Кулаковский. Карта. – Кулаковский Ю.А. Карта Европейской Сарматин по Птолемею. Т. 1–2. Киев, 1899, 1913. Кулаковский. История Византии. – Кулаковский Ю.А. История Византии. Т. 1–2. Киев, 1910–1912. Кучма. Византийские военные трактаты. – Кучма В. В. Византийские военные трактаты VI–X вв. как исторический источник. – ВВ. 1979, т. 40. Кучма. «Стратегикос». – Кучма В. В. «Стратегикос» Онасандра и «Стратегикон Маврикия»: опыт сравнительной характеристики. – ВВ. 1982, т. 43. Лебедев. Эпоха викингов. – Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе. Л., 1985. Левченко. Византия н славяне. – Левченко М.В. Византия и славяне в VI–VII вв. – ВДИ. 1936, 4. Левченко. Агафий Миринейский. – Левченко М.В. Византийский историк Агафий Миринейский н его мировоззрение. – ВВ. 1950, т. 3. Леже. Славянская мифология. – Леже Л. Славянская мифология. – Филолоческие записки. Воронеж, 1907, 2–3. Литаврин. Трактаты. – Литаврин Г.Г. Византийские медицинские трактаты ВВ. 1971, т. 31. Литаврин. О двух Хилбудах. – Литаврин Г.Г. О двух Хилбудах Прокопи Кесаринского. – ВВ. 1986, т. 47. Литаврин. Этносоциальная структура. – Литаврин Г.Г. Эносоциальная струкгпа славянского общества в эпоху поселения на Балканах (VI–VII вв.). – Этно социальная и политическая структура раннефеодальных славянских государств н народностей. М, 1987. Ловмянъский. Строй. – Ловмяньский Г. Основные черты позднеплеменного и ран-негосударственного строя славян. – Становление раннефеодальных славянских государств. Киев, 1972. Львов. Лексика. – Львов А.С. Лексика «Повести временных лет». М., 1975. Любарский. Хронография. – Любарский Я.И. Хроиография Иоанна Малалы Проблема композиции. – Festschrift für Fairy von Lilienfeld. Erlangen, 1982. Любарский. Замечания о структуре. – Любарский Я.Н. Замечания о структуре «Хронографин» Иоанна Малалы. – Общество и культура на Балканах в средние века. Калинин, 1985. Маевский. Земли. – Маевский К. Земли западных славян в древности и Римская империя. – ВДИ. 1958, 3. Максимови О хронологией. – Максимови Л. О хронологщи словенских упада на внзантизску територщу крадем седамдесетих н почетком осамдесетих година VI в. – ЗРВИ. 1964, т. 8, кн,. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

Сперанский–1960 Сперанский М. Н. Из истории русско-славянских литературных связей. М., 1960. Срезневский–1860 Срезневский И. И. Сказание о святых Борисе и Глебе: Сильвесторовский список XIV в. СПб., 1860. Срезневский–1989 Срезневский И. И. Словарь древнерусского языка. Т. I-III. М., 1989. Станков–1985 Станков Р. А. Древнерусская книжная и народная лексика в языке Исторической Палеи/Автореферат кандидата филологических наук. МГУ, 1985. Станков–1986 Станков Р. А. Историческая Палея – памятник болгарской культуры/Palaeobulgarica – Старобългаристика. 1986. 4. Старостин–1996 Старостин Б. А. Аристотелевская «История животных» как памятник естественнонаучной и гуманитарной мысли/Аристотель. История животных. М., 1996. Сумникова–1969 Сумникова Т. А. К проблеме перевода Исторической Палеи/Изучение русского языка и источниковедение. М., 1969. Сумцов–1888 Сумцов Н. Ф. Очерки истории южнорусских апокрифических сказаний и песен. Киев, 1888. Сухомлинов–1856 Сухомлинов М. И. О древней русской летописи, как памятнике литературном. СПб., 1856. Талмуд Талмуд. СПб., 1905. Тантлевский–1994 Тантлевский И. Р. История и идеология Кумранской общины. СПб.,  1994. Тантлевский–2000а Тантлевский И. Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000. Тантлевский–2000б Тантлевский И. Р. Книги Еноха. М.-Иерусалим, 2000. Толковая Библия. Т. I-III. СПб., 1911–1913. Творогов–1975 Творогов О. В. Древнерусские хронографы. Л., 1975. Творогов–1986 Творогов О. В. Летопись – Хроника – Палея (взаимоотношение памятников и методика их исследования)/Армянская и русская средневековая литературы. Ереван, 1986. Тихомиров–1968 Тихомиров   М.   Н. Философия в Древней Руси/М. Н. Тихомиров. Русская культура X–XVIII вв. М., 1968. Тихонравов–1859 Тихонравов Н. С. Летописи русской литературы и древности. Т. 1. М., 1859. Тихонравов–1863 Тихонравов Н. С. Памятники отреченной литературы. Т. I-II. М., 1863. Тихонравов–1878 Тихонравов Н. С. Отчет о присуждении наград гр. Уварова. СПб., 1878 Тихонравов–1894 Тихонравов Н. С. Сочинения. Т. 1. Добавления. СПб., 1894.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Introducción a una historia contemporánea del anticlericalismo español. Madrid, 1980; D í az-Salazar R. Iglesia, Dictadura y democracia. Madrid, 1981; idem. El capital simbólico: Estructura social, política y religión en España. Madrid, 1988; Alvarez de Morales A. Inquisición e Ilustración (1700-1834). Madrid, 1982; Marquina Barrio A. La diplomacia vaticana y la España de Franco (1936-1945). Madrid, 1983; Amoró s Azpilicueta J. J. La libertad religiosa en la Constitución española de 1978. Madrid, 1984; Callahan W. J. Church, Politics and Society in Spain, 1750-1874. Camb. (Mass.), 1984; idem. Iglesia, poder y sociedad en España, 1750-1874. Madrid, 1989; idem. La Iglesia católica en España (1875-2002). Barcelona, 2003; Campomar Fornieles M. M. La cuestión religiosa en la Restauración: Historia de los heterodoxos españoles. Santander, 1984; Tusell J. Franco y los católicos: La politica interior española entre 1945 y 1957. Madrid, 1984; Мигель А., де. 40 млн испанцев 40 лет спустя. М., 1985; Эпштейн А. Л. Церковный вопрос в политике правящих партий Испании (1900-1913)//Развитие политических партий в странах Зап. Европы и Америки в новое и новейшее время. М., 1985. С. 119-136; Hermet G. Los católicos en la España franquista. Madrid, 1985-1986. 2 t.; La Parra L ó pez E. El primer liberalismo español y la Iglesia: las Cortes de Cadiz. Alicante, 1985; Foi et Lumières dans l " Espagne du XVIII siècle/Dir. J. Saugnieux. Lyon, 1985; Aradillas A. Piedra de escándalo: La iglesia en el cambio. Barcelona, 1986; G ó mez P é rez R. El franquismo y la Iglesia. Madrid, 1986; Bada i Elias J. Guerra Civil i Església catalana: La «recepció» de la Guerra Civil per l " Església Catalunya (1838-1953). Montserrat, 1987; Laboa J. M. Iglesia e intolerancias: La guerra civil: Una historia que habla de dos Españas. Madrid, 1987; S á nchez J. M. The Spanish Civil War as a Religious Tragedy. Notre Dame (Ind.), 1987; Пономарёва Л. В. Испанский католицизм ХХ в. М., 1989; Lannon F. Privilegio, persecución y profecía: La Iglesia católica en España, 1875-1975.

http://pravenc.ru/text/674995.html

2303 Стржиговский (Strzygowski J., Стриговский, Стшиговский, Стжиговский) Йозеф (1862–1941), австрийский историк искусства, востоковед, византинист. Профессор университетов в Граце (1892–1909) и Вене (1887–1892, 1909–1933), основатель института по истории искусства при Венском университете, создатель «венской школы» в искусствознании. Главные работы посвящены истории средневекового искусства Европы и Азии, выявлению роли искусства Востока и Севера в сложении позднеантичной и средневековой культуры Европы. Общеизвестен факт, что все богатейшие материалы, собранные Я. И. Смирновым во время поездки по Малой Азии (1895), в том числе рисунки па­мятников, были отданы им в пользование Й. Стржиговского, который опубликовал их в своей знаме­нитой монографии «Восток или Рим» (1900), где выдвинута гипотеза о восточном происхождении христианской иконографии. Ранее та же мысль была разработана в трудах русских ученых – Η. П. Кон­дакова и его учеников – Я. И. Смирнова, Д. В. Айналова, впоследствии развита в трудах М. И. Рос­товцева и др. Позднее Стржиговский опубликовал двухтомное исследование «Die Baukunst der Armenier und Europa» (Wien, 1918), треть иллюстраций к которой представляют собой материалы, переданные ему Я. И. Смирновым. См. воспоминания о Я. И. Смирнове: Историографические этюды С. А. Жебелева. Три неизданных мемуара С. А. Жебелева/Публикация И. В. Тункиной, Э. Д. Фролова//ВДИ. 1993. 3. С. 183–184, 188; Грабар А, Н. Несколько слов воспоминаний о Якове Ивановиче Смирно­ве//Художественные памятники и проблемы культуры Востока. Л., 1985. С. 7–8. См. также письма Й. Стржиговского Η. П. Кондакову: ПФА РАН. Ф. 115. Оп. 4. Д. 397. 8 п., на нем. и франц. яз. из Вены, Граца, Неаполя, Рима, 5 мая 1886 г. – 10 декабря 1913 г. 2304 Речь идет о каменных изваяниях культового назначения в виде рыб-стел (современная датировка: середина II – начало I тыс. до н. э ), впервые открытых Н. Я. Марром и Я. И. Смирновым в Гегамских горах во время работ Гарнийской экспедиции в 1909 г. Подобные изваяния до того не были изве­стны науке, и в 1910 г. петербургские ученые предприняли вторую экспедицию для поиска вишапов (как они назывались в армянской фольклорной традиции), в ходе которой было обнаружено еще не­сколько памятников. В том же году Марр и Смирнов выступили с докладами в РАО, которые впослед­ствии легли в основу книги, изданной уже после смерти Я. И. Смирнова. См.: Марр Н. Я., Смирнов Я. И. Вишапы//Тр. ГАИМК. Л., 1931. T. 1. Подробнее об истории открытия и изучения вишапов см.: Мурадян П. М. Обращенные в хачкары вишапы-стелы из Елегнадзора//Художественные памятники и проблемы культуры Востока. Л., 1985. С. 20–26.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перевод с английского Е. Майданович 1 Basic English, бейсик — упрощенная версия английского языка, которую в целях просвещения пытались вводить в колониях в нач. XX в. Насколько нам известно, нигде не прижилась. — Ред. 2 Сравним церк.-слав. би (Ин 19:1) в значении ‘выпорол, высек’ и ругахуся в значении ‘глумились’ (Мк 15:20; Лк 22:63; 23:11,36). — Пер. 3 Джеймс Моффат (1870–1944) выпустил в свет перевод Нового Завета в 1913 г., Ветхого — в 1924, и новый, пересмотренный перевод — в 1935 г. — Прим. к изд. 1985 г. 4 Рональд А. Нокс (1888–1957) издал перевод Нового Завета в 1945 г., а перевод Ветхого Завета — в 1949 г. — Прим. к изд. 1985 г. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/sovremennye-perevody-b...

ФАМ. Заметки и дополнения Е.Л. Cerkovnaja izn’ 1984, Nr.1–12; 1985, Nr.1–2; 7–8. Prav. Rus’ 1947 ,6 ,8–9 (Foto)? Nach seinen «Erinnerungen» (Cerk. izn‘ 1984,1–12 und 1985,1–8) ist BPimirim am 1.12.1866 in Glazov, Gouv. Vjatka, als Sohn von Trofim und Theodora Ladygin geboren, von frommen und ehrbaren Bauerseheleuten aus dem Dorf Selega. Sie hatten sechs Söhne und eine Tochter. Mit acht Jahren begann er beim Dorfpriester Pavel zwei Winter lang das Lesen und Schreiben zu lernen. Eine Schule gab es im Dorf noch nicht. Seine Mutter starb, als er 18 Jahre alt war. Er wollte nicht heiraten, doch der Vater zwang ihn dazu, zweimal hat er ihn sogar dabei geschlagen. Seine Frau Ekaterina starb am 19.9.1888, einige Tage nach der Geburt der Tochter; auch diese starb bald darauf. Da er während einer schweren Beinkrankheit der Gottesmutter gelobt hatte, als Soldat zu dienen, meldete er sich – wiederum gegen den Willen seines Vaters – zum Militär und kam 1889 nach Kiev zum 129. Bessarabischen Infanterieregiment. Im September 1892 beendete er den Dienst als Unteroffizier. Er wollte in die Kiever Peerskaja Lavra eintreten, doch der dortige Starec lona empfahl ihm, zunächst nach Jerusalem und auf den Athos zu pilgern. So kehrte er zunächst nach Glazov zurück. Bis Juni 1893 arbeitete er in einer Fabrik in Ievsk, um sich das Geld für die Pilgerreise zu verdienen. Über Odessa und Konstantinopel kam er auf den Athos; nach zwei Wochen, im Oktober 1893, pilgerte er weiter nach Jerusalem. Am 9.1.1894 kam er auf den Athos zurück und wurde nach langem Bitten in die Anireevskaja-Linsiedelei (skit) als posluánik aufgenommen. 1896 wurde er rjasofor und erhielt den Namen Pigast; er arbeitete als Buchhalter. 1898 empfing er die mantija und den Namen Pitirim. 1901 wurde er Ierodiakon und kam auf den Klosterhof in Petersburg, wo er als Diakon auch die Verwaltung übernahm. 1911 wurde er – wohl schon Priester und Archimandrit – Vorsteher des Klosterhofes in Odessa. Im Zusammenhang mit der «Imja-Boestvo " -Affäre auf dem Athos wurde Pitirim zur Klärung der Sache vom Hl. Synod und vom Zaren empfangen (Im Kaukasus gab ein Schi-Mönch Ilarion ein Buch heraus, in dem er behauptete, daß im Namen «Jesus” Gott selbst zugegen ist. Deswegen entstand im Januar 1913 auf dem Athos ein großes Durcheinander. Der Mönch Antonij Bulatovi war ein Verteidiger dieses vom ökumenischen Patriarchen verurteilten Buches und fand besonders unter den jungen Mönchen an die 330 Anhänger. Er wollte vor dem Zaren sich rechtfertigen).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Владимир Лавров Персональные сведения Публикации Радиоэфир   Владимир Михайлович   Лавров ,  доктор   исторических   наук,  главный   научный   сотрудник   Института   российской   истории   РАН , родился 24 мая 1957 г.  в  Москве. Его отец –  М .И. Кузнецов (1913-1987) был кандидатом философских  наук , заместителем председателя Научно-редакционного совета издательства «Советская энциклопедия»; мать – З.А. Лаврова (1925-2010) работала художником-графиком  в  журналах АН СССР;  Лавров  является потомком Н. М . Максимовича (Амбодика), первого русского врача-акушера, личного лекаря Екатерины Великой.         В . М .  Лавров  закончил исторический факультет Московского государственного педагогического  института  им.  В .И. Ленина  в  1979 г.  В  1979-1982 гг. работал младшим научным сотрудником  в  секторе произведений Ленина Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.  В  1982-1985 гг. учился  в  аспирантуре  Института   истории  СССР АН СССР (ныне  Института   российской   истории   РАН ). С 1985 г. по настоящее время  Лавров  работает  в  ИРИ  РАН , прошел путь от младшего до главного научного сотрудника.         В . М .  Лавров   в  1987 г. защитил кандидатскую диссертацию «Источники по истории Чрезвычайного и Второго Всероссийских съездов Советов крестьянских депутатов (ноябрь-декабрь 1917 г.)», а  в  1998 г. – докторскую диссертацию «Крестьянский парламент» России (Всероссийские съезды Советов крестьянских депутатов  в  1917-1918 гг.)».  Лавров  является автором многих книг, статей и публикаций, включая книги  «Крестьянский парламент» России (Всероссийские съезды Советов крестьянских депутатов  в  1917-1918 гг.» ( М ., 1996), «Мария Спиридонова: террористка и жертва террора» ( М ., 1996), «Партия Спиридоновой» ( М ., 2001), «Ленин» ( М ., 2008), «Иерархия Русской Православной Церкви, патриаршество  и государство  в  революционную эпоху» ( М ., 2008.  В  соавторстве с учениками.).         В . М .  Лавров   в  2003-2011 гг. являлся заместителем директора ИРИ  РАН  по науке.

http://radonezh.ru/authors/Lavrov

Лев Шестов, ср.: Bubnoff II. S. 450 ff. H. Skrobucha, Zur Ikonographie des «Jüngsten Gerichts» in der russischen Ikonenemalerei//Kirche im Osten V, 1962. S. 51–74. D. Stremooukhoff, Vladimir Soloviev et son o_euvre messianique. Paris, 1935. P. 281–290: Apocalypse. J. Sutton, The Religious Philosophy of Vladimir Solovyov. Hampshire, 1988. P.60 sv. П. Я. Светлов, Что будет с землею? Эсхатологический опыт//Православное Обозрение. Москва, 1889. Часть III. С. 347–388. Свт. Тихон Задонский , О четырех последних//Творения. Т. II. Москва, 1899. С. 237–252. A. Triacca, Eschatologie et Liturgie. Conférences Saint Serge, 31. Semaine détudes liturgiques, Paris 26–29 juin 1984//Bibl. «Ephemerides Liturgicae»/Subsidia 35. Roma, 1985. E. Трубецкой, Смысл жизни. Берлин, 1922. С. 118 и сл. A. A. Vasilev, Medieval Ideas of the End of the World: West and East//Byzantion XVI, 2 (1942–1943). P. 462–502. H. И. Виноградов , О конечных судьбах мира и человека. Критико-экзегетическое исследование. 2-е изд. Москва, 1888. Л. А. Зандер, Бог и мир. Париж, 1948. С. 319–346: Совершение. Катастрофический эсхатологизм В. Эрн, Борьба за Логос. Москва, 1911. С. 234 и сл.: Идея катастрофическая прогресса. B. Marchadier, Raskol//DS 13 (1988). Col. 127–130 . G. Podskalsky, Russie...//Ibid. Col. 1151 (Avramij de Smolensk). E. Трубецкой, Смысл жизни. Берлин, 1922. С. 264–269: Катастрофические эпохи и «последние дни»; ср.: Bubnoff II. S. 320 ff. Утопический эсхатологизм H. Бердяев, О земном и небесном утопизме (рец. на книгу: Е. Трубецкой , Миросозерцание Вл. Соловьева)//Русская Мысль за 1913 г. Сентябрь. С. 46–54. C. Н. Булгаков, Два града II. Москва, 1911. С. 51–121: Апокалиптика и социализм. С. Франк , Свет во тьме. Париж, 1949. С. 290–298: Ересь утопизма; Москва, 1998. B. В. Зеньковский , История русской философии. Т. II. Ч. 2. Ленинград, 1991. С. 266: Утопизм (Предметный указатель). Христос и Антихрист C. G. De Michelis, I nomi dellAvversario. Il «Рара Anticristo» nella cultura russa. Torino, 1989. F. M. Dostoevskij, Der Grossinquisitor. Перевод M. Ackermann, издание и комментарии L. Müller. München, 1985.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

В Вульгате 3 Макк нет, соответственно нет ее и среди второканонических книг у католиков. Как часть греч. Библии традиционно помещается в правосл. Библии на правах «неканонических библейских книг». 3 Макк упоминается и цитируется в Апостольских правилах (в 8. 47. 85 упом. среди «чтимых и святых» книг, в 8. 11. 2 - возможно, содержится цитата из 3 Макк 6. 2). У отцов Церкви 3 Макк упоминается редко, обычно в связи с составом Библии; на христ. цивилизацию Запада эта книга влияния не оказала. 1-й перевод ее на латинский язык появился в 1522 г., 1-й комментарий - в 1644 г., научный интерес к 3 Макк возник в сер. XIX в. ( Grimm. 1857. S. 219-220, 224-226; Bickerman. 1928. P. 798; Hadas. 1953. P. 4-5; Tcherikover. 1961. P. 2. Not. 5; Nickelsburg. 1984. P. 80. Not. 266; Anderson. 1985. P. 512-513; Idem. 1992. P. 452; Parente. 1988. P. 145; Passoni Dell " Acqua. 2000. P. 573, 629. Not. 1 и др.). Наличие 3 Макк в ранних протестант. Библиях свидетельствует о знакомстве реформаторов с книгой ( Metzger. 1980). Сохранность текста Дискуссию вызывает начало книги, содержащее непонятное противопоставление («Тогда Филопатор…» - Ο δ Θιλοπτωρ): в 1-м же предложении действуют сразу 3 персонажа - Птолемей Филопатор, Антиох и Арсиноя, без пояснения, кто это и почему о них зашла речь. Филопатор узнаёт сведения от «возвратившихся», видимо лазутчиков, хотя об их отправке и полученном ими задании в тексте не сообщается. Следующая фраза - о Феодоте, который должен был исполнить свой замысел, но о замысле тоже ничего не было сказано. Наконец, в 3 Макк 2. 25 (по изд.: Четыре Книги Маккавеев. 2014) есть отсылка к «упомянутым выше» участникам пиршеств, но они в повествовании упомянуты не были. Все попытки объяснить такое начало книги не устраняют подозрения в том, что оригинальное ее начало не сохранилось ( Emmet. 1913. P. 4; Collins. 1993. P. 1754, 1757; Grimm. 1857. P. 219-220, 224-226; Bickerman. 1928. P. 798; Hadas. 1953. P. 4-5; Tcherikover. 1961. P. 2. Not. 5; Nickelsburg. 1984. P. 80. Not. 266; Anderson. 1985. P. 512-513; Idem. 1992. P. 452; Parente. 1988. P. 145; Passoni Dell " Acqua. 2000. P. 573, 629. Not. 1). Конец произведения, напротив, обозначен очень ясно указанием на то, что описанные в 3 Макк события ежегодно отмечаются евреями Египта на празднике в месяце Эпифи. Подробнее о текстологии 3 Макк см.: Hanhart. 1961; Idem. 1960. P. 7-14. Автор, время создания и историческая подоплека

http://pravenc.ru/text/2561524.html

R. Cagnat. Vol. I-IV. Paris, 1911–1927. ILS – Inscriptiones Latinae selectae/Ed. H. Dessau. Vol. I–III. Berlin, 1892–1916. OGIS – Orientis Graeci Inscriptiones selectae/Ed. W. Dittenberger. Leipzig, 1903–1905. P. Flor. – Papiri Fiorentini/Ed. D. Comparetti. Vol. I–III. Milano, 1905–1915. P. Oxy. – The Oxyrhynchus Papyri/Ed. B. Grenfell, A. Hunt. Vol. I-... London, 1898-... PG – J.-P. Migne. Patrologiae cursus completus. Series Graeca PIR – Prosopographia Imperii Romani PL – J.-P. Migne. Patrologiae cursus completus. Series Latina SEG – Supplementum Epigraphicum Graecum. Leiden, 1923-... ТАМ – Tituli Asiae Minons Список использованной литературы Allard P. Une nouvelle théorie sur le martyre des chrétiens de Lyon en 177//Revue des questions historiques. Vol. 93.1913. P. 53–67. Amat J. Songes et visions: L’au-delà dans la littérature latine tardive. Paris, 1985. Ameling W. Femina Liberaliter Jnstituta – Some Thoughts on a Martyr’s Liberal Education//Perpetua’s Passion. Multidisciplinary Approaches to the Passio Perpetae and Felicitatis/Ed. J. N. Bremmer and M. Formisano. Oxford, 2012. P. 78–102. Ameling W. The Christian “lapsi” in Smyrna, 250 A.D. (“Martyrium Pionii” 12–14)//Vigiliae Christianae. Vol. 62. 2008. P. 133–160. Aronen J. Indebtedness to “Passio Perpetuae” in Pontius’ “Vita Cypriani”//Vigiliae Christianae. Vol. 38.1984. P. 67–76. Ascough R. S. Greco-Roman Religions in Sardis and Smyrna//Religious Rivalries and the Struggle for Success in Sardis and Smyrna/Ed. Richard S. Ascough. Waterloo, 2005. P. 40–52. Aubé B. Étude sur un nouveau texte des Actes des Martyrs Scillitains. Paris, 1881. Audin A. Les martyres de 177//Cahiers d’histoire. Vol. 11. 1966. P. 343–367. Baden H. Das Polykarpmartyrium//Pastor Bonus. Bd. 24. 1911–1912. S. 705–713; Bd. 25.1912–1913. S. 71–81; 136–151. Baden H. Der Nachahmungsgedanke im Polykarpmartyrium//Théologie und Glaube. Bd. 3. 1911. S. 115–122. Baer Y. Israel, the Christian Church and the Roman Empire from the Time of Septimius Severus to the Edict of Toleration of AD 313//Scripta Hierosolymitana.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010