закрытие приходов Русской Церкви на всей территории СССР приобрело «массовый характер, а в следующем году оно осуществлялось с еще большим размахом» – 1437 храмов были закрыты, разрушены или взорваны. Он сравнивает кампанию по закрытию церквей в 1959-1960 гг. с подобной кампанией эпохи «великого перелома» и не отмечает «отличившихся» архиереев, которые в своих епархиях остановили этот процесс . Отметим статистику закрытия храмов на примере нескольких епархий Центральной России. Например, если в Костромской епархии, которую возглавлял епископ Антоний с 1946 по 1953 гг., за период 1946 по 1948 г. было открыто 5 церквей, а уже начиная с 1948г. за 5 лет было закрыто 17 церквей. В Костромской епархии после его перевода, с 1953 по 1963 гг., было закрыто 9 храмов, т. е. пик закрытия церквей пришелся на 1948-1953 гг. Зная данные о закрытии церквей в СССР в довоенное время, отметим, что закрытие храмов в конце 1940-х – начале 1950-х гг. не сравнимо с количеством закрытых церквей после революции, с 1920-го по начало 1940-х гг. С 1917 по 1941 г., например, в Костромской епархии было закрыто 306 церквей, т. е. за 24 года закрывалось почти 12 храмов ежегодно. Особенно много было закрыто церквей в 1929 по 1932 гг. Сравним статистику закрытия храмов Костромской епархии, руководимой митрополитом Антонием, с другими епархиями Русской Церкви центральных областей России. Во Владимирской епархии до 1941 г. было закрыто 330 храмов – цифра совпадает с данными по Костромской епархии до войны. С 1941 по 1962 гг. закрыто 12 храмов, из них с 1960 по 1962 гг. – 4 храма . В Ивановской епархии количество церквей в 1960 году сократилось на 6 единиц, а с 1961 по 1962 гг. – еще на 7 храмов, в 1963 г. – еще на 2 . Примерно такое же соотношение закрытия церквей можно привести по любой епархии Русской Православной Церкви. Таким образом, равное количество закрытых храмов до и после войны является свидетельством того, что храмы закрывали во время антирелигиозных кампаний, имевших государственный заказной характер, и что их закрытие не зависело от личности архиерея .

http://bogoslov.ru/article/6169624

С 1871 г. игумен. С 1883 г. архимандрит. В 1884 г. хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии. До 1891 г. начальник Алтайской духовной миссии. С 1891 г. епископ Томский и Семипалатинский. С 1895 г. именовался Томским и Барнаульским. С 1906 г. архиепископ. С октября 1908 г. именовался Томским и Алтайским. В 1912 – марте 1917 г. митрополит Московский и Коломенский, священноархимандрит Троице-Сергиевой лавры, председатель Православного миссионерского общества. В 1917 г. Временным правительством был уволен из состава Св. Синода, а затем смещен с Московской кафедры. По предложению Св. Патриарха Тихона святителю присвоен пожизненно титул митрополита Алтайского. На Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. причислен к лику святых. Маленков Георгий Максимилианович (1902–1988), политический и государственный деятель. В 1939–1946 и 1948–1953 гг. секретарь ЦК КПСС. В 1946–1953 и 1955–1957 гг. заместитель председателя Совета Министров СССР, в 1953–1955 гг. его председатель. Мануил (Лемешевский Виктор Викторович; 1884–1968), митрополит. В 1923 г. хиротонисан во епископа Лужского, викария Петроградской епархии. Осенью 1923 г. активно противодействовал обновленческому расколу в Петрограде. В 1924–1927 гг. в Соловецком лагере особого назначения. С 1928 г. епископ Серпуховский, викарий Московской епархии. С 1928 г. в. у. Каширским викариатством. С 1929 г. епископ Серпуховский и Каширский, викарий Московской епархии. В 1930 г. уволен на покой. В 1934–1936 в Мариинском лагере (Сиблаг), в 1939–1944 гг. в Канских лагерях в Красноярском крае. С 1945 г. епископ Чкаловский, затем именовался епископом Чкаловским и Бузулукским. С 1946 г. архиепископ. С 1948 г. находился в заключении в Дубравлаге вместе с митрополитом Нестором. 7 декабря 1955 г. освобожден. С 1955 г. в. у. Чебоксарско-Чувашской епархией. С 1956 г. архиепископ Чебоксарский и Чувашский. С 1960 г. архиепископ Куйбышевский и Сызранский. С 1962 г. митрополит. В 1965 г. уволен на покой. Автор «Каталога обновленческих архиереев», «Каталога русских православных архиереев периода с 1897 по 1957 гг.», труда «Русские православные иерархи периода 1893–1965 гг.».

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Boston, 1953 (reprinted in 1965). 1  Нечаев М.Г. Церковь на Урале в период великих потрясений (1917-1922). Пермь, 2004; Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь и советская власть в 1917-1927 гг.//Вопросы истории. 1993. С. 40-54; Цыпин В., прот. История Русской Церкви. ХХ век. М., 2006; Кашеваров А.Н. Православная Российская Церковь и Советское государство (1917-1922). М., 2005; Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в ХХ в. М., 2010. 2  Леонов С.В. Антицерковный террор в период Октябрьской революции сквозь призму историографии//Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 2 (57). С. 38. 3  Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999. С. 73. 4  Цыпин В., прот. Указ. соч. С. 19. 5  Curtiss J.C. The Russian Church and the Soviet State, 1917-1950. Boston, 1953 (reprinted in 1965). P. 57. 6  Цит. по: Леонов С.В. Указ. соч. С. 42. 7  Русская Православная Церковь 1917-1941: документы и фотоматериалы. М., 1996. С. 30. 8  Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Т. 3: Протоколы Священного Собора. М., 2014. С. 251-253. 9  Действия Правительства. Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах//Известия Пермского губисполкома. 1918. 17. 28 янв. С. 1. 10  Государственный архив Пермского края (далее — ГАПК). Ф. р-656. Оп. 1. Д. 25. Л. 11. 11  Объявления//Пермские епархиальные ведомости (далее — ПЕВ). 1918. Отд. первый. С. 7. 12  Светлой памяти замученного архипастыря//Освобождение России. 1919. 14. 19 янв. С. 3. 13  По поводу постановления экстренного съезда Епархиального духовенства о закрытии некоторых монастырей//ПЕВ. 1906. 16. 1 июня. Отд. неоф. С. 304-305. 14  Пермский государственный архив социально-политической истории. Ф. 641/1. Оп. 1. Д. 10078. Л. 13, 40, 56. 15  Матвеев В. Последний день Хлябинского совнаркома. М.; Л., 1931. С. 10. 16  Последние известия//ПЕВ. 1918. Отд. второй. С. 66. 17  Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Тверь, 1996. Кн. 2. С. 19-20. 18  Светлой памяти замученного архипастыря//Освобождение России. 1919. 14. 19 янв. С. 3. 19  Волнения на религиозной почве//ПЕВ. 1918. 21 февр. Отд. второй. С. 64-65. 20  В Белогорском подворье//Известия Пермского губисполкома. 1918. 27. 23 февр. С. 4. 21  Светлой памяти замученного архипастыря//Освобождение России. 1919. 14. 19 янв. С. 3. 22  ГАПК. Ф. р-1. Оп. 1. Д. 2. Л. 4. 23  Дело архиепископа Андроника//Освобождение России. 24 апр. 1919. 89. С. 2. 24  Матвеев В. Указ. соч. С. 3-12. «Церковный вестник» / Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5790710.ht...

М., 2004; Крапивин М. Ю., Далгатов А. Г., Макаров Ю. Н. Внутриконфессиональные конфликты и проблемы межконфессионального общения в условиях советской действительности (октябрь 1917 – конец 1930 г.). СПб., 2005; Сафонов Д. В. Патриарх Тихон и советская власть: к проблеме государственно-церковных отношений в 1922–1925 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. М., 2004; Кашеваров А. Н. Православная Российская Церковь и Советское государство. 1917–1922. М., 2005; Изъятие церковных ценностей в Москве в 1922 году: Сборник документов из фонда Реввоенсовета Республики. М., 2006; Лобанов В. В. Патриарх Тихон и советская власть (1917–1925 гг.). М., 2008; Курляндский И. А. Сталин, власть, религия (религиозный и церковный факторы во внутренней политике советского государства в 1922–1953 гг.). М., 2011; и др. 2 Непосредственно о деятельности АРК см.: Савельев С.Н. Протоколы антирелигиозных мудрецов//Религия и свободомыслие в культурно-историческом процессе. СПб., 1991. С. 143–154; Он же. Бог и комиссары (к истории комиссии по отделению церкви от государства при ЦК ВКП(б) – антирелигиозной комиссии)//Религия и демократия: На пути к свободе совести. М., 1993. Вып. 2. С. 164–216; «Не стесняясь никакими средствами»: Материалы Комиссии ЦК РКП(б) по вопросам отделения церкви от государства. Октябрь–декабрь 1922 г./Публ. подг. О. Ю. Васильева, М. М. Горинов//Исторический архив. 1993. 2. С. 76–89; Нежный А. И. Комиссар дьявола. М., 1993. С. 29–144 и др.; Архивы Кремля: Политбюро и Церковь . 1922–1925 гг. Кн. 1. Предисловие. С. 84–104; Петров С. Г. Новые данные об обновленческом Поместном соборе 1923 г.//История Русской Православной Церкви в XX веке (1917–1933): Материалы конференции. Мюнхен, 2002. С. 259–283; Лобанов В. В. «Следствие вести без ограничения срока...»: Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б) и ее роль в деле Патриарха Тихона//Альфа и Омега. 2004. 1 (39). С. 170–184; Он же. Материалы Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б)-ВКП(б) как источник по истории «обновленческого» раскола//Труды ИРИ РАН. Вып. 10. М., 2012. С. 237–258 и др.; Шкурин А. В. (игумен Митрофан (Шкурин). Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б)-ВКП(б) и ее деятельность по реализации политики Политбюро по отношению к Русской Православной Церкви в 1922–1929 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. М., 2005; Он же. Русская Православная Церковь и советская внешняя политика в 1922–1929 гг.: По материалам Антирелигиозной комиссии//Вестник церковной истории. 2006. 1. С. 162–175; Partei und Kirchen im fruhen Sowjetstaat: Die Protokolle der Antireligiosen Kommission beim Zentralkomitee der Russischen Kommunistischen Partei (Bol’seviki) 1922–1929. Berlin, 2007; и др. 4 См.: Зыбковец В.Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917–1921 гг.). М., 1975. С. 110. 31 РГАСПИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 23358. Л. 1–1 об.; Петров С. Г. Документы делопроизводства Политбюро... С. 251.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

История России. 2013. 2. С. 64–74. Добыкин, Тарнакин (2017a) – Добыкин Д. Г, Тарнакин Н.А. Русская православная библеистика в СССР. Период с 1922 по 1953 гг.//Христианское чтение. СПб, 2017. С. 225–237. Добыкин, Тарнакин (2017b) – Добыкин Д.Г. , Тарнакин Н.А. Текстология и библейская история в трудах православных библеистов в СССР. Период с 1953 по 1964 гг.//Христианское чтение. СПб, 2017. 5. С. 61–73. Добыкин, Тарнакин (2017c) – Добыкин Д.Г. , Тарнакин Н.А. Актуальные вопросы в трудах православных библеистов в СССР. Период с 1953 по 1964 гг.//Христианское чтение. СПб, 2017. 6. С. 108–122. Добыкин, Тарнакин (2018) – Добыкин Д.Г. , Тарнакин Н.А. Отдельные направления исследований православных библеистов в СССР. Период с 1964 по 1982 гг.//Христианское чтение. СПб, 2018. 1. С. 71–84. Никитин (2017) – Силуан (Никитин), иером. Предыстория богословских собеседований между представителями Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии «Синаппи»//Христианское чтение. 2017. 6. С. 163–177. Сазонов (2015) – Сазонов Д.И. Брежневские гонения на Церковь (по материалам Центральной России)//Вестник КГУ. 2015. 6. С. 46–50. Сперанская (2007) – СперанскаяЕ.С. Диалоги богословские Русской Православной Церкви//Православная энциклопедия. М., 2007. Т. XIV. С. 604–618. Цыпин (2000) – Цыпин В. , прот. Русская Православная Церковь в новейший период. 1917–1999 гг.//Православная энциклопедия. М., 2000. Т. Специальный том. С. 153–154. 1 Например, «Aphoльдcxaйh-VII» (1976 г.) собрался на тему «Жертва Христа и жертва христиан», а «Aphoльдcxaйh-VIII» (1979 г.) на тему «Надежды человечества на будущее в соответствии с Божиим обетованием». 2 Например, «Cuhannu-III» (1974 г.) на темы: «Евхаристия и священство», «Христианское учение о спасении», «Служение христианских Церквей миру сегодня». «Cuhannu-IV» (1977 г.) посвящен «Спасению как оправданию и обожению», «Спасению и царству мира (объект веры и этическая задача)». Читать далее Источник: Добыкин Д.Г., Тарнакин Н.А. Православные библеисты в богословских диалогах с инославными.//Христианское чтение. 2018. 2. С. 68-78. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Бриллиантов Александр Иванович (1867–1933), историк Церкви, богослов. В 1891 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию; в 1898 г. защитил магистерскую диссертацию «Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены». В апреле 1900 г. избран доцентом по кафедре общей церковной истории. С 1904 г. экстраординарный, с 1914 г. ординарный профессор СПбДА. Член Предсоборного присутствия при Святейшем синоде (1906), Предсоборного совета (1917) и Поместного собора Русской Церкви (1917–1918). С 1919 г. член-корреспондент Российской АН. В 1920–1923 гг. профессор петроградского Богословского института. С 1921 г. библиотекарь I отделения, а с 1925 г. главный библиотекарь Государственной публичной библиотеки в Ленинграде. Арестован в 1930 г. по «Академическому делу», в 1932 г. сослан в Тамбов, где и умер. Бугаев Борис Николаевич (псевдоним Андрей Белый, 1880–1934), поэт, философ, теоретик символизма; окончил физико-математический факультет Московского университета; сотрудник журнала «Весы» и др. символистских изданий, участник кружка «аргонавтов»; с 1913 г. член Антропософского общества, в 1914–1916 гг. участвовал в строительстве «Гётеанума» в Дорнахе (Швейцария); в 1916–1921 гг. в России, в 1921–1923 гг. в эмиграции, затем вернулся в Россию. Доклады: «Религиозное сознание современного человека» (20 февраля 1912 г.), «Александрийский период и мы в освещении проблемы «Восток и Запад " » (12 февраля 1917 г.). Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944), священник, богослов, философ; в период 1907–1917 гг. жил в Москве; был членом петербургского РФО, но непосредственного участия в его работе не принимал; в 1922 г. был выслан из СССР. Василевский Григорий Афанасьевич Доклад: «Виновата ли германская культура?» (8 марта 1915 г.). Галич Леонид Евгеньевич (наст. фамилия Габрилович, 1878–1953), писатель, публицист, в 1899 г. окончил физико-математический факультет Петербургского университета; в 1909–1914 гг. приват-доцент Петербургского университета; сдал экзамен на степень магистра по историко-филологическому факультету и был допущен к чтению лекций по философии; с 1911 г. профессор Петербургской педагогической академии, где читал курс логики; публиковался в журналах «Вопросы философии и психологии», «Русская мысль», «Театр и искусство», в газете «Речь» и др.; активно участвовал в петербургских литературных обществах; в 1917 г. эмигрировал, жил в Париже, Нью-Йорке, Вашингтоне.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

Содержание Введение Русская православная библеистика в правление И. В. Сталина (1922–1953 гг.) Заключение Источники и литература     Настоящая статья является первой частью цикла из трех статей, посвященных православной библеистике в СССР. На основании анализа публикаций по библеистике в советское время делается вывод об определенной периодической закономерности в стиле и содержании статей. Эта закономерность связывается с правлением очередного фактического главы СССР – генерального секретаря ЦК КПСС, поскольку у каждого из них была своя политика по отношению к Церкви. В статье рассматривается период с 1922 по 1953 гг., и главное внимание уделяется времени правления И. В. Сталина. Отмечается, что возможность не только вести библейские исследования, но и публиковать их результаты появилась в СССР лишь с 1943 г., после возобновления выпуска «Журнала Московской Патриархии». На примерах конкретных статей показано, что в основном в рассматриваемый исторический период преобладают описательные публикации, и лишь к его концу появляются научные статьи. Ключевые слова: библеистика, СССР, И. В. Сталин, Ленинградская Духовная Академия, «Журнал Московской Патриархии», архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) , митрополит Николай (Ярушевич) , митрополит Сергий (Страгородский) , митрополит Алексий (Симанский). Введение Библейская наука сложилась в России сравнительно поздно, и получила развитие лишь в XIX в. Тем не менее, возникнув, русская библеистика проложила свои пути и выработала собственные фундаментальные принципы. Однако, естественное развитие русской библеистики было прервано октябрьской революцией 1917 г. После закрытия духовных учебных заведений в России в 1918 г. религиозное образование недолго продержалось в общественных школах (например, Петроградский богословский институт, 1918–1923 гг.), после чего исчезло практически полностью, и вместе с ним исчезла и научная деятельность в области библеистики. В 1946 г. была возобновлена работа духовных академий в Москве и Ленинграде, а после празднования в 1988 г. тысячелетия крещения Руси богословские дисциплины стали возвращаться и в общественную жизнь. Главным путем восстановления преемственности стали книги: либо через переводы зарубежных трудов, либо через переиздание старых дореволюционных сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

На его веку сменились 2 российских императора, 4 руководителя СССР, правление Святейшего Синода и 4 патриарха. Епископский сан он получил в 1944 г., сменил 9 епархий – республиканские и провинциальные: Минскую и Белорусскую, крепкие Тульскую и Ярославскую, Тамбовскую, бедные Костромскую, Ивановскую, Орловскую. В каждой он задерживался на разное время: от 7 лет (Костромская епархия 1946-1953 гг. и Тульская епархия 1954-1963 гг.) до 2-7 месяцев (Минская и Белорусская март-май 1961 г. и вновь Тульская в 1966 г.). Прежнее священническое его служение также не позволяет судить об «оседлости». Будучи священником, он сменил 8 мест служения: от нескольких месяцев в г. Перово Московской области в 1937 г. до 15 лет в Киеве (1917 по 1931 гг.). В 1935 г. он развелся с женой, прожив в браке 21 год, имел детей. В его жизни было 5 увольнений «на покой согласно поданному прошению» – в 1953, 1961, 1963, 1966, 1970 гг., которые также различались по продолжительности: от 4 месяцев (ноябрь 1953 – февраль 1954 гг.) до 3 лет (1970-1973 гг.). В епископа он был рукоположен через пострижение в монашество (на три дня, с 11 по 14 августа 1944 г.) из протоиереев. Образование имел достойное. Окончил классическую гимназию, в 1914 году прервал учебу в Киевском медицинском институте для поступления в ноябре 1932 г. в Киевскую духовную академию, которую окончил в ноябре 1932 г. со степенью кандидата богословия за представленное сочинение на тему «История Страстной седмицы до образования Студийского устава». В 1954 г. был избран почетным членом МДА. Одно перечисление мест, где побывал митрополит Антоний, а также событий, в которых он принимал участие или которым был свидетелем, позволяет говорить о нем как о человеке неординарном и многогранном. В упоминаниях о нем и его деятельности в современной историографии нет положительных характеристик. Его личность и деятельность оцениваются исследователями советского периода жизни Русской Церкви в негативном ключе: способствовал закрытию храмов, вел соглашательскую линию в отношениях с властью, передавал властям церковное имущество, сжигал консисторские архивы, сотрудничал со спецслужбами, упразднил в Ивановской епархии институт благочинных .

http://bogoslov.ru/article/6169624

ст. М., 1989; Русское Православие: вехи истории. М., 1989; Алексеев В. А. Иллюзии и догмы. М., 1991; он же. «Штурм небес» отменяется?: Критич. очерки по истории борьбы с религией в СССР. М., 1992; Одинцов М. И. Государство и церковь: История взаимоотношений, 1917-1938 гг. М., 1991; он же. Государство и церковь в России: ХХ век. М., 1994; он же. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1995; он же. Русская Православная Церковь в ХХ веке//История религий в России. М., 1998. С. 165-225; он же. Золото Льва Троцкого//Диалог. 1998. 10. С. 70-74; он же. Русские Патриархи ХХ века: Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов. М., 1999; он же. Ему отмерен был библейский срок: (Док. повесть о Патриархе Алексии I, 1877-1970)//НиР. 1999. 4-7, 9; Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. М., 1994; Государственно-церковные отношения в России: Курс лекций. М., 1995. 2 ч.; Религиозные организации Советского Союза в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Мат-лы «круглого стола», посвященного 50-летию Победы, 13.04.1995. М., 1995; Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь и Советское государство в 1943-1964 гг.: От «перемирия» к новой войне. СПб., 1995; он же. Петербургская епархия в годы гонений и утрат, 1917-1945. СПб., 1995; он же. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве: (Гос.-церк. отношения в СССР в 1939-1964 гг.). М., 1999; Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М., 1996; История Русской Православной Церкви: От восстановления Патриаршества до наших дней. СПб., 1997. Т. 1: 1917-1970; Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви, 1917-1997. М., 1997; Казем-Бек А. Л. Жизнеописание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I//БТ. 1998. Сб. 34. С. 13-185 ; Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Православие в Эстонии. М., 1999; Чумаченко Т. А. Государство, православная Церковь, верующие, 1941-1961 гг. М., 1999. . М. И. Одинцов, А. С. Буевский Рубрики: Ключевые слова: ЕЛЬЦИН Борис Николаевич (1931 - 2007), гос. и политический деятель, Президент Российской Федерации (1991-1999) БЕРИЯ Лаврентий Павлович (1899-1953), сов. гос. и полит. деятель, организатор массов. репресс. 30-х-нач. 50-х гг. ХХ в.

http://pravenc.ru/text/64694.html

Издан мартиролог Гомельской епархии 1917-1953 гг. 22 апреля 2017 г. 16:37 20 апреля 2017 года в Гомельской центральной городской библиотеке имени А.И. Герцена состоялась презентация новой книги проректора по научной работе Минских духовных академи и семинарии доцента А.В. Слесарева «Мартиролог Гомельской епархии . 1917-1953. Биографический справочник». Издание включает в себя исторический очерк жизни епархии в указанные годы, а также 282 биографические статьи о репрессированных представителях духовенства и простых верующих, проживавших и совершавших свое служение на территории Гомельщины. Ведущим мероприятия выступил насельник Николаевского мужского монастыря города Гомеля архимандрит Савва (Мажуко), который представил публике книгу, ее автора и модерировал беседу. В разговоре о книге и описываемой в ней эпохе принимали участие епископ Гомельский и Жлобинский Стефан , доцент Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины Виктор Одиноченко, прихожане городских храмов и представители городской общественности. Участвовал в обсуждении и настоятель костела Рождества Девы Марии в Гомеле ксендз Славомир Ласковский, поскольку тема пострадавших за веру во Христа актуальна и для католической паствы. Во время презентации автор рассказал о сложном процессе написания книги, продолжавшемся около десяти лет. Отвечая на один из вопросов, он подчеркнул, что восстановление памяти о репрессированных православных христианах не должно сопровождаться политизацией данной тематики. Целью создания мартиролога виделось возвращение забытых имен, что должно способствовать восстановлению их светлого образа в сознании потомков. Но вместе с тем Александр Слесарев подчеркнул, что христианское отношение к мученикам исключает культивирование ненависти к тем, кто в силу различных причин мог оказаться в числе их противников. По его убеждению, выход мартиролога должен способствовать размышлениям о предпосылках церковной трагедии ХХ века и причинах широкого развития воинствующего атеизма в некогда православной стране.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010