В XVIII-XIX вв. В. из Украины пришел в Белоруссию, затем в Россию, где его представления были отмечены в Поволжье (Н. Виноградов), на Смоленщине (А. Тарновский), в Тобольске, в Енисейске и в др. городах. Известен В. также в Молдавии (Г. Спатару), Сербии (П. Житецкий). Аналогами В. являются польск. театр с подвижными фигурками «шопка» (szopka, от нем. schoppen - хлев, сарай), появившийся в нач. XIX в. (Календарные обычаи и обряды. С. 129), и белорус. «батлейка» («бетлейка»). В наст. время в России и на Украине традиция В. возрождается: создаются вертепные театры, на Святках проходят их фестивали - в Москве (с 1992), Коломне (с 2001), Владимире (с 2002). В Луцке с 1998 г. Волынским областным театром кукол проводится крупнейший международный фестиваль, одновременно проходят научные симпозиумы, посвященные изучению рождественских мистерий. Лит.: Галаган Г. П. Малорос. «вертеп» или вертепная рождественская драма: Объясн. текст с нотами и рисунком ящика для представлений. К., 1882; Estraicher S. Szopka Krakowska/Spisa, objani i opracowa Dr. J. Krupski. Kraków, 1904; Виноградов Н. Н. Опыт библиогр. указ. лит-ры по вертепной драме//ИОРЯС. СПб., 1905. Т. 10. Кн. 4. С. 406-411; Kuciль О. Г. Укр. вертеп: текст, малюнки, ноти/З вступ. ст. Ол. Kuciля. [ К., 1918 ] ; Карский Е. Ф. Рождественская вертепная драма//Белорусы. Т. 3: Очерки словесности белорус. племени. 3. Худож. лит-ра на нар. языке. Пг., 1922. С. 116-129; Марковський М. Укр. вертеп: Poзbiдku й тексти. К., 1929. Вип. 1; Всеволодский-Гернгросс В. Н. Рус. устная нар. драма. М., 1959; Смелянская С. А. Укр. вертеп (к пробл. изучения истоков нар. театра на Украине): Канд. дис. М., 1980; Франко I. Я. До icmopuï укр. вертепу XVIII в.//Зiбp. творив: В 50 т. К., 1982. Т. 36. С. 170-375; Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы, XIX - нач. XX в.: Зимние праздники. М., 1983; Федас Й. Ю. Укр. нар. вертеп (у дocлiджehhяx XIX-XX ст.). К., 1987; Маркевич Н. А. Обычаи, поверья. К., 1991р. Е. Ю. Шевчук Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/158196.html

11 И тем более не Эфиопской Церкви, часть анафор которой вообще выделяется в особый анафоральный тип – Hammerschmidt E. Studies in the Ethiopic Anaphoras. Berlin, 1961. (Berliner byzantinische Arbeiten; 25). 13 О частях анафор и об анафоральных типах см.: Hänggi, Pahl. Op. cit.; также: Желтов М.С. Анафора//Православная Энциклопедия. М., 2001, т. 2, стр. 279–287. 14 Текст литургического Sanctus несколько отличается от содержащегося у прор. Исаии – библейское «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» заменяется словами «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! полны небо (и земля) Его славой» или подобными. 16 См. кн.: The Sacrifice of Praise: Studies on the Themes of Thanksgiving and Redemption in the Central Prayers of the Eucharistic and Baptismal Liturgies/Ed. B. Spinks. R., 1981. 18 В то время как прибавление к Трисвятой песни относящихся ко Христу слов «Осанна в вышних! Благословен Грядущий...» заставляет думать, что и сама песнь обращена ко Христу. 19 См. Nock A.D. Liturgical Notes 1: The Anaphora of Serapion//Journal of Theological Studies. Oxford, 1929. Vol. 30. P. 381–390, особенно P. 385–388. 21 Hammerstaedt J. Griechische Anaphorenfragmente aus Ägypten und Nubien. Opladen, 1999. (Papyrologica Coloniensia; 28). 22 Engberding H. Eucharisterion in ägyptischen liturgischen Texten//Polychordia: Festschrift F. Dölger zum 75 Geburtstag/Besorgt von P. Wirth. Amsterdam, 1967. Bd. 2. S. 148–161. 23 Quecke H. Das anaphorische Dankgebet auf den koptischen Ostraka B. M. Nr. 32 799 und 33 050 neu herausgegeben//Orientalia Christiana Periodica. R., 1971. Vol. 37. P. 391–436. 24 idem. Das anaphorische Dankgebet auf dem koptischen Ostrakon Nr. 1133 der Leningrader Eremitage neu herausgegeben//Idem. 1974. Vol. 40. P. 46–60. 25 Так, Sanctus присутствует в молитвах 33–38 глав VII-й кн. «Апостольских постановлений») (около 380 г.), анафорой не являющихся (по поводу этих молитв см.: Fiensy D.A. Prayers alleged to be Jewish: An Examination of the Constitutiones Apostolorum. Chico (Calif.), 1985).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

В том же журнале в 2002 году были опубликованы две статьи на тему соотношения ислама и терроризма. Дина Малышева. После " чёрного вторника " : ислам и терроризм в России и СНГ 2002) Статья посвящена анализу нового восприятия ислама и связанных с ним проблем терроризма в России и странах СНГ после 11 сентября 2001 года. Автор отмечает, что " война мирового сообщества с терроризмом совершенно вписывается в рамки " конфликта цивилизаций " – якобы имеющего место противостояния " белой " христианской цивилизации Севера частному случаю агрессивного исламо-терроризма Юга... […] Исламский мир расколот не по линии цивилизационного противостояния с Западом, а по линии противоборства умеренной и экстремистской тенденции: ведь многие мусульманские и арабские государства давно стали жертвами терроризма, в том числе и в религиозном обличье, и борьба с терроризмом это и их борьба. Аналогичная картина наблюдается и в постсоветском пространстве, где мусульмане неоднократно испытывали на себе ужасающие последствия террористических акций " . Вечный выбор России между Западом и Востоком, христианской и мусульманской культурами видится автору не таким уж однозначным. " Посылки – " Россия вместе с Западом против исламотерроризма " и " Россия вместе с мусульманским миром против Запада " – оказываются при ближайшем рассмотрении ложными, поскольку действительность намного сложнее чёрно-белых схем. В силу исторической и культурной традиции взаимосвязи с исламом, многонационального и многоконфессионального состава российского государства, наконец, в силу географического фактора Россия не может позволить себе абстрагироваться от протекающих в исламском мире процессов " . Игорь Добаев. Неправительственные религиозно-политические организации исламского мира 2002) Автор выделяет четыре поколения неправительственных религиозно-политических организаций (НРПО). " НРПО 1-го поколения – это исламские организации, апеллирующие к изначальным исламским ценностям, ратующие за возрождение мифологизированного " золотого века ислама " " . Таких организаций очень много. Они рассматриваются на примере ассоциации " Братьев-мусульман " , которая появилась в Египте в 1929 году. " НРПО 2-го поколения возникли в ходе арабо-израильского противостояния на Ближнем Востоке " . Автор подробно останавливается на палестинском Исламском джихаде, отколовшемся от " Братьев мусульман " и появившемся в 1974 году в Асьютском университете в Египте. " НРПО 3-его поколения составляют афганские группировки, возникшие и набравшие силу в основном после прихода к власти в этой стране " марксистского " режима в апреле 1978 года и ввода в Афганистан в декабре 1979 г. советских войск " . Наиболее значительным после вывода войск стало религиозно-националистическое пуштунское движение Талибан. " НРПО 4-го поколения – учреждённые по инициативе Усамы бен Ладена " Аль-Каида " ( " Основа " ; первоначально организация " арабов-афганцев " ), а также " Мировой фонд джихада " " .

http://religare.ru/2_5334.html

 Устами Буниных. Запись от 13 октября 1929 года. [Из записей Веры Николаевны в дневничке «в черном мягком переплете»]   Бабореко А.К.  Бунин. Жизнеописание.   Самутина   Наталья . Праздник неоднозначности, или Как сделан «Дневник его жены» Алексея Учителя//Неприкосновенный запас, (16). 2001. http://www.iek.edu.ru/projects/ppnsamu2.htm   Бабореко А.К . Бунин. Жизнеописание.  Искусство невозможного. Дневники, письма.   Бабореко А.К . Бунин. Жизнеописание.   Лавров В.В . Холодная осень. Иван Бунин в эмиграции (1920–1953).  Искусство невозможного. Дневники, письма.  Миссия русской эмиграции (1924)//Бунин Иван. Публицистика 1918–1953 годов. Библиография. Новый Завет. М.: Синопсисъ, 2020. Бабореко А.К . Бунин. Жизнеописание. М.: Молодая гвардия, 2004. Бунин И. А . Собр. соч. Т. 1–9. М.: Художественная литература, 1965–1967. Бунин Иван . Публицистика 1918–1953 годов. М.: Наследие, 1998. Бунин Иван.  Окаянные дни. М.: Молодая гвардия, 1991. Галина Кузнецова . Грасский дневник. Издание подготовлено О. Р. Демидовой. С-Пб.: 2009. Искусство невозможного. Дневники, письма. М.: Грифон, 2006. Иван Алексеевич Бунин. Вера Николаевна Бунина . Устами Буниных. Т. 1–2. Франкфурт-на-Майне: Посев, 2005. Лавров В.В . Холодная осень. Иван Бунин в эмиграции (1920–1953). М.: Молодая гвардия, 1989. Шамбаров В. Е . Антисоветчина, или Оборотни в Кремле. М.: Алгоритм, 2008. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Валентина 29 января 2022, 12:07 Случайно прочитала рассказ Бунина " Мелитон " . Поразилась судьбе человека, который носит имя одного из 40-ка Севастийских мучеников. Рассказ пропитан связью с этой историей, множеством зашифрованных символов, но при этом ни одним словом она не упоминается. Только имя героя рассказа - Мелитон. Так как я хорошо знаю подвиг доблестных мучеников, то рассказ показался мне таким близким и удивительным! А главное, что Бунин, разбросав по тексту очень важные ключи, так и оставил возможность понять до конца суть рассказа только посвященным. Людмила 5 ноября 2020, 22:22

http://pravoslavie.ru/134814.html

по религиоведению: Тезисы докл. и сообщ. – Севастополь, 2001. – С. 12 (4 мужских погребения на некрополе Алмалык); Радочин В.Ю. Антропологические материалы из погребений V–IX вв. могильника у с. Лучистое//МАИЭТ. – 2003. – Вып. 10. – С. – С. 165 (6,2 % от общего числа исследованных черепов); Иванов A.B. О практике искусственной деформации черепов... – С. 73,74; Иванов A.B. О практике искусственной деформации головы... – С. 78–79. 745 Кропоткин В.В. Могильник Суук-Су... – С. 193; Соколова К.Ф. Антропологические материалы из раннесредневековых могильников Крыма//История и археология средневекового Крыма. – М., 1958. – С. 63; Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. Крепость драгоценностей: Кырк-Ор. Чуфут-Кале. – Симферополь, 1993. – С. 26–27; ср.: Зиневич Г.П. Антропологические материалы... – С. 133,135. 749 Репников Н.И. Раскопки Эски-Керменского могильника в 1928 и 1929 гг.//ИГАИМК. – 1932.– Т. 12. – Вып. 1–8. – С. 179; Айбабин А.И. Об этнической атрибуции... – С. 118–120; ср.: Новиченков В.И., Новиченкова Н.Г. Об исторической топографии «готской земли»... – С. 37–39, рис. 2. 751 Айбабин А.И. Этническая принадлежность могильников Крыма IV – первой половины VII вв. н.э.//СА. – 1977. – – С. 194; Масякин В.В. Готы//От киммерийцев до крымчаков. – Симферополь, 2004. – С. 69–70. 754 Борисова В.В. Могильник у высоты «Сахарная головка» (по раскопкам и разведкам 1951 и 1953 гг.)//X сб. – 1959. – Вып. 5. – С. 190; Зиневич Г.П. Антропологические материалы средневековых могильников... – С. 33 (в Скалистинском могильнике в VII–IX вв. число таких погребений сокращается до одного из 20, тогда как в VI–VII вв. их было здесь в пять раз больше); Рабочин В.Ю. Антропологические материалы... – С. 165 (исследователь подчеркивает, что из погребений IX в. в могильнике у с. Лучистое не получено ни одного деформированного черепа, однако связывает это «с недостаточным количеством вскрытых погребальных сооружений этого времени»). 755 Репников Н.И. Некоторые могильники области крымских готов//ИАК. – 1906. – Вып.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Goichon A. M. La philosophie d " Avicenne et son influence en Europe médiévale. P., 1944; eadem. Ibn Sina//EI. 1980. Vol. 3. P. 941-947; Anawati G. C. Mu " alla  f Ibn Sna  : Essai de bibliographie avicennienne. Le Caire, 1950; Gardet L. La Pensée religieuse d " Avicenne (Ibn Sina). P., 1951; Mahdavi Y. Bibliographie d " Ibn Sina. Téhéran, 1954; Chanine O. E. Ontologie et théologie chez Avicenne. P., 1962; Rahman F. Ibn Sina//A History of Muslim Philosophy/Ed. M. M. Sharif. Wiesbaden, 1963. Vol. 1. P. 480-506; Асимов М., Диноршоев М. Ибн Сина и его роль в развитии мировой цивилизации// Ибн Сина. Избр. филос. произведения. М., 1980. С. 7-44; Шидфар Б. Я. Ибн Сина. М., 1981; Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины. Душанбе, 1985; Сагадеев А. В. Ибн Сина (Авиценна). М., 1985²; Gutas D. Avicenna and the Aristotelian Tradition. Leiden, 1988; Avicenna//EIran. 1989. Vol. 3. P. 66-110; Janssens J. An Annotated Bibliography on Ibn Sina (1970-1989). Leuven, 1991; idem. An Annotated Bibliography on Ibn Sina: First Suppl. (1990-1994). Leuven, 1999; idem. Ibn Sina and His Influence on the Arabic and Latin World. Aldershot, 2006; Goodman L. E. Avicenna. L.; N. Y., 1992; Nasr S. H. An Introduction to Islamic Cosmological Doctrines. N. Y., 1993²; idem. Ibn Sina " s «Oriental Philosophy»//History of Islamic Philosophy/Ed. O. Leaman, S. H. Nasr. L.; N. Y. 2001. P. 247-251; Inati Sh. Ibn Sina//Ibid. P. 231-246; Avicenna and His Heritage: Acts of the Intern. Colloquium Leuven-Louvain-La-Neuve, Sept. 8-11, 1999/Ed. J. L. Janssens et al. Leuven, 2002; Before and after Avicenna: Proc. of the First Conference of the Avicenna Study Group/Ed. D. C. Reisman. Leiden; Boston, 2003; Wisnovsky R. Avicenna " s Metaphysics in Context. Ithaca (N. Y.), 2003. И. С. в лат. схоластике: Gilson E. Pourquoi S. Thomas a critiqué S. Augustin//AHDLMA. 1926. T. 1. P. 5–127; idem. Avicenne et le point de départ de Duns Scot//Ibid. 1927. T. 2. P. 89–149; idem. Les sources gréco-arabes de l’augusinisme avicennisant//Ibid. 1929. T. 4. P. 5–149; idem. Roger Marston: Un cas d’ augustinisme avicennisant//Ibid. 1933. T. 8. P. 37–42; Vaux R., de.Notes et textes sur l’avicennisme latin aux confins des XIIe-XIIIe siècles. P., 1934; Avicenna Latinus: Codices. Louvain; Leiden, 1994; Hasse D. N. Avicenna’s «De anima» in the Latin West: the Formation of a Peripatetic Philosophy of the Soul 1160–1300. L.; Turin, 2000; Sontag G. La recéption de la «Métaphysique» d’Avicenne par Duns Scot//Wissen über Grenzen: Arabisches Wissen und lateinisches Mittelalter/Hrsg. A. Speer. B., 2006. P. 591–611.

http://pravenc.ru/text/200437.html

Le premier traité sur la procession du St.-Esprit de Nicéphore Blemmydès//OCP. 2001. Vol. 67. P. 39-141; idem., ed. Nicéphore Blemmydès: Ouvres théologiques. P., 2007-2013. T. 1-2. (SC; 517, 558); Polemis I. D. Nikephoros Blemmydes and Gregorios Palamas//Gregorio Palamas e oltre: Studi e documenti sulle controversie teologiche del XIV sec. bizantino/A cura di A. Rigo. Firenze, 2004. P. 179-189; Gielen E., ed. Nicephori Blemmydae De virtute et ascesi. Iosephi Racendytae De virtute. Turnhout, 2016. P. 3-32. (CCSG; 80). Библиогр.: ИАБ. 6. 214-278. Лит.: Соколов И. И. Влеммид Никифор//ПБЭ. 1902. Т. 3. Стб. 650-657; он же. Свт. Григорий Палама, архиеп. Фессалоникийский, его труды и учение об исихии. Никифор Влеммид, визант. ученый и церковный деятель XIII в. Церковная политика визант. имп. Исаака II Ангела. СПб., 2004; Барвинок В. И. Никифор Влеммид и его сочинения. К., 1911; Mercati G. Per il testamento di Blemmide//Bessarione. R., 1917. Vol. 23. P. 337-340; idem. Blemmidea// Idem. Opere minori. Vat., 1937. Vol. 3. P. 438-440. (ST; 78); idem. Il Niceforo della Catena di Daniele Barbaro e il suo commento del Salterio//Biblica: Commentarii editi cura Pontificii Instituti Biblici. R., 1945. Vol. 26. P. 153-181; Bell H. I. The Commentary on the Psalms by Nicephoros Blemmydes//BZ. 1929/1930. Bd. 30. S. 295-299; Bees N. A. Die Klosterregeln des Nikephoros Blemmydes in Bezug auf Pachomios Rhousanos sowie eine Inschrift aus Jenischehir//BNJ. 1932/1934. Bd. 10. S. 115-123; Westerink L. G. Some Unpublished Letters of Blemmydes//Bsl. 1951. Vol. 12. P. 43-55; Alpers K. Zonarae Lexicon// Pauly, Wissowa. R. 2. 1972. Hbd. 19. Sp. 732-763; Pignani A. Parafrasi o metafrasi?: (A proposito della Statua Regia di Niceforo Blemmyda)//Atti dell " Accademia Pontaniana. N. S. Napoli, 1976. Vol. 24. P. 219-225; Verhelst M. Georges Valla, compilateur de Nicéphore Blemmyde//Diotima: Revue de recherche philosophique. Athènes, 1980. Vol. 8. P. 144-147; Munitiz J. A. Self-Canonization: The «Partial Account» of Nicephorus Blemmydes//The Byzantine Saint: Univ.

http://pravenc.ru/text/2565526.html

Jones P. The Gnostic Empire strikes back. Phillipsburg, 1992. Р.86. Сообщени е католического информационного агентства Благовест-инфо. Честертон Г. К. Исключительная изобретательность Еноха Оутса//Указ. соч. Т.3. С.56. Ломакина И. Голова Джа-ламы. Улан-Удэ; СПб., 1993. С.208 – 209. Подробнее о человеческих жертвоприношениях в ламаизме см. главу «Жертва человеческая и жертва Божеская» в моей книге «Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир?» (3-е изд., испр. и доп. М.: Подворье Троице-Срегиевой Лавры, 2001) Черняк И. У «охотников за головами»//Огонек. М., 1995. С.68 – 71. «Конечная цель гуманитарных наук состоит не в том, чтобы конституировать человека, но в том, чтобы растворить его, то есть вернуть его психологически в объятия „равнодушной природы“» (Levi-Smrauss C. La pensee sauvage. Paris, 1964. Р.326). « Религиозные заблуждения являются одной из 13 категорий шизоидных идей в Современном Реестре Обследования Психического Состояния (в США)» (Jeffrey L. Salver, John Rabin. The neural substrates of religious experience. M. D. The Journal of Neuropsyhiatry and Clinical Neurosciences, 1997, volume 9, number 3, special issue: the neuropsychiatry of limbic and subcortical disorders). " > http ://astrata. narod.ru/Slib/translated/neural_substrates.htm http://astrata . narod.ru/Slib/translated/neural_substrates.htm ) Честертон Г. К. Шар и крест//Приключения’ 90. М., 1990. С.369. Письма Елены Рерих, 1929 – 1938: В 2 т. Минск, 1992. Т.2. С.291. А преемница Е. Рерих, вице-президент Международного центра Рерихов Е. Шапошникова столь «терпима», что даже сами рериховцы с недоумением замечают: «Не секрет, что одно из самых любимых выражений Шапошниковой по отношению к инакомыслящим: „По стене размажу!“». (Выявление ликов необходимо, это есть очищение пространства: Интервью с председателем Восточного рериховского общества «Урусвати» М. С. Луневым//Урусвати. Журнал Восточного Рериховского общества «Урусвати». Сходня, 1998. С.64. Блаженный Августин. О Граде Божием: В 4 т. Репринт. М., 1994. Т.4. С.151.

http://predanie.ru/book/71827-hristianst...

Тов Э. Текстология Ветхого Завета. Пер. с англ. К. Бурмистрова, Г. Ястребова. M., 2001. Трофимова M. К. Историко-философские проблемы гностицизма. M., 1979. Штернов H. Тертуллиан , пресвитер карфагенский. Очерк учено-литературной деятельности его. Курск, 1889. Щеглов Н. Апологетик Тертуллиана . Киев, 1888. Aland В. Gnosis und Philosophia//Proceedings of the International Colloquium on Gnosticism, Stockholm, 1973. Leiden, 1977. S. 34–73. Alt K. Philosophie gegen Gnosis. Plotins Polemik in seiner Schrift II9. Stuttgart, 1990. Alus A., de’. Tertullien helleniste//Revue des études grecques. 1937. T. 50. P. 329–362. Andresen C. Die Kirchen der alten Christenheit. Stuttgart, 1971. Angus S. The religious quest of the Graeco-Roman world: A study in the historical background of early Christianity. New York, 1929. Armstrong A. H. Hellenic and Christian studies. London, 1990. Ayers R. H. Language, logic, and reason in the Church Fathers: a study of Tertullian, Augustine, and Aquinas//Altertumswissenschaft­liche Texte und Studien. 1979. Bd. 6. Bardy G. La vie spirituelle d’apres les Peres des trois premiers siecles. Paris, 1935. Barnes T. D. Tertullian the antiquarian//Studia patristica. 1976. Vol. 14. P. 3–20. Barnes T. D. Tertullian: a historical and literary study. 2 nd ed. Oxford, 1985. Barton I. M. Africa in Roman Empire. Accra, 1972. Baur F. Ch. Die christliche Gnosis oder die christliche Religions­philosophie in ihrer geschichtlichen Entwicklung. Darmstadt, 1967. Becker C. Tertullians Apologeticum. Werden und Leistung. Mün­chen, 1954. Bianchi U. Ä propos de quelques discussions recentes sur la terminologie, la definition et la methode de l’etude du Gnosticism//Proceedings of the International Colloquium on Gnosticism, Stockholm, 1973. Leiden, 1977. P. 16–26. BöhligA. Gnosis und Synkretismus. Teil I–II. Tübingen, 1989. Borleffs J. W. Ph. De Tertulliano et Minucio Felice. Groningae, 1926. Bousset W. Hauptprobleme der Gnosis. Göttingen, 1907. Braun R. «Deus Christianorum». Recherches sur le vocabulaire doctrinal de Tertullien. Paris, 1962.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

К вопросам муз. эстетики и воздействия музыки на человека обращались Ибн Рушд (латиниз. Аверроэс; ум. в 1198) в парафразе «Государства» Платона и в комментарии к соч. «О душе» Аристотеля, францисканец Хиль (Иоанн Эгидий) де Самора в соч. «Искусство музыки» (Ars musica, между 1296 и 1304). Изд.: Alfonso X el Sabio. Cantigas de Santa María/Ed. A. de Cueto et al. Madrid, 1899-1922. 3 vol.; Coussemaker C.-E.-H., de. Scriptorum de musica medii aevi. N. S. Mil., 1931r. Vol. 1; El códex musical de Las Huelgas/Introd., facs. y transcriptión por H. Anglés. Barcelona, 1931. 3 vol.; Prado G. Supplementum ad Kyriale ex codicibus hispanicis excerptum. P.; Tournai; R., 1934; idem. Cantus Lamentationum pro ultimo Triduo Hebdomadae Majoris juxta hispanos codices. P.; Tournai; R., 1934; idem. El Kyrial español//Analecta sacra Tarraconensia. Barcelona, 1941. Vol. 14. P. 97-128; Vol. 15. P. 43-64; La música de las Cantigas de Santa María del Rey Alfonso el Sabio/Facs., transcriptión y estudio critico por H. Anglés. Barcelona, 1943-1964. 3 t.; Liber Sancti Jacobi: Codex Calixtinus. Santiago de Compostela, 1944. [T.] 2: Música/Reproducción en fototipia, seguida de la transcriptión por G. Prado; Mettman W., ed. Alfonso X, el Sabio: Cantigas de Santa María. Coimbra, 1959-1964. 3 t., glossary. (Acta Univ. Coimbrigensis); Gillingham B., ed. Paris, Bibliothèque Nationale, fonds latin 3549 and London, British Library, Add. 36, 881. Ottawa, 1987. (Veröffentlichungen Mittelalterlicher Musikhandschriften; 16); El Códice de Las Huelgas/introd., ed. y transcriptión musical e índices: J. C. Asensio Palacios; introd., ed. y traducción de los textos: J. Lorenzo Arribas. Madrid, 2001. Лит.: Ribera J. La música de las cantigas: Estudio sobre su origen y naturaleza con reproducciones fotográficas del texto y transcripción moderna. Madrid, 1922 (сокр. англ. пер.: Idem. Music in Ancient Arabia and Spain. Madrid, 1929. N. Y., 1970); Farmer H. G. Historical Facts for the Arabian Musical Influence. L., 1930; Rojo C.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010