С того же года параллельно со службой в капелле начал преподавать в консерватории обязательные теоретические предметы (сольфеджио, гармонию, контрапункт, анализ муз. формы). В 1907 г. К. наряду с П. А. Петровым-Бояриновым и П. Н. Драгомировым (Толстяковым) помогал Смоленскому в учреждении Регентского уч-ща в С.-Петербурге. В этот период в изд-ве Юргенсона были выпущены учебные пособия К. «Первоначальное сольфеджио: Интервалы и простейшие виды ритма» (М.; Лейпциг, б. г.) и «Краткое руководство к изучению контрапункта, канона и фуги» (М.; Лейпциг, 1911; использовалось в качестве учебника в регентском классе капеллы и на летних регентско-учительских курсах в С.-Петербурге - см.: ХРД. 1914. 2. С. 62; 1915. 10. С. 187-188). В 1913-1917 гг. К. занимал должность учителя пения капеллы. В 1914 г. вместе с капеллой он принял участие в 1-м исполнении мистерии вел. кн. Константина Константиновича (псевдоним К. Р.) «Царь иудейский» в Эрмитажном театре Зимнего дворца; оркестром дирижировал автор музыки А. К. Глазунов , главную роль исполнял автор мистерии. В 1915 г. К. был включен в хоровую практическую комиссию Товарищеского хорового изд-ва в Петрограде (Там же. 1915. 10. С. 191). В 1916 г. по предложению директора консерватории Глазунова К. было присвоено звание профессора. В 1918 г., после преобразования капеллы в Народную хоровую академию, К. оставался дирижером ее хора, позднее он также стал ее заведующим, а после переименования в Гос. академическую капеллу (1922) - художественным руководителем и главным дирижером (до 1935), а также директором (до 1930). К. делал для капеллы переложения народных песен, романсов, инструментальных пьес и отрывков из опер зарубежных и рус. композиторов (И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Шумана, Ж. Бизе, Чайковского, М. П. Мусоргского, А. К. Лядова ). Репертуар капеллы при К. был огромен, в него входили и духовные произведения: Месса си минор и «Страсти по Матфею» Баха, оратории - «Самсон» и «Иуда Маккавей» Г. Ф. Генделя, «Сотворение мира» Й.

http://pravenc.ru/text/1841423.html

Л. Горемыкина было получено только 14 авг. 1897 г. К 1900 г. на подаренной общине Франтом усадьбе на ул. Рождественской была возведена 2-этажная кирпичная синагога с застекленным куполом (вмещала свыше 1150 чел.). В 1904 г. пензенский купец 1-й гильдии Х. А. Пинес стал учредителем Еврейского благотворительного об-ва. Благодаря активности Пинеса с 1 янв. 1908 г. в доме купца Г. П. Журавлёва на ул. Троицкой (ныне Кирова) открылось Еврейское частное начальное уч-ще, в к-ром обучали по программе гос. начальных народных уч-щ с добавлением изучения Торы и евр. традиции (Там же. С. 56, 60-63). Учителями состояли Е. Ф. Ромис и В. Е. Черняк. Также была открыта детская евр. школа, где преподавали Тору, иврит и общеобразовательные предметы. В 1915 г. на средства, выделенные Г. Б. Левитом и пензенской общиной, в здании на ул. Дворянской (ныне Красная) устроены баня и миква (здание конфисковано в 1918, затем ненадолго возвращено верующим, вновь отобрано до 1922). В 1915-1921 гг. должность духовного раввина пензенской общины занимал И. Б. Дубов. В 1915-1916 гг. в Пензенскую губ. прибыло 7680 беженцев-евреев, эвакуированных из мест военных действий; заботы по их размещению, питанию и оказанию им медицинской помощи взяла на себя община Пензы. Был создан Пензенский еврейский комитет помощи жертвам войны, просуществовавший до 1917 г. (Там же. С. 81). Х. А. Пинес организовал дешевые бакалейные магазины, бесплатную столовую для бедных, беспроцентную ссудную кассу и др. (Там же. С. 83). Беженцы создали целую сеть из 25 молитвенных домов со своим миньяном каждый, к-рые обслуживали прибывшие в Пензу раввины (Там же). Летом 1917 г. в Пензе основана автономная евр. община, к-рая была призвана решать внутриевр. вопросы без вмешательства властей, в июне состоялись выборы в Автономное собрание, председателем к-рого был избран М. А. Гольдштейн (действовало до окт. 1917). В кон. 1917 г. в Пензе имелось отд-ние сионистского движения. В 1920 г. в связи с увеличением хасидов они устроили собственную синагогу в доме на ул.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

24 мая начались военные действия итал. войск на сев.-вост. границе. В 1915-1918 гг. в итал. армию было призвано свыше 6 млн чел., в т. ч. ок. 2 тыс. католич. клириков, отправлявшихся гл. обр. на санитарную службу. Итальянская армия принимала участие в военных операциях на Балканах, а в последний год войны и на Западном фронте, итал. флот проводил военные операции в Адриатике и в вост. части Средиземного м., обеспечивал взаимосвязь с итальянскими частями в Албании и Салониках, на о-вах Додеканес и в Сев. Африке. Итал. транспортные и боевые суда были задействованы при эвакуации серб. армии после ее разгрома в 1915 г. герм. и болг. войсками. На Итало-Австрийском фронте итальянские войска столкнулись с упорной обороной австро-венгров, ценой больших потерь итал. армии удалось овладеть лишь г. Гориция (Горица) и плоскогорьем Баинзицца. В мае 1916 г. австро-венг. войска перешли в наступление в Юж. Тироле и вступили на территорию И., но отвлечение австр. сил на Русско-Австрийском фронте остановило их дальнейшее продвижение. Трудности на фронте сопровождались правительственным кризисом. 10 июня 1916 г. правительству Саландры было отказано в доверии, вместо него было сформировано правительство «национального согласия» во главе с правым либералом П. Бозелли. Война ускорила индустриализацию экономики И. Декрет правительства от 26 июня 1915 г. «О промышленной мобилизации» приравнял работу на предприятиях, выполнявших военные заказы, к военной службе, продолжительность рабочего дня возросла до 14-16 ч. Развитию гос. монополизма в производстве способствовали гос. заказы и субсидии, большая часть к-рых приходилась на долю крупных монополистических объединений («Ilva», «Fiat», «Ansaldo», «Breda» и др.). Военные расходы привели к росту дефицита гос. бюджета и инфляции, нехватке товаров, увеличению налогов. На юге И. усилилось обнищание крестьянства, которое было связано в т. ч. с призывом в действующую армию ок. половины муж. населения, занятого в сельском хозяйстве. С кон. 1916 г. в И. увеличилось число антивоенных выступлений, забастовок и манифестаций, участились случаи солдатских бунтов, уклонения от призыва в армию и дезертирства. Февральская революция 1917 г. в России и вступление в войну США на стороне Антанты (апр. 1917) определили рост антиправительственных и антивоенных выступлений. В февр.-мае 1917 г. в Милане, Турине, Генуе, Болонье, Парме и др. городах прошли массовые забастовки и антивоенные митинги, сопровождавшиеся беспорядками и столкновениями с полицией.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

После вступления Турции в войну на стороне Германии Великобритания 5 нояб. 1914 г. аннексировала К. и включила его в состав своих владений. Во время первой мировой войны 15 тыс. киприотов сражались в составе брит. войск в Юго-Вост. Европе. В 1915 г. в Законодательном совете было выдвинуто предложение энозиса, но оно было отвергнуто большинством англ. и тур. членов совета. 17 окт. 1915 г. Великобритания, чтобы побудить Грецию нарушить нейтралитет в первой мировой войне, пообещала передать ей К., если она присоединится к Антанте. Но правительство А. Заимиса и прогермански настроенный кор. Константин I не приняли это предложение. В связи с ростом прогреч. настроений в 1917 г. брит. власти попытались запретить использование греками-киприотами флага Греческого королевства и ношение греч. орденов во время офиц. церемоний. Это предписание было проигнорировано митр. Киринийским Макарием (впосл. архиеп. Кипрский Макарий II ), участвовавшим в Балканских войнах в качестве полкового священника и награжденным греч. боевым орденом. Делегации греков-киприотов посетили Париж (дек. 1918, апр. 1920) и Лондон (янв. 1918 - нояб. 1920) во время переговорных процессов о послевоенном устройстве Европы и османских владений, но их надежды на присоединение к Греции оказались неосуществимыми. Окончательный отказ, полученный кипрской делегацией от министра по делам колоний 26 окт. 1920 г., вызвал возмущение греч. населения острова; греки-киприоты предприняли массовую отправку телеграмм протеста и петиций брит. правительству. В дек. 1920 г. 9 греч. депутатов вышли из Законодательного совета в знак протеста. Запрет брит. властей на проведение мероприятий 25 марта 1921 г. в связи со 100-летием со дня начала Греческой национально-освободительной революции привел к столкновению кипрской молодежи с полицией. В 1921 г. по решению созванного архиепископом Всекипрского национального собрания греки-киприоты бойкотировали выборы в Законодательный совет. В 1922 г., после потрясения, вызванного поражением в греко-тур. войне, киприоты смягчили требования энозиса. В меморандуме, направленном Кипрским архиеп. Кириллом III министру по делам колоний (16 дек. 1922), речь шла о полном самоуправлении или о расширении конституционных прав и о включении греков-киприотов и турок-киприотов в Исполнительный совет и в администрацию в пропорции 4 : 5, соответствующей последней переписи населения.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Кафедральный собор св. блгв. князей Бориса и Глеба в Даугавпилсе. 1905 г. Кафедральный собор св. блгв. князей Бориса и Глеба в Даугавпилсе. 1905 г. Сложившееся в 60-80-х гг. XIX в. движение латышских интеллигентов (младолатыши), выступавшее за национальное возрождение, равные права латышей на владение землей, на хозяйственную и профессиональную деятельность, на образование на родном языке и др., способствовало сохранению и развитию латыш. письменной культуры в условиях гос. политики русификации. В кон. 80-х - 90-х гг. XIX в. в связи с поддержкой рабочего движения демократически настроенной интеллигенцией оформилось движение «Новое течение» (Jauna stra  va), членами к-рого были поэт Ян Райнис, а также основатели Латышской социал-демократической рабочей партии (1904) П. И. Стучка, Ф. А. Розинь, Я. Э. Янсон-Браун и др. Экономический кризис 1900-1903 гг. привел к обострению социальных и национальных проблем. В ходе революции 1905-1907 гг. в Лифляндии и Курляндии неоднократно имели место вооруженные столкновения отрядов крестьян и рабочих с силами самообороны помещиков и правительственными войсками. В авг.-нояб. 1905 г. в обеих губерниях было введено военное положение, отмененное только в кон. 1908 г. После обнародования Манифеста 17 окт. 1905 г. образовались 4 партии буржуазно-демократической направленности, выступавшие за создание национальной автономии в составе Российской империи, за ограничение прав нем. меньшинства в регионе, за свободное развитие капиталистических отношений. После начала первой мировой войны и вторжения герм. войск в Курляндию (апр. 1915) во внутренние районы Российской империи были эвакуированы крупнейшие предприятия вместе с инженерно-техническим составом и кадровыми рабочими. Из Курляндии и Лифляндии в соседние губернии выехала почти треть всего населения этих территорий. Активное участие в боях с герм. армией приняли созданные летом 1915 г. национальные воинские подразделения (латыш. стрелки), в которых со временем прочные позиции заняли большевики. После Февральской революции 1917 г. съезды латыш. общественности в 3 исторических землях - в Видземе (Лифляндии), Курземе (Курляндии) и Латгале (Латгалии) избрали делегатов на Вселатвийское собрание народного представительства (ВСНП). На съезде в Валке 18 нояб. 1917 г. ВСНП избрало Временный национальный совет (ВНС), взявший курс на создание самостоятельной Латвийской Республики. С весны 1918 г. ВНС работал в Риге в координации с подпольным Демократическим блоком, объединявшим все национально ориентированные партии, кроме большевиков, которые с кон. апр. 1917 г. вели работу по созданию советской республики. 16-18 дек. 1917 г. в Валмиере была провозглашена Латвийская Советская Республика, однако к февр. 1918 г. большая часть территории совр. Л. была оккупирована герм. войсками.

http://pravenc.ru/text/2463151.html

Щегловитов, как один из самых опасных противников заводил масонского заговора, был арестован уже на второй день после февральского переворота, и с того дня до самой гибели томился в тюрьме. При Временном правительстве он сидел в Петропавловской крепости, при большевиках был переведен в " Кресты " . На страницах эмигрантского монархического журнала " Двуглавый орел " П.Н. Шабельский-Борк со слов очевидца рассказал о мужественном поведении Щегловитова в тюрьме. Будучи прекрасным знатоком права, он помогал добрым советом простым русским людям оказавшимся по несчастливому стечению обстоятельств в чекистских застенках (7, с. 954-957). Летом 1918 года председатель Государственного Совета Российской Империи под конвоем был отправлен в Москву вместе с другими царскими министрами-монархистами и помещен в Бутырскую тюрьму. В первый день после объявления " красного террора " 23 августа (5 сентября) 1918 года Иван Григорьевич Щегловитов был расстрелян на Братском кладбище вместе со священномучениками епископом Ефремом (Кузнецовым) и протоиереем Иоанном Восторговым, министрами внутренних дел Н.А. Маклаковым и А.Н. Хвостовым, сенатором С.П. Белецким и другими заложниками. Во время злодейского убийства, по словам очевидца, " Иван Григорьевич Щегловитов, с трудом передвигался, но ни в чем не проявил никакого страха " (1, с. 37). Литература: 1. Дивеев. Жертвы долга//Двуглавый орел. - 1922. - Вып. 31. 2. Падение Царского режима. Стенографические отчеты допросов и показаний, данных в 1917 г. в Чрезвычайной Следственной комиссии Временного правительства. - М.-Л., 1926. 3. Палеолог М. Царская Россия во время мировой войны. 2-е изд. - М., 1991. 4. Правые партии. 1905-1917. Сборник документов и материалов: В 2-х тт./Сост., вст. ст., коммент. Ю.И. Кирьянова. - М., 1998. 5. Совещание монархистов 21-23 ноября 1915 г. в Петрограде. Постановления и краткий отчет. - М., 1915. 6. Тальберг Н.Д. Памяти убиенных царских министров//Двуглавый орел. Вестник Высшего Монархического Совета. - 1928. - N20.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2001/0...

время летних каникул (брал у помещика), Фюстель-де-Куланжа, Дрепэра, автобиографию протопопа Аввакума, проповеди Иоанна Смоленского. Затем, – не помню, где брал, – я читал Анну Каренину в Русском Вестнике, но не до конца, – с окончанием романа, я познакомился поздно, когда был уже пожилым профессором. Вот, кажется, и весь багаж мною прочитанного постороннего материала за все четырехлетие студенчества. Едва ли много опускаю я по забвению“ (Богословский Вестник, 1916, т. 3, стр. 600). Научные симпатии студента Муретова склонялись особенно в сторону вопросов философских. По его воспоминаниям мы видим, что особенно много и с исключительным интересом он работает над сочинением на тему проф. В. Н. Потапова: „Философские воззрения Джиордано Бруно и влияние их на новую философию“. И о других работах над философскими темами М. Д. воспоминает с особенной любовью (См. Богословский Вестник, 1915, стр. 714–716). Склонность к философии сказалась и в выборе темы для кандидатской работы. При переходе на 3-ий курс М. Д. берет тему у В. Д. Кудрявцева: „Спекулятивный теизм“ и летом в деревне читает Ульрици, Лотце и Фихте младшего. Но работа над этой темой не пошла и довела М. Д. до признания своей негодности к тому делу, которое раньше он считал своим призванием, неспособности к спекулятивному мышлению. „Моя полная, пишет он, спекулятивная неподготовленность, головоломная тарабарщина немецкой спекуляции, искусственно-туманный немецкий философский жаргон, усугубленный мудрованиями русских переводчиков... В моей голове получился величайший сумбур: я не знал, что и как писать, – ум заходил за разум, – я мучился в бесплодных усилиях что-то схватить, о чем-то думать, чему-то дать определенность и освещение. Это что-то бесформенное, неуловимое, мутное, наконец, расстроило мои нервы, лишило сна, аппетита, навело уныло-подавленное настроение“ (Б. В. 1915, стр. 743). Несмотря, однако, на такую неудачу с чисто философской темой, М. Д. окончательно успокаивается и оседает на теме все же философской – о Филоне александрийском, на каковую тему и пишет сочинение проф. архим. Михаилу, который поставил условием сравнение Филоновой логологии

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К критическому 1917 г. число авторов духовно-музыкальных произведений значительно возросло против того списка, который в свое время опубликовал М. Лисицын 908 ; со времени выхода в свет его «Обзора» прибавилось еще очень много имен новых духовно-музыкальных авторов и петербургской, и московской школ, и немало авторов, печатавших свои произведения не только у Юргенсона, но самостоятельно, как «собственность автора». Теперь, после революции и войн, во время которых погибло множество культурных ценностей, особенно в области русской православной церковной культуры, едва ли вообще возможно восстановить имена авторов и названия их духовно-музыкальных произведений, появившихся в печати к моменту революции 1917 г. Однако еще в мае 1918 г. музыкальное издательство П. Юргенсона в Москве успело выпустить «Список новостей 3» за апрель и май 1918 г. 909 ; там указывается 23 номера духовно-музыкальных произведений для смешанного и для мужского хора Н. Голованова 910 . Это – последние доступные сведения о печатных духовно-музыкальных произведениях перед самой революцией. Обработка древних уставных напевов для хора, для богослужебного (и внебогослужебного, концертного) употребления по принципам, указанным А.Д. Кастальским в его хоровых обработках русских уставных напевов, получила высшее и блестящее развитие в произведении светского композитора: это – «Всенощное бдение», оп.37, Сергея Васильевича Рахманинова (1873–1943), ученика А.С. Аренского и С.И. Танеева. С.В. Рахманинов был пианист, инструменталист, выдающийся дирижер, но исключительно светский музыкальный деятель. Написанная им в 1910 г. «Литургия», хотя и принадлежит перу большого мастера, но ничем особенным еще не отличается; в ней Рахманинов придерживается более или менее условной формы, которую приняли для этого рода сочинений П.И. Чайковский и его последователи. Кроме этой «Литургии», Рахманинов написал еще один запричастный, не имеющий значения. Но в 1915 году в необыкновенно короткое время Рахманинов написал «Всенощное бдение» для большого хора. Тогда же, не успела партитура быть напечатанной в апреле 1915 г., это произведение было исполнено в Москве Синодальным хором под управлением Н.М. Данилин (выдвинувшегося к тому времени в ряды самых лучших регентов в России) в зале московского Благородного собрания.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть Максим Максимович Шунько – основатель русской полярной радиосвязи К Дню радио 08.05.2024 46 Время на чтение 3 минуты Фото: Радиостанция на острове Диксон, goskatalog.ru В день радио уместно вспомнить о знаменитых деятелях прошлого, деяниями которых мы пользуемся и должны ими гордиться. Регулярные морские перевозки в устья сибирских рек были налажены нашими соотечественниками в трудные 1920-е годы. Убекосибири – Управление безопасности кораблевождения – работало с 1920 по 1933 год, и сдало вновь созданному ведомству – Главному управлению Севморпути (ГУ СМП) полностью налаженное мореплавание, составленные и изданные морские карты, лоции, установленные маяки, знаки, створы, буи, отменную лоцманскую проводку. С 1920 по 1933 год число проходящих в Обь и Енисей судов возросло в 11 раз, а стоимость страховки судов и грузов – главный показатель безопасности мореплавания – снизилась в 12 раз. Важную роль в установлении регулярного и безопасного мореплавания в устья Оби и Енисея сыграло создание сети полярных радиостанций. На этом поприще отличился Максим Максимович Шунько. Родился он в 1888 году в Малороссии, и служа на флоте в чине унтер-офицера стал участником первого русского прохождения Северным морским путём 1914 – 1915 годов в составе Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) на ледоколах Таймыр и Вайгач под руководством великого русского первооткрывателя и первопроходца Бориса Андреевича Вилькицкого, который писал: «В числе бывших соплавателей по “Таймыру” был радиотелеграфист унтер-офицер Шунько, славный и преданный мне малоросс» [Вилькицкий Б.А. Когда, как и кому я служил под большевиками. Архангельск, 2001. С. 11]. В 1915-16 годах году Шунько зимовал на Диксоне, установив там первую в России постоянную полярную радиостанцию. Затем последовала работа по установке целой сети полярных радиостанций и метеостанций. В 1918 году по поручению того же Б.А. Вилькицкого Шунько ставит радиотелеграфный узел в Дудинке, в конечной тогда точке телеграфной линии. «С помощью этой радиостанции, через сеть моих станций Карского моря, Сибирь к зиме (1918 года- прим. авт.) была связана телеграфом с Северной областью (Архангельском). Шунько оказался на высоте положения» С. 16].

http://ruskline.ru/news_rl/2024/05/08/ma...

В 1914 г. Л. был послан в Берлин для совершенствования в науках. Он прибыл в Берлин 9 июля (н. ст.), а 28 июля началась первая мировая война. Л. возвратился в Россию, едва приступив к занятиям в берлинских б-ках в связи со своей работой о Вюрцбургской психологической школе и успев посмотреть впервые полностью поставленное «Кольцо Нибелунга» Р. Вагнера. Л. защитил дипломную работу «О мироощущении Эсхила». Замечания и одобрение работы он получил от Вяч. Иванова. После окончания ун-та в 1915 г. Л. был оставлен при кафедре классической филологии для сдачи экзаменов подготовки к профессорскому званию. В 1915-1916 гг. Л. изучал предметы, связанные с историей Греции,- лит-ру, философию, право. В 1916 г. выходят его первые статьи - о «Снегурочке» Н. А. Римского-Корсакова, о «Травиате» Дж. Верди, «Эрос у Платона» (работы Л. 1910 - нач. 20-х гг., включая гимназические сочинения и студенческие дневники, собраны в томе: Лосев А. Ф. На рубеже эпох. М., 2015). В 1918 г. совместно с Булгаковым и Ивановым пытается осуществить выпуск религиозно-национально-философской серии «Духовная Русь» (реконструкцию замысла см.: Тахо-Годи Е. А. 2014). В 1921 г. на последнем заседании Психологического об-ва при Московском ун-те читает доклад ««Эйдос» и «идея» у Платона», который был высоко оценен председательствовавшим И. А. Ильиным . В 1919-1921 гг. Л. регулярно ездил во вновь созданный Нижегородский ун-т; читал «Введение в классическую филологию», пропедевтические курсы греч. и лат. языков; здесь становится профессором (1919); в 1921 г. выступил с докладом «О методах религиозного воспитания». А. Ф. Лосев. Фотография. 1960 г. А. Ф. Лосев. Фотография. 1960 г. Внимание к религиозным вопросам, обусловленное домашним воспитанием, прослеживается уже в юношеских дневниках, работах, заметках: «Атеизм, его происхождение и влияние на науку и жизнь», «О религии», «Общая методология истории религии и мифа», «Происхождение и сущность религии», «О реформе Закона Божия в гимназии». О многочисленных выступлениях Л. в нач. 20-х гг., связанных с философско-богословскими основами имяславского движения, свидетельствуют ст. «Имяславие» (условно датируется 1918-1919) и сохранившиеся тезисы (опубл. в 1995).

http://pravenc.ru/text/2110736.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010