Занимаясь сбором пожертвований среди состоятельных граждан, А. с. основала в 70-80-х гг. XIX в. в Лондоне ряд благотворительных заведений: ночлежные дома, приюты для инвалидов, мастерские для безработных. Бутс выработал целую систему социальной помощи представителям «дна» общества, изложенную им в кн. «В трущобах Англии и выход из положения» (Лондон, 1890). В 1-й части приводились данные о бедственном положении неимущих жителей англ. городов, во 2-й - план учреждения городских, сельских и заморских «колоний», призванных изменить жизнь людей, отвергнутых обществом, в процессе труда и религиозно-нравственного воспитания. Параллельно предусматривалось устройство приютов для бездомных детей и стариков, больниц, юридических консультаций и банков для бедных. Основатель А. с. был убежден, что совр. цивилизация имеет средства для реализации его программы. Проект Бутса получил признание и поддержку со стороны банкиров, промышленников и брит. правительства. Постепенно утвердился принцип, в соответствии с к-рым половина средств на содержание благотворительных заведений предоставлялась А. с. правительством, а оставшаяся часть шла через пожертвования. В 80-х гг. началась пропаганда идей Бутса за пределами Великобритании. К кон. XIX в. А. с. имела свои отд-ния во мн. гос-вах Европы и подготовила миссии для отправки в США и Индию. Успешному продвижению «спасенцев» в др. страны способствовала их лояльность ко всем христ. конфессиям и политическим режимам. В 80-х гг. XIX в. А. с. начала работу в Норвегии, Швеции и Финляндии (1889), бывшей тогда частью Российской империи. В Финляндии в 10-х гг. ХХ в. насчитывалось 280 офицеров и более тысячи солдат А. с. Однако на офиц. обращение к российскому правительству в 1909 г. с просьбой разрешить им работу в России последовал отказ. В июле 1913 г. в С.-Петербурге стал издаваться на рус. языке иллюстрированный журнал А. с.- «Вестник спасения», тираж к-рого достигал 20 тыс. экз. Редакция журнала превратилась в своего рода российскую штаб-квартиру А. с., где устраивали собрания и читали проповеди. В дек. 1914 г. здесь состоялась первая торжественная церемония посвящения в солдаты А. с., по национальной принадлежности это были финны, шведы, эстонцы и русские. 16 сент. 1917 г. в Петрограде официально открылось рус. отд-ние А. с. (первое собрание московских «спасенцев» - 18 окт. 1918). В нач. янв. 1918 г. полковник Ларссон посвятил 30 «рекрутов» в солдаты А. с. в зале Тенишевского уч-ща. Вскоре в Петроград прибыли 10 швед. офицеров А. с., и 21 мая 1918 г. начало свою работу военное уч-ще А. с.: на 3-месячные курсы в качестве «кадетов» поступили 14 чел., представители 6 национальностей. С 12 по 16 сент. 1918 г. в Петрограде был проведен 1-й Российский съезд А. с. К этому времени было приурочено посвящение в офицеры первых 17 рус. кадетов. К кон. 1918 г. большинство иностранцев в связи с революцией и начавшейся гражданской войной выехало из России. Весной 1919 г. вышел в свет последний номер «Вестника спасения».

http://pravenc.ru/text/76118.html

В 1885 г. окончил СПбДА, кандидат богословия. В 1897 г. хиротонисан во епископа. С 1906 г. архиепископ. В 1906–1907 гг. член Государственного совета, участник заседаний Предсоборного Присутствия. С 1912 г. член Святейшего Синода. С 1914 г. архиепископ Харьковский и Ахтырский. В мае 1917 г. уволен на покой. В августе 1917 г. избран архиепископом Харьковским и Ахтырским. В мае 1918 г. избран митрополитом Киевским и Галицким. В июле 1918 г. Председатель Всеукраинского Церковного Собора. В декабре 1918 г. арестован петлюровцами. Летом 1919 г. был освобожден при посредничестве стран Антанты. Возвратился в Киев. Избран почетным председателем Юго-Восточного Высшего временного церковного управления (ВВЦУ). Осенью 1919 г. выехал в г. Новочеркасск для участия в заседаниях Юго-Восточного ВВЦУ. В марте 1920 г. после поражения армии генерала А. И. Деникина эмигрировал в Грецию. В декабре 1920 г. возглавил Высшее церковное управление за границей. В 1921 г. переехал в Сербию в г. Сремские Карловны. В ноябре 1921 г. председатель Карловацкого собора. В 1922–1936 гг. Председатель Заграничного Архиерейского Синода и первоиерарх РПЦЗ. В 1934 г. запрещен в священнослужении по постановлению Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) . Скончался в г. Сремски-Карловны (Сербия). Арефьев Михаил Иванович (1864–?), член Собора по избранию от Государственной думы. Избран заместителем члена Высшего Церковного Совета от мирян. В 1890 г. окончил юридический факультет Московского университета. В 1903–1904 гг. присяжный поверенный Тверского окружного суда. В 1903–1906 гг. преподавал историю и географию в Тверском епархиальном женском училище и законоведение в классической гимназии и реальном училище. С 1907 г. гласный Тверской городской думы. В 1910–1915 гг. Тверской городской голова. Член Государственной думы IV созыва. С 1916 г. гласный Тверской городской думы, действительный член губернского попечительства детских приютов, член Тверского управления Российского общества Красного Креста. С 28 февраля 1917 г. комиссар Временного комитета Государственной думы в Министерстве внутренних дел. Судьба после окончания работы Собора неизвестна.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Письмо редакции газеты «Знамя Христа» Управляющему делами Совнаркома РСФСР В. Д. Бонч-Бруевичу с информацией о целях и задачах издания [не позднее 4 марта 1918 г.] (ГА РФ, ф. Р–130, оп. 2, д. 156, л. 3–3 об.). Речь идет о «великом освящении» обновленного Спасо-Преображенского Колтовского храма 4 декабря 1916 г. (РГИА, ф. 472, оп. 50, д. 1606, л. 1–5). Патриарх Тихон и история Русской церковной смуты/Сост. и авт. коммент. М. Е. Губонин. Кн. 1. СПб., 1994. С. 427–429; Современники о Патриархе Тихоне: Сборник/Сост. и авт. коммент. М. Е. Губонин. Ч. 1. М., 2007. С. 438–439. Отделение Церкви от государства…С. 720–721, примеч. 57 (номер примечания виздании пропущен. — М. К.). ГА РФ, ф. А–353, оп. 2, д. 688, л. 1–12, 14. «Состав Комиссии, как известно, намечается довольно обширный: кроме представителей комиссариата юстиции в нее войдут делегаты от всех заинтересованных ведомств и, наконец, представители всех религий... Так, я ни в малейшей мере не возлагаю никаких надежд на представителей официального православия. Дальше “политических деклараций” и конечного ухода из Комиссии они едва ли пойдут. И если кто в работах Комиссии примет деятельное и живое участие, так это представители тех религиозных общин, которые во время царского строя господствующей религией были загнаны в подполье и свою работу вели под вечной угрозой быть смятыми и раздавленными сапогом “духовных жандармов”, хотя бы и в православной рясе»(Горев М. Задачи Комиссии по проведению в жизнь церковного декрета//Известия ВЦИК. 1918. 85(349). 28 апреля. С. 2). ГА РФ, ф. А–353, оп. 2, д. 688, л. 11–12 об. Там же, л. 17; РГАСПИ, ф. 19, оп. 1, д. 111, л. 8. ГА РФ, ф. А–353, оп. 2, д. 689, л. 4–5 об. Точная дата неизвестна. Вряд ли это могло произойти, как полагают некоторые историки, зимой 1918 г. (Рогозный П. Г.Духовенство против Церкви в 1917–1918 гг. («Церковный большевизм» и церковные большевики)//Эпоха войн и революций: 1914–1922: Материалы международного коллоквиума (Санкт-Петербург, 9–11 июня 2016 года). СПб., 2017. С. 387) или же в начале 1918 г. (Петров С. Г. Петроградский священник М. В. Галкин… (по документам ЦГИА СПб). С. 251). Судя по архивным документам, Галкин сложил с себя сан между 15 мая и 15 июля 1918 г. 12 ноября 1918 г. настоятелем Спас-Колтовской церкви вместо него был назначен Наркисс Владимирович Ушаков, с 21 января 1910 г. служивший здесь же на диаконской вакансии, а с 22 сентября 1915 г. занимавший должность второго священника (ЦГИА СПб, ф. 19, оп. 107, д. 40, л. 6; оп. 113, д. 4360, л. 131 об. – 132 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

1876 Учения, которые проверил Иисус Учения Общества после 1919 года (за исключением тех, которые бы Иисус проверил в 1918–1919 гг.) Сегодня Хотя Общество больше не публикует литературу, которую, как они заявляют, Иисус проверял в 1918–1919 гг., но помогли провести такой анализ, издав книгу об истории Организации («Возвещате- ли»). В ней содержатся цитаты и ссылки на прежние издания, которые Иисус мог бы, так что мы вполне можем узнать, какое решение принял бы Христос в 1919 году. (Сегодня большинство из старых изданий доступны через Интернет). Судить учения Сторожевой Башни по ее же стандартам Осуждая другие религии, Руководители Сторожевой Башни всегда применяли строгие критерии. В согласии с принципом из Мф.7:2 («Каким судом судите, таким и будете судимы»), Иисус судил бы об учениях Общества за период с 1876 по 1919 гг., используя стандарты самого Общества. Первые два стандарта упомянул президент Ф.Френц. Два других приводятся в «Сторожевой башне» от 1 июня 2001 г. (стр. 14): «Те, кто пользуется поддержкой Бога, должны (1) учить только тому, что Бог открывает в своем Слове, и (2) отвергать учения, основанные на человеческой мудрости или традиции». Следующая таблица поможет наглядно увидеть, какие из рассматриваемых далее 48-ми проверенных Христом учений соответствуют или не соответствуют стандартам Общества: Стандарты Сторожевой Башни Правильное учение Своевременное учение Учение, которое Бог открыл в Библии Отвергнуто как «мудрость человеческая» Глава 3. Иисус проверяет 48 учений Второе Пришествие Христа (на 40 лет раньше и на 29 лет позже) Без сомнения, Иисус обратил бы внимание на учение о Его Втором пришествии, или, как предпочитают называть Свидетели, «невидимом присутствии» ( Мф.24:3 ). Сегодня они учат, что Он возвратился в 1914 году. Но книга «Возвещатели» поясняет, что подобное учение появилось через много лет уже после «проверки» Иисуса в 1918–1919 гг. Упоминая о 1876 годе (стр.46,47), книга сообщает: «[Адвентисту] Барбору удалось убедить Расселла, что невидимое присутствие Христа [Второе Пришествие] началось в 1874 году». На странице 134 вновь упоминается об этой дате, и дается сноска, объясняющая, что «более ясное понимание библейской хронологии» [указывающее на 1914 г.] было издано в 1943 году (ссылка на книгу «Истина освободит вас» [на рус. вышла в 1950 г.], в которой дата возвращения Иисуса была перенесена с 1874 на 1914 г.). Но даже если Свидетели вполне могут понять суть сказанного, они не способны вникнуть в его значение.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/plenniki...

Тюрякулов Назир Тюрякулович (1892–1938) – казахский советский партийный и государственный деятель, языковед, дипломат. Родился в Коканде. Член РКП(б) с 1918 г. В 1918–1919 гг. секретарь Кокандского ревкома. В 1920–1922 тг, нарком просвещения Туркестанской АССР, председатель ЦИК, отв. секретарь ЦК КП(б) Туркестана. В 1922–1928 гг. председатель правления Центрального издательства народов Востока, член президиума Всесоюзной научной ассоциации востоковедения. С 1928 г. на дипломатической работе, полпред СССР в Саудовской Аравии (1932–1936). С 1936 г, преподавал в Ленинградском институте народов Востока, в Московском институте языка и письменности народов Востока. В 1937 г. арестован. Расстрелян, реабилитирован в 1958 г. Федоров Леонид Иванович (1879–1935) – экзарх русских католиков восточного обряда. Родился в Санкт-Петербурге. Учился в православной Санкт-Петербургской духовной ака- демии. которую покинул на третьем курсе. Продолжил образование за границей в католических учебных заведениях. С 1911 г, католический свяшенник восточного обряда. Был сотрудником предстоятеля Украинской греко-католической (униатской) церкви митрополита Андрея Шептицкого. Арестован в 1914 г. в Петрограде по подозрению в шпионаже, сослан в Тобольск. С 1918 г. экзарх Русской греко-католической Церкви. Неоднократно арестовывался. В 1923 г. осужден на 10 лет лагерей по «делу архиепископа Цепляка». В апреле 1926 г. был освобожден. однако вскоре вновь арестован. В 1926–1929 гг. находился в Соловецком лагере особого назначения, после чего отправлен в ссылку в Архангельскую обл. В 1933 г. освобожден из ссылки с запрещением проживать в 12 крупных городах. Жил в Вятке, где и скончался. Беатифицирован (причислен к лику блаженных) папой Иоанном Павлом II (2001). Флеровский Иван Петрович (1888–1959) – советский партийный и государственный деятель, журналист. Родился в Нижегородской губ. в семье рабочего. Активно участвовал в революционном движении. Член РСДРП с 1905 г. В октябре 1917 г. член Петроградского ВРК, делегат II Всероссийского съезда Советов, член ВЦИК. В 1918 г. главный комиссар Балтийского флота, начальник управления в Наркомате внутренних дел. С 1919 г. член Саратовского губкома и губисполкома. комиссар управления водного транспорта. зав. губернским отделом народного образования. В 1920-е гг. редактор ряда газет и журналов, заведующий отделом ТАСС (1926–1929). В 1930-е гг. на административно-хозяйственной и журналистской работе. С 1952 г. на пенсии. Умер в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Сарыкамышском сражении (9(22) дек. 1914 - 5(18) янв. 1915) тур. группировка потерпела поражение и отступила. В 1915-1916 гг. рус. войска продвинулись далеко на запад и юг от К. В кон. 1917 г. деморализованная в результате революции рус. армия заключила Эрзинджанское перемирие с турками, начала самораспускаться и отходить на рус. территорию. По условиям Брестского мира (3 марта 1918) правительство Советской России уступало Турции области, отторгнутые у нее в 1878 г., в т. ч. К. Население Закавказья, а затем и правительство Закавказского комиссариата в Тифлисе отказались признавать эти условия и попытались организовать вооруженное сопротивление туркам. С нач. 1918 г. арм. добровольческий корпус ген. Ф. И. Назарбекова своими силами сдерживал продвижение турок. К. был захвачен турками 25 апр. 1918 г.; отступление военных сил, в т. ч. и армянских, в Закавказье сопровождалось массовым исходом местного, преимущественно армянского, населения из К. Ок. 10 тыс. оставшихся армян были перебиты. 22-28 мая 1918 г. продвижение турок было остановлено в результате Сардарапатского сражения. В нояб. 1918 г. потерпевшая поражение в первой мировой войне Турция начала вывод войск из Закавказья на линию, предусмотренную Брестским миром. Не признававшее его правительство Республики Армении, поддержанное Антантой, в апр.-мае 1919 г. вновь заняло район городов К., Ольты и Кагызман, почти восстановив границы 1914 г. Часть арм. беженцев предыдущих лет вернулась в К. В парламент Армении были дополнительно избраны депутаты - представители вновь воссоединенных с нею земель. В мае 1920 г. местная ячейка партии большевиков подняла восстание в К., к-рое не было поддержано большинством населения и потерпело поражение. Согласно Севрскому мирному договору (10 авг. 1920), Антанта и ее союзники готовы были признать права Армении на К. в составе обширного региона исторической Зап. Армении. Однако в действительности ход событий определили соглашения кемалистской Турции и Советской России, которые весной и летом 1920 г.

http://pravenc.ru/text/1681163.html

Не империалистическая, а Отечественная война. Официальной причиной начала войны стало убийство сербским националистом Гавриилом Принципом австро-венгерского наследника эрцгерцога Фердинанда 28 июня 1914 г ., в результате чего Австро-Венгрия, а затем и Германия объявили войну Сербии, а Россия, вступив в эту войну, в свою очередь, заступилась за своих православных сербских братьев. Советская историческая наука вслед за ее главным идеологом В. И. Ленины м повторяла мысль о том, что «война является результатом хищнических устремлений царей». Согласно утверждению вождя мирового пролетариата, благость войны заключается в том, чтобы уничтожить империализм как высшую форму проявления капитализма и построить социализм. Вот почему «единственным выходом из нее является превращение империалистической войны в гражданскую войну», чего, собственно, и добивались большевики, когда пришли к власти в результате Октябрьского переворота 1917 г. И нужно отметить успех работы советской пропаганды в области забвения событий Первой мировой войны. За 70-летие советской власти в сознании русского человека в лучшем случае осталась память о гибели армии генерала Самсонова и Брусиловском прорыве 1916 г. Если картину Отечественной войны 1812 г. советский человек мог воссоздать хотя бы благодаря роману Л. Н. Толстого «Война и мир» и шедевральной оскароносной экранизации С. Бондарчука , то образы Первой мировой войны воссоздавались только в негативном контексте упоминания о некогда существовавшем монархическом строе в России. Принято было считать, что войну могла остановить только революция и приход к власти большевиков, которые заключили с Германией знаменитый мир в Брестской крепости в 1918 г., о котором опять же мало кто помнит. К слову сказать, в Брестской крепости сегодня больше вспоминают о войне 1941-1945 гг., но не о событиях 1914-1918 гг. Видно, это обусловлено тем гибельным позором, под которым этот мирный договор был подписан. Однако, если обратиться к тексту мемуаров даже не царских генералов, а тех, кто потом уже воевал в Гражданскую войну 1918-1922 гг.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/29/so...

И самое последнее. Это далеко не полный разбор «исследования» К.Александрова. Остается еще много фактологических, методологических, источниковедческих и иных изъянов диссертации, которые требуют дополнительного анализа. Остается только недоумевать, как подобного рода «научные исследования» могут не только выносится на защиту, но и вообще «выпускаться» Петербургским Институтом истории РАН. Алексей Юрьевич Плотников , доктор исторических наук, профессор Диакон Владимир Василик , кандидат филологических наук, доцент Примечания 1. Александров К.М. Генералитет и офицерские кадры вооруженных формирований Комитета освобождения народов России. 1943-1946 гг. - дисс. на соискание степени д.и.н, - http://www.spbiiran.nw.ru . Во многом она повторяет предыдущее издание автора по данной теме, - см.: Александров К.М. Офицерский корпус армии генерал-лейтенанта А.А. Власова. 1944-1945. Биографический справочник. - М.: Посев, 2009 2. Новикова И.Н. Молодые финны обязаны были служить Германской империи всеми силами и на любых участках фронта. Причины возникновения егерского движения в Финляндии во время Первой Мировой войны//Военнно-исторический журнал N9. 2004. 3 Wacawa Milewska, Janusz Tadeusz Nowak, Maria Zientara, «Legiony Polskie 1914-1918», Kraków 1998. 4. Лемке М. К. 250 дней в царской ставке 1914-1915. - Мн.: Харвест, 2003.. Цитируется по электронному изданию http://militera.lib.ru/db/lemke_mk/index.html 5. Зайончковский А. Мировая война 1914-1918 гг. В 2-х т. 3-е изд. Воениздат, 1938. 6. Труды комиссии по обследованию санитарных последствий войны 1914-1920гг. (Изд. Народным комиссариатом здравоохранения.) Вып. I. М., 1920. С. 158, 159. 7.Великая Отечественная. Без грифа секретности. Книга потерь. Общие людские потери. М. 1993. Цитируется по электронному изданию 8. Фролов М.И.. Василик В.В. Битвы и победы. Великая Отечественная война. М., 2015. С. 210-215. 9. Генерал Власов: история предательства. В 2 т (3 кн.)/Под ред. А. Артизова/Сост. Т.В. Царевская-Дякина. - М.: Федеральное архивное агентство, 2015

http://ruskline.ru/analitika/2016/02/18/...

с 4 декабря 1935 г. – начальник Беломорско-Балтийского комбината НКВД с 7 октября 1936 г. – начальник Беломорско-Балтийского ИТЛ НКВД с 2 сентября 1937 г. – начальник управления Соликамского гидроузла; с 5 февраля 1938 г. – начальник Усопьского ИТЛ НКВД (по совместительству); с 28 августа 1938 г. – начальник Усть-Боровского ИТЛ НКВД Спецзвание: старший лейтенант гб. Награды: орден Ленина (22 марта 1935 г.). Арестован – 4 апреля 1939 г.; Осужден Военной коллегией Верховного Суда СССР к ВМН – 3 декабря 1939 г.; Расстрелян – 28 января 1940 г.; Реабилитирован – 18 апреля 1957 г. АНТОНОВ–ГРИЦЮК Николай Иосифович (1893–1939 гг.), уроженец Волынской губернии, украинец, партстаж с 1918г., чекстаж с 1920г., образование – низшее; с 1913 г. – служил в царской армии (рядовой, прапорщик); с 1918 г. – служил в РККА; с августа 1923 г. – уполномоченный ПП ОГПУ по Северо-Кавказскому краю; с 1929 г. – помощник начальника Кабардино-Балкарского облуправления ГПУ; с 1932 г. – начальник (там же); с 10 июля 1934 г. – начальник УНКВД Кабардино-Балкарской АССР; с 23 октября 1937 г. – зам. начальника 10 отдела ГУГБ НКВД СССР (г. Москва); с 9 июня 1938 г. – начальник Тюремного отдела НКВД СССР. Спецзвания: с 25 декабря 1935 г. капитан гб; с 21 апреля 1937 г. майор гб. Награды: орден Красной Звезды (11 июля 1937 г., за выполнение заданий правительства). Арестован – 23 октября 1938 г.; Осужден Военной коллегией Верховного Суда СССР к ВМН и расстрелян – 22 февраля 1939 г.; Реабилитирован – 5 марта 1955 г. АПЕТЕР Иван Андреевич (1890–1938 гг.), уроженец Лифляндской губернии, латыш, партстаж с 1917г., чекстаж с 1918г., образование – высшее (академия внешней торговли в 1933 г.); с августа 1914 г. – служил в 26 Сибирском стр. полку (Западный фронт); с марта 1917 г. – пред комитета 3 Сибирского стр. корпуса; с февраля 1918 г. – комиссар Ставки Верховного Главнокомандующего (г. Могилев); с 1918 г. – нач. отдела военного контроля Брянского района; с 1918 г. – нач. ОО ВЧК Западного фронта; с 1919 г. – нач. ОО Украины;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   В 1913, 1914 гг. Троцкий неоднократно встречался и был в дружеских отношениях с идеологом радикальной организации «Млада Босна» Владимиром Гачиновичем, которая боролась за присоединение Боснии и Герцеговины к Великой Сербии под властью Белграда. Деятельность революционеров югославистов поддерживала тайная организация «Объединение или смерть», более известная как «Черная рука». Ею руководил начальник разведывательного отдела генштаба Сербии Драгутин Димитриевич по кличке Апис (от греч. – пчела, от егип. – бык). Одной из целей заговорщиков было уничтожение Австрийской монархии методами терроризма. По инициативе Аписа несколько боевиков «Млада Босны» были привлечены для организации покушения на наследника австро венгерского престола Франца Фердинанда.    28 июня 1914 г. в Сараево (Босния) замысел был осуществлен, но он принес не те результаты, о которых думали организаторы террористического акта. Вскоре после убийства эрцгерцога Австро Венгрия начала военные действия против Сербии, в связи с чем Россия была вынуждена объявить всеобщую мобилизацию. 1 августа Германия вступила на территорию России.    Началась Первая мировая война. Она не привела к освобождению Царьграда от мусульман, о чем мечтали русские панслависты правого толка, а, напротив, источила силы Российской Империи и обернулась разрушительной революцией.    Крушение Российской Империи и других монархий Европы в пучине войны радикально изменило геополитическую карту мира и повернуло события в иное русло, которое предвидел пророк Достоевский. В результате революции, сначала буржуазно демократической, а потом социалистической, на международной арене появились новые славянские государства: Польская республика (1918–1939), Чехословацкая республика (1918–1938), Королевство Юго­славия (1918–1945), Украинская Народная Республика (1918). Подкарпатская Русь, называемая также Угорской (т.е. венгерской), после драматических революционных событий временно вошла в состав Чехословакии (1919–1945). От самодержавной Российской Империи отделились Финляндия, Латвия, Литва, Закавказье. Перефразируя слова Бакунина о разделенной Польше, можно сказать, что эти молодые государственные образования возникли «на трупе России».

http://ruskline.ru/opp/2022/08/23/ewe_ra...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010