54 См. напр.: Кононов А.Н. История изучения тюркских языков в России: дооктябрьской п-д. – Л., 1982. – С. 152: Хабибуллин А.А. Изучение истории народов Среднего Поволжья и Приуралья в Обществе археологии, истории и этнографии при Казанском университете. 1876–1917 гг.: Дис. ...канд. ист. наук. – Казань, 1979. – С.8. 55 Валеев Р.М. Казанское востоковедение: истоки и развитие. XIX в. – 20-е гг. XX вв.: Дис. …д-ра. ист. наук. – Казань, 1999. – С. 289–290. 56 Катанов Н.Ф. Общество археологии, истории и этнографии за 30 лет. 1878–1908 гг.//ИОАИЭ. – 1908. – Т. XXIV. – Вып. 3. – С. 238–246. 58 Протоколы общих собраний Общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете. 1885–1924; Отчёты Общества археологии, истории и этнографии. 1885–1924; Известия Общества археологии, истории и этнографии. 1885–1924. 59 Отчёт Общества археологии, истории и этнографии за 1894 г. – Казань, 1895. – С.3; Устав Общества археологии, истории и этнографии. – ИОАИЭ – Казань, 1878. Т.1. – С.8. 60 Протоколы общих собраний Общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете за 1906 г. – Казань, 1907. – С.8. 61 НА РТ. Ф.359. Оп. 1. Д. 570. Л. 2; Отчет о состоянии Казанской духовной академии за 1901–1902 учебный год. – Казань, 1902. – С.36. 63 Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. – Казань, 1941. – С. 81–82. 64 НА РТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 11580. Лл. 10об.–11; Отчет о состоянии Казанской духовной академии за 1905–1906 уч. год. – Казань, 1906. – С. 30. 65 НА РТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 11481. Лл. 250об., 251об.; Памятная книжка Казанской духовной академии за 1914–1915 г. – Казань, 1915. – С. 17. 70 Там же. – Д. 11580. Л. 1об.; Памятная книжка двухгодичных миссионерских курсов за 1912–1913 г. – Казань, 1913. – С. 5. Современное название улицы 2-я Солдатская – улица Достоевского. 84 НА РТ. Д. 2. Лл. 18–18 об.; Ф. 225. Оп. 1. Д. 8 Л. 1 об.; Валеев Р.М. Казанское востоковедение… – С. 353–354. 90 Павлов П.П. Обзор фонда Казанской духовной академии: Дис. …канд ист. наук – Загорск, 1985. – С. VIII. |
Эгерт В.П., фон. Надо защищаться. На рассмотреиие и обсуждение г-д министров и их сотрудников, г-д членов Государственного совета и Государственной Думы. – 1912. Мартиросян А.Б. Сталин после войны. 1945-1953 годы. – М., 2007. С. 368-369. Для сравнения: в период активного грабежа Испанией Центральной и Южной Америки, в период с 1520 по 1670 годы, т.н. «золотыми караванами» было вывезено в Европу совокупно 220 тонн золота. Примерно по полторы тонны в год. Этого хватило, чтобы переполнить тогдашнюю Европу золотом. Коростовец И.Я. Страница из истории русской дипломатии. Русско-японские переговоры в Портсмуте в 1905 г. Дневник И.Я Коростовца, секретаря Графа Витте. Изд. 2 -е. – Пекин, 1923. Предисловие ко 2-му изданию. С. XIV-XV. Коростовец И.Я. Накануне.... 90 лет назад началась русско-японская война (Записки русского дипломата).//Международная жизнь. 1994. 4. С. 116; Цусима – знамение конца ... Т. I. Книга 2. Часть вторая. Глава 2. Восстание ихэтуаней. Год 1900. Раздел: Витте сдает Маньчжурию. С. 491-492. Цусима – знамение конца ... Т. I. Книга 2. Часть четвертая. Глава 3.4. Немного о Витте. Раздел: Обозначим позиции. С. 714-723. Цусима – знамение конца ... Т. I. Книга 2. Часть первая. Глава 5. С. 376; Русско-японская война 1904-1905 гг. Работа Военно-исторической комиссии. − СПб., 1910. Т. 1. С. 474. Русско-японская война 1904-1905 гг. Кн. 1. Работа исторической комиссии по описанию действий флота. - СПб., 1912. С. 50-51. Крестьянинов В.Я. Цусимское сражение. – СПб, 2003. С. 27. Справедливости ради следует указать, что такая же установка была проведена и в отношении Владивостокской крепости. Русско-японская война 1904-1905 гг. Кн. 1. Работа исторической комиссии по описанию действий флота. С. 51-52. Там же. С. 54; Цусима – знамение конца ... Т. I. Книга 2. Часть первая. Глава 5. С. 378; Краснознаменный Тихоокеанский флот. – М., 1981. С.31; Сорокин А.И. Оборона Порт-Артура. С. 33. Дело о сдаче крепости Порт-Артур японским войскам в 1904 г. - СПб., 1908. Примечание. С. 191; Сорокин А.И. Оборона Порт-Артура. С. 34-35. |
В 1898—1899 гг. студент Казанской духовной академии В. Гривцов писал курсовое сочинение на тему «Жизнь и труды Мефодия, епископа Патарского» («Православный собеседник», 1900, ч. I, с. 19 и 1901, ч. I, с. 103). В 1909 г. студентом С.-Петербургской духовной академии Д. Юваловым было подано курсовое сочинение на тему «Учение св. Мефодия Патарского о девстве». Сведения об этом сочинении сохранены в отзыве проф. А. А. Бронзова, напечатанном в «Христианском чтении» за 1910 г. в разделе «Журналы заседаний совета академии» за 1908—1909 гг., с. 392—393. Краткое изложение результатов исследования Н. Г. Бонвеча о богословии св. Мефодия было дано в актовой речи проф. Н. И. Сагарды в С.-Петербургской духовной академии на тему «Древнецерковная богословская наука на греческом Востоке в период расцвета — её главнейшие направления и характерные особенности» (напечатана в апрельском номере «Христианского чтения» за 1910 г.). Перу проф. Н. И. Сагарды принадлежит также характеристика богословия св. Мефодия, как типичного представителя традиционного малоазийского богословия, в его петрологическом исследовании «Св. Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийокий» (Петроград, 1916, с. 330, 629). Тот же проф. Н. И. Сагарда и проф. А. И. Бриллиантов писали отзывы о курсовом сочинении студента С.-Петербургской духовной академии Л. Дмитриева на тему «Св. Мефодий Олимпский и его богословие» («Христианское чтение», 1911, в разделе «Журналы заседаний совета академии», с. 462—466). В 1912 г. Т. Олейников напечатал в журнале «Христианин» (т. I, с. 331—351) статью с таким же названием, которое носит кандидатская работа Д. Ювалова — «Учение св. Мефодия Патарского о девстве». Эта работа представляет собой систематизацию взглядов св. епископа, изложенных в «Пире десяти дев». Источником работы Т. Олейникова является перевод «Пира» проф. Е. Ловягина. В исследовании архиепископа Илариона (Троицкого) «Очерки из истории догмата о Церкви» (Сергиев Посад, 1912) отведено соответствующее место экклезиологии св. Мефодия. К сожалению, в поле зрения автора не попали переводы славянских трактатов, сделанные Бонвечем; по этой причине высказывания св. Мефодия, относящиеся к Церкви, представлены в исследовании не в полном виде (использован только «Пир десяти дев»; см. указ. соч., с. 473 и след.). |
Ист.: Дубровин Н. Ф. Отеч. война в письмах современников (1812-1815 гг.). СПб., 1882; Бумаги, относящиеся до Отеч. войны 1812 г./Изд.: П. И. Щукин. М., 1897-1908. 10 ч.; Отеч. война 1812 г.: Мат-лы Военно-ученого архива Гл. штаба. СПб., 1900-1914. Отд. 1. Т. 1-21; 1903. Отд. 2. Т. 1; Харкевич В. И. 1812 г. в дневниках, записках и восп. современников. Вильно, 1900-1907. 4 вып.; Акты, док-ты и мат-лы для полит. и бытовой истории 1812 г./Ред.: К. А. Военский. СПб., 1909-1912. 3 т.; Военский К. А. Отеч. война 1812 г. в записках современников. СПб., 1911; Савёлов Л. М. Московское дворянство в 1812 г. М., 1912; Толычева Т. Рассказы очевидцев о двенадцатом годе. М., 19122; Французы в России: 1812 г. по восп. современников-иностранцев. М., 1912. 3 ч.; М. И. Кутузов: [Док-ты]. М., 1954-1956. Т. 4-5; Внешняя политика России XIX и нач. ХХ в.: Док-ты рос. МИД. М., 1962-1970. Т. 6-7; Листовки Отеч. войны 1812 г. М., 1962; 1812 г.: Воен. дневники. М., 1990; 1812 г.: Воспоминания воинов рус. армии. М., 1991; 1812-1814: Реляции, письма, дневники. М., 1992; Приходское духовенство в Отеч. войне 1812 г./Публ.: С. А. Малышкин, В. И. Цвиркун//Рос. архив: История Отечества в свидетельствах и док-тах XVIII-XX вв. М., 1994. Т. 5. С. 85-96; 1812 г. в восп. современников. М., 1995; Москва и Отеч. война 1812 г./Авт.-сост.: Д. И. Горшков. М., 2011-2012. 2 кн.; «Война перьев»: Офиц. донесения о боевых действиях 1812-1814 гг.: Сб. док-тов/Сост.: А. А. Подмазо и др. СПб., 2014; Дневник полкового священника 41-го егерского полка Евфимия Левитского. М., 2015. Лит.: Ахшарумов Д. И. Описание войны 1812 г. СПб., 1819; Бутурлин Д. П. История нашествия имп. Наполеона на Россию в 1812 г. СПб., 1823-1824. 2 ч.; Михайловский-Данилевский А. И. Описание Отеч. войны в 1812 г. СПб., 1839. 4 ч.; Богданович М. И. История Отеч. войны 1812 г., по достоверным источникам. СПб., 1859-1860. 3 т.; Розанов Н. Павл. История Моск. епарх. управления со времени учреждения Свят. Синода (1721-1821). М., 1871. Ч. 3. Кн. 2; Шильдер Н. |
Кон. XIX в. ознаменовался появлением в Б. политических партий демократического направления, основными из к-рых были Болгарская рабочая социал-демократическая партия (БРСДП) и становившийся все более популярным Болгарский Земледельческий Народный Союз (БЗНС), лидером к-рого с 1907 г. стал А. Стамболийский. БЗНС призывал к установлению «самостоятельной» крестьянской власти; согласно его программным установкам, все приоритеты в экономике должны были отдаваться сельскому хозяйству и связанным с ним отраслям промышленности; предполагалось равномерное распределение земельного фонда между крестьянами, поддержка мелкой крестьянской собственности, развитие кооперативных объединений и расширение народного просвещения. Нестабильность внутриполитической ситуации способствовала частой смене правительств. На рубеже XIX-XX вв. положение страны в международных отношениях постепенно укрепилось; Б. заключила ряд торговых договоров со своими соседями и крупными европ. странами, что формально противоречило условиям Берлинского трактата. Наконец в окт. 1908 г. кн. Фердинанд I воспользовался внутриполитическими проблемами Турции в связи с революцией младотурок и провозгласил независимость Б.; тогда же он был венчан на царство Тырновским митрополитом. Великие державы встретили провозглашение независимости Б. сдержанно; правительство Турции потребовало в качестве условия признания самостоятельного Болгарского гос-ва выплаты им огромной денежной суммы; на болгарско-тур. границе с обеих сторон сосредоточились войска. Кризис был ликвидирован благодаря вмешательству России, взявшей на себя обязательство учесть требуемую сумму в счет погашения задолженности Турции России по долгам, связанным с окончанием русско-тур. войны 1877-1878 гг. Вслед за этим Турция и Россия, а затем и зап. гос-ва официально признали независимость Б. Войны XX в. на Балканах В 10-х гг. XX в. Б., в к-рой все вопросы ведения внешней политики были сосредоточены в руках царя, почувствовала себя достаточно сильной, чтобы активизировать собственную политику на Балканах и добиваться здесь статуса региональной державы. В нач. 1912 г. был заключен болгаро-серб. военный союз, и в окт. 1912 г. была начата война коалицией Б., Сербии, Черногории, Греции и Албании (1-я Балканская война) против Турции. К весне 1913 г. тур. войска были разгромлены; болгары вышли к побережью Эгейского м. и захватили Адрианополь. 30 мая 1913 г. был заключен Лондонский мирный договор, предусматривавший значительное расширение болг. владений; Турция утрачивала почти все свои европ. владения, кроме Стамбула и части Вост. Фракии. |
Принципиальный вопрос, который так волновал и участников Поместного Собора в 1918 году: 6188 тыс. детей младшего школьного возраста, числившихся в начальных школах, — это много или мало? На основании процедуры аппроксимации данных переписи 1897 года можно предположить, что всего в России к 1911 году было приблизительно 14 млн детей в возрасте 8–11 лет. Причем большинство этих детей были крестьянами 12 . Это значит, что, по данным Однодневной переписи, на 1 января 1911 года в России не училось более 7 млн человек. Конечно, это средние показатели, которые в отдельных губерниях и учебных округах могут быть иными. Например, в Петроградском учебном округе в городах обучалось 56 % детей в возрасте 8–11 лет и 32 % детей в возрасте 7–14 лет, в Московском — соответственно 73 % и 41 % 13 . Последний рывок В представленной Собору статистической записке в качестве базовых данных фигурируют именно данные Однодневной переписи 1911 года. Однако в период с 1897 по 1917 год, и в особенности в последние 10 лет существования Российской империи, Министерством народного просвещения были предприняты очень эффективные меры, позволившие существенно улучшить показатели грамотности. Как указывает Игорь Зубков, историки российского народного образования «отмечают в это время беспрецедентный рост расходов на начальное образование, некоторые предпринятые в рамках работ по введению всеобщего начального обучения меры (например, учреждение школьно-строительного фонда), а также создание в 1906–1916 гг. в ряде мест предпосылок для введения не только всеобщего, но и обязательного обучения» 14 . Этот же автор указывает, что «в 1907–1913 гг. расходы Министерства народного просвещения на начальные школы выросли на 48,6 млн руб., их рост с большим отрывом опережал увеличение затрат на среднее и высшее образование и научные учреждения», а в целом в период с 1896 по 1912 год расходы Министерства народного просвещения на начальное образование (в долях от общей министерской сметы) выросли более чем в восемь раз и составили в 1912 году 52,6 %, то есть более половины всех министерских расходов. Это, в частности, привело и к росту числа церковноприходских школ: если с 1903 года их количество стало уменьшаться, то в 1908–1913 годах снова наметился рост, количество таких школ увеличилось с 26,2 до 35,2 тысяч, а число учащихся — с 1,48 до 1,94 млн человек. |
Скончался вне общения с Православной Церковью в Москве. Котляревский Сергей Андреевич (1873–1939), историк, правовед, профессор международного права. Член Собора как член Предсоборного Совета. В 1894 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета. С 1899 г. приват-доцент Московского университета по кафедре всеобщей истории. Доктор всеобщей истории. С конца 1890-х гг. совмещал занятия наукой с общественной деятельностью. Депутат 1 Государственной думы. В 1906 г. присутствовал при составлении Выборгского воззвания, за что был подвергнут тюремному заключению. В 1907 г. окончил юридический факультет, защитил диссертации на степень магистра прав и доктора государственного права. Автор ряда публикаций по юриспруденции, член партии кадетов. С 1908 г. отошел от политической деятельности, в 1912 г. вышел из партии кадетов. В 1917 г. Комиссар Временного правительства по инославным исповеданиям, товарищ обер-прокурора Святейшего Синода и министра вероисповеданий. В 1918–1920 гг. член подпольных антибольшевистских организаций «Совет общественных деятелей», «Национальный центр» и др. нелегальных организаций. В 1920 г. арестован ВЧК по делу «Тактического центра» и получил 5 лет условно. После выхода из тюрьмы занимался научной работой. После освобождения юрист-консультант Наркомюста, затем сотрудник Института советского права, работал в МГУ и других советских учреждениях. Арестован в 1938 г. Расстрелян. Кудрявцев Петр Павлович (1868–1940), профессор. Член Собора как член Предсоборного Совета, член Соборного Совета. Избран заместителем члена Высшего Церковного Совета от мирян. В 1892 г. окончил КДА, кандидат богословия, профессорский стипендиат. С 1897 г. и. д. доцента КДА. В 1908 г. удостоен степени магистра богословия, доцент. С 1909 г. экстраординарный профессор КДА по кафедре истории философии. Участник Киевского религиозно-философского общества, сотрудник журнала «Христианская мысль». В 1919–1921 г. профессор Таврического университета, затем сотрудник Историко-филологического отдела ВУАН. В начале 1930-х гг. арестован в Киеве, приговорен к заключению в исправительно-трудовом лагере. Освобожден через три года в связи с болезнью сердца. Арестован в августе 1938 г., в апреле 1939 г. выпущен из тюрьмы «по состоянию здоровья». Скончался и похоронен в Киеве. |
1184 Побожий С. И. Судьба эпистолярного наследия Е. К. Редина//Четверти читання. 1999. С. 27–31. 1185 Систематический указатель к Запискам Харьковского университета за 1874–1919 гг. Харьков, 1953. С. 44–48. 1186 Историко-филологический факультет Харьковского университета за первые 100 лет его существования (1805–1905). Харьков, 1908. С. 307–308. 1187 ПФА РАН. Ф. 737. Оп. 1. Д. 125. Л. 9 об., 9а об. Впоследствии Ф. И. Шмит даст профессиональную оценку этому сочинению: «Когда Д. В. Айналов и Е. К. Редин писали работу о росписях св. Софии, они были еще студентами Новороссийского университета и не имели, конечно, того опыта и той широты кругозора, без коих полное исследование столь важного памятника не может быть проведено. Особенно недостаточны описания мозаик и фресок – можно даже сказать, что в иных случаях описание почти вовсе отсутствует. Занимаясь главным образом вопросами иконографическими, молодые исследователи мало внимания обращали на технику и стиль. «Технике и стилю» посвящена в их книге коротенькая глава в две с небольшим страницы, и очень трудно удовлетвориться теми данными, которые на этих страницах сообщаются. Объясняется такое обстоятельство, по всему вероятию, тем, что все исследование велось исключительно на основании рисунков Ф. Г. Солнцева, без ближайшего изучения оригиналов» (Шмит Ф. И. Киевский Софийский собор. М., 1914. С. 23). 1210 Там же. Л. 5 об., 6 об. Сборник этот не вышел, а в дневнике Кондакова от 14/26 февраля 1893 г. краткая запись: «Письмо от Бока..., что Дружинин называет статьи Редина и Айналова «детскими» и что это ляганье осла назначено мне» (ПФА РАН. Ф. 115. Оп. 3. Д. 14 – 1893 г. Л. 47). 1219 В специальном историческом очерке отмечалось: «С 1893 г. по 1908 г. заведывающим состоял проф. Е. К. Редин, первый представитель кафедры теории и истории искусств. С горячей любовью к дорогому для него предмету он соединял замечательное умение привлечь также различные круги общества к делу обогащения музея памятниками искусств и старины. Вместе с тем обширные знания специалиста сказываются в том строго выработанном плане, по которому пополнялись при нем коллекции и библиотека музея. Благодаря всему этому рост музея при нем достиг чрезвычайного развития, и время его заведывания являлось одной из самых блестящих эпох в жизни этого учреждения» (Данилевич В. Е. Музей изящных искусств и древностей//Ученые общества и учебно-вспомогательные учреждения Харьковского университета (1805–1905 гг.). Харьков, 1912. С. 68). |
Биографы утверждают, что еще в 1903 г. он впервые задумался о достижении Северного полюса, когда познакомился в Архангельске с участниками американской полюсной экспедиции Циглера–Фиала. Во время русско-японской войны 1904–1905 гг. Г. Седов командовал миноноской 48, несшей сторожевую вахту в Амурском заливе. А в 1906 г. стал помощником лоцмейстера Николаевской-на-Амуре крепости. В 1908–1910 гг. Седов работал в экспедиции Каспийского моря, затем проводил на Колыме обследование устья реки, а на Новой Земле картировал Крестовую Губу. Летом 1910 г., перед экспедицией на Новую Землю, Георгий Седов женился на Вере Валерьяновне Май-Маевской. Супруга мореплавателя вспоминала, что, вернувшись с Новой Земли, Седов был одержим идеей достичь полюса. Но снова был направлен на Каспий. И лишь 9 (22) марта 1912 г. подал докладную записку начальнику Главного гидрографического управления генерал-лейтенанту А. И. Вилькицкому: «Горячие порывы у русских людей к открытию Северного полюса проявлялись еще во времена Ломоносова и не угасли до сих пор. Амундсен желает во что бы то ни стало оставить честь открытия за Норвегией и Северного полюса. Он хочет идти в 1913 г., а мы пойдем в этом году и докажем всему миру, что и русские способны на этот подвиг...» И хотя к этому времени на Северном Полюсе уже побывали американцы Фредерик Кук (1908) и Роберт Пири (1909), газеты восторженно приняли идею первой русской экспедиции к Северному полюсу. Седова поддержали А. И. Вилькицкий, морской министр России И. К. Григорович. К плану экспедиции с пониманием отнесся Государь Николай II. Седову был предоставлен двухлетний отпуск с сохранением содержания, из капитанов по Адмиралтейству он был переведен во флот с чином старшего лейтенанта. Однако его дерзкий и поспешный прожект, вроде бы адресованный грядущему в 1913 г. 300-летию Дома Романовых, был обоснованно и основательно подвергнут критике со стороны специальной комиссии при Гидрографическом управлении. Арктический зимний опыт Седова был низок, опыта перемещения по дрейфующим льдам у него не было. |
XLVI. Речь воспитанникам Императорского Александровского лицея на выпускном экзамене 64 О честном прохождении избранного поприща Желаю вам, гг., хороших ответов не экзаменах и по другим предметам. Ответами вашими по Церковному Законоведению я доволен. Мне сказали, что у вас выпускные экзамены начинаются экзаменом по Церковному Законоведению. Цель такого начала та, чтобы экзаменом по священному предмету и через присутствующего на оном архипастыря испросить у Господа Бога благословение на предстоящие труды. Дело доброе! Русская пословица говорит: «без Бога – не до порога». Смысл этой пословицы такой, что без Божьей помощи нельзя совершить с успехом и лёгкого дела. А вам предстоит нелёгкое дело. Если последние экзамены имеют решающее значение, если по ним определяют степень знания и если они влияют на получение той или другой учёной степени – а оно действительно так, то немало они причиняют вам беспокойства, немало представляют сомнительных надежд и ожиданий, немало требуют от вас трудов и терпения. А потому, в таком трудном деле, благоволение Божье и помощь Божья необходимы. Да поможет же вам Господь Бог с успехом окончить ваше учение! Но, приняв во внимание, что вы уже приступили к последнему акту вашего долговременного учения, что вы стоите уже на пороге вашего заведения и готовитесь вступить в жизнь, нельзя не пожелать вам счастья в жизни. А мне, как служителю у престола Божия, весьма уместно преподать вам благословение Божие на жизненный путь. Вступайте с Богом, безбоязненно, на жизненный путь с теми задатками добра, какие вы получили в стенах этого учебного заведения. На том поприще, на которое каждому из вас суждено будет вступить, трудитесь честно; всё доброе и полезное, слышанное вами здесь, прилагайте к делу. И польза от вас будет несомненная. Конечно, жизнь представит вам много нового, неизвестного вам, затруднительного и соблазнительного. Никакой нет возможности, в настоящие минуты, перечислить различные случаи, могущие встретиться в жизни, требующие наставления. Я скажу вам только общее правило, могущее руководить вас во всех обстоятельствах жизни: будьте людьми верующими; имейте Бога в сердцах ваших. Если вы будете религиозны – то вы не будете превозноситься в счастье, и в несчастье – не будете падать духом; по отношению к другим будьте не только справедливы и строги, но и милостивы. А главное, созидая своё временное счастье, вы будете приготовлять себя к будущей – блаженной жизни с Богом. Господь да благословит вас! Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 1 : 1873-1887 гг. - 1908. - 254, VI с., 1 л. портр. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное |
| |