные, гравированные чернью наугольники с образами евангелистов и средник с изображением Распятия, на нижней - 5 овальных серебряных жуковин. Сведения о происхождении Е. Х. содержатся в пространной вкладной записи боярина оружничего и дворецкого Хитрово в Троице-Сергиев мон-рь. В надписи, выполненной по нижнему полю на л. 3-61, сказано, что Е. Х. было подарено Хитрово в 1677 г. царем Феодором Алексеевичем, а сам Хитрово «сие Евангелие для [из-за] древняго писма далъ въ обитель пресвятыя и живоначальныя Троицы…». На последнем листе той же рукой написано: «Въ лето 6740 (1231-1233)». Вероятно, вклад следует датировать 1679 г. (см.: ВКТСМ. С. 279). Имеющиеся в рукописи др. пометы исторического характера (СКСРК, XIV. 186. С. 327) к этой надписи ничего не добавляют. Е. Х. постоянно хранилось в ризнице Троице-Сергиевой лавры. После национализации монастырского собрания в 1920 г. было передано в Сергиевский филиал Гос. Румянцевского музея и б-ки (хранилось по-прежнему в ризнице лавры). В 1921-1931 гг. оно находилось на выставке древнерус. рукописной книги и искусства XIV-XV вв. в Сергиевском музее (Троице-Сергиева лавра), в РГБ поступило с одной из этих выставок 11 марта 1931 г.

http://pravenc.ru/text/180927.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРА Ивановна Оболенская (6.03. 1889, г. Грубешов, ныне Хрубешув, Польша - 17.12.1937, г. Боровичи Ленинградской, ныне Новгородской, обл.), мц. (пам. 4 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Из рода князей Оболенских, дочь штабс-ротмистра полкового адъютанта 13-го Гусарского Нарвского полка, впосл. чиновника городской управы. В 1899 г. поступила в Смольный ин-т благородных девиц в С.-Петербурге. 26 мая 1904 г. окончила его с серебряной медалью. Мч. Кира Оболенская. Фотография. Нач. XX в. Мч. Кира Оболенская. Фотография. Нач. XX в. В 1906 г. семья Оболенских переехала в С.-Петербург. В 1906-1910 гг. К. давала частные уроки. С 1910 г. преподавала в бесплатной школе для бедных и в др. школах в рабочих районах С.-Петербурга: на Лиговской ул., при железнодорожной ст. Поповка, на заводе «Треугольник», в городском уч-ще на ул. Бронницкой и т. д. В мае 1917 г. окончила высшие курсы франц. языка при об-ве «Alliance Francaise de Petrograd». С 1918 г. работала преподавателем и библиотекарем в советских школах 32, 84, 73. В сер. 20-х гг. XX в. была членом Александро-Невского братства; была духовной дочерью архим. Варлаама (Сацердотского). 14 сент. 1930 г. была арестована по делу дворянок вместе с бывш. фрейлиной императрицы Н. П. Дурново и дворянкой О. А. Эльбен. На допросе заявила о своем несогласии с политикой советской власти по отношению к Церкви, негативно отзывалась о коллективизации. Карательные меры властей на допросе назвала террором, неприемлемым для гуманного и цивилизованного гос-ва. Отрицала свою причастность к к.-л. враждебным советской власти орг-циям. К. заявила: «Называть какие бы то ни было фамилии, если бы речь шла об их причастности к политической критике против сов. власти, считаю недостойной себя». 5 окт. 1930 г. сестра В. И. Ленина А. И. Елизарова-Ульянова (знавшая К. по работе в школе на ст. Поповка) прислала в ОГПУ письмо, в котором отрекомендовала ее как человека, трудящегося со школьной скамьи, ничем не проявлявшего своего княжеского происхождения. Тем не менее 15 янв. 1931 г. К. была приговорена Особой тройкой Постоянного представительства ОГПУ в Ленинградском военном окр. за «контрреволюционную агитацию» к заключению в ИТЛ на 5 лет. После вынесения приговора отправлена этапом в г. Кемь. Определена в Беломоро-Балтийский ИТЛ; работала педагогом и медсестрой в больнице лагеря. В 1933 г. переведена в ИТЛ в Свирь.

http://pravenc.ru/text/1840139.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010