Канонизация К. подтверждена внесением его имени в Собор Новгородских святых, празднование которому было возобновлено по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) в 1981 г. (Собор известен с 1831). В наст. время реставрируется бывш. монастырская Никольская ц. (богослужение в ней совершается с 2001), для местного ряда иконостаса написаны икона «Прп. Киприан Стороженский и свт. Николай Угодник» и житийный образ прп. Кассиана. 21 авг. 2012 г. в дер. Сторожно Волховского р-на Ленинградской обл. был освящен храм в честь К. на предполагаемом месте его погребения. 12 июня 2010 г. в дер. Надкопанье Волховского р-на Ленинградской обл. перед ц. Рождества Христова был установлен памятник К., камень для подножия памятника был привезен из дер. Сторожно. Арх.: РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 8601. Л. 647 об. (Переписная книга 1710 г.); ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 42/481. Л. 138-138 об. (Статистические сведения о монахах, священно- и церковнослужителях и монастырских служителях Новгородской епархии за 1741 г.). Ист.: ДАИ. Т. 1. С. 211-212. 132 (жалованные царские грамоты 1587 и 1598 гг. строителю Киприану); Мордвинов Я. Я. Записки капитана: Журнал о походах в Соловки и на Валаам острова. СПб., 1888. С. 51, 114-115; Прил. С. II, VI-XXVII (описи строений и имущества монастыря в 1739 и 1769 гг.). Лит.: ИРИ. Ч. 6. С. 330-331; СИСПРЦ. 1836. С. 151; 18622. С. 132; Андреев А. П. Ладожское озеро. СПб., 1875. Ч. 1. С. 197-200; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 289-290; Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1884. Вып. 9. С. 296; Строев. Списки иерархов. Стб. 1005; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 98-99; Зверинский. Т. 2. С. 238-239. 1009; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 341-342; Никодим (Кононов), архим. Олонецкий патерик. Петрозаводск, 1910. С. 35; Репников Н. Упраздненный Николо-Сторожевский мон-рь//ИИАК. 1914. Вып. 52. С. 173-179; Криничная Н. А. Предания Рус. Севера. СПб., 1991. С. 148-149; Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и лит-ра. М., 2002. Т. 2. С. 392; Кожевникова Ю. Н. Мон-ри и монашество Олонецкой епархии во 2-й пол. XVIII - нач. XX в. Петрозаводск, 2009.

http://pravenc.ru/text/1684698.html

На паперти перед главным входом устроено шатровое покрытие в общем церковном стиле — с золотой главкой и крестом. На фасаде мозаичное изображение «Благословляющий Спаситель на троне» — копия мозаики из храма Святого Аполлинария в итальянском городе Равенна. Византийский стиль особенно ощущается во внутреннем убранстве и росписи храма. Над иконами и фресками работали многие художники: Бейдеманн, братья Сорокины, Бронников, Седов, Шереметев и другие. Полотно «Проповедь Иисуса Христа на озере Тивериадском» и картину «Хождение по водам» написал художник Боголюбов». Храм приобретает статус собора в 1922 году, когда архиепископ Евлогий устраивает здесь центр епархии русских эмигрантских приходов. С 1921 года и до своей кончины в Париже в 1943 году деятельное участие в судьбе собора принимает В.Н. Коковцов – премьер-министр России в 1911-1914 гг. В 1938 году трудами Союза Ревнителей Памяти Императора Николая II в храме воздвигнут Крест-Памятник " Императору Великому Мученику, Его Царственной Семье, Его верным слугам, с Ним мученический венец принявшим, и всем Россиянам, богоборческой властью умученным и убиенным " . С 1981 года здание храма считается историческим памятником Франции и охраняется государством. С парижским Александро-Невским собором пересеклись судьбы многих известных людей. В 1867 году здесь молились император Александр II, императрица Мария и их сын (будущий император Александр III) в связи с избавлением от покушения на их жизнь в Булонском лесу поляка Березовского. В 1896 году на службе присутствовал император Николай II с императрицей Александрой. В храме отпевали Тургенева (в 1883), Шаляпина (в 1938), Сомова (в 1939), Кандинского (в 1944), Бунина (в 1953), Тарковского (в 1986), Окуджаву (в 1997). Из более светлых событий можно отметить венчание Пабло Пикассо с русской танцовщицей Ольгой Хохловой в 1918 году.  Литература: Православная Энциклопедия. Т.1, стр. 548-550. В.Черкасов-Георгиевский: Книга “Русский храм на чужбине”. Глава 6. Парижские пенаты Дипломатические отношения между Россией и Францией установились в начале XVII века, но они не были регулярными и постоянными — русские послы приезжали в Париж на ограниченный срок и потому нужды в православном храме не имели. Первый русский резидент при королевском дворе — бар. Шлейниц, присланный Петром I, был лютеранином. При кн. А. К. Куракине, в 1725–1727, священник в российском посольстве был, но церкви не существовало.

http://sobory.ru/article/?object=13961

На территории обители по проекту академика архитектуры А.В. Щусева в старинном псковском стиле был сооружен в 1908–1909 гг. храм Покрова Божией Матери (под крышу – всего за 5 недель), который в дальнейшем, до 1912 года, расписывался, в основном, М.В. Нестеровым. Хорошо сохранились (была реставрация) – известная картина «Русь, просветленная христианством» (на которой перед Христом припадающей в белом длинном платье изображена, по словам Л.Б. Максимовой – вел. кн. Елизавета Федоровна), «Христос в доме Марфы и Марии», «Благовещение» на столбах по обе стороны иконостаса и др. Резьба по камню выполнялась Тамонькиным Н. Як., тогда еще студентом Строгановского училища. Храм освящен 8 апреля 1912 года. В 1914 году был сооружен подземный храм – усыпальница, с приделом преп. Серафима. Здесь вел. княгиней было выбрано место для своего погребения, но Бог судил ей иное. Этот подземный храм она поручила расписывать Павлу Корину. По словам Н.И. Якушевой, 243 храм закрыт не ранее 1927 года и в нем позднее разместились художественно–реставрационные мастерские имени академика Н.Э. Грабаря. Больничная же церковь во имя праведных Марфы и Марии, освященная еп. Трифоном 9–го сент. 1909 г., сооружена между больничным корпусом (лазаретом) и домом настоятельницы вел. кн. Елизаветы Федоровны. Возвышавшаяся несколько над лазаретом, церковь имела свой отдельный крытый выход на двор, и, кроме того, переходом соединялась с домом вел. княгини, а своим притвором – с палатами для тяжело больных. Закрыта в феврале 1927 г. (или 1926 г.?) одновременно или почти одновременно с основным храмом. В настоящее время там медицинское учреждение (поликлиника). От убранства храма ничего не осталось. 244 Для духовного окормления насельников обители и приюта Елизавета Федоровна пригласила замечательного священника из Орла о. Митрофана Серебрянского, человека лет сорока. По мере роста обители назрела нужда во втором священнике, и Елизавета Федоровна обратилась к ректору Московской Духовной Академии прислать тихого, скромного и грамотного выпускника в священном сане. Выбор пал на о. Вениамина Воронцова, выпускника (LXXI–ro курса) Академии 1916 года 245 , может быть, потому, что он был удостоен премии за лучшее произнесение проповедей (1917).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

По окончании осады И. с благословения патриарха сщмч. Ермогена ушел на покой в Боровский мон-рь, к-рый вскоре был окружен польско-литов. отрядами. И. убедил братию «сесть в осаду и дать отпор врагу». Однако 5 июля 1610 г. вторые воеводы Я. М. Змеев и А. Челищев, сговорившиеся с интервентами, открыли ворота мон-ря и захватчики ворвались в обитель. Главный воевода рус. отряда кн. М. К. Волконский сопротивлялся до конца и умер от ран. По сведениям из «Нового летописца», в мон-ре погибло 12 тыс. чел., в т. ч. И. Убиенных иноков и мирян погребли в 2 братских могилах. Впосл., по свидетельству очевидцев, когда на могилах служились панихиды, «ис тех ям кровь выступаше наверх». В 1792 г. Московский митр. Платон (Левшин) поставил в Троице-Сергиевой лавре обелиск «в прославление сей обители и в вечную память великих мужей св. Сергия - архимандритов Иоасафа и Дионисия и келаря Авраамия». В XIX в. в Троице-Сергиевой лавре ежегодно 11 мая служили панихиду по братии обители, в т. ч. по И. ( Смирнов С. К. Церк.-ист. месяцеслов Св.-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1850. С. 38). Канонизация святого совершилась в 1981 г., когда имя И. было включено в Собор Радонежских святых. Ист.: ДРВ. М., 1789. Ч. 11. С. 419-422; АИ. Т. 2. С. 41. 7; С. 250-251. 213; Акты времени правления царя Василия Шуйского (1606 г. 19 мая - 17 июля 1610 г.)/Собр.: А. М. Гневушев. М., 1914. С. 10. 7; С. 15. 12; С. 17-18. 13; Сказание Авраамия Палицына/Подгот. текста и коммент.: О. А. Державина, Е. В. Колосова. М.; Л., 1955; Посольская книга по связям России с Грецией (правосл. иерархами и мон-рями): 1588-1594 гг. М., 1988. С. 101-102; Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 359; Житие и чудеса прп. Сергия, игумена Радонежского, записанные Епифанием Премудрым, иером. Пахомием Логофетом и старцем Симоном (Азарьиным): В пер. на рус. яз. М., 1997. С. 138-140; Хроники Смутного времени. М., 1998. С. 448-449. (История России и Дома Романовых в мемуарах современников); ПСРЛ. Т. 14. С. 44, 98-99; Мархоцкий Н. История Московской войны/Подгот.: Е. Куксина. М., 2000. С. 47, 59, 161.

http://pravenc.ru/text/578048.html

После школы он занимался огородничеством (вместе с Николаем) около дома, или в «колхозе N 1», организованном в начале 20–х годов Ю. Олсуфьевым в районе боен, по словам Е.П. Егоровой–Васильчиковой, зимой же – заготовкой дров для дома. Кроме того, он решил заняться пошивом обуви – ходил учиться к какому–то мастеру на Кокуевскую улицу. По воскресным и праздничным дням в красюковском храме пономарил или пел на клиросе. После смерти старца осенью 1928 года Серафим стал часто бывать в Даниловом монастыре, прислуживал у одного из архиереев, живущих там (Парфения), но послушником не был. И вот, в волну повальных арестов духовенства, прошедшую в ночь на 29 октября 1929 года, он был арестован вместе с многими другими монахами, т.к. остался ночевать у упомянутого архиерея. «А ты чего тут околачиваешься? – был окрик одного из чекистов. – Бери вещи и неси за ним (архиереем)... Садись и ты (в машину)». «Я прямо опешил,» – делился он потом со своими родными. В эту же ночь, в другом месте, был арестован его будущий тесть о. Вениамин Воронцов – один из священников моск. церкви Святителя Николая в Пыжах на Ордынке. Но тут сделаем необходимое отступление. В Москве на Б. Ордынке, ныне причисленная к лику святых преподобномучениц вел. княгиня Елизавета Федоровна (вдова злодейски убитого И. Каляевым в 1905 г. вел. кн. Сергея Александровича) в 1909 году, 10/23 февраля, открыла Марфо–Мариинскую обитель 241 сестер милосердия – с целью активного служения обездоленным, в первую очередь – детям 242 . 10 апреля 1910 года Елизавета Федоровна московским митрополитом Владимиром (Богоявленским , злодейски убитым 25 янв. 1918 г. и ныне причисленным к священно–мученикам) была возведена в сан настоятельницы, а накануне по специально составленному и утвержденному Синодом чину насельницы обители, прошедшие предварительно испытание, были посвящены в крестовые сестры. Они давали обет безбрачия и отречения от мира. Вновь поступавшие после испытательного срока проходили то же посвящение. Труд их был безмездным, доходы и пожертвования поступали в обительскую кассу. По сути, это был общежительный монастырь со своим уставом, утвержденным Синодом 29 апреля 1914 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

У отца Сергия и Лидии Дмитриевны родилось семь человек детей: Анатолий (впоследствии протоиерей; 1914–1981), Владимир (1916–1918), Виктор (1919–1943; погиб на фронте), Вера, ныне здравствующая (род. в 1922 г.), Сергий (1925–1943; погиб на фронте), София, ныне здравствующая (род. в 1927 г.) и Владимир, ныне протоиерей (род. в 1931 г.). В соборе слободы Кукарки В соборе слободы Кукарки Собор в Кукарке, где служил о. Сергий                 В 1915 году, по окончании Духовной Академии, отец Сергий служил в Киеве псаломщиком, а затем был послан в Вятскую епархию, где 26 октября (ст. ст.) того же года был рукоположен епископом Вятским Никандром во священника к Спасской церкви Слободы Кукарка. В 1916 году он стал протоиереем и был переведен настоятелем в Троицкий собор Слободы Кукарка (ныне город Советск, Кировской области) и назначен благочинным первого округа Яранского уезда Вятской епархии, законоучителем девятиклассной женской гимназии, двух мужских средних училищ и председателем педагогического совета гимназии. Отцу Сергию в это время было всего двадцать шесть лет.      Протоиерей Анатолий, сын отца Сергия, в своих воспоминаниях так потом писал о том времени и об отце: «Протоиерей Сергий прекрасно возглавлял и соборный притч, и собор батюшек всего города и округа, когда тот собирался в большие праздники. Отец был знатоком архиерейского служения и всякого другого — и будничного, и праздничного. Он устроил такое благолепие в службе, что всем это тогда понравилось. Наиболее покоряюща была сила его проповеди, природное дарование, отшлифованное высшим образованием. “Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя…”, “И никтоже сам себе приемлет честь, но званный от Бога, якоже и Аарон” ( Евр.5.4).    Эти божественные слова на отце Сергии осуществились». Но недолго протоиерей Сергий служил в Вятской епархии — в 1923 году он переехал в город Касимов Рязанской епархии, где был назначен настоятелем Троицкого храма. Главная Соборная улица и Вознесенский собор г. Касимова.

http://pravoslavie.ru/62398.html

La Liturgie, communication de l " Evangile//Communion et communication. Geneve, 1978. P. 75–80. Confession de foi trinitaire et consecrations baptismales et eucharistiques dans les premiers siecles//La Liturgie, expression de la foi. Rome, 1979. P. 57–68. Comment le Christ et le Saint Esprit se situent-ils l " un par rapport a l " autre dans la Liturgie?//Le Christ dans la Liturgie. Rome, 1981. P. 27–36. La Liturgie et la vie de tous les jours//Liturgie, spiritualite, culture. Rome, 1983. P. 42–52. Liturgie et eschatologie//Eschatologie et Liturgie. Rome, 1985. P. 35–46. Le Mystere pascal du Bapteme//Bapteme, Sacrement d " unite. Paris, 1971. P. 87–144. ТРОИЧНОЕ БОГОСЛОВИЕ СВЯТЫХ ОТЦОВ И ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ А. Святоотеческие тексты Saint Irenee de Lyon. Contre les Heresies, trad. fr. Paris, 1984. Demonstration de la predication apostolique (Sources chretiennes, 62). (Ср. книги J. Danielou о II веке.) Origene. Traite sur la Priere, trad. fr. Paris, 1977. Saint Basile de Cesaree. Sur le Saint Esprit, Sources chretiennes, 17 bis. Saint Gregoire de Nazianze. Sermons, trad. fr. Paris, 1962. Discours theologiques, Sources chretiennes, 250. Saint Jean Chrysostome. Sur Íincomprehensibilite de Dieu, Sources chretiennes, 28. Saint Hilaire de Poitiers. La Trinite, trad. fr. Paris, 1981. Saint Augustin. De Trinitate, Bibliotheque augustinienne. Paris, vol. 15 et 16. Saint Jean Damascene. Exposition de la foi orthodoxe. Paris, 1966 . В. Современные исследования Andia Y. de. «Homo vivens», incorruptibilite et divinisation de l " homme selon Irenee de Lyon. Paris, 1986. 395 p. Spassky A. Les controverses trinitaires aux quatre premiers siecles. Moscou, 1914 (по-русски). Bolotov B. Cours sur l " histoire de ÍEglise ancienne, vol. IV, Le developpement doctrinal de Niciee I a Nicee II. Petrograd, 1918 (reimpression, Gregg Press, 1970) (по-русски). De Regnon Theodore. Etudes de Theologie positive sur la Sainte Trinite, 4 vol. Paris, 1892 a 1898. Lebreton Jules. Histoire du dogme de la Sainte Trinite, vol. II. Paris, 1928.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

С учетом библейских указаний, что К.-В. находился около юж. границы Ханаана (Числ 34. 4), на границе Иудеи (Нав 15. 3; ср.: Иез 47. 19; 48. 28, где он упоминается в описании идеализированной эсхатологической земли), исследователи полагали, что объект мог быть где-то на востоке, на полпути от Мёртвого м. до дельты Нила (т. е. Вади-эль-Ариш) ( Rainey, Notley. 2006. P. 121). В этом районе, примерно в 19 км к юго-востоку от совр. сел. Эль-Кусейма, Х. Трамбулл в нач. 80-х гг. XIX в. обнаружил источник Кадейс. В качестве аргументов в пользу идентификации этого места с библейским К.-В. он указывал на сходство звучания араб. названия источника Кадейс с библейским наименованием и на то, что вокруг источника находится пышный оазис, соответствующий, по его мнению, библейскому описанию ( Trumbull. 1884; Cohen. Did I Excavate. 1981). В наст. время здесь лишь небольшой пруд, окруженный пустынной землей, поэтому считается, что Трамбулл слишком романтизировал это место в своем описании. В 1905 г. Н. Шмидт ( Schmidt. 1910) предложил для идентификации с К.-В. другое место, к северо-западу от источника Кадейс,- водный источник Эль-Кудейрат и ближайший к нему телль (Телль-эль-Кудейрат) ( Rainey, Notley. 2006. P. 121; Manor. 1992). В 1914 г. археологическую разведку местности произвели Ч. Л. Вулли и Т. Э. Лоренс, к-рые исходили из того, что многочисленный народ Израиля во время пребывания в К.-В. занимал обширный район с пастбищами для скота. Таким, по их мнению, мог быть только район близ совр. Эль-Кусейма с неск. источниками: Эль-Кудейрат, Кадейс и небольшими Эль-Кусейма и Эль-Мувейла ( Tabachnick. 1997). Местоположение библейского К.-В. исследователи также связали с источником Эль-Кудейрат - крупнейшим не только из вышеуказанных, но и вообще на Синае (в наст. время из него получают 40 куб. м воды в час) ( Manor. 1992; Rainey, Notley. 2006). Оазис вокруг источника, по убеждению Вулли и Лоренса, был достаточно богат растительностью, чтобы обеспечить пропитанием людей и скот на очень долгое время ( Tabachnik. 1997). Решающую роль в этой идентификации сыграло обнаружение рядом с источником телля с остатками крепости (К.-В. в поздние времена израильской истории был хорошо укрепленным городом), под к-рой, как считали исследователи, могли быть остатки построек времени Моисея. С тех пор идентификация Телль-эль-Кудейрат с библейским К.-В. стала общепринятой ( Manor. 1992; Rainey, Notley. 2006).

http://pravenc.ru/text/1319770.html

Спорным остается вопрос о том, упомянут ли П. в глоссе к Decretum Gratiani. C. 20 q. 1 c. 10 под сиглой Hu. Io. (так обозначались комментарии, сделанные декретистами Гугуччо Пизанским и Иоанном Тевтоном ), на к-рую обратили внимание М. Сарти и М. Фатторини (...a suo auctore scilicet discipulo Gratiani, qui Paucapalea vocabatur secundum Hu. Io.- Sarti M., Fattorini M. De claris archigymnasii Bononiensis professoribus, a saec. 11 ad saec. 14. Bononiae, 1769. Vol. 1. Pars 1. P. 281). Несмотря на то что ни Гугуччо в своей «Summa» (1188), ни Иоанн Тевтон в составленном им аппарате глосс к Декрету Грациана (1216/17) не упоминают о П., с 20-х гг. XIX в. достоверность этой глоссы и авторство П. не ставились под сомнение ( Bickell, Hupfeldus. 1827. P. 2-4). То, что П. является автором суммы «Quoniam in omnibus rebus», впервые предположил нем. исследователь канонического права Ф. Маассен (1823-1900). Он опознал сочинение по фрагменту, известному под заголовком «Glose Gratiani super Canon(um)», и по штутгартским «Excerpta ex Summae Pauce Paleae» ( Maassen. 1859. S. 51-70). Историк права И. Ф. фон Шульте (1827-1914) датировал деятельность П. 1144-1150 гг., он назвал его автором неск. глав Декрета и ряда глосс и, следуя традиции XII в., указал, что П. принадлежало деление 1-й и 3-й частей Декрета Грациана на разделы ( Schulte. 1875. S. 108-114). Время создания суммы «Quoniam in omnibus rebus» исследователи указывают по-разному: 1140-1148 гг. ( Kuttner. 1937. S. 125-127), ок. 1150 г. ( Weigand. 1981), 1150-1155 гг. ( Viejo-Xim é nez. 2011. P. 74). Это произведение является не аналитическим комментарием, а компиляцией. П. цитирует фрагменты Декрета Грациана и дополняет их ссылками на Свящ. Писание, нормами рим. и канонического права, фрагментами из творений отцов Церкви, сочинений декретистов, глоссами. На основании того, что в произведении используются разговорные выражения, Шульте предположил, что оно предназначалось для преподавания (Die Summa. 1890. S. XXII). Сумма «Quoniam in omnibus rebus» посвящена процессуальным вопросам (ordo iudiciarius): в прологе П. возводит судебную процедуру к ВЗ (Быт 3. 8-14) (Ibid. S. 1), и даже позднее его объяснение оставалось крайне популярным среди канонистов ( Pennington. 1993. P. 142-143; Idem. 1998. P. 18-20).

http://pravenc.ru/text/2579792.html

Великая княгиня принимала участие в возведении многих храмов и часовен, щедро дарила церковную утварь. Часть своего состояния она отдала казне, часть — родственникам, а остальное решила употребить на постройку обители милосердия. В 1907 году на улице Большая Ордынка она приобрела усадьбу для устройства Марфо-Мариинской обители сестер милосердия. В апреле 1910 года ее посвятили в крестовые сестры обители, после она стала настоятельницей обители. Вместе с сестрами помогали сиротам, неизлечимо больным, беднякам. С начала Первой мировой войны (1914) Елизавета Федоровна включилась в деятельность по оказанию медицинской помощи солдатам и офицерам действующей армии. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви. В Марфо-Мариинской обители был открыт госпиталь. После Февральской революции 1917 года Елизавета Федоровна Вместе с другими Романовыми она была депортирована на Урал, в город Алапаевск. 8 июля 1918 года, Елизавета Федоровна вместе с инокиней Варварой, которая добровольно последовала за настоятельницей в ссылку, и другими мучениками была сброшена в Нижне-Селимскую шахту под Алапаевском в Свердловской области. В 1981 году святая великая княгиня Елизавета была канонизирована Русской православной церковью за рубежом. 5 апреля 1992 года Елизавета Федоровна прославлена архиерейским собором Русской православной церкви как преподобномученица, хотя монашеского пострига она не принимала.  Фонд «Правмир» назван в честь Елизаветы Федоровны – Благотворительный фонд помощи социально незащищенным лицам имени святой преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы «Православие и Мир». Помочь фонду можно здесь. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 25 июня, 2012

http://pravmir.ru/1-noyabrya-rodilas-svy...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010