112 О деятельности «Кружка» в это время дает представление отчет о его работе, написанный, по-видимому, для полиции, – см. ниже Приложение 3. 115 В 1908–1909 гг. «Кружок» устраивал публичные чтения для студентов и курсисток, которые обычно проходили в гимназии им. И. и А. Медведниковых (Староконюшенный пер., д. 18). 118 О занятиях в студенческом кружке по изучению книг Священного Писания , которые представляли собой «типичную научно-богословскую работу» и могли «служить идеалом для преподавателей Священного Писания в Духовных академиях», Ф. К. Андреев вспоминал, что Ф. Д. Самарин , идя «несколько дальше текста», «подробно рассматривал и логическую структуру апостольских речей, и ближайший учительный смысл священного повествования, причем для справок ему служили им же заготовленные толстые тетради, заключавшие в себе его рукописный комментарий к новозаветным книгам» (Феодору Дмитриевичу Самарину от друзей. Сергиев Посад, 1917. С. 25). 121 Иван Георгиевич Айвазов (1872–1964) – богослов, публицист, епархиальный миссионер; занимался изучением русских сект, магистр богословия; в 1912–1913 гг. преподаватель МДА и СПбДА по истории и обличению сектантства.; в 1912–1916 гг. сотрудник и редактор журнала «Голос Церкви», в 1915–1917 гг. – журнала «Душеполезное чтение». В советское время работал в гос. учреждениях, подвергался арестам и ссылкам. После выхода на пенсию в 1937 г. занимался богословием, в 1940–1950-х гг. писал статьи для ЖМП. 122 Сын Ф. Д. Самарина Дмитрий (1890–1921) учился в Московском и Марбургском университетах. По словам знавшего его в юности Б. Л. Пастернака, «философия, диалектика, знание Гегеля были у него в крови, были наследственными». Был дружен с сыном П. Б. Мансурова Сергием (впоследствии принявшим священный сан) и с сыном С. Н. Трубецкого Николаем, своим двоюродным братом, будущим известным философом – евразийцем и лингвистом. (См.: Люди и положения. Автобиографический очерк//Пастернак Б. Л. Избранные сочинения. М., 1998; Охранная грамота//Пастернак Б. Охранная грамота. Шопен. М., 1989).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

480 «Газета Гатцука» – московская общественно-политическая еженедельная газета, издававшаяся в 1875–90 гг. А. А. Гатцуком. Ежегодным приложением к газете был «Крестный календарь». 481 Файль (Feil) – владелец гостиницы, находившейся на Яффской улице, неподалеку от Русских Построек. 485 Кирьякова Варвара Порфирьевна – паломница и благотворительница из Москвы. Она же далее: «Москвитянка», «Москвичка». 488 Так обозначались различного характера грузы и посылки, прибывавшие на имя Русской Духовной Миссии (от фр. ‘милосердие’). 489 Дубрава Мамвре в окрестности Хеврона, где арх. Антонином был приобретен участок со знаменитым Мамврийским Дубом. 494 Société Generale du Credit Mobilier – известный французский банк, который занимался привлечением инвестиций частных лиц для вложения в долгосрочные облигационные займы. 498 Сандрецкий (Sandretzki Max) – врач, многолетний знакомый Антонина, поляк по происхождению. В 1872–1899 гг. возглавлял первую в Иерусалиме педиатрическую больницу, основанную и содержавшуюся на средства герцога Фридриха Мекленбург-Шверинского (посетившего Иерусалим с супругой Марией в 1872 г.). 24 марта 1894 г. выписал свидетельство о смерти о. Антонина. Покончил с собой в 1899 г., похоронен на Протестантском кладбище на горе Сион. Знакомство с Антонином относится к 1868 г. «Познакомился с новым доктором г. Сандрецким, немцем, говорящим по-гречески» (Дневник Антонина, 7 окт[ября] 1868). 499 Гуте Герман (Guthe Hermann; 10.05.1849–11.08.1936) – немецкий теолог и палестиновед, археолог, профессор Ветхого Завета Лейпцигского университета. В 1877–1906 гг. – редактор изданий Немецкого Палестинского Общества (в том числе «Zeitschrift des deutsches Palaestina Vereines»). В 1881 г. вел раскопки в Иерусалиме. Автор книг: «Palästina in Bild und Wort» (1883–84), «Ausgrabungen bei Jerusalem» (1883), «Palaestina» (1908), «Bibel-Atlas» (1911), «Geschichte des Volkes Israel» (3 изд. 1912). 501 Имеется в виду Патриарх Константинопольский Иоаким III (Деведзис; 1834–1912), дважды занимавший престол (1878–1884; 1901–1912).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

1019 Коновалов Дмитрий Григорьевич (1876–1947), филолог, исследователь русского сектантства. Окончил МДА первым кандидатом-магистрантом (1901); и. д. доцента по кафедре греческого языка (1902–1908), также лектор французского языка (1907). 24.10.1908 г. Совет МДА присудил ученую степень магистра богословия (диссертация «Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве. Ч. 1. Вып. 1. Физические явления». Сергиев Посад, 1908), но Св. Синод отменил решение. 16.06.1909 г. Совет подтвердил свое утверждение Коновалова в степени магистра. 14.08.1909 г. уволен из МДА по указу Св. Синода за «неправославный образ мыслей» в магистерском сочинении. Преподаватель латинского языка в 1-й Московской мужской гимназии (1911–1917) и председатель педсовета (1911–1918, отстранен от должности председателя педсовета за нарушение распоряжения Отдела народного просвещения об упразднении экзаменов для экстернов); одновременно преподавал на Высших женских курсах (1912–1917); преподавал греческий и латинский языки в Институте философии, литературы и искусства (ИФЛИ) при МГУ (после 1918). В 1940 гг. занимал должность управляющего домом Центральной комиссии улучшения быта ученых. О Д.Г. Коновалове см.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 1791. Личное дело студента МДА; Там же. Д. 5097. Личное дело преподавателя МДА. 1020 Введенский Алексей Иванович (1861–1913), заслуженный профессор МДА (1912), автор более 150 работ по истории философии, особенно буддизма, по апологетике веры, социологии и религиоведению. Окончил МДА со степенью кандидата богословия (1886), преподавал в Вологодской ДС; и. д. доцента МДА по кафедре истории философии (1887). Магистр богословия (1891). Доцент МДА (1891), перемещен на кафедру метафизики и логики (1892); экстраординарный профессор (1896). Доктор богословия (1902). Ординарный профессор (1905), член Правления Академии (1906); одновременно преподавал логику в Педагогической институте им. Шелапутиных и на Женских богословских курсах в Москве. Являлся постоянным сотрудником газеты «Московские ведомости» (с 1892 г, псевдоним – А. Басаргин) и редактором журнала «Душеполезное чтение» (1902–1907). Магистерская диссертация «Вера в Бога, ее происхождение и основания» (М., 1891); докторская диссертация «Религиозное сознание язычества. Т. 1. Основные вопросы философской истории естественных религий (Prolegomena): Религии Индии» (М., 1902).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Благодарность С. М. Лукьянова не осталась лишь данью простой любезности. Уже вскоре Издательская комиссия с разрешения Св. Синода признала возможным принять ряд мер, направленных к дальнейшему удешевлению ее изданий. Предполагалось с 1910 г. вместо ранее установленных 30% делать уступку с объявленной цены самых необходимых учебных пособий в 35%; максимально понизить продажную цену при повторных изданиях: а) на те издания, за которые не уплачивался авторский гонорар б) на те учебники, за которые хотя авторский гонорар и выплачивался, но повторность изданий облегчала все заготовительные расходы в) на книги церковнославянской печати (Евангелие и т. п.) г) на книги, значительное увеличение спроса на которые позволяло печатать их единовременно огромным тиражом. 363 В те же годы Училищный совет выслал в епархии собственных изданий на сумму 901 431 рубль 84 копейки (соответственно, на 404 579 р. 71 коп. в 1908 г. и на 496 852 р. 13 коп. в 1909 г.) Всего же тогда было израсходовано 1859 058 р. 95 коп. (909 042 р. 54 коп. в 1908 г. и 950 016 р. 41 коп. в 1909 г.), включая в эту сумму затраты на покупку книг частных изданий, наглядных пособий, письменных принадлежностей, и выделение редакции «Народного образования» 3 527 р. 74 коп. 364 Отдельно нужно сказать, что именно тогда, в 1908 г., в С.-Петербургской Синодальной типографии впервые отпечатали своеобразную «народную Библию» – компактное издание всех книг Священного Писания Ветхого и Нового Заветов на русском языке «в небольшом формате и за небольшую цену» (1 рубль). 365 В следующем, 1910 г. Издательская комиссия отпустила книг и пособий общим тиражом 3 733 767 экземпляров на сумму 991 634 р. 95 коп. Стремясь как только возможно понизить цены, Комиссия продавала свои издания с уступкой 30% от номинальной цены (а некоторые учебники даже 35%). С книг, изданных частными издательствами, делалась уступка в 10% от номинальной стоимости. 366 В 1911–1912 гг. Издательская комиссия вновь могла констатировать, что ее деятельность была вполне успешна. Начали обслуживать читателей 1 500 новых библиотек, в состав каждой из которых вошло в среднем по 393 книги. Всего же книг и пособий в 1911г. отпустили на сумму в 746 447 р., а в 1912 г. – на 812 874 р. Уступки с номинальных цен повторились. Тогда же, наконец, Московская Синодальная типография закончила капитальный труд до изданию Четий-Миней на русском языке. 367

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г. Чернышевском, Д. И. Писареве, М. И. Михайлове, С. Г. Нечаеве, о работе отделений в составе фондов. 17 января – 26 декабря 1919 г. 77 л.; д. 68, л. 25–26). Из ЧСК материалы по Сухомлинову и Бутович были переданы в Уголовный кассационный департамент Правительствующего Сената (где и остаются по сегодняшний день), который с 10 августа по 12 сентября 1917 г. рассматривал в судебном присутствии (в качестве суда первой инстанции) дело военного министра В. А. Сухомлинова по обвинению в государственной измене (РГИА, ф. 1363, оп. 7, д. 1945 – Письма и прошения В. Н. и Е. В. Бутович в Канцелярию по принятию прошений, 5 июля 1908 г.– 3 августа 1912 г.; ф. 1363, оп. 7, д. 1946 – Дело Святейшего Правительствующего Синода по прошению жены потомственного дворянина Екатерины Бутович о производстве ее бракоразводного дела в Санкт-Петербурской духовной консистории, 26 апреля – 12 июня 1909 г.; ф. 1363, оп. 7, д. 1947 – Дело Санкт-Петербургской духовной консистории 2-й экспедиции по 1 столу о расторжении брака жены потомственного дворянина Екатерины Викторовой Бутович с Владимиром Николаевым Бутович по его прелюбодеянию, 30 апреля – 3 августа 1909 г., ч. I; ф. 1363, оп. 7, д. 1948. То же. 6 ноября 1909 – 8 октября 1912 г., ч. II). Так в тексте. См.: документ 13. Так в тексте. Так в тексте. Так в тексте, правильно: Гиляровского. Далее одно слово неразборчиво. Владимир Николаевич Бенешевич (1874–1938 гг.), д октор церковного права, автор более 100 работ по различным отраслям византиноведения, с 1905 г. приват-доцент, с 1909 г. экстраординарный профессор, затем ординарный профессор Петербургского/Петроградского университета. В 1903–1904 гг. преподавал историю церковного права в Александровском лицее, в 1906–1909 гг. в ПДА, в 1909–1912 гг. в Военно-юридической академии и др. Член Предсоборного Совета (1917 г.), членВсероссийского Поместного собора 1917–1918 г. , член Соборного совета, помощник секретаря Собора. В 1922 г.арестован, проходил по «делу митрополита Вениамина (Казанского)» , оправдан.

http://sedmitza.ru/lib/text/6299257/

В 1906/7 г. А. являлся членом Гос. Совета, в 1912-1916 гг.- членом Святейшего Синода, принимал деятельное участие в подготовке Поместного Собора. На разосланную в 1905 г. Синодом правящим архиереям анкету о возможных церковных реформах А. ответил 4 докладными записками, в к-рых изложил свою позицию в вопросах состава буд. Собора, восстановления Патриаршества, а также реформы духовной школы. Апеллируя к визант. практике и к канонам, А. высказался за исключительную власть епископов в Церкви, полагая, что только они могут быть членами Поместного Собора, к-рому надлежит выработать предложения по серьезному преобразованию церковной жизни. А. писал о необходимости создания в Русской Церкви 7 митрополичьих округов для приближения управления к жизни епархий. Показательны воззрения А. на реформу духовной школы: среднюю школу (семинарию) он предлагал разделить на сословную и профессиональную, 1-я должна давать образование детям духовенства с возможностью их свободного выхода из духовного звания, а 2-я должна быть открыта для представителей всех образованных сословий, желающих посвятить себя пастырскому служению. А. предлагал радикально реорганизовать духовные академии, окончательно упразднив остатки академической автономии и усилив власть ректора, что понималось им как укрепление начал церковности. В марте - дек. 1906 г. А. состоял членом Предсоборного Присутствия при Святейшем Синоде, где председательствовал в VI отделе «По делам веры: о единоверии, старообрядчестве и других вопросах веры», поскольку считал единоверие важной частью миссионерской деятельности. В 1912/13 г. А. участвовал в работе Предсоборного Совещания , также посвященного вопросу о восстановлении Патриаршества. В июле 1908 г. А. председательствовал на 4-м Всероссийском миссионерском съезде в Киеве, в янв. 1912 г.- на 1-м Всероссийском единоверческом съезде. В 1911 г. вышло 2-е собрание сочинений А., 14 июня того же года «во внимание к научным достоинствам сочинений» советом КазДА А. был удостоен степени д-ра богословия (утвержден Синодом 15 июля). В 1912/13 г. А. выступил как решительный противник имяславия .

http://pravenc.ru/text/116026.html

яз.: Воронцова. 2015), которая представляет собой критический ответ на книгу портальенца Ж. Вильбуа «L " Avenir de L " Église russe». В нач. 1908 г. М. с женой на некоторое время возвратился в Россию. Здесь М. и Философов принимали участие в работе С.-Петербургского религиозно-философского об-ва, продвигая среди его участников идеи «нового религиозного сознания», однако эта деятельность не принесла видимых результатов. Есть сведения, что в период 1-й эмиграции в Париже супруги Мережковские стали масонами ( Иванова Е. В. Об исключении В. В. Розанова из Религиозно-философского общества//Наш современник. 1990. 10. С. 104-110; Русское масонство 1731-2000 гг.: Энцикл. словарь/Ред.: А. И. Серков. М., 2001). В 1911-1912 гг. в России вышло 1-е полное собрание сочинений М. в 17 томах; в 1914 г.- собрание сочинений в 24 томах. В 1915 г. опубликована кн. «Было и будет: Дневник (1910-1914)»; в 1917 г.- «Невоенный дневник (1910-1914)». Вторая трилогия М. была написана на основе вольной трактовки исторических судеб России и состоит из книг «Павел I» (1908), «Александр I» (1911-1912) и «14 декабря» (1918). С началом первой мировой войны, патриотично воспринятой рус. обществом, у М. установились враждебные отношения с религ. интеллигенцией, в частности с В. Ф. Эрном , С. Н. Булгаковым, Бердяевым, группировавшейся вокруг московского изд-ва «Новый путь». Доклады, сделанные в С.-Петербургском религиозно-философском об-ве М., Гиппиус, а также Мейером, показывали, что «триумвират» увидел в патриотизме национализм, который заслонил собой недавно столь популярный вопрос «что делать с самодержавием?». 26 окт. 1914 г. М. сделал доклад «О религиозной лжи национализма». Февральская революция 1917 г. была положительно воспринята писателем и его кругом, ими предпринимались попытки созвать революционно-религиозные митинги. Нек-рые члены Временного правительства (А. Ф. Керенский, П. Н. Милюков, В. Н. Львов , Карташёв) были близки М. и бывали в предреволюционные годы на заседаниях религиозно-философского об-ва.

http://pravenc.ru/text/2563000.html

Обзор… Александра III. С. 505–508. По мнению митрополита Филарета Дроздова , степень доктора богословия следовало бы присуждать только лицам духовного сословия, т. е. монахам или священникам (Рус. арх. 1893. 1. С. 126). 1567 П. Н. С. Духовная школа по воспоминаниям ее воспитанника и воспитателя с 1863 года, в: Рус. ст. 1911. Т. 147. С. 469. 1568 Из подольской старины, в: Рус. ст. 1912. Т. 149. С. 383 и след. Ср. характеристику 60-х гг. у Флоровского. С. 285 и след. 1569 Евлогий. С. 29. 1570 Извлечения… за 1870 год. С. 155; Извлечения… за 1871 год. С. 114 и след. Протоиерей С. Булгаков (Автобиографические заметки. Париж, 1946. С. 27) подчеркивает, как удручающе действовало на него «навязываемое благочестие» в повседневной семинарской жизни, так что он даже оставил семинарию, предпочтя аттестат зрелости светской гимназии. 1571 Флоровский. С. 285 и след.; Зеньковский. 1. С. 326. 1572 Евлогий. С. 27–28; П. Н. С. Ук. соч. С. 470 и след. 1574 Савва. Хроника. 8. С. 87, 91; Никанор, в: Рус. арх. 1906. 3. С. 24. Ср. однако: Победоносцев. Письма. 2. С. 113–116. 1575 Евлогий. С. 15, 74 и след., 105, 97; Савва. 9. С. 390, 401, 405. 1576 Мирянин. Семинарские петиции и забастовки, в: Церк. вед. 1906. 3. Прибавления. С. 127–132; С. С. Скорбный лист духовных семинарий в 1906–1907 годах, в: БВ. 1907. 2. Примечательно, что многие епископы – выходцы из ученого монашества в своих отзывах (Отзывы… – см. библиогр. к § 9) Предсоборному Присутствию 1905 г. (см. § 9) резко критиковали положение в семинариях, обвиняя во всем Устав и систему воспитания в целом, которую они сами же усердно защищали пять-десять лет назад. Эти отзывы являются лучшим доказательством того, что сами епископы вовсе не хотели сделать систему воспитания 1884–1905 гг. человечнее, как то видно и из приведенных нами в тексте цитат из других источников. 1577 Никанор. Письма, в: Рус. арх. 1909. 6. С. 235. 1578 Евлогий. С. 199; ср.: Церковная правда. 1913. 23. С. 694. 1579 Обзор… Александра III. С. 571–590, а также, например: Отчет… за 1908–1909 гг. С. 466 и след. или Отчет… за 1911–1912 гг. С. 256 и след. В своей основе все эти отчеты оптимистичнее, чем, скажем, упомянутые уже «Отзывы» епископов в 1905–1906 гг. 1580

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Въоръжената борба на ВМОРО в Македония и Одринско: 1904-1912. София, 1991; Радев С. Конференцията в Букурещ и Букурещкият мир от 1913 г. София, 1992; С. Cpбuja и Грчка: 1856-1903: Борба за Балкан. Београд, 1992; Шатилова Л. В. Македонский вопрос в период Балканских войн 1912-1913 гг. и политика России//Балканские исслед. М., 1992. Вып. 15: Россия и славяне: Политика и дипломатия. С. 188-200; Църнушанов К. Македонизмът и съпротивата на Македония срещу него. София, 1992; Βορη Σ. Εκπαδευση και εθνικισμς στα Βαλκνια: Η περπτωση Βορειοδυτικς Μακεδονας (1870-1904). Αθνα, 1992; Елдъров С. Сръбската въоръжена пропаганда в Македония: 1901-1912. София, 1993; Изследвания по македонския въпрос. София, 1993. Кн. 1; The Events of 1903 in Macedonia as Presented in European Diplomatic Correspondence. Thessal., 1993; Македония: История и политическа съдба. София, 1994-1998. 3 т.; Бурбыга В. А. Македонский вопрос в российской дипломатической переписке 1893-1899 гг.: По мат-лам консульств в Салониках и Битоли//Македонски преглед. 1996. Год 19. 1. С. 63-80; Даскалов Г. Българите в Егейска Македония - мит или реалност: Ист.-демографско изследване (1900-1990). София, 1996; Bojadjiev S. 90 Years Greek Ethnic Cleansing of Bulgarians in Aegean Macedonia. Sofia, 1996; Gounaris B. Reassessing 90 Years of Greek Historiography on the «Struggle for Macedonia» (1904-1908)//JMGS. 1996. Vol. 14. N 2. P. 237-251; Roudometof V. Nationalism and Identity Politics in the Balkans: Greece and the Macedonian Question//Ibid. P. 253-301; Μπονδης Κ. Οι ελληνικο φιλεκπαιδευτικο σλλογοι ως φορας εθνικς παιδας και πολιτισμο στη διαφιλονικομενη Μακεδονα (1869-1914). Θεσ., 1996; Karakasidou A. Fields of Wheat, Hills of Blood: Passages to Nationhood in Greek Makedonia, 1870-1990. Chicago; L., 1997; Македония: Проблемы истории и культуры. М., 1999; Χολβας Ι. Οι Ελληνες σλαβφωνοι της Μακεδονας. Αθνα, 1999; Митрески П. Историски прилози за Makeдohuja (XIX-XX в.). Струга, 2000; Исаева О. Н. Национальное самосознание слав.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУРСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ офиц. издание Курской епархии, основанное согласно указу Синода (от 1 дек. 1870) в янв. 1871 г. при Курской ДС, которая находилась в Белгороде. После переезда Курской ДС (с 15/16 за 1882) «К. е. в.» издавали в Курске. Журнал выходил в 1871-1887 гг. 2 раза в месяц, в 1888-1917 гг. еженедельно, при этом в 1907-1908 и 1913-1916 гг. вышло по 48 номеров, в 1912 г.- 35, в 1917 г.- 45 номеров, в остальные годы - по 52 номера. Каждый номер состоял из офиц. и неофиц. частей (неофиц. часть в 1871-1904 называлась «Прибавления к «Курским епархиальным ведомостям» с подзаголовком «Часть неофициальная»), с раздельной пагинацией. Первоначально редакторами офиц. и неофиц. частей «К. е. в.» были ректоры Курской ДС: в 1871-1888 гг. прот. М. П. Невский (впосл. Митрофан, еп. Смоленский), в 1888-1906 гг.- прот. И. А. Новицкий, соредакторами были преподаватели семинарии прот. Г. Вознесенский (1871-1874) и А. А. Чистяков (1874-1883). В кон. 1906 г. редактирование офиц. части было передано секретарю духовной консистории С. А. Малевинскому (1906-1909), неофиц. часть продолжал редактировать прот. И. Новицкий, с 24 за 1909 г. обязанности редактора неофиц. части исполнял преподаватель Курской ДС Н. П. Сенаторский. В кон. 1909 г. еп. Курский и Обоянский Питирим (Окнов ; впосл. митрополит Петроградский и Ладожский) ходатайствовал об освобождении обоих редакторов от их обязанностей и о назначении редактором обеих частей сверхштатного члена консистории свящ. О. Псарёва, составившего одобренную Синодом записку о правилах издания «К. е. в.», согласно к-рой «официальная, общепринятая программа епархиальных ведомостей, оставаясь в основных чертах неизменной, фактически имеет быть дополнена введением новых рубрик (напр., «ответы редакции», «почтовый ящик», «смесь») и возможным расширением существующих отделов» (Об издании «Курских епархиальных ведомостей»//Курские ЕВ. 1910. 17. Ч. офиц. С. 143-145). В результате этих изменений на протяжении 2 лет «К. е. в.» выходили приближенными к газетному формату за счет сокращения в неофиц. части богословских и церковно-исторических статей, в т. ч. публикаций по местной церковной истории, но с большим количеством хроникальных заметок, очерков и стихов. В 1912-1917 гг. издание «К. е. в.» было возвращено к прежнему формату; офиц. часть в эти годы редактировал секретарь консистории Н. А. Дивногорский, а неофиц. часть - Сенаторский.

http://pravenc.ru/text/2462321.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010