Сергей Константинович Нуромский окончил Вологодскую духовную семинарию (1895). Служащий Вологодской контрольной палаты. Предводитель вологодского дворянства Александр Николаевич Неелов умер в 1916 или 1917 г. Вероятно, у Н.А. Ильинского допущена неточность. Сурконт Бронислав Викентьевич (1878–1920), большевик, поляк. Уроженец Виленской губернии. С 1907 года в Вологде работал мастером на железной дороге. Член РСДРП. В декабре 1917 избран в состав Вологодского Совета. На I губ. съезде РСДРП(б) в дек. 1917 избран в состав губкома. В горсовете – комиссар по делам печати и комиссар по польским делам. Входил в состав редколлегий «Известий Вологодского Совета рабочих и солдатских депутатов» и газеты «Северная беднота». Делегат III Всероссийского съезда Советов. В декабре 1919 года выехал по мобилизации на Северный фронт, умер в феврале 1920 года в Усть-Сысольске от тифа. См. Ф. Я. Коновалов Л. С. Панов Н. В. Уваров. Вологда. XII, начало XX века. Краеведческий словарь; Шорохов А. Нарком по делам печати//Красный Север. 1981. 222. С. 3.   Елена Сергеевна Чевская. Губернский продовольственный комитет. Имеется в виду Городской продовольственный комитет. Здоровый дух в здоровом теле. Голосилов Николай Кельсиевич (1889 г.р.), 20 мая 1921 – 20 нояб. 1921. Родился в деревне Дьяково Тотемского уезда. Из крестьянской семьи. Окончил трехклассное начальное приходское училище. В партии с 1917. Масленщик и слесарь на фабрике и в железнодорожном депо (1905-1918), заведующий Вологодской РКИ (1919-1920), заместитель заведующего Крымской, Киевской РКИ (1920), заведующий Вологодским горкоммунотделом (1921-1922), заведующий орготделом Вологодского губкома РКП(б) (1922-1923). Участник VI (1918), VIII (1920), IX (1921), X (1922), Всероссийских съездов Советов. В 1923 уехал из Вологодской губернии. ГАВО. Ф. 366. Оп. 1. Д. 47. Л. 1, 78; Оп. 2. Д. 23. Л. 17; Ф. 585. Оп. 2. Д. 176. Л. 103; Д. 315. Л. 47-48. См. Л. Н. Мясникова, О. В. Якунина. От первого городского головы до современного главы города Вологды (1785-1999 годы)//Вологда: Ист.-краеведч. альманах. Вып. 3. Вологда, 2000. http://www.booksite.ru/fulltext/3vo/log/da/6.htm

http://bogoslov.ru/article/6192270

В настоящее время группа американских адвокатов – Джонатан Леви, Томас Истон и др. по своей собственной инициативе подали иск против ватиканского и целого ряда других банков (швейцарских, австрийских, аргентинских, испанских, итальянских, португальских, германских и американских) по поводу усташского преступления геноцида, совершенного над «700 000 православных сербов, евреев и цыган». Речь идет о сотнях миллионов долларов, которые необходимо вернуть жертвам геноцида или их семьям. Другая группа американских адвокатов, известная американская фирма «Zimmerman Reed» из Миннеаполиса в США интенсивно работает над сбором соответствующей документации, причем свою деятельность эта известная фирма предприняла во имя сербских жертв геноцида . Подводя некоторый итог, можно сказать, что участие Ватикана в этно-религиозном конфликте на территории бывшей Югославии проявилось в односторонней поддержке словенского и хорватского сепаратизма, в развертывании антисербской кампании в СМИ, в поддержке проводимых западными странами антисербских акций на территории Хорватии, Боснии и Герцеговины, Косово и Метохии. Св. Престол нарушил как статьи Латеранских соглашений, обязывающих его оставаться нейтральным и ограничивать свою деятельность исключительно религиозной сферой, так и резолюции Второго ватиканского собора, определяющие характер миссионерской деятельности духовенства как сугубо религиозный (не политический) по своей природе. Единый «Югославянский союз орлов» с центрами в Загребе и Любляне был основан на Первом конгрессе католических молодежных обществ в Загребе (1922), он располагал 250 филиалами и насчитывал 5970 членов и 13027 кандидатов. В 1923 г. «Югославянский союз орлов» разделился на две организации: люблянский центр оставил за собой название, его руководство считало, что орловские организации являются светскими, а не церковными и в своей деятельности не должны напрямую зависеть от церкви. Противоположную позицию отстаивали лидеры загребского центра, в 1923 г. принявшего название «Хорватский союз орлов», в первую очередь, Иван Мерц, полагавшие, что «орловство» – не светское, а религиозно-культурное течение, базирующееся исключительно на догматах Римско-католической Церкви и подчиняющееся церковным иерархам во всем, в том числе и в вопросе формирования национальной идеологии и политики. Рост «орловских» организаций послужил поводом для Иво Протупилаца, председателя «Хорватского союза орлов», выдвинуть претензии на превращение своей организации в главный мобилизационный центр католической молодежи.

http://pravoslavie.ru/5638.html

Общие работы по нумизматике. Лит.: Grierson Ph. Monnaies et monnayage: Introd. à la numismatique. P., 1976; Doty R. G. The Macmillan Encyclopedic Dictionary of Numismatics. N. Y., 1982; Потин В. М. Введ. в нумизматику//Тр. ГЭ. Л., 1986. Вып. 26. С. 69-161; Беляков А. С. Нумизматика//Введ. в спец. ист. дисциплины. М., 1990. С. 81-146; Burnett A. Coins. L., 1991. (Interpreting the Past). Античная нумизматика. Лит.: Mattingly H., Carson R. A. Coins of the Roman Empire in the British Museum. L., 1923-1962, 2005r. 6 vol.; The Roman Imperial Coinage/Ed. H. Mattingly e. a. L., 1923-1994. 10 vol.; Mattingly H. Roman Coins: from the Earliest to the Fall of the Western Empire. L., 1928 (пер. на рус. яз.: Мэттингли Г. Монеты Рима: с древнейших времен до падения Зап. империи. М., 2005); Зограф А. Н. Античные монеты. М.; Л., 1951. (МИА; 16); Казаманова Л. Н. Введ. в античную нумизматику. М., 1969; Crawford M. Roman Republican Coinage. Camb., 1974. 2 vol.; Анохин В. А. Монетное дело Херсонеса. К., 1977; он же. Монетное дело Боспора. К., 1986; он же. Античные монеты Сев. Причерноморья. К., 2011; Plant R. J. Greek Coin Types and their Identification. L., 1979; Rutter N. K. Greek Coinage. Aylesbury, 1983; idem, ed. Historia nummorum: Italy. L., 2001; Карышковский П. О. Монеты Ольвии. К., 1988; он же. Монетное дело и денежное обращение Ольвии (VI в. до н. э.- IV в. н. э.). Од., 2003; Burnett A. e. a. Roman Provincial Coinage. N. Y., Vol. Sear D. R. The History and Coinage of the Roman Imperators, 49-27 BC. L., 1998; idem. Roman Coins and their Values. L., 2000-2014. 5 vol.; Sayles W. G. Ancient Coin Collecting II: Numismatic Art of the Greek World. Iola, 20072; Hoover O. D. The Handbook of Greek Coinage Series. L., Vol. Metcalf W. E. The Oxford Handbook of Greek and Roman Coinage. Oxf., 2012; Callatay F., de. Problèmes de terminologie en numismatique grecque//Revue belge de numismatique et de sygillographie. Brux., 2013. T. 159. P. 1-32. Византийская нумизматика. Лит.: Wroth W. Catalogue of the Imperial Byzantine Coins in the British Museum.

http://pravenc.ru/text/2577987.html

256 с.; Степун Ф.А. (Лугин H.). Из писем прапорщика-артиллериста. – Томск: Водолей, 2000. 192 с.; Степун Ф.А. Сочинения/Сост., вступ. ст., примеч. и библ. В.К. Кантора. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. 1000 с. («Из истории отечественной философской мысли»); Степун Ф.А. Жизнь и творчество. Избранные сочинения/Вступ. статья и комментарии В.К. Кантора. М.: Астрель, 2009. 807 с.; Степун Ф. А. Чаемая Россия. СПб.: РХГА, 1999. Литература: Зандер Л.А. О Ф.А. Степуне и о некоторых его книгах//Мосты. 1963. Т. 10. С. 318–340. Полторацкий Η. П. Философ-артист//Полторацкий Η. П. Россия и революция: Русская религиозно-философская и национально-политическая мысль XX века: Сб. статей. Tenatly, 1988; Штаммлер Б. Ф. А. Степун//Русская религиозно-философская мысль XX века: Сб. статей под ред. Η. П. Полторацкого. Питтсбург, 1975; Неопубликованные материалы из архива Ф. А. Степуна (публ., вступ. статья и коммент. Р. Бёрда)//Новое литературное обозрение. 2003, 63; Высылка вместо расстрела. Депортация интеллигенции в документах ВЧК-ГПУ. 1921–1923. М.: Русский путь, 2005; Как издают шедевры. О публикации русского варианта мемуаров Ф. Степуна «Бывшее и несбывшееся». Письма Федора Степуна в Издательство имени Чехова/Вступ. статья, публ. и коммент. В. Кантора//Вопросы литературы. 2006. 3. М. Горький и Ф.А. Степун. Переписка//De visu. 1993. 3. C. 43–55; Письма Ф.А. Степуна И.А. Бунину//С двух берегов. Русская литература XX в. в России и за рубежом. М.: ИМЛИ РАН, 2002. С. 82–166; Политическая история русской эмиграции. 1920–1940 гг.: Документы и материалы: Учеб. пособие/Под ред. A. Ф. Киселева. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1999. 774 с.; Портнова Н. Письма Ф. Степуна А. Штейнбергу//Новый журнал, 2004. Кн. 236. С. 119–130; Письма Ф.А. Степуна С.Л. Франку и Т.С. Франк/Вступ. статья, публикация и комментарии В.К. Кантора//Историко-философский ежегодник. 2007. С. 424–458; Рудник Я., Сегал Д. Письмо О.А. Шор (О. Дешарт) Ф.А. Степуну//Зеркало. 2001. N° 17–18.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Англ. пер.: The Sacred Signs. St. Louis, 1956; The End of the Modern World. L., 1957; Wilmington (Del.), 1998; The Art of Praying: The Principles and Methods of Christian Prayer. Manchester (NH), 1994; The Lord. Chicago, 1996; The Essential Guardini: An Anthology/H.R. Kuehn (ed.). Chicago, 1997; The Spirit of the Liturgy. N.Y., 1998; Living the Drama of Faith. Chicago, 1999; Learning the Virtues. Chicago, 2000. B pyc. пер.: O Боге живом. Брюссель, 1962; Конец нового времени//Вопр. философии. 1990. 4; Спаситель в мифе, откровении и политике//Философские науки. 1992. 2; Человек и вера. Брюссель, 1994; Господь. Брюссель, 1995; О Церкви. Б.м.: Христианская Россия, 1995; Конец Нового времени: Попытка найти свое место//Самосознание культуры и искусства XX века. M.; СПб., 2000. Дополнительную информацию ο Р. Гвардини можно почерпнуть в: Mahr G. Romano Guardini. Β., 1976; Gerl-Falkovitz Η.Β. Romano Guardini (1885–1968): Leben und Werk. Mainz, 1985 (итал. пер.: Romano Guardini: La vita e l’opera. Brescia, 1988); Balthasar H. U. von. Romano Guardini: riforma dalle origini. Milano, 2000; Acquaviva M. Il concreto vivente: l’antropologia filosofica e religiosa di Romano Guardini. Roma, 2007. 1021       Das Jahr des Heiles. 3 Bde. (1923); Kurze Meßerklärung (1930); Opfere mit der Kirche. 3 Bde. (Messbuch) (1930); Lernet die Messe verstehen. Wien; Klosterneuburg, 1931; Liturgische Erneuerung. Wien; Klosterneuburg, 1931; Aus dem Gebetbuch der Kirche. 5 Bde. Wien; Klosterneuburg, 1931–1933; Der Frühgottesdienst in der Karwoche (1938); Brevierschule für Laien. Wien u.a., 1939; Volksliturgie. Klosterneuburg; Wien, 1940; Die liturgische Predigt. 10 Bde. Klosterneuburg, 1948–1955; Kramreiter R., Parsch P. Neue Kirchenkunst im Geist der Liturgie. Wien; Klosterneuburg, 1939 (исп. пер. Моисея Диаса Канеха: Arquitectura y liturgia. Bilbao, 1947). 1022       The Liturgy of the Mass. N.Y., 1940; The Breviary Explained. N.Y., 1952; The Church " s Year of Grace. 5 vols. Collegeville (MN), 1963–1965.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. 648-650) (ср., напр., книжное произношение и как [о] и [е]). По мнению исследователя, именно книжное произношение (а не живой говор), к-рое влияло на орфографию церковнослав. языка, формировало его локальный (в данном случае восточнослав.) извод. Адаптация церковнослав. языка к местным говорам имела место и на морфологическом уровне, но носила частный характер. На основе анализа обширного рукописного материала Д. впервые поставил и ряд частных проблем истории языка (напр., об условиях различения и   и   см.: Русские рукописи XI и XII вв. как памятники старославянского языка; Спорные вопросы общеслав. фонетики//Slavia. 1927/1928. Ro. 6. Seš. 2/3. S. 209-232 (то же//Избр. работы. 2000. С. 495-541); К истории звуков русского языка//Slavia. 1922/1923. Ro. 1. S. 22-26; 1924. Ro. 2. Seš. 4. S. 599-612 (то же//Избр. работы. 2000. С. 350-367); Славянское правописание X-XII вв.). Осмысление истории церковнослав. языка рус. извода в трудах совр. лингвистов (см.: Живов. 1984; Успенский Б. А. История русского лит. языка (XI-XVII вв.). Münch., 1987. М., 20023) во многом базируется на выводах Д. (при этом не все предлагаемые Д. интерпретации языковых фактов признаются оправданными). Соч.: Избр. работы по истории рус. языка. М., 2000; Восп. о Московской диалектологической комиссии//Рус. речь. 2001. 5. С. 73-80. Лит.: Булахов М. Г. Дурново Н. Н.// Он же. Восточнослав. языковеды: Библиогр. словарь. Минск, 1977. Т. 2. С. 184-193; Сумникова Т. А. Н. Н. Дурново (1876-1937)//Рус. речь. 1981. 5. С. 93-100; Живов В. М. Правила и произношение в рус. церковнослав. правописании XI-XVIII вв.//Russian Linguistics. 1984. Vol. 8. N 3. P. 251-293; Робинсон М. А., Петровский Л. П. Н. Н. Дурново и Н. С. Трубецкой: Проблема евразийства в контексте «дела славистов» (по мат-лам ОГПУ-НКВД)//Славяноведение. 1992. 4. С. 68-82; Калиткин Н. Н., Калиткина Е. Н. Предок Толстых и Дурново - чех?//ИзвОЛЯ. 1993. Т. 52. Вып. 4. С. 69-71; Аншин Ф. Д., Алпатов В. М. «Дело славистов»: 30-е гг./Отв. ред.: Н. И. Толстой. М., 1994; Алпатов В. М. Н. Н. Дурново// Он же. Москва лингвистическая. М., 2001. С. 15-19; Никитин О. Н. Штрихи к лингвистическому портрету Н. Н. Дурново (к 125-летию со дня рождения)//Рус. язык в школе. 2001. 4. С. 93-96. Е. А. Кузьминова Рубрики: Ключевые слова: ВЕНЕЛИН Юрий Иванович (1802 - 1839), один из зачинателей российской болгаристики, историк, филолог, этнограф, фольклорист

http://pravenc.ru/text/180600.html

44. Силантьев Р. А. Новейшая история ислама в России. М., 2007. 45. Силантьев Р. А. Мусульманская дипломатия в России. М., 2010. 46. Силантьев Р. А. Современный ислам в России. М., 2008. 47. Силантьев Р. А. Совет муфтиев России: история одной фитны. М., 2015. 48. Усманходжаев А. Жизнь муфтиев Бабахановых: служение возрождению ислама в Советском Союзе. Н. Новгород, 2008. 49. Фаизов Г. Б. Государственно-исламские отношения в Поволжье и Приуралье. Уфа, 1995. 50. Фаизов С. Ислам в Поволжье. VIII–XX вв.: Очерк истории. М., 1999. 51. Худяков М. Г. Очерки по истории Казанского ханства. Казань, 1923. 52. Юнусова А. Б. Ислам в Башкортостане. Уфа, 1999. 53. Якупов В. М. Ислам в Татарстане в 90-е годы. Казань, 2005. Культура ислама 1. Мухаммад Ф. Р. Исламская культура. М., 2005 2. Ислам в истории и культуре татарского народа. Казань, 2000. 3. Мусульманские праздники и обряды. М. 1997 4. Шихсаидов А. Р. Ислам и исламская культура в Дагестане. М., 2001 5. Червонная С. М. Современное мусульманское искусство народов России. М., 2008. Направления ислама 1. Беляев Е. А. Мусульманское сектантство (исторические очерки). М., 1957. 2. Тримингэм Дж. Суфийские ордены в исламе. М., 1989. 3. Шагавиев Д. А. аль-Фирак (религиозные течения и группы в исламе): учебное пособие. – Казань, 2014. 4. Якупов В. М. Лжеджадидизм. Казань, 2006. 5. аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. Часть I/Ислам/Пер., ввод. и коммент. С. М. Прозорова. М., 1984. 6. Наубахти Аль-Хасан Шиитские секты/Пер., исслед. и коммент. С. М. Прозорова. М., 1973 7. Абдуллаев М. А. Суфизм и его разновидности на Северо-Восточном Кавказе. Махачкала, 2000. 8. Абдуллин Я. Г. Джадидизм среди татар: возникновение, развитие и историческое место. Казань, 1998. Экстремистские и террористические секты 1. Алексиев А. Таблиги джамаат: невидимый легион джихада. Казань, 2005. 2. Алимы и ученые против ваххабизма: Сборник статей. Махачкала, 2001 3. Ашев А. К., Арухов З. С., Ханбабаев К. М. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Раскопки Дора. Аэрофотосъемка. 90-е гг. XX в. Раскопки Дора. Аэрофотосъемка. 90-е гг. XX в. Раскопки в районе Д. были начаты Британской школой археологии в Иерусалиме (1923-1924) под рук. Дж. Гарстанга. В 1950 и 1952 гг. И. Лейбовиц копал севернее телля, а восточнее в 1979-1983 гг. К. Дофен открыла паломнический центр визант. эпохи. С 1980 г. по наст. время раскопки на телле ведутся Иерусалимским ун-том в сотрудничестве с рядом амер. ин-тов (в 1980-2000 под рук. Э. Штерна; в 2000-2007 под рук. И. Шарона); в то же время в акватории Д. проводились подводные исследования. Д.- один из важнейших памятников Палестины персид. и эллинистического периода (ранние и поздние периоды представлены фрагментарно). От древнейшего хананейского города эпохи средней и поздней бронзы сохранились только незначительные остатки городских укреплений. Среди находок этого периода можно встретить разнообразную кипрскую и микенскую керамику, цилиндрическую печать и егип. буллу. Особую важность для библейской археологии представляет обнаружение остатков древнего города, построенного одним из «народов моря» - племенем т. н. шекелеш (skls в егип. источниках) - в кон. XII-XI в. до Р. Х. Найдены основания фортификационных сооружений, жилых и хозяйственных построек, в т. ч. связанных с металлургическим производством. Среди важных находок - типичные для «народов моря» культовые сосуды: жертвенные чаши, курительницы, антропоморфные кувшины; ряд культовых предметов, предназначавшихся для гадания (подобные находки были сделаны в филистимских культовых центрах Палестины, в Екроне и в Тель-Касиле). В Д. было обнаружено много разнообразной импортированной керамики, оказавшейся здесь благодаря развитой морской торговле. Толстый слой пепла, покрывающий все постройки этого периода, свидетельствует о крупной катастрофе, приведшей к разрушению города. От укрепленного города эпохи единого царства сохранились остатки 4 камерных ворот с башнями по сторонам фасада, по плану напоминающих ворота в Мегиддо. Ворота существовали в IX-VIII вв. до Р. Х. и были уничтожены ассирийцами в кон. VIII в. до Р. Х.; на их месте были возведены новые, 2-камерные ворота. Жилые дома и общественные здания в IX-VIII вв. до Р. Х. строили на каменных фундаментах с сырцовыми стенами. Сохранился ряд культовых предметов, в т. ч. печатка с надписью: «Жрец Дора». Культура этого периода, представленная в Д., несет явные черты финик. влияния. Ассир. период оставил многочисленные фрагменты т. н. ассир. дворцовой керамики; среди важных находок - цилиндрическая печать ассир. чиновника, изделия из слоновой кости.

http://pravenc.ru/text/180223.html

П. скончался, вероятно, от пневмонии. Первоначально похоронен в старой базилике св. Петра, в янв. 1629 г. останки перенесли в новое здание базилики. Над его могилой установлено надгробие работы Дж. делла Порты (1549-1574). Лит.: Capasso C. Paolo III, 1534-1549. Messina, 1923-1924. 2 vol.; Donati А. Paolo III Farnese, ricordato ai suoi concittadini. R., 1931; Dorez L. La cour du pape Paul III d " après les registres de la trésorerie secrète. P., 1932. 2 vol.; Friedensburg W. Kaizer Karl V. und Papst Paul III. Lpz., 1932; Edwards W. H. Paul der Dritte oder die geistliche Gegenreformation. Lpz., 1933 ; Hanke L. Pope Paul III and the American Indians. Camb., 1937; Carteggio umanistico di Alessandro Farnese/A cura di A. Frugoni. Firenze, 1950; Chastel A. La cour des Farnèse et l " idéologie romaine//Le Palais Farnèse. R., 1981. Vol. 1. Pt. 2. P. 457-473; Zapperi R. Tiziano, Paolo III e i suoi nipoti: Nepotismo e ritratto di Stato. Torino, 1990; idem. La leggenda del papa Paolo III: Arte e censura nella Roma pontificia. Torino, 1998; Gleason E. Who was the first Counter-Reformation Pope?//CathHR. 1995. Vol. 81. N 2. P. 173-184; Benzoni G. Paolo III, papa//Enciclopedia dei papi. R., 2000. Vol. 3. P. 91-111; Vercruysse J. E. Die Kardinäle von Paul III.//AHPont. 2000. Vol. 38. P. 41-96; Hudon W. V. Paul III (1534-1549)//The Great Popes through History: An Encyclopedia. Westport, 2002. Vol. 1. P. 307-314 ; Cecchinelli C. Un sinodo di card. Alessandro Farnese a Parma (1519)//Cristianesimo nella storia. Bologna, 2003. Vol. 24. P. 297-326; eadem. Agli esordi del potere farnesiano a Parma: Il card. Alessandro Farnese vescovo-amministratore della diocesi (1509-1534)//RSChIt. 2009. Vol. 63. P. 91-124; Rebecchini G. After the Medici: The New Rome of Pope Paul III Farnese//I Tatti Studies in the Italian Renaissance. Harvard, 2007. Vol. 11. P. 147-200; Fragnito G. Paolo III, papa//DBI. 2014. Vol. 81. P. 98-107; Roney L. L. Death in the Papal Chapel: Paul III and the Motivations for Michelangelo " s «Crucifixion of St. Peter» in the Pauline Chapel//Encountering the Renaissance: Celebrating G. M. Radke and 50 Years of the Syracuse Univ. Graduate Program in Renaissance Art. Ramsey, 2016. P. 139-150.

http://pravenc.ru/text/2578527.html

Фаст 2000 – Фаст М., свящ. История Томской епархии (1917–1944). МДА. СП, 2000. (Кандидатская диссертация). Акты 1994 – Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943/Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. —371— СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ АРК=Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б) ВЦС=Высший Церковный Совет ВЦУ=Высшее церковное управление (с 1917 по 1921 г. действовало каноническое ВЦУ, в 1922–1923 гг. – обновленческое) ВЧК=Всероссийская чрезвычайная комиссия ГАРФ=Государственный архив Российской Федерации ГПУ=Государственное политическое управление ГУС=Государственный учёный совет Наркомата просвещения РСФСР НКВД=Народный комиссариат внутренних дел ОГПУ=Объединённое государственное политическое управление при СНК СССР РГАСПИ=Российский государственный архив социально-политической истории РГИА=Российский государственный исторический архив СО ГПУ=Секретный отдел ГПУ ЦА ФСБ=Центральный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации ЦК РКП(б)=Центральный комитет Российской Коммунистической партии (большевиков) Шек А.В. О некоторых принципах реформы знаменного роспева в XVII веке на примере попевки «рафатка»//Богословский вестник 2005–2006. Т. 5–6. 5/6. С. 372–412 —372— ВВЕДЕНИЕ 1132 Справа богослужебных певческих книг, начатая при патриархе Никоне , главной своей задачей ставила исправление текстов, а оно, в свою очередь, повлекло за собой необходимость изменения и крюковой нотации. Исправление текстов было вызвано, прежде всего, расхождением в практике произношения и пения букв ъ и ь. Редуцированные фонемы, почти исчезнувшие к XIII веку в устной речи, продолжали петься как полногласные о и е (так называемая «хомония», или «наонное пение», «раздельноречие»). Причины такой певческой традиции ещё не до конца выяснены. Согласно филологическим исследованиям Н.Н. Дурново 1133 и Б. А. Успенского 1134 , искусственное чтение буквы ъ как о, а буквы ь как е в любом по- —373— ложении в слове вошло в орфоэпическую норму уже в XI веке под влиянием южнославянских книжников 1135 , проповедавших христианство и распространявших грамотность на Руси 1136 . И по крайней мере до середины XII века (а по говорам – до первой половины XIII века) книжное произношение еров было противопоставлено живой речи восточных славян, отличавших редуцированные гласные от гласных полного образования и произносивших их как сверхкраткие звуки типа о и е 1137 . О практике выпевания ъ и ъ го-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010