Известные епископы К.: Сириций (упом. в 325-341), Авгарий (упом. в 359), Астерий (2-я пол. IV в.), Исидор (упом. в 381), блж. Феодорит (423-457), Иоанн (упом. в 475/6-484), Сергий (упом. в 512-532, монофизит); сиро-яковиты: Иоанн (упом. в 630), Вакх (упом. в 793), Соломон (798-817), Сергий, Авраам (818-845), Илия, Аарон, Исаак (846-873), Сергий (878-883), Гавриил (897-909), Исаак (910-922), Кириак (923-935), Иоанн (965-985), Андрей (986-1002/03), Кирилл (1004-1030). Лит.: Dussaud R. Topographie historique de la Syrie antique et médiévale. P., 1927. P. 470-471; Tchalenko G. Villages antiques de la Syrie du Nord. P., 1953. Vol. 2. Pl. 86/10; Fr é zouls E. Cyrrhus et Cyrrhestique jusqu " à la fin du Haut-Empire//ANRW. B., 1979. Bd. 2. Tl. 8. S. 164-197; idem. Mission archéologique de Cyrrhus//Contribution française à l " archéologie syrienne, 1969-1989. Damascus, 1989. P. 175-180; Klengel H. Syrien zwischen Alexander und Muhammed: Denkmale aus Antike und frühem Christentum. W., 1987. S. 168-170; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 785-786; Burns R. Monuments of Syria: An hist. guide. L., 1992. P. 70-72; Pe ñ a I. Lieux de pèlerinage en Syrie. Mil., 2000. P. 26-27, 56, 120-122; Fartacek G. Pilgerstätten in der syrischen Peripherie: Eine ethnologische Studie zur kognitiven Konstruktion sakraler Plätze und deren Praxisrelevanz. W., 2003. S. 133-137; Scheck F. R., Odenthal J. Syrien: Hochkulturen zwischen Mittelmeer und Arabischer Wüste. Ostfildern, 20094. S. 276-279. И. Н. Попов Рубрики: Ключевые слова: ИРАКЛИЯ ПОНТИЙСКАЯ [Гераклея; Понтираклия], античный греч., визант. и совр. тур. город в Сев. Анатолии, на юго-зап. побережье Чёрного м., митрополия К-польской Православной Церкви ИРАКЛИЯ ФРАКИЙСКАЯ [Гераклея; тур. Мармара-Эреглиси], город на сев. берегу Мраморного м. (Пропонтиды), центр митрополии К-польской Православной Церкви ПЕРГАМ древнегреческий, римский и визант. город в Сев.-Зап. Анатолии; одна из древнейших кафедр христ. Церкви КЕСАРИЯ КАППАДОКИЙСКАЯ город в Каппадокии в М. Азии, в античности и средние века 1-я по рангу митрополия Константинопольской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/1841117.html

Косик О. В. Сборник «Дело митрополита Сергия» и участие в нем мученика Михаила Новоселова //Вестник ПСТГУ. – Сер. II. – 2009. – Вып. II: 2 (31). Лебедев Лев, протоиерей. Границы Церкви. Сентябрь 1996//Православное Обозрение. – СПб., 1998. – 2. Луч света. В защиту Православной веры, в обличение атеизма и в опровержение доктрин неверия//Сост. архим. Пантелеймон. – Джорданвилль, 1970. Мазырин Александр, иерей. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920–1930-х годах. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. Мазырин А. В. Легализация Московской патриархии в 1927 году: Скрытые цели власти//Отечественная история. – 2008. – 4. Мазырин А. Священномученик Митрополит Кирилл (Смирнов) как глава «правой» церковной оппозиции. Круг его ближайших последователей//Богословский сборник. – Вып. 11. – М.: ПСТБИ, 2003. Мазырин А. В. Следственное дело «Всесоюзной организации ИПЦ» как источник по новейшей истории Русской Православной Церкви//Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2002 г. – М.: Изд-во ПСТБИ, 2002. Медведев Г. Н., Медведева Н. А. «От южного города до «южного городка " ». К 60-летию со дня кончины протоирея Григория Синицкого//Богословский сборник. – Вып. 8. – М.: ПСТБИ, 2001. Медведева Н. А. Медведев Г. Н. «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог…»: Жизненный путь протоиерея Григория Синицкого. – М.: ПСТГУ, 2010. Мещерский Н. А. Отрывки воспоминаний//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. – 1991. – Вып. 3–4. Новгородские епархиальные ведомости. – 1908. – 15 Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воду слез…»: Гонения на Истинно-Православную Церковь . – М.: Серебряные нити, 1998. Письма митрополита Иосифа//Mip Бoжiй. – 2000. – 1 (16). Плаксин Р. Ю. Тихоновщина и ее крах. – Л.: Лениздат, 1987. Полный Православный Богословский энциклопедический словарь. – СПб.: Изд. Сойкина, 1910; Ротопринт. – М., 1992. Польский Михаил , протопресвитер. Новые мученики Российские: в 2 ч. – Ч. 1. – Репр. воспр. изд. 1949–1957 гг. (Джорданвилль). – М.: Светлячок, 1994. Попов И. В. Святая Вырица//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. – 2003. – Вып. 28–29.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

В 1924-1927 гг. К. завершил 1-й вариант поэмы «Одиссея» (Οδσσεια), к-рая имела большой успех и была переведена на мн. языки (до 1938 создал еще 6 ее редакций). Эту поэму К. считал своим главным произведением. Подобно «Одиссее» Гомера, она состоит из 24 песней, общее количество стихов - 33 333. Поэма представляет собой некое продолжение сюжета Гомера и описывает странствия Одиссея, к-рые начинаются после его возвращения на Итаку и заканчиваются на Северном полюсе, где герой, переосмыслив свой опыт, приходит к нигилизму. Т. о., герой К. Одиссей во многом представляет собой образ отчаявшегося человека XX в. Поэма написана пятнадцатисложником, ее язык - «свидетельство устной речи всех областей греческого мира» ( Beaton. 1996. Σ. 166). К. одним из первых использовал в лит. тексте огромное количество диалектизмов, для неологизмов, введенных К. в греч. язык, к поэме был приложен словарь. В 1931 г. К. составил поэтический сб. «Терцины» (Τερτσνες. Αθνα, 1960). В 1927 г. в газ. «Анагениси» (Αναγννηση) было опубликовано философское произведение «Аскетика. Salvatores Dei» (отд. изд.: Ασκητικ: Salvatores Dei. Αθνα, 1945), в к-ром К. сформулировал свою мировоззренческую позицию, сложившуюся под влиянием антирационализма Ницше и мистицизма Бергсона ( Vitti. 1987. Σ. 342) и ставшую основой дальнейшего творчества К. В 1931 г. в Париже под псевд. Николай Казан (Nikolai Kazan) К. издал на франц. языке роман «Тода раба» (Toda-Raba), использовав в сюжете свои впечатления о поездках в Советскую Россию. Герои этого произведения, по направлению близкого к футуризму, путешествуют по разным «закоулкам» социалистического нового мира, посещают некий «Восточный съезд» в Астрахани, праздник годовщины революции в Москве и др. общественные мероприятия. В 1941 г. К. начал работу над романом «Жизнь и приключения Алексиса Зорбаса» (Βος και πολιτεα του Αλξη Ζορμπ. Αθνα, 1946). Роман построен отчасти на воспоминаниях о поездке К. на угольные шахты на Пелопоннесе с предпринимателем Й. Зорбасом в 1917 г. Он повествует о молодом писателе и 65-летнем Зорбасе, с к-рым тот отправляется на Крит, собираясь разбогатеть на продаже добытого из арендованной шахты бурого угля. В образе Зорбаса К. воплотил свои представления о совр. святом, выходце из народа, наделенном глубокой мудростью, лишенном предрассудков и преисполненном любви к человеку.

http://pravenc.ru/text/1319796.html

Лит.: Unger E. Der Turm zu Babel//ZAW. 1927. Bd. 45. S. 162-171; Dombart T. Der Stand der Babelturmsproblem//Klio. 1927. Bd. 21. S. 135-174; Gressmann H. The Tower of Babel. N. Y., 1928; Wetzel F. , Weisbach F. H. Das Hauptheiligtum des Marduk in Babylon, Esagila und Etemenanki. Lpz., 1938. (Osnabrück, 1967); Vincent L. -H. De la tour de Babel au temple//RB. 1946. T. 53. P. 403-440; Parrot A. Ziggurat et tour de Babel. P., 1949; Baur G. F. , Mauville A. The Tower of Babel//Priestly Studies. 1953. Vol. 21. p. 84-106; Протасьева Т. Н. Псковская Палея 1477 г.//ДРИ. М., 1968. [Вып.:] Искусство Пскова. С. 97-108; Nelis J. T. Tour de Babel//Dictionnaire Encycl. de la Bible. Tournhaut, 1987. Col. 1864; Jacobsen T. Babel//IDB. Vol. 1. P. 334; Oppenheim A. L. Ancient Mesopotamia: Potrait of a Dead Civilisation. Chicago, 1977 (рус. пер.: Оппенхейм А. Л. Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации. М., 1980); Vicari J. Les ziggurats de Tchoga-Zanbil (Dur-Untash) et de Babylone//Le dessin d " architecture dans les sociétés antiques. Leiden, 1985. P. 47-57; Кленгель-Брандт. Вавилонская башня: Легенда и история: Пер. с нем. М., 1991; Allinger-Csollich W. Birs Nimrud II: «Tieftempel» - «Hochtempel»: Vergleichende Studien Borsippa-Babylon//Babylonische Mitteilungen. 1998. Bd. 29. S. 93-330; Schmid H. Der Tempelturm Etemenanki in Babylon. Mainz, 1995; Albrecht S. Der Turm zu Babel als bildlicher Mythos: Malerei - Graphik - Architektur//Babylon: Focus mesopotamischer Geschichte, Wiege früher Gelehrsamkeit, Mythos in der Moderne/Hrsg. J. Renger. Saarbrücken, 1999. S. 553-574. Н. В. Квливидзе Рубрики: Ключевые слова: ВАВИЛОНИЯ термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х. ВАВИЛОНСКИЕ ОТРОКИ традиц. наименование друзей прор. Даниила, к-рые были спасены Богом от сожжения в печи в период вавилонского плена при царе Навуходоносоре АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)

http://pravenc.ru/text/153805.html

Ист.: Gennad. Massil. De vir. illustr. 66; Zach. Rhet. Hist. eccl. I 9; Chronicon Edessenum/Ed. I. Guidi//Chronica minora. P., 1903. Pars 1. P. 7-8. (CSCO; 2. Syr. 3; 4) (рус. пер.: Пигулевская Н. В. Сирийская средневековая историография: Исслед. и пер. СПб., 1998. С. 472); Mich. Syr. Chron. T. 2. P. 36; Chronicon anonymum Pseudo-Dionysianum vulgo dictum/Ed., trad. J.-B. Chabot. P., 1927. Vol. 1: [Textus]. P. 39, 193. (CSCO; 91. Ser. 3. Syr.; 1); 1949. [Versio]. P. 32, 143-144. (CSCO; 121. Ser. 3. Syr.; 1); Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd. F. Nau. P., 1915. P. 38, 129. (PO; T. 10. Fasc. 1). Лит.: Assemani. BO. T. 1. P. 207-234; Райт. Очерк. С. 36-38; Koch H. Isaac von Antiochien als Gegner Augustinus//Theologie und Glaube. 1909. Bd. 1. S. 622-634; Baumstark. Geschichte. S. 63-66; Kr ü ger P. Die mariologischen Anschauungen in den dem Isaak von Antiochien zugeschriebenen Sermones: Ein dogmengeschichtlicher Beitrag//ÖS. 1952. Bd. 1. S. 123-131, 187-207; idem. Gehenna und Scheol in dem Schrifttum unter dem Namen des Isaak von Antiochien: Ein dogmengeschichtlicher Beitrag zur Eschatologie der ältesten Zeit//Ibid. 1953. Bd. 2. S. 270-279; Kazan S. Isaac of Antioch " s Homily against the Jews//Oriens Chr. 1962. Bd. 46. S. 87-98; 1963. Bd. 47. S. 89-97; 1965. Bd. 49. S. 57-78; Ortiz de Urbina. PS. P. 100-102; Graffin F. Isaac d " Amid et Isaac d " Antioche//DSAMDH. 1971. Vol. 4. Col. 2010-2011; Klugkist A. C. Pagane Bräuche in den Homilien des Isaak von Antiocheia gegen die Wahrsager//Symp. Syriacum, 1972. R., 1974. P. 353-369. (OCA; 197); idem. Die beiden Homilien des Isaak von Antiocheia über die Eroberung von Bet Hur durch die Araber//IV Symp. Syriacum, 1984: Literary Genres in Syriac Literature/Ed. H. J. W. Drijvers e. a. R., 1987. P. 237-256. (OCA; 229); Brock S. P. The Published Verse Homilies of Isaac of Antioch, Jacob of Serugh, and Narsai: Index of Incipits//JSS. 1987. Vol. 32. P. 279-313; Mathews E. G., Jr. The Rich Man and Lazarus: Almsgiving and Repentance in Early Syriac Tradition//Diakonia.

http://pravenc.ru/text/674143.html

V. Lossky, А limage et a la ressemblance de Dieu. Paris, 1967. P. 109–121: La notion théologique de la personne. A. J. Mann, Personalism//New Catholic Encyclopedia XI (1967). P. 172–174. J. L. Segundo, Berdiaeff. Une réflexion sur la personne. Paris, 1963. C. SEPE, Persona e storia. Per una teologia della persona. Cinisello Balsamo (Mi), 1990. L. Stefanini, Persona//EnFil III. Col. 1297–1304 . IDEM, Personalismo//Ibid. Col. 1304–1324 . U. Winter Zum Problem der Kategorie der Person im Russischen//Slavistische Beiträge 210. München, 1987. В. В. Зеньковский . История русской философии. Т. II. Ч. 2. Ленинград, 1991. С. 263: Персонализм (Предметный указатель). Объективация N. Berdiaeff, Essai de métaphysique eschatologique. Paris, 1946. P. 11–103: Le probléme de la connaissance et lobjectivation. Русское издание: H. Бердяев, Опыт эсхатологической метафизики. Париж, 1947. Н. Бердяев , Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. Париж, 1934; Cinq méditations sur lexistence. Solitude, société et communauté. Paris, 1936, 1956, 1966. P. Klein, Die «kreative Freihei» nach Nikolaj Berdjajew. Zeichen der Hoffnung in einer gefallenen Welt. Regensburg, 1976. S. 58 ff. R. Roessler, Voraussetzungen und Grundlagen der Objektivationsidee N. A. Berdjajews. Ein Beitrag zur neueren russischen Geistesgeschichte. Heidelberg, 1953. Idem, Das Weltbild Nikolaj Berdjajews. Existenz und Objektiv-tion. Göttingen, 1956. Свобода La spiritualité. P. 99 ff., 357 ff. N. Berdiaeff, Au seuil de la nouvelle époque. Neuchâtel; Paris, 1947. P. 105 ff. Русское издание: H. А. Бердяев, На пороге новой эпохи// Истина и Откровение. С.-Петербург, 1996. С. 156–326. N. Berdiaeff, Esprit et liberté. Essai de philosophie chrétienne. Paris, 1933. Русское издание: H. Бердяев, Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства. Париж, 1927. N. Berdiaeff, Essai de métaphysique eschatologique. Paris, 1946. P. 121 ff.: Primauté de la liberté sur lêtre. Русское издание: H. Бердяев, Опыт эсхатологической метафизики. Париж, 1947.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

Вытегре и доставлен в Петроград, но вскоре освобожден без предъявления обвинения, после чего остался жить в Петрограде. После сектантских исканий К. обратился к духовным и культурным традициям старообрядчества. Он обдумывает вопросы ответственности и предназначения поэта. В поэме «Плач о Сергее Есенине» (1926, отд. изд. в 1927) отразились сложные отношения К. с Есениным, к-рого он называл и «жертвой вечерней», и «новым Иудой», полагая, что Есенин-лирик изменил высокой апостольской миссии поэта. Революционная утопия в творчестве К. уступила место осмыслению судьбы России, прежде всего крестьянства. Лирика К. кон. 20-30-х гг. XX в. содержит вызов «рогатым хозяевам жизни», к-рых он обвиняет в разрушении «родного» мира, противопоставляет им образ Богородицы-Заступницы (стихотворение «Нерушимая Стена», 1928). По свидетельству Э. Ло Гатто, К. говорил, что «величайшее преступление советского правительства состояло в насильственном превращении русского мужика в пролетария, в беспощадном уничтожении того, что составляло глубинную сущность России, в осуждении, как противоречащей материальному прогрессу, той религиозности, которая всегда жила в душе русского крестьянства хотя бы в самых первобытных формах, как, например, в жестокие времена Болотникова, Стеньки Разина или Пугачёва, столь дорогих большевикам» ( Ло Гатто Э. Воспоминания о Н. А. Клюеве//Н. Клюев глазами современников. 2005. С. 191). Судьбе крестьянства были посвящены поэмы К. «Заозерье» (1926), «Деревня» (1926), «Погорельщина» (1928). В «Погорельщине» дана эпическая картина разорения поморского мира, в к-ром соединялось земное и горнее. Оно, по мысли К., произошло из-за отступничества людей, не выдержавших лихих испытаний, ставших «человечьим сбродом». Однако в поэме выражается уверенность в возрождении России, очистившейся в огне. К. читал «Погорельщину» публично, она получила известность по машинописным копиям (впервые опубликована в нью-йоркском собрании сочинений К. в 1954, в России - в 1987). В сохранившихся фрагментах поэмы «Каин» (1929) К.

http://pravenc.ru/text/1841526.html

Лит.: Остроумов М. А. Очерк православного церковного права. Х., 1893. Ч. 1: Введение в правосл. церк. право. С. 589-592; Павлов А. С. Кому принадлежат канонические ответы, автором которых считался Иоанн, еп. Китрский?//ВВ. 1894. Т. 1. С. 493-502; Дринов М. С. О трудах Димитрия Хоматиана//Там же. 1894. Т. 1. С. 319-340; 1895. Т. 2. С. 1-23; Krumbacher. Geschichte. S. 134, 607-611; Снегаров И. История на Охридската архиепископия. София, 1924, 19952. Т. 1. С. 100-141, 207-210, 253-261; он же. Неколко думи за Хоматиановия сб., издаден от Питра//ГСУ, БФ. 1926/1927. Т. 4. С. 173-183; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 708-710; Stiernon L. Démétrius Chomatianos//DHGE. 1960. T. 14. P. 199-205; Μτσης Ν. Π. Νομικ ζητματα κ τν ρϒων το ημητρου Χωματιανο. Αθναι, 1961; Darrouzès J. Les réponses canoniques de Jean de Kitros//REB. 1973. Vol. 31. P. 319-334; Prinzing G. Chomatenos Demetrios//LexMA. Bd. 2. S. 1874-1875; idem. Die «Antigrafe» des Patriarchen Germanos II. an Erzbischof Demetrios Chomatenos von Ohrid und die Korrespondenz zum nikäischepirotischen Konflikt 1212-1233//RSBS. 1983. Vol. 3. P. 21-64; idem. A Quasi Patriarch in the State of Epiros: The Autocephalous Archbishop of Bulgaria (Ohrid) Demetrios Chomatenos//ЗРВИ. 2004. Т. 41. С. 165-182; Милев А. Димитър Хоматиан//КМЕ. 1985. Т. 1. С. 584-585; Simon D. Byzantinische Provinzialjustiz//BZ. 1986. Bd. 79. S. 310-343; idem. Die Bussbescheide des Erzbischofs Chomatian von Ochrid//JÖB. 1987. Bd. 37. S. 235-276; Macrides R. J. Killing, Asylum and the Law in Byzantium//Speculum. 1988. Vol. 63. N 3. P. 509-538; Вин Ю. Я. Право предпочтения в освещении Димитрия Хоматиана (XIII в.)//Право в средневек. мире. М., 1990. С. 85-125; он же. Судьба славянской семьи глазами Охридского архиеп. Димитрия Хоматиана: Опыт ист.-психол. исслед.//Славяне и их соседи. М., 1996. Вып. 6. C. 109-118; Katerelos E. Die Auflösung der Ehe bei Demetrios Chomatianos und Johannes Apokaukos: ein Beitr. zur byzant. Rechtsgeschichte des 13. Jh. Fr./M., 1992; Papayanni E. Les «privilèges pontificaux» de l " archevêque d " Achrida: Un essai d " interprétation de la Novelle 131 Justinien par Démétrios Chomatianos//Da Roma alla Terza Roma: Studi 11: Diritto e Religione da Roma a Constantinopoli a Mosca. R., 1996. P. 143-152; Podskalsky G. Zwei Erzbischöfe von Achrida (Ochrid) und ihre Bedeutung für die Profan- und Kirchengeschichte Mazedoniens: Theophylaktos und Demetrios Chomatenos//La spiritualité de l " univers byzantin dans le verbe et l " image: Hommages à E. Voordeckers. Turnhout, 1997. P. 239-252; Медведев И. П. Правовая культура визант. империи. СПб., 2001; Флоря Б. Н. , Турилов А. А. , Иванов С. А. Судьбы кирилло-мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия. СПб., 2004.

http://pravenc.ru/text/178183.html

19.05.1775 04.04.1786 06.05.1788 24.02.1800 24.02.1800 03.07.1821 Ксенофонт Троепольский 21.08.1821 25.02.1850 25.02.1850 22.07.1863 22.07.1863 17.06.1866 17.06.1866 29.04.1878 09.12.1878 21.11.1892 21.11.1892 20.11.1904 27.11.1904 09.06.1906 23.06.1906 13.07.1914 30.07.1914 10.08.1917 03(16)06.1922 12.1919 (27.11(10.12)1925) (1932 ?) 26.01(08.02)1924 25.03(07.04)1924 11.1925 09(22)12.1925 20.01(02.02)1926 05.1927 05.1927 09.1927 18(31)12.1928 31.07(13.08)1930 25.04(08.05)1931 05(18)05.1932 22.01(05.02)1935 23.01(05.02)1935 04.1936 04.1936 13(26)04.1936 29.07(11.08).1936 21.01(03.02)1937 04(17)03.1937 14(27)08.1944 18(31)10.1970 18(31)10.1970 18.11(01.12)1970 18.11(01.12)1970 26.03(08.04)1975 26.03(08.04)1975 11(24)04.1980 11(24)04.1980 29.04(12.05)1987 29.04(12.05)1987 12(25)10.1990 12(25)10.1990 28.10(10.11)1990 29.10(11.11)1990 778 Епископ Ростовский в 1190–1213/1214 гг. В Лаврентьевской лет. под 1214 г. говорится об отречении его от кафедры (вероятно, Ростовской), кроме того, он называется епископом Суздальским (ПСРЛ. Τ. 1. Стб. 438). В Воскресенской лет. отречение дано под 1213 г., а епископ Иоанн именуется Владимирским и Ростовским (ПСРЛ. Т. 7. С. 119). Память в Соборе Владимирских святых – 23.06. В предварительных статьях Никоновской летописи помещен следующий список Владимиро-Суздальских архиереев: Иоанн Чудотворец, Семион, Серапион, Феодор, Иаков, Григорий, Дионисий. Феодор, Алексий, Нафанаил, Даниил, Семион, Евфросин, Митрофан, Авраамий, Филипп, Евфимий, Нифонт. 779 Лаврентьевская лет.: «В лто 1214 Того же лта Кназь Гюрги сынъ Всеволожь изведъ Симона игумена блаженаго Рождества свтъу Богородица и посла и в Къуевъ къ митрополиту и постави и епископомъ Суждалю и Володимерю» (ПСРЛ. Τ. 1. Стб. 438). («В год 1214. В этот же год князь Юрий Сын Всеволода вывел блаженного игумена Симона от Рождества Святой Богородицы (Богородицерождественского монастыря. – Сост.) и отправил его в Киев к митрополиту и поставили его епископом Суздалю и Владимиру».) Преставился 22.05.1226 (ПСРЛ. Τ. 1. Стб. 448–449). Память – 23.05 в Соборе Ростово-Ярославских святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исходя из упоминания визант. имп. Мануила I, можно сделать вывод, что почитание И. О. началось в сер. XII в. ( Иванова. 1986. С. 570; 1992. С. 107), однако до нач. XIII в. оно носило, очевидно, местный характер. Ситуация изменилась с вхождением территории, на к-рой расположен Осоговский мон-рь, в состав Второго Болгарского царства (ок. 1202). Один из списков Жития сообщает о посещении обители болг. царем Калояном (1197-1207) в день памяти святого. Хотя правитель не перенес мощи И. О. (в отличие от мощей Иоанна Рильского) в болг. столицу, почитание осоговского отшельника с этого времени приобрело более широкий характер, но не достигло уровня почитания Иоанна (см.: Гергова. 1996. С. 33). Вероятно, ок. сер. XIII в. была создана древнейшая редакция службы И. О. и в это же время его имя (наряду с Иоанном Рильским и Прохором Пшинским) было присоединено к именам равноапостольных Кирилла и Мефодия в тропаре канона Недели сыропустной, к-рый содержится в болг. Орбельской Триоди (2-я пол. XIII в.: РНБ. F.n.I. 102. Л. 21; см.: Попов Г. Прослава за Кирил и Методий в канона за Събота Сиропустна//КМС. 1987. Т. 3. С. 79; Българска лит-ра. 1987. С. 29; Десподова В., Славева Л. Македонски средновек. ракописи. Прилеп, 1988. [Кн.] 1. С. 180. 53). На общеболг. характер почитания И. О. в это время указывает и включение его имени («Акиме от Славищ») в перевод молитвы над болящим, сохранившейся в серб. списке (PHБ.Q.n.I.24. Л. 23 об., 1-я пол. XIV в.; Лосева. 2006. С. 292, 301). Почитание И. О., выходящее за рамки местного, сохранялось и в эпоху серб. владычества в регионе. Согласно древнейшему Карловацкому родослову ( Стари српски родослови и летописи. Београд; Сремски Карловци, 1927. С. 32), Осоговский мон-рь был отстроен и обновлен серб. кор. Стефаном Урошем II Милутином (1282-1321; см. Милутин). По свидетельству старшего Жития, перед битвой (1330) при Вельбужде (ныне Кюстендил) с болг. царем Михаилом Шишманом св. кор. Стефан Урош III (см. Стефан Дечанский ) со свитой посетил Осоговский мон-рь, «творя великие обеты» ( Данила II, архиеп. Животи и архиепископа српских/Изд.: Загреб, 1868. С. 181; С. Свети Култ св. Стефана Дечанског. Београд, 2007. С. 299-301). К периоду серб. владычества относится и включение памяти И. О. в месяцеслов слав. перевода Иерусалимского устава. Й. Иванов считал, что особым почитанием И. О. и др. западноболг. пустынники пользовались в сер.- кон. XIV в., когда Осоговский мон-рь находился под властью деспота Деяна и его сыновей, в особенности Константина ( Иванов. 1906. С. 93). После завоевания этих земель турками обитель сохранила значение религ. и культурного центра, в 1463 г. (1474? - ср.: 1965. С. 31) ее даже посетил тур. султан Мехмед II ( Матанов Х. Възникване и облик на Кюстендилски санджак (XV-XVI вв.). София, 2000. С. 74), что отразилось на почитании осоговского отшельника.

http://pravenc.ru/text/468939.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010