498 Здесь Булгаков присоединяется к известной точке зрения поздних славянофилов – Я. Данилевского и К. Леонтьева – о предназначенности России к объединению славянских народов ради завоевания Константинополя и восстановлении Византии как панславянской державы. 499 Имеются в виду Балканские войны 1912–1913 гг. 1-я Балканская война (9.10.1912–30.5.1913) происходила между Балканским союзом (Болгария, Сербия, Греция, Черногория) и Турцией. По Лондонскому мирному договору 1913 г. потерпевшая поражение Турция теряла все свои европейские владения, кроме Стамбула и небольшой части Восточной Фракии. 2-я Балканская война (29.6–10.8.1913) – война Болгарии против Греции, Сербии и Черногории, к которым присоединились Румыния и Турция. Завершилась поражением Болгарии, которая по Бухарестскому мирному договору 1913 г. уступила Румынии Южную Добруджу, Греции – Южную Македонию и часть Западной Фракии, Сербии – почти всю Северную Македонию. Балканские войны привели к обострению международных противоречий, ускорив начало 1-й мировой войны. 500 Любопытно наблюдать, как софийский проф. Шишманов старается (Рус вед . 1913. 4–5) отстоять от космополитического максимализма Кокошкина (Кокошкин Федор Федорович (1871–1918) – российский юрист, публицист, лидер партии кадетов. Депутат 1-й Государственной думы. В 1917 г. государственный контролер Временного правительства. Убит анархистами.) хоть некоторое право на самостоятельное значение национального чувства, принимая при этом все меры, чтобы защитить и себя, и свой народ от «средневекового миросозерцания», «фанатизма» и «мистицизма». Я полагаю, что, исходя из политического утилитаризма и космополитизма, кокошкинское non possumus (не можем (лат.) последовательнее шишманского уклончивого национализма, и если уж рационалистическим ножом вырезать национальную идею, так дочиста. Могий вместити да вместит! 501 Бентам Иеремия (1748–1832) – английский философ, социолог, юрист. Родоначальник философии утилитаризма. 502 Конечно, можно указать, что и на Балканах живут мусульмане, и в Турции – христиане, жизнь пестрит смешениями, однако вряд ли кто будет утверждать, что государственность Балкан становится от этого мусульманскою, а Турции – христианскою.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

В архиве М.К. Морозовой сохранился недатированный типографский текст с планами создания при Обществе Библиотеки-музея памяти Вл. Соловьева: «Общее собрание религиозно-философского Общества памяти Вл.Соловьева постановило учредить при Обществе Библиотеку-музей памяти Вл. Соловьева. В состав ее должно входить: Собрание рукописей, писем, портретов и т.п. Вл. С. Соловьева . Собрание рукописных материалов для изучения жизни и сочинений Соловьева (воспоминания, записки, письма разных лиц к Соловьеву и т.п.). Библиотека, составленная из всех изданий сочинений Вл.Соловьева и сочинений о нем (книги, журналы, оттиски и т. д.)» 1113 . По поручению Морозовой С. А. Сидоров и К. Шлапаков составляли библиографию Вл. Соловьева. Вероятно, Библиотека – музей открыться не успела. Сохранилась записка, по всей видимости, содержащая намечаемый состав Совета накануне открытия Общества: «Председатель С.Н. Булгаков. Члены совета: директор гимназии Д.Д. Галанин, кн. Е.Н. Трубецкой , советник губернского правления Г.А. Рачинский, Свенцицкий, Эрн» 1114 . После официального открытия Общества председателем его был избран Г.А. Рачинский, товарищем председателя – С.Н. Булгаков. Приведем состав членов Совета на приблизительно 1916 г.: В. И. Иванов , М.К. Морозова, кн. Е.Н. Трубецкой , В.М. Турбин, В.Ф. Эрн. Секретарями Общества были А.В. Ельчанинов (1905–1910 гг.), С.С. Розанов (1910–1912) и С.Н. Дурылин (1912–1918). После утверждения Устава шла подготовительная работа, и с ноября 1906 г. началась официальная деятельность Общества. 5 ноября 1906 г. в открытом заседании, собравшем более 500 человек, С.Н. Булгаков сделал доклад «Достоевский и современность». 12 ноября в закрытом заседании Д.Д. Галанин сделал доклад «Мое религиозное мировоззрение». 19 ноября в закрытом заседании В.Ф. Эрн сделал доклад «Методы исторического исследования и «сущность христианства» Гарнака». С ноября 1906 г. по май 1907 г. число членов Общества возросло с 40 до 300, было проведено 15 заседаний и 16 публичных лекций, на каждой из которых присутствовало от 250 до 600 человек 1115 . В.Ф. Эрн писал в частном письме: «Общество пользуется громадным успехом. Его посещают одновременно: сектанты, толстовцы, священники, курсистки, студенты, рабочие и представители крайних партий. Прения носят исключительно интересный и напряженный характер. Этим детищем своим мы гордимся» 1116 .

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Первым редактором «Богословского вестника» был избран экстраординарный профессор еврейского языка и библейской археологам П.И. Горский-Платонов . Своим резким и нетерпимым характером он скоро испортил отношения с большинством членов академической корпорации, и через год его сменил специалист по Англиканской Церкви экстраординарный проф. В.А. Соколов (июнь 1893 г. – октябрь 1898 г.). По сравнению со светскими журналами редакторы БВ менялись довольно часто. За четверть века на редакторском месте побывали десять человек. Среди них известные представители богословско-академической науки. Кроме уже указанных двоих, журналом руководили: экстраординарный профессор общецерковной истории А.А. Спасский (ноябрь 1989 г. – февраль 1903 г.), экстраординарный профессор патрологии И.В. Попов (март 1903 г. – ноябрь 1906 г.), экстраординарный профессор византинист И.Д. Андреев (декабрь 1906 г. – октябрь 1907 г.), экстраординарный проф. А. И. Покровский (ноябрь 1907 г. – август 1909 г.), доцент-патролог А.П. Орлов (сентябрь-октябрь 1909 г.), ординарный профессор канонист Н.А. Заозерский (ноябрь 1909 г.–1912 г.), профессор священник П.А. Флоренский (1912 г. – май 1917 г.), проф. М.М. Тареев (июнь 1917 г. – до закрытия в сентябре 1918 г.). В первые двадцать лет, несмотря на частую смену редакторов, содержание и направление «Богословского вестника» принципиально не менялись. Поворот начинается с назначения редактором о. П.А. Флоренского: «Богословский вестник» из органа православного академического (не всегда, правда, выдерживавшего эту ориентацию и раньше) превращается, скорее, в журнал христианской культуры. Издание стало тематически разнообразней, больше откликается на запросы жизни, публикует работы представителей светского богословия (славянофилов), но произошло размывание границ православной духовности и самого богословия, которое нередко подменяется культурологией. Так, сам редактор поместил статьи «Приведение чисел (к математическому обоснованию числовой символики)» (1916, 6) и «Напластования эгейской культуры» (1913, 6). В пяти номерах печатались частные письма юного К.С. Аксакова: «Поездки в чужие края» (1915–1917 гг.). В 4 за 1914 г. опубликован «Обзор изданий и сочинений по грузиноведению» (С. Авалиани).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1898 г. в Л. м. была устроена богадельня, в к-рой на полном монастырском иждивении содержались 12 престарелых монахинь и немощных сестер. Имелась больница на 10 коек для монашествующих, медицинские работники вели прием местных жителей и выдавали им лекарства. Зав. больницей мон. Вероника (Астафьева) с разрешения епархиального начальства обучалась фельдшерству в Свято-Троицкой общине сестер милосердия С.-Петербурга. При Л. м. также существовала б-ка, состоявшая из 219 богослужебных книг и 929 книг для чтения. В 1916 г. Л. м. принадлежало 1707 дес. 867 кв. саж. земли, преимущественно пожертвованной купцами Максимовыми; последний их вклад (848 дес. 537 кв. саж.) датируется 1899 г. В 1912 г. на средства обители был куплен покос на берегу Шексны площадью 6 дес. 189 кв. саж. Согласно отчету за 1916 г., дохода земля не приносила, т. к. не сдавалась в аренду, а обрабатывалась своими силами. Казенных средств Л. м. не получал, главным источником его содержания служило Петроградское подворье (ГИАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 4306). В храмах обители, скитов и подворий совершали богослужения 6 священников. Зав. церковно-учительской школой и 2 штатных монастырских священника служили в самом Л. м. Имелись штатные иереи при С.-Петербургском и Череповецком подворьях. Служба заштатного иерея в скитах оплачивалась из средств Л. м. 1917-2015 гг. После 1917 г. власти предлагали выселить сестер из монастырских корпусов. Об этом 16 нояб. митр. Тифлисский и Бакинский Платон (Рождественский) от имени Синода телеграфировал новгородскому комиссару Временного правительства А. А. Булатову, который обещал принять срочные меры к защите насельниц. С той же просьбой обратились инокини Череповецкого подворья к Военно-революционному комитету (ВРК), к-рый направил 3 безоружных солдат, сумевших успокоить зачинщиков беспорядков. К 23 нояб. 1917 г. угроза погрома была снята, но череповецкий уездный комиссар Временного правительства, также предпринявший попытку защитить Л. м., подвергся репрессиям со стороны ВРК. В 1918 г. в состав Гос. фонда были изъяты все лесные дачи обители. Учительская жен. школа отошла в ведение органов народного образования Союза коммун Северной обл., 2-классная образцовая и одноклассная церковноприходская стали подчиняться управлению местных земских органов. 23 июня 1918 г. было получено предписание от Череповецкого губернского комиссариата о предоставлении помещений под контору на 100 чел. и под квартиры служащих и семейств эвакуированного Онежского завода серной кислоты. Вскоре все монастырские здания за оградой, включая гостиницы, пришлось передать под квартиры служащих.

http://pravenc.ru/text/2463615.html

К концу XIX в., согласно отчету обер-прокурора за 1896—1897 гг., основными средствами для укрепления православия были: устройство церквей и открытие новых приходов, торжественные богослужения, внебогослужебные собеседования, церковно-приходские школы и церковные братства С. 74]. Прежде всего в богослужении зазвучала живая проповедь. Появилась православная литература для народа и Священное Писание на русском языке. Из отчетов «Общества для распространения Священного Писания в России» 197  узнаём, что именно в простом народе существовал наибольший интерес к русскому тексту. Нередко крестьяне посещали библейские занятия у штундистов, стремясь лучше узнать Священное Писание С. 13]. Длительная борьба за русский текст Священного Писания московского святителя Филарета (Дроздова), его ученика преп. Макария (Глухарёва) и других закончилась в 1876 г. выходом полного синодального перевода Библии на русском языке, который был значительно лучше распространяемого ранее перевода Библейского общества. На заседаниях VI и VII Отделов Предсоборного присутствия С. 2083—2084] (1906) был поставлен вопрос о принятии необходимых мер для возможно более широкого распространения русской Библии в православных приходах, особенно среди приходских пастырей. Было решено просить Св. Синод об удешевлении издания русской Библии, улучшении ее внешнего вида, ежегодной бесплатной рассылке в определенном количестве по храмам и, наконец, о новом русском переводе, более соответствующем ее греческому тексту в переводе семидесяти толковников (Септуагинты). IV Всероссийский Миссионерский съезд просил Св. Синод образовать при одной из академий комиссию для издания миссионерского Нового Завета и миссионерской учебной Библии. Со второй половины XIX в. широкое развитие получила православная периодическая печать. Стали выходить церковные журналы и газеты, открытые для проблем современности и обсуждавшие их с христианских и церковных позиций. Из миссионерских журналов можно отметить: «Миссионер» (Москва, 1874—1879), переименованный в «Православный благовестник» (Москва, 1893—1917?), «Вера и разум» (Харьков, 1884—1917), «Миссионерское обозрение» (Киев, 1894—1898; СПб., 1899—1916), «Миссионерский сборник» (Рязань, 1891—1918), «Голос Церкви» (Москва, 1912—1917), «Церковный вестник» (СПб., 1916—1917). Многие из «Епархиальных ведомостей» открыли на своих страницах особые миссионерские отделы 198 . Миссионерские листки для народа издавались Троице-Сергиевой, Почаевской, Киево-Печерской Лаврами и другими монастырями, в городах Симферополе, Тифлисе, Тамбове и т. д.; в Москве с 1911 г. по 1918 г. выходила еженедельная православно-народная газета «Церковность» и др.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

1910. Ч. 1. С. III). Это предписание было выполнено, и в 1910 г. Лаврской типографией были изданы первые 2 части «Нотного Обихода Киево-Печерской лавры» - «Всенощное бдение» и «Божественная литургия». В 1912 г. вышла 3-я часть (Двунадесятые праздники), в 1915 г.- 4-я (Постная Триодь), в 1918 г. подготовлена к печати 5-я часть (Цветная Триодь), однако выходу ее в свет помешали политические события в стране. Обиходом, изданным в 1910-1915 гг., был подведен итог многовековой певческой истории мон-ря. Были окончательно зафиксированы и изложены в виде гармонизаций вырабатывавшиеся столетиями напевы, которые с этого времени в полном объеме стали доступны др. мон-рям, церковным приходам и всем любителям богослужебных песнопений. Отношение братии мон-ря к «флавиановскому» изданию было неоднозначным, т. к. гармонизация напевов в нем часто «приглажена» под общие закономерности хоровой гармонии того времени и не совсем соответствует лаврской традиции многоголосного пения. По воспоминаниям архим. Спиридона (Лукича), Обиход Малашкина пользовался у братии бóльшим уважением, чем Обиход иером. Флавиана, т. к. в первом наиболее верно и приближенно к монашеской традиции изложены как сама мелодия К.-п. н., так и принципы ее гармонического изложения (см.: Спиридон (Лукич). Богослужебные заметки). Супральский Ирмологион. 1588-1601 гг. (НБУВ ИР. Ф. 1. 5391. Л. 32 об. - 33) Супральский Ирмологион. 1588-1601 гг. (НБУВ ИР. Ф. 1. 5391. Л. 32 об. - 33) В 1910 г. киевским об-вом граммофонных пластинок «Экстрафон» было записано 68 песнопений К.-п. н. в исполнении братского хора под упр. уставщика игум. Флавиана (Приходько). В кон. XIX - нач. XX в. гармонизации и переложения К.-п. н. делали Г. Ф. Львовский , иером. Парфений (Девятин) , Фатеев, В. Д. Беневский , Н. И. Компанейский , В. Г. Петрушевский , И. И. Смирнов , иером. Иадор (Ткаченко), иером. Нафанаил (Бачкало) и др. После выселения монашеской общины из лавры в 1930 г. службы по лаврскому уставу с К.-п. н. нек-рое время совершались малочисленной братией в Ольгинской ц., затем, до 1933 г., в Китаевской киевской мужской пустыни 8 оставшимися монахами.

http://pravenc.ru/text/1684521.html

В кон. 70-х гг. XIX в. на противоположном берегу озера поселились липоване, ушедшие из Добруджи после присоединения ее к Румынии, основав поселение Хамидие (Ени-Казаклар). В 1901 г. еще одна группа липован - переселенцев из Добруджи - образовала на оз. Акшехир с. Авчал, куда перешли с о-ва Мада оставшиеся Н. Ухудшение условий жизни, нарушение традиц. уклада стали главными причинами переезда Н. в Россию; сказалось также неприятие Н. всеобщей воинской повинности, введенной в Османской империи в 1908 г. Переселению способствовало российское посольство в Стамбуле, защищавшее старообрядцев от действий тур. администрации, помогавшее ходокам, искавшим места поселения в России. В 1909-1910 гг. в Россию прибыли первые ходоки Н., осмотревшие черноморское побережье. В 1911 г. 32 Н. обосновались в Батуми. В 1912 г. за ходоками были зарезервированы участки земли в Батумской обл. и в Кутаисской губ. Осенью того же года ок. 45 семей Н. прибыли в Батуми, затем перешли в Кутаисскую губ., где основали пос. Воскресеновка, пополнившийся в 1913 г. новыми переселенцами. В 1914 г. на участок Султановка, рядом с Воскресеновкой, переселилась еще одна группа Н. В 1918 г. все они переехали из Грузии на Кубань, где в 1920 г. основали 2 хутора, вскоре объединившиеся в хутор Новонекрасовский (ныне Приморско-Ахтарского р-на Краснодарского края). В 1924 г. прибыла группа из 24 чел., среди к-рых был лишь 1 некрасовец, остальные происходили из липованских сел Турции. В том же году группа майносских Н. поселилась в Мечетинском р-не Донского окр. В кон. 1924 - 1-й пол. 1925 г. в Новонекрасовский прибыла группа Н. из с. Эски-Казаклар. Во всех последующих переселениях из Турции вплоть до нач. 30-х гг. XX в., а также в расселении с черноморского побережья в др. районы СССР участвовали, как правило, под именем Н. липоване, основавшие с. Некрасовка в Дагестане, поселения в районе Поти, хутора Некрасовский и Новопокровский на Дону, Новопокровский в Приморско-Ахтарском р-не Краснодарского края. Следующий исход семей Н.

http://pravenc.ru/text/2564848.html

Все кресты в заливе Мелком, включая крест над могилой Циволько и его спутников, а также, строения его зимовки, сгорели во время воздушных ядерных взрывов (1957–1962 гг.), так как находились в зоне «С» испытаний ядерного оружия на Новой Земле 347 . В юго-западной части пролива Маточкин Шар, на мысе Маточкин, разделяющем бухту Бакан от Поморской губы, располагаются останки двух крестов, установленных в 1889 и 1895 гг. От первого сохранился развал камней в основании бывшего креста. Развал имеет округлые очертания, диаметром 2,5 м. Признаков самого креста не обнаружено. Этот крест был установлен известным путешественником, писателем и исследователем К. Д. Носиловым в 1889 г. От второго креста, установленного в 1895 г. экипажем парохода «Диана» вблизи северной оконечности мыса в 15–20 м севернее триангуляционного знака на мысе Маточкин, остался развал каменных глыб. Развал в плане неправильных очертаний, диаметром около 5 м, образован скоплением серых каменных глыб до 0,5 м. В 1988 г. МАКЭ были обнаружены на побережье залива Седова кресты первой русской экспедиции к Северному полюсу, которую возглавлял Г. Я. Седов. Во второй половине сентября 1912 г. судно его экспедиции «Святой Фока» было затерто льдами у северо-западного побережья архипелага, около полуострова Панкратьева. Пришлось остаться на зимовку в бухте, названной в честь судна. Во время зимовки на Новой Земле, проводились разнообразные научные исследования, изучение и картирование северо-западного и северного побережья архипелага. Отметим и почти неизвестный факт: 24 февраля 1913 г., в последний день масленицы, судно было переименовано в «Михаил Суворин» 348 . М. А. Суворин был издателем и редактором газеты «Новое время». Он не только был председателем Комитета по снаряжению первой русской экспедиции к Северному полюсу и организатором сборов частных средств на нее, но и сам предоставил часть средств на снаряжение экспедиции Г. Я. Седова. И нынешний залив Седова, в котором зимовало судно, так же был назван губой Суворина. Переименованная в 1918 г., на картах 1930–1943 гг. она помещалась под двойным названием: залив Седова (губа Суворина).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН (Огиенко Иван Иванович; 2.01.1882, мест. Брусилов Радомысльского у. Киевской губ.- 29.03.1972, Виннипег, Канада), укр. церковный и политический деятель, митр., предстоятель автокефалистской Украинской греко-православной Церкви в Канаде ; историк Церкви. Происходил из старинного казацкого рода. Отец - кантонист, участник Крымской войны, погиб в 1885 г. Из-за крайней бедности И. пошел в школу только в 11 лет. По окончании начальной 4-летней школы в Брусилове в 1896 г. поступил в киевскую военно-фельдшерскую школу, где имел право на бесплатное обучение как отличник и сын военного, с обязательством по ее окончании отработать 6 лет по медицинскому ведомству. Его одноклассником был Ефим Придворов (Демьян Бедный), впосл. советский поэт. В 1903 г. И. сдал экстерном экзамены за курс Острожской классической гимназии. Поступил на медицинский фак-т Киевского ун-та св. Владимира, чтобы получить досрочное освобождение от военной службы в госпитале. В 1904 г. у И. появилась возможность перейти вольнослушателем на историко-филологический фак-т. В том же году он был отчислен за то, что не смог оплатить учебу, но благодаря профессорам Т. Д. Флоринскому и Ю. А. Кулаковскому участвовал в конкурсе на получение Кирилло-Мефодиевской стипендии. И. стал победителем в этом конкурсе, у него появились средства к существованию, и он был освобожден от платы за обучение. Посещал заседания филологического просеминара профессора ун-та В. Н. Перетца (1904-1907), а также семинара русской филологии (1907-1914). После выхода разрешения в 1905 г. на издание укр. периодических изданий И. начал активно в них публиковаться. Его поэтические произведения, публицистические статьи в защиту укр. языка появились в таких изданиях, как «Громадська Думка», «Рада», «Нова Рада», альманахах «Розвага», «Терновий bihok» и др. После открытия 12 мая 1907 г. в Киеве Украинского научного товарищества (УНТ) И. становится корректором и неофиц. редактором «Записок УНТ», состоял членом «Украïнського клуба». В 1909 г. окончил историко-филологический фак-т Киевского ун-та св. Владимира, в том же году защитил магистерскую работу на тему ««Ключ разумения» Иоанникия Галятовского». Учился на Высших педагогических курсах. Несмотря на ходатайства университетских профессоров, Министерство народного просвещения не утвердило его кандидатуру на должность профессорского стипендиата. В 1909-1911 гг. преподавал в Киевской коммерческой школе. Действительный член Украинского научного об-ва в Киеве (1909), один из редакторов изданий об-ва в 1907-1910 гг. С 1908 г. член киевской орг-ции «Npocbimu», с 1912 г. член Исторического общества Нестора-летописца. В том же году был избран членом Общества любителей древней письменности . В 1915-1918 гг. приват-доцент кафедры рус. языка и литературы Киевского университета. Преподавал украинский язык на Высших педагогических курсах.

http://pravenc.ru/text/389195.html

В 1914 г. вышла в свет работа К. «Третий Рим», отражавшая его взгляды на идею о богоизбранности рус. народа, на роль рус. интеллигенции. К. писал: «Перед русским самосознанием стоит задача преодоления славянофильства и западничества... Наступает эпоха зрелого национального самосознания, ближайшими критическими задачами которого должно быть, во-первых, уничтожение пропасти, делящей русский народ на две не понимающие друг друга части - интеллигенцию и просто народ, и, во-вторых, стремление одухотворить мысль русской интеллигенции, увлекшейся до самозабвения материальной культурой» (Третий Рим. 1996. С. 109). Та же тематика была продолжена в кн. «Правда старой веры» (1916), объединившей цикл статей К., публиковавшихся в 1915-1916 гг. в ж. «Слово Церкви». В книге исследуется «старообрядческий национализм», отношение старообрядчества к гос. власти, к культуре, к совр. образованию и просвещению, к мирской жизни, значение старообрядчества в истории России. К. пишет о непонимании рус. интеллигенцией старообрядческой культуры. Последняя глава книги посвящена размышлению о сущности старообрядчества: «Старообрядчество - это образ жизни человека в соответствии с церковными требованиями жизни «по-Божьи», и как таковая она не может быть по своей сущности определена какой-либо логической формулой, как неопределимо и само понятие церковности» (Правда старой веры. 2008. С. 435). После открытия в 1912 г. Московского старообрядческого богословско-учительского института К. вошел в число его преподавателей. Осенью 1918 г. ему было поручено преподавание общественно-экономических наук и истории старообрядчества, К. был избран на должность секретаря педагогического совета. Однако в кон. 1918 г. ин-т прекратил свою деятельность из-за отсутствия средств: нужное число учащихся собрать не удалось, часть помещений ин-та была сдана под склад овощей Московскому губернскому продовольственному комитету, отопление, водо- и электроснабжение были отключены. Вместе с др. сотрудниками ин-та К. поставил свою подпись под докладом попечительскому совету о необходимости закрыть ин-т (РГБ. Ф. 246. Карт. 160. Д. 6).

http://pravenc.ru/text/1840457.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010