Тихвинский Федор Васильевич (1862–?) – бывш. священник, член Всероссийского крестьянского союза. Депутат II Гос. Думы от Вятской губ., труд. Священник с. Чудинова Орловского уезда, за либеральные взгляды находился в опале, за что был переведен служить из Уржумского уезда в село. Законоучитель местной гимназии. Участвовал в издании газеты «Трудовой Народ» (1907). В Думе выступал с речами по аграрному вопросу и за отмену смертной казни. После роспуска Думы за политическую деятельность был лишен священного сана. – 318, 319 Тихомиров Лев Александрович (19.01.1852–16.10.1923) – народоволец, затем религиозный публицист и философ. В 1870–1880 гг. – один из главных идеологов революционной партии «Земля и воля», член Исполкома партии «Народная воля». После разгрома партии в 1881–1882 гг. эмигрировал в Париж. За границей Тихомиров пережил духовный перелом и поворот к православию. Он публично отрекся от своих революционных взглядов и в 1888 г. написал работу «Почему я перестал быть революционером», направил царю личное покаянное послание и в том же году получил разрешение вернуться в Россию, где написал многочисленные книги и статьи православно-монархического содержания. С 1909 по 1918 г. – редактор и издатель монархической газеты «Московские ведомости». Автор книг «Монархическая государственность» (1905) и «Религиозно-философские основы истории» (1918). Умер в Сергиевом Посаде. См. библ. – 290 Тихон, епископ Костромской см. Тихон (Василевский Николай), архиепископ Тихон (Василевский Николай) (01.05.1867–17.07.1927) – архиепископ Курский и Обоянский, обновленческий «митрополит» Киевский и Галицкий. В 1891 г. окончил Киевскую духовную академию, кандидат богословия, инспектор Ладинского епархиального женского училища. С 1892 г. – учитель Херсонского духовного училища. С 1893 г. – учитель Полтавского духовного училища. 28.06.1895. пострижен в монашество. 17.07.1895 рукоположен во иеромонаха. С 1895 г. – инспектор Томской духовной семинарии. С 1897 г. – инспектор Минской духовной семинарии. В 1898 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Минской духовной семинарии. С 09.12.1899 – председатель Минского епархиального учительского совета. 26.05.1903 хиротонисан во епископа Балтского, викария Подольской епархии. 16.06.1905 – епископ Костромской и Галичский. 11.07.1914 возведен в сан архиепископа. 11.07.1914 г. – архиепископ Курский и Обоянский. С 15.05.1917 архиепископ Курский и Белгородский; с 02.09.1917 на покое. С 1917 г. епископ Воронежский и Задонский. В 1923 г. уклонился в обновленческий раскол и был возведен в сан обновленческого «митрополита» Киевского. Возглавлял Гомельскую, Воронежскую, Киевскую обновленческие кафедры. Скончался на Воронежской обновленческой кафедре без воссоединения с Православной Церковью. – 259

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРЕЧЕК [Йиречек; чеш. Jireek] Константин Йосеф (24.07.1854, Вена - 10.01.1918, там же), чеш. историк, славист. Внук слависта П. Й. Шафарика . В 1875 г. окончил философский фак-т кафедры истории Карлова ун-та в Праге, где в 1876 г. защитил докт. диссертацию. С 1877 г. доцент, работал на кафедре географии и истории Юго-Вост. Европы. С 1884 г. профессор общей истории и истории славян. С 1893 г. профессор слав. филологии на философском фак-те Венского ун-та. С 1879 г. главный секретарь Мин-ва народного просвещения Болгарии. В 1881-1882 гг. министр народного просвещения, в 1882-1884 гг. председатель Учебного комитета при мин-ве. С 1884 г. директор Болгарской народной б-ки. С 1893 г. советник при Правительстве Австро-Венгрии по вопросам Балкан. Член Чешской академии наук, лит-ры и искусств, Королевского чешского научного об-ва, Венской АН (1898), Болгарской АН (1898), иностранный член-корреспондент С.-Петербургской АН (1914), почетный член Имп. Казанского ун-та (1914). Научные исследования И. были посвящены истории балканских славян. В «Истории болгар» (дис. Djiny národa Bulharského. Praha, 1876; История болгар. Од., 1878; неск. болг. изданий) и «Истории сербов» (Geschichte der Serben. Gotha, 1911-1918. 2 Bde; Ucmopuja Срба. Београд, 1922-1923. 4 он впервые представил последовательное изложение истории этих народов, основанное на авторитетных источниках. Исследуя историю болгар, И. пришел к заключению, что Крещение Болгарии было вызвано политическими причинами, а не деятельностью св. равноап. Кирилла. В «Истории сербов» И. на основе археологических данных предложил версию о лингвистической границе, проходившей от г. Лячи в Албании через Софию вдоль Балканских гор к Варне, на север от этой предполагаемой границы в эпоху поздней Римской империи господствовала латынь, а на юг - древнегреч. язык. В отчетах о многочисленных путешествиях по Болгарии И. писал об археологических памятниках, помещал сведения по религ. истории, этнографии, экономике и статистике (Княжество България. Пловдив, 1899). Он опубликовал тексты исторических источников, напр. Типикона св. Саввы Сербского (Типик св. Саве за манастир Студеницу//ГСУД. 1874. 40. С. 132-182). Лит.: K. Jireek: Sein Leben, schöpferisches Wirken und sein wissenschaftliches Erbe: Vortäge und Diskussionen der am 30.- 31. Okt. 1979 veranstalteten wissenschaftlich-theoretischen Konferenz. W., 1980; Dorovsky I. K. Jireek: Zivot a dílo. Brno, 1983; Милтенова А. Иречек К.//КМЕ. 1995. Т. 2. С. 118-120; Р. Jupeчek К. J.//Ehцukлoneдuja српске ucmopuorpaфuje. Београд, 1997. С. 408-409. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/673921.html

Как и Федоровский городок. Ратная палата является памятником " русского стиля " , переживавшего расцвет в эпоху модерна, что было во многом связано не только с развитием исторической науки, но и с ростом интереса к искусству русского средневековья. Первоначально предполагалось расположить в Палате музей истории русских войск. Но с началом войны с Германией в 1914 году было решено создать Государеву Ратную палату и музей войны, разместив в них галерею портретов георгиевских кавалеров и трофеи, доставленные с полей сражений. В 1915 году начальник царскосельского Дворцового управления князь М.С. Путятин согласно воле Императора запросил в войсках материалы для музея. Портреты около 500 георгиевских кавалеров размерами 39х30 см писали художники по фотографиям и описаниям сослуживцев. Принимались портреты заслуживших три или четыре георгиевских креста и полный комплект георгиевских медалей. В 1916 году из Артиллерийского исторического музея в Ратную палату были переданы особо ценные трофеи идущей войны. В 1918 году здесь открылся народный музей войны 1914-1918 гг. Музей задумывался как обширное собрание не только трофеев и предметов войны, но и произведений литературы и искусства, документов и фотографий. Но в 1919 году музей был упразднен. Экспонаты Ратной палаты перешли в другие музеи и хранилища. Сегодня здания, пострадавшие в период Великой Отечественной войны, в целом восстановлены. Ныне здесь расположены реставрационные мастерские. Частое присутствие в Царском Селе царского двора в 1890-1900-х гг. повлекло за собой строительство на северо-востоке Фермерского парка большого комплекса казарм для полка казачьего конвоя и сводного пехотного полка. Комплекс казарм, как и другие сооружения в окрестностях Федоровского городка, построены неорусском стиле. Протяженное П-образное здание декорировано многочисленными шатровыми башенками. В настоящее время этот комплекс существует со значительными изменениями и утратами части зданий. Сегодня городок, разрушенный войнами и революциями, постепенно начинает приобретать прежний вид. Федоровский городок передан Русской Православной Церкви в бессрочное пользование. Постройки комплекса находятся под охраной ГИОП. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в 1994 году благословил создание на базе архитектурного комплекса " Федоровский городок " Патриаршего подворья для духовно-просветительского центра Русской Православной церкви, включающего в себя резиденцию Патриарха Московского и Всея Руси в Санкт-Петербурге; музей истории развития и деятельности Русской Православной церкви в Санкт-Петербурге и северо-западном регионе России, учебную деятельность, создание иконописных мастерских, возрождение старинных ремесел, гостиничные услуги.

http://sobory.ru/article/?object=00455

Более того. Урланис вовсе не упоминает данные о потерях Русской Армии в Первую мировую войну, помещенные в т. 50 БСЭ 2-го издания. Причем томе, вышедшем буквально за пару лет до издания книги Урланиса, и в котором должны были учтены материалы, не только вышедшие к 1939 году, но и позже. И данные эти, как мы помним, вполне подтверждают данные о потерях сборника 1925 года. Не знать этого Урланис просто не мог. А значит, научной добросовестности ради должен был их упомянуть среди прочих, и как-то прокомментировать. Хотя бы резко критически. Но ни слова, ни звука, будто и не было этих данных… Право, единственная ассоциация, приходящая в голову, это знаменитый сеанс одновременной игры в «Шахматном клубе четырех коней» в городе Васюки, в ходе которого гроссмейстер О. Бендер спрятал в карман черную ладью. Теперь можно привести и таблицу, результирующую усилия автора «Людских потерь вооруженных сил» . Хотя, с другой стороны, какие уж тут усилия, если точно такая же «уточненная» цифра потерь приведена в т. 44 БСЭ 1939 года? Вид потерь Количество, тыс. чел. Убитые Умершие от ран Умершие от отравления газами Итого безвозвратные боевые потери Умершие от болезней Умершие в плену Умершие от несч. сл-в и проч. причин Итого безвозвратные небоевые потери Вслед за таблицей следует еще один пассаж: « Установленную нами цифру потерь России в войне 1914-1918 гг. можно подвергнуть проверке на основе местных выборочных обследований, проведенных после войны. Нам известны два таких обследования − на Украине и на Дону» . И автор действительно провел такие сравнения с обследованием на Украине в 1923 году , и обследованием на Дону в 1924 году . И все прекрасно совпало. Уже после сравнения с украинским обследованием автор с законной гордостью отмечает, «что результаты обследования полностью подтверждают нашу цифру потерь России» . А после сравнения с обследованием на Тихом Дону подводится скромное с достоинством резюме: «Таким образом, установленная нами цифра потерь России в 1,8 млн. убитых и умерших в войне 1914-1918 гг. получила веское подтверждение по материалам двух местных массовых обследований» . Это «веское подтверждение» требует комментария.

http://ruskline.ru/analitika/2021/07/22/...

Фудель Иосиф Иванович, протоиерей (1864 — 1918) — родился в семье делопроизводителя по хозяйственной части Владимирского драгунского полка. После окончания юридического факультета Московского университета в 1899 г. принял священство. Служил в Белостоке, в 1892 — 1907 гг. — священник Московской Бутырской тюрьмы, в 1907 г. служил в церкви на Арбате. В 1908 — 1914 гг. издавал «Приходский вестник», опубликовал около 250 брошюр и статей. Был близок к Оптиной и Зосимовой пустыням, дружил с К.Н.Леонтьевым и кругом лиц, входивших в Общество ищущих христианского просвещения (М.А.Новоселов, Ф.Д.Самарин, П.Б.Мансуров, В.А.Кожевников, С.Н.Булгаков, священник Павел Флоренский). Скончался 2(15) октября 1918 г. Сыну протоиерея Иосифа — Сергею Фуделю — принадлежит целый ряд работ мемуарного характера: Отец Павел Флоренский. Париж, 1972 (под псевд. Ф.Уделов); Воспоминания (рукопись). 38 См.: Томсон (лорд Кельвин) Уильям. Строение материи. Популярные лекции и речи. СПб., 1895. 39 Когда молчат, громко кричат (лат.). — Цицерон. Первая речь против Катилины 8, 21; зд. в значении «красноречивое молчание». 40 Когда молчим — кричим (лат). 41 Мк. 7, 15. Ср. Мф. 15, 11. 42 Ср. Еф. 5, 13. 43 «Языческий и христианский крест. Заметки о его первоначальном существовании в язычестве и последующем приспособлении христианством. Перевод, основанный на втором издании, дополненном и расширенном за счет новых иллюстраций» (фр.). 44 «Поистине, сколь трогательна должна быть религия, которая по примеру язычества прибегает к подобным возбуждениям благочестия. Вера входит через уши, а не через глаза» (фр.). Ср.: «Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10, 17). 45 Пропуск в оригинале. 46 См.: Аристотель. Метафизика, 980а — 980в (Аристотель. Соч. в четырех томах. Т. 1. М., «Мысль», 1976, с. 65). 47 Аристотеля Метафизика. Пер. с греч. подлинника и объяснения П.Первова и В.Розанова. Вып. 1. Книги I — V. СПб., 1895. — Извлечено из ЖМНП за 1891 — 1895 гг., с. 16. 48 «Природа не подвизается обособлять и уединять, но, действуя и живя, она представляет из себя стремление от целого к частям» (нем.). Взято из кн. Эмилий Метнер. Разбор взглядов Р.Штейнера в связи с вопросами критицизма, символизма и оккультизма. М., «Мусагет», 1914, с. 150. 49

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=756...

Лит.: Виноградов В. Н. Румыния в годы первой мировой войны. М., 1969; Лебедев Н. И. Крах фашизма в Румынии. М., 1976; Мадиевский С. А. Полит. система Румынии, посл. треть XIX - нач. XX в.: Монархия, парламент, правительство. М., 1980; Jelavich B. Russia and the Formation of the Romanian National State, 1821-1878. Camb., 1984; Очерки полит. истории Румынии, 1859-1944/Отв. ред.: И. И. Минц, Н. И. Лебедев. Киш., 1985; Краткая история Румынии с древнейших времен до наших дней/Отв. ред.: В. Н. Виноградов. М., 1987; Проблемы внутри- и внешнеполит. истории Румынии нового и новейшего времени/Отв. ред.: С. А. Мадиевский. Киш., 1988; Livezeanu I. Cultural Politics in Greater Romania: Regionalism, Nation Building and Ethnic Struggle, 1918-1930. Ithaca, 1995; Бессарабия на перекрестке европ. дипломатии: Док-ты и мат-лы/Отв. ред.: В. Н. Виноградов. М., 1996; Scurtu I., Buzatu G. Istoria românilor in sec. XX. Bucur., 1999; King C. The Moldovans: Romania, Russia, and the Politics of Culture. Stanford, 2000; Советско-румын. отношения, 1917-1941: Док-ты и мат-лы/Ред.: А. А. Авдеев, М.-Р. Унгуряну. М., 2001. 2 т.; Mitrasca M. Moldova: A Romanian Province under Russian Rule: Diplomatic History from the Archives of the Great Powers. N. Y., 2002; Structuri politice în Europa Central i de Sud-Est: (1918-2001)/Coord. I. Scurtu. Bucur., 2003. Vol. 2: România; История Румынии/Сост.: С. С. Андя, И. Болован, И.-А. Поп и др. М., 2005; Gallagher T. Modern Romania: The End of Communism, the Failure of Democratic Reform, and the Theft of a Nation. N. Y., 2005; Исламов Т. М., Покивайлова Т. А. Вост. Европа в силовом поле великих держав: Трансильванский вопрос, 1940-1946 гг. М., 2008; Istoria Transilvaniei/Coord. I. A. Pop, Th. Nägler, A. Magyari. Cluj-Napoca, 2008. Vol. 3: De la 1711 pân la 1918; Забытый агрессор: Румынская оккупация Молдавии и Транснистрии/Сост.: А. Р. Дюков. М., 2010; Мельтюхов М. И. Бессарабский вопрос между мировыми войнами, 1917-1940. М., 2010; Boia L. Istorie i mit în contiina româneasc. Bucur., 2011; Constantiniu F. O istorie sincer a poporului român. Bucur., 2011; Iliescu I. Fragmente de via i de istoria trit. Bucur., 2011; История Балкан: Судьбоносное 20-летие, 1856-1878 гг./Отв. ред.: В. Н. Виноградов. М., 2013; Гросул В. Я. Молдавское движение до и после образования Румынии, 1821-1866 гг. Киш., 2014; Центр. и Юго-Вост. Европа, кон. XX - нач. XXI вв.: Аспекты обществ.-полит. развития/Отв. ред.: К. В. Никифоров. М.; СПб., 2015; История Балкан: На переломе эпох, 1878-1914 гг./Отв. ред.: К. В. Никифоров. М., 2017; Cuza B. Sensul reformelor bisericeti din timpul domniei lui Alexandru Ioan Cuza - ca factori premergtori determinani ai recunoaterii Autocefaliei i obinerii independenei Bisericii Ortodoxe Române//Text i discurs religios. Iai, 2018. Vol. 9. P. 225-244.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРЬЕВ Иван Федорович (5.10.1872/73, с. Чердаклы (Покровское) Ставропольского у. Самарской губ.- после 1921), богослов, библеист. Сын мещанина г. Симбирска. Окончил Симбирское ДУ, Симбирскую ДС по 1-му разряду, в 1893-1897 гг. учился в Казанской ДС на казенный счет. Окончил первым по списку. Ученик П. А. Юнгерова . В 1897-1898 гг. профессорский стипендиат по кафедре Свящ. Писания ВЗ. С 3 сент. 1898 г. преподаватель Свящ. Писания ВЗ Астраханской ДС, с 20 янв. 1900 г. преподаватель рус. и гражданской истории Саратовской ДС, одновременно с 9 марта 1900 по 3 сент. 1907 г. помощник инспектора семинарии. 4 июня 1902 г. в КазДА защитил магист. дис. «Пророчества Исаии о Мессии и Его царстве». С 16 авг. 1910 г. экстраординарный профессор по 2-й кафедре Свящ. Писания ВЗ КазДА, одновременно с 1 янв. 1912 по кон. 1914 г. редактор ж. «Известия по Казанской епархии», с 1 окт. 1915 г. преподаватель англ. языка. Свящ. Писание ВЗ преподавал в академии до конца ее существования в марте 1921 г., когда академия находилась на полулегальном положении. В нояб. 1918 г. был арестован, но вскоре отпущен. Одновременно в 1920-1922 гг. преподавал в Казанском политехническом ин-те. 21 марта 1921 г. вместе с др. профессорами академии был арестован, отпущен 5 окт. 1921 г. Президиумом ВЧК осужден к 1 году концлагерей условно. В отличие от др. преподавателей академии он был обвинен не только в «незаконной религиозной деятельности», но и в «чтении лекций по богословию» студентам политехнического ин-та (нарушение Декрета ВЦИК от 23 янв. 1918 г.). Дальнейшая судьба неизвестна, но в 20-30-х гг. XX в. на территории Татарской АССР репрессирован не был. Реабилитирован Прокуратурой Республики Татарстан 26 авг. 1992 г. Основной труд Г.- «Пророчества Исаии о Мессии и Его царстве» является первым значимым трудом для рус. дореволюционной библеистики в области ветхозаветной мессиологии и представляет собой экзегетическое исследование, характерное для школы Юнгерова.

http://pravenc.ru/text/168125.html

Рейснер Михаил Андреевич (1868–1928), правовед, окончил юридический факультет Варшавского университета; преподавал в Киевском и Томском университетах; в 1903–1907 гг. в эмиграции; с 1907 г. преподавал в Петербургском университете, Психоневрологическом институте, на Высших женских историко-литературных и юридических курсах, на Высших коммерческих курсах при Обществе для распространения коммерческих знаний; в 1918 г. был учредителем Социалистической (позже Коммунистической) академии; член Русского психоаналитического общества. Участник прений. Розанов Василий Васильевич (1856–1919), русский мыслитель, писатель, один из инициаторов и организаторов РФС, в 1907–1908 гг. активный участник РФО, член Совета. В январе 1909 г. вышел из Совета РФО в знак протеста против идейного направления общества, которое, по его мнению, навязывали Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Д.В. Философов. Изгнан из РФО в январе 1914 г. Доклады: «О нужде и неизбежности нового религиозного сознания» (15 октября 1907 г.), «О сладчайшем Иисусе и горьких плодах мира» (21 ноября 1907 г.), «О христианском аскетизме» (12 марта 1908 г.), «О народобожии» (26 ноября 1908 г.), «О радости прощения» (4 мая 1909 г.). Свенцицкий Валентин Павлович (1881–1931), писатель, публицист; учился на историко-филологическом факультете Московского университета; в 1905 г. один из организаторов Христианского братства борьбы и Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева в Москве; в 1917 г. принял сан священника; несколько раз был арестован; умер в ссылке в Сибири. Доклад: «Мировое значение аскетического христианства» (14 февраля 1908 г.). Свирский Игнатий Михайлович (1885–1968), католический священник, профессор католической духовной семинарии в Петербурге, после 1917 г. жил в Польше, с 1946 г. епископ. Доклад: «Авторитет, законы и церковность» (28 января 1916 г.). Сизов Михаил Иванович (1883–1956), литературный критик и переводчик; в 1903 г. поступил на естественно-историческое отделение физико-математического факультета Московского универститета; в 1907 г. за отсутствием кафедры физиологии животных перевелся в Петербургский университет, который и окончил; с 1912 г. преподаватель естественной истории, географии и физики в частной женской гимназии Львовых в Москве; друг Андрея Белого, входил в кружок «аргонавтов»; сотрудник изд-ва «Мусагет»; антропософ, в 1914 г. участник строительства «Гётеанума» в Дорнахе (Швейцария); в 1920-е гг. состоял в Ордене тамплиеров и в Ордене розенкрейцеров, был арестован по «Делу Веревина» в 1933 г., в наказание зачли срок предварительного заключения и отпустили; с 1933 г. преподаватель физики в Станкоинструментальном институте и научный сотрудник Института высшей нервной деятельности; в 1938–1948 гг. работал в Институте курортологии в Сочи; в начале 1950-х гг. вернулся в Москву и работал в системе АН СССР. Участник прений.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРОМАНН Громанн [нем. Grohmann] Адольф (1.03.1887, Грац - 21.09.1977, Инсбрук), австр. востоковед. Учился в Венском ун-те, где в 1911 г. защитил дис. «Видения апы Шенуте из Атрипа на эфиопском, арабском и коптском языках», опубликованную в 1913-1914 гг. В 1915 г. получил звание доцента в том же ун-те. В 1923-1945 гг. заведовал кафедрой семит. филологии в Немецком ун-те Праги, в 1949-1956 гг. был профессором вспомогательных дисциплин исламской истории Каирского ун-та, с 1956 г. почетный профессор Инсбрукского ун-та. В 1918 г. Г. написал большую ст. «О происхождении и развитии эфиопской письменности», в к-рой проследил возможные параллели с северо- и южноараб. алфавитами, обозначение гласных, затронул и нек-рые др. вопросы. В 1919 г. опубликовал труд «Эфиопские гимны Марии», рус. арабист и эфиопист И. Ю. Крачковский назвал эту работу основной для изучения духовной поэзии эфиопов, содержащей историко-лит. анализ и исследование сложной и запутанной эфиоп. стихотворной формы ( Крачковский. С. 120). Будучи учеником Н. Родоканакиса, австр. знатока южноараб. и араб. древностей, Г. продолжил дело учителя. Среди работ в этой области следует упомянуть «Введение и хрестоматия в арабские папирусы» и «Арабскую палеографию». Соч.: Die im Äthiopischen, Arabischen und Koptischen erhaltenen Visionen Apa Schenute " s von Atripe//ZDMG. 1913. Bd. 67. S. 187-267; 1914. Bd. 68. S. 1-46; Über den Ursprung und die Entwicklung der äthiopischen Schrift//Archiv für Schriftkunde. 1918. Bd. 1. S. 57-87; Äthiopische Marienhymnen//ASGW. 1919. Bd. 33. N 4; Einführung und Chrestomathie zur arab. Papyruskunde. Praha, 1954; Arabische Paläographie. W., 1967-1971. 2 Bde. Лит.: Крачковский И. Ю. Введение в эфиопскую филологию. Л., 1955. С. 65, 120, 121, 148, 149, 153, 154; Gottschalk H. L. Adolf Grohmann//Almanach für das Jahr 1978/Österreichische Akad. d. Wiss., 1978. W., 1979. S. 331-341. С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/168171.html

церковных деятелей. Чекисты называли его «черным обер-прокурором». В 1927 на основании документов Московской Патриархии завершил работу над «Алфавитным списком иерархов Православной Российской Церкви, пребывающих в пределах СССР», который стал одним из основных источников известного каталога архиереев митрополита Мануила. Трижды подвергался аресту: в 1922 (вскоре освобожден), 1924 (в Соловках по 1926) и 1932 гг. После освобождения (не позднее 1936 г.) проживал в г. Сольцы (Новгородская обл.). Дальнейшая судьба пока неизвестна. 627 См.: Об исправлении. 26 об., 137–143. Анастасий (Александров , 1861–1918) окончил Казанский унтт, канд. историко-филологических наук (1883), магистр сравнительного языковедения и приват-доцент Юрьевского ун-та (1886), затем – Харьковского ун-та, д-р сравнительного языковедения и экстраординарный профессор (1888), декан историко-филологического факультета Казанского ун-та (1905), заслуженный ординарный профессор (1911). Одновременно с 1910 д-р церковной истории и ординарный профессор КазДА. Пострижен в монашество, рукоположен и возведен в сан архимандрита, назначен инспектором (1911) КазДА, ректором с возведением в сан еп. Чистопольского (1912); еп. Ямбургский, ректор СПбДА (1913–1918); пред. Комиссии по научному изданию славянской Библии (1915–1918). 628 См. письмо Здравомыслова к Орлову от 30 мая 1913 г.: «Комиссиею поручено мне спросить Вас, какие причины задерживают печатание Цветной Триоди настолько, что каждый лист корректуры приходится выпрашивать. Если Типография не в состоянии выполнять подобные работы, то Комиссия будет просить Св Синод о переносе печатания новоисправленных богослужебных книг в С.-Петербург». То же, от 23 мая 1914 г.: «По поручению Высокопреосвященнейшего Сергия, архиеп. Финляндского, обращаюсь к вам с покорнейшею просьбою зависящего распоряжения о возможно скорейшем окончании печатанием Пентикостариона. Замедлением в печатании этой книги Его Высокопреосвященство очень озабочен и не знает, чем можно объяснить такую продолжительную остановку в напечатании давно исправленных и разрешенных к печати листов. Благоволите меня уведомить для доклада Его Высокопреосвященству». На последнее письмо Орлов отвечал, что печатанию помешала забастовка типографских рабочих и обещал принять все меры к ускорению дела (Пентикостарион. 5–5 об., 8–9). 631 Триодь Цветная. М.: МСТ, 1913. (Библиотека СПбДА. Инв. Р-309.) На титульном листе карандашный автограф Мироносицкого, ниже – надпись чернилами: «Экземпляр члена Комиссии по исправлению текста богослужебных книг, Постоянного члена Училищного Совета при Св Синоде, действительного с с П.П. Мироносицкого »; То же. Инв. 72540. На титульном листе автограф Чуриловского, дата: 19 февраля 1913 г. Ниже – надпись: «Экземпляр справщика Петроградской Синодальной Типографии, члена Комиссии по исправлению текста богослужебных книг с с Н.Ф. Чуриловского». Для сравнения использовалось издание: Триодь Цветная. М.: МСТ, 1914.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010