DSAM Dictionnaire de spiritualité ascétique et mystique. Doctrine et Histoire/Publié sous la direction de Marcel Viller, S. J., assisté de F. Cavallera, et J. de Guilbert, S. J., avec le concours d’un grand nombre de collaborateurs. Paris, 1:1937; 2:1953; 3:1957; 4/1:1960; 4/2:1961; 5:1964; 6:1967; 7/1:1969; 7/2:1971; 8:1974; 9:1976; 10:1980; 11:1982; 12/1:1984; 12/2:1986; 13:1988; 14:1990; 15:1991; 16:1994; 17 (Index): 1995. LSJ Liddell H. G., Scott R. A Greek-English Lexicon, revised by Jones H. S. 1940 with a Supplement 1968. Oxford, impression 1994. JBL Journal of Biblical Literature. Philadelphia et al., 1881 – . JThS Journal of Theological Studies. London, 1900–1905; Oxford, 1905 – . 1 (1899/1900) – 50 (1949); NS 1 (1950) – . Mansi Mansi J. D. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collec- tio, in qua praeter ea quae Ph. Labbeus et G. Cossartius... et novissime N. Coleti in lucem edidere, ea omnia insuper suis in locis optime disposita exhibentur, quae J. D. Mansi... evulgavit... Florentiae/Venetiis, 1759–1798 (T. 1–31); Parisiis, —15— 1902–1915 (T. 32–48); Leipzig–Arnhem, 1923–1927 (T. 49–53). (Graz, r 1960–1961. T. 1–53 в 59). Muséon Le Muséon: Revue d’études orientales (Tijdschrift voor oriëntalisme). Louvain-La-Neuve; Louvain: 1 (1882) – 15 (1896), N. S. 1=19 (1900) – 14/15=33 (1913/14); 3. Ser. 1=33 (1915/16); 34 (1921) – . ОСА Orientalia Christiana Analecta. Roma, 1935 – . ОСР Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1935 – . OS Ostkirchliche Studien. Würzburg, 1952 – . ParOr Parole de l’Orient. Kaslik, Liban, 1970 – . PG Patrologiae cursus completus/Accurante J.-P. Migne. Series graeca. Parisiis, 1857–1866. T. 1–161. PL Patrologiae cursus completus/Accurante J.-P. Migne. Series latina. Parisiis, 1844–1864. T. 1–225. PO Patrologia Orientalis /Ed. R. Graffin, F. Nau. Paris, затем Turnhout и Roma; Turnhout, 1903 – . PTS Patristische Texte und Studien. Berlin, 1964 – . REG Revue des Études grecques. Paris, 1888 – . RESEE Revue des Études sud-est européennes. Bucarest, 1963 – . RThom Revue Thomiste. Tolouse, 1 (1893) – 22 (1914); N. S. 1–23 (1918) – 19–41 (1936); 42 (1937); 43 (1937) – 45 (1939) – Année 45–47; 46–54 (1946) – . SC Sources Chrétiennes. Paris, 1940 – . StMon Studia Monastica. Barcelona, 1959 – . StT Studi e Testi: Biblioteca Apostolica Vaticana. Città del Vaticano, 1900 – . ThPh Revue de Théologie et de Philosophie. Lausanne, 3. Ser. 1 (1951) – 27 (1977); 28 – 110 (1978) – . [Ранее: Théologie et philosophie 1 (1868) – 5 (1872); Revues de théologie et de Philosophie et compte rendu des principales publications scientifiques 6 (1873) – 44 (1911); N. S. 1 (1913) – 38 (1950)]. TLG Thesaurus Linguae Graecae E (CD). ViC Vigiliae Christianae: A Review of early Christian Life and Language. Amsterdam, 1947 – . Условные обозначения + добавляет < опускает Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На немногих нотированных листах рукописи РГБ. ОИДР. 107 они внесены в контекст преимущественно силлабического распева в качестве добавочных или альтернативных украшений. Эти кондакарные «вехи» предполагают либо попеременное звучание певца и хора, либо использование в процессе обучения, когда певец (или певцы) осваивал эти украшения «блоками». Исчезновение К. п. исследователи объясняли разными причинами - от чрезмерной сложности «раздробленных» текстов и напевов до недостатка квалифицированных певчих для исполнения; однако эти теории остаются по большей части гипотетическими. Напр., С. В. Смоленский считал, что вышла из употребления только нотация, а стиль пения, будучи записан знаменной нотацией, продолжил существование и позднее стал называться демественным пением ( Смоленский. 1901. С. 54; Он же. 1913. Стб. 1008). Прот. В. М. Металлов в качестве основных причин исчезновения К. п. и его книг называл сложность нотации и общее падение культурного уровня из-за монголо-татар. вторжения; 2-й аргумент следует признать справедливым ( Металлов. Богослужебное пение. 1912. С. 234). Позднее Н. Д. Успенский предложил теорию об антивизант. реакции национально настроенной части рус. клира как главной причине исчезновения К. п. ( Успенский Н. Д. 1960. S. 653), однако в источниках нет данных о том, что рус. пение первых веков отторгало визант. элементы. «Закат» К. п. и его нотации в XIV в., возможно, связан с изменением господствующей литургической практики - со студийской на иерусалимскую. Источники по К. п. могут быть остатками певч. традиции, исчезнувшей в период этого решающего историко-литургического перехода, что подчеркивает их особое положение в церковнопевч. практике Др. Руси. Лит.: Амфилохий (Сергиевский-Казанский), архим. Кондакарий в греческом подлиннике XII-XIII вв. М., 1879. С. 9-51; Смоленский С. В. О древнерус. певч. нотациях: Ист.-палеогр. очерк. СПб., 1901. (ПДПИ; 145); он же. Несколько новых данных о так называемом кондакарном знамени//РМГ. 1913. 44. Стб. 973-977; 45.

http://pravenc.ru/text/1841898.html

Софисты, вып. 1—2. Баку, 1940—1941. 17. Маковелъский А. Древнегреческие атомисты. Баку, 1946. 18. Шндес М. Элеаты. Одесса, 1911. 19. Мачдес М. Огонь и душа в учении Гераклита. Одесса, 1912. 20. Мандес М. К теории познания Гераклита. — Сб. статей в честь В. Бузескула. Харьков, 1914. 21. Михайлова Э., Чанышев А. Ионийская философия. М., 1966. 22. Морозкина 3. Софист Горгий и его учение о знании. — Сб. «Античность и современность», М., 1972. 23. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху Греции. — Собр. соч., т. 1,1912. 24. Ницше Ф. Происхождение трагедии. М., 1903. 25. Овчинников В. О натурфилософии («Физике») Парменида. — Сб. «Харитес», Варшава, 1913. 26. Остроумов С. Фалес.Милетский. Харьков, 1902. 27. Павлинова Н. Пифагор. СПб., 1913. 28. Рожанский И. Анаксагор. М., 1972. 29. Солоникио А. Кризис в духовной жизни древней Эллады конца V b. до Р. X., 1900. 30. Томсон Дж. Первые философы. М., 1959. 31. Хогарт. Иония и Восток. Пг., 1914. 32. Шредер Л. Пифагор и индийцы. Исследование о происхождении пифагорейского учения. — ЖМНП, 1888, 11. 33. Чанышев А. Эгейская пред-философия. М., 1970. 34. Ягодинский И. Софист Протагор. Казань, 1906. 35. Burnet J. Early Greek Philosophy, 1930. 36. Cornford F. М. From Religion to Philosophy. London, 1919. 37. Heidegger М. Der Spruch des Anaximander. — In: М. Heidegger. Holzwege. Frankfurt a./M., 1957. 38. J eager W. The Theology of Early Greek Philosophers. Oxford, 1967. 39. Kahn Ch. Anaximander and the Origin of Greek Cosmology. N. Y. 1960. 40. Kerenyi К. Pythagoras und Orpheus, 1950. 41. Levy I. Recherches sur la Legende de Pythagore. Paris, 1926. 6. СОКРАТ, ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ   Источники 1. Аристотель. Об истолковании. Пер. Э. Радлова. 1891. 2. Аристотель. Риторика. Пер. Н. Платоновой. СПб., 1894. 3. Аристотель. Политика. Пер. С. Жебелева. СПб., 1911. 4. Аристотель. Никомахова этика. — В кн.: «Античный способ производства в источниках», Л., 1933. 5. Аристотель. Метафизика. Пер. А. Кубицкого. М.—Л., 1934. 6. Аристотель. Афинская политика.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

ок. 1844) – священник. Окончил Олонецкую ДС (1869), с 3 октября 1869 – надзиратель, а с 18 декабря 1869 – учитель Петрозаводского ДУ; с 28 августа 1872 по 1 ноября 1901 – преподаватель арифметики и географии Каргопольского ДУ, Казначей Каргопольского уездного отделения Олонецкого Епархиального училищного совета – с 17 мая 1889. Был гласным (ок. 1878–1889, ок. 1896–1901, ок. 1905–1909) Каргопольской городской думы. С 1910 – городской голова Каргополя. 5 октября 1913 рукоположен во диакона, а 6 октября 1913 – во священника к церкви Каргопольского ДУ, в котором стал духовником. 80 Добрынин Михаил Алексеевич; (1922 – 21 ноября 1963). После окончания средней школы поступил в 1940 году на Восточный факультет Ленинградского государственного университета. Участник Великой Отечественной войны. После войны возобновил занятия в Ленинградском университете. В 1950 окончил Восточный факультет по кафедре иранской филологии, затем работал научным сотрудником в Государственном Эрмитаже. В 1954 поступил в Ленинградскую ДА и в 1958 окончил ее, к. б. Оставлен профессорским стипендиатом для подготовки к преподавательской деятельности и одновременно назначен помощником инспектора ленинградских духовных школ. С 1959 преподавал древнееврейский язык, а с 1960, кроме того, – Священное Писание Ветхого Завета на II курсе академии. Член Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии. Редактор «Stimme der Orthodoxie» (1961–1962). См.: Иванов А. , свящ. М. А. Добрынин. (Некролог).//ЖМП. 1964. 1. С. 21–23. 433 Догуревич Тихон Алексеевич. Окончил Могилевскую ДС (1893) и С.-Петербургскую ДА (1897), к. б. Соч.: Свет Азии. Распространение христианства в Сибири в связи с описанием быта, нравов, обычаев и религиозных верований инородцев этого края. СПб. 1899 (на титульном листе 1897). Отзыв: Русская мысль. 1898. 9. С. 379. 68 Доронин – член Совета Высших Богословских курсов от мирян с 21 сентября 1925. 351, 357 Достоевский Федор Михайлович; (30 октября 1821 – 28 января 1881) – русский писатель. 44, 229, 249, 301, 302, 325, 393 Драницын 272 Дроздин Иван Никифорович; (1859 – ?).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

31.12.1865 25.01.1866 08.12.1877 08.12.1877 11.01.1891 17.01.1891 19.01.1891 18.10.1892 24.10.1892 23.04.1904 Гурий Буртасовский 23.04.1904 04.10.1911 Константин Булычев 04.10.1911 20.11.1913 22.12.1913 26.06.1914 11.07.1914 23.09(06.10)1918 30.04(13.05)1919 09(22)11.1918 15(28)02.1922 26.02(11.03)1928 19.01(01.02)1924 после 1924? 21.09(04.10)1933 17.02(02.03)1935 08(21)05.1935 10(23)10.1937 30.08(12.09)1941 26.11 (09.12)1941 29.11(12.12)1941 01.1942 26.03(08.04)1952 18(31)07.1952 18(31)05.1956 Иероним Захаров 18(31)05.1956 30.08(12.09)1959 30.08(12.09)1959 09(22)03.1960 29.11(12.12)1965 07(20)03.1969 07(20)03.1969 07(20)07.1990 07(20)07.1990 10(23)02.1993 10(23)02.1993 28 Архиепископ с 12(25)02.1998. – Этой сноске не определён текст (прим. электронной ред.). Самарская, григ. Основана в 1929 г. 1929 Самарская, обн. (см. Куйбышевская, обн.) Самборо-Дрогобычская Древняя, ныне не существующая. По Н.Д. Иерархия... С. 137, упоминается «...в некоторых исторических летописях...» Время основания неизвестно. Именование – по г. Самбор, Дрогобыч (ныне – Львовская область, Украина). Упоминается на 22-м (предпоследнем) месте в списке русских епархий, помещенном в первом приложении к Типографской летописи (ПСРЛ. Т. 24. С. 233), окончательное формирование которого можно уверенно датировать 1380-ми гг. В этом списке Ростовская (ныне Ярославская) епархия еще имеет статус епископии, а статус архиепископии она получила в 1390 г. Пермская епархия помещена на последнем, 23-м месте, а основание Пермской епархии относится к 1383 г. Помещение на предпоследнем месте Самборской епархии не обязательно свидетельствует о ее основании перед Пермской, т. к. не все епархии помещены в порядке своего основания. Так, одна из древнейших- Ростовская кафедра – помещена на 13-м месте, после епархий более поздних. Помещение Самборской епархии на предпоследнем месте могло свидетельствовать о ее незначительности, отдаленности от основных русских епархий. Не исключено, что в Самборе продолжительное время не было епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Paulinus of Nola. Ed. Härtel, С. S. Ε. L. 2930, Vienna, 1894. Paul of Elousa. Vita Theognii, A.B. 10, pp. 72118. Paulus Helladicus. Epistula Anecdota Byzantina, ed. V. Lindström, Up sala and Leipzig, 1902, pp. 1523. Philostorgius. Historia Ecclesiastica, ed. Bidez, G. C. S. 21, Berlin, 1913. Prise de Jerusalem (Strategius). Georgian Version, ed. and tr. Garitte, La prise de Jerusalem par les Perses en 615, C. S. С. O., Sen Ib., 1112, 1960. Procopius of Caesarea. Wars; Secret History ;Buildings; ed. and. tr. Dewing and Downey, Loeb Classical Library (7 vols), 1914–40. Rumi 11 us of Aquileia. Opera, P. L. 21. Historia Ecclesiastica, continuing Eusebius (bks. 1011), ed. Mommsen, G. C. S. 9, vol. II, pp. 9571040. См. F. X. Murphy, Rufinus of Aquileia (345411), His Life and Works, Catholic University of America, Studies in Mediaeval History, New Series, Vol. VI, Washington, D. C, 1945. Historia Monachorum inAegypto (Latin version), P. L. 21, 387 162. Sarapion of Thmuis. Epistula ad Monachos, P. G. 40, 92542; Letter on the Death of St. Anthony, ed. Draguet, Le Museon 64 (1951), pp. 125. Sebeos. History of Heraclius, Armenian text and Russian translation, ed. Patkanian, St. Petersburgh, 1879; French translation, ed. Macler, Paris, 1904. Severus of Antioch. The Sixth Book of the Select Letters of Sevens, ed. and tr. Brooks, Text and Translation Society, 1904; A Collection of Letters of Severus of Antioch, ed. and tr. Brooks, P. О. XII. 2; Lives, P. О. И; гомилии и другие сочинения см. Р. О., О. С, R. О. С, С. S. С. О., etc. См. J. Lebon, Le Monophysisme severien, Louvain, 1909. Severus of Ashmunein. History of the Patriarchs of the Coptic Church, ed. Evetts, P. 0.1,99214, 381518; V. 125; X. 357552. Socrates. H. E., ed. Hussey (3 vols.), Oxford, 1853; P. G. 67, 29872. Sophronius of Jerusalem. P. G. 87. 3, 31474104; Christmas Sermon (A. D. 534), ed. graece Usener, Kleine Schrifte IV (1913), pp. 16277; DePraesentatione Domini, Bonner UniversitätsProgramm, 3rd. Aug., 1889; On the Baptism, ed. PapadopoulosKeramevs, Ανλεκτα εροσολυμιτικς Σταχυολογας, 5 (1898), pp. 15168.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

297 Louis Bouyer, Le renouveau des etudes patristiques. – in La Vie Intellectuelle, XV (Fevrier 1947), 18. 299 Ср.: М. Lot-Borodine, La Doctrine de la deification dans l’Eglise grecque jusqu’au XI siecle. – in Revue de l’histoire des religions, tome CV, Nr 1 (Janvier-Fevrier 1932), 5–43; tome CVI, Nr 2/3 (Septembre-Decembre 1933), 8–55. 300 Dom Gregory Dix, Jurisdiction, Episcopal and Papal in the Early Church. – Laudate, XVI 62, June 1938), р. 108. 301 Georg Kretschmar, Die Konzile der Alten Kirche. – Die oekumenischen Konzile der Christenheit, hg. v. H.J . Margull, Stuttgart (1961), S. 1. 303 См. Eduard Schwartz, Ueber die Reichskonzilien von Theodosius bis Justinian, (1921), reprinted in his Gesammelte Schriften, IV (Berlin), SS. 111–158. 305 См. В.В. Болотов, Лекции по истории Древней Церкви, III (1913), с. 320 и сл., и его Письма к А.А. Кирееву (изд. Д.Н. Якшина, 1930, с. 31 и сл.); также А.П. Доброклонский , Вселенские соборы Православной Церкви: их структура. – Богословле, XI (2 и 3, 1936), с. 163–172 и 276–287 (на серб. яз.). 308 Ср. Monald Goemans, O.F.M., Het algemeene Concile in de vierde eeuw (Nijmegen-Utrecht, 1945). 309 Primaute des quatre premiers conciles oecumeniques. – Le Concile et les Conciles, Contribution а l’histoire de la vie conciliaire de l’Eglise (1960), р. 75–109. 310 Более подробно смотри мои статьи: Роль Предания в Древней Церкви; Писание и Предание; Откровение и истолкование. 311 См. В. Reynders, Paradosis, Le progre de l’idee de tradition jusqu’a Saint Irenee. – Recherches de theologie ancienne et medievale, V (1933), р. 155–191; La probleme de Saint Irenee. – ibid., VII (1935), рр. 5–27. 312 Ср. Р. Smulders, Le mot et le concept de tradition chez les Peres. – Recherches de Science religieuse, 40 (1952), рр. 41–62; Yves Congar, La Tradition et les traditions. – Etude historique (Paris, 1960), р. 57 ff. 313 См. прежде всего J. Fessler, Institutiones Patrologiae, denuo recensuit, auxit, ed. В. Jungmann, I (Innsbruck, 1890), рр. 15–57; Е. Amann, Peres de l’Eglise. – Dictionnaire de Theologie Catholique, XII, сс. 1192–1215; Basilius Steidle, O.S.B., Heilige Vaterschaft. – Benedictinische Monatsschrift, XIV (1932), SS. 215–226; Unsere Kirchenvaeter. – ibid., 387–398, 454–466.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Библиогр. указ.: Пономарёв С. И. Мат-лы для библиографии лит-ры о Ломоносове. СПб., 1872; Рукописи Ломоносова в АН СССР: Науч. описание/Сост.: Л. Б. Модзалевский. Л., 1937; Фомин А. Г. и др. Мат-лы библиографии о Ломоносове на рус., нем., франц., итал. и швед. яз. Пг., 1915; Кунцевич Г. З. Библиография изданий сочинений М. В. Ломоносова на рус. яз. Пг., 1918; Рысс Е. Б. Библиография основной лит-ры о М. В. Ломоносове за 1911-1916 гг.//Ломоносов: Сб. ст. и мат-лов. М.; Л., 1951. Сб. 3. С. 501-615; она же. Библиография соч. Ломоносова и лит-ры о нем за 1956-1960 гг.//Там же. 1961. Сб. 5. С. 355-381; она же. Библиогр. указ. соч. Ломоносова и лит-ры о нем за 1961-1966 гг.//Там же. 1991. Сб. 9. С. 137-188; Коровин Г. М., Рысс Е. Б. Библиография соч. Ломоносова и лит-ры о нем за 1951-1955 гг.//Там же. 1960. Сб. 4. С. 401-438; М. В. Ломоносов//Христианство и новая рус. лит-ра XVIII-XX вв.: Библиогр. указ. СПб., 2002. С. 103-106. Лит.: Билярский П. С. Мат-лы для биографии Ломоносова. СПб., 1865; Будилович А. С. Ломоносов как писатель. СПб., 1871; Пекарский П. П. Ломоносов М. В.// Он же. История имп. Академии наук в Петербурге. СПб., 1873. Т. 2. С. 259-963; Тубасов А. Религ. воззрения Ломоносова//ХЧ. 1880. 9/10. С. 335-392; Воскресенский Г. А. Ломоносов и Московская славяно-греко-лат. академия. М., 1891; Покровский В. И. М. В. Ломоносов: Его жизнь и соч.: Сб. ист.-лит. ст. М., 1905; Власовский И. Ф. Основные черты мировоззрения М. В. Ломоносова. Х., 1911; М. В. Ломоносов (1711-1911): Сб. ст./Ред.: В. В. Сиповский. СПб., 1911; Ломоносовский сб. СПб., 1911; Розанов Н. П. Ломоносов в Славяно-греко-латинской академии//Странник. 1911. Т. 2. Дек. С. 643-664; Солосин И. И. Отражение языка и образов Св. Писания и книг богослужебных в стихотворениях Ломоносова//ИОРЯС. 1913. Т. 18. Кн. 2. С. 238-293; Пумпянский Л. В. Очерки по лит-ре 1-й пол. XVIII в.//XVIII в. М.; Л., 1935. Сб. 1. С. 102-132; он же. Ломоносов и нем. школа разума//Там же. 1983. Сб. 14. С. 3-44; Берков П. Н. Ломоносов и лит.

http://pravenc.ru/text/2110683.html

Такие мыслители отказали бы в своем внимании людям, которые не могли понять их логических доводов, сочувствовать их недоуменным вопросам, опровергать их основные доводы и встречать их в духе христианской любезности. Для различных целей требовались и различные средства. Где был бы бесполезным Климент Римский , там становится глубоко влиятельным Климент Александрийский . Где Тертуллиан вызвал бы только презрение и негодование, там Ориген склонял передовых язычников к вере во Христа» (Фаррар Ф. В. Жизнь и труды святых отцев и учителей Церкви: В 2 т. Т. 1. Петроград, 1902. С. 238–239). 182 Clemens Alexandrinus. Bd. II. Stromata Buch IVI. Hrsg. von O. Stählin und L. Früchtel. Berlin, 1960. S. 89. Мы ориентируемся на перевод А. И. Сагарды, приведенный в его работе: Сагарда А. И. Пресвитеры Климента Александрийского //Христианское чтение. 1917. 12. С. 92–93. 184 Анализ их см.: Bardy G. Aux origines de l’école d’Alexandrie//Recherches de Science Religieuse. T. 27. 1937. P. 66–78; Hamack A. Geschichte der altchristlichen Literatur bis Eusebius. Bd. I. Leipzig, 1893. S. 291–296. O Пантене см. также: Méhat A. Pantene//Dictionnaire de spiritualité, fase. LXXVI-LXXVII. Paris, 1983. P. 159161; Lilia S. Panteno//Dizionario patristico e di antichita cristiane. Vol. II. Casale Monferato, 1983. P. 2604–2606. 186 B коптских источниках упоминается еще, что Пантен был одним из первых, применивших греческий алфавит для коптского письма (см.: Atiya A. S. Op. cit. Р. 34). 190 См.: Bousset W. Jüdisch-christliche Schulbetrieb in Alexandria und Rom. Göttingen, 1915. S. 155–271. 192 Дьяконов А. Типы высшей богословской школы в древней Церкви III-VI вв.//Христианское чтение. Т. 239. Ч. II. 1913. С. 500. 194 Эти сведения резюмируются, помимо прочих общих патрологических работ, в предисловии к изданию: Clément d’Alexandrie. Les Stromates. Stromate VI/Ed. par P. Descourtieux//Sources chrétiennes. 446. Paris, 1999. P. 7–11. 196 Текст этого сочинения (далее по тексту – Пед.) мы цитируем по изданию: Clément d’Alexandrie. Le Pédagogue. T. I-III/Ed. par H. I. Marrou, etc.//Sources chretiennes. 70, 108, 158. Paris, 1960–1970. Имеется и русский перевод: Педагог, творение учителя Церкви Климента Александрийского /Перевод Н. Корсунского. Ярославль, 1890. Однако данный перевод не всегда точен и требует проверки. Например, указанная фраза Климента здесь передается так: «побуждаемые Им (Богом Словом. – A. C.), мы отрекаемся от старых заблуждений; вследствие воспринятия новых спасительных истин духовно юнеем». 197 См. суждение о нем К. Скворцева: « Климент Александрийский известен как самый ревностный искатель истины. Он прилежно занимался изучением наук, входивших в круг тогдашнего образования, и не прекращал своих ученых исследований до тех пор, как сам говорит, пока не успокоился на лоне Слова или вечной Истины» (Скворцев К. Философия отцов и учителей Церкви. Период апологетов. Киев, 1868. С. 201).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

BTS — Bible et Terre Sainte. JBC — The Jerome Biblical Commentary. Ed. by R.E. Brown, J.A. Fitzmyet, R.E. Murphy. V. I-II. London, 1968. RB — Revue Biblique. RFIB — A. Robert, F. Feuillet: Introduction a la Bible. V. I-II. Tournai, 1959 (англ. перевод: N.Y., 1970). JPFC — The Jewish People in the First Century. V. I. Amsterdam, 1974.   I. ИНДИЯ: БУДДИЗМ ЭПОХИ МАУРЬЕВ, ИНДУИЗМ И ЙОГА (Библиографию по общей истории, религии и философии Индии см. в т. III.) Источники 1.  Арриан. Индия. Пер. с греч. — ВДИ, 1940, с. 230-263. 2. Артхашастра. Пер. с санскр. М.-Л., 1959, 793 с. 3.  Арья Шура. Гирлянда Джатак, или Сказания о подвигах Бодхисатвы. Пер. с санскр. М., 1962, 348 с. 4.  Асвагоша. Жизнь Будды. Пер. К. Бальмонта. М., 1913, 323 с. 5.  Дараната. История буддизма в Индии. — В кн.: В. Васильев. Буддизм, его догматы, история и литература, т. III. СПб., 1869. 6. Законы Ману. Пер. с санскр. М., 1960, 361 с. 7. Легенда о Маре и Упагунте. — В кн.: Идеологические течения современной Индии. М., 1965, с. 185-195. 8. Лунный свет Санкхья Истины. Пер. Р. Грабе и Н. Герасимова. М., 1900, 174 с. (Пер. «Санкхья-Карики» Ишваракришны и комментария к ней Вачаспатмишры, «Таттва Каумуди»). 9. Махабхарата. — Рамаяна. М., 1974, 606 с. 10. Махабхарата. Т.П. Бхагавад-Гита. Пер. Б. Смирнова. Ашхабад, 1960, 400 с. 11. Махабхарата. T.IV. Ашхабад. Пер. Б. Смирнова. 1958, 675 с. 12. Махабхарата. T.V (ч. 1-2). Мокша-Дхарма. Пер. Б. Смирнова. Ашхабад, 1961, 401, 749 с. 13. Махабхарата. Т. VI. Ашхабад, 1962, 616 с. 14. Махабхарата. Т. VII. Ашхабад, 1963, 341 с. 15. Надписи Ашоки. — В кн.: Хрестоматия по истории древнего Востока. М., 1963, с. 416-420. 16. Панчататра. Пер. с санскр. А. Сыркина. М., 1972, 368 с. 17.  Патанджали. Афоризмы. Пер. с англ. — В кн.: С. Вивекананда. Философия Йога. Сосница, 1906, 186 с. 18. Тирукурал. Книга о добродетели, о политике и о любви. Пер. с тамильского Ю. Глазова и А. Кришнамурти. М., 1963, 156 с. 19.  Харибхадра. Шад-даршана-самучная. — АМФ, m.I, с. 138-153. 20.  Шри-Шанкара-Ачария. Таттва-Бодха, или познание бытия. Харьков, 1912, 39с.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010