И потому «ангел научает ведению истинной молитвы» 336 . С самых давних времен почитание ангелов способствовало созданию церквей и святилищ; праздники, связанные с ангелами, часто возвращались в календари всех Церквей под различными наименованиями 337 . 236 Прежде чем предложить свои определения молитвы, средневековые богословы собирали те, которые были оставлены Отцами; сравни, например, Tommaso d’Aquino, Summa theol. 2-II, 83б,1; Suarez, Орега tract. IV, 1. Paris, 1859, р. 4 и сл.; А. Vermeersch, Quaesmiones de viritutibus religionis et pietatis. Bruges, 1912, р. 57; ср.: А. Fonck, цит. статья, col. 169 и сл. 243 De fide orthodoxa, 3, 24//РG 94, 108 с; Tommaso d’Aquino, Summa theol. 83, 1с; Exposimio D. ad Colossenses 1, 3; ср.: É. Bermaud, Élévations spirituelles//DS IV, 1 (1960), col. 553–558; Р. Роиггат, Соlloque//DS II, 1 (1953), col. 1123–1130. 247 I. Hausherr, Jean le Solimaire (pseudo-Jean de sur l’âme ет les des hоттеs//ОСА 120. Roma, 1939, р. 7 и сл., 37 и сл. 252 Пс. 25:2; 55:24, етс.; Р. Fermant, Pères ет Рèrе//VTB, col. 962–971; М. Witold, de Dieu. Étude biblique//DS XII, 1 (1984) col. 413–429. 255 Сокровище духовное, от мира собираемое, 3. Отец и дети//Творения, I. СПб., 1912 (переизд.: 1970, Gregg International Publishers Limited Westmead, England), с. 66–67. 258 К. Rahner, Муstère//Н. Fries, de la I–IV. Paris, 1965–1967. Т. III, р. 163. 261 Dialogo 86//РС 6, 681; Origène, De ог. 10, 2//GСS 2, р. 320, 2022; ср.: А. Наттап, La II. Tournai, 1963, р. 112. 270 Ориген, О молитве. СПб., 1897, с. 11–12; М. De Goedt, Inmerzession des Geister chrismlichen Gebem (Röm 8:26–27)//Соncilium 8 (1972), р. 654–660. 280 Basilio, Тгаст. de Sp. S. 18//РG 32, 153b; SC 17 bis (1968), р. 468; Amhanasio, lemmera а 26, 573с – 576а; Gregorio Nazianzo, Ог. 31, 3//РG 36, 136 вс. 281 Итальянский перевод Божественной литургии армянского обряда см. в сборнике: Liturgie dell’Oriente cristiano a Roma nell’anno mariano 1987–1988, под редакцией Uffcio delle Celebrazioni Liturgiche del Sommo Pontefice. del 1990, р. 56. 288 L. Regnault, La prière conminuelle «monologismos» dans la littérature apophtegmatique//Irénikon 47 (1974), р. 467–493. 290 V. Losskij, La della Chiesa Bologna, 1985, р. 238. Ср.: Manuale, р. 43 и сл. 295 С. Von Schoenborn, L’icône du Christ. Fondements théologiques élaborés entre le I et II Concile de Nicée (325–787)//Раradosis 24. Fribourg, 1976. 296 Ch. Kannengiesser, La contemplation de l’humanité du Christ//DS VII, 2 (1969), col. 1043–1049. 297 Clemenme d’Alessandria, Pedagogo I, 7, 57, 2//РG 8, 320а; GCS 1, р. 124; Stromates V, 6, 34, 1//РG 9, 57b; GCS 2, р. 348. 300 Origene, Соттепт. sul san Маттео XIV, 17; пер. Н. Ursз von Balmhasar, Parole et mysmère chez Origène. Paris, 1957, р. 52; Соттепт. sul Canmico 1//PG 13, 95а; GCS 8, р. 103, 27. 301 Н. Сн. Риесн, Ип livre récent sur la mystique d’Origène//Revue d’histoire ет de philosophie religieuses 6 (1933), р. 287.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

1982 «Внутренний кризис трансцендентального идеализма». Вопросы философии и психологии. 125, стр. 193. 1988 Кн. Е.Н. Трубецкой . Воспоминания (София, 1921), стр. 183. См. тоже воспоминания сестры Л.М. Лопатина Е.М. Ельцовой «Сны нездешние» (Совр. записки, XXVIII). Очень существенны для биографии Лопатина его статьи «Влад. Соловьев и кн. Е.Н. Трубецкой » (по поводу книги последнего о Соловьеве), Вопросы философии и психологии, 119, 120, 123, 124. «Я страшно много обязан Соловьеву, – пишет здесь Лопатин, – и нравственно и умственно. К 17 г. я стал настоящим единомышленником Соловьева» (Вопросы философии и психологии, 119, стр. 340, 346). 1989 I том вышел в 1911 г. вторым изданием с очень ценным предисловием; сколько мне известно, второй том не был переиздан. 1990 Большое место уделяет Лопатину Яковенко в своей истории русской философии – изложение идей Лопатина сделано здесь с большой любовью и вниманием (Jakovenko, op. cit.S.262–265). В статье Н.О. Лосского: Русская философия в XX в. (Записки Русского научного института в Белграде, вып. 3, 1931 г.) находим лишь беглые замечания о Лопатине. У Козлова(«Свое слово», вып. IV, стр. 131–167) находим обстоятельный разбор учения Лопатина (см. также ibid., вып. V, стр. 141–146). Аскольдов, во многом очень примыкающий к Лопатину, лишь мельком упоминает о нем в своих книгах. Много существенных замечаний о философии Лопатина в «Воспоминаниях» кн. Е.Н. Трубецкого . См. также в книге последнего о Вл. Соловьеве (т. II, стр. 247–259) – о полемике Соловьева с Лопатиным. Отметим ещё небольшую статью СЛ. Франка о Лопатине (Путь, 19), да несколько страниц, посвященных Лопатину в кратком очерке о русской философии Ершова (Пути развития философии в России. Владивосток, 1922, стр. 31–34), приветственные речи при праздновании юбилея Лопатина (в «Вопросы философии и психологии» 111, 1912 г.) и статью П.И. Новгородцева Праздник русской философии. Русская мысль, 1912, II. См. также книгу А. Белого На рубеже двух столетий (1936), где есть несколько любопытных бытовых мелочей о Лопатине (стр. 256–289, passim).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство... С. 268. Казанский П.Е. Власть Всероссийского Императора. М., 1999. С. 26. Там же. С. 27. Булацель П.Ф. Борьба за правду. СПб., 1912. Т. 2. С. 87. Сыромятников С.Н. (Сигма). Опыты русской мысли. СПб., 1901. Кн. 1. С. 44. Победоносцев К.П. Сочинения. С. 278. Родионов И.А. Два доклада: 1) Неужели гибель? 2) Что же делать? СПб., 1912. С. 119. Пасхалов К.Н. Погрешности обновленного 17 октября 1905 года Государственного строя и попытка их устранения. С. 4. Так в тексте. Победоносцев К.П. Сочинения. С 183. Лукьянов М.Н. Российский консерватизм и реформа, 1907-1914. С. 22. Казанский П.Е. Власть Всероссийского Императора. С. 22. Рормозер Г., Френкин А.А. Новый консерватизм: вызов для России. М., 1996. С.96. Пустарнаков В. Ф. Либеральный консерватизм и либерализм в России XIX - начала XX в.: различия и сходства//Либеральный консерватизм: история и современность. М., 2001. С. 17, 27 Франк С.Л. По ту сторону «правого» и «левого»//Новый мир. 1990. N 4 После ареста 3 февраля 1926 года Астромов писал: «за период времени с 1910 по 1917 г. я занялся литературно-экономической деятельностью, написав ряд статей… рассказов и восточных сказок. Кроме того, я часть своего времени уделял общественности (был членом общества Славянского научного единения, где вице-председателем был проф. Бехтерев), и спорту (был членом Общества «Сокол»…)». Вергун Дмитрий Николаевич (1871-1951) — филолог, литератор, общественный деятель, профессор Петербургского университета, сотрудник " Нового времени " ; с 1921 г. в эмиграции в Чехословакии, преподаватель Высшей торговой школы (1922-1928) и Русского педагогического института им. Я. А. Коменского (1923-1925), председатель русского сокольства за границей (1923-1930), в 1940 г. переехал в Югославию, затем в США. Онежский В. Идейные итоги смуты//Ладо: Сборник литературно-общественный, посвященный нарождающейся русской национал-демократии. С. 29. Сборник открывало стихотворение «Славянский орел» Д.Н. Вергуна, принадлежащего к числу поэтов Галицкой Руси, писавших на русском литературном языке, которое объясняло эту символику. «Треглавый Орел, Славянский Орел!/Ужель опускаешь ты крылья?/В полете своем зенит ли обрел,/Иль чуешь истому бессилья? Даны тебе в путь/На мощную грудь/Судьбой три главы удалые -/Трех рас ты впитал исконную суть,/Три цели сопряг вековые/За средней главой/Славянской стезей/На свет устремился ты к югу,/Чтоб силы набрать себе огневой - Дать волю и брату, и другу…/Восточной главой/Монгольской тропой/Тянулся давно к океану,/Чтоб мощь закалить в грозе боевой,/Дать мысли Христовой охрану…/А третьей главой/Варяжской волной/Ты Запада черпал познанье,/Чтоб миру явить счастливейший строй,/Уладить людей достоянье»

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Лит.: Олсуфьев А. В. Общий очерк Анадырской округи, ее экон. состояние и быт населения. СПб., 1896. С. 95; Прозоров А. А. Экон. обзор Охотско-Камчатского края.СПб., 1902; Патканов С. Стат. данные, показывающие племенной состав населения Сибири, язык и народы инородцев. СПб., 1912. Т. 1. С. 106; Попова У. Г. Этнографические особенности дорев. быта населения Тауйского побережья//История и культура народов Северо-Востока СССР. Магадан, 1964. Вып. 8. С. 54-71; она же. Становление колхозного строя на Тауйском побережье: (Колхоз «Рассвет» Ольского р-на Магаданской обл.)//Там же. С. 136-158; она же. Эвены Магаданской области. М., 1981; Археол. памятники Магаданской обл. Магадан, 1974. Вып. 1; Диков Н. Н. Археол. памятники Камчатки, Чукотки и Верхней Колымы. М., 1977. Вып. 1; 1979. Вып. 2: Древние культуры Северо-Восточной Азии: Азия на стыке с Америкой в древности; Мочанов Ю. А. Древнейшие этапы заселения человеком Северо-Восточной Азии. Новосиб., 1977; Сафронов Ф. Г. Русские на Северо-Востоке Азии в XVII - сер. XIX в.: Управление, служилые люди, крестьяне, городское население. М., 1978; он же. Русские промыслы и торги на Северо-Востоке Азии в XVII - сер. XIX в. М., 1980; Вдовин И. С. Влияние христианства на религ. верования чукчей и коряков//Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (2-я пол. XIX - нач. ХХ вв.). Л., 1979. С. 86-114; Туголуков В. А. Социально-экономические и этнокультурные изменения у эвенов в советское время//Этнокультурные процессы у народов Сибири и Севера. М., 1985. С. 121-143; Земсков В. Н. Спецпоселенцы (по документации НКВД-МВД СССР)//Социол. исслед. М., 1990. 11. С. 3-17; Тихменева В. Приход в Магадане//ЖМП. 1990. 11. С. 28-29; Памятники, памятные места истории и культуры Северо-Востока России (Магаданская обл. и Чукотка)/Науч. ред.: Н. Н. Диков. Магадан, 1994; Арендаренко А. День приходит с Востока//ЖМП. 1998. 2. С. 67-69; Бурыкин А. А. Евангелие для эвенов//Северные просторы. М., 1999. 3/4. С. 56-58; Иванов В. Н. Вхождение Северо-Восточной Азии в состав Русского гос-ва.

http://pravenc.ru/text/2561168.html

Лопатин Л. М. Философские характеристики речи. М., 1911. Лукьянов С. М. О Вл. С. Соловьеве в его молодые годы. Материалы к биографии. Кн. 1. СПб., 1916. Кн. 2. СПб, 1918. Кн. 3, вып. 1. Пг, 1921. 2–е изд.: 1990, с дополнит, вып. 2–м к кн. 3–й, не вошедшим в 1–е изд. Щеголев П. Е. Событие 1 марта и Владимир Соловьев//Былое. 1918. 4–5. О Владимире Соловьеве. М, 1911. Флоровский Г. Ф. Новые книги о Владимире Соловьеве//Известия Одесского библиографического общества. 1912. 1. Вып. 7. Радлов Э. Л. Владимир Соловьев. Жизнь и учение. СПб, 1913. Трубецкой Е. Миросозерцание Вл. Соловьева. Т. I — II. М, 1913. Соловьев С. М. Биография Владимира Сергеевича Соловьева// Соловьев Вл. Стихотворения. 7–е изд. М, 1921. Голлербах Э. Владимир Соловьев и Розанов//Стрелец. Сб. 3–й и последний ⁄ Под ред. А. Беленсона. Пг, 1922. Мочульский К. Владимир Соловьев. Жизнь и учение. Париж, 1951. Соловьев С. М. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева. Брюссель, 1977. Лосев А. Ф. Вл. Соловьев. М, 1983. Лосев А. Ф. Вл. Соловьев и его ближайшее литературное окружение//Литературная учеба. 1987. 3—4. Лосев А. Ф. Вл. Соловьев и его время. М, 1990. Голубев А. Н. Вл. Соловьев о бесконечности личности в человеке//О человеческом в человеке. М, 1991. Гулыга А. Смысл любви (Владимир Соловьев)//В кн.: Русская идея и ее творцы. М, 1995. Приложение I ЭТИКА. ОТ СОЦИАЛЬНО–ИСТОРИЧЕСКОГО УТОПИЗМА К АПОКАЛИПТИКЕ ВВЕДЕНИЕ 1. Черты общего социально–исторического разочарования. Для того чтобы духовная эволюция Вл. Соловьева стала для нас ясней, необходимо учитывать то, к чему пришла эта эволюция, а именно, в первую очередь, литературную деятельность Вл. Соловьева в 90–е годы. Изучая этот последний период его литературной деятельности, мы начинаем невольно вспоминать черты разочарования, которые были и раньше, но перекрывались весьма интенсивным стремлением к обязательному универсализму, перекрывались трогательным теперь для нас энтузиазмом патетически настроенного пророка. Необходимо помнить, что Вл. Соловьев — это чрезвычайно критически настроенный ум, который не расставался со своим критицизмом даже в моменты социально–исторического пафоса.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Lud. II ep. Bas. I – Ludovici II imperatoris epistola ad Basilium I imperatorem Constantinopolitanum missa/W. Henze//Epistolae Karolini aevi. Berlin, 1912–1928. T. 5 (MGH Epp. T. 7). Ludat 1971 – Ludat H. An Elbe und Oder um das Jahr 1000: Skizzen zur Politik des Ottonenreiches und der slavischen Mächte im Mitteleuropa. Köln; Wien, 1971. Luschin von Ebengreuth 1897 – Luschin von Ebengreuth A. Handel, Verkehr und Münzwesen//GWien 1. Macartney 1951 – Macartney C. A. The Origin of the Hungarian Chronicle and Hungarian Historical Sources. Cambridge, 1951. Manitius 1–3 – Manitius M. Geschichte der lateinischen Literatur des Mittelalters. München, 1911–1931. Bd. 1–3 (Handbuch der Altertumswissenschaft. Bd. 9/1–3). Mart. Cap. – Martiani Capellae De nuptiis Philologiae et Mercurii/A. Dick, J. Préaux. Leipzig, 1925 (или любое другое издание). Mayrhofer 1985 – Mayrhofer F. Einleitung//RQuLinz. MDF – Mitteldeutsche Forschungen. Mégier 1990 – Mégier E. Tamquam lux post tenebras, oder Ottos von Freising Weg von der Chronik zu den Gesta Friderici//Mediävistik: Internationale Zs. für interdisziplinäre Mittelalterforschung. Frankfurt/M., 1990. Bd. 3. Mém. passé 6 – Mémoires du passé pour servir au temps présent. Paris, 1947. T. 6: L’an Mille: Oeuvres de Liutprand, Raoul Glaber, Adémar de Chabannes etc./Trad, et présentées par A. Pognon. Menzel 1985 – Menzel H. Die Sächsische Weltchronik: Quellen und Stoffauswahl. Konstanz, Lindau, 1985 (Vortrage und Forschungen. Bd. 34). MEStr. 2 – Monumenta ecclesiae Strigoniensis. Strigonii, 1882. T. 2/F. Knauz. MGH – Monumenta Germaniae Historica. MGH Capp. – MGH Leges. Capitularia regum Francorum. MGH DD Germ. – MGH. Diplomata regum et imperatorum Germaniae. MGH DD Kar. – MGH. Diplomata regum Germaniae ex stirpe Karolinorum. MGH Dt. MA – MGH. Deutsches Mittelalter. Kritische Studientexte. MGH Epp. – MGH. Epistolae (in quarto). MGH Epp. sel. – MGH. Epistolae selectae. MGH LdL – MGH. Libelli de lite imperatorum et pontificum saeculis XI. et XII. conscripti.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3 Bde. (Bibl. Kommentar; 1-3); Koch K. Was ist Formgeschichte?: neue Wege der Bibelexegese. Neukirchen-Vluyn, 1964; Auerbach E. Mimesis: dargestellte Wirklichkeit in der abendländlischen Literatur. Bern, Münch., 1967 (рус. пер.: Ауэрбах Э. Мимесис: Изображение действительности в западноевроп. лит-ре. М.; СПб, 20002); Leach E. R. Genesis as Myth and and Other Essays. L., 1969; Unger M. F. Die fünf Bücher Mose. Wetzlar, 1972; Cross F. M. Canaanite Мутн and Hebrew Epic: essays in the Hismory of the Religion of Israel. Camb., 1973; Barthes R. The Struggle with the Angel: Textual Analysis and Biblical Exegesis. Pittsburgh, 1974. P. 21-33; Literary interpretation of Biblical Narratives. Nashville, 1974; Rhetorical Criticism: Essays in Honor of J. Muilenburg/Ed. J. J. Jackson, M. Kessler. Pittsburgh, 1974; Long B. O. Recent Field Studies in Oral Literatur and Their Bearing on Old Testament Criticism//VT. 1976. Vol. 26. P. 187-198; Scharbert J. Genesis. Würzburg, 1983-1986. 2 bde. (Die neue Echter-Bibel; 5, 16); Br ä umer H. Das erste Buch Mose. Wuppertal, 1983-1990. 3 Bde; Wenham G. J. Genesis 1-15. Dallas, 1987-1994. 2 vol. (World biblical comment.; 1-2); idem. Genesis: An Authorship Study and Current Pentateuchal Criticism//JSOT. 1988. Vol. 42. P. 3-18; Новая Толковая Библия. СПб., 1990. Т. 1; Le Pentateuque: Débats et recherches/Éd. P. Haudebert. P., 1992. (Lectio divina; 151); Nicholson E. The Pentateuch in the 20 Cent.: The Legacy of J. Wellhausen. Oxf., 1998, 2002; Тантлевский И. В. Введение в Пятикнижие. М., 2000; Щедровицкий Д. В. Введение в Ветхий Завет: Пятикнижие Моисеево. М., 2001; ближневост. археология: Sayce A. H. The «Higher Criticism» and Verdict of the Monuments. L.; N. Y., 18943; Kyle M. G. The Deciding Voice of the Monuments in Biblical Criticism. Oberlin (Ohio), 1912, 19242; Albright W. F. From the Stone Age to Christianity: Monotheism and the Hist. Process. Baltimore, 1940, 19572; idem. Archaeology of Palestine. Harmondworth, 19602. Gloucester (Mass.), 1971r; idem.

http://pravenc.ru/text/153739.html

327 Пахтусов П. К., Моисеев С. А. Дневные записки Π. К. Пахтусова и С. А. Моисеева. М., 1956. С. 206. 333 Самойлович Р. Л. Краткие сведения об экспедициях на Новую Землю 1921, 1923, 1924, 1925 и 1927 годах//Труды Института по изучению Севера. М., 1929. Вып. 40. С. 27. 337 Чулков Н. Экспедиция на Новую Землю под начальством Розмыслова в 1768–1769 гг. Архангельск, 1898. С. 53–55. 340 Чулков Н. Экспедиция на Новую Землю под начальством Розмыслова в 1768– 1769 гг. Архангельск, 1898. С. 168–169. 343 Боярский Π. В. Культурное наследие//Новоземельский полигон. Обеспечение общей и радиационной безопасности ядерных испытаний. Факты, свидетельства, воспоминания. М., 2000. С. 45–46. 347 Боярский Π. В., Гусев С. В., Доронина Н. А. и др. Физико-географический и исторический очерк//Ядерный архипелаг. М., 1995. 348 Дневник Г. Я. Седова, веденный во время экспедиции к Северному Полюсу (8 декабря 1912 г. по 12 августа 1913 г.) – Архив Географического общества СССР. СПб. Ф. 93 Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 88. 350 Самойлович Р. Л. Краткие сведения...//Труды Института по изучению Севера. М., 1929. Вып. 40. С. 112. 354 Среди основной литературы по данному вопросу следует отметить следующие: Дмитриева С. И. Мезенские кресты//Памятники культуры: Новые открытая. М., 1986.; Овсянников О. В. Старинные поморские кресты по исследованиям 1982– 1984 гг.//200 лет арктической археологии. М., 1990.; Овсянников О. В., Чукова Т. А. Северные деревянные кресты. К вопросу о типологии//Язычество восточных славян. Л., 1990.; Овсянников О. В., Чукова Т. А. Крест в культуре Русского Севера XVIII – начала XX века//Семантика культуры: Тезисы доклада Всесоюзной школы-семинара по семиотике культуры. Архангельск, 1989; Овсянников О. В., Ясински М. О. О деревянных крестах Русского Севера//Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского Севера. Архангельск, 1995; Значительная подборка статей о северных крестах содержится в альманахе «Наука и бизнес на Мурмане», серия «История и право», 2. 1997. 355 Основная функция любого креста – быть объектом поклонения христиан, напоминать о крестной жертве Христа и призывать к покаянию. Эта функция достаточно изучена и в святоотеческой, и в научной литературе, поэтому мы ее здесь не рассматриваем. Все кресты, имеющие отношение к промысловой культуре, мы условно называем промысловыми.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Василий Анисимов: «Украинская литература и литературный язык родились в Питере» 09.02.2020 13:54:19 Василий Семенович Анисимов – Василий Семенович, мы с тобой говорили о разных принципах, на которых создавались украинский и русский литературные языки… – Украинский литературный язык создавался на базе полтавско-черкасского фольклора 19 века. Русский литературный язык вышел из церковнославянского языка, языка 700-летнего летописания, древнерусской литературы и несет в себе огромный пласт славянизмов. У нас в прошлом году был забавный случай. В Киеве в преступно отданной Варфоломею Андреевской церкви стамбульцы-ставропигийщики вместе с нашими иудами-драбинками отслужили первую литургию. На ней присутствовала какая-то галицкая барышня-униатка, закатившая скандал: измена! спасайте! они служат на русском! Ее успокаивали, объясняя, что это церковнославянский язык, на котором служат здесь уже тысячу лет. Но она уверяла, что это язык «страны-агрессора»! Хотя униаты Закарпатской области до сих пор служат на церковнославянском, а львовские униаты служили до 1990-х. У нас в пресс-службе есть молитвослов 1912 года на церковнославянском «для молодежи русско-католического обряда» с автографом Шептицкого. Униаты и украинской церковью стали именоваться только с 1963 года за рубежом, а в Украине с 1990-го. До этого были русской. Такая особенность нашего галицкого воинствующего хунвейбизма: своего не помнят, не знают, а на чужое всегда набрасываются.   – Почему, обладая в 19 веке двумя письменными языками – церковнославянским и русским литературным, в Киеве решили создать третий? – Украинские литература и литературный язык родились не в Киеве, а в Петербурге. Мы говорили с тобой об Иване Котляревском, царском поручике, который познакомился с юмористической поэмой Осипова и на ее основе создал свою «Энеиду», «перелицованную» на малороссийский язык, с русско-украинским словарем на тысячу слов. Она дважды была издана в Петербурге пиратски, а в 1809 году Котляревский сам ее издает там же. «Энеида» считается первым художественным произведением на украинском языке, а словарик – первым украинским словарем.

http://radonezh.ru/2020/02/09/vasiliy-an...

С. Четвериков, Оптина пустынь. Париж, 1926. S. etverikov, Das russische Starzentum//Die Ostkirche. Sonderheft der Zt. «Una Sancta». Stuttgart, 1927. S. etverikov, Les «Starets» russes. La recherché des voies du Seigneur//Irénikon 3 (1927). P. 143–146. M. Федотов, Гоголь и Оптина пустынь//ЖМП. 1988,11. С. 68–72. М. Garzaniti, Starestvo//Diz. Enc. di Spirit. 2-nd ed. Vol. III (1990). P. 2408–2411. I. Hausherr. Direction spirituelle en Orient autrefois//OCA 144. Roma, 1955; Spiritual Direction in the Early East. Kalamazoo (Mich.), 1990. И. Ильичева, Старец Амвросий Оптинский //ЖМП, 1988,11. С. 62–68. К. Леонтьев , Православный Немец, отец Климент Зодерхольм, иеромонах Оптиной пустыни. Варшава, 1880. F. von Lilienfeld, Hierarchen und Starzen der Russischen Orthodoxen Kirchë Aufsätze der Zt. Des Moskauers Patriarchats. Berlin, 1966. V. Lossky, N. Arseniev, La paternité spirituelle en Russie aux XVIII е et XIX е siécles//Spiritualité orientate 21. Bellefontaine, 1977. V. Lossky, Les startsi dOptino//Contacts 13 (1961). P. 4–14. R. M. Mainka, Der Konflikt des Starzen Artemij mit de russisch-orthodoxen Kirche//Ostkirchliche Studien 15 (1966). S. 3–34. Игум. Назарий (Кондратьев), Старческое наставление отца Назария, игумена Валаамского, с кратким сказанием о его жизни и подвигах. С.-Петербург, 1912. Paisij Velickovskij, Autobiografia di ипо starets//Scritti monastici 10. Praglia, 1988. M. J. Rouet De Joumel, La direction spirituelle dans la Russie ancienne//Rev. Et. Slav. 38 (1961). P. 173–179. I. Smolitsch, Studien zum Klosterwesen Russlands: I. Der Wedergang des russischen Starzentums//Kyrios 2 (1937). S. 95–112; II. Zum Problem des Kloterwesens im 15. und 16. Ihr.//Ibid. 4 (1939). S. 29–38. I. Smolitsch, Leben und Lehre der Starzen. Wien, 1936; Köln; Olten, 1952; Santita e preghiera. Vita e insegnamenti degli «starets» della santa Russia. Torino, 1984. А. Соловьев, Старчество no учению Святых Отцев и аскетов. Семипалатинск, 1900. T.Špidlík, La direzione spirituale nel monachesimo orientale//E. AN-CILLI, Mistagogia е direzione spirituale. Roma; Milano, 1985. P. 73–88.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010