Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАЛЕСТИНСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ФОНД [Англ. Palestine Exploration Fund], брит. научно-исследовательская орг-ция, изучаюшая культуру, историю, археологию, этнографию Израиля и Палестины. Основан в 1865 г. под патронажем кор. Виктории англ. группой ученых и церковных деятелей. Инаугурационным событием стала встреча, произошедшая 12 мая 1865 г. в Вестминстерском аббатстве . Основой для П. и. ф. послужила более ранняя орг-ция со сходными целями - Палестинская ассоциация (Palestine Association, создана в 1804 г.) ( Bliss. 1906. P. 255-256). Первые 20 лет после основания существование фонда во многом зависело от др. орг-ции - Корпуса королевских инженеров, в к-рый должны были направляться отчеты П. и. ф., необходимые для проводящейся модернизации региона, в т. ч. с целью его большей доступности. В 1865-1886 гг. П. и. ф. функционировал уже в качестве независимой орг-ции при финансовой поддержке Военного мин-ва. Исследования были направлены в первую очередь на полномасштабное картографирование с целью контроля над территориями восточнее Суэцкого канала. На базе П. и. ф. проведено множество раскопок библейских и др. мест в Палестине. Одну из первых полномасштабных археологических экспедиций в 1867 г. возглавил Ч. Уоррен с целью научного изучения топографии Иерусалима . В ходе исследований были обнаружены древние системы подземных цистерн (позже водная система получила название «шахта Уоррена»). Эта же экспедиция провела первые раскопки Телль-эс-Султана в Иерихоне , открыв древнейшие остатки города. После 1890 г. П. и. ф. функционировал без прямых патронов, орг-ция нанимала наиболее известных археологов, таких как У. М. Питри (1891), Ф. Блисс (1891-1900), Р. Макалистер (1900-1909), Д. Маккензи (1910-1912). В 1913-1914 гг. П. и. ф. занимался сбором информации для Военного мин-ва. После 1918 г. перед П. и. ф. военно-стратегические задачи более не ставились. К наиболее важным проектам, проведенным под руководством исследователей П.

http://pravenc.ru/text/2578714.html

паломников и работу по просвещению правосл. араб. паствы, приводила к конфликтным ситуациям как с представителями греч. духовенства, так и с руководством Палестинского об-ва. Если архим. Антонин основывал странноприимные дома там, где их ранее не было (в портовой Яффе, в Хевроне - у Мамврийского дуба, в Иерихоне - на пути паломников к Иордану), то Л. строил свои подворья там, где уже существовали подворья Палестинского об-ва. Так, в Хайфе, напротив подворья ИППО им. В. А. Сперанского, Л. построил т. н. Романовское подворье (1911-1912), причем М. А. Дьяконов называл в отчете поведение сотрудников миссии РДМ «в высшей степени некорректным». Они встречали паломников и вели их на свое подворье, нарочито «неодобрительно» отзываясь при этом о Палестинском об-ве (АВП РИ. Ф. ИППО. Оп. 873/1. Д. 734. Л. 1-82). В особой записке Л. выдвинул ряд требований, отчасти восходивших еще к коллизиям 60-70-х гг. XIX в., отчасти предвосхищавших деяния Поместного Собора 1917-1918 гг. Так, автор утверждал, что «ввиду светскости деятелей Палестинского общества» «чувствуется отчужденность его от Духовной Миссии», к тому же «Общество даже иногда противодействует Миссии» (Там же. Д. 592а. Л. 13-17а). Более того, ИППО обвинялось в «узком взгляде на свою задачу по отношению к паломникам», поскольку в его услуги не входила, напр., организация жен. богадельни или детских приютов в Иерусалиме. Не устраивало Л. и положение с учебными заведениями ИППО. «Во главе управления школами Палестинского общества должно стоять духовное лицо, иначе сказать, школы Палестинского общества должны быть непременно церковноприходскими». ИППО «необходимо подчиняться Духовной Миссии и в деле духовного руководства паломниками». Палестинское об-во, по мнению Л., «должно делать только то, что желает Духовная Миссия». Автор записки ссылается на авторитет архим. Антонина, который будто бы, «устраивая Палестинское общество, думал в нем видеть себе преданного пособника в делах Миссии» (Там же. Д. 592а. Л. 18-19). Одновременно в МИД поступила несколько отличавшаяся по содержанию записка, восходившая, без сомнения, к Л.

http://pravenc.ru/text/2463445.html

Последние недели его пребывания на родине проходили в " нетопленной теплушке ползущего эшелона разбитой армии, на полу переполненного сарая-госпиталя, в сыпно-тифозном бреду " . Из Новороссийска, с остатками Добровольческой армии в " набитых людьми мрачных трюмах пароходов " , заедаемый вшами и измученный болезнью, В.Н. Краинский наконец прибывает на о. Лемнос. Здесь " бурные порывы борьбы сменило унижение изгнания " . Вот что говорится еп. Никоном (Рклицким) об этом пребывании в Жизнеописании митрополита Антония (Храповицкого): " Остров Лемнос находится в непосредственной близости от Афонского полуострова и вполне понятно, что очутившись там, русские люди, взирая на видневшиеся очертания русских Афонских монастырей, мечтали о том, чтобы попасть туда, и многие из них, пережив ужасы революции и гражданской войны, несомненно, поступили бы в Афонские монастыри и остались бы там навсегда. Но, увы, доступ на Афон для русских был закрыт. Все хлопоты о разрешении русским беженцам въезда на Афон оказались безуспешными " . С о. Лемноса Н.В.Краинскому удаётся переехать в Королевство сербов, хорватов и словенцев. Здесь же оказались многие русские врачи, в т.ч. ученик И.А. Сикорского, известный невропатолог М.Н. Лапинский, который организовал в 1921 г. при Загребском университете медицинский факультет и открыл кафедру и клинику нервных и душевных болезней. С ним Н.В. Краинский работал ещё в 1917-1918 гг. на кафедре психиатрии и невропатологии Киевского университета. И вот их вновь свела судьба. В Загребе на кафедре у М.Н. Лапинского в должности доцента Н.В. Краинский работал в 1921-1927 гг. К загребскому периоду относится целый ряд его работ, в частности " Математические основы естествознания " (1927) (есть сведения, что в 1912 г. Николай Васильевич, будучи уже известным специалистом, закончил ещё и математический факультет С.-Петербургского университета). С 1928 г. Н.В. Краинский - профессор кафедры психиатрии и экспериментальной психологии Белградского университета, активный участник Сербского врачебного общества. Здесь он издаёт такие труды как: " Лев Толстой как юродивый. Психопатологический очерк " (1928); " Логические ошибки и заблуждения в научном творчестве " (1930) и др. Л.Н. Толстого Н.В. Краинский называл не иначе как " великим растлителем земли русской " .

http://ruskline.ru/analitika/2009/10/06/...

Коллегия Сан-Паулу После революции 1910 г. и провозглашения республики проводились коренные реформы системы образования, закрепленные в т. н. Университетской конституции 1911 г. и в Статуте 1918 г. Были основаны ун-ты в Лиссабоне и Порту, высшие учебные заведения стали автономными. Изменилась и структура образования: в 1911 г. в К. упразднили богословский фак-т, на основе фак-тов философии и математики организовали фак-ты историко-филологический (Faculdade de Letras; ему предшествовали созданные в сер. XIX в. Высшие историко-филологические курсы) и естественнонаучный (Faculdade de Ciência; с 1972 Faculdade de Ciência е Tecnologia). Официально было закреплено отделение ун-та от Церкви. В 1912 г. в ун-те К. создана 1-я в стране лаборатория экспериментальной психологии, в 1921 г.- фармацевтический фак-т. Ун-т играл важную роль в разработке гос. идеологии после прихода к власти А. ди Оливейры Салазара, бывш. профессора экономики в К., и установления режима «Нового государства» (1933-1974); Оливейра Салазар нередко формировал кадровый состав правительства из числа профессорско-преподавательского состава ун-та. Памятники эпохи «Нового государства» - построенные в 1941-1966 гг. в университетском квартале (Alta Universitária) здания архива и б-ки, историко-филологического и медицинского факультетов и др. (архитекторы Ж. А. Коттинелли Телму (до 1948), К. да Силва). В 50-х гг. XX в. в студенческой среде усилилась борьба с авторитарным режимом. В 1969 г. студенческие волнения после церемонии открытия нового учебного корпуса привели к отставке ректора и министра образования. В наст. время ун-т и структурно, и топографически состоит из 3 частей. В основную часть (Alta Universitária) входят ректорат и адм. структуры, находящиеся в историческом здании ун-та вместе с юридическим, историко-филологическим и психологическим (создан в 1980) фак-тами. В эту часть также включены отделения архитектуры, биохимии, естественных наук, химии, физики, географии, геологии и математики, фак-т естественных наук и технологий (FCTUC), главная б-ка (всего в ун-те 23 б-ки) и университетский архив. Вторую часть составляют инженерные факультеты и отделения: факультеты электротехники и вычислительной техники, химической технологии, инженерно-механический, отд-ния вычислительной техники и строительства. Третья часть - это медицинский и фармацевтический факультеты, связанные с ним научно-исследовательские лаборатории (центр неврологии и клеточной биологии, центр фармацевтических исследований и др.). В 1972 г. был создан экономический факультет, расположенный несколько обособленно. В 1985 г. в честь ун-та названа Коимбрская группа, объединяющая старейшие ун-ты Европы. В 1990 г. торжественно отмечалось 700-летие ун-та. По данным на 2013 г., при общей численности населения города в 143 тыс., студентов насчитывалось ок. 23,5 тыс., преподавателей ок. 1,5 тыс. чел. С 2013 г. здания ун-та включены в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

http://pravenc.ru/text/1841702.html

В 1909 г. в Софии синодальной комиссией был напечатан предварительный вариант перевода Четвероевангелия. Впервые в издании были помещены и ссылки на параллельные места. Критика ряда церковных и общественных деятелей привела к тому, что переводческая комиссия скорректировала принципы перевода. Переводческая работа была прервана 1-й и 2-й Балканскими войнами (1912-1913) и начавшейся первой мировой войной. Улучшенный Синодальный перевод Четвероевангелия должны были отпечатать в 1918 г. в Лейпциге тиражом в 100 тыс. экз., но из-за начавшейся в Германии инфляции (1920) тираж был уменьшен до 33 тыс. экз. В Болгарию книги поступили в 1922 г. Болг. издание Синодального перевода началось в 1923 г., но первые экземпляры увидели свет только в 1925 г. Издание было снабжено таблицей денежных единиц и единиц измерения, встречающихся в библейском тексте, указателем богослужебных чтений Писания, пасхалией и 6 цветными картами. В 1926 г. было выпущено отдельное издание НЗ (19412), в 1950 г.- издание с совр. болг. правописанием. В 50-х гг. все большее распространение получило мнение о том, что Синодальный перевод устарел. В 1959 г. Свящ. Синод БПЦ назначил комиссию (вначале под председательством митр. Варненского и Преславского Иосифа, затем - еп. Левкийского Парфения) для пересмотра старого перевода. В задачи комиссии входило также составление предисловия с историей болг. переводов, именного и географического указателей. В процессе работы члены комиссии пришли к убеждению в необходимости нового перевода всего НЗ и нек-рых книг ВЗ. В течение 15 лет (до 1974) комиссия подготовила перевод почти всей Б. на основе греч. и евр. оригиналов. Но перевод не был опубликован. Причина заключалась, по всей вероятности, в убеждении большинства митрополитов Свящ. Синода в высоком качестве старого Синодального перевода. Было принято компромиссное решение - издать Синодальный перевод 1925 г. после исправления явных ошибок (что было поручено проф. Б. Пиперову). Однако и это намерение не было реализовано. В 1982 г. Свящ. Синод вновь выпустил Б. по старому Синодальному переводу. Последующие издания Б. в этом переводе при поддержке ОБО имели место в 1990 г. в Лондоне; в 1991, 1993, 1995 и 1998 гг. в Болгарии; в 1991 г. в Греции с помощью Элладской Православной Церкви, Зографского мон-ря на Афоне и частных дарителей.

http://pravenc.ru/text/209473.html

Государь пожаловал Скобелеву чин генерал-лейтенанта. Он стал чрезвычайно популярен в России и Болгарии, где его именем были названы улицы, площади и парки во многих городах. Скобелев приобрел громкую военную славу и репутацию продолжателя суворовских традиций. В 1878-80 гг. командовал корпусом, в 1880-81 гг. руководил 2-й Ахалтекинской экспедицией, во время которой была заво?вана Туркмения.. За эту победу Скобелев был произведен в генералы от инфантерии и получил орден Св. Георгия 2-й степени. Генерал разделял славянофильские взгляды, мечтая об объединении славянских народов, видя в России лидера славянского мира. В 1882 г., находясь в Париже, выступил в защиту балканских народов против агрессивной политики Германии и Австро-Венгрии, что вызвало международный осложнения. Император Александр III вынужден был отозвать Скобелевева из Европы. Скоропостижно скончался от паралича сердца в Москве . В 1912 г. в Москве на Тверской площади был установлен памятник Скобелеву, созданный на народные пожертвования как дань памяти русского народа одному из величайших своих сынов. В 1918 г. по декрету Совнаркома памятник был снесен. Сегодня также день памяти видного правого публициста и общественного деятеля Алексея Семеновича Шмакова. Он родился в Москве в 1852 г. Образование получил в Одессе на юридическом факультете Новороссийского университета, после чего занимал должность судебного следователя. Переехав в Москву, стал присяжным поверенным, был помощником знаменитого адвоката Ф.Н.Плевако, специализировался на уголовных делах, получил известность как блестящий оратор. В 1890 г. Шмаков опубликовал открытое письмо к присяжным поверенным Московского округа, в котором выступил против тенденции " ожидовления адвокатуры " . Последовательно отстаивал интересы русских на судебных процессах, вызванных межнациональными и религиозными конфликтами. Был защитником русских православных христиан в судебных процессах о еврейских погромах в Кишиневе в 1903 г. и Гомеле в 1904-05 г. С начала возникновения монархического движения принимал в нем деятельное участие. Состоял почти во всех крупных московских монархических организациях: был членом-учредителем Русской Монархической Партии, Русского Монархического Собрания, Союза Русского Народа, а также членом Русского Собрания в Петербурге. Активный участник монархических съездов, неизменный докладчик по еврейскому вопросу. Активный участник дворянского движения, представлял московское дворянство на съездах Объединенных дворянских обществ. Он был гражданским истцом вместе с депутатом Государственной Думы Г.Г.Замысловским на знаменитом процессе Бейлиса. В 1907 г. на личные средства основал в Москве школу-приют для детей-сирот, чьи отцы погибли в русско-японской войне.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/07/08/et...

Ценность монархологии свят. Серафима в догматическом подходе автора к рассматриваемому вопросу. Глава пятая. Иван Александрович Ильин §1. Жизнеописание И.А. Ильин родился 28 марта/9 апреля 1883 г. в Москве, в дворянской семье, отличавшейся религиозностью. В 1901 г. он поступил на юридический факультет Московского университета. В 1906 г. И.А. Ильин обвенчался с Наталией Вокач, его верной спутницей жизни. В 1909 г. И.А. Ильин стал приват-доцентом этого же университета, а в 1918 г. – профессором. В 1911–1912 гг. отправлялся в научную командировку в Германию, Францию, Италию. В силу своих православно-монархических убеждений И.А. Ильин фактически не принял февральскую революцию и категорически отверг октябрьский переворот, став активным противником большевицкого режима. Уже в 1917 г. он дальновидно предсказал будущее падение большевизма. По подозрению в антиправительственной деятельности И.А. Ильина шесть раз арестовывали. После последнего, шестого, ареста он с группой ученых, философов и литераторов был выслан из советской России в Германию на пароходе. С 1922 по 1938 гг. И.А. Ильин проживал в Берлине. В эти годы он занимался активной общественно-патриотической деятельностью, выступая с многочисленными лекциями и докладами в Германии, Франции, Швеции. Сербии, Латвии и других странах. И.А. Ильин был тесно связан с Русским общевоинским союзом, но имел репутацию внепартийного идеолога Белого движения. Философско-религиозные, историософские, политологические и прочие статьи и исследования И.А. Ильина публиковались в эти годы в зарубежных эмигрантских газетах и журналах: «Новое время». «Галлиполиец», «Слово», «Наша газета», «Русская мысль», «Перезвоны», «Возрождение», «Россия и славянство» и проч. С 1927 г. И.А. Ильин начал издание журнала «Русский колокол», с подзаголовком «Журнал волевой русской идеи». За три года ему удалось выпустить девять номеров «Русского колокола». До 1934 г. И.А. Ильин работал в Русском научном институте, после чего был уволен оттуда нацистами, за неприятие германской национал-социалистической идеологии. Будущее нападение фашистской Германии на Россию и поражение нацистов в этой войне, И.А. Ильин предсказал еще в 1936 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

8. Добавление на 2 #Вы озвучиваете вымыслы, основанные на подтасовке фактов и антироссийской пропаганде. От куда вы взяли цифру 30 лет, от средней # В 1912 году были торжества на столетие войны и Бородина.Со всей империи собрали участников и очевидцев.Некоторые приехали с женами.Царь каждому руку пожал. " Родина " об этом писала. Хотя детская смертность была выше чем сейчас намного.Но при чем тут монархия? 7. Ответ на 1., Сергей из Казани: Россию упорно водят по кругу. Внушают мысли о мohapxuu.QUOTE] Товарищ Сергей,а чегой-то Вы глава семьи? Разведите демократию у себя в семье.Что Вы сами по кругу топчетесь?Не надоело? 6. Да уж... Подростковый леваческий " сарказм " это круто... :) 5. Ответ на 2., Гражданинъ Мшковъ: Россию упорно водят по кругу. Внушают мысли о монархии. Что хорошего было при монархии? Тяжелый беспросветный труд одних и " хруст французской булки " у других. Балы и охота - одних, отсутствие медицины и смерть в 30-ть лет - других. Мы что всегда будем наступать на те же грабли? " " Вы озвучиваете вымыслы, основанные на подтасовке фактов и антироссийской пропаганде. От куда вы взяли цифру 30 лет, от средней температуры по больнице? Я например, застал своего прапрадеда родившегося в 1869 году, прошедшего 3 войны и умершего в 107 лет. Естественный прирост населения был 18 человек на тысячу. " " Человек нахватался пены исторической в интернете. Это не его вина, а беда. Простой и ясный пример отношения власти к народу: при Николае Втором население Российской Империи увеличилось более, чем на 50 млн. человек. В основном за счёт высокой рождаемости русских (за 23 года). С 1918 по 1953 гг. население СССР уменьшилось на 60 млн. человек. Добавить нечего. 4. На 1 Один мой знакомый,прекраснейший собеседник и интереснейший человек сказал как-то что если б у нас был царь,то у нас не было бы компьютеров.А его сын подросток добавил,уточнил с сарказмом - " Или был бы один - у царя. " Зарисовка с натуры.Выставка посвященная царской России.В царском дворце.На рекламном щите люди высшего света в одеждах своей эпохи.Бабушка деревенского вида с недовольным лицом,но жалостливо(без злобы)- " Люды работали,а воны - показывает-танцювалы. "

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/25/on...

Служение епископа в Саратовской епархии отражено не только в документах фондов Саратовских архиереев, но и духовной консистории, губернского правления, жандармского губернского управления, Царицынского жандармского управления и в многочисленных фондах, хранящихся в РГИА (Российский государственный исторический архив). Причем здесь были выявлены как официальные, так и личные документы, в частности, переписка. Повторяемость этих документов на разных ступенях административной лестницы позволила проводить их перекрестную проверку, уточняя степень достоверности сообщаемых фактов. Особым направлением в изучении жития епископа Гермогена стало изучение жизни и деятельности С.М. Труфанова, б. иеромонаха Илиодора. Причем многие факты можно было подвергнуть перекрестной проверке по документам учреждений Царицынского уезда, Саратовской губернии, МВД, Святейшего Синода. В работе впервые подробно исследованы события, связанные с кризисом синодального управления 1907-1908 гг., в которых принимали участие протоиерей Иоанн Кронштадтский, епископы Серафим (Чичагов) и Гермоген (Долганев) и протоиерей Иоанн Восторгов, что потребовало обращения к самым разным архивам и было исследовано полно и подробно. Наиболее сложным оказалось исследование отношений владыки Гермогена с царской семьей и Г. Распутиным. В ГАРФе (Государственный архив Российской Федерации) были просмотрены все личные фонды семьи последнего императора, его окружения, должностных лиц данного периода, департамента полиции, охранного отделения, Союза русского народа, фонды митрополита Арсения Стадницкого, протоиерея И.И. Восторгова, еп. Варнавы (Накропина), Г. Распутина и др. Всего 162 фонда за период с 1900 по 1912 г. Прежде всего, в центре нашего внимания были дневники и переписка, а в фонде департамента полиции – коллекция перлюстрированной корреспонденции, наблюдательные дела. Жировицкий период освещен на основе фондов РГИА. Изучение тобольского периода жизни владыки показало, что документы там сохранились плохо, поэтому с особым вниманием мы исследовали фонды ГАРФа, так как по сведениям родственников владыки, его архив попал к Колчаку. Просмотрели не только ф. Р-6219 «Коллекция материалов штаба А.В. Колчака», но и фонды сибирских чрезвычайных комиссий и ф. 6281 «Коллекция документов периода 1-й мировой войны и Временного правительства». Но без успеха.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

В прозе Б. обращался к сюжетам рим. истории и в их контексте также рассматривал христианство. В романах «Алтарь победы» (1911-1912) и «Юпитер поверженный» (не закончен, опубликован в 1934) изображена широкая панорама борьбы между христианством и язычеством в Римской империи в кон. IV в. по Р. Х. Главный герой Юний приезжает в Рим, видит культурный и религ. упадок Римской империи, растущее влияние христианства. Противостояние язычества и христианства в романе «Алтарь победы» ярко изображено в споре Симмаха со свт. Амвросием , еп. Медиоланским. В финале романа Юний осознает, что христианство побеждает, а возрождение Рима невозможно. В романе «Юпитер поверженный» повествование ведется уже от лица Юния, принявшего монашество. Б. с любовью изобразил в романах рим. культуру, идеализированное представление о к-рой во многом повлияло на его общественную позицию после установления Советской власти, т. к. он считал, что при любом, даже «варварском», режиме должны оставаться носители высокой культуры. Б. сначала настороженно встретил февральские и октябрьские революционные события 1917 г. в России. 26 февр. 1917 г. он писал брату Александру: «Все нелепейшее из нелепого оказалось истиной и действительностью» (Зап. ОР ГБЛ. М., 1967. Вып. 29. С. 220). Занятия античной историей и лит-рой сформировали отношение Б. к послереволюционной действительности; по словам М. Л. Гаспарова, «Брюсов сознательно моделирует свое приятие революции по образцу приятия христианства образованным римлянином IV века» ( Гаспаров М. Л. Неизданные работы В. Я. Брюсова по античной истории и культуре//Брюсовские чтения. Ереван, 1973. С. 208). После укрепления большевистской власти Б. примкнул к победителям и включился в т. н. культурное строительство, занимал ряд руководящих должностей в советских культурно-просветительских учреждениях, в 1918-1919 гг. был заведующим Московским библиотечным отделом, с 1921 г. лит. подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе; служил в Книжной палате (1917-1919) и Гос. изд-ве (1919), принимал активное участие в деятельности Дома Печати (1920-1923), до конца жизни преподавал в основанном по его инициативе в 1921 г. Высшем литературно-художественном ин-те (ВЛХИ). В 1920 г. вступил в РКП (б). В 1923 г. по случаю 50-летия награжден грамотой ВЦИК. В 1924 г. на похоронах Б. с речами выступали Н. И. Бухарин, А. В. Луначарский и др. Похоронен Б. на Новодевичьем кладбище в Москве.

http://pravenc.ru/text/153523.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010