Вслед за Александром из Гэльса Б. развивал т. н. гиломорфическую концепцию, согласно которой все, кроме Бога, составляется из материи и формы. Материя понималась им как принцип потенциальности как в вещественном, так и в духовном, но, в отличие от Фомы, настаивавшего на пассивной потенциальности материи, Б., развивая учение Августина о семенных причинах, трактовал последние как активные потенции, заложенные Богом в материю, но актуализирующиеся под действием имманентных факторов. У каждой сущности, по Б., имеется множество форм, субординированных субстанциальной форме. Высшая форма телесного — свет, высшая форма души — ум; душа относится к телу, как форма к материи, что не мешает выделять внутри самой души невещественную материю — ее «способности», или органы душевной деятельности. Только идеи–образцы в уме Бога чисто актуальны, и постольку не подпадают общему гиломорфизму. Учение Б., продолжавшее традиции августинианства, положило начало францисканскому направлению в средневековой схоластике, противостоявшему томизму. Вместе с тем наметившаяся уже у Б. и его ближайших учеников тенденция к ассимиляции некоторых аристотелевских идей (при подчеркивании принципиального несогласия с позицией томистов в целом) получила развитие у более поздних францисканских мыслителей (сделавшись преобладающей у Дунса Скота). Однако и после подъема и торжества томизма в западной схоластике к учению Б. неизбежно обращались католические философы и теологи мистической ориентации, выступавшие против экспансии рационализма. БОНХЕФФЕР (Bonhoffer), Дитрих (4. 2. 1906, Бреслау, ныне Вроцлав, — 9. 4. 1945, концентрационный лагерь Флоссенбюрг), немецкий лютеранский теолог и религиозный мыслитель, участник движения Сопротивления. Ученик видного либерального теолога и историка Церкви А. Гарнака; вдохновлявший последнего идеал «интеллектуальной честности» в духе либерального гуманизма XIX в. оказал на Б. глубокое воздействие (ср. его симпатию к критическому духу мыслителей немецкого Просвещения, особенно Г. Э. Лессинга).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Попов Константин Андреевич ( 1876–1949) – советский партийный деятель. историк. Родился в Омске в семье мелкого чиновника. Окончил юридический факультет Дерптского (Юрьевского) университета (1898). Член РСДРП с 1903 г. Активный участник революционного движения, неоднократно арестовывался, высылался. Председатель первого в Омске Совета рабочих и солдатских депутатов (1917). В 1919–1920 гг. на подпольной работе в Иркутске. В 1920–1922 гг. зам, председателя, председатель Исполкома Омского губернского Совета. В 1922–1928 гг. зав. полотделом пропаганды АППО ЦК РКП(6) –ВКП(б), второй зам. зав. АППО ЦК РКП(6)-ВКП(6). С октября 1924 г. зам. председателя АРК. С 1928 г. на научной работе, преподаватель в Институте красной профессуры, Институте Маркса – Энгельса – Ленина, Московском историко-архивном институте. Доктор исторических наук, профессор. С 1945 г. на пенсии. Умер в Москве. Попов Николай Николаевич (1890/91–1938) – советский партийный деятель. Родился в Кутаиси в семье учителя. Член РСДРП с 1906 г., меньшевик. Вел революционную работу во Владикавказе. Харькове, Москне. Член РКП(б) с 1919 г. В 1921–1923 гг. секретарь Харьковского губкома КП (6) Украины. В 1924 г. зам. зав. агитационно-пропагандистским отделом ЦКРКП(6). В 1924–1926 гг. ректор Института марксизма. С октября 1922 по январь 1923 г. председатель АРК, до октября 1924 г. зам. председателя. В 1925–1930 гг. член ЦК КП(б) Украины. В 1928–1929 гт. первый зам. зав. Отделом агитации, пропаганды и печати ЦК ВКП(б). В 1933–1937 гг. секретарь ЦК КП(б) Украины. В 1936–1937 гг. член Политбюро ЦК КП(б) Украины. В 1930–1937 гг., кандидат в члены ЦК ВКП(б). Автор учебников для вузов и партийных школ, работ по истории партии. Расстрелян, реабилитирован в 1956 г. Проханов Иван Степанович ( 1869–1935) – религиозный и политический деятель. Родился во Владикавказе в семье сектантов-молокан. Окончил Санкт-Петербургский технологический институт (1893). В 1895 г. выехал за границу, гле получил богословское образование. В 1909 г. организовал и возглавил Всероссийский союз евангельских христиан (ВСЕХ). В 1911 г. избран одним из шести вице-президентов Всемирного баптистского альянса. Организатор всероссийских съездов евангельских христиан (в 1909–1911, 1917, 1918–1921 гг.). Автор ряда стихотворных и песенных сборников, издатель, организатор просветительской и хозяйственной деятельности. После революции неоднократно подвергался репрессиям со стороны органов ВЧК–ОГПУ, продолжал руководить ВСЕХ до 1928 г., когда выехал за границу. Жил в Канаде, США, Германии, совершая многочисленные миссионерские поездки. Скончался в Берлине.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С дедушкой Васей на религиозные темы мы поговорить не успели. До революции он ребёнком и подростком несомненно ходил с отцом и матерью в храм, но в дальнейшем под влиянием советской пропаганды и воспитания той поры, видимо, отдалился от Церкви. Никаких проявлений его хотя бы скрытой религиозности я вспомнить не могу. Вместе с тем он никогда ни в какой форме не порицал исповедание православной веры членами нашей семьи, с которой он породнился в 1969 году. На последний предреволюционный 1916 год в Жестылёве насчитывалось 84 двора и 690 жителей. Жестылёвские крестьяне трудились на пойменных землях, занимались рыболовством и различными ремёслами, обеспечивали паломников, следующих по пролегающей через село дороге в Троице-Сергиеву лавру (13) . Яков Павлович Чугунов был мастером золотого шитья. По семейным преданиям, в Москве на Никольской улице у него имелся прилавок, где продавались расшитые ленты и другие изделия (14) . Как «кустарь-одиночка» в 1930-е гг. он пострадал от репрессий – его присудили к исправительным работам на канале Москва-Волга. Его дом в Дмитрове коммунисты реквизировали (15) . По тем временам всё это было сравнительно мягкими «мерами социальной защиты». После отбытия срока Яков Павлович вернулся в Дмитров и, как сообщили родственники, приобрел половину дома у своего зятя С.Д. Попова (16) . Его профессиональные навыки пригодились во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Указами Президиума Верховного совета СССР от 16 января 1943 года в Рабоче-Крестьянской Красной Армии, и от 15 февраля в Военно-Морском Флоте СССР были введены погоны «для определения военного звания и принадлежности военнослужащих к тому или иному роду войск (службе)» (17) . В течение двух месяцев предписывалось обеспечить военнослужащих погонами. Но эти знаки различия были отменены коммунистическим режимом 15/28 декабря 1917 г. За более чем четверть века умерли или погибли от террора старые специалисты в золотошвейном деле, а новые кадры почти не создавались. Поэтому теперь каждый недобитый мастер золотого шитья оказался, если можно так выразиться, на вес золота. Я.П. Чугунов был среди них одним из лучших и внёс весомый вклад в возрождение производства погон, центром которого стал Дмитровский район (18) .

http://ruskline.ru/analitika/2023/08/17/...

Советская, большевицкая Россия подписала 3 марта 1918 года позорное, предательское и грабительское Брестское соглашение с Германией, по которому Советская Россия выплатила колоссальную контрибуцию продовольствием и золотом и отдала треть своей европейской территории и населения. Но верные Вере, Царю и Отечеству отдельные русские войска продолжали сражаться с Германией до последнего, до ноября 1918 года. Так, «Русский легион чести», сформированный во Франции из добровольцев русской Первой экспедиционной бригады, первым форсировал линию Гинденбурга и занял немецкий город Майнц в 1918 году. Среди его бойцов был и будущий маршал и министр обороны СССР Родион Малиновский, победитель фашистской Германии и милитаристской Японии в 1945 году. По Версальскому договору (ст. 116 и 117) Россия была объявлена победительницей в Первой Мировой войне. Но это была не Советская Россия, так как большевицкое правительство было признано по Версальскому договору нелегитимным, а заключенное им Брестское соглашение было расторгнуто. По Соглашению, символично подписанному в королевской резиденции в Версале, победа принадлежала Царской России, Императору Николаю II, хотя к этому времени он уже отошел ко Господу. Именно Царская Россия вынесла основную тяжесть войны, поэтому именно она справедливо заслужила победу в этой Великой войне. Немецкие войска, оккупировавшие при большевиках часть европейской территории России, покинули ее территорию, а Россия получила права на контрибуцию и репарации от Германии. Предатели-большевики не смогли, да и не захотели воспользоваться этим правом. XV Император Николай Александрович успешно развивал на традиционной основе систему управления государством, заботился о расширении местного самоуправления, укреплял и расширял функции и полномочия земских и городских самоуправляемых учреждений, земских старост. Именно при Императоре Николае II в 1906 году была возрождена Государева Дума, получившая название Государственной Думы, действовал Государственный Совет. Политическая триада единодержавия, соборности и народоправства как принципов управления в Православной Монархии стала основой политического устроения страны.

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/10/...

Тошпулатов Артыкбай   В 1945 году Артыкбая демобилизовали в запас по болезни – суставный ревматизм и порок сердца. После войны он 21 год проработал в органах прокуратуры Таджикской ССР на должностях следователя, помощника прокурора, прокурора района, прокурора воинской части. Затем перешел на работу в органы юстиции. С 1971 года – начальник юстиции. В честь 60-летия награжден званием Заслуженный юрист Таджикской ССР. В 1985 году вышел на пенсию. В браке с прабабушкой Масрура у них родилось пять детей – двое сыновей и три дочери. Тошпулатов Артыкбай «Я помню, дома хранилось дедушкино ружье, и мы все мечтали его подержать, – говорит Парвина. – Еще помню, как мама рассказывала, что дедушка всегда с ужасом вспоминал войну и говорил, что там были не люди, а звери. Он видел очень много жестокости. Наверное, поэтому для нас День Победы – это действительно, как поется в песне, “праздник со слезами на глазах”». Ваня Литвинов Каждое письмо дедушки заканчивалось одинаково: «Дети, молитесь Богу» Литвиновы – многодетная семья из украинского города Днепропетровска (с 2016 года – Днепр). Папа, мама и четверо детей. Ване Литвинову 14 лет, у него лимфома Беркитта, 3-я стадия. Лечение в России было бы невозможно без помощи тех из вас, кто оказался неравнодушен к Ваниной судьбе. Фонд «Правмир» также помогал оплачивать Ванино лечение – были собраны деньги на курс таргетной терапии, и опухоль уменьшилась. Сейчас Ваня в ремиссии. Он сам рассказывает о своих родных, прошедших через войну. Ваня Литвинов с мамой,сестрой и братьями «Карамушка Григорий Харитонович – дедушка моего деда. Младший сержант. Родился в 1906 году в поселке Широкое Днепропетровской области. Работал на шахте забойщиком. Отец пятерых детей – когда он ушел на войну, младший только недавно родился. В 1939 году участвовал в походе на Польшу. Был радистом. В Красной Армии с 1941 года, сначала радист, а затем пулеметчик. В 1941 году вышел из окружения, организовал из окруженцев воинское соединение и вступил в бой с нацистами.

http://pravmir.ru/oni-srazhalis-za-odnu-...

Свой первый тюремный срок он получил ещё молодым человеком, в 1904 году, но после манифеста 17 октября 1905 был освобождён вчистую. Кто из нас из школьной истории, из “Краткого курса” не узнал и не зазубрил, что этот “провокационно-подлый манифест” был издевательством над свободой, что царь распорядился: “мёртвым — свободу, живых — под арест”? Но эпиграмма эта лжива. Тем актом разрешались все политические партии, созывалась Дума, и амнистия давалась честная и предельно широкая, а именно: по ней освобождались ни много ни мало как все политические без изъятия, независимо от срока и вида наказания. Лишь уголовные оставались сидеть. Сталинская же амнистия 7 июля 1945 поступила как раз наоборот: всех политических оставила сидеть. Интересен был его рассказ об обстановке той амнистии. В те годы, разумеется, ни о каких «намордниках» на тюремных окнах ещё не имели понятия, и из камер белоцерковской тюрьмы, где Фастенко сидел, арестанты свободно обозревали тюремный двор, прибывающих и убывающих, и улицу, и перекрикивались из вольных с кем хотели. И вот уже днём 17 октября, узнав по телеграфу об амнистии, вольные объявили новость заключённым. Политические стали радостно бушевать, бить оконные стёкла, ломать двери и требовать от начальника тюрьмы немедленного освобождения. Кто-нибудь из них был тут же избит сапогами в рыло? посажен в карцер? какую-нибудь камеру лишили книг или ларька? Да нет же! Растерянный начальник тюрьмы бегал от камеры к камере и упрашивал: “Господа! Я умоляю вас! — будьте благоразумны! Я же не имею права освобождать вас на основании телеграфного сообщения. Я должен получить прямые указания от моего начальства из Киева. Я очень прошу вас: вам придётся переночевать.” — И действительно, их варварски задержали на сутки!.. (После сталинской амнистии, как будет ещё рассказано, амнистированных передерживали по два-три месяца, понуждали всё так же вкалывать , и никому это не казалось незаконным.) Обретя свободу, Фастенко и его товарищи тут же кинулись в революцию. В 1906 году Фастенко получил 8 лет каторги, что значило: 4 года в кандалах и 4 года в ссылке. Первые четыре года он отбывал в севастопольском централе, где, кстати, при нём был массовый побег арестантов, организованный с воли содружеством революционных партий: эсеров, анархистов и социал-демократов. Взрывом бомбы был вырван из тюремной стены пролом на доброго всадника, и десятка два арестантов (не все, кому хотелось, а лишь утверждённые своими партиями к побегу и заранее, ещё в тюрьме — через надзирателей! — снабжённые пистолетами) бросились в пролом и кроме одного убежали. Анатолию же Фастенко РСДРП назначила не бежать, а отвлекать внимание надзирателей и вызывать сумятицу.

http://azbyka.ru/fiction/arxipelag-gulag...

427 Со Святыми Упокой... Кончина архиепископа Филофея//Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви за границей. Мюнхен. 1986. С. 9–11. 433 Епископ Митрофан (Зноско). Хроника одной жизни. К шестидесятилетию пастырского служения. IX. 1935 – IX.1995. М., 1995. С. 116. 440 Центр документации новейшей истории Томской области (ЦДНИ ТО), ф. 5791, on. 1, д. 8, л. 2; Архив научно–информационного центра «Холокост» в Москве. 441 ЦДНИ ТО, ф. 5791, on. 1, д. 8, л. 1, 3, 4, 7; Новости архивного отдела И Научно-информационный бюллетень «Холокост». Москва. Июнь 2011. (2). С. 14. 442 См.: Праведники Народов Мира Беларуси/Сост. И.П. Герасимова, А.Л. Шульман. Минск, 2004; Розенблат Е. Спасение евреев Беларуси в годы Холокоста: праведники и праведные//Холокост: новые исследования и материалы. Материалы XVIII Международной ежегодной конференции по иудаике. Т. 4. М., 2011. С. 85, 87. 445 Винница Г. Холокост на оккупированной территории Восточной Белоруси в 1941–1944 годах. Минск, 2011. С. 129; Смиловицкий Л.Л. Указ, соч. С. 62. 449 Карсавин Лев Платонович, философ, историк. Родился 1/13 декабря 1882 г. в Петербурге в семье балетмейстера. В 1906 г. окончил историко–филологический факультет Петербургского университета. Командирован за границу, работал в библиотеках и архивах Франции и Италии (1910–1912). Защитил магистерскую диссертацию «Очерки религиозной жизни в Италии XII–XIII вв.». С 1913 г. – экстраординарный профессор Петербургского университета, удостоен ученой степени доктора исторических наук за диссертацию «Основы средневековой религиозности в вв., преимущественно в Италии». В 1916 г. получил степень доктора богословия в Петербургской Духовной академии. В 1922 г. выслан из России. Жил в Берлине и в Париже, принимал участие в деятельности Религиозно-философской академии. Переехал в Литву, с 1928 г. возглавлял кафедру всеобщей истории в Ковенском университете (Каунас). В 1931 г. начал издавать (по–литовски) многотомное сочинение «История европейской культуры», которое не успел завершить. В 1940 г. переехал из Каунаса в Вильнюс вслед за университетом. В 1945–1946 гг. его педагогическая деятельность ограничивается единственным курсом – эстетикой, а затем он отстраняется от преподавания; некоторое время работает директором Исторического музея. 9 июля 1949 г. арестован, сослан на Северный Урал. После суда в Ленинграде в конце 1950 г. этапирован в Абезь (у Полярного круга), в инвалидный лагерь в Коми АССР, где 20 июля 1952 г. умер от туберкулеза.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Σ. 328).    Данная «Беседа» совпадает с частью 47 главы подлинной редакции «Лавсаика» Палладия (анализ этой редакции см. в кн.: Тромкмм И. Обозрение источников начальной истории египетского монашества. Сергиев Посад, 1906. С. 198—212), где повествуется о беседе Евагрия и Альбина с аввой Пафнутием относительно падения добродетельных подвижников (см.: The Lau-saic History of Palladius. Vol. 2/Ed. by C. Butler. Cambridge, 1904. P. 136—142). Пафнутий принадлежал к так называемому «второму поколению» египетских монахов (по мнению Ж. - К. Гюи, расцвет его деятельности приходится на 360—400 гг.). Он духовно окормлялся у преп. Макария Египетского и аввы Исидора, став преемником последнего, как священник и настоятель Скита. Преп. Пафнутий стяжал глубокое уважение иноков своей мудростью и прозорливостью, и авва Пимен назвал его «великим» (см. предисловие к изданию: Les Apophtegmes des Peres. Collection systematique. T. I. P. 59—61). Вполне возможно, что рассуждения аввы Пафнутия являются отзвуком духовных наставлений преп. Макария - его учителя, а поэтому в рукописной традиции значились под его именем.    Слово φρ ν (Букв.; грудобрюшная перегородка) объ-емлет как бы совокупность душевных, духовных и интеллектуальных способностей человека. Так, Палладий, повествуя о молодом св. Иоанне Златоусте, замечает, что, хотя ему было всего 18 лет от роду, он являлся духовно возмужалым человеком (ανδρυν&Ες δ τ ν φρνα), «влюбленным в священные науки» (Pa//aos. Dialogue sur la vie de Jean Chryso-stome. T. I. P. 106).    Определение аввы Пафнутия как о γνωστιχτατος опять указывает на традицию православного «гно-сиса», восходящую к Новому Завету (особенно к святым апостолам Павлу и Иоанну) и творениям мужей апостольских (особенно к «Посланию Варнавы»). Затем эту традицию наиболее четко выразил и оформил Климент Александрийский, для которого гносис есть неразрывное единство веры и знания, нравственного совершенства и истинного (т. е. ортодоксального) богословия (см.: Came/ot P. Foi et gnose. Introduction a l " etude de la connaissance mystique chez Clement d " Alexandrie. Paris, 1945. P. 50—68). С возникновением иночества данная традиция обрела твердую почву в учении преп. Антония, для которого христианская Истина, стяжаемая в подвиге аскетического делания, тождественна духовному ведению, объемлющему всю совокупность тварного бытия и находящему завершение в богопознании (см.: РмАйилои,. The Letters of st. Antony. Origenist Theology, Monastic Tradition and the Making of a Saint. Lund, 1990. P. 59—88). Позднее яркими выразителями той же традиции были Ева-грий Понтийский, преп. Максим Исповедник и др.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Существование мусульм. султаната на Борнео (Калимантан) известно с XV в.; в период наибольшего расцвета, в XV-XVII вв., он распространил свою власть на сев. побережье острова и ряд соседних островов. В 1580 г. Б. захватили испан. колонизаторы, после их изгнания территория султаната заметно уменьшилась. Первыми миссионерами в стране были 2 испан. монаха-францисканца, прибывшие в султанат в 1587 г. по пути в Манилу. Один из них был убит и обезглавлен. В нач. XIX в. Б. стал центром пиратства и рынков работорговли. В 1841 г. англичанин Дж. Брук захватил Саравак (ныне шт. Малайзии), в 1847 г. Великобритания овладела о-вом Лабуан и навязала Б. неравноправный договор. Новую попытку крестить местных жителей, исповедующих традиц. культы, предпринял итал. миссионер о. Раве, в 1857 г. основавший миссию в Барамбангане неподалеку от г. Бруней. Поначалу его деятельность была довольно успешной, но из-за растущей враждебности мусульм. окружения он был отозван, а крещенные им даяки вернулись к прежним культам. В 1877 г. султан передал в аренду англичанам Сабах (ныне шт. Малайзии). В 1888 г. Б. стал брит. протекторатом. В 1906 г., после открытия нефтяных месторождений, в Б. был назначен брит. представитель. В 1942-1945 гг. Япония оккупировала Б. В 1959 г. была введена Конституция, сохранявшая колониальный режим. В 1962 г. произошло восстание под рук. Народной партии, подавленное в нач. 1963 г. Колониальная зависимость сохранялась до 1984 г. Успехи деятельности католич. миссионеров были отмечены лишь после первой мировой войны, когда в Б. переселились с о-ва Лабуан неск. католиков-китайцев, первое крещение было зафиксировано 5 марта 1919 г. Поначалу прихожан окормляли священники, приезжавшие с Лабуана, но затем появились и постоянные. До 1952 г. территория Б. входила в состав диоцеза Лабуан, затем была передана в апостольское вик-ство Кучинг (Саравак), в 1959 г. от него отделилось апостольское вик-ство Мири (Малайзия), а в 1997 г. из последнего была выделена апостольская префектура Б. В 30-х гг. XX в. среди местных китайцев, связанных с чиновниками брит. администрации, и представителей аборигенных народностей началась миссионерская деятельность протестантов. Особенно заметный рост числа христиан в Б. наблюдался в 80-90-х гг. XX в. Законодательство о вероисповедании

http://pravenc.ru/text/153477.html

Священник церкви св. Марии Магдалины общины сестер милосердия во имя Христа Спасителя в Петербурге (1912–1913). Священник церкви Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе (1913–1922). В годы Первой мировой войны священник лазарета Великих княжон Марии Николаевны и Анастасии Николаевны при Феодоровском соборе. Духовник императора Николая II. Протоиерей, настоятель церкви Феодоровской иконы Божией Матери (1921–1930). Окормлял иосифлян в Пушкине Ленинградской области. Арестован в декабре 1930 года. Коллегией ОГПУ в октябре 1931 г. приговорен к 5 годам ИТЛ. Отбывал наказание в Соловецком лагере особого назначения, в сибирском лагере и на строительстве Беломорканала (1931–1934). После освобождения проживал в Новгороде. С 1936 г. в ссылке в Мурманске, а затем в Мончегорске Мурманской области, где работал бухгалтером горнорудного управления Мончегорского НКВД. В 1941 г. переехал в город Пушкин Ленинградской области для эвакуации семьи, оказался в оккупации. Служил в Покровской церкви в д. Козья Гора Осьминского района Ленинградской области и ряде соседних приходов (1942–1945). Оказывал помощь партизанам. С августа 1945 г. – настоятель Казанской церкви в поселке Вырица. Духовник старца иеросхимонаха Серафима Вырицкого . Арестован в январе 1950 года, по постановлению Военного трибунала войск МВД Ленинградского округа в апреле 1950 г. приговорен к 25 годам лагеря с заменой 5 годами. В заключении в Ангарлаге. Освобожден в феврале 1955 года. Служил в Казанской церкви поселка Вырица. С августа 1957 г. за штатом. Жил в Вырице, получал пенсию как заштатный протоиерей. Киприан (Зернов Михаил Викентьевич) (1906–1987), епископ. В августе 1944 года рукоположен во диакона (целибат), а затем во священника к Троицкой церкви с. Наташино, под Москвой. В июле 1945 года назначен настоятелем этого же храма. Одновременно исполнял должность секретаря управляющего Московской епархией. С декабря 1945 года – настоятель Покровского храма с. Черкизова Московской области с исполнением должности секретаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010