Toru, 1998. S. 115-146; Стоколос Н. Г. Heoyhiя як експеримент cxiдhoï noлimuku Ватикану в Noльщi (1923-1939 рр.).//Укр. icm. журн. 1999. 4(427). С. 74-89; Rzemieniuk F. Koció katolicki obrzdku bizantyjsko-sowiaskiego: (Neounia). Lublin, 1999; eadem. Stosunek grecko-katolickiego duchowiestwa do postanowie Konkordatu w okresie II Rzeczypospolitej (1918-1939). Siedlce, 2004; Mihehko Т., свящ. Правосл. церква в Ykpaïhi niд час другоï cbimoboï biйhu, 1939-1945: (Волинський nepioд). Bihhiner; Льbib, 2000. Т. 1; Петрушко В. И. Деятельность униат. митр. Андрея Шептицкого по распространению католицизма вост. обряда в России в период между революцией 1905 г. и первой мировой войной//БСб. 2001. 7. С. 204-229; он же. О попытках униат. прозелитизма в Советском Союзе накануне Великой Отеч. войны//www.sedmitza.ru/text/653358.html [Электр. ресурс]; Bobryk W. Obrzdek i jzyk kaza w Cerkwi neounickiej: Zarys problematyki//Пам " ятки сакрального мистецтва Boлuhi: Мат-ли VIII мiжhap. наук. конф. Луцьк, 13-14 грудня 2001 р. Луцьк, 2001. С. 158-160; idem. Problemy obrzdkowe Cerkwi neounickiej na terenie diecezji Podlaskiej//Historia i dziedzictwo regionów w Europie rodkowo-Wschodniej w XIX i XX w. Rzeszów, 2011; Tomaszewski L. Wileszczyzna lat wojny i okupacji, 1939-1945. Warsz., 20012; Mr ó z M. Katolicyzm na pograniczu: Koció katolicki wobec kwestii ukraiskiej i biaoruskiej w Polsce w latach 1918-1925. Toru, 2003; Szczepaniak J. Polskie wadze pastwowe wobec akcji neounijnej w latach 1918-1939// Charisteria T. Górski oblata. Kraków, 2003. S. 241-254; W ó jciuk M. Specyfika organizacji i zarys charakteru Cerkwi katolickiej obrzdku bizantyjsko-sowiaskiego o liturgicznej tradycji synodalnej na wschodnich ziemiach II Rzeczpospolitej w latach 1924-1939//Koo historii. Lublin, 2003. N 7. S. 121-168; Mironowicz A. Rewindykacja prawosawnych obiektów sakralnych w II Rzeczypospolitej//Biaoruskie zeszyty historyczne. Biaystok, 2004. n 21. s. 83-103; Скакун Р. «Нова yhiя» у Дpyriй Peчi Nocnoлumiй (1924-1939)//Ковчег: Наук.

http://pravenc.ru/text/2564954.html

Мемориал памяти Л.Г. Корнилова под Краснодаром. Фото предоставлено А. Гаспаряном Гибель Корнилова не стала закатом Белого движения на юге России. Напротив, выстояв в тяжелейшие дни «Ледяного похода», Добровольческая армия сделала имя генерала символом высокого патриотизма, самозабвенной любви к Родине. В Зарубежье его подвиги вдохновляли русскую молодежь. Не случайно в 1930 г., Организационное бюро по подготовке учредительного съезда Национально-трудового союза нового поколения (НТСНП) отмечало: «Нашим знаменем должен быть образ генерала Корнилова и мы должны помнить, что в борьбе с большевизмом под национальным флагом нет места ни партийности, ни классам» (144). В 1919 г. на ферме был создан Музей генерала Корнилова. Первый и, увы, пока последний в России музей истории Белого движения. Вблизи, на берегу Кубани была устроена символическая могила Лавра Георгиевича. Рядом находилась могила Таисии Владимировны. В Омске, летом 1919 г., началась подготовка к установке памятника генералу, вблизи здания кадетского корпуса. Но музей и могилы большевики уничтожили в 1920 г. Ферма сохранилась. В 2004 г. городской администрацией Краснодара было принято решение о воссоздании музейной экспозиции. Хотелось бы надеяться, что память о генерале Корнилове сохранится и перейдет к будущим поколениям россиян. Примечания 121 Левитов М.Н . Указ. соч. C. 97; Хаджиев . Указ. соч. C. 247. 122 Трубецкой Г.Н . Указ. соч. C. 30-31. 123 ГА РФ. Ф. 5881. Оп. 2. Д. 255. Лл. 92-93, 125-126; Струве П.Б . Patriotica. Россия, Родина, Чужбина. СПб, 2000. С. 166. 124 ГА РФ. Ф. 5881. Оп. 2. Д. 175. Л. 15. 125 Трубецкой Г.Н . Указ. соч. С. 32. 126 Левитов М.Н . Указ.соч. С. 107-108. 127 Лембич М . Великий печальник. Омск. 1919. С. 12. 128 Лембич М . Политическая программа генерала Л.Г. Корнилова январских дней 1918 г.//Белый архив. Т. 2-3, Париж, 1928. С. 180-182; Его же: «Великий патриот»//Вестник первопоходника. Корниловский сборник. N 79-80-81. 1968. Апрель, май, июнь. С. 33-34. 129 ГА РФ. Ф. 6683. Оп. 1. Д. 15. Лл. 175-181; Флуг В.Е . Отчет о командировке из Добровольческой армии в Сибирь в 1918 году.//Архив русской революции. Берлин, 1923. Т. 9. С. 243-244.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

John Anthony McGuckin St. Isaac the Syrian (7th c.) JOHN A. MCGUCKIN Also known as St. Isaac of Niniveh, one of the great ascetical and mystical writers of the Eastern Church. Isaac was a monk of the Chaldaean Church (or Assyrian Church of the East) from Beit Quatraye, possibly Qatar on the Persian Gulf. He was appointed bishop of Niniveh sometime before 680, but after a few months in the position resigned his charge and returned to the solitary life of an ascetic. In later life he became blind from his scholarly labors. His spiritual authority and the beauty of his writings on prayer and mystical experience made his works cherished by both the rival Monophysite and Nestorian factions of the Persian Church of his time. In the 9th century his texts on ascetical prayer were translated from the Syriac into Greek and Arabic versions, and came to Byzan­tium shortly after, where they had a large impact on the developing hesychastic spir­itual theology. Isaac lays great stress on the sensibility of the grace of God in the heart, and is one of the most mature and gentle authors on the spiritual life from Christian antiquity. His writings were treasured on Mount Athos and highly regarded by St. Paisy Velichovsky in the time of the Philokalic revival (18th century) of Greek and Slavonic monastic spirituality. In recent years lost works have been rediscovered, and by virtue of new English translations he is once again becoming known as one of the great masters of early eastern Christian spirituality. SEE ALSO: Assyrian Apostolic Church of the East; Hesychasm; Jesus Prayer; Monasticism; Monophysitism (including Miaphysitism); Nestorianism; Philokalia; St. Macarius (4th c.); St. Paisy Velichovsky (1722–1794) REFERENCES AND SUGGESTED READINGS Alfeyev, H. (2000) The Spiritual World of Isaac the Syrian. Cistercian Studies Series 175. Kalamazoo: Cistercian Publications. Brock, S. (1995) Isaac of Niniveh (Isaac the Syrian): The Second Part. Chapters 4–41. Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 554–5; Scriptores Syri. 224–5. Louvain: Peters. Miller, D. (trans.) (1984) The Ascetical Homilies of St. Isaac The Syrian. Boston: Holy Transfiguration Monastery. Wensinck, A. J. (1923) A Mystic Treatise by Isaac of Niniveh Translated from Bedjan’s Syriac Text. Amsterdam: Koninklijke Akademie van Wetenschappen. Читать далее Источник: The Encyclopedia of Eastern Orthodox Christianity/John Anthony McGuckin - Maldin : John Wiley; Sons Limited, 2012. - 862 p. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

137 Багдасарян В.Э. Россия – Запад: цивилизационная война. М.: Форум, 2019. 410 с.; Ваджра А. Запад: матрица глобальной гегемонии. М.: Времена 2, Астрель, АСТ, 2007. 544 с.; Катасонов В.Ю. Россия и Запад в XX веке. История экономического противостояния и сосуществования. М.: Институт русской цивилизации, 2015. 736 с.; Нарочницкая Н.А. Великие войны ХХ столетия. Ревизия и правда истории. М.: Вече, 2010. 352 с.; Стариков Н.В. Запад против России. Главный враг России. М.: Яуза, Эксмо, 2008; Фурсов А. И. Мировая борьба. Англосаксы против планеты. М.: Книжный мир, 2016. 512 с.; Широкорад А.Б. «Крестовый поход» против России: Тысячелетняя агрессия Запада. М.: Вече, 2015. 352 с. 138 Брандедж Дж. Крестовые походы. Священные войны Средневековья. М.: Центрполиграф, 2011. 320 с.; Васильев А.А. Византия и крестоносцы: Эпоха Комнинов (1081–1185) и Ангелов (1185–1204). Пг.: Academia, 1923. 120 с.; Васильев А.А. История Византийской империи. Т. 2. От начала крестовых походов до падения Константинополя. СПб.: Алетейя, 1998. 592 с.; Виллардуэн Ж. де. Завоевание Константинополя. М.: Наука, 1993. 298 с.; Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977. 274 с.; Заборов М.А. Папство и крестовые походы. М.: Изд. АН СССР, 1960. 264 с.; Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. М.: Наука, 1980. 320 с.; История крестовых походов: Сб./Сост Дж. Райли-Смит. М.: Крон-Пресс, Oxford University Press, 1998. 496 с.; Куглер Б. История крестовых походов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. 512 с.; Лависс Э. Эпоха крестовых походов. Смоленск: Русич, 2010. 576 с.; Клари Р. де. Завоевание Константинополя. М.: Наука, 1986. 176 с.; Успенский Ф. И. История крестовых походов. СПб.: Евразия, 2000. 384 с.; Харрис Дж. Византия. История исчезнувшей империи М.: Альпина Нон-фикшн, 2017. 408 с.; Эрс Ж. История крестовых походов. СПб.: Евразия, 2015. 320 с.; Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю. М., 2013. 734 с. 139 Phillips J. The Fourth Crusade and the sack of Constantinople. New York: Viking, 2004. Р. 57, 110–111.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чекисты – это привилегированные во всех отношениях элементы нового «коммунистическая» общества и не только по полноте власти, но и по внешним материальным условиям быта. В.Ч.К. в Москве это своего рода государство в государстве. У нее целые кварталы реквизированных домов несколько десятков. Есть своя портняжная, прачечная, столовая, парикмахерская, сапожная, слесарная и пр. и пр. В подвалах и складах огромные запасы съестных продуктов, вин и других реквизированных вещей, идущих на потребу служащих и часто не подвергающихся даже простому учету... В голодные дни каждый чекист имел привилегированный паек сахар, масло, белая мука и пр. Каждый театр обязан присылать в В.Ч.К. даровые билеты и т. д. И в других городах мы можем, конечно, наблюдать аналогичное. Ч.К. повсюду занимает лучшие дома. Если Ч.К. появляется в Севастополе, то, конечно, в гостинице Киста. В Одессе также образовался «чекистский городок», где находятся все нужные для его обитателей учреждения, не исключая парикмахерской, кинематографа и пр. В Житомире Ч.К. имеет даже свою театральную труппу. «Типы пьяного матроса-чекиста и юнца с огромным револьвером за поясом писали как-то «Общему Делу» скоро станут достоянием истории. Их заменяют изысканно вежливые следователи из юристов и недоучившихся студентов». Это соответствует, пожалуй, действительности постепенно изменяется состав чекистов, особенно в провинции. Но тем отвратительнее теперь эти «холеные, лощеные, с иголочки одетые», столь выделяющиеся на общем фоне обнищания, люди, «свободно располагающие жизнью и смертью своих пленников». «Имя Ч.К. должно быть не только громко, но и чисто»... Могло ли это быть тогда, когда в одной Москве числилось по разным учреждениям в общем чуть ли не 20.000 (?!) этих агентов с привилегированным пайком? Только в одной В.Ч.К. непосредственных служащих в 1919 г. было более 2000, из них три четверти латышей. Латыши вообще занимают особое положение в учреждениях Ч.К. Они служат здесь целыми семьями и являются самыми верными адептами нового «коммунистического строя». Это своего рода «чужеземная опричнина» – в Москве Ч.К. называли «вотчиной латышей». Бюллетень левых с.-р. так характеризует эту тягу к Ч.К. со стороны латышских элементов: «В Москву из Латвии в В.Ч.К. едут, как в Америку, на разживу». Латыши и латышки, зачастую почти не владея русским языком, ведут иногда допросы, производят обыски, пишут протоколы и т. д. Рассказывают «забавные» истории, но далеко не забавные для тех, кто является объектом их.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Работа Бека, до самого недавнего времени являвшаяся практически уникальным справочником по византийской литературе после VIII в., существенно восполнена актуальным материалом с началом издания в серии Corpus christianorum коллективной монографии «Византийское богословие и его традиция " 572 . С начала XX в. публикуются периодические издания, посвященные библиографии исторической литературы, содержащие материалы по истории Церкви, в частности лондонский Annual Bulletin of historical literature – продолжающееся ежегодное издание, выходящее с 1912 г.; публикуемое в Амстердаме с 1956 г. International review of social history; ежегодные Revue d’histoire ecclésiastique: Bibliographie (Louvain-la-Neuve, 1900) и International Bibliography of the Histoiy of Religions, 1952 (Leiden, 1954); Archiv der Reformationsgeschichte (Gütersloh, 1903/1904), International Medieval Bibliography (Leeds, 1967; в 2000 г. выпущен CD-ROM: 1995–1999), Dumbarton Oaks Bibliography (L., 1973), Historische Bibliographie (München, 1986) и др. 573 В Греции, в Афинах, с 1923 г. выходит ежеквартальный журнал Θεολογα («Богословие»), ежегодное библиографическое приложение к которому, выпускаемое с 1979 г. 574 , включает греческие и западноевропейские издания по православному богословию и эллинистике, в том числе роспись статей (каждый выпуск содержит более 10 тыс. записей, а также указатели имен, названий сборников и периодических изданий). Вышел также ряд указателей, посвященных текущей 575 и ретроспективной 576 библиографии – как общих 577 , так и по отдельным богословским дисциплинам и проблемам (например, имеются специальные указатели литературы по церковной истории 578 , по экуменической проблематике 579 и т.д.). В 1933 г. П. Глориё опубликовал указатель трудов ведущих парижских богословов XIII в. 580 Сильва и Кирсопп Лэйк начиная с 1934 г. издавали в Бостоне (Массачусетс) серийный указатель Dated Greek minuscule manuscripts to the year 1200 581 . Джон Оутс c коллегами опубликовал указатель греческих папирусов и острака 582 , Отто Демус и Ирмгард Хуттер – иллюминованных византийских рукописей 583 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12/25 сентября. Четверг. Во вторник был у Митрополита. Давно ждал; уже посылал за мной. Дело об отводе храма б. Макарьевской пустыни в Каргопольском уезде монахиням Пюхтицкого монастыря Рижской епархии. Священник противится, вследствие неопределенной резолюции епископа Иоанникия. Теперь достаточно определенно сделано распоряжение. Представление о прот. Надежине все еще не послано; я заговорил; Митрополит улыбнулся и – только. Сообщил Надежину, пусть принимает меры, тем более что 17/30 сентября Митрополит выезжает в Олонию (Лодейное поле, Свирский, Петрозаводск), там и может повидаться лично. Написал Дамаскину, игум. Антонию, Дроздову, Крючкову и Павлову о поездке Митрополита на предмет встречи, приема, организации богослужения, приглашения окрестного духовенства для пастырской беседы с Митрополитом – осведомления и получения указаний. Приехал о. В.Хазов. Сообщает, что разруха в церковной жизни – большая, распорядиться некому. В иных местах не поминают ни Патриарха, ни Митрополита из желания подделаться к каким-нибудь деревенским заправилам; венчают нерасторгнутых церковно; благочинные не следят, не созывают собраний, не руководят; сборы в епархиальную кассу не собираются, потому что Епархиальный совет ничего об этом не сообщил, хотя предложение епископа Иоанникия было. Епархиальный совет распадается: М. П.Смирнов уходит в Новгородскую губернию, о. Красов и вообще бездеятельный, уехал в отпуск в Олонец и не является на место. Н.П.Громов один, нерешительный, страшно медлительный из-за хозяйственных домашних дел, а теперь и полубольной из-за недоедания; о. Звероловлев еще не возвратился из отпуска, да едва ли вообще может быть работником, так как совершенно одряхлел, говорят, под ударами жизни. И при таком-то состоянии епархии нет там епископа для руководства, а Митрополит – вместо принятия энергичных мер – «улыбается», очевидно, не сочувствуя кандидатуре Надежина, но, не принимая мер и к назначению кого-либо другого. 10/23 октября. Интересно для памяти на будущее записать цены продуктам на рынке в Петрограде на сегодняшний день: Хлеб – 1 фунт – 240 рублей; Ржаная мука – 1 фунт – 260 р.; Масло сливочное 1 ф. – 900–1100 р.; Масло подсолнечное 1 ф. – 700 р.; Яйцо – штука – 50 рублей; Сахар рафинад 1 ф. – 900 р.; Картофель 1 ф. – 80–95 р.; Капуста 1 ф. – 65 р.; Лук 1 ф. – 80–85 рублей. За вывозку дров с Калашниковской набережной до квартиры (Невский, 11), за 1 сажень, заплатили 2000 руб. и кусок хлеба с 1 фунт. При таких ценах не хватит никаких окладов, как бы ни повышались ставки. А повышаются они вот как: 1 ноября 1918 г. я поступил в Комиссию при Академии наук на 400 рублей в месяц, а за октябрь 1919 г., т.е. ровно через год, по той же должности получаю 4500 рублей в месяц, т.е. в 11 с лишком раз больше. Дети все (четверо) за октябрь, например, получали 14590 руб., а вместе со мной все за октябрь имели 20640 руб., т.е. хватит только на 20 дней – по 4 фунта хлеба на всю семью.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Избранная библиография I. Основные издания латинского текста: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina (PL). Accurante J.-P. Migne. Paris, 1844–1864. Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum (CSEL). Vindobonae, 1866–. Sources Chrétiennes (SC). Paris, 1942–. Corpus Christianorum. Series Latina (CCSL). Turnhout-Brepols, 1954–, II. Справочные издания: Clavis Partum Latinorum (CPL)/Ed. E. Dekkers. Turnhoul, 1961. Dictionnaire de théologie catholique (DTC). T. I–XV. Paris, 1903–1950. Dictionnaire de spiritualité (DS). Vol. I–XVI. Paris, 1937–1994. Enciclopedia Cattolica (EC). T. I–XII. Citta dei Vaticano, 1949–1954. New Catholic Encyclopedia (NCE). Vol. I–XVII. N. Y., 1967–1979; 1981. Православная богословская Энциклопедия (ПБЭ). Т. I–XII/Ред. H Н. Глубоковский . СПб., 1900–1911. Энциклопедический словарь «Христианство» (ЭСХ). Т. I–III. М., 1993. Православная Энциклопедия (ПЭ). T. I–. М., 2000–. Столяров А.А. Патрология и патристика. М., 2001; 2004. III. Общие работы: Hamack A. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Bd. I–III. Freiburg, 1888–1890. Idem. Geschichte der altchristlichen Literatur bis Eusebius. Bd. I–III. Leipzig, 1893–1904. Monceaux P. Histoire littéraire de l’Afrique chrétienne depuis les origines jusqu’à l’invasion arabe. T. I–VII. Paris, 1901–1923. Idem. Histoire de la littérature latine chrétienne. Paris, 1926. Pichon R. Etudes sur l’histoire de la littérature latine dans les Gaules. Paris, 1906. Teuffel W.S. Geschichte der römischen Literatur. Leipzig, 1913. Bardenheuier O. Geschichte der allkirchlichen Literatur. Bd. I–V. Freiburg, 1913–1932; Darmstadt, 1962. Schanz M. Geschichte der römischen Literatur. Munich, 1914–1922. Tixeronl J. La théologie antenicéenne. Paris, 1924. Idem. Précis de Patrologie. Paris, 1942. Moricca U. Storia della lettratura latina cristiana. Turin, 1925–1934. Bonaiuiti E. II cristianesimo nell» Africa romana. Bari, 1928. Amatucci A.G. Storia della lettratura latina cristiana. Bari, 1929. De Labriolle P. Histoire de la littérature latine chrétienne. T. I–II. Paris, 1924; 1947 (англ. пер.: History and Literature o f Christianity from Tertullian to Boethius. London, 1924).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Ед. хр. 58. Л. 7. Письмо, рук. 26 Иван Александрович… — здесь и далее имеется в виду И. А. Ильин.  Ед. хр. 4. Л. 10. Почтовая открытка, рук. 27 …для Сельмы Лагерлёф… — С. Лагерлёф (1858—1940), шведская писательница, лауреат Нобелевской премии (1909). Сохранилось несколько писем С. Лагерлёф к И. С. Шмелеву, в 2000 г. они переданы в Российский Фонд Культуры. 28 …в “Неупиваемой чаше”… — повесть И. С. Шмелева, впервые опубликована в сборнике “Отчизна” (Симферополь, 1918), отд. изд.: М., 1922.  Ед. хр. 58. Л. 12. Почтовая открытка, рук. 29 “Это было” — рассказ И. С. Шмелева, впервые опубликован в газете “Россия” (1922. No 2), отд. изд.: Берлин, 1923. 30 “Няня из Москвы” — роман И. С. Шмелева, впервые опубликован в журнале “Современные записки” (1934. Кн. 55—57), отд. изд.: Париж, 1936. 31 “Человек из ресторана” — повесть И. С. Шмелева, впервые опубликована в сборнике “Знание” (1911. No 36), отд. изд.: Рассказы. М., 1912. Т. 3. 32 Д. А. Груздев — Дмитрий Александрович Груздев (?—1939), хирург, дядя О. А. Бредиус-Субботиной.  Ед. хр. 58. Л. 14, 15. Письмо, рук. 33 “Хвали душе моя Господа…” — первая строка псалма ( Пс. 145 ), второй антифон из Божественной литургии. 34 “Запричастный стих” — благодарственная молитва после причастия. 35 …буду не русская, а финка? — письмо написано во время советско-финляндской войны 1939—1940 гг. 28 августа 1939 г. между СССР и Германией был заключен договор о ненападении. По секретным протоколам к этому договору (так называемый “пакт Молотова—Риббентропа”) СССР получил возможность присоединить территории Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии и Западной Украины. 30 ноября 1939 г. советские войска вторглись на территорию Финляндии, но присоединить Финляндию к СССР не удалось, 12 марта 1940 г. был подписан мирный договор.  Ед. хр. 58. Л. 16. Почтовая открытка, рук. Ед. хр. 4. Л. 11. Почтовая открытка, рук. 36 “Возрождение” — ежедневная, с 1936 г. еженедельная газета в Париже (1925—1940), орган русской национальной мысли. Редактором был П. Б. Струве (1925—1927), затем Ю.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

Celebrate Christmas on Jan. 7? Orthodox Christian Church does      While most Christians celebrate the birth of our Lord God and Savior Jesus Christ on the 25th of December, few know why so many Orthodox Christians do not. Many Orthodox Christians celebrate Christmas on the Jan. 7, which is actually Dec. 25, according to the “Old Calendar.” The reason for the difference is that the Orthodox Church still maintains the “Old” Julian Calendar for holidays. The Orthodox Christians have a habit of just “keeping what has been kept” for 2000 consecutive years. Julius Caesar introduced the “Old” calendar in 46 BC. It consisted of 365 days except the fourth year, leap year that had 366 days. An astronomer, Ghiraldi contended that the Julian calendar was wrong. He argued that the Julian calendar was in error by 11 minutes and 14 seconds, which amounts to one day in 128 years (or 13 days to current date). In 1582, in order to correct the problem, the Roman Catholic Pope Gregory XIII abolished the “Old Julian” calendar and substituted the Ghiraldi system. The “new” system proposed by Ghiraldi is commonly known as the “Gregorian Calendar.” The launch of the “new” calendar only extended to Papal states. Orthodox Christianity being one of the two largest Christian bodies on the face of the earth, and having no connection to the Roman Catholic Pope Gregory, simply stayed on the “old calendar.” Keeping the “old” calendar has proven helpful and protective in keeping the Roman Catholic West from invading the Christian East, but there is no “dogmatic” issue with regards to the date of Christmas. The “new calendar” was not fully adopted in the secular world until 1923. Yes, our early American Colonies were still on the “old” calendar. The holiday of Christmas is in reality celebrated by every Christian on Dec. 25. But the “old” calendar Dec. 25 falls on the “New” calendar Jan. 7. Feel free to join us at the Orthodox Christian Church in Butte for Nativity Eve, and Christmas day, Jan. 6 and Jan. 7. All are Welcome. The Rev. Russell Radoicich serves Holy Trinity Serbian Orthodox Church, 2100 Continental Drive, Butte. Insights is written by members of the Butte Ministerial Association. 30 декабря 2013 г. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Смотри также Комментарии Antonio Arganda 30 декабря 2013, 23:00 The Fourth of July was originally celebrated on the old Julian calendar Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/67164.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010