662 Дубенский раскол и «иоанникиевщина» в документах Патриаршей канцелярии//Вестник церковной истории. 2008. 1 (9). С. 60, 77. 663 См.: Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917–1943). М., 2004. С. 333. 665 См.: Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. С. 337–341. 670 См.: Мазырин А., свящ. Вопрос о замещении Киевской кафедры в 1920-е годы//Вестник ПСТГУ. И. 2007. Вып. 2 (23). С. 58–64. 672 См.: Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. С. 278–285. 677 Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. С. 339–340. 679 Церковная жизнь эпохи гонений глазами тайного курьера украинских епископов: Следственные показания Г. А. Косткевича 1931 г./Вступ. ст., публ. и примеч. свящ. А. Мазырина, О. В. Косик и А. Н. Сухорукова//Вестник ПСТГУ. II. 2010. Вып. 4 (37). С. 70–87; 2011. Вып. 2 (39). С. 89–130. 680 См.: [Косткевич Г. А.] Обзор главнейших событий церковной жизни России за время с 1925 г. до наших дней/Публ., вступ. ст. и примеч. О. В. Косик//Вестник ПСТГУ. II. 2007. Вып. 2 (23). С. 104–130. 681 Церковная жизнь эпохи гонений глазами тайного курьера украинских епископов//Вестник ПСТГУ. И. 2011. Вып. 2 (39). С. 93. 683 Церковная жизнь эпохи гонений глазами тайного курьера украинских епископов//Вестник ПСТГУ. II. 2011. Вып. 2 (39). С. 94. 710 Церковная жизнь эпохи гонений глазами тайного курьера украинских епископов//Вестник ПСТГУ. И. 2011. Вып. 2 (39). С. 95. 713 См.: Мазырин А., свящ. Вопрос о замещении Киевской кафедры в 1920-е годы//Вестник ПСТГУ. И. 2007. Вып. 4 (25). С. 66–70. 714 Челъцов М., прот. В чем причина церковной разрухи в 1920–1930 гг./Публ. В. В. Антонова//Минувшее. Вып. 17. С. 434. 724 [Польский] Михаил, свящ. Положение Церкви в советской России: Очерк бежавшего из России священника. Иерусалим, 1931. С. 25–26. 725 Среди церковников: Искатели «истины». (Диспут в Экспериментальном театре)//Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1926. 29 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Sakharov N. I love, therefore I am: The Theological Legacy of Archimandrite Sophrony. Ch. 1. Outline of Fr. Sophrony’s Theological Formation. Crestwood, N. Y.: St. Vladimir " s Seminary Press, 2003. Salkowski C., Whitfield E. Institutes and History of Roman Private Law with Catena of Texts. London: Stevens & Hayes, 1886. Sánchez-Escobar A. F. Theosis: Fusion οf Man/Woman and God? (A Patristic, Orthodox Perspective). The St. Stephen Harding College Publishing House. Winston-Salem, NC, 2008. Scholossmann S. Persona und πρσωπον im Recht und im christlichen Dogma. Darmstadt: Wissenshaftliche Buchgesellschaft, 1968. Shapland R. B. The Letters of St. Athanasius concerning the Holy Spirit. New York: Philosophical Library, 1951. Sharp D. S. Epictetus and the New Testament. London: C. H. Kelly, 1914. Shedd W. Dogmatic Theology. New York: Charles Scribner " s Sons, 1888, 1889, 1894. Vol. I–III. Shults F. L. A Dubious Christological Formula: From Leontius of Byzantium to Karl Barth//The Journal of Theological Studies. Princeton Theological Seminary, 1996. 57 (September). P. 431–446. Skira J. Christ, the Spirit and the Church in Modern Orthodox Theology: A Comparisono F. G. Florovsky, V. Lossky, N. Nissions and Jh. Zizioulas. Toronto: University of St. Michael " s College, 1998. Σκουτρη Κ. Β. « ντης τς νθρωπνης φσεως ς πραγματικ προπθεσις τς σωτηρας (κ τς νθρωπολογας το γου Γρηγορου Νσσης)»//Θεολογα 40. θναι, 1969. Σ. 416 κ. . Sophrony (Sakharov), archim. Words of Life. Essex: Stavropegic Monastery of St. John Baptist, 2010. Sopko A. For A Culture of Co-Suffering Love. The Theo-Anthropology of Archbishop Lazar Puhalo. Archive Publications, 2004. Stniloae D. Despre calea ce duce la lumina dumnezeiasca dupa Sfantul Grigorie Palama//Anuarul IV al Academiei teologice Andreiane ежегодник Андреевской богословской академии]. Sibiu, 1929–1930. P. 55–72. Stniloae D. Dou tratate ale Sfantului Grigorie Palama//Anuarul IX al Academiei teologice Andreiane ежегодник Андреевской богословской академии]. Sibiu, 1933. P. 5–70.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

56  Georges (Gennade) Scholarios, Œuvres complètes, ed. L. Petit, X.A. Siderides, M. Jugie, 1 (Paris: Maison de la bonne presse, 1928), 124; ibid., 4 (1935). 309. 57  See Martin Jugie, «La forme de l’Eucharistie d’après Georges Scholarios», Échos d’Orient 33 (1934): 289–297. A new study on Scholarios’ Eucharistic theology is currently being prepared by Michael Bernatsky. 58  See Martin Jugie, Theologia dogmatica Christianorum orientalium ab Ecclesia catholica dissidentium 3 (Paris: Sumptibus Letouzey et Ané, 1930), 288–301; Gerhard Podskalsky, Griechische Theologie in der Zeit der Türkenherrschaft (1453–1821): Die Orthodoxie im Spannungsfeld der nachreformatorischen Konfessionen des Westens (München: C.H. Beck’sche Verlagsbuchhandlung, 1988); Παντελεμον (οδπουλος), καθαγιασμς, 34–39; Michael Bernatsky, «Orthodox Eucharistic Theology in the 16–18 th Centuries» [original title in Russian: Бернацкий M.M. Православное богословие Евхаристии в XVI–XVII bb.], in Православная энциклопедия 17 (Moscow: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2008), 638–654 (a part of the huge article «Eucharist» from the Orthodox Encyclopedia, currently being published in Moscow). 59  Greek text in James Herbert Srawley, The Catechetical Oration of Gregory of Nyssa (Cambridge: Cambridge University Press, 1903), 149–151. ET from Philip Schaff and Henry Wace, eds., A Select Library of Nicene and Post-Nicene Fathers of the Christian Church: Second Series, 5 (Edinburgh: T&T Clark, 1893), 163–164. 61  See Andrew Kirillov, The Dogmatic Teaching on the Sacrament of the Eucharist in the Works of Two Catechizators of the Fourth Century, Saints Cyril of Jerusalem and Gregory of Nyssa [original title in Russian: Кириллов A A. Догматическое учение о таинстве Евхаристии в творениях двух катехизаторов IV века, святых Кирилла Иерусалимского и Григория Нисского ] (Novocherkassk, 1898); Betz, Die Eucharistie, Bd. I/1, 97ff. 64  See further Andrew Kirillov, «The Dogmatic Teaching on the Sacrament of the Eucharist in the Works of St. John Chrysostom» [original title in Russian: Кириллов A.A. Догматическое учение о таинстве Евхаристии в творениях св. Иоанна Златоуста ], Христианское чтение 1 and 3 (1896): 26–52 and 545–572; August Nagle, Die Eucharistielehre des heiligen Johannes Chrysostomus des Doctor Eucharistiae, Straβburger theologische Studien 3, Heft 4–5 (Freiburg im Breisgau: Herder, 1900); Anne-Marie Malingrey, «L’eucharistie dans l’oeuvre de saint Jean Chrysostome», Parole et Pain 52 (1972): 338–345; Frans van de Paverd, «Anaphoral Intercessions, Epiclesis and Communion-rites in John Chrysostom», Orientalia Christiana Periodica 49 (1983): 303–339.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

К тому времени стены храма Преподобного Серафима из деревянного бруса были возведены наполовину, но с марта строительство храма при Серафимовском убежище было прекращено, складированные стройматериалы стали растаскиваться, а потом и стены храма Преподобного Серафима и строящегося корпуса Серафимовского убежища стали разбираться на дрова и для частных хозяйственных нужд. Фактически именно с храма Преподобного Серафима Саровского уже в 1917 году при власти временного правительства начался всероссийский храмовый антихристианский погром, достигший своего пика в 1920–1930-е годы. К 1920 году, по свидетельству очевидцев, на месте Серафимовского убежища не осталось никаких следов стройки, кроме земляных ям. 16 ноября 2005 года — к 89-й годовщине закладки храма Преподобного Серафима Саровского — группой православных города Пушкина и Санкт-Петербурга в числе около сорока человек и при участии православных священников в память о храме Преподобного Серафима Саровского приблизительно на месте Серафимовского убежища на неухоженной тогда окраине Александровского парка был установлен и освящен деревянный Поклонный Крест и железная свещница. У мемориального Поклонного Креста стали регулярно устраиваться достаточно многолюдные молебны в дни памяти Преподобного Серафима Саровского 2/15 января и 19 июля/1 августа, в дни Памяти Святых Царственных Страстотерпцев, панихиды по воинам Первой Mipoboй войны в Димитриевскую Субботу, а также в день убиения Г.Е. Распутина-Нового . Вскоре неофициальный мемориал стал известен не только православным верующим (как местным, так и приезжим), но и многим туристам, интересующимся историей России. Директору Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ивану Петровичу Саутову было известно о возникновении неофициального мемориала и по самому факту, и из сообщений в СМИ. Но никаких заявлений о его недопустимости, а тем более распоряжений о его ликвидации И.П. Саутов, будучи человеком верующим и православным, не предпринимал. Такой статус-кво соблюдался и после скоропостижной кончины И.П. Саутова в августе 2008 года. Новый директор ГМЗ «Царское Село» О.В. Таратынова (вдова И.П. Саутова) публично никак не выступала против существования православного мемориала на глухой окраине Александровского парка.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/11/05/po...

Лит.: Diculescu C. C. Un episod diplomatic de ep. Melchisedec. Bucur., 1907; Iorga N. Istoria Bisericii Româneti i a vieii religioase a românilor. Bucur., 1928, 1930. Vol. 2. P. 288-322; Pocitan V. Melchisedec: Ca membru al Sfantului Sinod (1861-1892). Bucur., 1939; Mihail M. Viaa i opera lui Gavriil Musicescu oglindit în scrisorile anilor 1871-1899//Studii muzicologice. Bucur., 1956. Vol. 2. P. 91-127; 1957. Vol. 4. P. 58-128; idem. Din corespondena ep. Melchisedec//BOR. 1959. Vol. 77. N 5/6. P. 493-612; idem. Legturile culturale ale ep. Melchisedec cu Rusia: Corespondena din anii 1849-1892//Mitropolia Moldovei i a Sucevei. Iai, 1961. Vol. 37. N 3/4. P. 261-296; idem. Geneza studiului, întocmit de ep. Melchisedec, despre Grigorie amblac//Idem. 1969. Vol. 37. N 7/9. P. 505-510; idem. Contribuia ep. Melchisedec la rzboiul pentru independen//BOR. 1977. Vol. 45. N 5/6. P. 418-428; idem. Scrisori i însemnri de la ep. Melchisedec al Romanului//Cronica episcopiei Romanului i Huilor. Roman, 1992. Vol. 1. P. 163-197; idem. Un mesaj de solidaritate spiritual româneasc cu lupta cretanilor (1869)//Hrisovul: Buletin al facultii de arhivistic. Bucur., 1996. N 2. P. 205-209; P curariu M. Traduceri româneti din literatura teologic rus pân la sfâritul secolului al XIX-lea//Studii teologice. Bucur., 1959. Vol. 11. N 3/4. P. 182-212; idem. Istoria Bisericii Ortodoxe Române. Iai, 2008. Vol. 2. Pt. 1. P. 97-157; idem. Cultura teologic româneasc. Bucur., 2011. P. 198-207, 236-246; Ciachir N. Cu privire la misiunea diplomatic a ep. Melchisedec în Rusia în anul 1868//BOR. 1965. Vol. 83. N 11/12. P. 1079-1082; Porcescu S. Episcopia Romanului. Bucur., 1984. P. 298-313; Ioni A. M. Autocefalia Bisericii Ortodoxe Române. Contribuia ep. Melchisedec tefânescu la recunoaerea autocefaliei Bisericii noastre//BOR. 1985. Vol. 103. N 5/6. P. 440-478; erb nescu N. Autocefalia Bisericii Ortodoxe Române cu prilejul centenarului//Centenarul autocefaliei Bisericii Ortodoxe Române. Bucur., 1987. P. 41-138; Moraru A. Biserica Ortodox Român între anii 1885-2000. Bucur., 2006. Vol. 2. Pt. 1. P. 13-89; Ceobanu A.-B. Atitudini i stri de spirit în mediul politic românesc cu privire la Rusia (1866-1877)//Relaii internaionale: Lumea de ieri, lumea de mâine. Iai, 2007. P. 56-64; Costea P. Ierarhul acad. Melchisedec tefnescu - predicator, catehet i pedagog de vocaie. Roman, 2015.

http://pravenc.ru/text/2562934.html

37 См. Fischer 2001:67 ff., см. раннее исключение из этого правила – Карл Будде (Budde 1892:37–51). 40 Campbell 1975, Alter 1981, Westermann 1999, ABD (1992) 1996:849 (Trible Ph.), cp. McCarthy 1985:53–62. 44 Термин «мидраш» стал в последнее время применяться в расширительном смысле к явлениям не раввинистического периода, а к библейским текстам; мы сознательно следуем здесь такому расширительному толкованию термина, ср. Neusner 1987. 50 Одна из них – история о чудесном рождении в старости (от мёртвого мужа). О такой истории как о сказке об Исиде, которая стоит позади КР, говорил ещё Г. Гункель (Gunkel 1930:21–82). Он, однако, не считал, что КР образовалась механическим склеиванием историй о счастливом браке «сиротки» и чудесном рождении. 52 Исключение составляет статья Giannarelli 1991 (в виде тезисов опубликована в 1990), посвящённая партистическим толкованиям КР. 54 В работе об интерпретации Библии в иудаизме и раннем христианстве Evans 2004 не находит нужным упомянуть толкования или изучение КР, не упоминается КР ни в History of Biblical Interpretation (Hauser; Watson 2003), ни в Biblical interpretation in ancient Israel (Fishbane 1985). Скудные упоминания содержатся в трёхтомнике Saebo 1996–2008 (см. указатель). 56 См. об этом McDonald & J.A. Sanders 2001, Brandt 2001, третий раздел тома Kaestli; Wermelinger 1984, посвящённый формированию еврейского канона, а также замечания о месте и распространении КР у Barthdlemy 1984:131–135. 59 Бава Батра 14 b: КР, Псалмы, Книга Иова, Книга Притч, Екклезиаст, Песнь Песней, Плач Иеремии, Книга Даниила, Есфирь, Ездра и Паралипоменон. 61 Об уникальной рукописи с последовательностью Притчи, КР, Песнь Песней вне Пяти мегиллот и соответствующих ей интертекстуальных связях см. Steinberg 2006:127 и гл. 2. 3. 1 и 2. 3. 3. 64 Это мнение следом за Кембэллом (Campbell 1975:34) разделяют в настоящее время большинство исследователей, см. Bush (1996) 1998:8 f. 67 В западно-сирийской традиции существовала также «Книга жён», куда КР входила наряду с Есфирь, Иудифь и часто также историями Сусанны и Даниила, направление её интерпретации предзадано названием. Эта традиция сохранена Пешиттой, древнейшими кодексами VI в., см. Dearman; Pussman 2005:66.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Новгородсеверский и вел. кн. Киевский. Чернигов, 1893. С. 37-38; Косяков В. А. Постройка храма подворья Киево-Печерской лавры. СПб., 1900; Титов Ф. И., прот. Краткое ист. описание Киево-Печерской лавры и др. святынь и достопримечательностей г. Киева. К., 1911; он же (Timob Хв.). Стара вища ocbima в Kuïbcьkiй Ykpaïhi XVI - початку XIX ст. К., 1924; Венок на могилу высокопреосв. митр. Флавиана (4 нояб. 1915 г.)/Ред.: прот. Ф. И. Титов. К., 1915; Венок на могилу высокопреосв. митр. Владимира (25 янв. 1918 г.)/Ред.: прот. Ф. И. Титов. К., 1918; Я. Д. Нове джерело про icmopuчhy monorpaфiю та apximekmyphi пам " ятки стародавнього Русь: Культура, mpaдuцiï. К., 1982. С. 113-129; Передсоборна Нарада: (Koмюhike)//Правосл. bichuk. 1988. 7. С. 7; Документи Noмichoro Собору РПЦ//Там же. 9. С. 16; Очерки истории Киево-Печерской лавры и заповедника. К., 1992; Дива печер лаврських. К., 1997; Mopдbihцeb В. М. Pociйcьke самодержавство i украïнська православна Церква в kih. XVII-XVIII ст. К., 1997; Ульяновський В. I. Церква в Ykpaïhcьkiй Дepжabi 1917-1920 рр. К., 1997. 2 т.; Никодимов Н. И. Воспоминание о Киево-Печерской лавре. К., 1999; Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Правосл. храмы С.-Петербурга, 1917-1945 гг. СПб., 1999. С. 269-270; Kpaйhiй К. К. Icmopuku лаври kih. XIX - початку ХХ ст. К., 2000; М. Г. С.-Петербурзьке noдbip " я лаври//Лаврський альм. 2001. Вип. 5. С. 33-36; он же. Лuбiдcьke noдbip " я лаври у XVII i XIX ст.//Там же. 2002. Вип. 7. С. 34-37; Крайня О. О. мон-р у 1919-1929 рр.//Bipa i розум. 2001. 2. С. 241-255; она же. Фyhkцiohybahhя apxiby лаври в kohmekcmi розвитку apxibhoï справи//Лаврський альм. 2008. Вип. 22. С. 64-77; Хоменко К. В. Запровадження шmamib 1786 р. в мoh-pi//Там же. 2001. Вип. 3. С. 67-74; он же. Самуïл Миславський: (Бiorp. дobiдka)//Там же. 2003. Вип. 9. С. 120-129; Морза А. Архиеп. Ермоген (Голубев): Жизнь и исповедничество//Там же. 2002. Вип. 7. С. 136-166; Гришин А. Д. Огляд мam-лib з icmopiï мон-ря (1917-1930 i 1941-1961 рр.)//Там же. 2003. Вип.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

2005. S. 105). В различных сочинениях И. Д. С. называл его «последним отличием» (differentia ultima), «предельным совершенством» (ultima perfectio - Ioan. D. Scot. Lectura. II 3. 1. 5-6//EdVat. Vol. 18. P. 283-284), «последней реальностью формы» (ultima realitas formae - Ordinatio. II 3. 1. 5-6//Ibid. Vol. 7. P. 479). Встречается у И. Д. С. и еще одно наименование, закрепившееся в последующей скотистской традиции и получившее наибольшую известность,- «этовость» (у И. Д. С. - haecitas, более поздняя и распространенная форма - haecceitas; ср.: In Met. VII 13. 9, 26//Opera philosophica. Vol. 4. P. 410, 426). Такое наименование призвано подчеркнуть, что прибавление индивидуального признака делает природу «вот этой», т. е. придает ей уникальное существование в качестве единичной (подробнее см.: King. 1992). Однако понять, что именно делает единичную вещь единичной, т. е. познать само основание индивидуальности, разум человека в нынешнем его состоянии не способен. С объективной стороны единичность вещей обосновывается у И. Д. С. тем, что Бог познает их как единичные и творит как единичные ( Minges. 1930. T. 1. P. 91-92). «Общая природа» вещей, согласно И. Д. С., использовавшему учение о т. н. нейтральной природе (natura neutra) Авиценны, сама по себе не является ни универсальной, ни индивидуальной (подробнее о понятии «общая природа» см.: Squitieri. 1993; McGinley. 2008). Природа в этом смысле тождественна бытию и существует до всякого деления ( Неретина. 2006. С. 616). Утверждая это, И. Д. С. стремился подчеркнуть, что природа вещи существует только как сама эта вещь; в ее конкретном существовании она реально не может быть отделена от вещи, так что в этом смысле она не универсальна. Однако когда разум находит в вещах общее и формирует универсальные понятия, эти понятия не являются исключительно «измышлениями», как считали сторонники номинализма , но им в вещах соответствует «общая природа», к-рая рационально отделяется от вещи, в реальности оставаясь неразрывно с ней связанной и тождественной самой вещи ( Minges.

http://pravenc.ru/text/471161.html

В момент, когда мировое целое завершит в себе процесс выявления своих образов и раскроются в своей полноте земная и небесная субстанции, история подойдет к окончанию, граница между небесным и земным будет стерта. Каким станет космос, познать в настоящем состоянии нельзя, но его природа раскрыта во Христе, Чья жизнь после Воскресения прообразует новое творение конца времен. Соч.:Вüснег und Schriften des Philippi Theophrasti Bombasti von Hohenheim, Paracelsi genannt/Hrsg. J. Huser. Basel, 1589-1591. 10 Bde; Sämtliche Werke. Abt. 1: Medizinische, naturwissenschaftliche und philosophische Schriften/Hrsg. K. Sudhoff, W. Matthiessen. Münch.; B., 1922-1933. 14 Bde; Abt. 2: Die theologischen und religionsphilosophischen Schriften. Münch., 1923. Bd. 1/Hrsg. K. Sudhoff, W. Matthiessen; Wiesbaden, 1955-1986. Bd. 2-7/Hrsg. K. Goldammer; Theologische Werke. B.; N. Y., 2008. Bd. 1: Vita Beata - Vom seligen Leben/Hrsg. U. L. Gantenbein. (Neue Paracelsus-Edition; 1); рус. пер.: Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах и прочих духах; Великая астрономия, или Проницательная философия (philosophia sagax) большого и малого мира//Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция/Сост.: О. Ф. Кудрявцев. М., 1996. С. 299–311; Магический архидокс: Сб. М., 1997, 20162; О нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах и о прочих духах/Пер. с лат.: А. Шапошников, Ю. Кулишенко; пер. с нем.: Д. Миронова. М., 2005; Химическая Псалтирь, или Философское руководство//Книга алхимии: История. Символы. Практика/Сост.: В. Рохмистров. СПб., 2016. С. 246–264. Библиогр.: Ferguson J. Bibliographia Paracelsica.Glasgow, 1877-1896. Pt. 1-6; Sudhoff K. Bibliographia Paracelsica: Besprechung der unter Hohenheims Namen 1527-1893 erschienenen Druckschriften. B., 1894. Graz, 1958r; Weimann K.-H. Paracelsus-Bibliographie 1932-1960: Mit einem Verzeichnis neu entdeckter Paracelsus-Handschriften (1900-1960). Wiesbaden, 1963; Paulus J. Paracelsus-Bibliographie: 1961-1996. Hdlb., 1997. Исследовательские серии: Acta Paracelsica/Hrsg. E. Darmstädter. Münch., 1930-1932. 5 Bde; Nova Acta Paracelsica: Jb. der Schweizerischen Paracelsus-Gesellschaft. Einsiedeln, 1944-1982. Bd. 1-10; N. F. Bern etc., Bd. Salzburger Beiträge zur Paracelsusforschung. Salzburg, Bd.

http://pravenc.ru/text/2579018.html

Однако если у цветов прекрасна, как правило, только внешность, то этот православный храм пленяет и своим внутренним интерьером. А первым делом - масштабом и простором. Неслучайно в отзывах посетителей нередко можно встретить оценку: красивый снаружи, просторный внутри. И очень красочный! Попасть в храм можно через массивные двери входных порталов, сооружённых в романтических арочных проёмах. Помимо дерева для дверей и парапетов использовано кованое железо. Из него изготовлены и детали необычной винтовой лестницы внутри собора, ведущей вверх, в подкупольные области основного объёма здания. Её изящные, но крутые изгибы придают внутреннему пространству здания сходство с интерьерами старинных средневековых замков. Аналогичное впечатление производят тяжёлые каменные своды, местами нависающие над посетителями, притом что общая высота пространства храма впечатляет. Сразу же после того как входишь в храм, под ногами чувствуется ровный и весьма красивый пол. Между тем в пору ремонта в этом здании тяжёлой сельхозтехники в 1930-е годы стальные тракторные гусеницы почти полностью разрушили напольную плитку и так назваемые тепловые ходы централизованной системы отопления храма, находившиеся под полами. А с ними вместе, в соборе были разрушены иконостасы и многие элементы церковного убранства, испорчены, а большей частью полностью стёрты уникальные росписи на стенах, уничтожены либо похищены иконы - многие были в дорогих окладах. Сегодня здесь " тепло зимой и прохладно летом " благодаря тому, что в 2008 году была закончена трудоёмкая работа по монтажу тёплых полов. Ранее, в 2001-м тогдашний Президент Республики Татарстан, а ныне её Государственный советник Минтимер Шаймиев организовал сбор пожертвований для собора Софии, Премудрости Божией, передав в итоге 500 тысяч рублей, в том числе из собственных средств. Благодаря этой весомой поддержке удалось восстановить три иконостаса и четыре киота, а с финансовой помощью ряда предпринимателей из Казани был расписан центральный иконостас.

http://sobory.ru/article/?object=20636

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010