В целом на Западе критике спекуляций свидетелей Иеговы по библейской хронологии посвящено немало публикаций. Известны древние астрономические наблюдения (глиняная табличка У.А.Т.4956 в Берлинском музее о наблюдении светил в царствование Навуходоносора), свидетельства историков античности – Птолемея, сообщения Иосифа Флавия и другие египетские и вавилонские источники, также заключения авторитетных библеистов, равно как и свидетельства святой Библии, которые указывают на ошибочность хронологиче-ских расчетов иеговистов. Итак, хронологическая посылка иеговистов о 1914 г., как начале невидимого присутствия Христа на земле, не имеет никаких научных оснований и вследствие этого рушатся все эсхатологические построения свидетелей Иеговы. Что же принес миру 1914 г., согласно учению свидетелей Иеговы, завершивший времена язычников? Принес ли он великую радость для жителей Земли? «Нет, – пишут они, – наступает самое тревожное время, какое когда-либо испытывала земля» 128 . Иеговисты понимают Второе Пришествие как время величайших бедствий и страданий. Исполнилась ли радости и ликования земля, узрев грядущего Спасителя? Отнюдь, везде видим лишь горе и умножение беззакония. В чем же тогда смысл Второго Пришествия? При Первом Пришествии Спасителя возликовали небеса, воздавая Ему славу и предвозвестив «в человеках благоволение» ( Лк. 2:14 ). В лице волхвов родившемуся Спасителю поклонилась вся земля, принеся Ему дары как своему царю, пророку и первосвященнику. 5. Рассмотрение 14-й главы Евангелия от Матфея Первое Пришествие на землю Христа-Спасителя было скромным и для мира почти незримым. Но таким ли оно будет во второй раз, когда Господь явится с ангелами и Его увидит всякий живущий под солнцем ( Мф. 24:30 ). Это пришествие Христово будет явным и видимым для каждого живущего на земле. Тогда «солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды небесные спадут с неба», – читаем мы в Священном Писании ( Мф. 24:29 ). Свидетели Иеговы видят это грандиозное событие, в отличие от других, уже свершившимся. Уже сбылось, говорят они, пророчество: «Восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады и моры по местам. Все же это – начало болезней» ( Мф. 24:7–8 ). Особый акцент при этом делается ими на мировой войне 1914–1918 гг. В

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

1914 г. разрушения были в семь раз большими, чем во всех 900 войнах за предыдущие 2,5 тысячи лет, пишут они, вероятно «забывая», что в 1914 г. война только начиналась. Статистика свидетельствует, что в различные эпохи войны по своей разрушительности и количеству жертв в процентном отношении к числу населения практически всегда оставались неизменными. Усматривать в этом некую глобальную мировую катастрофу – явное преувеличение уже потому, что вторая мировая война по числу жертв и разрушений намного превзошла войну 1914–1918 гг. Что же касается возможности мировых катаклизмов, будь то засуха, болезни, голод, эпидемии, землетрясения и т.д., то нужно заметить, что подобные бедствия не вдруг обрушились на нашу планету. История человечества не знает ни одного десятилетия своего существования, когда в том или ином регионе мира не происходила крупная природная катастрофа. В прежние времена человечество подвергалось никак не меньшим бедствиям, насылавшимся Творцом в назидание, дабы остановить движение человека на путях неправды. Современный научно-технический прогресс есть не более чем попытка греховного человечества освободиться из рук всеблагого промысла Божиего, самочинно обезопасить и защитить себя всевозможными техническими ухищрениями от благих Господних врачеваний, являющихся нам в виде многообразных наказаний. Надо ожидать, что с падением в человечестве уровня нравственности возможен рост числа стихийных бедствий и их сила. Вместе с тем нужно отметить, что «глады, моры» ( Мф. 24:7 ) и прочие катастрофические события, о которых так охотно говорят иеговисты, не имеют отношения ко Второму Пришествию, а являются ответом на известный вопрос: когда сие будет? – т.е. когда будет разрушен Иерусалимский храм. Итак, стихи 6-й и 7-й 24-й главы Евангелия от Матфея, повествующие о войнах, землетрясениях и иных бедствиях, были суть знамения скорого разрушения Иерусалимского храма. Все они имели место до разрушения Иерусалима, о признаках коего, собственно, и вопрошали Апостолы, когда услышали слова Спасителя: «Не останется здесь камня на камне» ( Мф. 24:2 )

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

«Египетские ночи» — в 1914—1916 гг. Брюсов, используя черновики А. С Пушкина, дописал его отрывок «Чертог сиял…» (1828) (включенный в повесть «Египетские ночи» (1835), дав поэме название пушкинской повести. «Эй, рабочие мира! Ложь — все то сладкопенье…» — стихотворение В. Брюсова 1922 г. «Вариации на тему «Медного всадника» — стихотворение В. Брюсова 1923 г. «официальной «Истории русской литературы» — имеется в виду следующее изд.: История русской литературы. М.; Л.: Академия наук СССР, 1941 — 1956. Т. 1—10. «Памятник» — стихотворение В. Брюсова 1912 г., в оригинале: «Я есмь и вечно должен быть». Умерла Ахматова Впервые под названием «Умерла Анна Ахматова»: Вестник РСХД. Париж, 1966. 80. Вошло в кн. «О поэтах и поэзии». «Теперь похоронили и ее» — А. А. Ахматова скончалась 5 марта 1966 г. Левинсон Андрей Яковлевич (1887—1933) — русский литературовед, критик. Деборд-Вальмор, Марселина (наст, имя — Марселина Фелисите Жозефина Деборд, 1786—1859) – французская элегическая поэтесса; к ее лирике часто обращались французские композиторы. Россетти, Кристина Джорджина (1830–1894) английская поэтесса, писавшая под псевдонимом Элей Аллейн; входила в «Братство прелатов», которое возглавлял ее брат, художник и поэт Данте Габриэль Россетти. стихотворений второго сборника — имеется в виду книга стихов «Четки» (1914). «Звенела музыка в саду…» — строки из стихотворения А. Ахматовой «Вечером» (1913). как это пошловато сказано у Брюсова — речь идет о стихотворении В. Брюсова «Поэту» (1907). «Мы на сто лет состарились и это…» — начальные строки из стихотворения А. Ахматовой «Памяти 19 июля 1914» (1916), вошедшего в книгу стихов «Белая стая» (1917). «Не бывать тебе в живых…» (1921) — стихотворение А.Ахматовой «Anno Domini» (1922); посвящено памяти Н. С. Гумилева. «Для того ль тебя носила…» (1918) — стихотворение из книги «Белая стая» (1917), обращено к младшему брату А. Ахматовой Виктору Андреевичу Горенко (1896—1979), которого в семье ошибочно считали погибшим. «Еще на западе земное солнце светит…» — строфа из стихотворения «Чем хуже этот век предшествующих? Разве…» (1919), вошедшего в книгу стихов «Подорожник» (1921).

http://azbyka.ru/fiction/esse-vejdle/34

Первые шаги Заявив о фантастичности цифр, фигурирующих в «мировой печати ... о русских потерях в войне 1914-1918 гг.», Урланис, к сожалению, не подчеркивает, что эти цифры « не подтверждаются, ни материалами, имеющимися в распоряжении ЦСУ, ни данными, коими располагала комиссия по обследованию санитарных последствий войны», а значит просто представляют собой основанную на слухах и предположениях псевдо-статистическую макулатуру. Нет, острие своей критики Борис Цезаревич направляет как раз на те самые материалы и данные, бывшие в распоряжении ЦСУ при составлении сборника «Россия в мировой войне (в цифрах)». А также на военных статистиков, не сумевших грамотно обработать эти данные. И дает им так сказать посмертный урок, как следовало бы тем поступить, чтобы не слишком отличаться в окончательных результатах от продвинутого Запада. Давайте и мы проследим за нитью рассуждений демографа и статистика, в надежде, что она и станет нитью Ариадны, выводящей нас из лабиринта противоречивых свидетельств. Приведя данную справочным отделом Главного штаба цифру убитых солдат и офицеров, равную, напомним, 511 068 человекам, Урланис немедленно заявляет, что « что она не может претендовать на полноту. В периоды крупных неудач на фронтах, как, например, при разгроме 2-й армии под командованием генерала Самсонова и поражении 1-й армии Северо-Западного фронта (из-за предательства генерала Ренненкампфа), приток в центр материалов о потерях значительно уменьшался и был неполным. Поэтому приведенная выше цифра не может рассматриваться как действительное число убитых» . Поскольку приведенной цитатой практически исчерпывается теоретическая база, подводимая Урланисом под свои дальнейшие действия, нам придется немного прокомментировать приводимые в ней факты ней факты и воспроизводимые там же мнения о них. О Восточно-Прусской операции 1914 года и генерале Ренненкампфе Прежде всего, отметим, что, приводимая в качестве примера крупной неудачи на фронте, Восточно-Прусская операция 1-й и 2-й армий Северо-Западного фронта августа-сентября 1914 года, была действительно крупной неудачей. Но неудачей, прежде всего психологической, информационной, а лишь за тем – тактической.

http://ruskline.ru/analitika/2021/07/22/...

Окончание следует Сазонов Л.И. Потери России в войну 1914-1919 гг. − Труды комиссии по обследованию санитарных последствий войны. С. 168. Социология: Энциклопедия/Сост. А.А. Грицанов, и др . – Мн: Книжный дом, 2003; Борисов В., Вишневский А. Борис Цезаревич Урланис, демограф./Демоскоп weekly . 31-32. 27 августа – 9 сентября 2001. Электронная версия бюллетеня Население и общество. Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооруженных сил: Статистическое исследование. Под общ. ред. канд. воен. наук, проф. АВН ген.-полк. Г.Ф. Кривошеева. – М.: Олма-пресс, 2001. С. 98-100. Галин В.В. Война и революция. – М.: Алгоритм, 2004. С. 311; Такман Б. Августовские пушки. – М.: Молодая гвардия, 1972. С. 438. Франц Конрад фон Гётцендорф (нем. Franz Conrad von Hötzendorf), 11 ноября 1852 – 25 августа 1925) – австро-венгерский генерал-фельдмаршал (25/11.1916) и начальник генерального штаба австро-венгерской армии накануне и во время Первой мировой войны, военный теоретик. Автор идеи Горлицкого прорыва. Считается лучшим стратегом германского блока. Галин В.В. Война и революция. С. 315-316; Такман Б. Августовские пушки. С. 32 (предисловие О. Касимова). Олейников А.В. Высший командный состав войск противников в годы Первой мировой войны на Восточном фронте. (Часть 1).//Рейтар. Военно-исторический журнал. 2009. 46 (4). С. 203-216. Андоленко С.П. Ренненкампф.//Возрождение 221, май 1970; Корольков Г.К. Лодзинская операция 2 ноября - 19 декабря 1914 г. – М., 1934. История первой мировой войны. В двух томах. Том 1. – М.: Наука, 1975. С. 316-329; Яковлев Н.Н. 1 августа 1914 года. С. 59-73. Имеется в виду граф Иштван Тисса (Tisza) (1861-1918), премьер Венгрии (1913-1917), а в 1915 и фактический министр иностранных дел Австро-Венгрии. Аврамов Вл. Жертвы империалистической войны в России. − Известия Народного комиссариата здравоохранения» 1-2, 1920. С. 41. Урланис Б.Ц. Войны и народонаселение Европы. С. 144. Отметим, что цифра 775 440 в сборнике 1925 года относится к 1 сентября 1917, как и в трудах комиссии по обследованию санитарных последствий войны. Урланис относит ее к маю 1917 года, ссылаясь на записку дежурного генерала, приведенную в издании 1942 года о санитарной службе в русской армии в мировую войну.

http://ruskline.ru/analitika/2021/07/22/...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Что читать в декабре? 7 мин., 03.12.2014 Завершается 2014 год — год столетия с начала Первой мировой войны, войны незаслуженно забытой и нашим современникам почти неизвестной. Поэтому в декабрьском номере «Фомы» мы решили рассказать о книгах, восполняющих этот пробел. Антон Керсновский. История Русской армии. Т. 3. 1881–1915 гг.  М.: Голос, 1994. — 349 с. Т. 4. 1915–1917 гг.  М.: Голос, 1994. — 368 с. Первая мировая война, несмотря на масштабные торжества, связанные со столетней годовщиной ее начала, остается в значительной мере «забытой войной». Наглядное подтверждение тому — тот факт, что самым ярким популярным очерком о ней является работа А. А. Керсновского, увидевшая свет еще в 1933–1938 годах в Белграде. Классический стратегический очерк А. М. Зайончковского, вышедший в 1923 году, ориентирован лишь на специалистов, а советская двухтомная «История Первой мировой войны 1914–1918 гг.»., изданная в 1975 году, слишком политизирована. Современные же работы пока достигнуть уровня Керсновского не смогли… И это при том, что сам автор, молодой русский эмигрант — к моменту выхода 1-го тома его труда ему было лишь 25 лет, — не был профессиональным военным. Сам он говорил, что «страсть к военному делу получил при рождении на свет Божий». Его история войны сочетает в себе стратегический очерк,  достойный любого офицера Генштаба, с живыми эпизодами войны и пафосом русского патриота,  делающими книгу интересной даже для неподготовленного читателя. Очень точно отметил в предисловии к «Истории» генерал Б. А. Штейфон: «Только талант Божьей милостью может обнаруживать такое горение духа, какое проявляет А. Керсновский!» Юрий Зубов. Лейб-гвардии Преображенский полк. С полком прадедов в Великую войну 1914–1917 гг. М.: ФИВ, 2014. — 288 с. В истории Русской армии всегда огромную роль играли традиции ее отдельных полков, обеспечивавшие преемственность многих поколений служивших в них солдат и офицеров. Воины Первой мировой гордились богатырями Петровских времен, героями Измаила и Шипки.

http://foma.ru/chto-chitat-v-dekabre-2.h...

В. С. Калинников. Фотография. 80–90-е гг. XIX в. В. С. Калинников. Фотография. 80–90-е гг. XIX в. Духовно-музыкальное творчество занимает центральное место в композиторской деятельности К. Сравнительно небольшое по объему (24 номера), оно тем не менее обладает высокой художественной ценностью, а в отношении стиля образует связующее звено между старшим поколением Синодальной школы (Кастальский, Гречанинов) и поколением выпускников реформированного Синодального училища (Н. С. Голованов , К. Н. Шведов ). К. посвящено 2 духовных хора из ор. 9 Голованова: «Отче наш» и «Ныне силы небесныя». Духовно-муз. сочинения К. разделяются на 2 группы: песнопения литургии и песнопения всенощного бдения, причем большинство песнопений литургии создано раньше, а песнопения всенощной - позже. Даты сочинения отдельных песнопений могут быть установлены лишь приблизительно - по литографированным сборникам и программам концертов Синодального хора, а также по издательским каталогам фирмы П. И. Юргенсона (см. в ст. Юргенсон , семья нотоиздателей). В концертные программы Синодального хора вошли почти все духовно-муз. сочинения К.; есть свидетельства, что нек-рые из них исполнялись и на клиросе Успенского собора Московского Кремля. Эти исполнения проходили под упр. руководителей Синодального хора В. С. Орлова , Кастальского, Н. М. Данилина , Голованова. 1-12 Литургии К. (Херувимская 1, «Тебе поем» 1, «Достойно есть» знаменного распева 1), «Во Царствии Твоем» 2, «Отче наш», «Достойно есть» 2, «Слава, и ныне: Единородный», «Приидите, поклонимся», «Верую») были изданы в фирме Юргенсона и исполнены между 1904 и 1912 гг. («Херувимская 1 была впервые исполнена Синодальным хором 16 марта 1903 г., еще до ее представления в Наблюдательный совет). Юргенсон также издал переложения для однородного хора ряда номеров Литургии К., выполненные П. Г. Чесноковым («Господи, спаси» и «Святый Боже», «Милость мира», «Тебе поем» 2, «Достойно есть» знаменного распева, «Отче наш»). 13 и 14 («Благослови душе моя Господа» и «Камо пойду от Духа Твоего») были опубликованы в 1914 г.; новый вариант Херувимской песни 21) - в 1917 г. Песнопения Всенощной К. 15-20) относятся к 1914-1918 гг. Т. о., литургия представлена в творчестве К. с достаточной полнотой, всенощная - в сильно сокращенном виде. В регентской среде бытовала рукопись Литургии в стиле Нового направления, к-рую относили к послереволюционному периоду творчества К., но ни автографа, ни к.-л. иных неоспоримых свидетельств о существовании такого цикла у К. не сохранилось. В анкете Об-ва по охране авторских прав (Драмсоюз), заполненной К. 10 нояб. 1924 г., он указывает в качестве своих духовно-муз. произведений только изданные Юргенсоном 24 номера (РГАЛИ. Ф. 675. Оп. 3. 268).

http://pravenc.ru/text/1319983.html

633 Д.С. Мережковский в своей лекции о Тютчеве. – Лекция «Тайна Тютчева» была опубликована в газете «Русское слово» (1914. 21, 26, 28 февр.) и стала основой книги Мережковского «Две тайны русской поэзии: Некрасов и Тютчев». (1915). 639 Крючков Дмитрий Александрович (1887–1938), псаломщик церкви Св. Пантелеймона (до 1921 г., в 1923 принял католичество), поэт-эгофутурист, член ареопага «Интуитивной ассоциации эгофутуристов», затем «Центрифуги». 643 «Не я интересен, а моя тема» ... – Имеются в виду слова Розанова: «Я – бездарен, да тема-то моя талантливая» (Розанов В.В. Заметки на полях непрочитанной книги//Северные цветы на 1901 год, собранные книгоиздательством «Скорпион». М., 1901. С. 175). 644 Мещерский Владимир Петрович (1839–1914), князь, публицист, издатель газеты «Гражданин» (с 1872 г.). 645 ...выщелкнул Розанова из «Русской мысли». – Речь идет о статье П.Б. Струве «Большой писатель с органическим пороком» (Русская мысль. 1910. Кн. XI. С. 138–146), направленной против В. В. Розанова . Однако В.В. Розанов в «Русской мысли» и до того почти не печатался (всего три публикации в 1907–1908 гг.). 646 ...одна большая либеральная газета. – Имеется в виду газета «Русское слово», в которой В. В. Розанов активно печатался в 1906–1911 гг. под псевдонимом В. Варварин. В 1911 г. под давлением ряда авторов «Русского слова» (в первую очередь Д.С. Мережковского и Д.В. Философова), по прямому указанию И.Д. Сытина А.В. Руманов официально отказал в сотрудничестве В. В. Розанову (см.: Руманов А.В. В. В. Розанов //Новое русское слово. 1961. 22 октября). 647 ...все эти Столыпины, Меньшиковы, Ренниковы. – Александр Аркадьевич Столыпин (1863–1925), брат П.А. Столыпина, редактор «Санкт-Петербургских ведомостей». В 1904 г. отстранен В.К. Плеве от руководства газетой за «вредное направление». С 1904 г. постоянный сотрудник газеты «Новое время», один из активных деятелей Союза 17 октября; Михаил Осипович Меньшиков (1859–1918), журналист, с 1901 по 1917 г. ведущий публицист газеты «Новое время». Весной 1917 г. отстранен от работы в газете. 14 сентября 1918 г. арестован, 20 сентября расстрелян; Андрей Митрофанович Ренников (наст. фам. Селитренников; 1882–1957), журналист, сотрудник газеты «Новое время». В марте 1920 г. эмигрировал в Белград. В 1926 г. переехал в Париж, сотрудник газеты «Возрождение».

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

Согласно этим сведениям, 2 474 935 раненых и контуженных было эвакуировано в лечебные учреждения и, по-видимому, из этого числа 97 939 человек умерло» . Не совсем ясно, правда, к чему здесь относится слово « по-видимому». То ли выражает оно сомнение в том, что указанное число человек умерло, то ли в том, что оно умерло «из этого числа». Для простоты, пренебрежем этим сомнением, считая, что число умерших от ран дано именно для приведенного числа эвакуированных в госпитали и лечебницы. Приведенное число отправленных для излечения в госпитали и лечебницы, и число умерших в них, а вернее их соотношение, в целом согласуется с отношением числа умерших от ран в лечебных заведениях к общему числу раненых, помещенных в эти заведения, полученным во время русско-японской войны. Данные по русско-японской войне приведены в табл. 75 сборника «Россия в мировой войне 1914-1918 гг. (в цифрах)». Из них следует, что число умерших от ран в лечебных заведениях составляет 0,042 от общего числа раненых. Применяя этот коэффициент к цифре 2 474 935, получаем число 103 947. Оно превышает данные главного санитарного инспектора о 97 939 умерших от ран, но зато согласуется со словами Урланиса, что военная медицина в Мировую войну достигла высокого уровня. Так что коэффициент 0,042 японской войны оказывается даже завышенным. Но пусть. Применим именно этот коэффициент к общему числу раненых и контуженных в 2 715 603 человека с начала войны и по декабрь 1917 года, приведенному в табл. 22 сборника «Россия в мировой войне 1914-1918 гг. (в цифрах)». Получим цифру в 114 055 человек, умерших от ран. Согласно данным Вл. Аврамова, приведенных в табл. 80 того же сборника, число убитых, как мы уже знаем, составляет 664 890 человек, а число раненых 3 748 669. Из них умерло при части 18 378 человек, осталось при части 319 445 бойцов, и отправлено в лечебные заведения 3 410 846. Применяя к последней цифре коэффициент 0,042, получим 143 255 человек, умерших от ран в лечебных заведениях. Что в совокупности с умершими при части составит 161 634 человека.

http://ruskline.ru/analitika/2021/07/22/...

Отступлением от основной творческой линии стала лирико-драматическая опера «Клара Милич» (по одноименной повести И. С. Тургенева), которую К. сочинял в 1905-1907 гг. Сильной стороной этого сочинения является его яркий мелодизм и реалистичные бытовые сцены. Премьера «Клары Милич» состоялась 11 нояб. 1916 г. в Опере С. И. Зимина в Москве. Будучи одаренным писателем и полемистом, К. с нач. 1900-х гг. неоднократно выступал в периодической печати. К 10-м гг. XX в. у композитора складывается концепция рус. стиля в музыке. К. старался использовать ее в учебном процессе Синодального уч-ща, директором к-рого он был в 1910-1918 гг. К. стремился к тому, чтобы училище выпускало «свободных художников» в области церковного пения и духовных композиторов, воспитанных в национальных культурных традициях. Он много внимания уделял совершенствованию учебных программ, разработал курсы «Церковно-музыкальные формы», «Инструментовка», «Церковный стиль». В 1913 г. под его руководством была развернута кампания по присвоению училищу статуса высшего учебного заведения (см. публ. архивных мат-лов: РДМДМ. Т. 2. Кн. 2. С. 1091-1213). В 1910-1917 гг. композитор создал ряд кантат и близких по жанру произведений. К памятным и юбилейным дням он сочинил кантаты «В память 1812 года» (на слова П. Зуева; изд.: СПб.: И. Юргенсон, «Триста лет» (к юбилею царствования дома Романовых; для смешанного хора с фортепиано; на слова С. Шамбинаго; изд.: СПб.: В. Гейнц, и «Чтение дьяком люду московскому послания патриарха Ермогена к тушинским изменникам в 1609 году» (изд.: М.: П. Юргенсон, В 1911 г. к 25-летнему юбилею реформы Синодального уч-ща им была написана кантата (текст и музыка) «Стих о церковном русском пении» (изд.: М.; Лпц.: П. Юргенсон, языком былинного сказа повествующая о становлении церковного пения на Руси (текст кантаты был сочинен композитором совместно с супругой Н. Л. Кастальской). В 1913 г. был создан цикл «Праздники» («Славление и заклинание весны», «Юрьев день», «Радоница», «Семик и русалии», «Ярилин день», «Купальская ночь», «Осенние празднования и обряды», «Святки и Новый год», «Масленица»). Сочинение было написано для фортепиано, сопровождалось текстами песен и комментариями автора, к-рый стремился ознакомить любителей музыки с народными обрядами. В произведении для солистов, хора и фортепиано «Русь. Торжище в старину на Руси» (изд.: М., 1914) представлены картины жизни древнерус. города. Основанное на народных песнях, былинах, духовных стихах , инструментальных наигрышах и т. д., оно содержит элементы театрализации.

http://pravenc.ru/text/1681301.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010