Темижбекская. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1913 и 1917. Архитектор:А.П. Косякин Адрес: Россия, Краснодарский край, Кавказский район, станица Тамижбекская Координаты: 45.442411, 40.845521 Изменить описание объекта По идентичному проекту была также выстроена  церковь Рождества Пресвятой Богородицы  в станице Воронежская Усть-Лабинского района Карта и ближайшие объекты В 1913 году в станице Темижбекской началось строительство новой церкви. После начала Первой мировой войны, в 1914 году, строительство прекратилось. В 1915 году строительство возобновилось силами пленных турок. В 1917 году строительство было вновь приостановлено. К этому времени церковь в основном была построена, носила она имя Святого Николая Чудотворца. В послевоенное время в 1947-1948 годах четырёхкупольное основание церкви было разобрано на хозяйственные нужды. Осталась только колокольня высотой 35 метров. В конце 60-х - начале 70-х годов эту колокольню дважды пытались взорвать, но потом военные запретили разрушение колокольни, так как в верхней части башни находилось навигационное устройство для полётов самолётов. Купол с колокольни сбросили, который здесь же и закопали. Если рассмотреть колокольню, то можно отметить элементы древнерусского зодчества: купол на барабане, ярустность, арки. Основное здание (разобранное) было в форме куба – располагалось на широком четырёхгранном основании. Внешние стороны колокольни украшены узорами из кирпичей в форме ромбов и полуколонн. Здание имело центральный вход, который выступал из основной части. Видна высокая степень готовности строительства, видимо, оставалось начать только внутренние отделочные работы. Несколько лет назад проемы под колокольней были заложены кирпичом, на один из них поставлена железная дверь. http://urban3p.ru/object22340 Высокая - 35 метров - кирпичная колокольня возвышается над всей станицей. Стоит она неподалеку от местного кладбища. В начале ХХ века станица процветала: казаки обрабатывали землю, пасли скот, владели десятками маслобоен, мельниц. Тогда-то и решили станичники, что одного храма, построенного в начале XIX века во имя Святого Архистратига Михаила (кстати, первого каменного здания такого рода на всей Кавказской линии), для семи с лишним тысяч человек мало. Зажиточные станичники собрали 120 тысяч рублей, еще 20 тысяч пожертвовала помещица Екатерина Вербицкая. И началось строительство.

http://sobory.ru/article/?object=46928

А.В. Попов Письма святителя Тихона. Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского Источник Введение В Российском государственном историческом архиве (РГИА) в фонде канцелярии Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода (ф. 796) среди многих документов находятся т.н. «секретные» дела (оп. 205). До 1917 года они хранились в Синоде в отдельном шкафу в запечатанных пакетах, на которых было написано: «Вскрывать лишь по особому распоряжению Г. Обер-Прокурора». После Февральской революции эти пакеты вскрыли, сняв покров тайны с секретных дел. Между прочими бумагами обнаружились письма ряда лиц к преосвященному Флавиану (Городецкому). Флавиан, в миру Николай Николаевич Городецкий, из дворян, родился 26 июля 1840 года в Орле. Среднее образование получил в Орловской гимназии, затем поступил на юридический факультет Московского университета. На последнем курсе университета Николай Городецкий оставил учёбу и в апреле 1861 года стал послушником в Николо-Песношском монастыре. В 1866 году Николай был пострижен в монашество с именем Флавиан и рукоположен в иеродиакона, в следующем году иеродиакон Флавиан был хиротонисан в иеромонаха, а в 1885 году состоялось посвящение архимандрита Александро-Невской лавры во епископа Аксайского, викария Донской и Новочеркасской епархии. В 1891 году епископ Флавиан получил самостоятельную Холмско-Варшавскую кафедру. Далее он был последовательно архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии (1898 г.); архиепископом Харьковским и Ахтырским (1901 г.); митрополитом Киевским и Галицким, священноархимандритом Киево-Печерской лавры (1903 г.). Скончался митрополит Флавиан (Городецкий) 4 ноября 1915 года в Киеве. Чуждый по своему происхождению, воспитанию и образованию недостаткам, присущим кастовому духовенству, Флавиан всегда внимательно и уважительно относился к сотрудникам, которые отвечали доброму пастырю любовью и преданностью. Во всех епархиях, где проходил служение владыка, оставались клирики и миряне, нуждавшиеся и надалее в благословении, советах, в общении со своим наставником. И одним из тех людей, в становлении которых преосвященный Флавиан сыграл исключительную роль, был (впоследствии) патриарх Московский и всея России Тихон.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

А.Ю.Михайлов Скачать epub pdf Посвящается 90-летию со дня смерти Ильи Степановича Бердникова Данной статьей мы открываем новый раздел в рубрике «История Казанских духовных школ». Он будет состоять из серии кратких очерков о жизни и творчестве выдающихся ученых Казанской Духовной Академии – богословов, историков церкви, канонистов, филологов и др. Также «героями» рубрики станут иерархи и известные церковно-общественные деятели, чья жизнь так или иначе была связана с высшей духовной школой Казани. Этот номер посвящен Илье Степановичу Бердникову (1839–1915) – известному канонисту, уважаемому в России и за ее пределами, доктору церковного права, консультировавшему Святейший Синод и Академию Наук, автору более 60 научных работ, основателю и наставнику академического научного сообщества канонистов в Казани. В следующих номерах мы надеемся осветить творческий путь канониста и издателя рукописей «Соловецкой библиотеки» А.С. Павлова , византиниста Ф.А. Курганова , историка К.В. Харламповича , церковного реформатора и революционера архимандрита Михаила (Семенова), ректора Казанской Духовной Академии епископа Анастасия (в миру – известного языковеда А.А. Александрова) и активного деятеля Поместного Собора 1917–1918 гг. П.Д. Лапина. Подобное сравнение профессора духовной академии XIX в. с ветхозаветным пророком, высказанное одним из его друзей, вполне уместно, если мы обратимся к жизненному и творческому пути И.С. Бердникова . Действительно, вся его творческая, научно-богословская деятельность сродни «горению» за правду великого Фесвитянина. Известно, что пророк Илия открыто обличал и боролся против язычества в Израильском царстве, призывая народ к покаянию и возврату к вере в Истинного Бога. Сутью творчества профессора И.С. Бердникова , воплотившегося в трудах, преподавательской и общественной деятельности, была критика «языческого» взгляда государства на православную церковь . В огосударствлении церкви в России, как в языческом Риме, он видел корень многих нестроений церкви и потерю ее нравственного авторитета.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832–1989 годах. Часть 9 Архиепископ Иоанн (Братолюбов) Архиепископ Иоанн (в миру Братолюбов Сергей Васильевич) родился 16 июня 1882 года в Казани в семье протоиерея. Учился в Казанском духовном училище, затем в семинарии, в 1906 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 21 декабря 1906 года определен на должность помощника инспектора в Симбирскую духовную семинарию. 15 апреля 1907 года пострижен в монашество в Жадовской пустыни Симбирской епархии с наречением имени Иоанна в честь преподобного Иоанна Лествичника. 18 апреля 1907 года рукоположен в сан иеродиакона Симбирским архиепископом Иаковом (Пятницким). На следующий день его уже рукоположили в сан иеромонаха. 24 августа 1907 года иеромонах Иоанн был назначен на должность помощника смотрителя в Усть-Сысольское духовное училище Вологодской епархии. В 1908–1912 годах занимал должности в духовных учебных заведениях Пермской и Олонецкой епархий. 8 сентября 1912 года назначен на должность заведующего Могилевскими пастырскими курсами и возведен в сан архимандрита. С 12 августа 1914 года – смотритель Каргопольского духовного училища. 28 октября 1915 года уволен от духовно-учебной службы и перемещен на службу по ведомству протопресвитера военного и морского духовенства. С 28 декабря 1916 года – помощник начальника Житомирского училища пастырства. С 3 сентября 1917 года – исполнял должность настоятеля в тюменском монастыре Тобольской епархии. С 1920 года по май 1921 года исполнял пастырские обязанности в селе Пятницком и Усть-Тунгузка Енисейской епархии. С июня 1921 года – настоятель тобольского Знаменского второклассного монастыря . 22 января 1922 года Святейшим Патриархом Тихоном архимандрит Иоанн (Братолюбов) определен на кафедру епископа Березовского, викария Тобольской епархии. Поскольку не было возможности выехать для хиротонии в Москву, он оставался еще в течение года в Сибири. С 1 июня 1922 года по резолюции Тобольского архиепископа Николая исполнял обязанности настоятеля Обдорских церквей и управлял храмами Березовского викариатства в сане архимандрита с правом служения на орлецах и с дикирием и трикирием. 19 мая 1923 года епископ Керженский Павел определил его исполнять пастырские обязанности в Керженском единоверческом женском монастыре.

http://pravoslavie.ru/31380.html

Будучи уроженцем г. Тулы, будущий жировичский настоятель в шестнадцатилетнем возрасте поступил послушником в Свято-Макариевскую пустынь Тульской епархии, где по прошествии двух лет принял иноческий постриг. В 1911 г. он был переведен в Успенскую Почаевскую лавру, пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона. В 1912 г. состоялась иерейская хиротония Тихона (Шарапова), после которой он получил назначение на должность помощника редактора журнала «Русский инок», а через два года возглавил редакцию журнала. Начало Первой мировой войны коренным образом изменило жизнь почаевского насельника. Распоряжением епископа Кременецкого Дионисия (Валединского) (1876–1960), викария Волынской епархии, в августе 1914 г. иеромонах Тихон был командирован в Галицию для участия в деле воссоединения униатов. В сентябре того же года священнослужитель был зачислен в санитарный отряд Государственной думы, а в апреле 1915 г. его прикомандировали к 177-му Изборскому пехотному полку. Не ограничиваясь исполнением обычных священнических обязанностей, он организовал полковое православное братство Христа Спасителя. В 1916 г. священнослужитель был награжден орденом св. Владимира с мечами, орденом св. Анны с мечами и золотым наперсным крестом, а в декабре 1917 г. удостоился благословения Всероссийского Поместного Собора и Патриаршей грамоты. После заключения Брестского мирного договора и выхода России из войны архиепископ Волынский и Житомирский Евлогий (Георгиевский) (1868–1946) направил иеромонаха Тихона на служение в подворье Почаевской лавры в г. Здолбунове (ныне райцентр Ровенской области, Украина). В кратчайшие сроки священнослужитель организовал на базе подворья Здолбуновское православное братство в честь Пресвятой Богородицы, за что был награжден Патриаршей грамотой. К 1919 г. братство стало центром антиуниатской миссии в регионе, успешность которой во многом была обусловлена изданием редактируемого иеромонахом Тихоном миссионерско-апологетического журнала «Православие» . В том же году деятельность братства обратила на себя внимание руководства Украинской Народной Республики, по распоряжению которого иеромонах Тихон (Шарапов) был заключен под стражу и сослан в греко-католический базилианский монастырь в местечке Бучача Тернопольского округа. На протяжении нескольких месяцев он разделял свое заключение с пребывавшими под арестом в этой же обители митрополитом Киевским Антонием (Храповицким) (1863–1936), архиепископом Волынским Евлогием (Георгиевским) (1868–1946), епископом Чигиринским Никодимом (Кротковым) (1868–1938) и архимандритом Виталием (Максименко) (1873–1960) . Поражение петлюровских войск в ходе боевых действий гражданской войны позволило бучачским узникам получить свободу и вернуться к церковному служению. По возвращении в Здолбунов иеромонах Тихон продолжил свою активную миссионерскую деятельность.

http://bogoslov.ru/article/6192400

Г. Э. Щеглов Глава 4. Великий перелом (1914–1924) 4.1. Война. Утраты 20 июля 1914 года Россия вступила в войну с Германией, оказавшись вовлеченной в крупномасштабный международный военный конфликт. 26 июля был объявлен манифест о войне с Австро-Венгрией, а 20 октября 1914 года началась война с Турцией. Через год, 5 октября 1915 года, Россия со скорбным чувством вынуждена была вступить в войну с единоверной Болгарией, еще не так давно освобожденной «от турецкого рабства братской любовью и кровью русского народа» 528 . 18 августа 1914 года высочайшим повелением город Санкт-Петербург был переименован в Петроград. Ввиду этого Святейший Синод 19 августа определил в титулах учреждений и лиц духовного ведомства, в которых встречалось слово «с.-петербургский», заменить словом «петроградский». Соответствующее постановление относительно всех правительственных, сословных и общественных учреждений 23 августа было сделано и Советом министров 529 . С первых же дней войны Святейший Синод направил свою деятельность на организацию церковной жизни в условиях военного времени. Нужно отметить, что в годы Первой мировой войны Русская Православная Церковь выступила не только как институт духовный, но проявила себя и в особой патриотической деятельности церковных учреждений и организаций, принявшей небывалую в истории Русской Церкви широту и разнообразие. При объявлении войн 1853–1855 и 1877–1878 годов действия Святейшего Синода исчерпывались предписанием обнародования высочайшего манифеста в церквях за богослужением и призывом возносить моления Господу о победе над врагом. Затем следовало собственное пожертвование (в 100 000 рублей) и разновременные призывы и постановления о церковных пожертвованиях и другой помощи на нужды военного времени. Во время русско-японской войны 1904–1905 годов кроме вышеуказанного Святейшим Синодом был устроен на театре военных действий госпиталь на 100 кроватей. Но патриотическая деятельность Святейшего Синода в годы Первой мировой войны совершенно вышла за рамки обычных его действий. С первых же дней войны Синод стал вырабатывать целую программу мер, обращенных на нужды Отечества, активно координируя и направляя деятельность церковных организаций 530 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Говоря о принципиальной оппозиции Синода к Обер-Прокуратуре, не могу не вспомнить еще об одной жертве этой оппозиции, о монахине Марии Гунаронуло, жившей в подмосковной обители графов Орловых-Давыдовых “Отрада и Утешение”. Я давно знал матушку Марию: в бытность свою Земским Начальником в Полтавской губернии, вел с ней оживленную переписку. В то время Матушка Мария, тогда Мария Михайловна, жила в Киеве и только собиралась принимать иноческий постриг. Я часто встречал ее у о. протоиерея Александра Корсаковского, ее духовника, настоятеля Киево-Георгиевской церкви, в приходе которой она жила. Вышедший из светской среды, бывший статский советник, о. Александр Корсаковский опытно пережил душевные движения тонко одаренной натуры, и настроение Марии Михайловны, страдавшей и тосковавшей в миру, было ему понятно. Я видел в лице Марии Михайловны воплощение пламенной веры и горячей любви к Богу и наряду с этим те именно качества, какие отличают только подлинных христиан. У нее не было половинчатости, не было никаких компромиссов с совестью: она до того боялась возможности таких компромиссов, что чуть ли не по каждому, самому маленькому вопросу повседневной жизни обращалась за советом к своему духовнику. Ее безмерная, рвавшаяся наружу любовь к ближнему, искавшая случаев проявить себя, ее безграничная снисходительность к человеческим немощам не создавали, однако, никаких компромиссов с совестью, не рождали двойственности, ни всего того, что обычно прикрывается благочестием, а в действительности выражает только равнодушие к христианскому долгу. Маленькая, тщедушная, почти уже старушка, Мария Михайловна горела как свеча пред Богом: все, кто ее знал, знали и то, что она родилась точно для того, чтобы согревать других своей любовью… Так люди, все отдающие другим и ничем не пользующиеся со стороны других, всегда одиноки, и никто никогда не спросит у них – может быть и им что-нибудь нужно, может быть и они нуждаются в поддержке и в том, чтобы получить ответную ласку. К ним шли, когда было нужно; но не замечали, когда нужда в них проходила… Ее беседы и письма возгревали религиозное настроение, были умны и носили тот изящный отпечаток, который свойственен только глубоко культурному человеку, проникнутому подлинной религиозностью. К сожалению, моя огромнейшая переписка с этой замечательной женщиной погибла, вместе со всем прочим моим имуществом, во время революции, тогда как могла бы составить несколько томов самого назидательного чтения.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Дудино. Церковь Вознесения Господня. Карта и ближайшие объекты Православная церковь Вознесения Господня в селе Дудино, расположенном на территории государственного национального комплекса Завидово Калининского района Тверской области - один из лучших памятников сельской культовой архитектуры позднего классицизма в Тверской области, отличается монументальностью форм, гармоничностью и уравновешенностью объемной композиции. Исследованы документы по этой церкви: 1. Опись Вознесенской церкви и ее имущества в селе Дудино Тверского уезда тверской Епархии» за 1848 год. 2. Метрические книги церкви Дудина монастыря и села Дудино Тверского уезда Тверской губернии за период с 1717 по 1917 годы. 3. Дела о дозволении прихожанам Николаевской церкви села Дудино Тверского уезда построить на месте деревянной новую каменную церковь за 1808 и 1828 годы. 4. Клировая ведомость о Вознесенской церкви села Дудино Тверского уезда за 1910 год . 5. Посажные списки священно-церковно-служителей с их семействами и церковных старост и сведениям о вдовах и сиротах, подведомственных церкви за 1910 год. 6. Материалы для истории упраздненных монастырей Тверской иерархии, 1903 г. 7. Документы по церквямй Тверской епархии на 1915 год. 8. Геометрический специальный план дачи под названием Дудин монастырь Никулинского стана Тверского уезда от 23 июня 1814 г. 9. Геометрический специальный план дачи под названием Дудин монастырь Тверского уезда от 30 сентября 1821 г. 10. Чертеж дачи под названием Дудин монастырь Тверского и Старицкого уездов Тверской губернии от 01 июня 1912 г. 11. Писцовые книги XVI века. Интернет-сайт Православного Прихода Вознесенской церкви д.Дудино Калининского района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Александр РЕПМАН. Дудино. Точка отсчета. http://www.tverlife.ru/news/55940.html Вот какие сведения по храму Вознесения Господня в селе Дудино каждый из нас мог прочитать на ресурсах интернета: Село Дудино расположено в живописнейшем месте Калининского района Тверской области на правом берегу реки Шоши, в 54 км от областного центра, расположено село Дудино. Это небольшое село историей своей уходит в глубь веков. Существует версия, объясняющая название села - Дудино. Князь Михаил Ярославович Тверской во время нашествия Дюденя в конце XIII века решил один из всех князей защищаться в Твери. Дюдень же, минуя Тверь, отправился в Новгород. Прямой путь из Москвы на Новгород мог проходить через старинное село, в котором уже тогда был монастырь. Преодолев болота, Дюдень со своим войском мог отдыхать близ монастыря, не разрушив его (татары довольно лояльно относились к другим религиям), или оставить своих раненых воинов, которых выходили здешние монахи... Имя Дюдень навсегда осталось в названии образовавшегося затем селения.

http://sobory.ru/article/?object=20819

Закрыть itemscope itemtype="" > Женский подвиг в истории России 03.04.2017 632 Время на чтение 7 минут После событий октября 1917 года все силы новой власти были направлены на разрушение Русской Православной Церкви, традиционной российской семьи, изменение представления о роли женщины в обществе и государстве. Святейший Патриарх Кирилл на XX Всемирном Русском Народном Соборе (ноябрь 2016 г.) произошедшие в XX веке события назвал трагедией для нашего народа. Нападки и репрессии, которым подверглись верующие в тех странах, где к власти пришли атеистические режимы, разрушения храмов, глумления над святыми, убийства множества верующих и заключение их на длительные сроки в тюрьмы - всё это свидетельствует о произошедшей трагедии. При изучении истории закрытия монастырей и приходов православные учёные Елена Белякова, Елена Еремченко, Надежда Белякова на основании архивных документов выяснили, что женщины выступали основной силой, противостоящей закрытию храмов и монастырей. Женское противодействие атеизму и террору советской власти - это та страница истории, которая только начинает открываться. Как и в периоды гонений, хорошо известных из истории христианства, женщины старались поддерживать арестованных, гонимых, нуждающихся. Поиск новых форм благотворительности, начатый на рубеже веков, стал особенно актуален в условиях войн и революций. Ещё в 1915 году в Москве под председательством Елизаветы Фёдоровны Романовой прошло совещание настоятельниц женских монастырей для решения вопроса о расширении помощи жертвам войны. В 1918 году в Москве был создан кружок православных женщин, считавших, что необходимо объединить разрозненную работу женщин на приходах: «Часто в одном приходе не знают, что делается в соседнем, повторяют ошибки, сделанные другими, не пользуются добытым опытом». В заявлении, подписанным 17 женщинами и представленном в Совет объединенных приходов Москвы, женщины предлагали одобрить создание Союза православных женщин и оповестить через настоятелей церквей и приходские советы о возникающем Союзе. На 24 июня было назначено первое общее собрание православных женщин для выборов правления Союза. Совет объединенных приходов Москвы поддержал эту идею. Открытие Союза состоялось в Соборной палате Епархиального дома. Заседание было открыто Александром Дмитриевичем Самариным, председателем Совета объединенных приходов, затем выступил член Собора П.И.Астров.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Эстетика веры Продюсер Эдуард Бояков о важности диалога Церкви и художников 01.03.2018 1287 Время на чтение 3 минуты История искусства неотделима от истории религии. Церковь была для художника первым заказчиком, продюсером, музеем и галереей. Здесь он получал сверхзадачу, очищался от пошлости. Здесь он вымаливал у Бога образ, на который потом молился зритель. Если говорить языком (простите мне эту игру) contemporary art, храм — идеальный арт-объект, настоящая «тотальная инсталляция». Слово, звук, образ, свет и движение вокруг Святых Даров создают сакральное пространство, где счастливы и «исполнитель», и «зритель». Православная традиция подарила нам Образ Божий — одновременно человеческий, фигуративный и абстрактный. Этот Образ, а не революционные декреты — источник русского космизма, сочетания классики и авангарда. Троица Неслиянная и Нераздельная, а не теория относительности или геометрия Лобачевского — изначальный кладезь нетривиальных решений. Сегодняшние «симулякры» не обладают и сотой долей смысловой сложности религиозного «мультимедиа». Россия — единственная страна мира, сохранившая на огромной территории религиозный канон. Именно Православие на протяжении веков было гарантом единства русского языка и крепкого государства. В начале ХХ века русские художники заново открыли средневековые храмы Новгорода и Пскова, рассмотрели и оценили икону. И пока европейское ар-нуво увлекалось язычеством и орнаментализмом, они творили православное искусство. Целая плеяда — Щусев, Билибин, Васнецов, Врубель, Нестеров, Рерих — вошла в «Общество возрождения художественной Руси». Всего за два года (1915–1917) Общество разработало и начало реализовывать потрясающую программу. Грянула революция, и православная традиция «свернулась» к простому выживанию. Я считаю одним из самых драматичных последствий революции разрыв художника и Церкви. Думаю, это чувствовали даже те, кто принял новую власть. Например, писатель Андрей Платонов. Или архитектор Алексей Щусев, построивший не только Марфо-Мариинскую обитель, но и Мавзолей Ленина . Эти художники пропускали через себя трагедию этого разрыва.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/03/01/es...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010