Иоанн (Разумов), митр. Псковский и Порховский. Фотография. 80-е гг. ХХ в. (Разумов Дмитрий Александрович; 28.10.1898, г. Коломна Московской губ.- 13.01.1990, Псков), митр. Псковский и Порховский. Из семьи священника. В 1914 г. окончил Коломенское ДУ. В 1914-1917 гг. учился в Вифанской ДС, одновременно с 1915 г. был послушником Вифанского в честь Преображения Господня мужского монастыря ; затем, по некоторым данным, был послушником Смоленской иконы Божией Матери Зосимовой мужской пустыни В 1923 г. переведен в московский в честь Богоявления мужской монастырь . 24 нояб. 1924 г. пострижен в монашество с именем Иоанн. 25 нояб. того же года Иваново-Вознесенским еп. сщмч. Августином (Беляевым ; впосл. архиепископ) рукоположен во диакона. С 1928 г. служил в Успенском соборе г. Каширы. В 1936 г. переведен в Москву, где исполнял послушание эконома Московской Патриархии. С окт. 1941 по авг. 1943 г., во время эвакуации Московской Патриархии в Ульяновск, находился при Патриаршем Местоблюстителе Сергии (Страгородском ; с сент. 1943 Патриарх Московский и всея Руси) в должности келейника. Служил в ульяновском Казанском соборе. 1 окт. 1942 г. Саратовским архиеп. Григорием (Чуковым) рукоположен во иерея. 8 окт. 1942 г. возведен в сан игумена, а 26 окт.- в сан архимандрита. 5-23 апр. 1945 г. в числе церковной делегации, возглавляемой Псковским архиеп. Григорием (Чуковым), посетил Болгарию в связи со снятием схизмы с Болгарской Православной Церкви (БПЦ). Принимал участие в торжествах по поводу избрания экзархом Болгарским митр. Софийского Стефана (Шокова) . 10 авг. 1946 г. назначен наместником Троице-Сергиевой лавры . В 1946-1947 гг. Московской Патриархии были переданы храмы и один из хозяйственных корпусов ТСЛ. И. руководил капитальным ремонтом и реставрацией здания на средства Патриархии. Он принял участие в подготовке и проведении в ТСЛ в июле 1948 г. Совещания представителей Поместных Православных Церквей . Весной 1949 г. был в числе делегатов от РПЦ на 1-м Всемирном конгрессе сторонников мира в Праге (Чехословакия).

http://pravenc.ru/text/469536.html

К.Я. Паромов Епископ Феодор (Поздеевский) и «Кружок ищущих христианского просвещения»: по переписке участников Источник Личность последнего ректора Московской духовной академии предреволюционой поры еп. Феодора (Поздеевского) , архипастыря, богослова, педагога, администратора, чуткого к общественным настроениям, противника грядущих перемен, неоднозначно воспринималась современниками. Сотрудничество видных представителей культурной элиты и «ученого монаха», возглавившего старейшую духовную школу, состоявшееся благодаря «Кружку ищущих христианского просвещения», вызывает интерес в свете характерных для начала ХХ в. попыток диалога духовенства и интеллигенции. Ключевые слова : еп. Феодор (Поздеевский) , «Кружок ищущих христианского просвещения», Московская духовная академия, «Богословский вестник», имяславие, свящ. П.А. Флоренский, М.А. Новоселов, митр. Антоний (Храповицкий) . «Кружок ищущих христианского просвещения», всего лет десять просуществовавший в Москве (с 1907 примерно по 1917 гг.), представляется сейчас, век спустя, исключительным явлением церковной и общественной жизни того времени, богатого на разного рода объединения и союзы, отражавшие и формировавшие большинство политических, культурных и религиозных направлений, чье множество, казалось, только подтверждало верность расхожих идеологем индивидуализма, представительства, соперничества, рационализма. «Мы говорим мир1 когда все в человечестве разделено на партии, группы, мнения, классы, организации, кружки и все враждуют против всех, борясь самым грубым и бесцеремонным образом за «места под солнцем», за власть, за преобладание, за сытость, за высокие идеи. Мир же Божий есть категория внутренняя и абсолютная. Он идет своими путями, иногда совпадая с миром человеческим, иногда расходясь с ним до величайшего контраста и отрицания», – писал в канун 1915 г. близкий кружковцам философ В.Ф. Эрн 2 . Стремлением избежать пагубного расхождения и было вызвано к жизни новое объединение. Идея содружества владела П.А. Флоренским, сочинявшим незадолго до поступления в Московскую духовную академию 3 : «Мало-помалу из [лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Литературная деятельность митрополита Киевского Владимира 56 В феврале 1918 года в Киеве был зверски убит митрополит Киевский и Галицкий Владимир. После получения известия об этом на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917–1918 годов состоялось специальное заседание, посвященное памяти мученически скончавшегося архипастыря. Заседание прошло под председательством Святейшего Патриарха Тихона в присутствии членов Собора, при большом стечении народа. Святейший Патриарх Тихон соборне совершил панихиду по убиенному митрополиту при общем пении всех присутствовавших. Затем с речами и воспоминаниями выступили те, кто близко знал митрополита Владимира, – Святейший Патриарх Тихон, митрополит Новгородский Арсений, епископ Черниговский Пахомий и другие. Среди выступлений было и нижеследующее сообщение А. Сагарды 57 о богословских грудах Высокопреосвященного Владимира, не утративших значения доныне, – более того, как бы написанных сегодня и отвечающих на многие современные запросы церковной и общественной жизни. 24 апреля 1915 года в Совете Московской Духовной Академии рассматривалось представление о присуждении митрополиту Петроградскому Владимиру степени доктора богословия во внимание к его научным трудам. Представление исходило от группы профессоров – членов Совета, под ним стояли подписи М.Д. Муретова , А.П. Шостьина , А.И. Алмазова , С.С. Глаголева , С.И. Соболевского, Д.И. Введенского , священников-профессоров Д. В. Рождественского , В.Н. Страхова, И.В. Гумилевского и П.А. Флоренского. Оно заключало в себе авторитетную оценку литературной деятельности митрополита Владимира за период времени около сорока лет. Здесь мы, между прочим, читаем: «Среди многосложных обязанностей и дел Московского Первосвятителя митрополит Владимир находит время и возможность заниматься богословскими вопросами, и именно теми, которые, будучи по существу вечными, особенно настойчиво требовали своего обсуждения в данный момент и для обсуждения которых Владыка находил наиболее подходящую и нужную форму.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Малые Кармакулы. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1878 и 1888. Год утраты:приблизительно 1915 Адрес: Россия, Архангельская область, о. Новая Земля, урочище Малые Кармакулы Координаты: 72.37342, 52.716694 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В конце XIX века архангельские губернские власти на островах Северного Ледовитого океана (Новой Земле и Вайгаче) и на материковом побережье начали создавать постоянные становища, заселяя их самоедами (ненцами). Русская Православная Церковь, кроме миссионерского, взяла на себя труд обучения " инородцев " грамоте и приобщения их к оседлому образу жизни. К 1917 году в русской Арктике было уже несколько храмов и часовен. Это - часовня, церковь и Николаевский скит в становище Малые Кармакулы, церковь-школа в становище Белушья Губа, часовня, церковь и скит в селении Никольском (Хабарово), церковь в самоедском селении Бугрино и часовня в урочище Шарок на острове Колгуев (самые первые в регионе), часовня на песчаной косе Варандей (побережье Большеземельской тундры), часовни в становищах Ольгинское и Маточкин Шар на Новой Земле. В 1878 году Главное правление Общества спасания на водах командировало на побережье залива Моллера, в становище Малые Кармакулы, для окончательного " устройства приюта и для наблюдений " поручика корпуса флотских штурманов Е.А. Тягина. Здание деревянной караулки он переоборудовал для самоедов под часовню во имя Святителя и Чудотворца Николая. Небольших размеров - " в длину 1 саж. 10 четв., ширину - 1 саж. 4 четв., высоту 1 саж. 1 1/2 четв. " - простояла она недолго. После отъезда Тягина с Новой Земли часовню никто не ремонтировал, и к 1887 году, когда на остров прибыл иеромонах отец Иона, на ее месте " стояли одни голые стены, разрушенные наполовину штормами и затем наполовину сожженные одичавшими обитателями острова " . За полтора суток, что пробыл в становище отец Иона, он с помощью находившегося здесь писателя К.Д. Носилова и нескольких самоедов, как мог, поправил часовню. 22 июля 1878 года в ней был совершен торжественный молебен в " день тезоименитства высокой покровительницы новоземельской станции, Ее Императорского Высочества государыни императрицы Марии Федоровны " . Носилов читал часы по добытой на военном судне Псалтири под звон спасательного колокола, бывшего на станции.

http://sobory.ru/article/?object=36511

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. В. Никольский и А. В. Касторский. Фотография. 1899 г. Александр Васильевич (10.06.1874, с. Владыкино Пензенской губ.- 19.03.1943, Москва), рус. композитор, ученый-теоретик, публицист, педагог, музыкально-общественный деятель, один из ярких представителей Нового направления в рус. духовной музыке. Род. в семье священнослужителя, в 1888 г. окончил Тихоновское ДУ в Пензе, в 1894 г.- Пензенскую ДС (с отличием). Под влиянием А. В. Касторского увлекся музыкой и вскоре принял решение получить профессиональное музыкальное образование. В 1894-1897 гг. Н. обучался на курсах для взрослых певчих Синодального хора при московском Синодальном училище церковного пения , к-рые окончил экстерном. Среди учителей Н. были А. Д. Кастальский (элементарная теория музыки), В. С. Орлов (сольфеджио), С. Н. Кругликов (гармония); Н. также посещал лекции С. В. Смоленского по истории церковного пения в России. В 1897-1900 гг. продолжил образование в Московской консерватории в классе С. И. Танеева (теория музыки), затем перешел в музыкально-драматическое уч-ще Московского филармонического об-ва, где обучался у А. А. Ильинского (теория композиции) и В. Кеса (симфоническое дирижирование). В тот период Н. создавал светские сочинения разных жанров, среди них - концерт для флейты с оркестром, симфонические поэмы и фантазии, несколько романсов. Н. окончил училище в 1902 г., но получил диплом и звание свободного художника только в 1905 г. Н. вел активную педагогическую работу: был преподавателем и одним из организаторов регентско-певческих и учительских курсов в Москве, Вятке, Камышине, Наровчате, Пензе, Саратове и во Ржеве, преподавал в Строгановском центральном уч-ще технического рисования (с 1901 художественно-промышленное уч-ще) (1894-1918), Елизаветинском женском ин-те (1896-1906), Александро-Мариинском женском ин-те (1899-1906). Преподавал контрапункт и теорию фуги в Синодальном уч-ще (1915-1918; впосл. Народная хоровая академия, Н. преподавал в ней в 1918-1923), гармонию, контрапункт, фугу и форму в Общедоступном музыкальном уч-ще В. Ю. Зограф-Плаксиной (1910-1917) и затем (до 1933) в возникших на его основе муз. учебных заведениях, вел курсы хорового пения в частной женской гимназии Е. Константинова (1902-1906), в 3-й городской муж. гимназии (с 1903), в частной муж. гимназии П. С. Казачкина (с 1908) и др. учебных заведениях.

http://pravenc.ru/text/2566200.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ (Грибановский Александр Алексеевич; 6.08.1873, Тамбовская губ.- 22.05.1965, США), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Православной Церкви за границей . Род. в семье приходского священника. По окончании Тамбовской ДС поступил в МДА, к-рую окончил в 1897 г. со степенью канд. богословия. В 1898 г. принял постриг, рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. С 1900 г. инспектор Вифанской ДС, с 1901 г. ректор Московской ДС, архимандрит. Анастасий (Грибановский), митр. Восточноамериканский Анастасий (Грибановский), митр. Восточноамериканский 29 июня 1906 г. А. был хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии. 14 мая 1914 г. переведен на самостоятельную Холмскую и Люблинскую кафедру, 10 дек. 1915 г.- на Кишинёвскую и Хотинскую кафедру, с 6 мая 1916 г. архиепископ. В годы первой мировой войны А. свой дом отдал под лазарет для раненых, многократно выезжал на фронт, совершал молебны и панихиды на позициях, патриотические проповеди А. отличались искренним вдохновением и красноречием. Главной целью войны для России считал присоединение Галицкой и Карпатской Руси. Участвовал в работе Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. , возглавлял на Соборе отдел церковного имущества и хозяйства. Поддержал предложение о восстановлении Патриаршества в России. В 1-м туре голосования за кандидатов на Патриарший Престол А. получил 13 голосов, став 6-м по числу набранных голосов. После избрания Патриарха А. как знаток древних уставов возглавил соборную комиссию, выработавшую чин интронизации Первосвятителя. Избран членом Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета РПЦ. После захвата в 1918 г. румын. войсками Бессарабии Свящ. Синод Румынской Православной Церкви без согласия Московской Патриархии распространил свою власть на Кишинёвскую епархию. Отказавшись от предложения румын. церковной власти войти в румын. Синод, А. в 1919 г. удалился в К-поль, пребывал там в Галате , в подворье рус.

http://pravenc.ru/text/114840.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛКОВ Евгений Христофорович (13.09.1882, г. Петрозаводск Олонецкой губ.- 1.12.1930, Ленинград), свящ. Из семьи священника. Окончив Ярославскую ДС, в 1904 г. поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле. С 1905 г. в печати начали появляться статьи Б., в к-рых он, доказывая необходимость преобразований церковной жизни, высказывал идеи, близкие к программе «группы 32-х петербургских священников» (см. Союз церковного обновления ). В 1906 г. Б. переехал в С.-Петербург и перевелся на юридический фак-т С.-Петербургского ун-та. В 1906-1907 гг. вместе с отцом редактировал лит. церковно-общественный ж. «Звонарь». Осенью 1907 г. был отчислен из ун-та за то, что не внес плату за обучение, впосл. предпринимал неоднократные попытки закончить курс: учился на юридическом фак-те с осени 1909 по дек. 1911 г., в 1915/16 учебном году - на историко-филологическом фак-те, затем был призван в армию, осенью 1918 г. восстановлен как студент ун-та, в 1919 г. вновь был призван на военную службу, в марте 1921 г. подавал прошение о зачислении на фак-т общественных наук. В 1912-1918 гг. в журналах «Русский паломник» и «Соборный разум» Б. публиковал рассказы о жизни духовенства, стихи (подписывался «Х. Толшемский», «Б-в» и «Евг. Б.»). В 1911 г. в С.-Петербурге вышел его 1-й сб. рассказов «В мире рясы», содержавший резкую критику высшего духовенства и монашества, затем увидели свет еще 3 книги. В кон. 1917 г. Б. женился на М. Пирамидовой и был рукоположен во иерея к ц. святых Захария и Елисаветы на Фурштадтской ул., где служил 3-м священником. Б. горячо приветствовал Февральскую революцию. Являлся членом об-ва «Соборный разум», учеником и другом руководителя об-ва прот. Иоанна Егорова , одним из организаторов одноименного изд-ва. В июне 1918 г. при посещении свт. Патриархом Тихоном Петрограда Б. в составе делегации об-ва вручил ему приветственный адрес. 29 марта 1922 г. Б. подписал декларацию о помощи голодающим «Петроградской группы прогрессивного духовенства» и вскоре стал одним из руководителей обновленчества .

http://pravenc.ru/text/77906.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Виктор (Святин), митр. Краснодарский. Фотография. Нач. 60-х гг. XX в. (Святин Леонид Викторович; 2.08.1893, ст-ца Карагайская Верхнеуральского у. Оренбургской губ.- 18.08.1966, Краснодар), митр. Краснодарский и Кубанский. Род. в семье учителя, впосл. принявшего священный сан. После обучения в церковноприходской школе Л. Святин поступил в Челябинское ДУ, затем в Оренбургскую ДС, по окончании к-рой в 1915 г. продолжил учебу в КазДА. В июне 1916 г. направлен в тифлисское Михайловское пехотное военное уч-ще, затем проходил военную службу на Кавказском фронте. После Октябрьской революции 1917 г. вернулся в Верхнеуральск, был мобилизован в ряды Белого движения и назначен начальником организационного отдела гл. штаба Оренбургской армии под командованием ген. Г. А. Белова. В 1919 г. в составе отряда ген. А. С. Бакича штабс-капитан Святин отступил к границе Китая и после роспуска армии эмигрировал в г. Ханькоу (Китай). В февр. 1921 г. Святин прибыл в Пекин, где поступил послушником в пекинский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь при Русской духовной миссии в Китае . 30 июня 1921 г. начальником миссии архиеп. Пекинским Иннокентием (Фигуровским) Святин был пострижен в монашество, 3 июля рукоположен во диакона, 7 июля - во иерея. В авг. того же года по благословению архиеп. Иннокентия В. поступил на китайско-корейск. фак-т Восточного ин-та во Владивостоке, в июне 1922 г. в связи с поражением Белой Армии в Приморье оставил учебу и вернулся в Китай. 10 авг. 1922 г. В. был назначен настоятелем Покровской ц. на братской могиле рус. воинов в г. Тяньцзинь. Стараниями В. при приходе развернулась активная деятельность рус. правосл. братства, созданы школа, б-ка и госпиталь для эмигрантов, благоустроено рус. кладбище. В. давал приют эмигрантам, помогая им одеждой, питанием, трудоустройством. В 1929 г. при помощи купца-эмигранта И. В. Кулаева здание небольшой Покровской церкви-часовни было перестроено в обширный каменный храм. Во время освящения новопостроенного храма 3 нояб. 1929 г. В. был возведен в сан архимандрита. В 1930 г. по инициативе В. при Покровском храме открылся Дом милосердия им. прп. Серафима Саровского для престарелых и больных, организовано правосл. кит. миссионерское братство.

http://pravenc.ru/text/158550.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИТОШИНСКИЙ Емельян (Эмилиан) Михайлович (21.09.1869, Люблинская губ.- после 1929), церковно-певч. деятель, публицист, этнограф, духовный композитор. Род. в семье священника. Обучался в Холмском ДУ, Холмской ДС (1885-1891), МДА (1891-1895) и Харьковском ун-те. В 1898-1916 гг. служил преподавателем рус. языка в 3-й Варшавской муж. гимназии (в 1906-1909 преподавал в мужской гимназии в Лодзи). Изучал теорию музыки и композицию в Варшавской консерватории. В 1898 г. В. стал одним из учредителей Русского хорового об-ва в Варшаве, впосл. принимал участие в деятельности этой орг-ции до 1914 г. В 1906-1912 гг. являлся устроителем духовных концертов в Холме, посвященных местной церковно-певч. традиции; в 1912 и 1913 гг.- двух народно-певч. съездов на Холмщине, на к-рых управлял сводным крестьянским хором. Начиная с 1908 г. был участником 5 регентских съездов в Москве и С.-Петербурге, на 5-м (1914) был председателем. Являлся одним из учредителей Общества распространения хорового церковного и светского пения (устав утвержден в 1916). В 1916 г., эвакуируясь из зоны военных действий, В. переехал в Москву, где в 1917 г. был избран членом Поместного Собора Православной Российской Церкви от мирян Холмской епархии. Возглавлял соборный Подотдел о церковном пении, являлся одним из наиболее активных авторов Проекта резолюций по этой теме. С нач. 20-х гг. В. жил в Киеве: до 1924 г. преподавал в трудовой школе; с 1924 г. был безработным и нуждался. В 1925-1929 гг. состоял членом секции духовных композиторов Драмосоюза. О завершении жизненного пути В. сведения не обнаружены. В. проявил себя активным деятелем церковно-певч. движения, охватившего Россию в предреволюционные годы. Блестящий публицист и оратор, он выступал по насущным проблемам хорового и певч. дела, церковно-певч. искусства: ратовал за широкое развитие муз. образования в стране, включая низшие сословия, хлопотал об открытии певч. уч-щ в наиболее крупных городах, в первую очередь в Киеве. В. стремился придать влиятельный характер регентским съездам и вынести их решения на обсуждение церковных и светских законодательных инстанций. Содействовал объединению хоровых об-в: в 1915 г. в Москве под его председательством было образовано Общество распространения хорового церковного и светского пения, выдвигавшее идеи объединения подобных об-в из 22 центральных губерний. Предполагалось, что об-во будет иметь право открывать регентские уч-ща и курсы, организовывать светские и церковные хоры, типографии, нотопечатни, устраивать концерты, лекции, выпускать печатные издания. В. выступил с инициативой создания биографического словаря рус. композиторов, авторов духовных произведений (не осуществлено).

http://pravenc.ru/text/158864.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСЕСЛАВИНСКИЙ Николай Васильевич (26.01.1871, с. Сидорково Ярославского у. и губ.- зима 1943, с. Семёновское Ярославской обл.), псаломщик, регент, издатель, учитель. Род. в семье сельского псаломщика. Получил образование в Ярославских ДУ (1881-1885) и ДС (1885-1890), из семинарии был уволен по собственному прошению по окончании 5-го (предпоследнего) класса. В авг. 1891 г. определен псаломщиком в Благовещенскую ц. в Ростове, где начал просветительскую и издательскую деятельность. В первой большой кн. «Календарь и справочная книжка православного певца-клирика» В. поставил себе цель собрать все необходимые сведения по данной теме и изложить их в общедоступной форме. Издание было задумано состоящим из 7 выпусков применительно к годовому богослужебному кругу. За неимением средств осуществлен только 1 вып. (Св. песнотворцы и их труды. Ростов Великий, 1892). Календарь распространялся по почте с книжного склада епарх. просветительского Братства свт. Димитрия Ростовского. Впосл. В. заведовал б-кой Братства (с 1916) и подарил ему свое богатейшее собрание печатных и рукописных певч. нот. В 1891-1895 гг. В. служил псаломщиком в ярославской ц. Иоанна Златоуста в Коровниках и Спасской ц. с. Мечеходова Любимского у., в нояб. 1895-1906 г.- псаломщиком, учителем, законоучителем и учителем пения при храмах разл. церковноприходских школ Ярославской губ., затем псаломщиком в Воздвиженской ц. с. Сидоркова Ярославского у. (1906-1914), Казанской ц. с. Мормужина Пошехонского у. (1914-1916). С осени 1916 г. жил в с. Сидоркове, д. Кормилицыно, с. Семёновском Ярославского у. Всюду, где служил В., он организовывал народные хоры. Самыми известными из них стали Мормужинский народный хор (1915-1916), объединивший клиросных певчих и певцов-любителей, и Хор песенников из народа д. Кормилицыно (май 1917 - сер. 20-х гг. XX в.), на основе к-рого был открыт Народный дом, а также школа, к-рую возглавил В. (существует до наст. времени).

http://pravenc.ru/text/155546.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010