Все поименованные лица удостоены были степени магистра богословия по напечатании своих диссертаций и удовлетворительной защите их на коллоквиумах в присутствии Совета Академии и приглашенных Советом сторонних лиц и утверждены в означенной степени указами Святейшего Синода: а) иеромонах Варфоломей (Ремов) – от 21 января 1914 года за 1308, б) протоиерей В.М. Металлов – от 19 марта 1914 года за 4924, в) священник —27— П.А. Флоренский – от 27 августа 1914 года за 14292 и г) В.П. Виноградов – от 2 августа 1914 года за 12739. – Кроме того, указом Святейшего Синода от 12 октября 1913 года за 16351 утвержден в степени магистра богословия и. д. доцента Академии по кафедре церковной археологии, в связи с историей христианского искусства, Николай Дмитриевич Протасов, защищавшей свою магистерскую диссертацию на коллоквиуме в собрании Совета Академии 5-го сентября 1913 года (см. Отчет за 1912–1913 год, стр. 26–27). В. Степени кандидата богословия удостоены Советом Академии, с утверждения Его Высокопреосвященства, 51 студентов, окончивших в отчетном году полный академический курс; из них 18 – с причислением к первому разряду и правом на получение степени магистра богословия без новых устных испытаний; остальные 33 – с причислением ко второму разряду. – Кроме того, по представлении удовлетворительного курсового сочинения, утвержден в степени кандидата богословия, с причислением ко второму разряду, 1 действительный студент Академии выпуска 1913 года. 3450 Г. В звании действительного студента утверждены 4 студента, окончивших в отчетном году академический курс: все – с правом на получение степени кандидата богословия по представлении удовлетворительных курсовых сочинений. 3) В 1913–1914 академическом году библиотека пополнилась 1.570 названиями книг и журналов в 6.248 томах —28— и тетрадях. Из них 637 названий в 1394 томах и тетрадях приобретены покупкой, а 933 названия в 4.854 томах поступили частью в обмен на академический журнал, частью как присланные в редакцию академического журнала для отзыва и частью как академические издания и диссертации на ученые степени.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

II. Прошения на имя Преосвященного Ректора Академии: а) Окончившего в 1902 году курс (с дипломом 2-ой степени) Императорского Московского Университета по юридическому факультету Владимира Пятницкого: «Желая получить высшее богословское образование, имею честь почтительнейше просить Ваше Преосвященство о принятии меня в число своекоштных студентов Императорской Московской Духовной Академии, без экзаменов. При сем прилагаю: 1) метрическое свидетельство Московской Духовной Консистории, от 17 марта 1899 года за 2942, о моем рождении; 2) свидетельство о явке к исполнению воинской повинности, от 3 ноября 1900 года за 146; 3) диплом об окончании курса наук по юридическому факультету университета, выданный из Управления Московского Учебного Округа 30 сентября 1902 года за 18996 и 4) копию указа Святейшего Синода о расторжении брака моего, выданную из Московской Духовной Консистории 4 Мая 1912 года.» б) Окончившего в 1913 году курс (с дипломом 2-ой степени) Императорского Московского Университета по математическому отделению физико-математического факультета Владимира Сето: «Прилагая при сем: Диплом за 24443, свидетельство о рождении за 5668, свидетельство о явке к исполнению воинской повинности за 8094 и свидетельство Правления Императорской Московской Духовной Академии за 1161, покорнейше прошу Ваше Преосвященство, на основании —454— §137-го прим. 1 Академического Устава, принять меня в число своекоштных студентов Академии.» Справка: Как видно из приложенного к последнему прошению свидетельства Правления Императорской Московской Духовной Академии за – г. Сето, по утвержденному Его Высокопреосвященством определению Совета Императорской Московской Духовной Академии от 31 августа 1912 года, на основании §137 прим. 1 академического устава, принят был, без поверочных испытаний, в число своекоштных студентов I курса Академии, в коей и обучался по июнь месяц 1913 года, при отлично-хорошем (5) поведении представив все назначенные студентам I курса на 1912–1913 учебный год письменные работы, именно: третные сочинения по истории древней церкви (отмечено баллом 4), истории философии (4+), истории и обличению западных исповеданий (5–) и проповедь (3). Устных переводных испытаний по предметам I курса студент Сето не держал и, по определению Правления Академии от 4 июня, уволен, согласно его прошению, из числа студентов Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

39 . Эллинизм и христианство. (История литературно-религиозной полемики между эллинизмом и христианством в раннейший период истории христианской религии). «Богословский Вестник». I. «Октавий» Минуцин Феликса как первый полемический опыт. 1911 г., том II, 5, 162–193; 6, 298–335. II. Лукиан Самосатский и его отношение к христианству. 1911 г., том III, 10, 372–409; 11, 492–522. III–V. Цельс и Ориген . 1912 г., том II, 6, 353–388; 7–8, 711–535. VI. Христианство в его историко-практическом выражении. VII. Ориген и его апология против Цельса, 1. Цельс и его миросозерцание. Критика демонологии Цельса. 1912 г., том III, 9, 212–246. VIII. Ориген и его апология против Цельса, 2. Полемика Цельса против иудейства и апология Оригена . IX. Христос, в изображении иудея и Оригена. 1912 г., том III, 11, 606–634. X. Христос с точки зрения иудеев, отказавшихся от закона и вступивших в число последователей Иисуса; XI. а) Учение христиан о воскресении Иисуса Христа и эллинские параллели (Апология Оригена ). б) Христианская теология (Снисхождение Бога в мир). 1913 г., том I, 2, 279–310. в) Платон и Ориген . 1913 г., том I, 3, 568–590. XII. Христианство в его практическом выражении. XIII. Христианство и римская религия. 1913 г., том II, 6, 310–345. —104— XIV. Апология Оригена , её достоинства и недостатки. 1013 г., том II. 7–8, 644–657) 1623 . 39а. То же. Отдельный оттиск под заглавием: Эллинизм и христианство. (История литературно-религиозной полемики между эллинизмом и христианством за раннейший период христианской истории (150–254). Сергиев Посад, 1913 (1914). Стр. 365+III+5+1 нен. 2 р. Отзыв проф. И.В. Попова при представлении на Макариевскую премию в Академии. «Журналы собраний Совета Императорской МДА» за 1914 год. Сергиев Посад. 1916, стр. 23–25: «Новая книга проф. Спасского бесспорно займёт видное положение в нашей церковно-исторической научной литературе. Это – одно из тех сочинений, которые широтой и принципиальностью затронутых вопросов будят мысль читателя, а полнотой фактического содержания обогащают его знаниями».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

36. Княгиня Оболенская. Декабрь 1912, январь 1913. 37. «Канцелярская барышня». Апрель, май 1913. 38. Хорватка. Зима 1912—1913. 39. Антонина Андреевна Попова. Понаслышке знали друг друга давно. Познакомились и начале августа 1913 г. 40 Гимназисточка, которую встретил 19 сентября 1913 г., идя домой с Тверского и расставшись с Поповыми. 41. Вера Суханова. Почему мало получаю писем? Ответ Попова. Настроение под Новый год было неважное. Много было перечувствовано за праздники, много надежд, еще больше разочарований. К Новому году я подошел как будто усталый от своего нуля, но как будто с какой–то громаднейшей потенциальной энергией, для которой нужен только незначительный, но попадающий в цель толчок, чтобы я мог опять подняться до своих ноябрьских созерцаний. День 31 декабря был солнечный, что не давало настроению пасть совсем. Вечером пришел ко мне Александр Полднеев , тоже какой–то усталый и разочарованный. Он ведь уже давно жаловался на нервы. Кое о чем поболтали, немного о музыке, немного о философии. Очевидно, мы с ним пережили в жизни что–нибудь приблизительно одинаковое, так как он сразу со мной согласился в таких пунктах, как мое учение о мироощущении и о «психологичносги» настроений. Во время разговоров с ним я был вызван к телефону нашим сумасшедшим философом Успенским. Он и сестра приглашали встречать Новый год. Надо сознаться, что Владимир Иванов , несмотря на всю свою театральность, иногда хочет и может доставить приятное. Так, приглашая меня встречать Новый год и зная мою застенчивость, он приятно поразил меня знанием одинокой жизни и ее интересов. Я на всякий случай узнал, как проехать к нему, но положительно не обещал. Александр же меня окончательно разубедил, приведя такой аргумент, как расстояние Лефортовского дворца от Грузин. Я решил не ехать и уже сидел после ухода Позднеева за випперовской Историей Рима. Но смотрю — в 9 час. — не знаю уж, какими это только судьбами, звонит ко мне Елена Евдокимовна . Приглашает приехать сейчас же. «Зачем?» — коротко спрашиваю я. — «Встречать Новый год.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Местом для строительства новой церкви была избрана Турухановская площадь, образованная улицами: Турухановской (Ленской) Переселенческой (1905 года), Кабинетской (Советской). 9 марта 1912 года Городская Дума единогласно высказалась за безвозмездный отвод земли размером 1138,37 кв. саж. под постройку храма на Турухановской площади. Как видно из публикаций в новониколаевских газетах, горожане собирались строить кирпичный храм, а временно до окончания его постройки деревянный молитвенный дом. 8 января 1912 года в помещении городской управы должны были состояться торги на постройку молитвенного дома в Вокзальной части города. Об этом сообщила газета «Обская жизнь». 29 января 1912 года был отслужен молебен и освящено место под постройку молитвенного дома, а с государственного лесного склада на льготных условиях в кредит с поручительством городской управы было отпущено леса на 3180 рублей. Вместе с тем еще в 1911 году Комитет по постройке и городская управа возбудили ходатайство перед Синодом о выдаче ссуды в размере 20-25 тыс. рублей для постройки кирпичного храма. В начале 1913 года из Петербурга пришло известие о том, что в настоящее время из специального фонда могут отпустить лишь 5000 руб. В апреле 1912 года Комитет вновь обратился в городскую управу с просьбой о возбуждении нового ходатайства перед Синодом о выдаче беспроцентной ссуды в размере 25 тыс. рублей. 17 мая 1912 года Городская Дума рассмотрела заявление Комитета. Гласные Думы заявили, что 25 тыс. рублей на постройку кирпичной церкви не хватит и надо еще затем делать заем тысяч на 30, а так как денег у Комитета нет, то платить кредит будет город. Выяснилось также, что процедура прохождения ходатайства по различным инстанциям довольна длительна и поэтому рассчитывать на своевременное получение ссуды нельзя. Исходя из этих соображений Дума постановила снять вопрос о займе с обсуждения. Таким образом, в мае 1912 года стало окончательно ясно, что построить кирпичный храм в Вокзальной части города из-за нехватки денег не удастся. В связи с этим отпала надобность в строительстве молитвенного дома. Средства на постройку храма собирались среди населения. Так Общество Взаимного кредита ассигновало 300 руб., а генерал-лейтенант Аркадии Выкуловский-Донзинский пожертвовал 3000 рублей, кроме того городская управа безвозмездно предоставила часть необходимого строительного материала.

http://sobory.ru/article/?object=61898

1088. Гал. 1:7–9. 1089. Антоний (Храповицкий), архиепископ. Письмо в редакцию. — Русский инок 15, 1912. С. 60–62. 1090. Письмо автора книги»На горах Кавказа»схимонаха Илариона на Афон к духовнику — иеросхимонаху о. N. — Русский инок 15, 1912. С. 62. 1091. Там же. С. 63. 1092. Хрисанф, инок. О статье Святогорца»О почитании имени Божия». Цит. по: Святое Православие и именобожническая ересь. Ч. 1. С. 18. Впервые напечатано в журнале»Русский 17, 1912. 1093. Цит. по: Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами. С. 123. 1094. Цит. по: Там же. С. 121. 1095. Цит. по: Там же. С. 127. 1096. Антоний (Булатович), иеросхгшонах. К обличению имяборцев. Разбор статьи»Письмо с Кавказа», помещенной в 19–м»Русского инока». Цит. по: Начала 1–4, 1998. С. 161. 1097. См.: Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами. С. 21–22. 1098. Там же. С. 17–18. 1099. Там же. С. 25. 1100. Там же. С. 26. 1101. Там же. С. 28. 1102. Выходцев Ε " . I часть истории афонской смуты. С. 54–55. 1103. Там же. С. 66–68. 1104. См.: Определение Святейшего Синода 2670 от 14 марта 1916 года по вопросу о праве афонских иноков совершать священнослужение. Цит. по: Забытые страницы русского имяславия. С. 270 (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 359. Л. 112–123об.). 1105. Выходцев Ε " . I часть истории афонской смуты. С. 71. 1106. Цит. по: Русский инок 20, 1912. С. 78–79. См. также: Забытые страницы русского имяславия. С. 35. Греческий текст послания см. в: Πατριαρχικν γρμμα Οικουμενικο Πατριρχου Ιωακεμ Γ " -ου προς γομενον Μονς Παντελεμονος απ 12.09.1912. — Εκκλησιαστικ Αλθεια. Ν. 33, 1913. Σελ. 144–145. 1107. Выходцев Ε. Ι часть истории афонской смуты. С. 76–83. 1108. Антоний (Булатович), иеросхимонах. По поводу именуемой грамоты патриарха Иоакима (Письмо к издателю). — Московские ведомости, 9.03.1913 57). С. I. 1109. См.: Троицкий С. В. Афонская смута. — Начала 1–4, 1995. С. 137. Ср.: Па–хамий, ипок. История Афонской смуты. С. 24. 1110. Схимонах Мартиниан (Белоконь) — одно из главных действующих лиц в стане имяславцев.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

II . Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: „1912 г. Июня 11. В Совет Московской Духовной Академии“ – указ на имя Его Высокопреосвященства Святейшего Синода от 8 июня за 8514: „По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства, от 10 мая 1912 года за 159, по ходатайству Совета Московской духовной академии об утверждении преподавателя Московской духовной семинарии, кандидата богословия, священника Илии Гумилевского исправляющим должность доцента названной академии по кафедре литургики. Приказали: Согласно настоящему представлению Вашего Преосвященства и ходатайству Совета Московской духовной академии, Святейший Синод, на основании § 12 Устава дух. акад., определяет утвердить кандидата богословия, священника Гумилевского в должности преподавателя Московской духовной академии по кафедре литургики в звании и. д. доцента с начала будущего учебного года, т. е. с 16 августа 1912 г., о чём уведомить Ваше Преосвященство указом“. Определили : Об утверждении преподавателя Московской духовной семинарии священника И.В. Гумилевского, с 16 —502— августа 1912 года, исправляющим должность доцента Академии по кафедре литургики – внести в послужной его список и сообщить Правлению Академии – для зависящих распоряжений. III . Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: „1912 г. июня 16. В Совет Московской Духовной Академии“ – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 12 июля за 10648: „По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства, от 7 июня сего года 208, по ходатайству Совета Московской духовной академии о продлении и. д. доцента оной по кафедре пастырского богословия с аскетикой и гомилетики, кандидату богословия Василию Виноградову установленного примеч. к § 67 Уст. дух. акад. и исполняющегося 16 августа 1912 г. срока для получения степени магистра богословия, на один год. Приказали: Обсудив настоящее представление Вашего Преосвященства и признавая изъяснённое ходатайство Совета Московской духовной академии заслуживающим удовлетворения, Святейший Синод определяет: продлить и. д. доцента Московской духовной академии Василию Виноградову срок для получения степени магистра богословия до 16 августа 1913 года, о чём уведомить Ваше Преосвященство указом“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Адриановский Федор Порфирьевич (1862–?) – протоиерей. Депутат IV Гос. Думы от Пермской губ., прав. В 1884 г. окончил Пермскую духовную семинарию. До 1897 г. священник на Серебрянском заводе Кунгурского уезда Пермской губернии, по 1913 г. служил в Осинском уезде. С 1904 г. – благочинный 2-го округа Осинского уезда. Председатель местного церковно-приходского попечительства и общества трезвости. – 345, 346, 348, 352 Айвазов Иван Георгиевич (1872–17.12.1964) – миссионер. В 1898 г. окончил Казанскую духовную академию, кандидат богословия. В 1898–1912 гг. тамбовский, екатеринославский, харьковский епархиальный миссионер. Автор многочисленных трудов по сектоведению. В 1906 г. причислен к Канцелярии обер-прокурора Св. Синода с откомандированием к архиепископу Харьковскому. С 1908 г. – московский епархиальный миссионер-проповедник, открыл в Москве «Народно-миссионерское Братство поборников св. веры». 01.06.1912 – магистрант Казанской духовной академии. В 1912–1913 гг. – доцент Московской духовной академии, в 1913–1918 гг. – доцент Петроградской духовной академии и петроградский епархиальный миссионер, в 1914 г. организовал в Петрограде «Матфеевское миссионерское братство». В 1912–1916 гг. сотрудник и редактор журнала «Голос Церкви». 1915–1917 гг. – член миссионерского совета при Св. Синоде. С 1917 г. работал и жил в Петрограде. Был арестован в 1919 г. и три года провел в Ивановских лагерях. В 1920-х гг. – научный сотрудник в Петрограде. 13.01.1928 арестован и приговорен к 3 годам ссылки в Марийскую обл. В 1933–1937 гг. – организатор, затем сотрудник Павлоградского архива. С 1937 г. – на пенсии. В начале 1950-х гг. опубликовал несколько статей в ЖМП. Скончался в г. Павлодаре Днепропетровской обл. См. библ. – 75, 80 Акимов Михаил Григорьевич (08.11.1847–09.08.1914) – член Гос. Совета с 1908 г., его Председатель в 1909 г. и 1910–1914 гг., сенатор. После окончания в 1870 г. юридического факультета Московского университета поступил на службу в Министерство юстиции, в 1905–1906 гг. – министр юстиции, отвечал за подготовку выборов в I Гос. Думу. В 1906 г. настаивал на немедленном принятии новой редакции Основных Законов. В 1907–1914 гг. – председатель Гос. Совета. Выступал против реформ П. А. Столыпина, считая, что они ограничивают права императора. – 223

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Вскоре в состав Главного Совета вошел и Никольский. В годы смуты 1905-1907 г.г. он сблизился с виднейшими деятелями правых – в частности, с архиепископом Волынским Антонием (Храповицким). В пору своей деятельности в Союзе Русского Народа Никольский, как и многие его друзья и соратники, высказывался за осуществление жестких мер по отношению к революционерам, отмечая при этом тот неоспоримый факт, что огромное их число являлось представителями иудейского племени. В 1910 г. Никольского пригласили заниматься с сыновьями великого князя Константина Константиновича Олегом и Гавриилом. О жизни князя Олега Константиновича, героически погибшего в самом начале Первой мировой войны, Борис Никольский оставил воспоминания, в которых характеризовал молодого человека как прилежного, трудолюбивого и богобоязненного ученика. В 1912 г. Никольский был назначен профессором римского права в Училище правоведения, где также (с 1913 г.) читал курс новейшей русской словесности. В 1912-1913 гг. он работал в Училищной комиссии (Комиссии по народному образованию), занимавшейся обустройством городских училищ С.-Петербурга. Его работа была связана в то время с обустройством Казанской части, с созданием нового мужского четырехклассного училища. В июне 1913 года он изъявил желание возвратиться к преподавательской работе в университете. Помимо деятельности в монархических организациях и на педагогическом поприще, Никольский участвовал в заседаниях юбилейной комиссии по чествованию столетия Отечественной войны 1812 года, готовил, в частности, музыкальную часть празднества. В 1910-1914 гг. он был по-прежнему очень активен. Из письма писателя А.А.Кондратьева, служившего тогда секретарем в канцелярии Государственной Думы, к литератору Б.А.Садовскому от 26 января 1912 года известно, что «его [Б.В.Никольского – Д.С.] даже к телефону трудно бывает обыкновенно получить, так как он занят своей адвокатской деятельностью, лекциями, уроками у великих князей и Русским Собранием». В январе 1913 года Никольский составил проект манифеста «на Романовский юбилей» (по случаю 300-летия дома Романовых).

http://ruskline.ru/analitika/2005/08/29/...

Третья очередь Московской Духовной Академии падает на текущий 1912–1913 учебный год. Но оставленные ныне Советом при Академии в звании профессорских стипендиатов кандидаты богословия Василий Муратов и Александр Мигулин для своих курсовых сочинений и специального изучения избрали предметы, весьма далёкие от византологии: философию и пастырское богословие. – Между тем в настоящем собрании Совета только что состоялось постановление о замещении второй кафедры патрологии, – предмета, относительно преподавания которого в „Объяснительной записке к проекту Устава духовных академий“ 1910 года преподаны следующие руководственные указания: „Преподаватели патрологии разделяют между собой труд по преподаванию свято-отеческих творений, причём на одного из них возлагается сверх того обязанность ознакомления студентов с важнейшими памятниками церковной письменности после половины восьмого века. Преподавание по кафедре патрологии не может ограничиваться сообщением историко-библиографических сведений о святоотеческих творениях и церковной письменности, а должно быть направлено к ознакомлению слушателей с самим содержанием творений святых отцов и церковных писателей. К достижению этой цели должны быть направлены и практические занятия по патрологии. Преподаватели греческого и латинского языков с своей стороны должны помогать студентам упражнениями с ними в переводе творений святых отцов“. – Таким образом на долю вновь избранного —521— преподавателя по второй кафедре патрологии иеромонаха Пантелеймона выпадает трудиться в области почти совсем неразработанной, изучать и преподавать студентам творения святых отцов и памятники церковной письменности, в большинстве даже не переведённые на русский язык. Для сего, а равно и для составления магистерской диссертации, предметом которой им избраны творения тоже одного из позднейших святых отцов – Преп. Симеона Нового Богослова , – иеромонаху Пантелеймону крайне необходимо было бы усовершенствовать свои познания в греческом языке, пополнить их изучением языка новогреческого и обследовать рукописные научные материалы, относящиеся к указанной области, в библиотеках Востока, в частности – Афонских. – Прекрасную возможность осуществления всех этих задач представляет командировка иеромонаха Пантелеймона на 1912–1913 учебный год в Константинополь для занятий при Русском Археологическом Институте, вопрос о которой я и предлагаю на обсуждение Совета Академии, причём считаю долгом присовокупить, что для учебного дела в Академии командировка иеромонаха Пантелеймона, в случае) утверждения его Святейшим Синодом в должности преподавателя Академии, не представит неудобств, так как курс лекций по второй кафедре патрологии студенты настоящего III курса могут выслушать в будущем 1913–1914 учебном году, на IV курсе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010