Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла План храма в Беф-Сане позднего бронзового века [Вефсан, Бет-Шеан; евр.      ], г. в уделе колена Манассии (Нав 17. 11, 16; Суд 1. 27), к-рый израильтянам не удавалось завоевать вплоть до эпохи царей. Тело царя Саула было вывешено филистимлянами для поругания в Б.-С. после поражения при Гелвуйской горе (1 Цар 31. 10-12). Овладеть городом евреи смогли лишь при царе Давиде (X в. до Р. Х.). В правление царя Соломона он был причислен к району Мегиддо и Фаанаха (3 Цар 4. 12). Б.-С. часто упоминается в Свящ. Писании (1 Макк 5. 52; 12. 40-42; 2 Макк 12. 29-31). В эпоху эллинизма он назывался Скифополь и превратился в главный город Десятиградия (единственный по зап. сторону р. Иордан). Город разросся и в пределах новых стен достиг площади почти в 100 га. Он фактически был центром Галилеи, имел статус епископии, в эпоху крестовых походов - архиепископии. Б.-С. располагался на месте совр. Телль-эль-Хусн, на развалинах холма юж. берега вади Джалуд (библ. Харод - Суд 7. 1), в стратегически важной точке Сев. Палестины: на соединении долин Иордана и Изреель, в месте, откуда на Сирию и Трансиорданию отходят ветви главного приморского пути (Via maris). Удобные для обработки земли, круглогодичное поступление речной воды, обилие рыбы и дичи способствовали заселению местности: поселение на месте Б.-С. существовало почти с эпохи халколита (ок. 5000-3500 гг. до Р. Х.). Исследования Б.-С. и большого кладбища на сев. берегу долины проводила экспедиция Пенсильванского ун-та (США) под рук. К. С. Фишера (1921-1923), A. Роу (1925-1928) и Дж. М. Фицджералда (1930-1931, 1933). Наиболее полно реконструировать историю Б.-С. помогли археологические раскопки, проведенные в 1950 г. Израильским департаментом древностей (Н. Тцори), и начатые в 1991 г. под рук. А. Мазар новые работы экспедиции Пенсильванского ун-та (США). Древнейшие уровни Б.-С. определены по находкам кон. позднего каменного - нач. раннего медного века (ок.

http://pravenc.ru/text/149089.html

Библиография трудов Б. П. Вышеславцева Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии. M., 1914. Гарантия прав гражданина. M., 1917. Русская стихия у Достоевского. Берлин, 1923. Проблемы религиозного сознания. Берлин, 1924. Значение сердца в религии//Путь. 1925. 1. Парадоксы коммунизма//Путь. 1926. 3. Два пути социального движения//Путь. 1926. 4. Наука о чудесах//Путь. 1926. 5. Религиозно-аскетическое значение невроза//Путь. 1926. 5. Балканские впечатления//Путь. 1927. 8. Вера, неверие и фанатизм. Париж, 1928. Лев Толстой//Русская земля. 1928. Трагическая теодицея//Путь. 1928. 9. Новые переводы Плотина//Путь. 1928. 10. Кришнамурти (Завершение теософии)//Путь. 1928. 14. Христианство и социальный вопрос. Париж, 1929. Сердце в христианской и индийской мистике. Париж, 1929. Рец.: Юнг Κ. Г. Психологические типы·//Путь. 1930. 20. Рец.: Франк С. Духовные основы общества//Путь. 1930. 20. Внушение и религия//Путь. 1930. 21. Этика сублимации как преодоление морализма//Путь. 1930. 23. Этика преображенного Эроса. Проблемы Закона и Благодати. Париж, 1931. «Возвышенное» и «высокое» (запись доклада)//Вестник РСХД. 1932. 10/11. Социальный вопрос и ценность демократии//Новый град. 1932. 2. Рец.: Psychanalise de l’Art par Ch. Baudoin//Путь. 1932. 22. Миф o грехопадении//Путь. 1932. 34. Трагизм возвышенного и спекуляция на понижение//Путь. 1932. 36. Достоевский о любви и бессмертии//Современные записки. 1932. 50. О нечувствии и непонимании трагизма (Ответ В. Ростовцеву)//Путь. 1933. 38. Рец.: Троцкий С. Христианская философия брака//Путь. 1933. 39. Рец.: Hartmann N. Das Problem des geistigen//Путь. 1933. 40. Проблема любви в свете современной психологии//Вестник РСХД. 1933. 7/8, 9/10. Культура сердца//Вестник РСХД. 1934. 1. Проблема власти//Путь. 1934. 42. Рец.: Gurvitch G. L’idée du Droit Sodat//Путь, 1934. 43. Рец.: Мережковский Д. Иисус Неизвестный//Современные записки. 1934. 55. Рец.: Мочульский К. Духовный путь Гоголя//Современные записки. 1934. 56.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Иркутская Основана 12.1706. Тобольское викариатство. Самостоятельная с 15.01.1727 (по ААО – с 1721 г.). Именовалась: Иркутская и Неречинская 1644 ; с 31.05.1816 г. – Иркутская, Неречинская и Якутская; с 26.07.1852 (по др. 1854 г.) – Иркутская и Неречинская, паки; с 12.03.1894 – Иркутская и Верхоленская; Иркутская и Читинская; с 08.04.1994 – Иркутская и Ангарская. Викарные кафедры: Селенгинская, Киренская, Читинская, Нижнеудинская, Нерченская, Якутская. 15.12.1706 21.01.1714 Варлаам Косовский (Косанский) 08.09.1721 01.10.1721 15.01.1727 26.11.1731 25.11.1732 26.07.1747 18.04.1753 30.03.1771 05.12.1772 01.08.1789 09.12.1789 08.06.1814 18.10.1814 05.06.1830 26.07.1830 28.06.1831 18.07.1831 22.06.1835 22.06.1835 23.04.1838 Иннокентий III Александров 23.04.1838 24.12.1853 24.12.1853 03.11.1856 03.11.1856 29.08.1860 13.09.1860 21.01.1873 31.03.1873 02.02.1892 02.02.1892 28.03.1892 28.03.1892 29.06.1911 25.07.1911 11.12.1915 26.01.1916 20.11(03.12)1918 07(20)12.1918 15(28)01.1924 15(28)01.1924 06(19)11.1925 27.06(10.07).1924 26.07(04.08)1924 05(18)11.1926 05(18)11.1926 05(18)04.1927 02(15)09.1927 24.04(07.05)1929 11(24)04.1929 12(25)06.1930 Варсонофий Лузин 12(25)06.1930 03(16)06.1933 29.05(11.06)1933 09.1937 11.1943 12. 1943 13(26)02.1943 21.05(03.06)1948 21.05(03.06)1948 08(21)02.1949 08(21)02.1949 08(20)02.1958 08(20)02.1958 18(31)05.1973 18(31)05.1973 26.03(08.04)1975 Владимир Котляров 26.03(08.04)1975 11(24)04.1980 11(24)04.1980 13(26)04.1980 14(27)04.1980 03(16)07.1982 Мефодий Немцов 03(16)07.1982 04(17)12.1984 04(17)12.1984 12(25)01.1990 12(25)01.1990 22.01(04.02)1990 22.01(04.02)1990 Иркутская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1938 г. Викарные кафедры: Киренская, Нижнеудинская, Зиминская. 11(24)09.1922 31.05(13.06)1923 27.04(10.05)1925 27.04(10.05)1925 11.1926 01(14)11.1926 09.1930 08(21)01.1931 08(21)01.1931 20.10(02.11)1932 24.04(07.05)1938 1645 На епархии не был. Отрешенный царем Петром («по суду Синода» за мнимую связь с постриженной бывшей царицей Евдокией) от Крутицкой кафедры, Игнатий (Смола), по его ходатайству, в Иркутск послан не был, а отпущен «за старостию на обещание в Нилову пустыню», откуда после шестилетнего заточения назначен Коломенским митрополитом и членом Святейшего Синода. Вскоре подвергся новым репрессиям по делу Льва (Юрлова) (Соловьев Н. А., свящ. Сарайская и Крутицкая епархия. Вып 1. М., 1894. С. 108–109).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОГАРТЕН Гогартен [нем. Gogarten] Фридрих (13.01.1887, Дортмунд - 16.10.1967, Гёттинген), нем. евангелическо-лютеран. богослов и публицист. Обучался в ун-тах Берлина, Йены и Гейдельберга, служил в приходах Евангелической Церкви Германии в Рейнской обл., Бремене и Тюрингии. В первых печатных работах «Фихте как религиозный мыслитель» (Fichte als religiöser Denker. Jena, 1914) и «Религия и народность» (Religion und Folkstum. Jena, 1915) Г. обратил внимание на содержательные противоречия между проповедью христианства и герм. патриотической пропагандой и искал способ их устранения. Став свидетелем поражения Германии в первой мировой войне и революционных событий 1918-1919 гг., Г. разочаровался в идеях либеральной теологии А. фон Гарнака , особенно в сведении содержания христианства к морали; в те годы ему был в особенности близок антиморалистический пафос С. Киркегора. Сблизившись на этой почве с кругом К. Барта , Г. первоначально разделял как основные идеи, так и отдельные положения «диалектического богословия» или «неоортодоксии». «Да, мы Его [Бога] потеряли. У нас больше нет ни одной мысли, способной достичь Его»,- писал Г. в 1920 г. Барт, Г. и Э. Турнейсен основали ж. «Между временами» (Zwischen den Zeiten. Münch., 1922-1933). Однако вскоре Г. и Р. Бультман дистанцировались от остальных членов этой группы, упрекая Барта в излишнем традиционализме и невнимании к сомнениям, неизбежным для всякого, кто живет в ХХ в. Г. сформулировал эти сомнения в духе экзистенциализма и персонализма: «Нет понимания человека без понимания Бога, но… в свою очередь нельзя понять Бога, не поняв человека». «Можно сказать, что история есть встреча какого-то «Я» с каким-либо исторически конкретным «Ты», что невозможно без веры, надежды, доверия, любви, жертвы - все это Г. называл «первой данностью мира». Продолжая пасторское служение, Г. с 1925 г. в качестве приват-доцента преподавал систематическое богословие в Йенском ун-те, с 1927 до 1933 г. в качестве профессора - теологию (с 1931 - также в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша)). Под впечатлением экономического и политического кризисов Г. стал безусловным апологетом авторитарной власти. «Суверенитет и величие государства проистекают из того, что оно связывает демонические силы, угрожающие человеческому существованию» (Politische Ethik: Versuch einer Grundlegung. Jena, 1932. S. 171).

http://pravenc.ru/text/165213.html

[Нем. Opitz] Ханс Георг (1.06.1905, Берлин - 9.07.1941, Львов), нем. церковный историк, патролог. Учился в Асканийской гимназии (Askanisches Gymnasium) в Берлине. В 1923 г. поступил в Берлинский ун-т для изучения евангелического богословия и вост. языков. Под влиянием филолога-классика Э. Шварца (1858-1940) О. обратился к патристике. Проучившись в Берлине, Марбурге и Бонне в общей сложности 4 года, в мае 1928 г. О. выдержал 1-й богословский экзамен (эквивалент экзамена на звание бакалавра богословия), а в мае 1931 г.- 2-й богословский экзамен, после сдачи к-рого в Германии разрешена пастырская деятельность. С 1 апр. 1933 г. О. начал работать в Семинаре по церковной истории под рук. Х. Литцманна при Берлинском ун-те. В 1932 г. защитил в Берлине диссертацию «Арианские споры до 328 г.» (Der arianische Streit bis zum Jahre 328), к-рая в полном виде осталась неопубликованной. Вскоре последовала защита докторской диссертации (хабилитация) «Исследования рукописной традиции трудов Афанасия Великого», которая вышла в 1935 г. отдельным изданием. 1-я офиц. лекция (Probevorlesung) О. была посвящена трудам Оригена и Евсевия Кесарийского. Одновременно О. работал в Патристической комиссии Прусской АН, где занимался изданием трудов свт. Афанасия I Великого. В 1934-1941 гг. под ред. О. вышли 5 выпусков 2-го тома, включавших полемические сочинения свт. Афанасия, и 2 выпуска 3-го тома, содержавшие документы по истории арианских споров. С зимнего семестра 1933/34 г. О. преподавал в Берлинском ун-те в звании приват-доцента. Несмотря на усилия наставника О. проф. Литцманна, для О. не нашлось места ординарного профессора по кафедре богословия ни в Гёттингене (1936), ни в Базеле (1937), ни в Марбурге (1938). Причинами тому были расхождения между Литцманном, главой историко-филологического направления, и основателем т. н. лютеран. ренессанса Э. Зеебергом (1888-1945), равно как и симпатии О. к национал-социалистическому движению «Немецкие христиане» (Deutsche Christen). С 1 мая 1937 г. О. был членом НСДАП. В 1939 г. он смог получить место на евангелическом фак-те ун-та в Вене, где начиная с сент. 1939 г. служил в звании «нового доцента» (Dozent neuer Ordnung), а с янв. 1940 г.- ординарного профессора. Вскоре после назначения О. был призван на фронт и погиб при наступлении немецко-фашистских войск на СССР. Из переписки О. со Шварцем известно, что О. планировал опубликовать сочинения визант. историка Феодора Чтеца и «Пастырь» Ермы, а также издать полное собрание трудов самого Шварца, но не успел осуществить задуманное ( Stockhausen. 2010. S. 208-209).

http://pravenc.ru/text/2581437.html

Године 1928. У Београду основан Руски културни одбор под академика-слависте Александра завршио Царски Московски универзитет, и постао председник Српске наука. од главних праваца у делатности комитета била у овог центра. власти су новчана средства за руске културне Дана 22. 1931. године положен а 9. априла 1933. године свечано отворен Руски дом „Цар II“, страни културни центар у Београду и дом руске културе у Европи. У Дома положена с речима о руско-српском братству и посветом II, као и с речима захвалности Александру. У згради су истакнуте две плоче са монарха – „заштитнику Срба“ II и „заштитнику Руса“ Александру I. Руског дома присуствовали су чланови породице, и угледни представници Архитекта Руског дома био члан београдске уметничке групе К. Р. У. Г., бивши начелник интендантске службе Деникинове Баумгартен (1897–1962). истичу као не само у неимарском раду архитекте, и од свега онога што су Руси саградили у 1 апреля 2017 г. Квитанция Реквизиты для юридических лиц Реквизиты для переводов из-за границы Оплата с банковской карты Visa, MasterCard и Maestro Оплата наличными через кассы и терминалы Пожертвование через Сбербанк Онл@йн Яндекс.Деньги Альфа-клик MasterPass Интернет-банк Промсвязьбанка скрыть способы оплаты Квитанция Реквизиты для юридических лиц Реквизиты для переводов из-за границы Оплата с банковской карты Visa, MasterCard и Maestro Оплата наличными через кассы и терминалы Пожертвование через Сбербанк Онл@йн Яндекс.Деньги Альфа-клик MasterPass Интернет-банк Промсвязьбанка скрыть способы оплаты Предыдущий Следующий Смотри также на Благовести изложба „У сусрет Руском Цару“ у Народном на Благовести изложба „У сусрет Руском Цару“ у Народном Народни у манастир из Москве и студио „Руски Цар“ Вас на свечану изложбу „У сусрет Руском Цару“. Изложба " У сусрет руском цару " у Ораховцу Изложба " У сусрет руском цару " у Ораховцу Оливера Изложба " У сусрет руском цару " отворена у сали Дома културе у Ораховцу, на Младенце, у среду, 22. марта у 19 часова. изложбе благословио игуман манастира Свети Врачи у Зочишту архимандрит Стефан, са парохом ораховачким оцем Окупио се велики а на велику радост организатора, дошла су и сва деца живе у српском делу Ораховца.

http://pravoslavie.ru/102358.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМЕРИКАНСКИЕ ШКОЛЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ВОСТОКА [англ. American Schools of Oriental Research - ASOR], орг-ция, объединяющая более 100 ун-тов, колледжей, музеев США и Канады, участвующих в изучении истории Ближ. Востока. Возникла в 1900 г. как Американская школа изучения и исследования Востока (American School for Oriental Study and Research), в 1921 г. переименована в ASOR по инициативе президента Об-ва библейской лит-ры и экзегетики (Society of Biblical Literature and Exegesis) Дж. Г. Тейера, Американского об-ва востоковедения (American Oriental Society) и Американского археологического ин-та (Archaeological Institute of America). Задачи орг-ции - поощрять исследования ближневост. древностей, поддерживать археологические раскопки, стимулировать изучение языков и культурных традиций Ближ. Востока, распространять и популяризировать результаты этих работ. На базе ASOR сформировалась «американская версия» библейской археологии , к-рую разрабатывал возглавлявший Иерусалимскую школу У. Ф. Олбрайт (1920-1929; 1933-1936). Руководя обширными разведками и рядом раскопок (особенно в Телль-Бейт-Мирсиме, Телль-эль-Фуле (см. Гива (Гивеа)), он создал общую периодизацию археологических памятников Палестины, соотнеся ее с библейской хронологией. Его деятельность продолжил Дж. Э. Райт . Хорошо организованные и масштабные экспедиции ASOR, изучавшие сиро-палестинский регион, работали в Телль-эн-Насве (библ. Мицпа ), Джераше (библ. Гераса ), Беф-Цуре , Беф-Шемеше ; в Заиорданье и пустыне Негев , а позже - в Диване (библ. Дивон ), Сихеме , Эль-Джибе (библ. Гаваон ), Гезере и др. В кон. XX в. одновременно осуществлялись уже более 20 археологических проектов (среди важнейших - раскопки Телль-Микне, отождествляемого с упомянутым в Библии филистимским г. Екроном ). На Ближ. Востоке ASOR основано неск. исследовательских центров: Иерусалимская школа, с 1970 г. Институт археологических исследований им. У. Ф. Олбрайта (Albright Institute of Archeological Research) под руководством амер. археолога Ч. Торри; Багдадская школа, основанная в 1923 г., проводила в 1925-1931 гг. раскопки в Иорган-Тепе (древнем Нузи ), где был открыт архив клинописных табличек XV в. до Р. X., в 1926-1927 гг. организовала экспедиции в Телль-Биллу и Тепе-Гавру (юго-восток древней Ассирии ), всю 3-ю четв. XX в. велись раскопки в Ниппуре . В 1968 г. для работы в Иордании, разорвавшей дипломатические отношения с Израилем, создали особую школу в Аммане - Американский центр исследований Востока (American Center of Oriental Research), к-рый осуществил раскопки в Баб-эд-Дре и Телль-Хесбане, участвовал в открытии визант. рукописей в Петре Аравийской (1992). После разрыва дипломатических отношений США с Ираком Багдадская школа фактически прекратила существование. В 1978 г. был создан Американский ин-т археологических исследований на Кипре (Cyprus American Archaeological Research Institute).

http://pravenc.ru/text/114452.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОДЛЕВСКИЙ Годлевский [польск. Godlewski] Михаил (21.10.1872, Варшава - 20.05.1956, Краков), католич. архиеп., автор трудов по истории католицизма в России. Происходил из дворянского рода. Начальное образование получил в 4-й варшавской гимназии, затем обучался в Варшавской католич. ДС и в С.-Петербургской католич. ДА. 20 июня 1900 г. рукоположен во пресвитера с причислением к клиру Варшавского архиеп-ства. С 1903 г. преподавал церковную историю и патрологию в С.-Петербургской католич. ДА, был библиотекарем в академии. Благодаря широким связям в петербургской аристократической среде имел свободный доступ к имп. архивам, что позволяло Г. проводить исследовательскую работу. Наряду с др. преподавателями католич. ДА он продолжил научную специализацию по истории христ. Церкви за рубежом, во Фрибурском ун-те (Швейцария) в 1907 г. получил степень д-ра богословия. По возвращении в Россию совмещал научную и преподавательскую деятельность с пастырским служением, являлся капелланом католич. монахинь С.-Петербурга. Совместно с пресв. Г. Матулайтисом-Матулевичем Г. организовал Об-во католич. рабочих, занимавшееся благотворительной и просветительской деятельностью. Являясь президентом Польской образовательной орг-ции «Macierz Szkolna», Г. заботился о развитии польск. учебных заведений в России; при его активном участии на Волыни было создано неск. сот школ, 6 гимназий и ряд учительских семинарий. Был удостоен ряда гос. и церковных наград, в т. ч. званий почетного каноника Варшавского капитула и тайного папского камергера, а также российских орденов св. Анны 2-й степени и св. Станислава 2-й и 3-й степени. 21 окт. 1916 г. папой Римским Бенедиктом XV назначен титулярным епископом Агбиенским и 4 февр. 1917 г. рукоположен во епископа в С.-Петербурге. В 1916-1926 гг. являлся вспомогательным епископом Луцко-Житомирского еп-ства с пребыванием в Житомире (с 1918 - в Луцке), где исполнял обязанности генерального викария, официала и администратора еп-ства (1926). В 1926 г. отказался занять епископскую кафедру, приняв решение полностью посвятить себя научной работе. В 1927-1951 гг. являлся профессором теологического фак-та Ягеллонского ун-та в Кракове, с 1931 г.- членом Польской академии знаний в Кракове. На Международном историческом конгрессе 1933 г. был офиц. представителем Папского престола. С 14 янв. 1949 г. титулярный архиепископ Аморианский.

http://pravenc.ru/text/165227.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРЫЛОВ Павел Дмитриевич (6.02.1883, Тверь - 21.04.1935, Москва), рус. композитор, педагог-теоретик. Большое влияние на формирование К. как музыканта оказал его отец Дмитрий Павлович, организовавший в годы учебы на историко-филологическом фак-те С.-Петербургского ун-та студенческий хоровой кружок (пел в ц. во имя св. Двенадцати апостолов при Главном управлении почт и телеграфов), а во время преподавания в гимназии г. Твери (с 1880) создавший большой хор, пение к-рого в гимназической церкви пользовалось успехом. Начальное муз. образование К. получил в семье. Он обладал хорошим слухом, импровизировал, с 13 лет давал частные уроки, решив копить деньги для дальнейшего обучения музыке. В 1901 г. окончил Тверскую гимназию с золотой медалью. В 1901-1906 гг. учился на естественном отд-нии физико-математического фак-та Московского ун-та, затем преподавал в городских школах и гимназиях Москвы. В 1909-1912 гг. учился в Музыкально-драматическом уч-ще Филармонического об-ва в классе композиции А. Н. Корещенко ; окончил его с золотой медалью. Долгое время К. параллельно занимался музыкой и естествознанием, но затем музыка стала главным делом его жизни. В 1918-1922 гг. К.- зав. хоровыми студиями московского Пролеткульта, лектор в рабочих аудиториях, в 1921-1923 гг.- зам. директора Государственной филармонии (в Москве). С 1919 г. К. преподавал музыкально-теоретические предметы в Московской консерватории (профессор), в 1923-1928 гг.- председатель теоретического отдела консерватории, в 1928-1930 гг.- проректор по учебной работе, в 1932-1935 гг.- зав. кафедрой дирижирования. К. много занимался общественной работой. Автор монографии о Г. Э. Конюсе (М., 1932). Наиболее крупные муз. сочинения К.- опера «Бахчисарайский фонтан» по поэме А. С. Пушкина (1912, выпускная экзаменационная работа), симфония (1934, не окончена), концерты для кларнета с оркестром (1931), виолончели с оркестром (1933), симфоническая увертюра «Весна» (1914), а также музыка для театральных постановок, хоровые сочинения. Обладая ясностью формы, зрелостью мелодического и гармонического письма, сочинения К., однако, не отличаются большой самобытностью и оригинальностью.

http://pravenc.ru/text/2462083.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Надежда Евгеньевна (19.07.1902, Москва - 26.09.1968, там же), исследователь древнерус. монументальной и станковой живописи и прикладного искусства, музеевед. Род. в семье Евгения Ивановича Силина (1877-1928), известного московского антиквара и владельца антикварных магазинов, коллекционера, после 1917 г.- эксперта Музейного отдела Наркомпроса, создателя музеев. В 1921-1924 гг. обучалась в I Московском гос. ун-те на фак-те общественных наук (отделение археологии и искусствоведения); получила специальность искусствоведа-музееведа. До самой смерти отца М. работала рядом с ним, что несомненно повлияло на ее профессиональное становление. Деятельность в области древнерус. искусства началась с момента поступления М. в отдел по охране памятников Главмузея при Наркомпросе. С 1924 по 1926 г. она младший научный сотрудник в отделе религ. быта ГИМ; с 1925 по 1928 г. лектор-экскурсовод в филиале ГИМ - музее-соборе Василия Блаженного; с 1928 по 1930 г. научный сотрудник Историко-художественного и бытового музея (бывш. Новодевичьего мон-ря); с 1931 по 1933 г. старший научный сотрудник Антирелигиозного музея (АМИ; бывш. Донской мон-рь); с 1934 по 1936 г. старший научный сотрудник научно-экспозиционного отдела XVI-XVII вв. в ГИМ; с 1935 по 1958 г. старший научный сотрудник, с 1938 г. зав. отделом древнерус. искусства в ГТГ. Работу в ГТГ М. совмещала с чтением лекций по древнерус. искусству в Государственных центральных художественных реставрационных мастерских (ГЦХРМ), входила в состав реставрационного и ученого советов ГЦХРМ (с 1944); с 1937 г. являлась консультантом-экспертом в Государственной Оружейной палате Московского Кремля. В 1945 г. защитила канд. дис. «Русская монументальная и станковая живопись 2-й пол. XVI в.». В 1947 г. М. была избрана внештатным старшим научным сотрудником Ин-та истории искусства АН СССР (сектор истории живописи и скульптуры); с 1947 г. являлась научным руководителем реставрационных работ в Благовещенском соборе Московского Кремля. В кон. 50-х гг. XX в. М. вела уникальные спецкурс и спецсеминар по знаточеству и атрибуции древнерус. живописи для студентов отд-ния истории искусств исторического фак-та Московского ун-та (занятия проводились в фондах отдела древнерус. искусства ГТГ).

http://pravenc.ru/text/2563862.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010