К кон. X в. исчезла необходимость постоянного подчеркивания «особости» ислама: он полностью сформировался как самобытная религиозно-политическая система и в качестве таковой был «признан» соседями. Именно тогда получили распространение новые почерки, отличавшиеся значительно большей декоративностью по сравнению с предыдущими. Это в первую очередь «восточный куфи» и курсивный насхи (старейший датированный список относится к 1001). С XI в. в оформлении К. начинают использовать больше элементов, обычных при переписке и оформлении «профанных» книг. До XVIII в. переписка оставалась основным способом тиражирования текста К. В 1787 г. по распоряжению Екатерины II в С.-Петербурге впервые в России был напечатан полный араб. текст К. (текст к печати был подготовлен муллой Османом Исмаилом). C 1789 по 1798 г. вышло 5 подобных изданий К. В 1801-1802 гг., после снятия ограничения на публикацию в России ислам. религ. лит-ры, араб. шрифт типографии АН был передан в Казань, где открылась 1-я мусульм. типография. С 1802 по 1859 г. этот текст, получивший высокую оценку европ. ориенталистов, выдержал в Казани множество публикаций (всего ок. 150 тыс. экз. полного текста) и по существу вытеснил в Европе предшествовавшие издания К. «Казанские Кораны», воспринятые как 1-е мусульм. издания, получили широкое хождение и неоднократно воспроизводились на Востоке (зафиксированы и рукописные подражания). По мнению французского исламоведа Р. Блашера (1900-1973), возможно, именно они сыграли решающую роль в многовековом процессе закрепления единообразия текста К. ( Blach è re R. Introduction au Coran. P., 1947. P. 133). Последний этап работы по унификации текста К. связан с выходом в 1919, 1923, 1928 гг. в Каире нового издания текста, осуществленного под покровительством егип. кор. Фуада I (1917-1936). Издание, ставшее на сегодняшний день последним в канонизации орфографии, структуры текста и правил чтения, было осуществлено специальной коллегией мусульм. ученых, к-рые опирались не на анализ ранних рукописей, а на современные им мусульм.

http://pravenc.ru/text/2057222.html

Авраам и три ангела Эта картина 1966 года. Здесь мы уже видим иную трактовку библейского сюжета, который так лаконично был решен в гравюре 30-х гг. Это яркая красочная картина, основной тон красный, в котором тонут некоторые персонажи. И снова Авраам стоит лицом к нам перед Небесными посланцами, но теперь мы видим их лица — это развернутая композиция, призванная показать момент общения ангелов между собой. С Авраамом и с нами, зрителями. Давид и Вирсавия Лица у Шагала бывают необыкновенно выразительны и символичны. Например, лица Давида и Вирсавии изображены как одно лицо. Это образ любви, когда люди врастают друг в друга. Так еще раньше Шагал рисовал и себя с женой Беллой: он хорошо понимал, что значит «двое станут одна плоть». Библейская тематика нашла отражение не только в черно-белой серии офортов. Потом Шагал начал писать картины маслом и заниматься керамикой. Падший ангел, 1923 - 1947 гг. Холст, масло 189 x 148 см Частное собрание И снова кажется, что художник все перемешивает на холсте. С одной стороны мы видим еврея с Торой, с другой — Христа. Эту картину можно назвать предчувствием войны. Белое распятие, 1938 год Холст, масло 155 × 140 см Художественный институт Чикаго, США Эта картина — отклик Марка Шагала на знаменитую «Хрустальную ночь», ставшую по существу началом Холокоста, уничтожения евреев. Сам художник чудом спасся, он жил во Франции, а потом коллекционер Гуггенхайм помог ему переехать в Америку, иначе в оккупированной Франции его как еврея отправили бы в концлагерь. Многие спрашивают: как у художника-иудея, исповедующего традиционную еврейскую веру, вдруг на картине появляется Христос? Кто Он для него — Бог, человек, Мессия? Сказать трудно. Я не встречала, чтобы Шагал что-то говорил по поводу Христа. Но на этой картине очевидно — Христос у него в центре мира. А вокруг идут люди с красными знаменами, стоит разоренная синагога, какой-то бедный еврей пытается сохранить свой скарб, старушка прижала к себе кота. Сверху видим бедных евреев, которые не знают, куда бежать. Мир рушится и сотрясается от всех этих ужасов как на Западе, так и на Востоке. И только посреди вселенной прибитый ко кресту Христос — еврей, который страдает во все времена: при римлянах, при нацистах, при коммунистах. Исаия писал о Христе как о страдальце, который возьмет грехи наши. И Шагал, конечно, это знал.

http://pravmir.ru/creative/mark-shagal-c...

Об этом лучше всего у L. Bouyer: Où en est le mouvement liturgique? «Maison Dieu» 25, 1951, рр. 49 et suiv. 22 Dom Olivier Rousseau, op. cit., p. 188. 23 о. Г. Флоровский, цит. соч., стр. 516. 24 «Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому и предки потомкам учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды» (Катехизис: о священном Предании). 25 Так, например, автор известного католического свода православного 6огословия M. Jugie в определении состава Предания по русским и греческим богословам вообще не упоминает богослужения. Срв. Theologia Dogmatica Christianorum Orientalium ab Ecclesia Catholica Dissidentium, I. Cf. F. Gavin. Some Aspects of Contemporary Greek Orthodox thought, London — Milwaukee 1923, рр. 27 ff. 26 См. Y. M. Congar. Art. «The " ologie» in Diction. De Theol. Cath. 15, col. 492 suiv. — J. Brinktrine. Zur Einteilung und zur Stellung der Liturgik innerhalb der Theologie, in «Theologie und Glaube», 1936, pp. 588–599 — J:M: Dalmais: «The " ologie et Liturgie» in Initaition The " ologique, vol. I (Les sources de la the " ologie), Pqris 1952, pp, 102. et suiv. 27 Филарет, Архиепископ Черниговский. Исторический обзор песнописцев и песнопений Греч. Церкви. Чернигов 1864, стр. 5. 28 См., например, Никольский. Пособие к изучению Устава, стр. 6 и 656. Л. Миркович, цит. соч., стр. 22–23. 29 См. архим. Киприан. Евхаристия. Париж, 1947, стр. 25 и сл.: «Если в наше время евхаристическая жизнь ослаблена настолько, что мы утратили почти совершенно подобающее евхаристическое сознание и относимся к совершающейся в храмах божественной литургии, как к одному из обрядов и почитаем служение благодарственного молебна или акафиста чуть ли не более важным в богослужении, то во времена подлинной церковной жизни было не так. Евхаристия… была основой и завершением всей богослужебной жизни. Последующая жизнь докончила постепенно совершавшийся процесс расцерковления быта. Все то, что концентрировалось около Евхаристии, как центра богослужебной жизни, все таинства, молитвословия и чинопоследования постепенно превратились в сознании христиан в частные требы, стали частным делом данного человека, данной семьи, до которого соборному сознанию общины казалось бы, нет и дела». О соотношении таинств с Церковью см. о. Н. Афанасьев. Sacramenta et Sacramentalia, «Прав. Мысль», 8, Париж, 1951. 30

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОЗЫРСКАЯ ЕПАРХИЯ Вид на Мозырь с собором во имя арх. Михаила. Фотография. Нач. XX в. Вид на Мозырь с собором во имя арх. Михаила. Фотография. Нач. XX в. Существовала в 1942-1947 гг. (в 1942-1943 Мозырская и Речицкая, в 1943-1944 Мозырская и Гомельская, в 1945-1947 Мозырская и Полесская). Центр - Мозырь (Гомельская обл., Белоруссия; в 1938-1954 центр Полесской обл.). В 1922-1929 гг. существовало Мозырско-Туровское викариатство Минской епархии. Викариатство было образовано в связи с провозглашением 23 июля 1922 г. в границах Белорусской ССР автономной Белорусской Церкви во главе с митр. Мелхиседеком (Паевским) . Тогда же было решено восстановить епископские кафедры в «Слуцке, древнем Турове, Бобруйске и Борисове». Весной 1923 г. митр. Мелхиседек вместе с епископами Вяземским Венедиктом (Алентовым) и Гжатским Феофаном (Берёзкиным) хиротонисал на викарные кафедры 3 священнослужителей. 13 марта (по др. данным, 7 апр.) 1923 г. во епископа Мозырско-Туровского после пострижения в монашество был хиротонисан вдовый прот. Иоанн Пашин (см. Иоанн (Пашин) , сщмч.). Местом постоянного пребывания еп. Иоанн избрал мест. Петриков (ныне город Гомельской обл.); он посещал приходы вик-ства, много служил, препятствовал распространению в Полесье обновленчества . 26 марта 1926 г. еп. Иоанн был выслан из Петрикова и лишен на 3 года права проживания в крупных городах. Он продолжал управлять Мозырско-Туровским вик-ством из мест. Лоев (ныне поселок Гомельской обл.). 18 сент. 1926 г. архиерей был приговорен к ссылке в Коми (Зырян) автономную обл. Формально он оставался епископом Мозырско-Туровским до осени 1929 г., когда был назначен епископом Рыльским, викарием Курской епархии. Впосл. Мозырско-Туровское вик-ство не замещалось. Свящ. Гордей Щеглов Обновленчество на территории Белорусского Полесья Первым в регионе к «Живой церкви» примкнул свящ. Г. Бедрицкий, ставший обновленческим уполномоченным по Мозырскому округу. ОГПУ предоставило ему списки священников, к-рые могли бы поддержать раскол. Выбор остановили на мозырском свящ. Пешковском, к-рый возглавил в нач. 1923 г. группу из 30 мирян; в нач. марта того же года Пешковский уехал в Москву. Живоцерковникам удалось склонить на свою сторону 2 священников в Мозыре и настоятелей 3 сельских приходов: в селах Балажевичи, Скородном и Буйновичи. Провал обновленцев был вызван активной деятельностью еп. Иоанна (Пашина), не дававшего раскольникам возможности закрепиться в пределах епархии.

http://pravenc.ru/text/2563944.html

В послевоенный период были проблемы с псаломщиками Покровской церкви. Многие долго не задерживались и переводились в другие храмы по разным причинам. Одни не приживались, других рукополагали и назначали на священническое служение. Диакон-псаломщик Андренюк Павел Евтихиевич был рукоположен в сан священника и с 19 апреля 1945 г. был назначен на вакансию третьего штатного священника Покровской церкви. В связи с этим рукоположением, на его место был направлен псаломщик-диакон Георгий Иванович Никифоров. Согласно прошению псаломщика и ходатайству протоиерея Николая Юдина - благочинного церквей Алтайского края, Никифоров Г.И. был переведен в клир церкви из Покровского храма г. Бийска. Но вскоре так получилось, что по благословению Архиепископа Варфоломея диакон Герогий был опять направлен к Бийской Покровской церкви. По извещению от 6 октября 1945 года, диакон-псаломщик Георгий Никифоров был отстранен от должности настоятелем протоиереем Н. Юдиным, за недопустимое поведение в храме. Поэтому 15 октября по резолюции Высокопреосвященнейшего Варфоломея диакон Георгий Никифоров «для пользы службы переводится к Покровской церкви г. Бийска». В Барнаульском храме опять возникла потребность в псаломщиках. Высокопреосвященнейший Владыка Варфоломей в г. Новосибирске 23 июня 1946 г. рукоположил во диакона Андрея Васильевича Малютина и назначил его штатным псаломщиком Покровской церкви г. Барнаула. По архивным сведениям, А.В. Малютин имел общее образование три класса, был уроженцем деревни Мсхомк Красноярского района Удмурской АССР, проживал в селе Лебяжье Сростинского района. В Алтайском крае до 1930 г. он занимался сельским хозяйством. После переехал в Кемеровскую область на рудник, работал печником до 1941 г. Через некоторое время, он был рукоположен в священнический сан и направлен к Покровской церкови в с.Ново-Перуново Тальменского района. В 1947 г. диакон Иван Иванович Хаймин был назначен псаломщиком к Покровской церкви г. Барнаула. Он родился в 1895 г. в г. Чердынь, Молотовской области. Закончил два курса Духовной семинарии. С 1913 года - псаломщик, в 1916 году диакон. В 1920 году во время гражданской войны эвакуировался в Сибирь и работал хористом в Новосибирском отделении Народного образования. С 1921 по 1923 г.г. работал в Усольском уездном отделе труда в качестве секретаря. С 1923 по 1939 годы служил диаконом в разных храмах Свердловской области. С 1939 по 1947 г.г. вернулся к светской деятельности и трудился бухгалтером Механического завода МВС. С 19.04.1947 архиепископом Варфоломеем назначен штатным псаломщиком Покровской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=09834

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ПАВЕЛ I (17.10.1912, Форно-ди-Канале, ныне Канале-д " Агордо, обл. Венето, Италия - 28.09.1978, Рим; до избрания папой - Альбино Лучани), папа Римский (с 26 авг. 1978). Род. в семье рабочего. Его отец придерживался социалистических взглядов, но мать была ревностной католичкой, во многом благодаря ее влиянию сын избрал священническое служение. С окт. 1918 г. учился в начальной школе в Форно-ди-Канале, по окончании к-рой 1 окт. 1923 г. поступил в начальную ДС в г. Фельтре. С окт. 1928 г. продолжил учебу в высшей ДС в г. Беллуно, по окончании к-рой 7 июля 1935 г. был рукоположен во пресвитера и 9 июля назначен викарием прихода в Форно-ди-Канале. 18 дек. того же года переведен на должность викария прихода в г. Агордо и назначен преподавателем религ. дисциплин в местном техническом уч-ще для шахтеров. В июле 1937 г. назначен вице-ректором высшей ДС в г. Беллуно, где с окт. того же года он преподавал догматическое и нравственное богословие, каноническое право и религ. искусство. 23 нояб. 1946 г., по окончании заочного обучения в Григорианском университете , Лучани защитил диссертацию «L " origine dell " anima umana secondo Antonio Rosmini» (Происхождение души человека согласно учению Антонио Розмини), за к-рую 27 февр. 1947 г. ему была присвоена степень д-ра теологии. С нояб. 1947 г. совмещал преподавание в ДС с адм. деятельностью на посту канцлера курии еп-ства Беллуно-Фельтре. 16 дек. 1947 г. папа Римский Пий XII пожаловал Лучани титул тайного папского камергера. 2 февр. 1948 г. назначен генеральным провикарием еп-ства Беллуно-Фельтре, а также секретарем диоцезального синода и директором центра катехизации. В дек. 1949 г. опубликовал составленное им руководство по катехизации «Catechetica in briciole» (Катехизис по крупицам), получившее большую популярность в Италии. 6 февр. 1954 г. стал генеральным викарием еп-ства, 30 июня 1956 г.- каноником кафедрального собора Сан-Мартино в Беллуно.

http://pravenc.ru/text/471413.html

В авг.-сент. 1923 г. обитель и храмы были закрыты, имущество разграблено, монастырские помещения заняли различные учреждения и жилуправление. В 1923-1925 гг. в К. м. размещались Музей искусств и историко-археологический и кустарный музей, к-рые в 1925 г. объединились в Курский губ. краеведческий музей. В 1930-1984 гг. на территории мон-ря размещался архив Октябрьской революции, позже переименованный в ГАКО, с 1984 г.- Научно-методический центр Управления культуры и б-ка для слепых. Однако, по нек-рым сведениям, монашеская община при К. м. продолжала существовать. По воспоминаниям, монахини проживали в Курске, зарабатывая на жизнь тем, что стегали одеяла. Часть сестер в 1932 г. проходила по уголовно-политическому делу т. н. Контрреволюционной церковно-монархической орг-ции «Ревнители Церкви», которую возглавлял архиеп. Курский и Обоянский сщмч. Дамиан (Воскресенский) . В 1942 г. К. м. был открыт, к 1947 г. в обители числились 25 монахинь и 130 рясофорных послушниц. 8 июня 1947 г. указом Святейшего патриарха Алексия I настоятельницей К. м. с возведением в сан игумении была утверждена бывш. казначея мон. Агния (Меленина). В июле 1950 г. К. м. был закрыт, имущество по распоряжению Курского еп. Нестора (Сидорука) передано в нижний Троицкий храм. В том же году купол над св. воротами был разобран, здание храма реставрировалось как исторический памятник республиканского значения. Летом 1993 г. часть храмового комплекса была передана Курской и Белгородской епархии. В здании церкви разместились классы и церковь Курской ДС. 26 авг. 1993 г. состоялось архиерейское освящение церкви, возобновились богослужения. В семинарский Троицкий храм была передана монастырская святыня - чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». 26 февр. 1994 г. решением Синода К. м. был открыт. Мон-рь возглавляла мон. Серафима (Коноваленко), с 26 дек. 2002 по 24 дек. 2004 г.- мон. Нина (Бодяк; в схиме Иоанна; † 2005). 14 авг. 2004 г. по благословению Святейшего патриарха Алексия II (Ридигера) в К. м. была переведена жен. община, сложившаяся при Иосифовом Волоколамском (Волоцком) в честь Успения Пресв. Богородицы монастыре под духовным рук. схим. Антонии (Сухих). 17 авг. 2004 г. указом митр. Курского и Рыльского Ювеналия (Тарасова) схим. Антония была назначена благочинной мон-ря. С 11 апр. 2006 г. настоятельницей являлась мон. Сусанна (Барыкина; с 2012 игумения). 14 окт. 2006 г. часть сестер переехала в Алексия, человека Божия, женский монастырь в пос. Золотухино.

http://pravenc.ru/text/2462325.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСЕМИРНАЯ ЛЮТЕРАНСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ [нем. Lutherische Weltbund; англ. Lutheran World Federation], международное объединение церквей лютеран. традиции, созданное в 1947 г. в г. Лунде (Швеция). Продолжило работу Всемирного лютеранского конвента - первой международной орг-ции лютеран. В 1923 г. на сессии конвента в г. Айзенахе (Германия) присутствовал 151 делегат из 22 стран (в т. ч. из России). Они приняли т. н. доктрину церквей-членов конвента, впосл. ставшую основным положением и для В. л. ф. Свящ. Писание Ветхого и Нового Заветов признавалось единственным источником и нормой всякого церковного учения и практики, а вероисповедные документы лютеран. церкви, особенно Аугсбургское исповедание и Малый катехизис M. Лютера , должны были служить разъяснениями Слова Божия. В конституции конвента было также положение о признании трех Символов веры: Апостольского, Никео-Константинопольского и Афанасиева. Деятельность конвента сводилась к разрешению конфликтов между церквами, содействию академическим обменам и материальной помощи (в т. ч. лютеран. семинарии в Ленинграде). Конвент оплатил переезд российских немцев, после гражданской войны нашедших убежище в Маньчжурии, в страны Юж. Америки. С установлением нацистской диктатуры в Германии участие немцев в орг-ции прекратилось, однако выросло влияние сканд. церквей. Во время второй мировой войны конвент действовал практически только в США. В июле 1945 г. член Исполкома конвента С. Михельфельдер, представлявший Американскую Лютеранскую Церковь, прибыл в Женеву для восстановления контактов с лютеранами Европы и оказания им гуманитарной помощи. Подготовленная под его рук. 4-я сессия конвента, проходившая с 30 июня по 6 июля 1947 г. в Лунде, постановила реорганизовать конвент во В. л. ф. и одобрила новую конституцию, определившую формы межцерковного сотрудничества на постоянной основе. В. л. ф. регулярно участвует в богословских дискуссиях и сотрудничает, гл. обр. в социальном служении, с англиканами, католиками, православными, реформатами и методистами, в отдельных случаях - с баптистами и адвентистами седьмого дня. Высшим органом В. л. ф. является Ассамблея, к-рая проводится 1 раз в 6 лет. 1-я (учредительная) состоялась в Лунде в 1947 г.; 10-я - в Виннипеге (Канада) в 2003 г. В промежутках между Ассамблеями руководство осуществляют Совет (собирается ежегодно) из 49 избираемых на Ассамблее членов во главе с генеральным секретарем и Исполнительный комитет, к-рый возглавляют президент и 5 вице-президентов, представляющих лютеран 5 частей света. Работают постоянные комиссии, в т. ч. по теологии, по развитию миссионерской и экуменической деятельности, по правам человека и др.

http://pravenc.ru/text/ВСЕМИРНАЯ ...

58 Игумен Ипполит (в миру Иван Степанович Яковлев), духовник МДА. В 1928 г. при общей облаве в г. Загорске сумел уйти из дома через черный ход. В последние годы жизни юродствовал, ходил круглый год босиком. Был неплохим художником. Сохранились его рисунки. Умер в доме жителя Загорска Сычева 22 ноября 1937 г. 59 Икона «Достойно есть», привезенная архимандритом Аристоклием (Амвросиевым) со Святой Афонской Горы, хранилась в доме Недосекиных на ул. Кирова, д. 76 (бывшей ул. Дмитровской) у монахини Евфросинии (Барановой). Ныне икона находится в Трапезной церкви Троице-Сергиевой Лавры у правой стены, между клиросом и иконостасом. 60 В доме бывшего владельца свечной фабрики старосты Петропавловской церкви Н. М. Сычева был настоящий тайный монастырь. В доме проживал последний настоятель Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кронид (Любимов). Сам о. Кронид и с ним монахи, хозяин дома Сычев и благочинный Загорского округа о. Димитрий Баянов были арестованы по доносу. Следственное дело имело кодовое название «Ипполит» – по имени старца-прозорливца, духовника Лавры, жившего в доме Сычева и умершего во время следствия. Все арестованные были расстреляны 10 декабря 1937 г. на подмосковном Бутовском полигоне НКВД. В 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе архимандрит Кронид прославлен в лике святых. 61 Архимандрит Иеремия (в миру Владимир Алексеевич Лебедев; 1885–1953), казначей Патриархии. В 1920-е гг. был насельником Покровского монастыря. После его закрытия многие годы провел в тюрьмах и ссылках. В Москве появился в конце 1946 г. Был назначен настоятелем Крестовой патриаршей домовой церкви, с 1947-го – настоятельствовал в Богоявленском Елоховском соборе. См.: Русь уходящая: Рассказы митрополита Питирима. СПб, 2007. С. 26. 63 Сщмч. Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий; 1886–1929), архиепископ. После избрания патриарха Тихона – секретарь и главный его консультант по богословским вопросам. 22 марта 1922 г. был арестован и выслан в Архангельск на год. В 1923 г. вернулся из ссылки, возведен в сан архиепископа, в 1923 г. – настоятель Сретенского монастыря в Москве. Получил известность как замечательный проповедник. Осенью 1923 г. выслан на 3 года в Соловецкий лагерь особого назначения. Являлся одним из авторов «Памятной записки соловецких епископов», выразившей волю группы заключенных архиереев. Осенью 1929 г. приговорен к 3 годам ссылки в Среднюю Азию. На этапе заразился сыпным тифом и в Ленинграде умер в тюремной больнице. Похоронен в Ленинграде на кладбище Новодевичьего монастыря. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в Сретенском монастыре совершил 10 мая 1999 г. его прославление в лике местночтимых святых. Накануне честные останки архиепископа Илариона были перевезены из Петербурга и помещены в соборном храме Сретенского монастыря. В августе 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви владыка Иларион причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вот почему я не имел права скрыть от верующих и истории Русской Церкви факта, хотя и почти безболезненного для Владимирской епархии, пребывания в обновленчестве ее управителя Свят. Патриарха Сергия в течение четырнадцати месяцев (с 16 июня 1922 года по 27 августа 1923 года н/ст.). Автор заметки «Летопись жизни Святейшего Патриарха Сергия», помещенной на стр.179–184 в книге «Патриарх Сергий и его духовное наследство» совершенно умалчивает о факте перехода Свят.Патр. Сергия с 16 июня 1922 года в обновленческий раскол и об его возвращении из раскола 27 августа 1923 года. И вообще во всех статьях этого панегирического сборника вышеуказанное печальное событие в жизни покойного Святейшего даже намеком не упоминается. Мы берем на себя смелую задачу осветить это событие и частично охватить факт его пребывания в расколе и ухода из него и показать какую нравственную борьбу с собой вел он, когда осознал свою преступную ошибку и проявленное им малодушие. Поскольку я еще в 1947 году составил «Каталог русских архиереев обновленцев с 1922 по 1943 годы» и в 1948 году закончил «Каталог русских архиереев за последние 50 лет (1897–1947 гг.), то я и тогда не мог скрыть этого факта, упомянув о Святейшем Патриархе Сергии, как участнике конкордата трех; но без всяких пояснений и подробностей. В текущем году оба эти Каталога заново переработаны, дополненыи, конечно, в них дело Свят. Патр. Сергия изложено с достаточною подробностью. Сделать это повелевала моя совесть, не могшая терпеть и умалчивать об этом факте пребывания в обновленчестве покойного Святейшего Сергия. Я стремился восстановить попранную правду, ту правду о Русской Православной Церкви, за которую покойный Святейший всегда сам боролся неуклонно со всей присущей ему настойчивостью. Я уверен, что Свят. Патр. Сергий уже благодарен мне за то, что я частично развенчал его доблести и заслуги перед Русской Православной Церковью (которых однако никто от него не отнимает и никто не отрицает, ибо они присущи ему как величайшему человеку своего времени), указав на допущенную им преступную ошибку – обновленчество.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010