К 1909 г. численность военного духовенства значительно увеличилась и составляла 156 протоиереев, 588 священников, 138 диаконов, 95 псаломщиков, всего 977 человек. Соборов и церквей в управлении военного ведомства было 809. К концу 1915 г. кадровых военных священников насчитывалось 2 тысячи, а всего их было в армии во время войны свыше 5 тысяч. 57 Столетие военного министерства В 1902 году Протопресвитер военного и морского духовенства А. А. Желобовский издал исторический очерк о столетии создания Военного министерства. 15 Москва и судьбы Российского флота (архивные документы и исторические очерки). М., 1996, с. 9091. 20 Ласкеев Ф. Историческая записка об управлении военным и морским духовенством за минувшее столетие (18001900) СПб., 1900, с. 7. 22 Очерки из истории управления военным и морским духовенством. Вестник военного духовенства, 1898, с. 278, с. 351. 23 Полковник Чинарев С.Ю. Во главе военно-духовного ведомства России. Военно-исторический журнал, 1998, 1. 25 Богданович Е.В. Морские сражения русского флота. Наваринское морское сражение. М., 1994, с. 286. 34 Отец Никандр (позднее архимандрит) был приглашен князем С.М. Воронцовым (который тоже был ранен под Севастополем) в Алугжу настоятелем тамошней, ныне разрушенной, церкви. Он был из купеческого звания. Он оставил при себе отлично-добрую память. 37 Хорон перевозчик душ через реку Стикс в царство Плутона бога преисподней в греческой мифологии. 48 Историческая записка об управлении военным и морским духовенством за минувшее столетие (18001900 гг.). Сост. Ф. Ласкеев. СПб., 1900, с. 103. 52 Полное собрание законов Российской империи, III, СПб., 1889, т. VII, прил.: Штаты и табели, с. 237. 53 Историческая записка об управлении военным и морским духовенством за минувшее столетие (18001900 гг.). Сост. Ф. Ласкеев. СПб., 1900, с. 100. Читать далее Источник: Военное духовенство России : [Сборник исторических материалов, воспоминаний участников событий, архивные материалы]/Прот. Георгий Поляков. - Москва : Твор. информ.-изд. центр, 2002. - 536 с. : ил., портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

304 См.: Aune D. Е. Revelation 1–5. Р. 346; Beale G. К. The Book of Revelation. P. 356–359, Smalley S. S. The Revelation to John. P. 112; Osborne G. R. Revelation. P. 257–258; Schimanowski G. Die himmlische Liturgie in der Apokalypse des Johannes: die friihjiidischen Traditionen in Offenbarung 4–5 unter Einschluß der Hekhalotliteratur. Tübingen,, 2002. S. 220. 306 Подробнее об этом толковании см. в пунктах 3.3.2–3.3.3 главы III настоящей работы (с. 274–275). 307 Zahn I Introduction to the New Testament. Edinburgh, 1909. Vol. 3. P. 405 (цит. nö Morton R. One upon the Throne… P. 139). Дж. Бигуппи перечисляет некоторых других сторонников этого мнения (см.: Biguzzi G. I set-tenari… Р. 180). 310 См.: Gamble Н. Books and Readers… Р. 58; Roberts К, Skeat Т. С. The Birth of the Codex. Oxford; N. Y., 1983. 311 См., к примеру, обзор дискуссии о датировке в книге Г. Била (см.: Beale G. К. The Book of Revelation. P. 4–28). 315 См.: Plinius. Liber III ер. 5; Juvenal. Satirae I. 6. Дальнейшие ссылки см. в комментарии Вильгельма Буссета: Bousset W. Die Offenbarung Johan-nis. Gottingen, 1906. S. 254–255. 319 См.: Aune D. E. Revelation 1–5. P. 343; Prigent P Commentary on the Apocalypse. P. 241; Giesen H. Die Offenbarung… S. 160; Toth F. Der himmlische Kult. S. 264; Osborne G. R. Revelation. P. 267 и многие другие. 330 Origin. Homdlies sur Ezdchiel/Introd., trad, et notes par M. Borret. Paris, 1989. Sources Chrdtiennes; 352. P. 440. 331 2 См.: Origin. Homdlies sur l’Exod/Introd., trad, et notes par M. Borret. Paris, 1985. Sources Chrdtiennes; 321. P. 364–365. 332 См.: Origin. Commentaire sur Saint Jean/Avant-propos, trad, et notes par C. Blanc. Paris, 1966. Sources Chrdtiennes; 120. P. 382–383. 333 Victorin de Poetovio. Sur l’Apocalypse/Introd., texte critique, trad., commentaire et index par M. Dulaey. Paris, 1997. Sources chrdtiennes; 423. P. 74. 334 Sanctus Hilarius Pictaviensis Episcopus. Tractatus super Psalmos/Ed. J. Doignon. Tumhout, 1997. Corpus Christianorum; 61. P. 6–8. 336

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

167 Всеобщая история Степанова Таронского, Асохика по прозванию/Пер. Н. Эмин. М. 1864. С. 200–201. 168 Розен В.Р. Указ. соч. С. 20–21, 23, 175–191, 194–196. Сам В. Р. Розен предполагал, что посольство от болгар-магометан, упомянутое в летописи под 987 г., прибыло на самом деле от Самуила, и Владимир стал его союзником (с. 219, прим. а). 171 Васильевский В. Г. Труды. СПб., 1909–1912. Т.2. С. 115–124; Рорре А. Political Background... Р. 213–217. 172 Константин Багрянородный. Указ. соч. С. 36/37–44/45, 154/155–158/159, 170/171–172/173 и прим, к ним. Существует предположение, что границей между печенегами и Болгарией был Днепр, а степи за Днепром и за Днестром были только местом летовок. Но поход на ладьях мог быть осуществлен только летом, и огузы неминуемо столкнулись бы с печенегами на обоих берегах Днепра. 174 Полубояринова М. Д. Русь и Волжская Болгария в X-XV вв. М., 1993. С. 8; Халиков А. X. Волжская Булгария и Русь//Волжская Булгария и Русь. Казань, 1986. С. 8–10. 175 Шахматов А.А. Разыскания... С. 460–491; Лихачев Д. С. Повесть временных лет (историко-литературный очерк)//Повесть временных лет. М.; Л., 1950. Т.2. С. 87. 176 Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы X в./Науч. ред., послесл. и ком. В. Я. Петрухина. М.; Иерусалим, 1997. Изд. 2-е., испр. и доп.: М., 2003. С. 5–36. 177 Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962. С. 426–436; 2-е изд. СПб., 2002. См. также: Плетнева С. А. Хазары. М., 1986. С. 71. В своей последней книге она не касается этого вопроса: Плетнева С. А. Очерки хазарской археологии. М.; Иерусалим. 2000. См. также: Ващенко Э. Д. «Хазарская проблема» в отечественной историографии XVIII-XIX вв. СПб., 2006. 178 Новосельцев А. П. Хазарское государство... С. 220–231; см. также: Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербента. X-XI вв. М., 1963. С. 67–68. 179 М. И. Артамонов считал, что Владимир изгонял из низовьев Волги хорезмийцев: Он же . Указ. соч. С. 433–436. О топониме «Хазария» в XI-XII вв. см.: Коновалова И. Г. Указ. соч. С. 189–191. 180 Гадло А. В. Указ. соч. С. 247–250. Текст Ибн Хаукаля, рассказывающего о возвращении хазар на Волгу с помощью ширван-шаха, был опубликован с комментарием в 1976 г.: Калинина Т. М. Указ. соч. С. 75–90.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

541 Сидоров В.М. Рерих и его литературное наследие./Рерих Н.К. Избранное. М.: Советская Россия, 1979. С. 8. 544 Besant A. Theosophy in relation to Human Life. Four Lectures delivered at the Twenty-ninth Anniversary Meeting of the Theosophical Society at Benares, December 1904. Benares & London: Theosophical Publishing Society, 1905. P. 22. 548 Шохин В.К. Учение о реинкарнации: заметки востоковеда./Кураев А., диакон. Куда идёт душа. М.: Троицкое слово, Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. С. 537–538. 549 Подробно отвержение и критика учения о переселении душ святыми отцами и богословами Церкви II-VI веков, а также осуждение его Соборами Церкви рассмотрено протодиаконом Андреем Кураевым в книге: Кураев А., диакон. Куда идет душа. Раннее христианство и переселение душ. М.: Троицкое слово, Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 552 Блаватская Е.П. Размышления о карме и перевоплощении./Блаватская Е.П. Новый цикл. Сборник. М.: Сфера, 2001. С. 156. Ледбитер Ч. Ментальный план. СПб., 1912. С. 9; лишь дети, умиршие до семилетнего возраста, тотчас же облекаются в новое тело (Блаватская Е.П. Письмо А.П. Ганненфельд./Кудрявцев К.Д. Что такое теософия и Теософическое общество. СПб., 1914. С. 88). 555 Блаватская Е. П. Ключ к теософии./Блаватская Е.П. Ключ к теософии. Сборник. М.: Эксмо, 2004. С. 134. 558 Блаватская Е.П. Диалог о тайнах посмертного существования./Блаватская Е.П. Скрижали астрального света. Сборник. М.: Эксмо, 2002. С. 135. 559 Блаватская Е.П. Ответы на вопросы./Блаватская Е.П. Наука жизни. Сборник. М.: Сфера, 1999. С. 133. 563 Блаватская Е.П. Ключ к теософии./Блаватская Е.П. Ключ к теософии. Сборник. М.: Эксмо, 2004. С. 138. 566 Безант А. Человек и его тела. М.: Амрита-Русь, 2004. С. 69. Ледбитер утверждает это же с той оговоркой, что сознательность в Девачане имеют лишь оккультно развитые люди: Leadbeater C.W. The Devachanic Plane: Its Characteristics and Inhabitants . London & Benares: Theosophical Publishing Society, 1909. P. 36–37. Ледбитер Ч. Внутренняя жизнь: Учение Махатм об иной реальности. М.: Рипол, 2005. С. 284–285.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/bluzhdan...

“Ангел вопияше” с solo сопрано является очень знакомым перепевом любовного дуэта из третьего действия Фауста//Н. К. [Куров Н. Н.] В концертах/Раннее утро. 1915. 38 (17 февраля).   Птица К.   Б.  Павел Григорьевич Чесноков//Мастера хорового искусства в Московской консерватории. М., 1970. С. 64.  Цит. по: Отмечая 120-летие со дня рождения П. Г. Чеснокова. С. 171.  Там же. С. 176.   Лисицын М., свящ.  О новом направлении в русской церковной музыке. М., 1909. Цит. по: Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. III. Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников (1861–1918)/Сост. А. А. Наумов, М. П. Рахманова. М., 2002. С. 549.  Там же. С. 550.  Там же.   Чесноков П. Г . Хор и управление им. С. 133–134.  Такого рода обороты часто встречаются у Чеснокова, например, в «Скоро предвари» ор. 45 4, «Приидите, взыдем на гору Господню» ор. 53 2, и т. п.  Сочинение посвящено общине храма св. мученика Трифона и хору храма под управлением Леонида Николаевича Воинова.  Иеромонах Даниил (Сарычев). Воспоминания о московском церковном пении//Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. IX. Кн. 1. Ч. 1. С. 250. «Спаси, Боже» (диакон бас соло и смешанный хор) было создано в 1920 году. К этим сочинениям примыкает ор. 41, пять ектений для баса соло и смешанного хора (1913).  Музыкальную фиксацию возгласов священника и диакона Чесноков применил уже в ор. 15. Один из критиков с иронией отметил, что в этой Литургии «и “батюшка” поет. В “Милость мира” все его возгласы переложены на ноты, есть даже триоли, не хватает только синкоп и чрезмерных интервалов. Выходит, что если кто надумает исполнить в церкви Литургию полностью, то должен помнить, что помимо репетиций с хором ему предстоят еще и уроки по сольфеджио как со священником, так и с диаконом (последний тоже не забыт)»//Музыка. 1913. 153. С. 716. Автор рецензии на ор. 37 подчеркнул, что «установившейся практикой исполнения ектений совершенно утеряно представление о глубоком содержании прошений». Вместе с тем он считает, что такое изложение Ектении «слишком необычно для нашего богослужения и наводит на многие размышления о степени возможности и надобности его», сомневается в том, что подобное понимание этих частей богослужения станет более или менее распространенным//Чесноков П.

http://pravoslavie.ru/107493.html

Д. занимался также педагогической деятельностью. В С.-Петербургской консерватории вел хоровой класс студентов (1896-1900), преподавал вокал в муз. уч-ще Баку (1905-1906), вел хоровые дисциплины в Киевском музыкально-драматическом ин-те им. Н. В. Лысенко (1917-1919), на Всеукраинских дирижерских курсах в Житомире (1918), читал лекции на дирижерских курсах в Кобеляках и Виннице (1919-1921), в Корсунском муз. училище, в Лубнах (1924), руководил регентскими классами при муз. уч-ще в Ростове-на-Дону, работал в капельмейстерском классе при Военной академии им. М. В. Фрунзе в Москве (1933-1934). Подготовил ок. 500 хоровых дирижеров. У Д. сложилась своя система организации хоров, методика хормейстерской работы, основанная на разъяснении содержания произведения, сольфеджировании, пении интервалов, специальных упражнениях (см.: Давидовский Г. М. Организация хоровой художественной капеллы//Тр. Моск. регентско-певческой семинарии: 2002-2003. М., 2005. С. 376-378). Репертуар хоров Д. включал сочинения советских, западноевроп. композиторов, собственные сочинения (в т. ч. церковные), народные (укр., рус., польск., румын., мордов. и др.) песни. С церковным хором С.-Петербургской консерватории в духовных концертах 1899-1900 гг. исполнял сочинения М. И. Глинки , М. С. Березовского , Д. С. Бортнянского , прот. Петра Турчанинова , А. Ф. Львова , П. И. Чайковского , Г. Я. Ломакина , А. Д. Шереметева , Е. С. Азеева , А. С. Аренского , С. В. Протопопова , собственные сочинения. Д. оставил ок. 80 хоровых сочинений и обработок. Из них для церковных хоров: Всенощная (Ростов-на-Дону, 1909-1910), Литургия (Винница, 1920-1921), «О Всепетая Мати», «Милость мира», «Тебе поем» (1903), «Благочестивейшаго», «В молитвах неусыпающую», «Ныне отпущаеши», «Свете тихий», Великая и сугубая ектении (опубл.: На Божественной литургии. М., 1992), «Хвалите имя Господне», Малое славословие (1912), «Христос воскресе» (3 варианта), Гимн царю-освободителю (1912). Среди светских сочинений наиболее известны: трилогия на темы укр. народных песен «Бандура» (1896), «Кобза», «Кубань» (1927), поэмы «Украина» памяти Т. Г. Шевченко, «На чyжuhi» и др. Ок. 20 сочинений написаны на тексты Е. Долматовского, В. Лебедева-Кумача, П. Тычины, М. Рыльского, В. Сосюры, А. Пашко и др. Заслуженный артист УССР (с 1951).

http://pravenc.ru/text/168572.html

Православие по его существу. СПб., 1914, 23 с. Из: ХЧ, 1914. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. Православная пасхалия и общедоступные пособия и руководства по хронологии. СПб., 1892, 22 с. Из: ХЧ, 1892. Преображение Господне: критико-экзегетический очерк. М., 1888, 91 с. Отт. из: ПО, 1888. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. Происхождение, характер и значение монархианства: по поводу взглядов А. Гарнака на монархианское движение. М., 1889, 73 с. Из: ЧОЛДП, 1889. Путешествие евреев из Египта в землю Ханаанскую (физико-географический очерк). М., 1889, 75 с. Из: ЧОЛДП, 1889, 1–4. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. Разбор учения Гартмана об абсолютном начале как бессознательном. Харьков, 1889, 66 с. Отт. из: ВР, 1888. Развод по прелюбодеянию и его последствия по учению Христа Спасителя. СПб., 1895, 100 с. Из: ХЧ, 1895. Эл. вариант: М.:Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. Варшава, 1928, 116 с. То же: [М.,] 1992, 184 с. То же: М., 2002, 192 с. Св. апостол Лука, Евангелист и дееписатель. София, 1932, 200 с. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. Св. апостол Павел и неканоническая книга Премудрости Соломоновой//ХЧ, 1902, апр., с. 447–503; авг., с. 129–160. Св. апостол Павел и павлинизм антиохийской школы (в ее экзегетике и догматической деятельности за период I–IV Вселенских Соборов)//Труды V Съезда рус. акад. орг. за границей. Ч. 1 София, 1932, с. 99– 132. Св. апостол Павел и Филон Александрийский//ХЧ, 1901, дек.; 1902, янв., февр., авг., нояб., дек. Свобода и необходимость: Против детерминистов. Харьков, 1888, 50 с. Отт. из: ВР, 1888. Священное Писание в духовных академиях на рубеже двух столетий//Церковный вестник, 1909, 50. Славянская Библия . София, 1932. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. Смысл 34-го апостольского правила//БВ, 1907, июль, с. 731–751; 1908, февр, с. 396–399. Теософическое общество и современная теософия//ВР, 1888, 8, с. 555–574.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

При этом обнаружилось, что свящ. М. Фивейский (Духовн. дарования в первоначальной христиан. церкви, Москва. 1907, стр. 76, 92) склонен решать вопрос более в отрицательном смысле, чем другие, представляя собою, т. ск, левую сторону; по нему, епископы могут быть названы преемниками апостолов далеко не в собственном смысле, а по скольку они суть миссионеры. Правую сторону в решении вопроса занимает проф. Вл. Троицкий (ныне архим. Иларион (Очерки из истории догмата о Церкви. Сергиев Посад. 1913, стр. 209–211). Он полемизирует с о. Фивейским и отчасти с проф. В.Н. Мышцыным (Устройство христиан. церкви в первые два века. Сергиев Посад. 1909, стр. 206–207), который по своим воззрениям стоит ближе к о. Фивейскому. Но все упомянутые авторы сходятся в признании верным суждения проф. А.В. Горского (История евангельская и церкви апостольской. Изд.2-е, 1902, стр. 420) и цитируют из него следующие фразы: «Служение сие (т.е. апостольское) было безпреемственно; в собственном смысле апостолы преемников себе не имели и иметь не могли“. 2001 Верно проф. Вл. Троицкий (Очерки из истории догмат., стр. 206; 210–211) подчеркивает мысль о передаче епископам учительства и управления. 2002 Немногие данные – все – собраны и прекрасно изложены у W. Moeller’a, Lehrbuch der Kirchengeschichte В. 1. Tübingen. 1902. ss. 128–137. 2005 K. Hackenschmidt. Die Anfänge. s. 46. Cp. Fr. Loofs. Leitfaden zur Studium der Dogmengeschichte. Halle. 1906. s. 139 f. 2006 Евсевий. Цер. Ист. III, 39; V, 20. Ириней. Против ересей. III, 3, 4. Гарнак (Die Chronologie, I, s. 336. Cp. 658) считает достоверным, что Иринеевы «древние пресвитеры“ ничто иное, как формы цитации Папиева сочинения: пресвитеры говорят=Папий говорит. Ср. проф. В. Мелиоранский. «Вопрос о древности канонических евангелий, стр. 79. Журнал министерства нар. просвещения ч. CCCXIX. 1898, IX. 2007 Lightfoot. The Apostolic Fathers. V. 1. Par. II. S. Ignatius. S. Polycarp, p. 424: «the Spiritual centre of Christendom“. De Faye (Clement d’Alexandrie. Paris.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

789 Юлия Алексеевна Горбова, ур. Попович (1904–1998), педагог, занималась детьми в интернате в Вильмуассоне, затем в колонии о. А. Чекана. С 1951 г. работала в русских старческих домах. 790 По другим сведениям, вл. Нафанаил, сам бывший русский скаут на Дальнем Востоке, активно участвовал в лагерной жизни, и к нему прекрасно относились взрослые и дети. 791 Генерал Антон Иванович Деникин (1872–1947), скончался 7 августа в Анн-Арборе (шт. Мичиган) и был первоначально похоронен в Детройте. 792 По дороге в Париж из Нанси Ковалевский заехал в лагерь соколов в Euville, ок. г. Коммерси (деп. Мёз). 793 Сергей Сергеевич Ольденбург (род. 1927), сын историка С.С. Ольденбурга, художник и литератор. Его сестра Зоя Ольденбург (1916–2002) – известная французская писательница. 797 Наталья Аркадьевна Томилова, ур. Стрельбицкая (1887–1960), жена генерала П.А. Томилова. С 1923 г. во Франции, в Ницце. С 1927 г. директор и преподаватель школы при Св.-Николаевском соборе. 798 Мария Владимировна Непржецкая, ур. Рудовская (1903–1996), в эмиграции во Франции. В 1946 г. основала в Париже сокольскую школу. В 1954 г. основательница и долголетняя директриса летнего лагеря «Орел», ок. Вьё-Буко (деп. Ланды). 799 Барон Кирилл Иоаннович Ренненкампф (1926–2011), инженер, иподиакон, церковный деятель РПЦЗ. Активный член НОВ. 800 Михаил Викторович Славинский (род. 1925). Воспитывался в Ницце, где вступил в НОВ. С 1942 г. в Париже. Инженер-геолог. Активный член НТС, с 1970 г. – член совета Народно-трудового союза. В 1960-е гг. создал и возглавил клуб НТС в Париже (на ул. Бло-мэ). С 1983 г. во Франкфурте, сотрудник издательства «Посев». 802 Олег Иванович Пантюхов (1882–1973), полковник л.-гв. Стрелкового полка, участник Первой мировой и Гражданской войн. В 1909 г. основал движение русских скаутов-разведчиков, которое возглавил и за границей. С 1922 г. – в США. Старший русский скаут до 1973 г. 803 Софья Сергеевна Куломзина , ур. Шидловская (1903–2000), с 1924 г. в Париже. Преподавательница и переводчица, активный член РСХД, руководила четверговой школой в Шавиле. С 1948 г. в США, где продолжила и развила церковную и русскую педагогическую деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Григорьев В. В. Еврейские религ. секты в России. СПб., 1847; Алексеев А. А. Очерки домашней и общественной жизни евреев, их верования, праздники, обряды, Талмуд и кагал. Новгород, 1882; Бершадский С. А., сост. Русско-еврейский архив: Док-ты и мат-лы для истории евреев в России. СПб., 1882-1903. 3 т.; Регесты и надписи: Свод мат-лов для истории евреев в России: (80 г.- 1800 г.)/[Ред.: М. М. Винавер и др.]. СПб., 1899-1913. 3 т.; Грец Г. История евреев от древнейших времен до наст. времени/Пер. с нем. под. ред. О. Инбера. Од., 1906-1909 3. 12 т.; Гессен Ю. И. Борьба правительства с евр. одеждой в Империи и Царстве Польском//Пережитое: Сб. СПб., 1908. Т. 1. С. 10-18 (2-я паг.); он же. История евр. народа в России/Предисл., библиогр.: В. Ю. Гессен, В. Е. Кельнер. М.; Иерусалим, 1993; Еврейская энциклопедия: Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. СПб., М., 1991р. 16 т.; История евр. народа. Пг., 1914-1921. Т. 11-12: История евреев в России; Encyclopaedia Judaica/Ed. C. Roth, G. Wigoder. Jerusalem; N. Y., 1972-1994. 16 vol.; 1982-1996. Vol. 17-18: Suppl.; Idem/Ed. F. Skolnik. Detroit, 2007 2. 22 vol.; Краткая евр. энциклопедия. Иерусалим, 1976-2005. 11 т. Доп. т. 1-3; Golb N., Pritsak O. Khazarian Hebrew Documents of the 10th Cent. Itaca, 1982 (рус. пер.: Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские док-ты X в./Пер. с англ., науч. ред.: В. Я. Петрухина. М.; Иерусалим, 1997); Weiss J. G. Studies in East European Jewish Mysticism. Oxf., 1985; Кац Я. Кризис традиции на пороге нового времени. Jerusalem, 1991; Jews and Slavs/Ed. W. Moskovich e. a. Jerusalem, Vol. Труды по иудаике. Сер.: История и этнография/Петербургский евр. ун-т/Отв. ред.: Д. А. Эльяшевич. СПб., Вып. Еврейское население Центр., Вост. и Юго-Вост. Европы: Ср. века - новое время. М., 1994. (Славяне и их соседи; 5); Российская Евр. Энциклопедия/Гл. ред.: Г. Г. Брановер. М., 1994-1997. Т. 1-3: Биографии; 2000-2007. Т. 4-6: Ист. краеведение; Евреи в Рос. империи XVIII-XIX вв.: Сб. тр. евр. историков/Сост.: А. Локшин. М.; Иерусалим, 1995; История евр. народа/Ред.: Ш. Эттингер; пер. с иврита: З. Тауб, Т. Должанская. М.; Иерусалим, 2001; Дубнов С. М. Новейшая история евр. народа: От Французской революции до наших дней. М.; Иерусалим, 2002. 3 т.; Туров И. Ранний хасидизм: История. Вероучение. Контакты со слав. окружением. К., 2003; Евреи и XX в.: Аналитич. слов./Ред.: Э. Барнави, С. Фридлендер; пер. с франц. под ред. Т. А. Баскаковой. М., 2004; Кацис Л. Ф. Кровавый навет и русская мысль: Ист.-теолог. исслед. дела Бейлиса. М.; Иерусалим, 2006; Барталь И. От общины к нации: Евреи Вост. Европы в 1772-1881 гг./Пер. с англ.: А. Сметанников, Г. Зеленина. М.; Иерусалим, 2007; Грин А. А. Страдающий наставник: Жизнь и учение рабби Нахмана из Брацлава. М.; Иерусалим, 2007; Stampfer Sh. Families, Rabbis and Education: Traditional Jewish Society in 19th-Cent. Eastern Europe. Oxf., 2010.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010