30 ноября 1923 года заместитель начальника секретного отдела ОГПУ Я.С. Агранов и начальник VI отделения секретного отдела ОГПУ Е.А. Тучков сообщали: «Гр. Троицкий арестован за контрреволюционную деятельность, выразившуюся в антисоветской агитации на устраиваемых им диспутах, лекциях и в распространении провокационных слухов с контрреволюционной целью. Дело его находится в производстве следствия. Считаясь с серьезностью состава преступления, удовлетворить ходатайство быв. патриарха Тихона Белавина СООГПУ не находит возможным» . Автор благодарит за помощь В.Абросимова, А. Осипову, Г.Степанову. 28 июня 2012 г. Рейтинг: 9.4 Голосов: 6 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Государственный архив Российской Федерации (далее – ГАРФ). Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 157–161.; Лобанов В.В. Патриарх Тихон и советская власть (1917–1925). М., 2008. С. 261–263. Левитин-Краснов А., Шаров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Кн. 9. М., 1996. С. 113. Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 4. Тверь, 2000. С. 415. Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 4. С. 416. Покровский Н.Н., Петров С.Г. Архивы Кремля: Политбюро и Церковь. 1922–1925. Кн. 2. Новосибирск, 1998. С. 356–357; ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 55. Л. 67. Покровский Н.Н., Петров С.Г. Архивы Кремля: Политбюро и Церковь. 1922–1925. Кн. 2. С. 356–357; ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 55. Л. 68. Покровский Н.Н., Петров С.Г. Архивы Кремля: Политбюро и Церковь. 1922–1925. Кн. 2. С. 356–357; ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 55. Л. 69. скрыть способы оплаты скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии С.И. 29 июля 2012, 00:28 Очень ярко представлена жизнь тех страшных лет, дай Бог, чтобы раскол никогда не коснулся Русской Церкви! Очень интересная подборка икон. Батюшка, ждем продолжения публикаций и издания книги с Вашими статьями по истории Сретенского монастыря!

http://pravoslavie.ru/54512.html

Тверской (с 1931 Калининской) епархии (см. ст. Тверская и Кашинская епархия ), существовало с перерывами в 1920-1937 гг. Названо по г. Осташкову (ныне адм. центр Осташковского городского окр. Тверской области ). О. в. было учреждено во исполнение постановления патриарха свт. Тихона (Беллавина), Синода и Высшего Церковного Совета от 23 июня 1919 г. об увеличении числа епископов ( Бовкало. 1996. С. 340). 8 июня (по др. данным, 18 февр.) 1920 г. во епископа Осташковского был хиротонисан настоятель Ниловой Столобенской в честь Богоявления мужской пустыни (ныне Осташковский городской окр.) архим. Гавриил (Абалымов). До 1922 г. он продолжал быть настоятелем обители. В состав О. в. входили приходы на территории Осташковского и Ржевского уездов Тверской губ. 24 нояб. 1922 г. арестован временно управлявший Тверской епархией (вместо находившегося в заключении в Москве Тверского архиеп. Серафима (Александрова; впосл. митрополит)) викарный Старицкий еп. сщмч. Петр (Зверев; впосл. архиепископ). 1 дек. 1922 г. Осташковский еп. Гавриил вступил во временное управление епархией. Однако в связи с неприятием архиереем поддерживаемого властями обновленчества уже 25 февр. 1923 г. он был арестован по обвинению в «совершении обманных действий с целью возбуждения суеверия», а также в «присвоении себе административных функций» и 16 мая того же года приговорен к 3 годам заключения в СЛОН. В мае 1926 г. архиерея освободили, он возвратился в Тверь, впосл. проживал в Ниловой Столобенской пуст., где 30 июня того же года был вновь арестован по обвинению в сокрытии от комиссии по изъятию церковных ценностей в мае 1922 г. церковной утвари. Еп. Гавриил был приговорен к 1,5 годам заключения, после освобождения из тверской тюрьмы в кон. 1927 г. некоторое время жил в трудовой коммуне «Божье Дело» при официально закрытой Новосоловецкой Вселуцкой мужской пустыни бывш. Осташковского у. (ныне о-в Зосимы и Савватия оз. Вселуг Пеновского р-на). Имеются данные, что в этот период еп. Гавриил примыкал к даниловской группе непоминающих ( Регельсон. 2007. С. 547, 577) и состоял в оппозиции к заместителю патриаршего местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому; впосл. патриарх Московский и всея Руси) после издания тем «Декларации» 1927 г.

http://pravenc.ru/text/2581653.html

1917–1945. М., 1996. С. 287–288 (1-е изд. – 1977 г.). По-видимому, впервые тезисно содержание этого воззвания было изложено в инструктивном письме о проведении организационного заседания московского «оппозиционного» духовенства. Машинописный текст этого письма от 11 апреля 1922 г., отпечатанного в одном экземпляре и не имеющего адреса и подписи, сохранился в ЦА ФСБ. Согласно данному тексту, «московская оппозиционная группа» духовенства должна была принять «на первое время не для публикования» резолюцию или заявление с программными и практическими положениями. Сформулированные в этом документе программные положения вероятно и легли в основу текста рассматриваемого воззвания обновленцев. В инструктирующем письме так же, как и затем в воззвании, высшая церковная власть обвинялась в том, что она «в вопросе о голоде» заняла «явно антинародную и антигосударственную позицию и, в лице Тихона, по существу призвала верующих к мятежу против советской власти». Этим не имеющим успеха призывом, согласно инструктирующему письму, высшие иерархи Русской церкви не только сделали «абсолютно невозможными» какие бы то ни было отношения с советской властью, но и показали свое полное «моральное банкротство». Чтобы спасти Церковь от неминуемых тяжких последствий, ее «дальнозоркие сыны» должны были «при помощи даже поместного собора» решить «вопрос о судьбе патриаршества, о конституции церкви и ее руководстве». Для претворения намеченного в жизнь, наряду с другими практическими мерами, «оппозиционное» духовенство обязывалось призвать «близких по духу» пастырей и мирян к поддержке «спасительных начинаний». – ЦА ФСБ. Ф. 1. Оп. 6. Д. 410 а. Л. 32–32 об.; АК II. С. 185–186. Следует заметить, что сама Комиссия по учету и сосредоточению ценностей, по мнению ее руководителя – особоуполномоченного СНК Троцкого, к 18 мая 1922 г. свои задачи выполнила. По всем возникающим вопросам он предлагал теперь обращаться к своему заместителю Г.Д. Базилевичу, который принял от Троцкого его полномочия. Об этом председатель РВСР сообщил в письме от 18 мая 1922 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Правосл. церк. вестн. Каз., 1925. 2. С. 21; 3. С. 13-14; 4. С. 14-15, 17-18; 5. С. 18-19; 1926. 1. С. 11-12; 2. С. 1-3, 13-14, 16-17; 4. С. 13-14; 5/6. С. 23-24; 7/8. С. 28; 9-10. С. 12; 1927. 3/4. С. 22, 23; Уральские церк. вед. 1927. 8. С. 10-11; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 55-56; Иоанн (Снычев). Церк. расколы. С. 56, 73; он же. Стояние в вере: Очерки церк. смуты. СПб., 1995. С. 31, 61; Акты свт. Тихона. С. 299, 319, 350, 426, 436, 865-866, 915, 922, 924, 925, 930, 931, 932, 933, 939, 954, 977; Новые мученики и исповедники Самарского края/Сост.: А. Жоголев. Самара, 1996. С. 302. Регельсон Л. Л. Трагедия Рус. Церкви. М., 1996. С. 532, 556; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 527; Лавринов В. В., прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екатеринбург, 2001. С. 38-39, 113, 123, 143; он же. Очерки истории обновленческого раскола на Урале: (1922-1945). М., 2007. С. 26; Сухих А. А., прот. Вспомним поименно. Киров, 2004. Кн. 2. С. 29-31; Зимина Н. П. Преосв. Серафим (Афанасьев) и борьба с обновленчеством в Уфимской епархии в 1922-1928 гг.//ЦИВ. 2004. 11. С. 160-183; она же. Викарии Уфимской епархии 1920-х гг.: сщмч. Вениамин (Фролов), еп. Байкинский//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2005. 1. С. 137-154; она же. Жизнеописание викария Уфимской епархии 1920-х гг., еп. Байкинского Вениамина (Фролова)//Церковь в истории России. М., 2005. Сб. 6. С. 244-266; она же. Новые мат-лы к жизнеописанию сщмч. Трофима (Якобчука), еп. Бирского, викария Уфимской епархии: (1869-1937)//ЕжБК. 2005. Т. 1. С. 312-318; она же. Стояние в вере: Временная автокефалия Уфимской правосл. епархии в период заключения Свят. Патриарха Тихона: (нояб. 1922 г.- авг. 1923 г.)//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2. 2007. 3(24). С. 79-117; Док-ты Патриаршей канцелярии 1925-1926 гг.//ВЦИ. 2006. 1. С. 67, 72; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Каз., 2007. С. 338-339; Скала А., прот. Церковь в узах: История Симбирской-Ульяновской епархии в советский период: (1917-1991 гг.). Ульяновск, 2007. С. 553, 763-776; Современники о Патриархе Тихоне/Сост., коммент. М. Е. Губонин. М., 2007. Т. 1. С. 49, 666; Т. 2. С. 523, 659; Мухин В., прот. История закрытия храмов и мон-рей г. Казани в 20-30-е гг. ХХ ст.//ПС. 2008. 1(16). С. 6, 101; Саранча Е., свящ., Миролюбов И., свящ., Зимина Н. П. Краткий очерк истории Единоверия//Краткий очерк истории Единоверия. 320-летие единоверческого храма Архангела Михаила с. Михайловская Слобода. М., 2009. С. 42-44; Косых И. Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832-1989 гг.//http://www.pravoslavie.ru/sm/31328.htm [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/674033.html

1922 Серафим Мещеряков 29.11(12.12)1922 09(22)11.1923 09(22)07.1936 09(22)07.1936 21.05(03.06)1938 Херсонская Основана 04.04.1853 (по др., 28.02., 23.03.1853) по почину архиепископа Иннокентия Борисова . Первоначально – Херсонское викариатство (с именованием Одесская, но с пребыванием епископа в Херсоне). 16.11.1859 (по др. – 1856, 1858 г.) переименовывается в Новомиргородское викариатство Херсонской епархии (в реальности Одесской – по пребыванию архиерея). Когда епархиальный центр окончательно утверждается в Одессе, Херсонская кафедра восстанавливается как викарная Одесской епархии. Самостоятельная с 1944 г. Возобновлена 30.01(12.02)1991 как самостоятельная. Выделена из Одесской епархии. Именовалась: Одесская; Херсонская и Одесская; Новомиргородская; Одесская и Херсонская. с 1944 г. – Херсонская и Николаевская; с 30.01(12.02)1991 – Херсонская и Таврическая. (Список иерархов составлен по месту реального нахождения их кафедры.) Одесские (с пребыванием в Херсоне) 05.07.1853 12.07.1858 21.09.1858 09.11.1862 Антоний Смолин Новомиргородские (с пребыванием в Херсоне) 03.03.1865 12.11.1871 Софония Сокольский 15.08.1872 23.05.1879 08.07.1879 08.01.1883 Израиль Никулицкий (Микулицкий) 10.04.1883 23.12.1883 10.06.1884 06.06.1885 10.08.1885 16.12.1889 Иустин Полянский 11.05.1890 08.06.1891 Николай II Адоратский 07.09.1891 03.05.1903 Мемнон Вишневский 03.05.1903 23.04.1904 Кирион Садзегели 01.05.1904 25.01.1907 Димитрий Сперовский 25.01.1907 08.03.1913 08.03.1913 28.091917 Одесские (с пребыванием в Херсоне) ранее 01(14)09.1921 06(19)11.1925/11(24)08.1937 08(21)01.1924 Херсонские 1944 02.1945 16(29)04.1945 07(20)11.1949 04(17)03.1950 07(20)02.1991 03(16)03.1992 16(29)07.1992 30.08(12.09)1996 29.05(11.06)1997 09(22)06.1997 09(22)06.1997 17(30)04.1999 Иов Смакоуз 17(30)04.1999 Херсонская, обн. Основана в 1923 г. Упразднена в 1937 г. Викарные кафедры: Кировоградская, Николаевская, Криворожская. 06.1923 – 1924 – Сщмч. Антоний Панкеев 5008 1925 – 1930 – в/у Рафаил Прозоровский 5009 17(30)01.1926 – 1928(1930?) – Иосиф Яцковский (Ясковский) 5010

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сет. Иоанн (Максимович, 1651-1715) — уроженец г. Нежина, воспитанник Киевской Духовной Академии, где был преподавателем. Был настоятелем в разных монастырях. В 1695 г. хиротонисан во епископа, с 1697 г. — архиепископ Черниговский, где основал «коллегиум», первую в России духовную семинарию. Митрополит Макарий (Парвицкий-»Невский», 1835-1926) — с 1884 г. епископ Бийский, с 1891 — епископ Томский (с 1906 г. -архиепископ). С 1884 по 1891 г. стоял во главе Алтайской миссии, проявляя о ней особую заботу: во многом благодаря его руководству миссия достигла больших успехов. С 1917 г. находился на покое. См. о нем: Царю Небесному и земному верный. Митрополит Макарий Московский, Апостол Алтайский (Парвицкий-»Невский»).../Автор-составитель Т. Гроян. М., 1996. Киевским митрополитом с 1903 по 1915 год был Флавиан (Городецкий, 1840-1915). В ноябре 1915 г. митрополитом Киевским и Галицким был назначен свщмч. Владимир (Богоявленский, 1848-1918). См. Воронова Е. Душа солдата. Пг., 1914. Схиархимандрит Агапит (в миру Алексей Иванович Беловидов, 1843-1922) — родился в семье священнослужителя. После окончания Тамбовской духовной семинарии поступил в Оптину пустынь. В 1872 г. пострижен в мантию, в 1876 г. рукоположен в иеромонаха. Был настоятелем Тихвинско-Покровского монастыря, затем Мещовского Георгиевского монастыря. В 1897 г. по состоянию здоровья ушел на покой в оптинский Иоанно-Предтеченский скит. В 1907 г. из-за болезни ног выбыл из скита и перешел в монастырскую больницу, где и скончался. Автор первого подробного жизнеописания старца Амвросия («Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия». В 2-х частях. М., 1900), а также «Жития Молдавского старца Паисия Величковского»(Оптина пустынь, 1906) и « Жизнеописания оптинского старца иеросхимонаха Макария». См. о нем: Лукьянов Е. Оптинской святости мудрый хранитель. ...//Схиархиандрит Агапит (Беловидов). Жизнеописание оптинского старца иеросхимонаха Макария. М., 1996, с. 400-412. Прп. Нектарий Оптинский (в миру Николай Васильевич Тихонов, 1853-1928) — родился в г. Ельце в семье мельничного рабочего, по другим сведениям — в семье приказчика. Рано потерял отца. В 1876 г. поступил в Оптину пустынь. В 1887 пострижен в мантию, в 1891 рукоположен в иеромонаха. В 1913 по указанию о. Агапита (Беловидова) избран старцем и духовником братии. В 1923 г. был арестован, но вскоре освобожден. Жил в Козельске, затем переехал в село Холмищи: здесь старец скончался и похоронен. В 1989 г. мощи старца были перенесены в Оптину пустынь и помещены во Введенском соборе. Канонизирован в 1996 г. Память 11 октября. См. о нем: Цветочки Оптиной пустыни. .../Сост. С. Фомин. М., 1995. Митроп. Вениамин (Федченков). Встречи со святыми. М., 1999. Житие Оптинского старца Нектария. Козельск, 1996.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

1. Новосибирск, 1997. В опубликованных в 1997 г. документах Политбюро непосредственно событиям в Шуе посвящено 13 документов, датированных 17 марта – 4 мая 1922 года. Это самый многочисленный комплекс церковных документов Политбюро, посвященных одному событию кампании по изъятию церковных ценностей, что само по себе подчеркивает их знаковый характер для власти. 4. Баделин В.И. Золото Церкви: Исторические очерки. Иваново, 1995. С. 185-265; Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Тверь, 1996. С. 37-53. 5. Иванов Ю.А. Шуя православная (материалы к энциклопедии). Шуя, 2007; Ставровский Е.С. Шуйские новомученики и исповедники XX века. Шуя, 2007; Никонов Н.И. Шуйско-Смоленская икона Пресвятой Богородицы: История и иконография. СПб., 2008. 6. Голинков Д.Л. Крушение антисоветского подполья в СССР. Кн. 2. М.: Политиздат, 1986. С. 206-208; Атеистический словарь. М., 1983. С. 489 и др. 7. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма//Полн. собр. соч. Т. 45. М., 1964. С. 25. 8. Иванов Ю.А. Человек-партия. Как мещанин Петров создал миф о шуйских черносотенцах//Родина. 2000. 3. С. 72-75. 9. Хмуркин Г.Г. О масштабах человеческих жертв, вызванных изъятием церковных ценностей в 1922-1923 гг.//Уроки Октября и практики советской системы. 1920-1950-е годы. М., 2018. С. 408. 10. Здесь и далее документы Политбюро цитируются по: Архивы Кремля: Политбюро и Церковь, 1922-1925 гг. Кн. 1. 11. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. М., 1996. С. 69; Хмуркин Г. Г. Указ. соч. С. 413. «Церковный вестник» /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5924651.ht...

1. На основании постановления Синода и Высшего церковного совета от 23 июня 1919 г. об увеличении числа епископов в Великоустюжской епархии предполагалось образовать Усть-Сысольское и Никольское вик-ства. В Вологодской епархии, где к тому времени существовало Вельское викариатство , учреждение новых викарных кафедр не планировалось ( Бовкало. 1996. С. 340). Однако 14 сент. 1921 г. было образовано Н. в. Вологодской епархии, к-рое тогда же возглавил еп. Варсонофий (Вихвелин) . В нач. 1922 г. был арестован Архангельский еп. сщмч. Антоний (Быстров) . В сер. сент. 1923 г. в ответ на ходатайство верующих Архангельской епархии патриарх Московский и всея России свт. Тихон назначил Никольского еп. Варсонофия временно управляющим Архангельской епархией. В окт. 1923 г. обновленческий (см. ст. Обновленчество ) синод определил Архангельским и Холмогорским «епископом» Владимира (Путяту) . В том же месяце он прибыл в Архангельск и вскоре объявил о своем вступлении в управление епархией. Еп. Варсонофий принял экстренные меры к противодействию раскольникам. В докладе патриарху свт. Тихону от 30 окт. 1923 г. архиерей ходатайствовал о безотлагательном назначении викарного епископа для Шенкурского у. Архангельской губ. (где в то время насчитывалось более 60 приходов) и для Мезени. Кроме того, ввиду спешности дела еп. Варсонофий телеграфом отправил патриарху просьбу прислать одного или 2 кандидатов на викарную кафедру. 2 нояб. того же года Путята попытался совершить богослужение в кафедральном Преображенском (Соломбальском) соборе Архангельска. Этому воспрепятствовали верующие, к-рые вывели его из алтаря через черный ход. В обращении к патриарху от 5 нояб. еп. Варсонофий отмечал, что, поскольку «обновленцы, по-видимому, мало находят для себя здесь пригодной почвы для своей деятельности», он «счел за лучшее не слишком спешить со столь важным вопросом, как учреждение новых епископских кафедр». Никольский архиерей предлагал отложить этот вопрос до предполагаемого епархиального съезда. О себе еп. Варсонофий тогда же сообщал, что духовенство и миряне Архангельской епархии приняли его хорошо, но не всем клирикам приятен его приезд, «вводящий их в известные рамки порядка и дисциплины», поскольку раньше они «жили вольно», а Архангельский еп. сщмч. Антоний (Быстров) «не имел даже благочиннического совета». За время отсутствия управляющего Архангельской епархией архиерея, по сообщению еп. Варсонофия, «многие причты самовольно перешли на другие приходы» (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Л. 180). Вскоре еп. Варсонофий вместе с большей частью городского духовенства Архангельска был арестован по доносу обновленцев, заявивших властям о существовании в Архангельске организации «монархической окраски» - «Объединенного совета верующих».

http://pravenc.ru/text/2566212.html

17.07.1893 10.08.1896 10.08.1896 29.04.1904 29.04.1904 04.10.1911 Стефан Архангельский 04.10.1911 1924 (?) Нифонт Фомин 01.1924 12.1924 23.1(06.12)1924 22.09(05.10)1927 Никон Дегтяренко 15(28)10.1927 09(22)08.1928 11(24)04.1929 25.06(08.07)1930 Феодосий II Вощанский 31.07(13.08)1930 23.08(05.09)1930 23.08(05.09)1930 15(28)02.1933 03(16)06.1933 19.09(02.10)1935 16(29)06.1936 03(16)10.1936 03(16)10.1936 21.08(03.09)1937 24.02(09.03)1942 08.1944 30.11(13.12)1949 08(21)04.1959 23.06(06.07)1989 15(28)02.2002 24.09(07.10)2002 Софроний Ющук Могилевская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1933 г. Викарные кафедры: Борисовская, Белыничская, Чаусская, Оршанская, Бобруйская. 10.1922 02(15)05.1923 02(15)05.1923 06(19)05.1924 06(19)05.1924 29.08(11.09)1924 25.09(08.10)1924 23.12.1925(05.01.1926) 11(24)02.1926 02.1927 13(26)07.1928 04(17)09.1932 04(17)09.1932 24.10(04.11)1932 10.1933 Николай Строганов 2683 Первая дата (дата хиротонии) – по Н.Д. Девятисотлетие... С. 55. По Строев. С. 493 избран в 1632 г. Утвержден королевской грамотой 14.03.1633, скончался 07.04.1635. ( Макарий (Булгаков) митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 6. M., 1996. С. 525). Возможно, был поставлен по прошествии более полугода по утверждении королевской властью из-за смены митрополита. 2684 Хиротонисан «...в конце 1654 или в начале 1655 года ... Иоаким вовсе не был в Могилеве, и неизвестно, где скончался...» ( Тихомиров Д. И. Могилевские епископы. Могилев, 1887. С. 3). Или был епископом Полоцким? (См. Полоцкая). Сохраняем его имя в обоих списках, поскольку его пребывание в Могилеве менее вероятно. 2687 Наместник Виленского Свято-Духовского монастыря; нареченный епископ. По-видимому, в 1680 г., после Феодосия (Василевича), был избран на Могилевскую кафедру, но не допущен до хиротонии королем Яном III Собесским как виднейший борец с униатством. (БЭ. Т. 11. С. 207–208). 2690 Архимандрит Минского Петропавловского монастыря и (одновременно) управляющий Виленским Свято-Духовским монастырем; «администратор епархии».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М. С. 118. Постановление Вселенского Патриархата по вопросу о суде над Святейшим Тихоном, Патриархом Московским и всея России//Церковные ведомости, издаваемые при Временном Архиерейском Синоде Русской Православной Церкви за границей. 1923. 14-28 апр. N 7-8. С. 1. Грамота Святейшего Патриарха Вселенского на имя Председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей Высокопреосвященнейшего Антония, Митрополита Киевского и Галицкого//Церковные ведомости. 1923. N 15-16. С. 4. Цит. по: Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. С. 340. Там же. С. 405-407. Цит. по: Митрофан (Шкурин), иг. Русская Православная Церковь и советская внешняя политика в 1922-1929 годах: (По материалам Антирелигиозной комиссии)//Вестник церковной истории. 2006. N 1. С. 164. Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. 1927. N 1 (14). С. 2. Троицкий С. В. Что такое Живая Церковь? Варшава, 1927. С. 34-35. (Переизд. в сбор.: " Обновленческий " раскол: Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики/Сост. И. В. Соловьев. М., 2002. С. 90.) Буевский А. Патриарх Константинопольский Григорий VII и Русская Православная Церковь//Журнал Московской Патриархии. 1953. N 4. С. 33. Грамота Святейшего Григория VII, Патриарха Вселенского, на имя Председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей Высокопреосвященного Митрополита Антония//Церковные ведомости. 1924. N 1-2. С. 3. Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. С. 409. Митрофан (Шкурин), иг. Русская Православная Церковь и советская внешняя политика в 1922-1929 годах С. 165. Цит. по: Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941: Документы и фотоматериалы. М., 1996. С. 194. Вселенский патриарх отстранил бывшего патриарха Тихона от управления Российской Церковью//Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1924. 1 июн. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943/Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 322.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010