Byzantinische Geschichtsschreiber. Graz; Wien, 1954-. Bd. 1 —18—. Die byzantinischen Kleinchroniken/Hrsg. P. Schreiner. Wien, 1975– 1979. 3 Bde. Dölger F. Aus den Schatzkammern des Heiligen Berges. München, 1948. Dumbarton Oaks Hagiography Database (электронный ресурс). Epistoliers byzantines du X е siècle/Ed. J. Darrouzès. Paris, 1960. Fontes Minores/Hrsg. D. Simon. Frankfurt am Main, 1976-. Bd. 1–9-. Geanakoplos D.J. Byzantium: Church, Society and Civilization Seen through Contemporary Eyes. Chicago, 1984. Géométries du fisc byzantin/Édition, traduction, commentaire par J. Leforte.a. Paris, 1991. Mango С . The art of the Byzantine Empire 312–1453: Sources and documents. Engelwood Cliffs, 1972. Обзоры по истории и культуре Византии Бенешевич В.Н. (ред.). Очерки по истории Византии. СПб., 1912–1914. 4 вып. Васильев А. А. История Византийской империи/Пер. под ред. А.Г. Грушевого. [Т. 1]: Время до Крестовых походов (до 1081 г.). [Т. 2]: От начала Крестовых походов до падения Константинополя. СПб., 1998. Вейс Г. История культуры народов мира, 6: Арабские завоевания; Расцвет Византии/Пер. с нем. М., 2005. Величко A.M. История византийских императоров: В 5 т. М., 2009. Гийу А . Византийская цивилизация/Пер. с фр. Екатеринбург, 2007. Дашков С.Б. Императоры Византии. М., 1996. Дил Ш . История Византийской империи/Пер. с фр. М, 1948. История Византии. 3 т. М., 1967. Каждан А.П. Византийская культура (Х-ХП вв.). СПб., 1999 (3-е изд.). Кулаковский Ю.А. История Византии (395–717 гг.). 3-е изд., испр. и доп. СПб., 2003 (переиздание работы 1910–1915 гг.). Курбатов Г.Л. История Византии: (От античности к феодализму). М, 1984. Левченко М.В. История Византии: Краткий курс. М., 1940. Лемерль П. История Византии/Пер. с фр.//На перекрестке цивилизаций. М., 2006. Норвич Дж . История Византии/Пер. с англ. М., 2010. Удальцова З.В. Византийская культура. М., 1988. Успенский К.Н. История Византийской империи: [Литогр. курс]. М., 1912–1915.2ч. Успенский К.Н. Очерки по истории Византии, 1 [IV-VIII вв.]. М., 1917.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иисусова молитва La spiritualité. P. 305 ff., 385 ff. La priére. P. 334 ff., 434 ff. G. H. Labonte (перевод), Praying the Name of Jesus. The Spirituality of the Jesus Prayer in Eastern Christianity. By a Monk of Eastern Church. Bronx, N. Y., 1967. Bolshakoff, Rencontres avec la priére du co_eur ou douze entretiens sur la «Priére de Jésus». Genéve, 1981; Incontri con la preghiera del cuore. Dodici colloqui sulla «Preghiera di Gesu Milano, 1984. Прот. С. Булгаков , Философия имени. Париж, 1953. P. Florenskij, La colonne. P. 391 (Bibliogr.). Русское издание: Свящ. Павел Флоренский , Столп и утверждение истины. Москва, 1914. Brianchaninov Ignatius, On the Prayer of Jesus. London, 1952; 1965. Схимонах Иларион, На горах Кавказа. Баталпашинск, 1910 (2-е изд.). А. С. Орлов, Иисусова молитва на Руси в XVI веке//Памят­ники древней письменности. С.-Петербург, 1914. D. RACCANELLO, La preghiera di Gesu negli scritti di Basilio di Polana Marului. Allesandria, 1986 (dissert. Univ. S. Thomae, Roma). P. O. SJORGEN, The Jesus Prayer. London, 1977. Психосоматический метод La spiritualité. P. 307 ff., 385 ff. La priére. P. 343 ff., 435 ff. A. Bloom, Contemplation et asce Contribution orthodoxe//Les Etudes carmélitaines, «Technique et Contemplation». 1949. P. 49–67. A. Bloom, Creative Prayer. Daily Readings with Metropolitan Anthony of Sourozh. Introduced and selected by Hugh Wybrew. London, 1987. A. Bloom, LHesychasme... yoga chrétien?//Cahiers du Sud, 1933 (специальный выпуск, посвященный йоге). Ignace Briantchaninov, Approches de la priére de Jésus//La spiritualité orientale 35. Bellefontaine, 1983; по-русски: Сочинения. Т. П. С.-Петербург, 1865. С. 209–375. Игумен Харитон, Умное делание о молитве Иисусовой. Валаам, 1936; Lart de la priére//La spir. orientale 18. Bellefontaine, 1976; The Art of Prayer. London, 1966; Larte della preghiera. Torino, 1980. Свящ. Павел Флоренский , Столп и утверждение истины. Москва, 1914. Письмо 9-е. С. 264 и сл.; La colonne. P. 174 ff. Т. SPIDLIK,//metodo esicastico//Rivista di vita spirituale 32 (1978). P. 506–524; перепечатано в сборнике: E. ANCILLI, Alia ricerca di Dio. Roma, 1978. P. 197–215.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

Э. потеряет силу лишь в том случае, если время будет рассматриваться как чистая протяженность, как целое, в к-ром наличествует «последовательность без деления... взаимопроникновение, взаимосвязь и организация элементов, каждый из которых представляет собой целое и не может быть отделен от него иначе, как в абстрагирующем мышлении» и к-рое не может рассматриваться как исчислимое множество отдельных элементов (цит. по англ. пер.: Bergson A. Time and Free Will/Transl. F. L. Pogson. L., 1910. P. 101, 105). Серьезные попытки переформулировать и решить эту апорию З. Э. с помощью совр. математического аппарата были предприняты Г. Властосом ( Vlastos. A Note to Zeno " s Arrow. 1966) и А. Грюнбаумом ( Gr ü nbaum. 1967). Согласно интерпретации Властоса, тезис о том, что стрела не движется в момент времени, понимаемый как непротяженное и неделимое целое, является справедливым, однако из него нельзя сделать вывод о том, что стрела вообще покоится. Для непротяженного момента времени речь о «движении» и «покое» не имеет смысла, точно так же, как не имеет смысла называть точку «прямой» или «круглой» на том основании, что прямые и круги состоят из точек. Исходя из математической формулы скорости, Властос утверждал, что говорить о нулевой скорости можно лишь применительно к отрезку времени, имеющему положительную, а не нулевую протяженность ( Vlastos. A Note to Zeno " s Arrow. 1966. P. 12-14). Ссылаясь на позицию Рассела, Властос заключал, что допустимо говорить о движении лишь в течение определенного временного интервала, но при этом необходимо осознавать, что этот интервал стремится к нулю, никогда не обращаясь в нуль (Ibid. S. 15-16; ср.: Russell B. Recent Work on the Principles of Mathematics//The International Monthly. Burlington, 1901. Vol. 4. P. 91). Грюнбаум в своем прочтении этого аргумента З. Э. (как и при решении прочих аргументов) исходил из различения между двумя видами времени: независящим от сознания (mind-independent) физическим временем и зависимым от сознания человеческим опытом времени, состоящим из дискретных «теперь».

http://pravenc.ru/text/199737.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Й. Врана. Фотография. 80-е гг. ХХ в. [хорват. Vrana] Йосип (25.02.1903, Летичане, близ Бьеловара - 7.11.1991, Загреб), хорват. филолог, палеославист. Род. в крестьянской семье в Летичани, куда родители переехали из Чехии. Окончил классическую гимназию в Загребе и филологический фак-т Загребского ун-та (1928), продолжил образование в Карловом ун-те в Праге (1928-1930). Диссертацию «Генезис Мирославова евангелия» защитил в Загребе (1955; L " Evangéliaire de Miroslav: Contrib. à l " étude de son origine. -Gravenhage, 1961). Преподавал в гимназиях Бьеловара (1929-1935), Загреба (1935-1946) и др. (1946-1955). Преподавал чеш. язык на философском фак-те Загребского ун-та (1936-1946) и в Высшей экономическо-коммерческой школе (1940-1945). Профессор философского фак-та Загребского ун-та. С 1970 г. на пенсии. В. изучал старослав. кириллические и глаголические рукописи, возникновение и развитие слав. перевода Евангелия на основе исследований древнейших евангелий старослав. типа ( Мирославова , Вуканова , т. н. Омишальского) и кирилло-мефодиевской традиции в Чехии. Осуществил научное издание Вуканова евангелия (Вуканово Београд, 1967) и хорват. глаголического Омишальского евангелия-апракос в лат. транслитерации (Najstariji hrvatski glagoljski evanelistar. Beograd, 1975), воссозданного по тексту Ватиканского миссала нач. XIV в., к-рый, прежде чем попасть в Рим, находился в Омишале (о-в Крк, Хорватия). В. связывал происхождение глаголицы с именем Кирилла (Константина), признавая лишь минимальное греч. влияние на орфографию, но не на палеографию. Лит.: Жекова Л. Врана Йосип//КМЕ. Т. 1. С. 461-462; Mili i J. Bibliografija znanstvenih i strunih radova J. Vrane//Slovo. Zagreb, 1993. 41-43. S. 261-264; Nazor A. Josip Vrana//Ibid. S. 256-261. С. О. Вялова Рубрики: Ключевые слова: АБУЛАДЗЕ Илья Владимирович (1901 - 1968), грузинский филолог, арменовед, палеограф, лексикограф, д-р филологических наук, чл.-кор. АН Грузии, заслуженный деятель груз. науки КОДОВ Христо Николов (15.08. 1901 - 17.07.1982), болг. филолог-медиевист, историк болг. языка и лит-ры, археограф и палеограф АБЕГЯН Манук Хачатурович (1865 - 1944), армянский филолог, лингвист, литературовед, академик АН Армянской ССР АМУСИН Иосиф Давидович (1910 - 1984), специалист по античности, востоковед-гебраист, основатель кумрановедения в России

http://pravenc.ru/text/155406.html

Quasten J. Patrology, v. III. Utrecht – Antwerpen, 1975. Raven Ch. E. Apollinarianism: An essay on the christology of the early church. Cambridge, 1923. Recheis A. Engel, Tod und Seelenreise. Das Wirken der Geister beim Heimgang des Menschen in der Lehre der alexadrinischen und kappadokischen Vater. Roma, 1958. Rousseau Ph. Ascetics, Authority and the Church in the Age of Jerome and Cassian. Oxford, 1978. Salles-Dabadie J. M. A. Les conciles oecumeniques dans l ’histoire. Paris – Geneve, 1962. Schwartz E. Gesammelte Schriften. Bd. 1–2. Berlin, 19381956. Seeberg R. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Bd. II, 2–3. Aufl., 1909. Sellers R. V. Two Ancient Christologies: A Study in the Christological Thought of the Schools of Alexandria and Antioch in the Early History of Christian Doctrine. London, 1940. Shpidlick T. The Spirituality of the Christian East. Michigan, 1986. The Lives of the Three Hierarchs. Colorado, 1988. Tillich P. A History of Christian Thought. New-York, 1968. Tixeront J. Histoire des dogmes dans l’antiquite chretienne, v. 1–3. Paris 1924. (In English: History of Dogmas, v. 1–3. St. Louis, 1910–1916). Tixeront J. Precis de patrologie. Paris, 1923. Unterstein K. Die naturliche Gotteserkenntnis nach der Lehre der kappadozischen Kirchenvater Basilius, Gregor von Nazianz und Gregor von Nyssa. Straubing, 1902–1903. Warkotsch A. Antike Philosophie im Urteil der Kirchenvater. Munchen, 1973. Weiss H. Die grossen Kappadozier Basilius, Gregor von Nazianz und Gregor von Nyssa als Exegeten. Braunsberg, 1872. Weiss H. Die Erziehungslehre der drei Kappadozier. Freiburg 1903. Werner M. Die Entstehung des christlichen Dogmas, problemgeschichtlich dargestellt. Bern, 1953. Wiles M. The Making of Christian Doctrine: A Study in the Principle of Early Doctrinal Development. Cambridge, 1967. Wolfson H. A. The Philosophy of the Church Fathers, v. 1: Faith, Trinity, Incarnation. Cambridge, 1956. Young F. M. From Nicaea to Chalcedon. London, 1983.     Читать далее Источник: Восточные отцы и учители церкви IV века : Антология : В 3 т./Сост., биогр. и библиогр. ст. иером. Илариона (Алфеева). – Москва : Изд-во МФТИ, 1999. (Памятники святоотеческой письменности)/Т. 1. – 608 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

1447 Подразумевается и факт появления многочисленных «квазихристианских сект», паразитирующих на еще не окрепшем Теле молодой Сирийской церкви. См.: Drijvers H. J. M. Quq and the Quqites: An Unknown Sect in Edessa in the Second Century A.D.//Numen. V. 14.1967. P. 104–128; Lincoln B. Thomas-Gospel and Thomas Community: A New Approach to a Familiar Text//Novum Testamentum. V. 19.1977. P. 65–76. 1448 См.: Müller C. D. G. Geschichte der orientalischen Nationalkir­chen. Göttingen, 1981. S. 275. Примечательно, что сирийский язык как таковой возник с появлением христианства, когда обозначение «сирийский» стало синонимом «христианский», а «арамейский» – синонимом «языческий». См.: Ishow H. Faut-il remplacer le terme “syriaque” par le terme “arameen”?//Symposium Syriacum – 1976. Roma, 1978. P. 359–365. 1449 См.: Murray R. The Characteristics of the Earliest Syriac Christianity//East of Byzantium: Syria and Armenia in the Formative Period (Dumburton Oaks Symposium – 1980). Washington, 1982. P. 6–9. 1450 Краткую сводку o нем см.: Ortiz De Urbina. l. Patrologia syriaca. Roma, 1965. P. 46–51. Его долго путали co св. Иаковом Нисибийским, а также с Афраатом, упоминаемым блж. Феодоритом Кирским , и некоторыми другими известными в истории Сирийской церкви лицами, но ныне все эти недоразумения благополучно разрешились. См. предисловие (точнее, целую монографию) к французскому переводу творений Афраата: Aphraate le Sage Persan. Les Exposés. T. 1/Ed. par M.-J. Pierre//Sources chrétiennes. Paris, 1988. 349. P. 33–41. 1451 См.: Schwen P. Afrahat. Seine Person und sein Verständnis des Christentums. Berlin, 1907. S. 3–25. 1452 Прямых свидетельств на сей счет нет, хотя, например, И. Климюк утверждает: «Он был, вероятно, епископом, жившим в монастыре св. Матфея» (Климюк И. Иаков Афраат . Его жизнь, творения и учение//Учено-богословские и церковно-проповеднические опыты студентов Киевской Духовной Академии LXIII курса (1910 г.). Киев, 1911. С. 260). 1453 Такое предположение о мученической кончине Афраата высказывает М.-Ж.Пьерр: Aphraate le Sage Persan.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Κωνσταντινοπολις: κ το Πατριαρχικο Τυπογραφεου, 1910. Γεδεν Μ. Ι. Πατριαρχικο Πνακες: Εδσεις στορικα βιογραφικα περ τν Πατριαρχν Κωνσταντινουπλεως: π νδρου το Πρωτοκλτου μχρις ωακεμ Γ το π Θεσσαλονκης (36–1884). ν Κωνσταντινουπλει: Lorenz & Keil, Σεπτ. 1885 – Οκτ. 1890. Γρηγριος (Φραγκκης), αρχιμ. Περ της θεραπεας του εν Ουκρανα εκκλησιαστικο ζητματος υπ της Μητρς Εκκλησας Κωνσταντινουπλεως: Το ζτημα των χειροτονιν. [Εργασα για το μεταπτυχιακ δπλωμα ειδκευσης]. Αριστοτλειο Πανεπιστμιο Θεσσαλονκης. Θεσσαλονκη, 2022. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения 16.05.2023). Ζορμπς Κ. «RUSSKIY MIR»… ΕΙΡΗΝΗ ΥΜΙΝ! (24 Μαρτου 2022). [Электронный ресурс]. URL: обращения 26.08.2023). Ιτρου Γ. Κ. Η θση του Οικουμενικο Πατριαρχεου στην εκκλησιαστικ, την ελληνικ και τη διεθν ννομη τξη. Αθνα; Κομοτιν: Εκδσεις Αντ. Ν. Σακκολα Ε. Ε., 2010. Λτινα Μ. Ε. Εκκλησα και θνος: Το Πατριαρχεο Ιεροσολμων απναντι στο βουλγαρικ ζτημα (Β μισ 19ου αινα). [Διδακτορικ διατριβ]. Πανεπιστμιο Ιωανννων. Αθνα, 2009. Μπκας . Θ. Ο εθνοφυλετισμς και η καταδκη του (1 Οκτωβρου 2013). [Электронный ресурс]. URL: обращения 26.08.2023). Ο εθνοφυλετισμς στην Ορθδοξη Εκκλησα στο επκεντρο συνεδρου στη Χλκη (16 Σεπτεμβρου 2019). [Электронный ресурс]. URL: обращения 26.08.2023). Παντης Α. Γιατ ο Εθνοφυλετισμς εναι επικατρατος στην Εκκλησα (13 Μαρτου 2020). [Электронный ресурс]. URL: обращения 26.08.2023). Πτσης Χ. Εθνοφυλετισμς και Εκκλησα (10 Ιουλου 2018). [Электронный ресурс]. URL: обращения 26.08.2023). Το Τοπικ Συμβολιο της Ορθοδξου Εκκλησας της Ουκρανας προς τον Οικουμενικ Πατριρχη (2 Αυγοστου 2023). [Электронный ресурс]. URL: обращения 26.08.2023). Τσαγκρης Α. Οι Μεζονες Σνοδοι του 19ου αινα: Οι εθνικς Εκκλησες των Βαλκανων στ δνη των νων πολιτικν αντιλψεων: Ιστορικ κα νομοκανονικ προσγγιση. Κατερνη: Επκταση, 2013. (Νομοκανονικ βιβλιοθκη; τ. 26). Φειδς Β., Αγγελπουλος Α., Καραγεωργοδης Ε. Ο Εθνοφυλετισμς – Πανσλαβισμς της Τσαρικς και Σοβιετικς Ρωσας (13 Μαου 2022). [Электронный ресурс]. URL: обращения 26.08.2023). Χρυσστομος (Παπαδπουλος), ρχιεπσκοπος θηνν και πσης λλδος. στορα τς κκλησας εροσολμων. θναι; [εροσλυμα]: Πατριαρχεον εροσολμων, 2010. Список сокращений CCCOGD Corpus Christianorum Conciliorum Oecumenicorum Generaliumque Decreta. 2007–2017–. CFHB Corpus fontium historiae byzantinae. θναι – Berlin – Bruxelles – Roma – Paris – Θεσσαλονκη – Wien – Washington, 1967–. TLG Thesaurus Linguae Graecae. Πρακτικ τς γας κα Μεγλης Συνδου Πρακτικ τς γας κα Μεγλης Συνδου τς ν Κωνσταντινουπλει ν τ Πατριαρχικ Να το γου νδξου μεγαλομρτυρος Γεωργου το Τροπαιοφρου περ το κκλησιαστικο βουλγαρικο ζητματος συγκροτηθεσης ν τει σωτηρω αωοβ κατ μνα Αγουστον κα Σεπτμβριον. Κωνσταντινοπολις: [Τυπογραφεον . . Βρεττο κα Σ.],

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

1949 Kastner (Katholik. 1910. II. S. 98–100; Zeitschrift für neutestam. Wissenschaft, 1912. H. 4. S. 138, 149–150) и в отношении к данному сочинению Иринея высказывает оригинальное предположение, что оно не что иное, как первые три книги Contra haereses. Оснований для такого утверждения, однако, еще меньше, чем для теории о Περ μοναρχας. Евсевий (V, 20,1) и Иероним (De viris illustrlbus. Сар. XXXV) считают их отдельными произведениями. И выдержки из Περ γδοδος нет в Contra haereses. 1954 Т. II. Р. 456 27); Pitra. Analecta sacra. IV. P. 26,300; русск. перев. С. 546 XLVII). Полный текст его см. у нас ниже, в отделе «Письма к разным епископам». 1956 Ср.: Bardenhewer. Geschichte. Bd. I. S. 507–508; Harnack. Geschichte. I,1. S. 263; Zahn. RE. 3 Aufl. S. 404–405. 1957 У Schwartz’a S.212–213; русск.перев.С.283–285;у Migne’я Col. 1227–1232; русск. перев. творений св. Иринея. С. 530–531. 1962 У Harvey " я. Т. II. Р. 457. 28. Текст немецкий у Zahn’a (Forschungen. Ibid.); русск. перев. С. 547 48). См. у нас также разбор его выше: С. 60–62. 1967 De viris illustribus. Cap. XXXV (y Bernoulli S. 27; русск. перев. творений блаж. Иеронима. Ч. 5. Киев, 1875. С. 310). 1968 Евсевий. V, 24, 18: «По случаю происшедшего тогда (пасхального) спора он (Ириней) имел переписку не только с Виктором, но и с различными, весьма многими предстоятелями Церквей» (у Schwarmz’a S. 214; русск. перев. С. 286). 1969 Барденгевер отмечает, что Максим Исповедник , приводя отрывок (независимо от Евсевия) из послания к Виктору (у Mignéя и в русском переводе IV; см. у нас текст его ниже), снабжает его пометкой: « κ τς πρς Βκτωρα πιστολς» (Capita theologica, sermo 7; Migne. PG. T. XCI. Col. 769). Это, по мнению названного ученого, указывает, по-видимому, на то, что преп. Максиму не были известны другие письма Иринея к Виктору (Bardenhewer. Geschichte. S. 509). Мы не согласны, однако, с таким выводом. Максим мог быть знакомым с несколькими письмами Иринея к Виктору, но выдержку привел лишь из одного, что и отметил в надписании отрывка. Во всяком случае, на основании последнего (надписания) нельзя утверждать, что Ириней отправил лишь одно послание к Виктору. (Такого вывода не делает, впрочем, и Барденгевер. Наоборот, вопреки Цану, он вполне уверенно утверждает, что Ириней дважды писал Виктору: а) по вопросу о Пасхе и Ь) по поводу Флорина. См.: Geschichte. S. 508–509.)

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

В письме к Мелитиниоту Григорий говорит о лечебном средстве, используемом им, – баня (103. 7–12). Обращаясь к врачу, Григорий Кипрский просит: дать совет относительно лечения: не сходить ли в баню?.. (12. 5–6). При этом он пишет о том, что Иоанн Феогност из дружбы лечит его бесплатно (12. 9–13). В другом же случае, где речь идет о больной каристинке, автор укоризненно пишет, что медики, забыв о гуманности своего ремесла, бесчеловечно пренебрегают теми, кто не может им заплатить за лечение (162. 7–10). Таковы некоторые сведения Григория Кипрского , касающиеся условий быта и жизни. Оживление интереса в последнее время к эпистолярному наследию Григория Кипрского 9 , думается, позволит по-новому взглянуть на многие стороны византийской раннепалеологовской культуры. 1 Κνρο Γρηγορου τον Κυπρου ιτιστολα/κδ. Σ. Εστρατιδις./Εκκλησιαστικς Φρος. Alexandria, 1908–1910. Τ. 1–5. Cf. Laurent V. Les Regestes des actes du Patriarcat de Constantinople. P., 1971. Vol. I, fasc. 4. P. 249–336; Idem. La chronologie de patriarches de Constantinople au XIII-e siècle (1208– 1309)/REB. 1969. T. 27. P. 146–147; Lameere W. La tradition manuscrite de la correspondance de Grégoire Λ de Chypre. P., 1937. 2 Сметанин В. A. Эпистолография. Свердловск, 1970. С. 70–71 н др. Ср.: Verpeaux J. Nicéphore Choumnos, homme d " état et humaniste byzantin. P., 1959. P. 63 sq.; Guilland R . Essai sur Nicéphore Grégoras (l " homme et l " oeuvre). P., 1926. P. 258–269. 3 См.; Zakythinos D. Crise monétaire et crise économique à Byzance du XIII-e au XV-e siècle. Athènes, 1948; Laiou A. The Provising of Constantinople during the Winter of 1306–1307/Byz. 1967. T. 37. P. 94. См.: Nicol D M. Mixed Marriages: Byzantium in the Thirteenth Century/Studies in Church History. 1964. 6 Guilland R. La correspondance inédite d " Athanase, patriarche de Constantinople (1289–1293; 1304–1310)/Mélanges Ch. Diehl. P., 1930. Vol. 1. P. 121–140; Banescu N. Le patriarche Athanase 1-er et Andronic II Paléologue: Etat réligieux, politique et social de l " empire/Acad. Roumaine. Bull, de la section Hist. Bucarest, 1942. T. 23. P. 28–56.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Kiprs...

19. О смерти: Мысли разных писателей. Собрал Л. Н. Толстой. М., 1908. Не без влияния этой антологии в ХХ в. была написана книга: Андреевский С. А. Книга о смерти: (Мысли и воспоминания). Ревель; Берлин. 1922. Т. 1–2. См. рец. Д. В. Философова//За свободу! Варшава, 1923. 3 января. 20. Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. 2-е изд. М., 1990. Т. 2. С. 526–528. Далее в тексте указываем том и страницу этого издания. Ср.: «Жизнь обладает бесконечной ценностью лишь в том случае, когда субъект в качестве духовного, самостоятельного субъекта является единственной действительностью; в справедливом ужасе он должен считать себя отрицаемым смертью» (Гегель Г. В. Ф. Эстетика. М., 1969. Т. 2. С. 237). Однако на фоне гегелевского «необходимость есть чистый произвол, убийство без содержания…» (Его же. Философия религии: В 2 т. М., 1977. Т. 2. С. 193) Соловьев утверждает: «…то, что смерть есть необходимость безусловная, – для этого нет даже тени разумного основания» (Цит. изд. С. 527). 21. Федоров Н. Ф. Соч. М., 1982. С. 109. Ср.: Брюсов В. Я. О смерти, бессмертии и воскрешении//Вселенское дело. Одесса, 1914. Вып. 1. 22. Помимо прямого влияния Ницше, вновь сделавшего тему переселения душ мировоззренческой сенсацией века, следует вспомнить о работе Г. Зиммеля «К вопросу о метафизике смерти» (Логос: Международный ежегодник по философии культуры. М., 1910. Кн. 2. С. 34–49). В 1920-е годы в Русском философском обществе в Праге И. Лапшин прочел диалог «Вопрос о смерти» (см.: Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991. С. 195). Книгу «О перевоплощении» писал в конце жизни С. Аскольдов-Алексеев. См. также: Переселение душ: Сб. Париж, 1935. 23. См.: Жизнь после смерти/Сост. Гуревич П. С. М., 1990. 24. Булгаков С. Н. Софиология смерти//Вестник РХД. Париж, 1978. С. 18–41; 1979. С. 13–32. См. также: Булгаков С. Н. Жизнь за гробом. Париж, 1987; Флоровский Г. Смерть на кресте. Париж, 1930 (англ.); Ильин В. Н. Профанация трагедии: Утопия перед лицом любви и смерти//Путь. Париж, 1933. Т. 40. С. 54–63; Его же. Великая Суббота: О тайне смерти и бессмертия//Там же. 1938. Т. 57. С. 48–57. Ср.: Флоренский П. А. Рецензия на сочинение «Метафизика смерти в произведениях Тургенева и Достоевского»//Богословский вестник. Сергиев Посад, 1913. С. 411–413; Левицкий С. Этюд о смерти//Русская мысль. Париж, 1967. Ноябрь.

http://predanie.ru/book/219472-russkaya-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010