1134 О самом Гербесте см.: Mazurkiewicz К. Benedykt Herbest, pedagog, organizator szkoly polskiej XVI w. kaznodzieja, misjonarz doby Reformacji. Poznan, 1925. Об отношении Б. Гербеста к унии см.: Grabowski Т. Piotr Skarga na tle katolickiej literatury religijnej w Polsce XVI w. (1536–1612). Krakow, 1913. S. 106–119; Tretiak J. Piotr Skarga w dziejach i literaturze Unji Brzeskiej. Krakow, 1912. S. 54–57. 1135 Ср.: Плохий 1989. С. 8–9. С.Н. Плохий даже усматривает «генетическую связь основных положений Гербеста с мыслями» Ожеховского (С. 9); Ходыницкий также утверждает, что Гербест в отличие от Скарги, который стоял на тех же позициях, что и Гозий, разделял взгляды Ожеховского на унию (Chodynicki 1934. S. 202). 1136 Mycko I. Przyczynki do historii religijnej w Przemyskiem w XVI wieku. Benedykt Herbest, Andrij Kolodynski, Iwan Wiszenski//Polska-Ukraina. 1000 lat sasiedztwa. T. 2. Przemysl, 1994. S. 61–63; нужно обратить внимание также на то, что сочинение Гербеста было лишь составной частью его более обширной книжки, направленной против реформационных учений (Herbest В. Chrzescijanska porzadna odpowiedz na te Confessie, ktora pod tutylem Braciey Zakonu Christusowego niedawno jest wydana. Krakow, 1567. 1137 Обстоятельный разбор донесения Дж. Руджиери см.: Яковенко С.Г. Донесения папских нунциев как источник по истории Восточной Европы (50–60-е годы XVI в.). Структура и типология//Методы изучения источников по истории русской общественной мысли периода феодализма. Сб. научных трудов. Под ред. Б.М. Клосса. М., 1989. С. 141–144. 1138 Relacye nuncyuszow apostolskich i innych osob о Polsce od roku 1548 do roku 1690. Zebral J. Albertrandi/Wyd. E. Rykaczewski. Т. 1. Berlin-Poznan, 1864, S. 165–216. 1140 Suttner Е. Ch. Das wechselvolle Verhältnis zwischen den Kirchen des Ostens und des Westens im Lauf der Kirchengeschichte. Würzburg, 1996; Idem. Gründe für den Miserfolg der Brester Union//Der Christliche Osten. 45 (1990). S. 230–241; Idem. Unionsabschlüsse ostlicher Kirchen mit der Kirche von Rom im 16. und 17. Jahrhundert//Ostkirchliche Studien. 45 (1996).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

2065 Фрагменты из шести писем изданы нами в статье: Новое о раннем этапе научной деятельности А. Н. Грабара (1919–1924 гг.)//Древнерусское искусство: Византия. Древняя Русь. К 100-летию Анд­рея Николаевича Грабара (1896–1990). СПб., 1999. С. 82–95. 2066 См. письмо Η. Π. Кондакова П. С. Уваровой от 9 февраля 1899 г.: Письма Η. П. Кондакова и П. С. Уваровой 1880–1923 годов/Публ. И. Л. Кызласовой//СИ. М., 1997. Т. 10 (1). С. 529. 2067 Millet G. Recherches sur l’iconographie de l’Evangile aux XIV, XV et siècles, d’après les monuments de Mistra, de la Macèdoine et du Mont Athos. Paris, 1916. См. также: Кызласова И. Л. История отечественной науки об искусстве Византии и Древней Руси (1920–1930-е годы). С. 81. 2070 М. И. Ростовцев (1870–1952), историк античности, археолог, один из учеников Η. П. Кондако­ва. Уехал из России в 1918 г. 2071 Из письма М. И. Ростовцева Η. П. Кондакову от 11 июня 1920 г. (см.: Письма М. И. и С. М. Рос­товцевых Н. П. и С. Н. Кондаковым /Публ. Г. М. Бонгард-Левина, В. Ю. Зуева, И. Л. Кызласовой, И. В­. Тункиной//Скифский роман/Под ред. Г. М. Бонгард-Левина. М., 1997. С. 437). М. И. Ростовцев хотел издать некролог Я. И. Смирнова. 2075 В. И. Вернадский (1863–1945), основатель геохимии, биогеохимии, радиогеологии, академик Петербургской АН с 1912 г. В 1920-е гг. несколько раз бывал в Чехии. 2076 Рейнак (S. Reinach, 1858–1932), французский археолог, историк религии и искусства, член Académie des Inscriptions et des Belles-Lettres, иностранный член-сотрудник РАО (1907), директор му­зея античных древностей ( 1902). 2077 Вернадский В. И. Дневники: Март 1921 – август 1925/Ред. В. П. Волков. М., 1998. С. 64. Из того же источника известно, что американский историк Ф. Голдер также пытался помочь с изданием «Русской иконы». 2078 Millet G. 1) L’Ancien art serbe: Les églises. Paris, 1919; 2) Recherches sur l’Iconographie... 2079 Kondakov N. Un détail des harnachements byzantins//Mélanges offerts à M. Gustave Schlumberger à l’occasion du quatrevingtième anniversaire de sa naissance. Paris, 1924. P. 399–407.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Харьков, 1910; Маргаритов С. История русских мистических и рационалистических сект. Симферополь, 1910; Кальнев М. А. Русские сектанты, их учение, культ и способы пропаганды. Одесса, 1913. Он же: Обличение лжеучения русских сектантов-рационалистов; Плотников К История и обличение русского сектантства. СПб., 1910. Вып. 1. Он же: История и обличение русского сектантства. СПб., 1913. Вып. 2. Наряду с пособиями было опубликовано несколько исследований по отдельным вопросам сектоведения: Кутепов К. Секты хлыстов и скопцов. Казань, 1882; Рождественский А. , свящ. Хлыстовщина и скопчество в России. Москва, 1882. Он же: Южно-русский штундизм. СПб., 1889; Коновалов Д. Г. Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве. Сергиев Посад, 1908; Алексий (Дородницин), еп. Религиозно-рационалистическое движение на юге России во второй половине XIX столетия. Казань, 1909. Он же: «Материалы для истории религиозно-рационалистического движения на юге России во второй половине XIX столетия». Казань, 1908; Харузин А. Н. Очерки сектоведения. СПб., 1911. После открытия духовных школ в советское время сектоведение как отдельная дисциплина существовало в семинариях и академиях, где оно преподавалось по одной лекции (2 часа) в неделю. В ходе очередной реформы системы духовного образования в 1990–2000-е гг. сектоведение в семинариях сохранилось в виде самостоятельного предмета и читается по 2 лекции (4 часа). В академиях оно отнесено к кафедре Богословия, но лишено статуса общеобязательной дисциплины и преподается на первом курсе церковно-практического отделения (две лекции, 4 часа), несмотря на то, что в современной России появилось много новых сект и возросло количество сектантов по отношению к численности православных в сравнении с началом XX в. Современная ситуация с преподаванием сектантской проблематики схожа с изучением сектантства в академиях после принятия Устава 1869 г. Тогда данная тематика изучалась на церковно-историческом отделении. Но в начале XX в. по причине активизации сектантской деятельности и недостаточной подготовки священнослужителей к противодействию сектантству сектоведение по Уставу 1912 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

988 . Muyldermans J. Evagriana. P. 1931. 38–44. пер.://Твор. 123–128. [По изд. Мюилдерманса]. 989 . Muyldermans J. Note Additionnelle à «Evagriana»//Muséon. 1931. 44. 369–383. 990 . Muyldermans J. Évagre le Pontique. Les «Capita cognoscitiva» dans les versions syriaque et arménienne//Muséon. 1934. 47. 73–106. Большое письмо к Мелании (CPG 2438) Текст Ч. I: 991 . Frankenberg W. Evagrius Ponticus 4 .862). Göttingen 1912. 610–619. [Сир. версия с обратным пер. на греч.]. Ч. II: 992 . Vitestam G. Seconde partie du traité qui passe sous le nom de «La grande lettre d’Évagre le Pontique à Mélanie l’Ancienne», publiée et traduite d’après le manuscript du British Museum Add. 17192. Lund 1964. (Scripta Minora Regiae Societatis Humaniorum Litterarum Lundensis. 1963–1964. 3). [Сир. текст и франц. пер.]. Переводы и комментарии 993 . Lantschoot A. van. Un opuscule inédit de Fr. C. Conybeare//Muséon. 1964. 77. 121–135. [Пер. «Письма к Мелании» с арм. на латынь. Пер., предисл. Ф. К. Конибер]. 994 . Parmentier М. Evagrius of Pontus’ «Letter to Melania»//Bijdragen 1985. 46. 2–38. of devotion, conversion, worship, spirituality, and asceticism/Ed. Ferguson E. Ν. Y. 1999. Исследования 995 . Bravo Garcia A. Sueno, ensuenos у demonios en Evagrio Pontico//Kolaios. 1995. 4. 457–477. [Онейрология Евагрия, особенно о роли сатаны в сновидениях и во время молитвы]. 996 . Bunge G. Origenismus-Gnostizismus. Zum geistgeschichtlichen Standort des Evagrios Pontikos//ViC. 1986. 40. 24–54. 997 . Clark E. A. New perspectives on the Origenist controversy: Human embodiment and ascetic strategies//ChHist. 1990. 59. 145–162. 998 . Clark E. A. The Origenist controversy: the cultural construction of an early Christian debate. Princeton, NJ 1992. Ettlinger G. H.//ThS. 1993. 54. 561–563. 999 . Esbroeck M. van. L’homélie de Pierre de Jérusalem et la fin de l’origénisme palestinien en 551//OCP 1985. 51. 33–59. [Истор. контекст осуждения Евагрия в VI в.; секта «исохристов», исповедовавшая евагрианскую форму оригенизма].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Пол Фрегози Часть XI. Возвращение джихада. Войны XX века. Дар-аль-харб 1912–1945 Сама Британия благодаря своему географическому положению, всегда была в безопасности от джихада. Более того, самоосвобождение британских мусульманских подданных, когда после Второй мировой войны Пакистан выделился из Индии и стал независимым мусульманским государством, не сопровождалось пролитием большой крови, по крайней мере, в течении последующих семидесяти лет. Но на Балканах разногласия между мусульманами и христианами были, как мы видели, и до сих пор являются поводом для жестоких массовых убийств, а также и для войн между вновь возникшими христианскими государствами. Избавления жертв от джихада часто бывало таким же кровавым, как и сам джихад, поскольку порождал новые нации. История определила будущее этих наций, определив каждой свое. Но все они имели между собой то общее, что когда-то являлись мусульманскими подданными. Среди народов этих новых балканских государств, нарезанных из многоцветного лоскутного одеяла этого региона, поначалу не существовало никакой уживчивости и терпимости. В последние десятилетия они сражались и убивали своих мусульманских оккупантов (которые часто первыми начинали резню), а, теперь с тем же удовольствием усатые разбойники гор и равнин, убивали друг друга. Новые балканские страны часто не только не обладали опытом самоуправления, но, что гораздо хуже, вместо хорошего примера для подражания, имели только османский, последних столетий, опыт нетерпимости и коррупции. Многие из худших проявлений османского правительства и бюрократии воспринялись этими новыми государствами как норма. Отсталость также была частью османского образа жизни. И стала частью османского наследия на его бывших территориях. До смерти Сулеймана Великолепного в 1566 году Османская империя с точки зрения экономического развития не сильно отличалась от Западной Европы. Но затем это развитие остановилось на три столетия, в то время как остальная Европа значительно продвинулась вперед. Кроме того, восточноевропейские и балканские границы не всегда проводились взвешенно с учетом национального состава или языка территорий. Некоторые группы иногда оказывались в одной стране, хотя хотели жить в другой. Трансильвания, временами румынская, а иногда венгерская, является классическим примером этих запутанных границ. Наконец, османское наследие и связанные с ним разногласия стали политической проблемой этих новых стран, только обретших свою государственность. И это продолжается до сих пор.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Как уже указывалось, единой авторской рукописи работы «Имена» не известно. Можно предполагать, что Флоренский, используя подготовительные материалы («Заметки по ономатологии», первоначальные наброски и выписки цитат), продиктовал в 1923–1926 гг. С. И. Огневой текст книги. С этого рукописного экземпляра был напечатан машинописный экземпляр, который подвергся незначительной авторской правке. Правленый машинописный текст и положен в основу публикации. Ни рукописный экземпляр С. И. Огневой, ни правленный Флоренским машинописный экземпляр не имеют примечаний. Однако, почти все цитаты, приведенные в работе «Имена», восстанавливаются по черновым выпискам Флоренского, что оговаривается в редакционных приложениях. Впервые текст работы «Имена» публиковался с некоторыми сокращениями (Вопросы литературы. 1988. 1; Социологические исследования. 1988. 6; 1989. 2–6; Опыты. Литературно-философский сборник. М., 1990. С. 351–412). Первое полное критическое издание текста работы и приложений было осуществлено Центром изучения охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского (Имена. М., 1993). В оригинальном тексте работы «Имена» проставлены только нумерация глав (в 1-й части) и заголовки конкретных имен (во 2-й части). Нумерация и заглавия частей, а также заголовки глав I–XXII (в 1-й части) проставлены подготовителями текста к изданию, исходя из авторских подготовительных материалов. В Приложении 1 публикуется письмо Флоренского Вл. А. Кожевникову от 29 июня-12 июля 1912 г., которое сам Флоренский предполагал поместить в предисловии к работе «Имена». В Приложении 2 публикуются подготовительные материалы к работе «Имена». Поскольку значительная часть материалов находилась в несистематизированном виде, была принята схема публикации, соответствующая построению работы «Имена»: 1) заметки и выписки общетеоретического характера; 2) заметки и выписки в соответствии с содержанием глав 1-й части книги; 3) заметки и выписки, касающиеся конкретных имен и помещенные Флоренским в особой тетради под названием «Заметки в азбучном порядке по ономатологии, как науке о категориях бытия личного».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Любовь 8 октября 2017, 20:19 Шикарная статья. Как глоток свежей родниковой воды,сколько ума,такта,шедевр. Олег Лазарев 7 октября 2017, 21:46 Виктория Николаевна, письма Нестерова к Жиркевичу были опубликованы в журнале " Наше наследие. 1990. 3 (15). С. 17–24 " . На момент выхода журнала письма принадлежали рукописному отделу Государственного музея Толстого. Елена 6 октября 2017, 22:27 Спасибо. Перечла сегодня воспоминания Нестерова. Благодаря Вашей статье. Это нужно знать и помнить. Виктория Торопова 6 октября 2017, 10:42 Спасибо, Олег, за прекрасную статью. Вы не указали, из какого источника Вы цитируете письма Нестерова к Жирковичу. В книге Нестеров " Письма " 1988 г. их нет. Очень прошу Вас сообщить, где они хранятся. Передал ли Жиркович их в Русский музей, как предполагал Нестеров в письме к Турыгину? С уважением Виктория Николаевна Торопова, биограф С.Н. Дурылина. тамара 5 октября 2017, 14:42 Спаси Вас Бог,Олег,за такую интересную и нужную статью.Да,как мы мало знаем о таких известных людях!!!!Это же наше прошлое,наша родная Россия,которую они все так любили!!!Пишите,Олег,побольше обо всём этом,а мы будем счастливы читать !!!!Храни Вас,Господь.. Михаил 5 октября 2017, 08:59 Потрясающая статья. Она проливает свет почему мой папа 1912 г.р. осиротел в 1918 г. живя в г. Армавире. " В 1918 году Нестеров из Москвы уезжает в Армавир, где в то время находилась его семья. В Армавире он тяжело переносит воспаление легких, а также становится свидетелем кровавых событий революции: за годы гражданской войны в Армавире трижды менялась власть. В 1923 году Нестеров пишет Жиркевичу: «Сейчас каждый из нас может порассказать о себе и близких многое такое, что не всякому романисту с самой бурной фантазией будет под силу» Ракитов Андрей 5 октября 2017, 08:31 Лучший друг Нестерова? Кто вызволил Нестерова из тюрьмы? Последняя картина Нестерова? Творчество этого человека не изучают, а потому и не догадываются о его наследии. В музее, им же основанном, нет посвященной ему экспозиции. Об этом человеке забыли и вспоминать не хотят, даже когда вспоминают его друзей. Даже в столетний юбилей революции. Его имя - Щусев Алексей Викторович!

http://pravoslavie.ru/106844.html

В итоге Храм Христа Спасителя, установленный нашими предками в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия в 1912 году,был восстановлен и украшает нашу столицу Москву. Большим делом правых в то время было также создание памятника величайшему подвижнику игумену земли Русской преподобному Сергию Радонежскому. Создан памятник был известным великим скульптором, правым патриотом-монархистом В.М.Клыковым в 1987 году. Потребовались месяцы борьбы за его установление и 29 мая 1988 года при огромном стечении народа и правых организаций памятник преподобному был открыт. Также успехами правых патриотов можно считать их борьбу за переименование городов, носивших название левых революционеров-коммунистов-большевиков. Но, к сожалению, правые патриоты не сумели стать в то время массовым объединенным движением, поддерживаемым большинством народа. Это была организационная слабость правых и неготовность народа их поддержать. Часть лидеров и идеологов правых были или убиты, или погибли при разных, иногда не выясненных, обстоятельствах в первой половине 1990-ых годов. Так в 1991 году был убит известный и популярный православный патриот певец Игорь Тальков, открыто заявлявший со сцены,что его Родина не СССР, а Российская Империя. В 1991 году насильственная смерть постигла ученого А.К.Цикунова (А.Кузьмич). В 1993 году в Челябинске был сбит машиной редактор газеты Екатеринбурга «Русский союз» Ю.В.Липатников, активист, добившийся переименования Свердловска в Екатеринбург. В 1993 году в Санкт-Петербурге был зверски убит и сброшен в воду поэт, активист правых В.Цикарев, В 1994 году в Москве был убит и сброшен в воду писатель и поэт И.В.Лысцов. В 1994 году в Ижевске убит основатель патриотической газеты А.В.Красноперов. В октябре 1994 года в Москве при не вполне выясненных обстоятельствах скончался выдающийся журналист, гл.редактор газеты «Литературная Россия» Э.И.Сафонов. В 1995 году было найдено в реке Десне под Брянском тело русского певца и автора православно-патриотических песен М.Ю.Трошина, руководителя молодежной организации Русского Национального собора.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Euripidis fabulae/Ed. J. Diggle. Vol. 1. Oxford: Clarendon Press, 1984. Pindars Werke/Von J.A. Hartung. Teil IV: die Ktymischen Oden und die Trümmer der verlorenen Werke. Leipzig: Engelmann, 1856. Platonis opera/Ed. J. Burnet. Vols. I-V. Oxford: Clarendon Press, 1900–07. Sexti Empirici Opera. Vol. I-III. Leipzig: Teubner, 1912–1914. Памятники литературы классического Востока Ассиро-вавилонский эпос/Пер. с шумерского и аккадского языков В.К. Шилейко. СПб.: Наука, 2007. Атхарваведа: Избранное/Пер., коммент. Т.Я. Елизаренковой. М.: Восточная литература, 1995. Коран/Пер. И.Ю. Крачковского. М.: ИКПА, 1990. Коран/Араб, текст и пер. М.-Н.О. Османова. М.; СПб.: ДИЛЯ, 2008. О Балу. Угаритские поэтические повествования/Пер. с угаритского, введ., коммент. И.Ш. Шифмана. РАН. М.: Восточная литература, 1999. Законодательные акты Iustiniani novellae/Recognovit Rudolfus Schoell//Corpus Iuris Civilis, III. Berlin: Weidmann, 1954. ЛИТЕРАТУРА Справочные пособия Акопян А.Е. Классический сирийский язык. М.: АСТ-ПРЕСС, 2010. Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Ветхий Завет/Гл. ред. серии Томас К. Оден. Т. I–VI. Тверь: Герменевтика, 2004–2010. Библия в Синодальном переводе с комментариями и приложениями. М.: РБО, 2004. Большой путеводитель по Библии/Беллингер Г. и др. М.: Республика, 1993. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. Репринт 5-го изд. 1899 г. М.: ГЛК, 1991. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. 2-е изд., переработ, и доп. М.: Русский язык, 1976. Гиргас В.Ф. Арабско-русский словарь к Корану и хадисам. М.; СПб.: Диля, 2006. Глубоковский Н.Н. Библейский словарь. Сергиев Посад: Центр изучения истории русского зарубежья, 2007. Грамматика коптского языка: Саидский диалект/А.И. Еланская. СПб.: Настор История, 2010. Грамматика коптского языка: Саидский диалект/В. Тилль, В. Вестендорф. СПб.: Коло; Университетская книга, 2007. Давыденков О., прот. Эфиопский язык. Ч. 1. М.: Изд-во ПСТГУ, 2010. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета/Сост. О.Н. Штейнберг. Т. 1. Еврейско-русский. Вильна, 1878.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

28.11.1867 17.03.1882 24.04.1882 09.03.1885 Гермоген Добронравин 09.05.1885 11.05.1885 11.05.1885 19.02.1897 19.02.1897 19.08.1898 14.09.1898 26.03.1905 Николай Зиоров 26.03.1905 05.11.1910 Алексий III Молчанов 19.11.1910 25.06.1912 Феофан Быстров 25.06.1912 10(23)08.1921 10(23)08.1921 12(25)06.1930 06(19)03.1928 16(29)11.1928 12(25)06.1930 12(25)06.1930 29.07(11.08)1931 29.07(11.08)1931 26.09(09.10)1936 31.07(13.08)1944 27.03(09.04)1946 Иоасаф Журманов 27.03(09.04)1946 29.05(11.06)1961 01(14)08.1961 01(14)11.1961 01(14)11.1961 29.06(12.07)1965 06(19)07.1965 25.09(08.10)1965 25.09(08.10)1965 24.09(07.10)1967 Леонтий Гудимов 24.09(07.10)1967 18(31.05)1973 Антоний Вакарик 18(31)05.1973 06(19)02.1990 06(19)02.1990 07(20)07.1990 07(20)07.1990 19.07(01.08)1990 20.07(02.08) 1990 10(23)11.1990 Глеб Саввин 10(23)11.1990 19.11(02.12)1990 19.11(02.12)1990 14(27)07.1992 Василий Златолинский 14(27)07.1992 Симферопольская, обн. Основана в 1922 г. «Автономная» с 10(23)06.1925. Упразднена в 1938 г. Именовалась: Таврическая и Симферопольская; Симферопольская и Таврическая; Митрополия Крымская; Митрополия Таврическая. Викарные кафедры: Мелитопольская, Севастопольская, Ялтинская. 11(24)09.1922 17(30)01.1923 Петр Рождественский Александр Раевский 06(19)07.1924 12(25)11.1924 26.11(09.12)1924 05(18)04.1927 23.06(06.07)1927 Анатолий Соколов 21.08(03.09)1929 09(22)03.1928 30.05(12.06)1933 10.1929 11.1933 Иерофей Померанцев 27.01(09.02)1938 Синьцзянская Основана в 1935 г. Зарубежным Синодом (РПЦЗ) (местопребывание – в г. Синьцзян, Китай). Харбинское викариатство. (28.01(10.02)1935 – 1940 г. на кафедре пребывал епископ Иувеналий Килин, воссоединившийся с РПЦ в 1945 г. (Поздняев Д., свящ. Православие в Китае (1900–1997 гг.). M., 1998. С. 254)). Восстановлена в юрисдикции Московского Патриархата в 1950 г. Самостоятельная. Вакантная. Ситхинская Основана и упразднена в 1910 г. Именование – по пос. Ситха (Аляска, США). Американское (Алеутское) викариатство. 1910 Сквирская Основана ок. 1924 г. Именование – по г. Сквира (Киевская область УССР).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010