Синагога. 1912–1913 гг. Архит. В. Е. Гладких. Фотография. 10-е г. XXI в. Фото: yandex.md Синагога. 1912–1913 гг. Архит. В. Е. Гладких. Фотография. 10-е г. XXI в. Фото: yandex.md В 1918 г. здание синагоги на ул. Екатерининской было муниципализировано, но до 1929 г. использовалось евр. общиной для удовлетворения религ. нужд. В авг. 1929 г. по решению Пермского горсовета договор с евр. общиной был расторгнут, а помещение синагоги передано Театру рабочей молодежи. К нач. 40-х гг. XX в. община прекратила свое существование; в 1947 г. община в Перми была воссоздана, богослужения проводились в частных домах. В Перми начинали свою деятельность организатор 1-й израильской оперы М. Голинкин, дирижер и композитор А. Пазовский, жили и мн. годы работали прозаики Б. и А. Бурштейны, поэт П. Яновский. В 1988 г. в Перми был создан культурный еврейский центр «Менора». В 1993 г. городские власти приняли решение о возвращении верующим здания синагоги на Екатерининской ул., к 1994 г. оно было передано общине города. 5 авг. 1994 г. евр. община Перми перерегистрирована под названием «Иудейское религиозное общество г. Перми» и вошла в Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России. При синагоге работают детская воскресная школа (с 1990) и детский сад. В нояб. 1992 г. была зарегистрирована Пермская община прогрессивного иудаизма «Макор», 27 янв. 2000 г. она прошла перерегистрацию, но 20 нояб. 2013 г. была снята с регистрации. В 1996 г. создана Пермская региональная еврейская национально-культурная автономия (ПРЕНКА), издающая газ. «Иом-йом» (День за днем), проводящая фестивали евр. культуры и традиц. праздники. 16 мая 2002 г. в Перми был зарегистрирован как некоммерческое партнерство Еврейский общинный центр по возрождению евр. традиции «Хабад Любавич Ор Авнер». При нем существует общеобразовательная школа с этнокультурными и религ. компонентами в образовании, а также воскресная школа и детский сад. 26 дек. 2005 г. была зарегистрирована местная иудейская религ. орг-ция «Еврейская община г. Перми», относящаяся к Федерации еврейских общин России (ФЕОР) и к движению «Хабад» (хасиды).

http://pravenc.ru/text/2580038.html

О. активно занимался общественной деятельностью. В 90-х гг. XIX в. в С.-Петербурге посещал кружок поклонников философии Вл. Соловьёва, с к-рым познакомился ок. 1891 г., в 1912-1916 гг. возглавлял созданное участниками кружка «Соловьёвское общество». В письме С. М. Лукьянову от 15 нояб. 1916 г. он высоко оценил его труд о Соловьёве. Состоял членом Юридического об-ва при С.-Петербургском ун-те (1896), комитета Главного попечительства о детских приютах (с 22 июня 1900), попечителем Петроградского низшего технического уч-ща по керамико-стекольному делу (с 1 нояб. 1916), почетным членом комитета С.-Петербургского городского попечительства о народной трезвости. 6 мая 1900 г. присутствовал на открытии памятника имп. Екатерине II в Одессе. 3 июня 1901 г. он утвердил устав первого Об-ва любителей лыжного спорта. В С.-Петербурге жил на Дворцовой набережной, 10; коллекционировал старинную мебель. О. являлся крупным землевладельцем (имения - родовое в Козельском у. Калужской губ. площадью 1401 дес. и приобретенное - в Петровском у. Саратовской губ. общей площадью 3400 дес.) и домовладельцем. Будучи последним (до 1918) владельцем усадьбы в Заречье-Березичах, занимался ее экономическим благоустройством (средства дала перепродажа О. в Москве дома Лопухиных (М. Знаменский пер., 3/5), до 1890 г. принадлежавшего гр. В. А. Протасовой, а позднее А. П. Бахметьевой). По заказу О. и по проекту архит. А. Р. Гавемана в 1905 г. на месте сгоревшей усадьбы родственницы Оболенских В. А. Протасовой был построен 2-этажный дом в «английском» (неоренессансном) стиле, сложный по композиции, с элементами вост. архитектуры (усадьба «Заречье»). На левом берегу Жиздры ему принадлежала и родительская усадьба, где находился хозяйственный центр. В 1891 г. в Березичах был основан винокуренный завод (разрушен в 1917), в нач. 90-х гг. XIX вв.- сыроваренный завод. В 1904 г. О. председательствовал на съезде винокуренных заводчиков, участвовал в Международной выставке бродильных производств и применения спирта в промышленности (в Вене), в 1912 г. основал Березичский стекольный завод.

http://pravenc.ru/text/2578069.html

В 1909 году С. В. Троицкий был назначен членом Комиссии при Учебном комитете Святейшего Синода по древним языкам. В 1910 году он участвовал в Совещании по вопросу об организации Русской Церкви за границей, а затем был командирован с научной целью в Болгарию, Сербию и на Афон. В 1912 году С. В. Троицкий был назначен членом Издательской комиссии Училищного совета и послан в Германию для изучения издательского дела в Католической Церкви. Затем, 16 мая 1913 года, он был командирован на Афон по делу имя-божников, а 18 февраля 1914 года – в Москву для представления Синодальной конторе сведений по этому делу. В 1913 году С. В. Троицкий состоял также членом и делопроизводителем Издательского совета при Святейшем Синоде, а в 1915 году – чиновником особых поручений при оберпрокуроре Святейшего Синода. В 1917– 1918 гг. вместе с профессором В. Н. Бенешевичем он принимал активное участие в работе Московского Собора и, кроме того, в 1918 году был начальником кодификационного отдела канцелярии Собора Русской Церкви в Киеве. В 1919 – 1920 гг. он работал приват-доцентом Новороссийского университета по кафедре церковной истории. 25 января 1920 года С.В. Троицкий эмигрировал в Югославию, где с 24 апреля 1920 года был гонорарным, а с 30 декабря 1922 года – экстраординарным и с 26 февраля 1929 года – ординарным профессором юридического факультета Белградского университета по кафедре церковного права и одновременно в 1937–1943 гг. гонорарным профессором богословского факультета в Белграде по той же кафедре. 3 декабря 1925 года Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви С.В. Троицкий был избран экспертом по каноническим вопросам и в этой должности принимал участие в составлении проекта закона о Сербской Православной Церкви, ее Устава и брачных правил, а также в защите ее от попытки Константинопольской Церкви подчинить себе епархии и приходы Сербской Церкви за пределами Югославии. 18 октября 1937 года Министерство просвещения Югославии назначило его членом-заместителем Комиссии по проведению экзаменов на звание профессора, а в 1938 году был членом Конференции представителей университетов Югославии по составлению устава юридических факультетов. 22 февраля 1941 года Министерством юстиции он назначается членом Комиссии по составлению проекта закона о смешанных браках.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

В 1909 г. С. В. Троицкий был назначен членом Комиссии при Учебном комитете Св. Синода по древним языкам. В 1910 г. он участвовал в Совещании по вопросу об организации Русской Церкви за границей, а затем командирован с научной целью в Болгарию, Сербию и на Афон. В 1912 г. С. В. Троицкий был назначен членом Издательской комиссии Училищного совета и послан в Германию для изучения издательского дела в Католической Церкви. Затем, 16 мая 1913 г., он был командирован на Афон по делу ереси имябожников, а 18 февраля 1914 г. – в Москву для представления Синодальной конторе сведений по этому делу. В 1913 г. С. В. Троицкий состоял также членом и делопроизводителем Издательского совета при Св. Синоде, а в 1915 г. – чиновником особых поручений при обер-прокуроре Св. Синода. В 1917 – 1918 гг. вместе с профессором В. Н. Бенешевичем он принимал активное участие в работе Московского Собора и, кроме того, в 1918 г. был начальником кодификационного отдела канцелярии Собора Русской Церкви в Киеве. В 1919 – 1920 гг. он работал приват-доцентом Новороссийского университета по кафедре церковной истории. 25 января 1920 г. С. В. Троицкий эмигрировал в Югославию, где с 24 апреля 1920 г. был гонорарным, с 30 декабря 1922 г. – экстраординарным и с 26 февраля 1929 г. – ординарным профессором юридического факультета Белградского университета (до 6 апреля 1941 г. в Суботице и до 6 ноября 1945 г. в Белграде) по кафедре церковного права и одновременно в 1937 – 1943 гг. – гонорарным профессором богословского факультета в Белграде по той же кафедре. 3 декабря 1925 г. Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви С. В. Троицкий был избран экспертом по каноническим вопросам и в этой должности принимал участие в составлении проекта закона о Сербской Православной Церкви, ее устава и брачных правил, а также в защите ее от попытки Константинопольской Церкви подчинить себе епархии и приходы Сербской Церкви за пределами Югославии. 18 октября 1937 г. Министерство просвещения Югославии назначило его членом-заместителем Комиссии по проведению экзаменов на звание профессора, а в 1938 г. он был членом Конференции представителей университетов Югославии по составлению устава юридических факультетов. 22 февраля 1941 г. Министерством юстиции он назначается членом Комиссии по составлению проекта закона о смешанных браках.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАЙЦЕВ Борис Константинович (29.01.1881, Орёл - 28.01.1972, Париж), прозаик, мемуарист, переводчик, общественный деятель. Жизнь и творчество в России Род. в дворянской семье (отец - горный инженер), детство провел в имении родителей, с. Усты Жиздринского у. Калужской губ. Окончил в 1898 г. Калужское реальное уч-ще, учился в Имп. техническом уч-ще в Москве, Горном ин-те в С.-Петербурге, на юридическом фак-те Московского ун-та. 2 апр. 1912 г. женился на В. А. Смирновой (Орешниковой), 14 авг. того же года родилась их дочь Наталия. Не окончив ун-т, З. в 1900-х гг. занялся лит. деятельностью, публиковался в ряде изданий (первые рассказы напечатаны в 1901 в московской газ. «Курьер»), участвовал в собраниях телешовского кружка «Среда», московского Литературно-художественного кружка, «Башни» Вяч. И. Иванова в С.-Петербурге. В 1906 г. вместе с С. Глаголем и П. Ярцевым основал лит. группу «Зори», выпускавшую одноименный журнал. В 1906 г. в изд-ве «Шиповник» вышла в свет 1-я книга З. «Рассказы» в оформлении М. В. Добужинского, имевшая большой успех у читателей. До 1917 г. было издано еще 5 сборников рассказов и роман «Дальний край» (1912). От первых импрессионистических рассказов-поэм З. постепенно перешел к сюжетным произведениям, написанным в «тургеневско-чеховской» манере. С 1904 г. часто бывал в Италии, к-рая стала его второй духовной родиной, создал цикл очерков, составивших кн. «Италия» (1918), перевел «Ад» Данте ритмизованной прозой. 1-й период творчества З. завершила повесть «Голубая звезда» (1918). В судьбах ее героев (напоминающих отчасти персонажей Ф. М. Достоевского), картинах лит. и театральной жизни Москвы есть предчувствие крушения непрочного мира. По окончании Александровского военного уч-ща в марте 1917 г. З. был произведен в офицеры, но участвовать в боевых действиях на фронтах первой мировой войны ему не довелось. Заболев, он получил отпуск и незадолго до окт. 1917 г. уехал в имение Притыкино Тульской губ. После Октябрьской революции сотрудничал в «Книгоиздательстве писателей в Москве», в 1921 г. был избран председателем Всероссийского союза писателей. 27 февр. 1917 г. в Петрограде был убит племянник З. Юрий Буйневич, памяти которого З. посвятил эссе-эпитафию «Призраки». 1 окт. 1919 г. в Москве был арестован его пасынок Алексей Смирнов и вскоре расстрелян как участник антибольшевистского заговора. В 1921 г. сам З. как член Комитета помощи голодающим был арестован и неск. дней провел в тюрьме ВЧК на Лубянке.

http://pravenc.ru/text/182491.html

С.Н. Трубецкого//Там же; Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 2. Ч. 2. С. 93–105; Трубецкая О. Н. Князь С.Н. Трубецкой: воспоминания сестры. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1953; Павлов А. Философия в Московском университете. 2002; Носов А. Трубецкой, Сергей Николаевич. Биография. Философские воззрения. 2002. Протоиерей Стефан Остроумов Веротерпимость Православия Печатается по: Протоиерей Стефан Остроумов . О Православном Благочестии. 1907. Изд. 2-е. С. 371–408. Остроумов Стефан Иоаннович (25.7.1861 – после июля 1918) – протоиерей, депутат 4-й Государственной Думы Российской империи от Рязанской губернии (с 21.10.1912). Входил во фракцию Русских националистов и умеренно-правых, затем – в Земцев-октябристов фракцию. Член комиссий: о народном здравии, для выработки законопроекта о печати, продовольственной, об изменении общего устава о пенсиях и единовременных пособиях, для выработки законопроекта о собраниях. Член Прогрессивного блока. Происходил из семьи православного священника Рязанской губернии. В 1881 г. окончил Рязанскую духовную семинарию, в 1885 г. – Московскую духовную академию; кандидат богословия. В 1885–1886 гг. преподавал в Вологодской духовной семинарии. В 1886 г. рукоположен в священники; протоиерей в селе Николаевская Тума Касимовского уезда Рязанской губернии. С 1887 г. магистр богословия. С 1898 г. благочинный. Председатель приходского братства. Член Касимовского отделения Рязанского епархиального училищного совета. Открыл книжный склад. Известный проповедник трезвости. Автор многих богословских трудов. Землевладелец (132 десятины церковной земли). Женат, к 1912 овдовел; трое детей. 29 августа 1918 арестован по обвинению в «противодействии советской власти». Член Св. Собора врач Клевезаль сообщил об аресте прослужившего более 28 лет в селе Тумы бывшего депутата Государственной Думы протоиерея Остроумова, который в своей проповеди призывал к оставлению в распоряжении прихода доходов с церковных каменных рядов на базарной площади. Клевезаль утверждал, что никаких оснований для ареста, по существу, не было, что арест и заключение в тюрьму могут оказаться губительными для слабого здоровья о.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Скончался вне общения с Православной Церковью в Москве. Котляревский Сергей Андреевич (1873–1939), историк, правовед, профессор международного права. Член Собора как член Предсоборного Совета. В 1894 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета. С 1899 г. приват-доцент Московского университета по кафедре всеобщей истории. Доктор всеобщей истории. С конца 1890-х гг. совмещал занятия наукой с общественной деятельностью. Депутат 1 Государственной думы. В 1906 г. присутствовал при составлении Выборгского воззвания, за что был подвергнут тюремному заключению. В 1907 г. окончил юридический факультет, защитил диссертации на степень магистра прав и доктора государственного права. Автор ряда публикаций по юриспруденции, член партии кадетов. С 1908 г. отошел от политической деятельности, в 1912 г. вышел из партии кадетов. В 1917 г. Комиссар Временного правительства по инославным исповеданиям, товарищ обер-прокурора Святейшего Синода и министра вероисповеданий. В 1918–1920 гг. член подпольных антибольшевистских организаций «Совет общественных деятелей», «Национальный центр» и др. нелегальных организаций. В 1920 г. арестован ВЧК по делу «Тактического центра» и получил 5 лет условно. После выхода из тюрьмы занимался научной работой. После освобождения юрист-консультант Наркомюста, затем сотрудник Института советского права, работал в МГУ и других советских учреждениях. Арестован в 1938 г. Расстрелян. Кудрявцев Петр Павлович (1868–1940), профессор. Член Собора как член Предсоборного Совета, член Соборного Совета. Избран заместителем члена Высшего Церковного Совета от мирян. В 1892 г. окончил КДА, кандидат богословия, профессорский стипендиат. С 1897 г. и. д. доцента КДА. В 1908 г. удостоен степени магистра богословия, доцент. С 1909 г. экстраординарный профессор КДА по кафедре истории философии. Участник Киевского религиозно-философского общества, сотрудник журнала «Христианская мысль». В 1919–1921 г. профессор Таврического университета, затем сотрудник Историко-филологического отдела ВУАН. В начале 1930-х гг. арестован в Киеве, приговорен к заключению в исправительно-трудовом лагере. Освобожден через три года в связи с болезнью сердца. Арестован в августе 1938 г., в апреле 1939 г. выпущен из тюрьмы «по состоянию здоровья». Скончался и похоронен в Киеве.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Педология — комплексная междисциплинарная наука о ребенке, объединяющая исследования детского развития, полученные представителями различных отраслей знания — психологами, педагогами, биологами, педиатрами, социологами и др. Педология получила распространение в США и европейских странах на рубеже XIX–XX вв. Интенсивное развитие педологии в Советской России в 1920-х гг. было связано с задачей воспитания нового человека.В школах шло активное внедрение практик психологического тестирования и основанной на нем принципов комплектования классов, организации школьного процесса. Однако чрезмерно формальная реализация педологических методов показала уязвимость некритического применения тестирования учащихся, по крайней мере, в двух отношениях: в смысле недооценки культурно-исторической среды и переоценки учета биологических факторов (природных способностей учащихся) в воспитании детей и в образовательной практике. Павел Александрович Боярский (1915–1964 гг.), получил инженерное образование. Алексей Александрович Боярский (1912–1969 гг.), советский театральный актер и артист эстрады; Сергей Александрович Боярский (1916–1976 гг.), советский актер театра и кино, отец актера М. С. Боярского. Николай Александрович Боярский (1922–1988 гг.), советский актер театра и кино. Народный артист РСФСР (1977 г.). Так в документе. Конституции РСФСР 1918 г. (статья 65) и 1925 г. (статья 69) лишали возможности избирать и быть избранными «социально чуждых» и потенциально опасных для советской власти лиц, включая «монахов и духовных служителей церквей и религиозных культов» (Советские Конституции: справочник. М., 1963. С. 148–149). Ограничения распространялись не только на собственно «лишенцев», но и на членов их семей(состоявших у них на иждивении). Поражение в избирательных правах фактически превращало «лишенцев» в социальных маргиналов, изгоев общества. Им запрещалось работать в государственных органах и занимать ответственные должности, они не были включены в систему снабжения продуктовыми и потребительскими товарами (в частности, им не выдавались хлебные карточки) и они не имели права вступать в профсоюзы и жилтоварищества.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253491/

церковных деятелей. Чекисты называли его «черным обер-прокурором». В 1927 на основании документов Московской Патриархии завершил работу над «Алфавитным списком иерархов Православной Российской Церкви, пребывающих в пределах СССР», который стал одним из основных источников известного каталога архиереев митрополита Мануила. Трижды подвергался аресту: в 1922 (вскоре освобожден), 1924 (в Соловках по 1926) и 1932 гг. После освобождения (не позднее 1936 г.) проживал в г. Сольцы (Новгородская обл.). Дальнейшая судьба пока неизвестна. 627 См.: Об исправлении. 26 об., 137–143. Анастасий (Александров , 1861–1918) окончил Казанский унтт, канд. историко-филологических наук (1883), магистр сравнительного языковедения и приват-доцент Юрьевского ун-та (1886), затем – Харьковского ун-та, д-р сравнительного языковедения и экстраординарный профессор (1888), декан историко-филологического факультета Казанского ун-та (1905), заслуженный ординарный профессор (1911). Одновременно с 1910 д-р церковной истории и ординарный профессор КазДА. Пострижен в монашество, рукоположен и возведен в сан архимандрита, назначен инспектором (1911) КазДА, ректором с возведением в сан еп. Чистопольского (1912); еп. Ямбургский, ректор СПбДА (1913–1918); пред. Комиссии по научному изданию славянской Библии (1915–1918). 628 См. письмо Здравомыслова к Орлову от 30 мая 1913 г.: «Комиссиею поручено мне спросить Вас, какие причины задерживают печатание Цветной Триоди настолько, что каждый лист корректуры приходится выпрашивать. Если Типография не в состоянии выполнять подобные работы, то Комиссия будет просить Св Синод о переносе печатания новоисправленных богослужебных книг в С.-Петербург». То же, от 23 мая 1914 г.: «По поручению Высокопреосвященнейшего Сергия, архиеп. Финляндского, обращаюсь к вам с покорнейшею просьбою зависящего распоряжения о возможно скорейшем окончании печатанием Пентикостариона. Замедлением в печатании этой книги Его Высокопреосвященство очень озабочен и не знает, чем можно объяснить такую продолжительную остановку в напечатании давно исправленных и разрешенных к печати листов. Благоволите меня уведомить для доклада Его Высокопреосвященству». На последнее письмо Орлов отвечал, что печатанию помешала забастовка типографских рабочих и обещал принять все меры к ускорению дела (Пентикостарион. 5–5 об., 8–9). 631 Триодь Цветная. М.: МСТ, 1913. (Библиотека СПбДА. Инв. Р-309.) На титульном листе карандашный автограф Мироносицкого, ниже – надпись чернилами: «Экземпляр члена Комиссии по исправлению текста богослужебных книг, Постоянного члена Училищного Совета при Св Синоде, действительного с с П.П. Мироносицкого »; То же. Инв. 72540. На титульном листе автограф Чуриловского, дата: 19 февраля 1913 г. Ниже – надпись: «Экземпляр справщика Петроградской Синодальной Типографии, члена Комиссии по исправлению текста богослужебных книг с с Н.Ф. Чуриловского». Для сравнения использовалось издание: Триодь Цветная. М.: МСТ, 1914.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Юбилейная виньетка к 300-летию КДА. 1915 г. Юбилейная виньетка к 300-летию КДА. 1915 г. Война не позволила КДА отметить свой 300-летний юбилей так, как предполагалось. Программа торжеств была утверждена Синодом еще летом 1914 г. Юбилейные мероприятия должны были продлиться с 12 по 16 окт. 1915 г. Однако реализовать эту программу в условиях военного времени не представлялось возможным. Поэтому еще в апр. 1915 г. Синод принял решение отложить запланированные торжества на год (до окт. 1916). Тем не менее в окт. 1915 г. КДА все же отметила свое 300-летие. 14 окт. в соборе Братского мон-ря состоялось торжественное всенощное бдение, на следующий день служили Божественную литургию. Затем, после панихиды по почившим преподавателям и молебна о здравии профессоров и студентов, был проведен торжественный акт. Проф. прот. Николай Гроссу прочел актовую речь об истории академии, ректор еп. Василий (Богдашевский) произнес слово о заслугах КДА. Февральская революция 1917 г. повлекла за собой новые перемены в жизни КДА. Уже 8 марта Совет академии принял решение вернуть в состав корпорации уволенного в 1912 г. проф. Экземплярского. В кон. марта Синод издал новые «Временные правила» для духовных академий. Сразу после этого в КДА была создана комиссия по выработке нового академического устава, в которую вошли гл. обр. представители либерального крыла профессуры, стремившиеся продолжить автономистское движение 1905-1907 гг. В апр. 1917 г. комиссия подала в Совет свои предложения по поводу нового устава, в которых излагалась программа либерализации внутриакадемического устройства, усиления самоуправления и выборного начала. Однако уже в это время стали очевидными серьезные материальные проблемы КДА. После большевистского переворота в России финансирование КДА из Петрограда полностью прекратилось. Украинская Центральная рада, считавшая КДА реликтом старой имперской системы, также не планировала оказывать ей поддержку. Поначалу академическая профессура довольно сдержанно отнеслась к укр. национальному движению. В авг.-сент. 1917 г. Совет даже принял специальный протест «против насильственной украинизации южной России». Тем не менее уже 21 авг. 1917 г. Совет КДА принял решение об открытии кафедр укр. истории, укр. языка и укр. лит-ры. После октябрьского переворота 1917 г. в Петрограде и особенно после наступления на Киев большевистских войск в янв. 1918 г. корпорация КДА постепенно переориентировалась на укр. власть, видя в ней единственную защиту от возможных репрессий со стороны большевиков. В янв. 1918 г. было решено открыть в КДА еще одну украиноведческую кафедру: истории западнорус. права. Однако конкурс на замещение новых кафедр был оглашен лишь в мае 1918 г. Из-за недостатка средств и сложной военно-политической обстановки этот проект не был реализован.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010