В Астрахани, несмотря на столь серьезную занятость по службе в семинарии и епархиальной газете, о. Василий Сокольский продолжал заниматься просветительством, выступал с лекциями и печатными трудами на богословские темы и общественно-значимые, злободневные темы. В Астрахани, помимо упомянутого исследования о семье, была издана его работа о благотворительности, помощи нищим и бездомным. 20 ноября 1913 года о. Василий Сокольский был назначен ректором Черниговской духовной семинарии и возведен в сан протоиерея. В Чернигове о. Василий сотрудничал с братством святого Михаила, князя Черниговского, под эгидой которого были изданы отдельными брошюрами его статьи: «Для ищущей Бога интеллигенции» (1913), «Счастье и вечность» (1914), «Изложение и разбор учения социализма» (1914). В Чернигове о. Василий прочитал лекцию «Человек и обезьяна» на тему дарвинского учения 10 февраля 1913 года в Чернигове, в зале Николаевского Епархиального дома, о. Василий прочитал лекцию «Человек и обезьяна». Лекция на тему дарвинского учения и христианского взгляда на происхождение человека затрагивала одну из важнейших проблем русского общества начала XX века – как предостеречь человека от падения в «скотское состояние». По сути, именно этот процесс превращения человека в зверя, о котором говорил о. Василий и другие русские богословы и который несколько лет спустя так живо и страшно опишет Ф. Кафка, и есть главная причина трагедии XX века. «Мы люди, а не безответственные животные. Не участвуйте в жизни как звери в борьбе за существование, объявляя войну всем и каждому, лишь бы обеспечить себе материальные блага жизни. А вместо этого “любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный”», – призывал в своей лекции о. Василий.

http://pravoslavie.ru/150917.html

В то же время является идущий от востока иной Ангел с печатью Бога Живого; и пока запечатлеваются этой печатью рабы Божии, первые четыре Ангела удерживаются от назначенного им дела – вредить земле и морю. Запечатленных оказывается собственно из Израильтян – сто сорок четыре тысячи, по двенадцать тысяч из каждого колена. Но затем Тайнозритель увидел из всех языков и колен такое множество людей, которое и перечесть нельзя; все они, в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках, стояли перед престолом и громогласно воспевали Бога и Агнца, причем и все Ангелы воздали славу Богу с живейшим восторгом и благоговением. Один из старцев, находящихся перед престолом, изъяснил Тайнозрителю, что все это бесчисленное множество белоризцев, носящих в руках знамения победы, убелили ризы своя в крови Агнчи, и в блаженное состояние пришли от великой скорби. Тем и оканчивается первая сторона зрелища. Но так как здесь Ангелы, назначенные вредить земле и морю, явились прежде всего (7:1), – что и указано нами: то и грозную сторону зрелища, как уже предначатую, должно выставить на вид в связи с первой, светлой или радостной стороной. Агнец снимает седьмую печать с книги судеб и после около получасового безмолвия, являются перед Богом семь Ангелов, которым дается семь труб. Между тем иной Ангел возлагает на златый жертвенник, находящийся перед престолом Божьим, множество фимиама с молитвами всех святых, которые с дымом фимиама и возносятся пред Бога; а с жертвенника тот же Ангел берет в свою кадильницу огонь, который и повергает на землю: вследствие этого происходят гласы, громы и молнии, и землетрясение, и семь Ангелов уготовляются трубить в свои трубы. По трубному гласу первого Ангела град и огонь, смешанные с кровью, пали на землю, от чего погорела —220— третья часть земли и вся зеленая трава. По трубному гласу второго Ангела – как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; а третья часть моря стала кровью, и в море умерла третья часть одушевленных тварей, и погибла третья часть кораблей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Великий апостол языков разъясняет нам эту тайну незаконченной жизни и деятельности наших предков. Отвечая на свою и нашу думу, он говорит, что «все сии, свидетельствованные в вере», именно потому «не получили обещанного», что «Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства». Их труд не напрасен, хотя ими самими и не был закончен, их дело не бесплодно, хотя в жизни земной они и не получили желанного плода. Их труд будет закончен и плод свой они приимут, если мы, их преемники, станем продолжателями их дела и труда. По закону правды Божией они должны достигнуть совершенства не иначе, как чрез нас. Почившие труженики родной Академии умерли сами, но не умерли их дела, их религиозно-научные идеи и планы. Эти идеи и планы живут здесь, в этих стенах, в духовной атмосфере нашего святилища духовной науки и ждут себе новых носителей, которые бы восприняли, усвоили их себе и на плодоносной почве своих свежих сил и талантов раскрыли, развили их дальше и осуществили шире и полнее. И вот теперь от каждого входящего в наше святилище духовной науки зависит: воспринять, усвоить себе эти заветные идеи и планы, стать их новым носителем и тем дать им дальнейшее развитее и жизнь, или же отречься от них и тем дело почивших тружеников осудить на бесплодие, лишить полного смысла и ценности. Конечно, никакому отдельному новому труженику не довершить единолично дела отцов —253— и дедов наших, но это должны сделать преемственно грядущие поколения насельников нашего святилища науки: там, где кончит работу наше поколение, ее станет продолжать новое поколение новых тружеников, а с того пункта, где смерть прервет их работу, ее продолжат еще новые поколения. И так, в конце концов, на духовном основании, заложенном почившими насельниками дорогой Академии, многовековыми трудами человечества будет создано то торжество истины, добра и правды царства Божия, которого они чаяли. Когда и как оно наступит, точно неведомо нам, но несомненно, оно наступит тогда, когда «придет Господь во славе своей» ( Мф.16:27 ). Тогда ныне почившие труженики нашей дорогой Академии, по всемогущему Творческому слову, внидут в это царство и с веселием узрят плоды трудов своих, осуществление своих самых дорогих чаяний, и не только узрят, но и вместе с продолжателями и завершителями своей жизненной работы, пожнут от трудов своих во «сто крат», ибо «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящими Его» ( 1Кор.2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Да воссияет свет мира во всем мире. Аминь. Пермь. 1 октября 1914 года, день Покрова Владычицы Напутственное слово отправившемуся на поле брани лазарету от крестьянства Пермской губернии 48 Сказано на молебствии 25-го октября 1914 года в града-пермской Воскресенской церкви Молитвенно напутствуем мы ныне вас, идущих туда, где грохот орудий заглушает стоны страдальцев – наших доблестных воинов, защитников Отечества. Бодро идите на это святое дело и послужите вместо нас всех нашим подвижникам героям-воинам. Высок и светел избранный вами путь милосердования. Но он и труден весьма, а потому требует и особенного к нему с нашей стороны внимания. Хорошо знаем, что все мы в самой пустяковой болезни бываем чрезмерно капризны и требовательны. Тем более это возможно на поле брани, когда и без того уже измученный длительными походами и боевыми делами воин оказывается раненым. Вот тут и запаситесь так необходимой силой неистощимого терпения, чтобы вам не был в тягость ни один раненый и чтобы вы, вместо утешения и помощи, не были тоже ему в тягость. А для сего запомните то, что сказал о таком милосердовании Сам наш Спаситель. А Он пророчески предуказал то, что скажет нам на своем последнем Страшном Суде. Тем, кто будет стоять по правую Его сторону на суде, Он скажет: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня... был болен, и вы посетили Меня. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим,, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне ( Мф. 25, 31–40 ). Так и знайте, что это Самого Христа вы окружаете своим милосердованием, за Ним ухаживаете, просящим у вас помощи в лице раненых и больных воинов. Это Его раны вы промываете, умащаете и перевязываете.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikol...

«и пусть он в узах железных и медных, среди полевой травы, орошается росою небесною, и с полевыми зверями пусть будет часть его, доколе не пройдут над ним семь времен» ( Дан.4:20 ); «тебя отлучат от людей, и обитание твое будет с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, росою небесною ты будешь орошаем, и семь времен пройдут над тобою». ( Дан.4:22 ); «и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет!» ( Дан.4:29 ). Факт очевиден: никаких иных библейских указаний нет, чтобы понимать «7 времен» символически и вообще применять в отношении какого-либо другого события, кроме как безумия Навуходоносора. Между Иерусалимом и 7-ю временами Навуходоносора нет ничего общего, и Библия нигде даже не намекает на это. Свидетели Иеговы только могут голословно предполагать, они не располагают ничем, кроме как жаждой обосновать 1914 год. Также, помимо всего остального, нет никаких библейских указаний конкретно эти «7 времен» отсчитывать именно с даты разрушения Иерусалима. Свидетели Иеговы прибегают лишь к манипуляциям, что «7 времен» символизируют времена язычников, а поэтому их нужно отсчитывать от окончания правления израильских Царей. Основы для этого, конечно, нет. Но что общего Свидетели Иеговы в Библии нашли между «7-ю временами» и «временами язычников»? В Лк.21:24 говорится: «и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников». Следовательно, в 1914 году Иерусалим должен был больше не попираем язычникам. Но разве фактически это произошло? Если понимать в духовном смысле, то также встает серьезная проблема толкования. Следующая проблема – это непосредственный перевод 7-ми времен ровно в 2520 лет. Для этого требуется действительно гигантские усилия «божественных» умов. Это похоже на дешевый фокус для детей. Никакого волшебства, только ловкость рук фокусника, а доверчивые и обманутые юные зрители с надеждой верят в настоящее чудо. Опять же, нет ни одного даже косвенного библейского указания делать это!

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

И. Скерцо Эсхатология Воскресение людей В книге Откровение указываются два различных воскресения: «И я увидел престолы и сидящих на них, которым было дано судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, а также тех, которые не поклонились ни зверю, ни образу его, и не приняли клейма на лоб и на руку свою. И они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Остальные [λοιποι] из мёртвых не ожили [ουκ εζησαν], пока не окончится тысяча лет. Это – воскресение [αναστασς] первое. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним вторая смерть не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа, и будут царствовать с Ним тысячу лет». ( Откр.20:4–6 , ПЕК). «И отдало море мёртвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мёртвых, бывших в них, и они судимы были, каждый по делам своим». (Откровение 20:13, ПЕК). Поскольку весь Новый Завет ясно говорит лишь об одном физическом воскресении после пришествия Господа, неизбежно возникает вопрос, как понимать эти два воскресения в книге Откровение: какое из них образное, а какое физическое. Следует всегда придерживаться понятия, что Евангелие – буквальная часть Нового Завета, а Откровение – символическая книга. «Не удивляйтесь этому, потому что приходит час, когда все [παντες], находящиеся в могилах, услышат голос Его, и выйдут: сотворившие благое – в воскресение [αναστασιν] жизни, сделавшие злое – в воскресение суда». ( Ин.5:28,29 , ПЕК). Евангелие ясно говорит об однократном воскресении всех людей. Стоящее в греческом оригинале Ин.5:28 слово παντες – все, исключает еще какое-либо последуещее физическое воскресение других людей. В связи с этим возникает противоречие с книгой Откровение. Но это противоречие разрешается тем, что одно из воскресений является действительно образным. Свидетели Иеговы подразумевают, что «первое воскресение» не является физическим, а относится к помазанным 144000 на небесах, и оно началось с 1914 года:«Павел отмечал, что их воскресение начнется вскоре после начала присутствия Христа в 1914 году и что одни воскреснут раньше других». (Откровение, его грандиозный апогей близок!, глава 40, стр. 289).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Максим Исповедник, преподобный. Творения. Кн. II. Вопросоответы к Фалласию. Часть I. Вопросы I-LV. Пер. с др.-греч. и комм. С. Л. Епифановича и А. И. Сидорова. – М., 1993. - С. 83-84. Иларион (Троицкий), священномученик. Наука и жизнь: вступительная лекция, сказанная в МДА 11 сентября 1913 года.//Без Церкви нет спасения. – М.-СПб.: Сретенский монастырь – «Знамение», 2000. – С. 284-301. Иларион (Троицкий), священномученик. Прогресс и преображение: вступительная лекция-речь, сказанная в академической аудитории 3 сентября 1914 года.//Без Церкви нет спасения. – М.-СПб.: Сретенский монастырь – «Знамение», 2000. – С. 264-283. Флоренский П., свящ. О цели и смысле прогресса: выступление в философском кружке МДА, 1905 год.//Сочинения. Т. I. – М.: Мысль, 1994. - С. 196-204. Иустин (Попович), преп.Философские пропасти. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 49. Иларион (Троицкий), священномученик. Наука и жизнь//Без Церкви нет спасения. – М.-СПб.: Сретенский монастырь – «Знамение», 2000. – С. 284-301. Иларион (Троицкий), священномученик. Прогресс и преображение: вступительная лекция-речь, сказанная в академической аудитории 3 сентября 1914 года.//Без Церкви нет спасения. – М.-СПб.: Сретенский монастырь – «Знамение», 2000. – С. 264-283. Иер. 17:10: « Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его». Иер. 21:14: « Но Я посещу вас по плодам дел ваших, говорит Господь». Иер. 32:19: « Великий в совете и сильный в делах, Которого очи отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его». Комментарии ( 4): 11 ноября 2011г. 19:54   Прогресс, не создающий регресс (разрушение), это изучение закона Божьего, т.е. есть стяжание души своей, это наука из наук! Это небесная наука! Это наука наук, сообщенная человеку Богом!   Видимо можно сказать   «Ноева – Башня 2» исходя из следующего: 1.Академик Ю. Лопухин: Работы по генетическому шализу различных хромосом обещают быть закончены в ближайшее время. 100 тысяч генов будут точно локализованы-деинтифшшрованы.... инструмент для дискриминационных актов опорочивания или возвеличивания людей, расе и народов.

http://bogoslov.ru/article/2246328

Но как бороться? Самым лучшим способом издревле считалось – лишать противников слова, а – еще вернее – жизни. Когда в Иерусалимском синедрионе думали о применении этих методов к апостолам, Гамалиил, обратившись к членам синедриона, сказал: «мужи израильские, подумайте сами с собой о людях сих, что нам с ними делать. Ибо незадолго пред сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собой довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. И ныне говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его: берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» ( Деян.5:35–39 ). Во имя уважения к чужой свободе свободные мыслители должны признать право на существование за православной философией. А затем во всей силе остается дилемма: человек может узнать истину от Бога или никогда не узнает ее. Свободные философы не могут быть в истине: и ограниченность их разума и безграничность материала подлежащего исследованию для установления истины безусловно лишают их возможности приблизиться к ней. Говоря словами древнего софиста, приходится утверждать, что познание истины невозможно и «по сложности предмета и по краткости человеческой жизни». Но Духовная Академия не претендует на то, что она нашла истину и овладела ею исключительно при помощи собственных сил. Нет; она утверждает иное. Она говорит, что печать божественности лежит на одном религиозном учении – учении христианском, именующим себя богооткровенным. Не вчерашнее это учение. Скоро уже будет две тысячи лет, как оно исповедуется на земле. В нем черпали бодрость, силы, утешение и счастье многие и многие миллионы людей. Пред этим учением преклоняется Академия и ему хочет служить и служит академическая философия. Тем, которые хотят уничтожения этой философии и уничтожения православных академий, словами Гамалиила мы скажем: «берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками». С. Глаголев 11 Июля 1914 г. 1 Сам Плотин в учении о религии пользовался некоторыми мифами для своей системы, но у него этих мифов немного и толкование их совершенно своеобразно: видно он пользовался ими из уважения к преданию, а не как истиной. 2 Плутарх афинский или большой (ум. после 430 г.) не должен быть смешиваем с Плутархом Херонейским (жил в I веке по Р.Х.). Читать далее Источник: В память столетия (1814-1914) Московской духовной академии : Сб. ст., принадлежащих бывшим и настоящим чл. акад. корпорации : В 2 ч./Ч. 1. - Сергиев Посад : тип. Св.-Троиц. Сергиевой лавры, 1915. - 586 с./Глаголев С.С. Философия и свобода. 152-200 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Было и будет. Дневник 1910 — 1914 Авторский сборник публицистики Д. С. Мережковского. Его отклики на литературные, общественные, религиозные события тех лет. Дадим небольшую цитату: «Сегодня люди говорят: Христос воскрес. Но что при этом думают и чувствуют? Может быть, похожее на то, что чувствовали ученики Господни, когда шли в Эммаус, разговаривая с неузнанным Спутником о распятом, погребенном и не воскресшем Господе: — А мы надеялись было. Сегодня Христос воскрес, а завтра сытый отнимет хлеб у голодного так же, как отнимал вчера. Сегодня Христос воскрес, а завтра выйдут проститутки на улицу так же, как выходили вчера… Христос воскрес, но все осталось по-прежнему. Мир как лежал во зле, так и лежит. «А мы надеялись было». «Если Христос не воскрес, то тщетна вера ваша». Не тщетна ли, если даже воскрес? Почему мы перестали верить? Потому ли, что доказана невозможность физическая того, во что мы верили? Но физическая невозможность относится не к вере, а к знанию, к порядку явлений, порядку здешнему; вера же — прорыв, прозрение (интуиция) в иной порядок, «касание мирам иным». Нельзя доказать, что невозможное здесь невозможно и там. Нет, не потому мы не верим, что доказана невозможность физическая, а потому, что открылась — или кажется нам, что открылась — ненужность метафизическая того, во что мы верили. Не как можно, а зачем нужно верить — вопрос для веры убийственный. И в самом деле, зачем нужно верить в воскресение Христа?» В сборник вошли следующие статьи: НА ПУТИ В ЭММАУС СМЕРТЬ ТОЛСТОГО ЗЕЛЕНАЯ ПАЛОЧКА ДВЕ РОССИИ БАЙРОН Св. ЕЛЕНА АЛЕКСАНДР I СТРАШНОЕ ДИТЯ ЗЕМНОЙ ХРИСТОС РАСКОЛОВШИЙСЯ КОЛОКОЛ ДВА ОТРЕЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЕ НАРОДНИЧЕСТВО РОЗАНОВ СУВОРИН И ЧЕХОВ НАЦИОНАЛИЗМ И РЕЛИГИЯ КТО УБИЛ? ГОРЬКИЙ И ДОСТОЕВСКИЙ НЕСОЛЕНАЯ СОЛЬ ВОСТОК ИЛИ ЗАПАД? О ЧЕРНЫХ КОЛОДЦАХ НОЧЬЮ О СОЛНЦЕ МЕРТВАЯ ТОЧКА МАЛЕНЬКИЕ МЫСЛИ Дмитрий Сергеевич Мережковский БЫЛО И БУДЕТ. ДНЕВНИК 1910–1914

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=190...

По трубному гласу третьего Ангела, большая звезда, пылающая подобно светильнику и носящая имя: полынь, пала на третью часть рек и на источники водные, и третья часть воды стала горька, как полынь, от чего умерли многие из людей. По трубному гласу четвертого Ангела затмилась третья часть света в солнце, в луне и в звездах. После громогласного Ангельского предвозвещения о трояком горе, какое должно по­следовать от трубных гласов остальных трех Ангелов, – вострубил пятый Ангел, и из пропасти бездны вышел дым, который помрачил солнце и звезды, и из дыма вышла на землю саранча, – подобная воинским и готовым к брани коням, впрочем с лицами, как бы человеческими, с волосами как у женщин, зато с зубами, как у львов, с лапами, как бы железными, шум от крыл ее – как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну. Назначение ее собственно – мучить в продолжение некоторого времени людей почти невыносимым томлением, однако, не лишать их жизни и не касаться ни травы, ни дерев, ни какой вообще зелени. У этих «безцарных пругов» (ибо саранча не имеет из среды своей какой-либо царицы, по­добно напр. пчелам), у этой грозной саранчи царем сам ангел бездны, по имени губитель. Таково первое горе! Затем вострубил шестой Ангел, и по гласу, вышедшему от жертвенника, освобождаются связанные на Евфрате четыре Ангела, подлинно Ангелы смерти, назначенные в продолжение небольшого времени умертвить из людей третью часть; и при этом появилось конное войско в числе двухсот миллионов (две тьмы тем) всадников, в латах огненных, гиацинтовых и серного цвета, на конях с львиными головами, из которых исходили огонь, дым и сера, решительно смертоносные для третьей части людей. «Прочие же люди, которые не умерли от язв сих, – так заключается изображение этого второго горя, – не раскаялись в делах рук своих, чтобы не покланяться бесам и золотым, серебряным, каменным и деревянным —221— идолам, которые не могут ни видеть, ни ходить; и не раскаялись в убийствах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010